Производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей



Производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей – новая индустрия экономики, которая занимает значительную долю в общем объеме машиностроения Казахстана.

Развитие национального автомобилестроения имеет мультипликативный эффект на другие отрасли экономики. Так, одно созданное в автомобильной промышленности новое рабочее место дает возможность создать еще от 3 до 11 рабочих мест в таких смежных отраслях, как металлургическая, химическая и электронная промышленность, металлообработка, производство запасных частей, транспорт и сфера услуг.

Емкость внутреннего рынка страны составляет порядка 5 млрд долл. США, из них 82% покрывается за счет импорта. Импортная емкость стран макрорегиона по приоритетным товарным группам превышает 70 млрд долл. США, из них порядка 30 млрд долл. США составляют автокомпоненты.

Ряд отечественных компаний заключили с Правительством Республики Казахстан соглашение о промышленной сборке, в рамках которого государством предоставляются преференции. При этом в рамках соглашения компании обязуются в определенный срок обеспечить выход на уровень развития, включающий более глубокие технологические переделы и освоение производства комплектующих.

Валовая добавленная стоимость сектора с 2008 по 2012 годы увеличилась в 5,8 раз. В автопроизводстве занято около 2000 человек. Производительность труда с 2008 по 2012 годы увеличилась в 7,5 раз и находится на уровне стран ОЭСР.

Экспорт сектора незначителен и по 2012 году составил 35 млн долл. США.

Таблица 33. Данные по сектору за 2008-2013 годы

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Машиностроение, млн тенге 301 386 281 310 376 184 536 876 687 235 853 923
ИФО к предыдущему году, % 89,7 82,5 133,6 119,0 116,5 114,6
Автотранспортные средства, их части, принадлежности и двигатели, млн тенге 13 565 6 347 15 768 35 404 78 423 156 563
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов, в % к пред.году 54,0 36,8 210,6 210,7 198,3 178,9
ВДС, млн тенге 5 989,1 3 514,4 8 003,2 16 708,0 34 615,3 33 984,0
Списочная численность наемных работников, человек 1 763 1 283 1 133 1 252 1 351 1 731
Производительность труда в РК*, тыс. тенге/чел.   3 398 2 740 7 064 13 346 25 623 -
Производительность труда в РК*, долл. США 28 101 18 463 47 922 90 145 170 484 -
Средняя производительность труда по странам ОЭСР, долл. США 82 915 75 482 83 368 90 822 91 293 -
Количество действующих предприятий           -
Уровень загрузки мощностей, %** 18,3 9,6 14,3 22,2 36,9 -
Степень износа основных средств, % 21,9 29,1 32,4 33,7 30,9 -
Инвестиции в основной капитал, млн тенге       12 550 2 234 9 468
Коэффициент обновления основных средств, % 4,3 1,7 4,2 12,7 14,4 -
Наличие основных средств на конец года по первоначальной стоимости, млн тенге 1 813 1 647 1 660 1 923 2 861 -
Экспорт, млн долл. США 43,8 35,6 33,1 41,0 35,1 44,1
Импорт, млн долл. США 2 378 1 408 1 236 1 816 3 202 4 285

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике

к таблице 1:

примечание: *производительность труда рассчитана как частное от деления ВДС сектора на численность занятых в секторе;

**показатель расчитан АО «КИРИ» на основании статистических данных

 

Производство легковых автомобилей сосредоточено в Восточно-Казахстанской и Костанайской областях, грузовых автомобилей - в Акмолинской и Алматинской областях. Специальные и специализированные автомобили производятся в Западно-Казахстанской и Акмолинской областях. Прицепы и полуприцепы в основном производят в Жамбылской области и г. Алматы.

Стратегия дальнейшего развития автомобильной промышленности Республики Казахстан базируется на сотрудничестве отечественных компаний с мировыми лидерами, такими как General Motors, Hyundai, Kia, Peugeot, Renault-Nissan-Avtovaz, Skoda, Toyota, Iveco. Данная стратегия позволит Казахстану в кратчайшие сроки преодолеть существующее технологическое отставание, оперативно нарастить компетенции, что в дальнейшем позволит встроиться в глобальную автомобильную экосистему.

В производстве комплектующих для автотранспортных средств на мировом рынке лидерами являются компании Denso (Япония), Magna International (Канада), Aisin Seiki (Япония), Delphi Automotive (Великобритания), TRW Automotive Holdings (США), Valeo (Франция) с которыми будет проведена работа по их привлечению в Казахстан.

