Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общесистемные меры поддержки индустриального развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При определении основных направлений и путей достижения поставленных целей необходимо учитывать зависимость между развитием обрабатывающей промышленности и социально-экономическим развитием страны. Таким образом, достижение поставленных целей и задач Программы будет всецело зависеть от реализации других социально-экономических программ государства, которые совместно формируют стратегические направления Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти наиболее развитых государств мира. В частности, это касается следующих аспектов: повышение уровня человеческого капитала путем достижения уровня развитых стран в образовании, здравоохранении, сфере социальной защиты и на рынке труда; совершенствование институциональной среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития бизнеса и предпринимательских инициатив. В рамках реализации ГПФИИР были определены секторальные и проектные меры государственной поддержки. Секторальные меры поддержки осуществлялись через реализацию 27 отраслевых программ и мастер-планов к ним, проектные меры поддержки - с помощью программ поддержки бизнеса: Дорожная карта бизнеса 2020, Производительность 2020, Агробизнес 2020, а также государственной поддержки по стимулированию и продвижению экспорта отечественных обработанных товаров, услуг и привлечению иностранных инвестиций. Учитывая преимущества и недостатки программ и направлений поддержки предприятий, реализованных в рамках ГПФИИР, должны быть пересмотрены инструменты, механизмы и условия предоставления мер в рамках программ и направлений поддержки предпринимателей. Набор предоставляемых мер поддержки не должен зависеть от размеров компаний, так как все предприятия нуждаются как в финансовых инструментах, обеспечивающих доступность финансовых ресурсов для развития бизнеса, так и сервисных, направленных на создание инвестиционных стимулов, стимулирование инноваций; повышение производительности и ресурсоэффективности; повышение качества человеческого капитала; развитие экспортного потенциала и другие. Меры поддержки носят финансовый и нефинансовый характер (сервисные инструменты). Финансовые меры обеспечивают доступность финансовых ресурсов для развития бизнеса. Нефинансовые меры направлены на создание эффективных инвестиционных стимулов для реализации проектов, а также поддерживают оказание специализированных услуг для повышения конкурентоспособности предприятий в сфере внедрения современных технологий и стимулирования инноваций, повышения производительности и ресурсоэффективности, повышения качества человеческого капитала, развития экспортного потенциала и других приоритетных направлений. Основные различия будут заключаться в объеме предоставляемых мер и уровне принятия решений о предоставлении тех или иных мер. Программа сохранит преемственность с ГПФИИР и должна максимально использовать созданную инфраструктуру поддержки и институты развития. Реализация Программы будет осуществляться с помощью прямых и общесистемных мер государственной поддержки. Объектом общесистемных мер поддержкиявляется обрабатывающая промышленность, в том числе 14 приоритетных секторов. Объектом прямых мер поддержки для регионов будут являться советы национальных кластеров и региональные кластерные ассоциации. Объектом прямых мер поддержки для предприятий станут предприятия, реализующие перспективные инвестиционные проекты с большим охватом цепочек добавленных стоимостей при выпуске продукции. Итоги реализация ГПФИИР показали, что в настоящее время многие предприятия обрабатывающей промышленности перекредитованы, банки второго уровня не имеют «длинных денег» для финансирования долгосрочных и среднесрочных инвестиционных проектов, в том числе вошедших в Программу. В этой связи возникает острая необходимость увеличения объемов и инструментов финансирования Программы с участием институтов развития. Основной задачей финансовой поддержки Программы является увеличение инвестиций в приоритетные сектора экономики посредством расширения инструментов и доступности источников финансирования. Основной акцент политики применения мер государственной поддержки необходимо сделать через мобилизацию частных финансовых ресурсов и сфокусировать кредитную деятельность банков второго уровня и других финансовых институтов на цели индустриализации. Это предполагает, что финансовые институты должны поддерживать инвестиционные проекты только в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности. Система