Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая роль институтов развития

Поиск

В целях повышения доступности финансовых ресурсов для реализации Программы будет пересмотрена работа институтов развития АО «НУХ «Байтерек».

В рамках стратегии развития на 2014 – 2023 годы БРК выступит в качестве ключевого финансового института по предоставлению финансирования в национальной валюте для Программы на приемлемых условиях. Данная мера приведет к увеличению объемов кредитования в тенге. Кроме того, БРК будут упрощены механизмы кредитования, проведена работа по снижению административных барьеров, автоматизации и устранению излишних бизнес-процессов, совершенствованию подходов работы с заемщиками и представлению новых кредитных инструментов.

В связи с высоким уровнем кредитной нагрузки действующих предприятий, отсутствием достаточного залогового обеспечения БРК планирует применять новые и более активно использовать существующие инструменты финансирования, в том числе мезонинное кредитование и проектное финансирование.

Фонд «Даму» продолжит оказывать поддержку предпринимателям в малом и среднем бизнесе в рамках имеющихся инструментов по программе «Дорожная карта бизнеса 2020» и собственным инструментам для поддержки обрабатывающей промышленности. Удовлетворение финансовых потребностей субъектов МСБ будет проводиться в рамках пакета «Поддержка малого и среднего бизнеса».

Институты развития АО «НУХ «Байтерек» предложат широкий спектр различных долговых и долевых инструментов для поддержки финансирования Программы. БРК и Фонд «Даму» будет значительно снижена стоимость кредитования для предприятий через предоставление займов по приемлемым ставкам вознаграждения. Дополнительно будут внедрятся новые инструменты поддержки, такие как инвестиционные субсидии в виде возмещения инвесторам части капитальных затрат.

АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (далее – ИФК) продолжит работу по финансовой поддержке инвестиционных проектов в рамках приоритетных направлений Программы на 2015 – 2019 годы посредством оздоровления и запуска проблемных (стрессовых) проектов, включенных в Республиканскую карту индустриализации на 2010 – 2014 годы, что способствует переводу проблемных активов в разряд действующих активов, обеспечивающих изменение структуры экономики, рост занятости, налоговые поступления, а также возврату ранее инвестированных государством средств. Деятельность ИФК будет направлена на создание активов в обрабатывающей промышленности путем использования инструментов долевого финансирования и снижение количества проблемных активов в обрабатывающей промышленности через их оздоровление. ИФК, используя существующую экспертизу и предыдущий опыт работы, разработает механизмы по оздоровлению и структурированию инвестиционных проектов, предусматривающие возможность списания начисленного вознаграждения, пени, части основного долга, а также предоставление гарантий для восстановления простаивающих проектов. Для реализации указанного механизма будут созданы соответствующие условия.

Модель управления некоторыми фондами с участием АО «Казына Капитал Менеджмент» (далее – ККМ) исторически показала свою неэффективность в части освоения выделенных средств и достаточности финансирования таких проектов, так как мандаты большинства портфельных фондов ККМ имеют определенные ограничения в части финансирования проектов в приоритетных отраслях экономики Республики Казахстан. В связи с этим будет проработан вопрос по созданию Фонда инфраструктурных проектов (далее – ФИП) и Фонда стартовых проектов (далее – ФСП) с планируемым привлечением средств местных и международных институциональных инвесторов. Данные фонды будут иметь более гибкую модель управления и дополнят используемые инструменты финансирования, специализируясь на финансировании и привлечении инвестиций в приоритетные отрасли Программы: проекты на начальной стадии развития (ФСП), а также проекты создания и развития инфраструктуры, в том числе реализуемые с использованием механизма государственно-частного партнерства (ФИП).

Данные инструменты задействованы в рамках пакетов «Капитал для роста», «Гринфилд-проекты» и «Инфраструктурные проекты».

В целях поддержки экспортной деятельности казахстанских предприятий будет возможность воспользоваться инструментами поддержки пакета «Поддержка экспортеров».

АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» (далее – КЭГ) продолжит выполнять свои функции экспортно-кредитного агентства Республики Казахстан. Будет рассмотрен вопрос расширения ассортимента инструментов финансово-страховой поддержки экспортеров путем внедрения инструментов предэкспортной финансово-страховой поддержки посредством финансирования и страхования рисков банков второго уровня при кредитовании предприятий-экспортеров на пополнение оборотных средств.

Для эффективной реализации новых продуктов финансово-страховой поддержки экспортеров будет рассмотрен вопрос внесения изменения и дополнения в нормативные правовые акты Республики Казахстан, предусматривающие возможность предоставления отечественным производителям экспортной продукции пред-экспортного финансирования через банки второго уровня путем размещения финансовых средств КЭГ в обусловленные банковские вклады.

В целях поддержки новых, современных отраслей экономики, развития инноваций и удовлетворения финансовых потребностей инновационно-ориентрированных субъектов МСБ будут предлагаться инструменты поддержки пакета «Поддержка инновационных компаний».