Ключевые проблемы сектора:

1) малый объем внутреннего рынка;

2) отсутствие крупносерийного[3] выпуска автомобилей;

3) низкий уровень локализации и добавленной стоимости;

4) отсутствие инфраструктуры в области технического регулирования;

5) отсутствие комплексной системы утилизации;

6) отсутствие доступных финансовых ресурсов;

7) невысокая покупательская способность населения;

8) нехватка кадров соответствующей квалификации;

9) слабое развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР);

10) высокие транспортные тарифы на доставку транспортных средств по территории Республики Казахстан;

11) наличие технических барьеров при экспорте казахстанской продукции на рынок стран Таможенного союза (далее – ТС), зависимость от технической испытательной базы Российской Федерации в области технического регулирования и отсутствие возможности омологации.

Вступление Казахстана в ВТО налагает определенные требования к мерам государственной поддержки отечественных автопроизводителей.

Цель: создание конкурентоспособного крупносерийного производства автотранспортных средств и повышение уровня локализации.

Целевые индикаторы:

Реализация Программы позволит в 2019 году достичь роста экономических показателей к уровню 2012 года (таблица 34):

1) валовой добавленной стоимости в 4,9 раз к 2019 году по сравнению с 2012 годом;

2) занятости не менее чем на 4,8 тыс. человек;

3) производительности труда в 1,1 раза в реальном выражении;

4) экспорта в размере 30% от объемов производства к 2019 году.

 

 

Таблица 34. Целевые индикаторы

№ п/п Целевые показатели Ед. изм. 2012 г. Отчет 2013 г. Ожидаемый Прогноз по отношению к 2012 г. 2019 г. к 2012г.
           
  Валовая добавленная стоимость* %   185,5 201,3 257,6 310,9 386,8 411,3 487,1 в 4,9 раза
  Численность занятых тыс.чел. 1,4 1,7 1,5 1,8 2,0 3,9 4,2 6,2 на 4,8 тыс. чел.
  Производительность труда %   144,8 181,2 193,4 211,4 132,6 133,5 106,9 в 1,1 раза
  Стоимостной объем несырьевого экспорта %   125,7 128,9 135,4 140,8 149,6 157,6 168,5 30% от объема производства ежегодно

к таблице 34:

примечание: * В сопоставимых ценах 2012 года

 

Задачи:

1) поддержка проектов, направленных на крупносерийное производство автомобилей;

2) создание собственной автокомпонентной базы;

3) стимулирование внутреннего спроса;

4) расширение рынков для реализации несырьевых товаров;

5) создание инфраструктуры технического регулирования;

6) совершенствование системы технического регулирования, направленной на повышение безопасности и качества продукции на внутреннем рынке, и преодоление технических барьеров на целевых экспортных рынках;

7) стимулирование создания комплексной системы утилизации;

8) повышение доступности финансовых ресурсов;

9) создание условий для повышения конкурентоспособности инфраструктурных тарифов;

10) обеспечение сектора автомобильной промышленности квалифицированными кадрами;

11) поддержка трансферта технологий и НИОКР в отрасли.

 

 

Приоритетные виды деятельности

В рамках Программы определены приоритетные виды деятельности (таблица 35).

 

Таблица 35. Приоритеные виды деятельности

ОКЭД Наименование деятельности
  Производство автотранспортных средств
  Производство кузовов для автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов
  Производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств
  Производство прочих частей и принадлежностей автотранспортных средств и их двигателей
  Производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки

 

 

Приоритетные товарные группы

Приоритетным направлением товарных групп в развитии является производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей (таблица 36).

Приоритетными проектами в области производства частей и принадлежностей автотранспортных средств с участием отечественных компаний, имеющих определенный потенциал, является производство: аккумуляторных батарей, электротехнических изделий, стекол, резинотехнических изделий, консистентной смазки, моторного масла, фильтров, тормозных колодок, текстильных изделий для обивки сиденья, а также других элементов экстерьера и интерьера.

Следующим приоритетным направлением развития является сервисное, инжиниринговое обслуживание предприятий сектора.

