Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производство продуктов питания
Производство продуктов питания является стратегически значимой отраслью, обеспечивающей продовольственную безопасность страны. Сложилась устойчивая тенденция роста населения страны с приростом потребления продуктов питания и изменением структуры потребления в сторону более качественных продуктов. Сектор тесно связан с сельскохозяйственным производством как поставщиком сырья. Предприятия по производству продуктов питания сконцентрированы рядом с центрами потребления (города, крупные посёлки). Доля производства продуктов питания в объеме обрабатывающей промышленности снизилась с 18,6% в 2008 году до 16,5% в 2013 году, при этом с 2008 по 2013 годы объемы производства продуктов питания увеличились на 56,0%. ВДС в сфере производства продуктов питания с 2008 по 2013 годы увеличилась в 1,5 раза. Объём экспорта в 2013 году по сравнению с 2008 годом снизился на 17,1% и составил 902,1 млн долл. США. Импорт продуктов питания за тот же период возрос на 17,4% и составил 2 446,5 млн долл. США. Основные показатели развития сектора производства продуктов питания за 2008-2013 годы представлены в таблице 21.
Таблица 21. Данные по сектору за 2008-2012 гг.
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
Основную долю в структуре производства пищевых продуктов занимают зерноперерабатывающая отрасль (23,5%), молокоперерабатывающая (16,3%), хлебобулочная (15,3%), мясоперерабатывающая (13,4%), плодоконсервная (8,1%), масложировая (7,8%) и прочие отрасли (15,6%).
К основным проблемам сектора относятся: недостаток качественного сырья местного производства; недостаточный уровень развития торгово-логистической инфраструктуры; низкая доступность оборотных средств для перерабатывающих предприятий; высокая доля морально изношенного оборудования; дефицит квалифицированных кадров; проблемы статистического учета торговли и развития отрасли; проблемы в области технического регулирования, в том числе контроля за соблюдением стандартов; высокая стоимость тарифов на коммунальные и транспортные услуги; низкая доступность тары и упаковки; высокая кредитная нагрузка на действующие предприятия; недостаточная поддержка в продвижении продукции на внутреннем и внешнем рынках. Цель: создание условий для повышения конкурентоспособности продукции пищевой промышленности Казахстана. Целевые индикаторы: Реализация Программы позволит в 2019 году достичь роста экономических показателей к уровню 2012 года (таблица 22): 1) валовой добавленной стоимости не менее чем в 1,2 раза в реальном выражении; 2) занятости не менее чем на 2,4 тыс. человек; 3) производительности труда в 1,1 раз в реальном выражении; 4) стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,2 раза. Таблица 22. Целевые индикаторы
Задачи: 1) повышение доступности сельскохозяйственного сырья для предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию;
2) повышение доступности финансовых услуг для предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию; 3) снижение инфраструктурных издержек (коммунальные, транспортные услуги, затраты на тару и упаковку и другое) производства в отрасли, в том числе за счёт механизма ГЧП; 4) создание условий для расширения сбыта отечественных продовольственных товаров; 5) развитие культуры потребления продуктов питания; 6) развитие технического регулирования в сфере пищевой индустрии; 7) совершенствование торгового регулирования экспорта/импорта; 8) обеспечение предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, квалифицированными кадрами; 9) совершенствование учета товарооборота. Решение вышеуказанных задач позволит достичь следующих целевых индикаторов.
Приоритетные виды деятельности Приоритетные виды деятельности по сектору производства продуктов питания представлены в таблице 23. Таблица 23. Приоритетные виды деятельности
В таблице 24 представлены приоритетные товарные группы, ориентированные на ключевые рынки.
Таблица 24. Приоритетные товарные группы
к таблице 24:
примечание: *страны макрорегиона: Армения, Азербайджан, Беларусь, Китай, Грузия, Иран, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан. Приоритетные проекты В период с 2015 по 2019 годы в сфере производства продуктов питания предусматривается реализация приоритетных проектов по переработке: продукции птицеводства (производство мяса птицы, яиц); молока (молока сухого, масла сливочного, сыров и творога, молока питьевого, кисломолочной продукции); мяса (замороженного, консервированного, колбас и аналогичных изделий); рыбы (рыбы замороженной, рыбного филе, рыбы приготовленной и консервированной); зерновых (мука, макаронные изделия, крахмал, клейковина, инулин и другое); масличных (производство масла растительного, маргарина); овощей и фруктов (соки, овощные и фруктовые консервы); сахара, кондитерских изделий (из сахара, из шоколада и сахара, хлебо-булочных кондитерских изделий свежих и длительного хранения).