АО «НАТР» будет продолжена работа по поддержке инновационных проектов и содействию трансферту технологий в приоритетных секторах, в том числе через предоставление инновационных грантов и развитие инновационной инфраструктуры. При этом для поддержки стратегических инновационных проектов будут укрупнены инновационные гранты на приобретение технологий и проведение промышленных исследований. В целях усиления взаимодействия бизнеса и науки будет предусмотрено предоставление гранта на реализацию целевых технологических программ. Также будет проработан вопрос предоставления инновационных грантов на прототипирование для участия в госзаказах, поддержку проектов венчурных фондов, создание отраслевых центров компетенций, создание испытательных баз и автоматизацию производств.

В целях реализации поставленных задач необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы. Деятельность АО «НУХ «Байтерек», как инструмента Правительства в сфере индустриально-инновационного развития и реализации государственных программ нуждается в регулировании, которое усилит контроль за эффективным расходованием средств государственного бюджета, усовершенствует корпоративное управление в группе АО «НУХ «Байтерек» и обеспечит более оптимальное участие АО «НУХ «Байтерек» в реализации Программы.

 

Инфраструктура

Транспортная и логистическая инфраструктурная поддержка секторов обрабатывающей промышленности будет осуществляться с учетом положений Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 января 2014 года № 725; энергетическая инфраструктурная поддержка – с учетом положений Концепции развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года.

Задачами по созданию и совершенствованию инфраструктурной поддержки ускоренной индустриализации Казахстана являются:

1) доступность и качество в сфере транспортной, энергетической и производственной инфраструктуры;

2) обеспечение электроэнергией потребностей экономики и достижение энергетической независимости страны;

3) создание высокоэффективной транспортно-логистической системы Казахстана и обеспечение ее интеграции в международную транспортную систему;

4) обеспечение обоснованных уровней тарифов, способствующих индустриальному развитию.

Меры государственной поддержки для обрабатывающей промышленности будут направлены на создание прозрачных условий по управлению инфраструктурными издержками:

1) установление механизма формирования тарифов на долгосрочный период на услуги субъектов естественных монополий;

2) упрощение процедуры подключения к дополнительным энергетическим мощностям;

3) расширение пропускной способности на отдельных участках железнодорожных маршрутов;

4) подведение инфраструктуры к новым проектам в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности;

5) обеспечение доступности железнодорожного подвижного состава;

6) создание региональных логистических центров.

На сегодня Правительством в целях обеспечения прогнозируемости тарифов на услуги субъектов естественных монополий принимаются меры по переводу субъектов естественных монополий на работу по долгосрочным тарифам - пять и более лет. В связи с чем, предусматривается внесение изменений в действующее законодательство.

Планируется реализация ряда промышленных узловых инфраструктурных проектов, способных в полном объеме удовлетворить потребности отечественных предприятий в транспортных и логистических услугах, в том числе будут проработаны проекты строительства:

железнодорожных подъездных путей от станции Коршуново до площадок группы предприятий с расширением станции до 3700 м и 3 дополнительных тупика по 1200 м, Восточно-Казахстанская область;

соединительной железнодорожной линии 1,5 км, обеспечивающей предприятия региона своевременной отгрузкой готовой продукции, Костанайская область;

железнодорожного полотна протяжённостью 115 км Жанатас-Туркестан, Жамбылская область;

расширение и развитие:

1) Тобольского железнодорожного узла, Костанайская область;

2) железнодорожных станций Аксу-1 и Аксу-2, Павлодарская область;

3) пропускной способности станции Жинишке, Актюбинская область;

4) вынос участка автомобильной дороги «Рудный – Качар – Федоровка» протяженностью 9 км из зоны разработки Южно-Сарбайского карьера, Костанайская область;

5) организация строительства подстанции 220/10 кВ и расширение ПС «Костанайская 1150», Костанайская область;

6) строительство объектов электроснабжения ПС 110/10-10 кВ «Горностаевская», расширение ПС 220/110/10 кВ «№51»; строительство одноцепной ВЛ 110 кВ «Горностаевская» - «Чаган» протяженностью 32,5 км., Восточно-Казахстанская область.

Для индустриального развития необходимы сфокусированные и активные действия по повышению эффективности деятельности СЭЗ. В целях дальнейшего развития СЭЗ будут проработаны вопросы предоставления стабильности и гарантий сохранности преференций и налоговых льгот для участников СЭЗ на весь период действия СЭЗ, а также установления стабилизационных механизмов для участников СЭЗ в случае ликвидации СЭЗ, а также внедрения института Единого оператора по управлению и развитию СЭЗ в Республике Казахстан.

Кроме того, необходимо усовершенствовать механизмы функционирования СЭЗ, включая вопросы управления, деятельности управляющих компаний, финансирование деятельности СЭЗ, Единого оператора и управляющих компаний за счет средств государственного бюджета на первоначальных этапах, а также привлечения заемных средств на строительство объектов инфраструктуры, также предоставить налоговые льготы управляющим компаниям и для сопутствующих и смежных производств приоритетных видов деятельности.