 

Таблица 36. Приоритетные товарные группы

КП ВЭД-6 Наименование товарной группы Импортная емкость внутреннего рынка, тыс. долл. США Импортная емкость рынков макрорегиона*, тыс. долл. США
  Кузова для моторных транспортных средств товарной позиции 8703 104 853 3 800 300
  Прочие части и принадлежности кузовов (включая кабины) 17 494 6 889 033
  Прочие части и принадлежности автомобилей товарных позиций 8701-8705 77 399 4 623 022
  Прочие моторные транспортные средства для перевозки грузов с двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) с полной массой транспортного средства более 20 тонн 280 869 3 394 797
  Амортизаторы подвески 45 941 2 131 760
  Надстройки (кузова, борты, фургоны) 21 214 438 232
  Цистерны для перевозки жидкости 15 491 163 078
  Грузовые автомобили с полной массой ниже 5 тонн 63 680 1 926 059
  Грузовые автомобили с полной массой выше 5 тонн до 20 тонн 65 297 1 154 475
  Автобусы 78 878 835 069
  Тормоза и тормоза с сервоусилителем, их части 27 878 2 147 263
  Колеса ходовые, их части и принадлежности 37 143 1 772 328
  Мосты ведущие с дифференциалом в сборе или отдельно от других элементов трансмиссии 18 977 1 584 348
  Прочие прицепы и полуприцепы для транспортировки грузов 80 779 1 291 690
  Рулевые колеса, рулевые колонки и картеры рулевых механизмов 8 502 2 338 362
  Сцепление в сборе и его части 10 456 680 500
  Глушители и выхлопные трубы 8 869 689 287
  Бамперы и их части 7 644 647 948
  Радиаторы 20 586 592 061
  Стартеры и стартер-генераторы 11 256 307 904
  Свечи зажигания 8 780 257 774
  Мебель для сидения типа используемых в моторных транспортных средствах 1 579 393 392
  Пневмоподушки безопасности с системой надувания, их части 3 620 719 656
  Распределители, катушки зажигания 3 106 218 194
  Ремни безопасности   190 373
  Оборудование электроосветительное или сигнализационные части   449 540

к таблице 36:

примечание: *страны макрорегиона: Армения, Азербайджан, Беларусь, Китай, Грузия, Иран, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

 

Приоритетные проекты

В период с 2015 по 2019 годы планируется реализация ряда проектов в Восточно-Казахстанской, Костанайской и Алматинской областях, направленных на организацию крупносерийного производства, с выходом на проектную мощность в 190 тысяч автомобилей к 2019 году и производство комплектующих для достижения уровня локализации в 50%.

 

Электрооборудование

По данным International Energy Agency прогнозируется рост спроса на электрические машины и оборудование, что обусловлено растущим потреблением электроэнергии в мире, причем более 80% прироста в периоде до 2030 года будет обеспечиваться со стороны развивающихся экономик. Совокупные мировые инвестиции в развитие сектора составят 13,7 трлн долл. США в период до 2030 года.

Внутренний рынок продукции производства сектора составляет 3,5 млрд долл. США, из них 2,9 млрд долл. США приходятся на импорт. Импортная емкость внутреннего рынка и рынков макрорегиона по приоритетным товарным группам составляет порядка 1 млрд долл. США и 38 млрд долл. США соответственно.

Валовая добавленная стоимость, начиная с 2008 года, увеличилась в 2,3 раза, составив в 2012 году 47,4 млрд. тенге. Численность занятых в секторе также имеет положительную динамику: начиная с 2008 года прирост численности занятых в секторе составил 1,5 тыс. человек, общая численность занятых в производстве электрооборудования в 2012 году составила 9,2 тыс. человек.

Производительность труда в секторе по итогам 2012 года составила 34,6 тыс. долл. США, что практически в три раза меньше показателей аналогичного сектора в странах ОЭСР.

Экспорт, начиная с 2009 года, устойчиво растет, составив в 2012 году 131,3 млн долл. США.