Повышение доступности сельскохозяйственного сырья для предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. В целях системного обеспечения перерабатывающих предприятий качественным и доступным сырьем будет реализовываться Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес-2020», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 151 (далее – Агробизнес-2020).
Повышение доступности финансовых услуг для предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию В целях создания условий для стабильного производства отечественных продовольственных товаров необходимо обеспечение перерабатывающих предприятий в достаточном объеме кредитными ресурсами на пополнение оборотных и приобретение основных средств. Также требуется отдельная поддержка для стимулирования строительства новых перерабатывающих предприятий, в том числе посредством инвестиционных субсидий, венчурного финансирования и т.д. Для расширения доступа к финансированию предприятий пищевой перерабатывающей промышленности будут предусмотрены инструменты государственной поддержки в виде субсидирования части затрат по кредитам и лизингу, в виде частичной компенсации расходов (строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, сельскохозяйственной и специальной техники) при инвестиционных вложениях, а также внедрена система страхования и гарантирования займов.
Снижение инфраструктурных издержек (коммунальные, транспортные услуги, затраты на тару и упаковку и другие) производства в отрасли, в том числе за счёт механизма ГЧП В целях снижения себестоимости производимых продовольственных товаров будут приняты меры по развитию отечественных компаний, занимающихся производством тароупаковочных, этикетировочных изделий, в том числе за счет механизма государственно-частного партнерства. Также будут приняты меры по применению дифференцированных тарифов на коммунальные, транспортные услуги для предприятий перерабатывающей промышленности.
Создание условий для расширения сбыта отечественных продовольственных товаров Для увеличения объемов товарооборота отечественных продовольственных товаров на внутреннем рынке будут приняты меры по расширению торговых площадей современного формата, торгово-распределительных центров, а также созданию условий по доступу к ним. Для выхода на внешние рынки сбыта предполагается создать сеть специализированных логистических центров на приграничных территориях по основным транспортным направлениям. Кроме того, будут приняты меры по развитию биржевой торговли и максимальному привлечению потенциальных отечественных и иностранных покупателей на электронную торговую площадку.
Развитие культуры потребления продуктов питания Для развития культуры потребления отечественной продукции будет определен перечень ключевых информационных сообщений по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, требующих приоритетного освещения в средствах массовой информации. Предполагается создание национальных брендов отечественных продовольственных товаров. Для вовлечения населения будут созданы агитационные программы в области защиты прав потребителей. При этом для приема информации от населения о некачественной продукции будет продолжена работа по созданию общественных приемных. Кроме того, предполагается пересмотреть условия закупа продовольственных товаров на предмет включения требований по приобретению в приоритетном порядке свежих и натуральных продуктов питания, а также субсидирование затрат на производство и демонстрацию рекламы отечественных продуктов питания на внутреннем рынке.
Развитие технического регулирования в сфере пищевой индустрии В целях обеспечения безопасности продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, расширения рынков ее сбыта, а также защиты внутреннего рынка от недоброкачественной продукции будет предпринят ряд мер в техническом регулировании. Особое внимание будет уделено лабораторным исследованиям при проведении государственного надзора (контроля) за соблюдением требований технических регламентов и борьбе с фальсификацией пищевой продукции. Для этого будут созданы (модернизированы) не менее 1 испытательной лаборатории в каждом регионе республики. Кроме того, будут пересмотрены области аккредитации органов по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий. Будут проведена ревизия стандартов, а также разработаны стандарты на методы контроля и методики измерений, необходимых для выполнения требований технических регламентов, в том числе по идентификации пищевых продуктов и выявлению ее фальсификации.
