Механизм, управление и мониторинг реализации Программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм, управление и мониторинг реализации Программы



Механизмы реализации Программы

Для повышения эффективности реализации Программы необходимо последовательно принять ряд программных и иных документов, согласованных между собой по ожидаемым результатам:

1) План мероприятий по реализации Программы (далее – План мероприятий) с детальным указанием конкретных действий, направленных на достижение целей и задач Программы, с определением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимых затрат на ее реализацию;

2) стратегические планы центральных исполнительных органов Республики, утверждаемые постановлениями Правительства Республики Казахстан;

3) программы развития территорий и планы мероприятий по их реализации, утверждаемые соответственно решениями маслихатов и акимов регионов;

4) стратегии и планы развития национальных холдингов и национальных компаний, иных контролируемых государством акционерных обществ и товариществ, участвующих в реализации Программы;

5) стратегии и планы развития национальных институтов развития, иных контролируемых государством акционерных обществ и товариществ, участвующих в реализации политики.

Внесение изменений и дополнений в перечисленные документы будет производиться по мере возникновения необходимости с учетом актуальных реалий соответствующего периода.

Такой порядок разработки и принятия вышеуказанных документов повысит эффективность и прозрачность реализации Программы на вертикальном и горизонтальном уровнях, обеспечит последовательность и синхронность осуществления мероприятий.

Принципиальным является отсутствие специальных отраслевых программ, разрабатываемых в развитие Программы. Важным является соблюдение четкой взаимосвязи между Программой и вышеперечисленными нормативными правовыми актами и иными документами по ожидаемым мероприятиям при их разработке и внесении изменений и дополнений.

 

Управление реализацией Программы

Для управления реализацией Программы закреплено четкое распределение ответственности и институциональных механизмов между основными участниками ее реализации, мониторинга и финансирования.

Наряду с Правительством Республики Казахстан, центральными и местными органами управления, национальными холдингами и институтами развития Национальная палата предпринимателей примет активное участие в обсуждении и разработке стратегических документов в реализацию Программы, в том числе по вопросам развития национальных и территориальных кластеров.

Значительная роль отводится Комиссии по промышленному развитию Республики Казахстан, образованной в целях выработки предложений в сфере промышленного развития Республики Казахстан.

Для координации работы по развитию отраслей промышленности, упорядочения системы поддержки через институты развития на базе Национального института развития в области развития индустрии предусматривается продолжение в установленном порядке формирования центра компетенций в области индустриальной политики с основными направлениями деятельности: информационно-аналитическая поддержка индустриального развития страны; мониторинг реализации Программы; развитие программы повышения производительности; развитие систем поставщиков и интеграция в глобальные отраслевые цепочки; координация государственной политики по поддержке кластеров; разработка дорожных карт по снижению административных барьеров; сопровождение Карты индустриализации; поддержка операционной деятельности и аналитическое обеспечение Комиссии; создание и развитие офиса управления Программой.

 

Мониторинг реализации Программы

Для эффективной координации, мониторинга и повышения доступности и качества оперативных (ежегодных) данных о ходе реализации Программы, а также планов мероприятий министерств и институтов развития, вовлеченных в ее реализацию, будет усовершенствована система мониторинга и оценки ее реализации.

Ключевым механизмом в системе мониторинга реализации Программы должны стать оценка, основанная на фактах, и финансирование исполнителей в зависимости от достигнутых результатов. Внедрение этого подхода потребует дальнейшего совершенствования системы государственного планирования Республики Казахстан, которое должно в первую очередь отразиться в новых видах анализа и оценки – таких, как предварительная оценка программ и проектов, оценка результативности их реализации относительно затрачиваемых государственных ресурсов.

Согласно лучшим мировым практикам в области управления программами для эффективной межведомственной координации ее реализации планируется создание офиса управления программой на базе Национального института развития в области индустрии. Он будет осуществлять оценку исполнения целевых показателей, степень реализации отдельных мероприятий. Мониторинг реализации Программы позволит выявлять отклонения и предлагать план мероприятий по их устранению, на основе которого будет осуществляться корректировка Программы.