 

Таблица 37. Данные по электрооборудованию за 2008 – 2013 годы

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Машиностроение, млн тенге 301 386 281 310 376 184 536 876 687 235 853 923
ИФО, % к предыдущему году 89,7 82,5 133,6 119,0 116,5 114,6
Электрооборудование, млн тенге 49 040,05 43 949,83 57 742,48 72 869,69 80 603,58 88 113,40
Производство электрического оборудования, в % к предыдущему году 109,6 102,2 121,1 98,0 106,8 109,3
Доля электрооборудования в обрабатывающей промышленности 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5%
Доля электрооборудования в объеме машиностроении 16% 16% 15% 14% 12% 10%
ВДС, млн тенге 20 355,7 19 342,8 44 104,5 43 260,8 47 437,3 40 259,90
Списочная численность наемных работников, человек 9 425 7 402 8 073 8 870 9 207 9 561
Производительность труда в млн тенге 2,6 2,6 5,4 4,9 5,2 -
Производительность труда в тыс. долл. США 22,0 17,7 36,9 33,2 34,6 -
Производительность труда по странам ОЭСР, тыс. долл. США 94,3 88,7 96,7 100,8 99,0 -
Количество действующих предприятий           -
Использование среднегодовой мощности в отчетном году, %* 47,9 36,2 59,7 64,8 74,6 -
Уровень износа оборудования, % 25,6 28,6 37,1 40,5 34,2 -
Инвестиции в основной капитал, млн тенге 3 860,6 2 185,3 7 068,1 5 224,3 5 156,2   7 164,2  
Коэффициент обновления основных средств, % 24,8 20,0 13,2 12,3 19,4 -
Наличие основных средств на конец года по первоначальной стоимости, млн тенге 14 939,2 19 429,0 29 981,1 28 315,6 34 391,1 -
Экспорт, млн долл. США 123,1 65,0 69,0 117,6 124,8 136,3
Импорт, млн долл. США 2 585,9 2 221,5 2 445,0 2 655,1 2 857,0 2 683,7

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, TradeMap.

к таблице 37:

примечание: *показатель расчитан АО «КИРИ» на основании статистических данных

 

В мире сектор производства электрооборудования представлен следующими компаниями, входящими в Global 2000: Fuji Electric (Япония), Vestas Wind Systems (Дания), WEG (Бразилия), Prysmian (Италия), LS Corp (Южная Корея), Furukawa Electric (Япония), Dongfang Electric (Китай), Ametek (США), Nidec (Япония), LeGrand (Франция), WW Grainger (США).

На повышение конкурентоспособности предприятий, выпускающих электрооборудование, влияет ряд ключевых факторов: доступ к экспортным рынкам продукции электрооборудования, технологический и инновационный потенциал, экосистема поставщиков и развитые человеческие ресурсы.

Ключевые проблемы сектора:

1) низкая производительность труда в секторе электрооборудования по сравнению со странами ОЭСР;

2) нехватка кадров соответствующей квалификации;

3) недостаток собственных конкурентоспособных на мировом уровне разработок и зависимость от импорта технологий;

4) недостаточная развитость технического регулирования;

5) недостаточность доступного финансирования;

6) усиление конкуренции со стороны производителей из Китая, России и Белоруссии.

 

 

Цель: повышение конкурентоспособности предприятий сектора, увеличение объемов производства востребованной на внутреннем и внешнем рынках продукции.

Целевые индикаторы:

Реализация Программы позволит в 2019 году достичь роста экономических показателей к уровню 2012 года (таблица 38):

1) валовой добавленной стоимости не менее чем в 2,1 раза в реальном выражении;

2) занятости на 2 тыс. человек;

3) производительности труда в 1,7 раза в реальном выражении;

4) стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,9 раза.

 

Таблица 38. Целевые индикаторы

№ п/п Целевые показатели Ед. изм. 2012 г. отчет 2013 г. ожидаемый Прогноз по отношению к 2012 г. 2019 г. к 2012 г., в %
           
  Валовая добавленная стоимость %   96,1 119,1 136,1 163,6 196,3 201,6 200,7 в 2,1 раза
  Численность занятых тыс.ч 9,2 9,6 9,9 10,1 11,2 11,7 11,5 11,2 на 2 тыс.ч.
  Производительность труда по ВДС %   92,5 111,2 124,1 134,0 153,8 161,3 164,7 в 1,7 раз
  Стоимостной объем несырьевого (обработанного) экспорта %   109,2 119,3 130,4 142,4 155,6 170,0 185,7 в 1,9 раз

Задачи:

1) повышение производительности труда;

2) расширение рынков для реализации несырьевых товаров;

3) модернизация мощностей существующих предприятий;

4) совершенствование системы технического регулирования, направленной на повышение безопасности и качества продукции на внутреннем рынке, и преодоление технических барьеров на целевых экспортных рынках;

5) повышение доступности финансовых ресурсов;

6) создание условий для появления новых производств;

7) поддержка трансферта технологий и НИОКР;

8) обеспечение сектора высококвалифицированными кадрами.