Совершенствование торгового регулирования экспорта/импорта В целях оперативного реагирования на изменяющиеся условия внутреннего и внешних рынков, необходимо обеспечить ведение мониторинга товародвижения продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности. На основе результатов мониторинга планируется формировать и направлять в Евразийскую экономическую комиссию предложения по применению мер регулирования внешнеторговой деятельности. Кроме того, будут предусмотрены меры по привлечению общественных объединений и бизнес-ассоциаций, которые выступят защитниками прав и интересов предпринимателей в государственных органах и организациях.
Совершенствование учета товарооборота В целях проведения полноценного анализа состояния пищевой и перерабатывающей промышленности, необходимого для принятия мер регулирования агропродовольственных рынков, будут внесены изменения в методику статистических наблюдений производства продовольственных товаров с целью обеспечения их полноты и достоверности, также усовершенствована методика учета объемов взаимной торговли между странами Таможенного союза, в том числе за счет введения поправочных коэффициентов. Также необходимо обеспечить ведение статистического мониторинга наличия и использования мощностей предприятий по производству продуктов питания.
Агрохимия Отнесение сектора производства агрохимической продукции к приоритетным определяется наличием необходимого сырья, крупных действующих предприятий, высоким спросом на агрохимическую продукцию в стране и на рынках близлежащих стран. Объем казахстанского рынка агрохимии в 2013 году составляет порядка 71,8 млрд тенге, в том числе на импорт приходится более 58%. Импортная емкость макрорегиона по приоритетным товарным группам составляет примерно 6,8 млрд долл. США. Доля сектора в обрабатывающей промышленности в 2012 году составила 0,6%, в объеме производства химической промышленности – почти 20% (таблица 25). Объем производства в агрохимическом секторе с 2008 по 2012 годы в номинальном выражении увеличился в 1,7 раза и составил 34,7 млрд тенге (таблица 25). Потенциальная потребность в минеральных удобрениях составляет около 1 млн тонн действующего вещества, из которых на фосфорные приходится 58,4%, на азотные – 40% и на калийные – 1,6%. Фактически в 2013 году было внесено 84,5 тыс. тонн, что в 12 раз ниже необходимой нормы внесения. Площадь сельскохозяйственных угодий, обработанная минеральными удобрениями, в 2013 году составила 1,4 млн гектаров. ВДС в агрохимическом секторе в период с 2008 по 2012 год увеличилась в 2,7 раза. Производительность труда в Республике Казахстан в 2012 году увеличилась в 2,7 раза по сравнению с показателем 2008 года и составила 13,6 млн тенге, что более чем в 2,5 раза ниже показателя средней производительности труда по странам ОЭСР. Объем экспорта минеральных удобрений и пестицидов в 2012 году сократился на 13,6% по сравнению с показателем 2008 года и составил 63,5 млн долл. США, тогда как объем импорта за данный период увеличился на 36% и составил почти 117 млн долл. США. Сокращение экспорта и повышение импорта продукции сектора агрохимии связаны с ростом внутреннего спроса. Основные показатели развития сектора агрохимии за 2008 – 2012 годы представлены в таблице 25.