Этапы реализации Программы

Достижение поставленной цели и задач будет осуществляться пошагово.

Первый этап включает в себя запуск мероприятий по развитию национального кластера из базовых ресурсных секторов экономики, 3 кластеров из рыночно-ориентированных секторов экономики и двух инновационных кластеров из секторов «новой экономики». Для поддержки индустриального развития в приоритетных секторах будут реализованы пилотные инструменты поддержки индустриального развития.

На втором этапе реализации будет задействован весь набор инструментов поддержки индустриального развития в приоритетных секторах. Будут осуществлены мероприятия по развитию приоритетных кластеров из базовых ресурсных секторов, рыночно-ориентированных секторов и инновационных кластеров. Будет завершено обновление системы институтов развития. Также, при необходимости, политика будет актуализирована, а на завершающей стадии этого этапа будет разработана третья пятилетняя программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Кроме того, для кластеров из базовых и рыночно-ориентированных секторов промышленности, а также инновационных кластеров из секторов «новой экономики» необходимо обеспечить достижение международной конкурентоспособности в макрорегионе, включающем страны СНГ и Центральной Азии.

С целью обеспечения соответствия политики изменившимся внешним условиям будет осуществлен ее пересмотр, в том числе будут пересмотрены стратегические планы, пятилетние и трехлетние (с учетом бюджетного цикла) планы мероприятий министерств, а также стратегии развития, пятилетние и трехлетние (с учетом бюджетного цикла) планы мероприятий институтов развития, вовлеченных в ее реализацию.

На третьем – завершающем этапе реализации будет проведена комплексная оценка итогов реализации политики. Наряду с этим будет организована разработка третьей пятилетней программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на период 2020 – 2024 годы.

 

Необходимые ресурсы

Для успешной реализации Программы будут консолидированы финансовые ресурсы государства и частного сектора, при этом государство сконцентрируется на финансовом обеспечении мер поддержки, создающих условия для прихода частных инвестиций.

Для достижения поставленных целей и индикаторов прогнозные потребности в инвестициях для обрабатывающей промышленности составят порядка 6,6 трлн тенге, в том числе около 600 млрд тенге из государственного бюджета.

 

Таблица 62. Общие потребности в инвестициях в

обрабатывающей промышленности, млрд тенге

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. за 2015-2019гг.
Черная металлургия            
Цветная металлургия            
Нефтепереработка            
Нефтехимия            
Производство продуктов питания            
Агрохимия            
Производство химикатов для промышленности            
Производство автомобилей            
Электрооборудование            
Производство с/х техники            
Производство ж/д техники            
Горнодобывающее оборудование            
Нефтедобывающее и нефтегазоперерабатывающее оборудование            
Производство строительных материалов            
Итого по приоритетным секторам            
Прочие сектора            
Обрабатывающая промышленность            

 

80% целевых бюджетных финансовых ресурсов, выделяемых по Программе, будут направлены на поддержку приоритетных секторов. Оставшиеся 20% пойдут на поддержку успешных проектов и предприятий других секторов обрабатывающей промышленности.

Объемы государственного финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, будут уточняться на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Используемые термины

Аддитивные технологии – класс технологий, в которых деталь формируется наращиванием материала, а не удалением его из заготовки, как в традиционных.

Голландская болезнь – состояние экономики, для которого характерны два симптома. Первый – увеличение добычи и экспорта сырья. Второй - уменьшение объемов отечественного промышленного производства. При этом появление второго симптома неразрывно связано с первым. Другими словами, «голландская болезнь» – это такое состояние экономики, при котором экспорт сырья замедляет развитие национальной экономики.

Деловой климат – широкий набор политических, экономических, юридических и материальных факторов, которые определяют преимущества страны для иностранных инвестиций, а также склонность национальных компаний всех размеров и отраслей инвестировать в развитие.

Диверсификация – рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков.