финансовой поддержки будет сводиться к повышению доступности финансовых ресурсов для производителей, предложению благоприятных условий финансирования в соответствии с потребностями инвестиционных проектов, их показателей окупаемости и рентабельности. Государственные финансовые ресурсы будут направлены через государственных и частных операторов. К операторам государственного сектора относятся АО «НУХ «Байтерек» и АО «НУХ «КазАгро» с входящими в их состав институтами развития, АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST», АО «КИРИ», АО «Национальное агентство по развитию местного содержания «NADLoc» и другие. К частным операторам относятся банки второго уровня, лизинговые компании, инвестиционные компании и другие организации финансового сектора. При этом критерии отбора частных операторов будут прозрачны и открыты для общественности и должны обеспечить равный доступ потенциальных участников к реализации проектов. В целях исключения дублирования и формирования комплексной инфраструктуры поддержки предпринимательства (принцип «единого окна») будет структурирована деятельность некоторых институтов развития с фокусированием на потребностях бизнеса. Общесистемные меры, направленные на повышение общей инвестиционной привлекательности обрабатывающей промышленности, в Программе сгруппированы по 9 основным направлениям. Отраслевое регулирование Для ускоренного индустриального развития отраслей экономики на сегодняшний день нужно обеспечить выход на новый уровень технического оснащения в отраслевых лабораториях, испытательных центрах, принять более высокие стандарты технического регулирования. Для обеспечения должного нормирования отраслей требуется реализовать процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения (производство) — получение качественного улучшения. Таким образом, государство напрямую должно быть заинтересовано в эффективном применении стандартизации в качестве рычага технического регулирования. Необходимо широкое вовлечение специалистов отрасли в процесс стандартизации, от этого зависит качество разрабатываемых и принимаемых стандартов. Необходимо гармонизировать существующие и принять новые национальные стандарты с учетом передовых международных стандартов (ISO, EN, API, ASTM, GLP и другие). Для этого следует использовать механизмы субсидирования и возмещения части расходов экспертов, связанных c разработкой стандартов в приоритетных секторах, а также провести анализ и систематизацию стандартов в секторах. Необходимо создать равные экономические условия для предприятий при поставке оборудования, комплектующих и материалов нефтегазовой отрасли в рамках проектов, регулируемых соглашениями о разделе продукции (далее – СРП). Предусматривается создание новых, расширение и дооснащение действующих испытательных лабораторий в приоритетных отраслях экономики в связи со вступлением Казахстана в ВТО и ОЭСР, в целях реализации технических регламентов Таможенного союза, выпуска конкурентоспособной и качественной продукции, а также создания механизма признания сертификатов соответствия и протоколов испытаний, выданных в Республике Казахстан. Реализация поставленной задачи будет осуществляться по следующим направлениям: использование бюджетного финансирования в отраслях, нерентабельных для частного сектора, связанных непосредственно с безопасностью; использование грантового финансирования институтами развития предпринимательства; с использованием лабораторной базы высших учебных заведений; подтверждение соответствия национальной системы аккредитации требованиям международных стандартов и международных организаций по аккредитации (ILAC, IAF). Будут разработаны и приняты стандарты с учетом международных требований не менее 1000 ежегодно. Будет осуществлена подготовка и повышение квалификации работников в области технического регулирования, метрологии и систем менеджмента (не менее 1300 специалистов ежегодно). Предусматривается привлечение представителей-экспертеров к участию в технических комитетах по стандартизации в международных и региональных организациях по стандартизации. Будет проведена оценка проектов на предмет соответствия выпускаемой конечной продукции требованиям системы технического регулирования и метрологии (техническим регламентам, стандартам, обеспеченности испытательной лабораторией и т.