Таблица 25. Данные по сектору за 2008-2013 годы
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике к таблице 25: примечание: * - показатель рассчитан АО «КИРИ» на основании статистических данных В Казахстане производство минеральных удобрений представлено производителями фосфорных и азотных удобрений: ТОО «Казфосфат» (суперфосфат, аммофос) и ТОО «КазАзот» (нитрат аммония). Крупные предприятия по производству калийных удобрений на сегодняшний день отсутствуют, однако ведутся геологоразведочные работы на месторождении калийного сырья в западном регионе Казахстана. Потребление азотных удобрений в 2012 году составило 403 тыс. тонн, из которых произведено на территории Республики Казахстан 165 тыс. тонн, а импортировано 319 тыс. тонн. Потребление фосфорных удобрений в 2012 году составило 60,7 тыс. тонн, из которых произведено на территории Республики Казахстан 69,5 тыс. тонн, а импорт незначительный. Потребление калийных удобрений в 2012 году составило 22 тыс. тонн, весь объем которых приходится на импорт. Рынок комплексных удобрений в Республике Казахстан также состоит полностью из импортной продукции и составляет порядка 6 тыс. тонн в год. Сегмент производства пестицидов представлен небольшими предприятиями, которые в основном занимаются формуляцией средств защиты растений: ТОО «Агрохимия», ТОО «КазТрастКем», ТОО «Бай Жер», ТОО «Astana-NanChemicals», АО «Гербициды». Потребление пестицидов в стране в 2012 году составило 28,5 тыс. тонн, из которых в старне произведено 10,5 тыс. тонн, а импортировано 18 тыс. тонн. Для развития сектора необходимо привлечение международных химических компаний в сектор агрохимии. Так, компанией DuPont прорабатывается вопрос создания производства химической продукции для сельского хозяйства на территории Республики Казахстан. Один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России открытое акционерное общество ОАО «ЕвроХим» планирует строительство завода по производству комплексных удобрений. В агрохимическом секторе также возможно привлечение транснациональных компаний (Mosaic, PotashCorp, Agrium, YaraInternational, Monsanto, Syngenta, ЗАО «Фосагро»). Ключевые проблемы сектора: 1) низкий уровень загрузки производственных мощностей предприятий сектора; 2) дефицит финансовых средств у предприятий сектора для модернизации и развития производства; 3) высокий износ оборудования; 4) слабая система логистики для сбыта/дистрибуции минеральных удобрений и пестицидов со стороны производителей агрохимии; 5) отсутствие испытательной базы для проведения исследований агрохимических продуктов; 6) нехватка кадров соответствующей квалификации.
Цель: развитие агрохимического сектора путем стимулирования внутреннего спроса и наращивания экспортного потенциала. Целевые индикаторы: Реализация Программы позволит в 2019 году достичь роста экономических показателей к уровню 2012 года (таблица 26): 1) валовой добавленной стоимости не менее чем в 3 раза в реальном выражении; 2) занятости на 1,1 тыс. человек; 3) производительности труда в 1,9 раза в реальном выражении; 4) стоимостного объема не сырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 2,8 раза.
Таблица 26. Целевые индикаторы
Задачи: 1) модернизация действующих предприятий для повышения эффективности производства и диверсификации выпускаемой продукции 2) стимулирование внутреннего спроса; 3) расширение рынков для реализации несырьевых товаров; 4) создание новых предприятий; 5) обеспечение сектора кадрами соответствующей квалификации; 6) создание испытательной и сертификационной инфраструктуры. Приоритетные виды деятельности В рамках Программы определены приоритетные виды деятельности (таблица 27).
Таблица 27. Приоритетные виды деятельности агрохимической промышленности
Приоритетные товарные группы Приоритетные товарные группы будут ориентированы не только на внутренний рынок, но и на рынок макрорегиона: страны СНГ, Иран, Китай и Турция. Создание новых или расширение действующих мощностей предприятий по производству приоритетных товаров/товарных групп будут способствовать сокращению импорта и увеличению экспорта агрохимии. В таблице 28 перечислены товарные группы с наиболее высоким объемом импорта.
Таблица 28. Приоритетные товарные группы агрохимической промышленности
Приоритетные проекты В рамках Программы государственная политика в развитии агрохимического сектора будет направлена на реализацию приоритетных направлений по производству сложных (NPK-удобрения), калийных удобрений, средств защиты растений. В период с 2015 по 2019 годы будут реализованы крупные инвестиционные проекты в соответствии с предложениями бизнес-структур с общим объемом инвестиции более 454 млрд тенге, направленные на повышение объемов производства и добавленной стоимости продукции, создание новых производств в секторе. В Актюбинской области планируется запуск производства сложных минеральных удобрений (МАФ/ДАФ) на базе руды Чилисайского месторождения и калийных удобрений на базе Жилянского месторождения калийных солей. В Жамбылской области запланирован ряд проектов по производству агрохимической продукции. Планируется до 2019 года достичь производства Ведется проработка следующих проектов: производство экстракционной фосфорной кислоты с последующим производством кормовых фосфатов, производство ряда химической продукции на основе метанола и аммиака (формальдегид, уксусная и перуксусная кислоты, аммиачная селитра, азотная кислота, карбамид, комплексные удобрения и карбамидно-формальдегидные и меламиноформальдегидные смолы), создание агрохимических сервисных центров по предоставлению комплекса услуг по принципу одного окна.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.106 с.) |