Национальные институты развития – юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо либо косвенно принадлежат государству, уполномоченные на реализацию мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.

Интернационализация – технологические приемы разработки, упрощающие адаптацию продукта к языковым и культурным особенностям региона, отличного от того, в котором разрабатывался продукт.

Индекс доверия при ПИИ (FDI Confidence Index by A.T.Kearney) – разработанный компанией A.T. Kearney индекс, основанный на данных регулярного опроса мнений крупных международных инвесторов. При составлении рейтингов стран участвуют компании с годовым оборотом в более 2 трлн долл. США.

Кластер – географически сконцентрированная группа взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций, которая включает в себя производителей конечных или промежуточных товаров и услуг, поставщиков комплектующих, специализированных услуг, производителей производственного и иного оборудования, поставщиков специализированной инфраструктуры, научных и исследовательских организаций, организаций высшего образования, организаций технического и профессионального образования и других организаций, имеющих определенную отраслевую специализацию.

Коммодитиз – активно экспортируемые товары массового производства, обладающие качественной однородностью, сопоставимостью качественных характеристик в течение продолжительных периодов времени и взаимозаменяемостью отдельных партий, что позволяет вести торговлю им по описаниям и образцам.

Ловушка среднего дохода – ситуации в экономическом развитии, при которых страна, которая достигает определенного дохода, «застревает» на этом уровне.

Локализация – размещение на территории страны производства продукции первоначального иностранного происхождения.

Макрорегион – регион, который состоит из пяти уровней, в зависимости от степени интеграции с Республикой Казахстан.

Первый уровень включает приграничные регионы Российской Федерации: Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская области, Республика Башкортостан, Челябинская, Курганская, Тюменская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край, Республика Алтай.

Второй уровень включает все регионы Российской Федерации, Украину и Беларусь.

Третий уровень включает западные регионы Китая, которые граничат с Республикой Казахстан.

Четвертый уровень включает все регионы Китая, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан.

Пятый уровень включает Турцию, Иран, Ирак, Азербайджан.

Страны ОЭСР – Япония, США, Австралия, Германия, Италия, Канада, Великобритания, Франция, Южная Корея, Мексика, Испания, Турция.

Метод бережливого производства – концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.

Принцип Yellow pages – государство не должно присутствовать в качестве бизнес-игрока в секторах, где есть достаточная концентрация частного бизнеса.

Промышленность–совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве (БЭС).

Транснациональная компания – компания владеющая производственными подразделениями в двух и более странах, а также компания, на зарубежные активы которой приходится около 30% от их общего объёма.

R&D (Research & Development) центр – центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на получение новых знаний и практическое их применение при создании нового изделия или технологии.

ЦДС – цепочка добавленной стоимости (известная также как система бизнеса) представляет собой описательную модель, которая применяется для описания процесса движения продукта от поставщика к потребителю через стадии, добавляющие этому продукту стоимость или ценность. Анализ ЦДС дает понимание структуры производственного процесса для определения областей, в которых возможно повысить эффективность, тем самым повышая эффективность функционирования всего сектора и укрепляя его конкурентоспособность.

 

_______________________________


[1] Страновой отчет МВФ №13/291, сентябрь 2013 год.

[2] Данные по капитализации. Platts

[3] Крупносерийное производство — вид серийного производства, при котором продукция изготовляется непрерывно в большом количестве. В крупносерийном производстве широко используются специализированное оборудование, поточные линии и средства автоматизации

[4] Статистическая база по экспорту и импорту Trademap

 

[5] Статистическая база по экспорту и импорту TradeMap.

[6] Данные по объему продаж за 2013 год

[7] за исключением 28991 и 28992

[8] ОКЭД 28991, 28992

[9] Данные приводятся по кодам ОКЭД, включенным в приоритетные виды деятельности (таблица 53)

[10] Разделы и наименования видов деятельности (ОКЭД) приводятся по общему классификатору видов экономической деятельности ГК Республики Казахстан 03-2007 с изменением от 25.12.2012 года № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.025 с.)