д.). Интернационализация Для привлечения иностранных инвестиций разработан конкретный план, включающий в себя новый пакет стимулов, внедрение инвестиционных контрактов, предусматривающих стабильность законодательства и инвестиционные субсидии. Будет проведена планомерная работа по привлечению компаний из списка Forbes Global 2000, ТНК. Планируется создать режим наибольшего благоприятствования для инвесторов из стран ОЭСР для организации производства в Казахстане, а также международную сеть представительств национального оператора по привлечению инвестиций в приоритетных странах. Должен быть изменен визовый режим, регулирующий въезд и пребывание в Казахстане граждан из стран ОЭСР. Необходимы разрешение безвизового режима и отмена регистрации в миграционных службах для инвесторов стран – членов ОЭСР. Будет продолжена работа по оказанию сервисных услуг иностранным инвесторам с применением следующих инструментов: информационно-аналитическая деятельность; мероприятия по сопровождению иностранных инвесторов; информационно-презентационные мероприятия с целью продвижения благоприятного инвестиционного климата Казахстана за рубежом; усиление деятельности по формированию и продвижению инвестиционного имиджа Республики Казахстан за рубежом. Для этого будет проведена работа по созданию единого Brand Book для Казахстана. Планируется обучение широкого круга государственных служащих, включая дипломатические представительства, госучреждения, акиматы, искусству презентации казахстанского Brand Book. По наиболее крупным и приоритетным инвестиционным проектам, в том числе с участием ТНК, будут заключаться инвестиционные контракты, предусматривающие дополнительные меры государственной поддержки. Планируется создание единого окна для инвесторов на базе Комитета по инвестициям. В целях защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов Необходимо усилить деятельность по постинвестиционной поддержке инвесторов на базе сети центров по обслуживанию инвесторов (далее – ЦОИ) в регионах. Необходимо применить общенациональный подход к системе развития и продвижения экспорта. Для этого будет продолжена работа по сервисной поддержке экспорта, включающая мероприятия по продвижению товарных знаков, презентации на международных выставках в формате единого национального стенда, участию компаний в зарубежных выставках, организации торговых миссий за рубежом, изданию справочника экспортной продукции и литературы в помощь экспортерам; информационно-аналитическому содействию экспортерам; проведению обучающих тренингов, а также зарубежных туров на экспортные производства; развитию экспортной упаковочной отрасли; продвижению интернет-ресурса для экспортеров и покупателей; формированию идеологии экспортной ориентированности; интеграции Казахстана в число поставщиков продукции в рамках гуманитарной помощи. Также будет продолжена работа действующего Совета экспортеров при Министерстве индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Будет создана сеть промоутерской поддержки на целевых рынках. Основным направлением экспорта станут приграничные регионы России, страны ТС и Центральной Азии, Афганистан, Иран, страны Кавказа, западные регионы Китая.
Технологии и инновации Повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности непосредственно связано с внедрением новых технологий и высокой инновационной активностью. В области инноваций будут предусмотрены меры трансферта актуальных технологий для приоритетных секторов и дальнейшего качественного развития собственной инновационной системы, повышения спроса на инновации в экономике, формирования технологических компетенций.
Трансферт передовых технологий Основной задачейстанет переход от простого закупа оборудования к более сложным формам трансферта и адаптации их в местных условиях. Одним из важных стимулирующих инструментов поддержки будут являться инновационные гранты. В этой связи будет проведена работа по уточнению видов инновационных грантов, оптимизации схемы и процедур их предоставления. Системной мерой станут продвижение и поддержка стратегических проектов через предоставление инновационных грантов на приобретение зарубежных технологий. При этом будет предусмотрено соответственное увеличение суммы лимита по данному виду инновационного гранта. Отбор вышеназванных проектов будет осуществлять АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (далее – АО «НАТР»). Утверждение перечня проектов будет производиться Комиссией по промышленному развитию Республики Казахстан. Кроме того, будет предусмотрено выделение инновационных грантов на проведение конкурсов между командами разработчиков по заказу отраслевых государственных органов, национальных компаний, связанных с решением их технологических задач в приоритетных секторах промышленности. Для решения