В последующем комплексное принятие мер позволит отойти от финансирования из государственного бюджета, что снизит нагрузку на бюджет.

 

 

Человеческие ресурсы

Опережающее индустриальное развитие нуждается в повышении доступности и обеспечении качества человеческих ресурсов, предъявляет требования к качеству образования.

Основной акцент индустриализации направлен на интенсивный рост производства, а именно на рост производительности труда (1,4 раза). Поэтому общесистемные меры по обеспечению человеческими ресурсами смещены не на количество созданных рабочих мест, а на качество подготовки высококвалифицированных, научных и инновационных кадров.

Для обеспечения отраслей экономики высококвалифицированными кадрами будет проводиться работа по реформированию системы подготовки кадров.

Для данных целей с учетом специализации регионов, развития территориальных и инновационных кластеров будут определены высшие учебные заведения и колледжи, нацеленные на подготовку высококвалифицированных специалистов для таких приоритетных секторов, как металлургия, нефтегазохимия, электроэнергетика, легкая и пищевая промышленность, АПК, машиностроение, информационно-коммуникационные технологии, космическая отрасль.

Подготовка таких кадров будет осуществляться по новым образовательным программам, разработанным вузами и колледжами совместно с ведущими местными и зарубежными партнерами, с учетом новых технологических процессов.

В эти вузы и колледжи будут направлены значительные ресурсы и проведена работа по их модернизации. Будут разработаны отдельные стратегические программы развития вузов и колледжей, укреплены материально-техническая база, в том числе учебно-лабораторное оборудование, внедрены новые подходы в системе управления и новые механизмы финансирования, ориентированные на результат.

Для инвесторов, заключивших с Республикой Казахстан инвестиционные соглашения, а также операторов, реализующих проекты по производству базовой продукции на территории СЭЗ, будет предоставляться право на привлечение иностранной рабочей силы на весь период реализации инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию вне квоты и без разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.

Кроме того, планируется предусмотреть возможность для ТНК, осуществляющих деятельность в обрабатывающей промышленности, агропромышленном комплексе и геологоразведке, привлекать своих сотрудников из филиалов других стран без получения разрешения на работу в Республике Казахстан (при соблюдении некоторых условий, в т.ч. пропорции казахстанских и иностранных специалистов, отсутствия дискриминации в оплате труда, соответствия привлекаемых специалистов определенного квалификационного уровня).

Для предприятий, осуществляющих деятельность по приоритетным проектам, квота на привлечение иностранной рабочей силы будет устанавливаться на весь период реализации приоритетного проекта с разбивкой по годам.

Предусматривается усовершенствовать внутреннюю миграционную политику для обеспечения внутриреспубликанского перетока рабочей силы в регионы с большей потребностью в рабочей силе. Необходимо использовать ресурсы программы «Дорожная карта занятости 2020» для обеспечения потребности приоритетных секторов.

Внешняя миграционная политика должна упростить порядок получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Будет упрощен порядок получения рабочих виз и вида на жительство в Казахстане для высококвалифицированных иностранных кадров.

Необходимо усовершенствовать систему мониторинга занятых и потребности Программы в кадрах.

Для улучшения уровня охраны труда требуется внедрение на предприятиях международных стандартов OHSAS 18001.

Государственные закупки

Необходимо внедрение отдельного порядка в части определения критериев инновационности закупаемых товаров, работ и услуг в сфере законодательства государственных закупок. Будет разработан механизм заключения долгосрочных договоров на поставку изделий, внедряемых на основании технологических меморандумов.

При проведении государственных закупок необходимо устанавливать в технической спецификации требования национальных или неправительственных стандартов при их наличии для защиты от некачественной и небезопасной продукции. Для этого необходимо внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие закупки квазигосударственного сектора и недропользователей, обязательно устанавливать в технической спецификации требования национальных или неправительственных стандартов, при их наличии.

Будет рассмотрен вопрос о введении института офсетных соглашений в законодательство Республики Казахстан для привлечения иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность Казахстана. Государственные закупки должны быть использованы для производств, развивающих ЦДС, при выпуске конечной продукции в Казахстане через использование механизмов офсета.

Вместе с тем, в договорах государственных заданий и государственных закупок между уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности и институтами развития должен функционировать четкий механизм оплаты услуг институтов развития. Работы и услуги, имеющие постоянный (продолжающийся) характер, должны осуществляться и соответственно оплачиваться в течение двенадцати месяцев в году, не ограничиваясь периодом действия договоров.

При этом необходимо учитывать не только прямые, но и накладные расходы институтов развития, связанные с исполнением указанных обязательств, рассчитанных пропорционально объемам выполняемой работы или оказываемых услуг к общим доходам институтов развития от основной деятельности. Также необходимо учитывать плановую рентабельность работ и услуг, размер которой определяется исходя из корпоративных процедур в институтах развития (стратегия и планы развития компаний и так далее).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.166 (0.008 с.)