Приоритетные виды деятельности

В рамках Программы определены приоритетные виды деятельности (таблица 39).

 

Таблица 39. Приоритетные виды деятельности

ОКЭД Наименование деятельности
  Производство радиаторов и котлов центрального отопления
  Производство прочих металлических цистерн, резервуаров и контейнеров
  Производство паровых котлов, кроме котлов центрального отопления
  Производство электромоторов, генераторов и трансформаторов
  Производство электрораспределительной и регулирующей аппаратуры
  Производство батарей и аккумуляторов
  Производство волоконно-оптического кабеля
  Производство прочих видов электропровода и кабеля
  Производство электроприборов
  Производство электроосветительного оборудования
  Производство прочего электрического оборудования
  Производство двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей
  Производство промышленного холодильного и вентиляционного оборудования

 

Приоритетные товарные группы

К приоритетным направлениям развития сектора отнесены производство машин и оборудования, имеющих как высокий внутренний, так и экспортный потенциал, комплектующих и компонентов для их производства (таблица 40), а также организация базовых производств (литье, поковка, металлообработка и другие). Также приоритетом развития сектора является организация производств по сервисному и техническому обслуживанию машин и оборудования.

 

Таблица 40. Приоритетные товарные группы

КПВЭД-6 Наименование товарной группы Импортная емкость внутреннего рынка, тыс. США Импортная емкость рынков макрорегиона, тыс. долл. США
  преобразователи статические 102 868 7 893 433
  пульты, панели, консоли, столы, распределительные щиты и основания для электрической аппаратуры на напряжение не более 1000 в 165 345 5 840 562
  прочие устройства электрические для коммутации или защиты электрических цепей или для подсоединений к электрическим цепям или в электрических цепях на напряжение не более 1000 в 34 283 8 611 164
  прочие проводники электрические на напряжение не более 80 в 186 969 2 975 706
  прочее оборудование для фильтрования или очистки газов 84 793 1 752 718
  установки для кондиционирования воздуха оконного или настенного типа, в едином корпусе или «сплит-системы» 81 849 1 099 735
  прочие части, предназначенные исключительно или главным образом для двигателей товарной позиции 8407 или 8408 51 405 1 463 087
  прочие переключатели на напряжение не более 1000 в 15 973 2 026 312
  прочее оборудование холодильное и морозильное, тепловые насосы 23 566 1 161 948
  трансформаторы с жидким диэлектриком мощностью более 10000 кВа 112 547 892 735
  прочие патроны для ламп, штепсели и розетки на напряжение не более 1000 в 12 405 2 018 679
  установки электрогенераторные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием 23 163 515 226
  прочие двигатели переменного тока многофазные мощностью более 75 квт 61 981 927 476
  прочие двигатели переменного тока многофазные мощностью более 750 вт, но не более 75 квт 28 900 833 747
  установки электрогенераторные с двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия 12 556 164 159
  Трансформаторы с жидким диэлектриком мощностью более 650 кВА, но не более 10000 кВА 10 515 175 233
  Прочие трансформаторы мощностью не более 1 кВА 21 126 889 823
  Прочие трансформаторы мощностью более 16 кВА, но не более 500 кВА 22 610 107 202
  Прочие машины, агрегаты и оборудование промышленные или лабораторные с электрическим или неэлектрическим нагревом для обработки материалов процессами, использующими изменение температуры 36 099 2 236 126
  Выключатели автоматические на напряжение менее 72,5 кВ 16 539 186 467
  Прочие выключатели автоматические 17 698 146 683
  Разъединители и прерыватели на напряжение более 1000 В 21 527 129 494
  Выключатели автоматические на напряжение не более 1000 В 21 194 522 980
  Прочие устройства для защиты электрических цепей на напряжение не более 1000 В 10 802 1 259 729
  Прочие реле 11 335 407 805
  Пульты, панели, консоли, столы, распределительные щиты и основания для электрической аппаратуры на напряжение более 1000 В 61 801 1 180 772

Приоритетные проекты

В пятилетний период предусматривается реализация ряда проектов, направленных на производство трансформаторов в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях, кабельной продукции, контрольно-измерительной аппаратуры, элементов управления и другой продукции в гг. Астане, Алматы и Акмолинской, Алматинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской и других областях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.052 с.)