долгосрочных задач технологического характера будет проработан механизм выделения инновационных грантов на реализацию целевых технологических программ. На системной основе будет осуществляться работа по поиску приоритетных технологических задач бизнеса, в том числе через проведение конференций технических директоров (R&D-директоров) промышленных предприятий, что станет основой для программно-целевого, грантового финансирования научной деятельности. Будут проработаны вопросы финансовой поддержки проектов венчурных фондов путем предоставления инновационных грантов. Вместе с тем, будет продолжена работа по развитию сети трансферта технологий и участию в международных программах по развитию науки, технологий и инноваций. Повышение спроса на инновации Формирование спроса на инновации будет обеспечиваться государством за счет регулирующих и стимулирующих мер. Необходимо предусмотреть финансовые меры для развития малого и среднего бизнеса в области инноваций, совершенствование законодательных ограничений и нормативов по энергосбережению, гармонизацию системы технических и экологических стандартов с системами стандартизации ТС и ЕС. Будут рассмотрены вопросы комплексного решения для городской инфраструктуры (SmartCity), которые позволят сократить затраты, к примеру, при внедрении единых автоматизированных систем учета ресурсов в коммунальном секторе (SmartMetering) и т.д. Повышение технологических и управленческих компетенций Необходимо проработать вопрос по созданию отраслевых центров компетенций в регионах за счет предоставления инновационных грантов. Данные центры будут представлять собой специализированные центры совместного использования оборудований для реализации инновационных проектов, инновационные мастерские, экспериментальные полигоны, ориентированные на решение внутренних потребностей отечественных предприятий в части изготовления опытных образцов и подтверждения их эффективности. Принципиально новой мерой станет открытие онлайн-центров компетенций, предоставляющих дополнительные возможности для освоения и обучения основам технических навыков и специальностей, а также повышения квалификации. Требуется проведение реорганизации и оптимизации существующих технопарков в целях организации совместной работы инноваторов и продвижения проектов, а также центров компетенций. Необходимо расширить функции действующих отраслевых конструкторских бюро с созданием при них опытно-экспериментальных участков. Будет совершенствована система экспертизы инновационных разработок и новых технологий в части обеспечения подтверждения их инновационности, эффективности и прозрачности процедур. Приоритетное развитие получат два основных инновационных кластера - «Назарбаев Университет» и «Парк инновационных технологий» с четким разделением функций. Развитием фундаментальной и прикладной науки будет заниматься кластер «Назарбаев Университет». Необходимо создание проектно-инженерных центров на основе интеллектуально-инновационного кластера «Назарбаев Университет». Решение задач по трансферту передовых технологий, а также промышленному внедрению результатов исследований будет отведено кластеру «Парк инновационных технологий». С целью повышения компетенции кадров на предприятиях будут внедрены механизмы стимулирования предприятий, в частности, будет проработан вопрос выделения грантов на повышение квалификации инженерного персонала, обучение работников иностранному языку. Также будет усилена работа по прохождению инженерно-техническими работниками стажировок в зарубежных организациях, а также обучению инженерно-технических работников. Вместе с тем, необходимо активизировать работу по участию в международных программах инновационного развития, инновационных форумах, популяризации инновационной деятельности и проведении аналитических исследований. Дополнительные меры Необходимо на законодательном уровне закрепить отдельный порядок проведения проверок реализации инновационных проектов, предусматривающий введение практики независимой проверки со стороны аккредитованных неправительственных организаций. При этом, осуществление проверок контролирующим органом будет производиться при наличии заявлений о нарушении от самих инноваторов или участников реализуемого проекта и будет ориентировано на конечный результат, а не оценку исполнения процедур при реализации проекта. Данная мера позволит инноваторам активнее участвовать в программах поддержки инноваций, а операторам проектов внедрять более гибкие и простые процедуры принятия решений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.134 (0.011 с.) |