Сектор космических технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сектор космических технологий



Сектор космических технологий – перспективный сектор для развития в Республике Казахстан с точки зрения формирования «экономики знаний».

По итогам выполнения ГПФИИР вышла на проектную мощность национальная космическая система (КС) связи и вещания «KazSat», введены в эксплуатацию второй КА «KazSat-3» и резервный наземный комплекс управления. С начала предоставления услуг аренды емкостей КА серии «KazSat» произведено импортозамещение данных услуг на сумму более 3,5 млрд тенге. Динамика объёма производства КС «KazSat» представлена в таблице 59.

 

Таблица 59. Динамика объёма производства КС «KazSat», млн тенге

Наименование 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014* г.
Услуги аренды емкостей КА серии «KazSat» 12,97 1 156,15 2 004,45 341,44

Источник: Национальное космическое агентство Республики Казахстан

к таблице 59:

примечание: * оперативные данные

 

Данные по ВДС в космической отрасли представлены в таблице 60

 

Таблица 60. ВДС космической деятельности, млн тенге

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
ВДС, млн тенге 8 903,0 13 472,6 7 633,9 2 721,8

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике

 

Основным драйвером развития инноваций в космической сфере являются прикладные научные исследования. Выполнены опытно-конструкторские работы по созданию первых опытных образцов отечественной космической техники, организовано производство дифференциальных станций (далее – ДС) для системы высокоточной спутниковой навигации (далее – СВСН) и выпущена первая партия ДС в количестве 50 штук.

Достижения космической науки могли бы быть гораздо весомее, если был бы решен назревший давно вопрос об обновлении лабораторной и опытно-экспериментальной базы космических исследований, которая требует модернизации ввиду значительной степени ее морального и физического износа. Назрела ситуация серьезного научно-технического прорыва Республики Казахстан в области создания отечественных образцов космической техники и технологий, аппаратно-программных средств конечных пользователей космических продуктов и услуг.

В рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года, принятой решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года, планируется реализация двух инновационных проектов:

1) разработка и сертификация многоцелевой аэрокосмической системы прогнозного мониторинга;

2) разработка аппаратно-программного комплекса управления международными транспортными коридорами.

Ключевые проблемы:

1) отсутствие современной опытно-экспериментальной базы космических исследований; отсутствие полноценной инфраструктуры доведения космических продуктов и услуг до конечных пользователей; технологическая зависимость космической отрасли Казахстана от зарубежных партнеров.

Цель: создание полноценной космической отрасли как наукоемкого и высокотехнологичного сектора экономики, способствующего ускорению индустриально-инновационного развития республики, укреплению национальной безопасности и обороны, развитию науки и высоких технологий.

Целевые индикаторы:

Реализация Программы позволит в 2019 году достичь роста экономических показателей к уровню 2012 года:

1) ВДС на 30% в 2019 году в реальном выражении к уровню 2012 года;

2) увеличить численность высококвалифицированных специалистов, занятых в космической отрасли на 300 человек к 2019 году;

3) довести долю научно-технических разработок в общем объеме космических исследований до 50% к 2019 году;

4) довести долю ученых, имеющих производственный опыт создания космической техники, до 25% к 2019 году;

5) довести долю коммерциализированных проектов в общем объеме научно-технических разработок до 25% к 2019 году.

Задачи:

1) развитие и расширение использования орбитальной группировки космических аппаратов (далее – КА) связи, дистанционное зондирование земли (далее – ДЗЗ) и научно-технологического назначения;

2) развитие и расширение использования объектов наземной космической инфраструктуры, включающей сборочно-испытательный комплекс КА, специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники с опытным производством, СВСН, космический ракетный комплекс «Байтерек», наземные сегменты космических систем связи и ДЗЗ;

3) развитие научно-технологической базы космической отрасли, модернизация и расширение лабораторной и опытно-экспериментальной базы космических исследований;

4) развитие кадрового потенциала космической отрасли, предусматривающее подготовку, переподготовку и повышение квалификации инженерно-технических и научных кадров в сфере космической деятельности в соответствующих учебных заведениях и научных центрах, в том числе в рамках международной программы «Болашак»;

5) совершенствование нормативной базы космической отрасли.

Приоритеты развития космической отрасли

Приоритетными видами деятельности в космической отрасли являются научные исследования и разработки по созданию отечественных образцов космической техники и технологий, обеспечение производства и технической эксплуатации космических систем связи, ДЗЗ и навигации, доведение продуктов и услуг этих космических систем до конечных пользователей в различных отраслях экономики страны.

В пятилетний период предусматривается реализация 10 проектов в рамках Карты индустриализации (далее – КИ), планируемых к запуску в период 2015-2019 годы.

 

Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

Меры государственной поддержки в рамках Программы должны предоставляться в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан.

 

Инвестиционный климат

Программа призвана способствовать приходу частного инвестора в обрабатывающую промышленность. Важная роль государства будет заключаться в создании привлекательных условий для частных инвестиций. Необходимо постоянно работать над улучшением показателей общепризнанных мировых индексов по оценке инвестиционной среды. Надо улучшать условия ведения бизнеса (Doing business), повышать конкурентоспособность страны (Global Competetivness Index), привлекать больше прямых иностранных инвестиций (World Investment Report), снижать долю государственного участия в экономике через проведение запланированной приватизации с учетом принципа Yellow pages.

Для содействия в реализации приоритетов индустриального развития Казахстан будет активно сотрудничать с такими авторитетными организациями, как Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (далее – ООНПР), Международный Банк Реконструкции и Развития (далее – МБРР) и другими международными институтами. В рамках страновых программ будет использован передовой международный опыт, направленный на усиление конкурентоспособности национальной экономики и, в частности, обрабатывающей промышленности.

 

Таблица 61 Целевые показатели рейтингов Глобального индекса конкурентоспособности (место Казахстана в рейтинге)

Категория 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Институциональное развитие          
Инфраструктура          
Макроэкономическая среда          
Здравоохранение и общее образование          
Высшее и профессионально-техническое образование          
Эффективность рынка товаров          
Эффективность рынка труда          
Развитость финансового рынка          
Технологическая готовность          
Размеры рынка          
Развитость бизнеса          
Инновации          

 

Позиции Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума будут постоянно улучшаться. Дальнейшие институциональные реформы обеспечат прочную государственную защиту частной собственности. Кадровая политика должна вестись на принципах меритократии. Прозрачность на всех уровнях государственного управления с учетом принципа инклюзивности минимизирует уровень коррупции в государственной системе.

Будет улучшаться качество транспортной, энергетической и производственной инфраструктуры, имеющей большое значение для эффективного функционирования экономики, поскольку она является важным фактором, определяющим развитие экономической деятельности, а также перспективных секторов экономики страны.

Макроэкономическая среда должна оставаться благоприятствующей долгосрочным инвестициям, так как экономика не может расти в условиях нестабильности ключевых макроэкономических показателей.

Качество здравоохранения требует значительного улучшения. Здоровая нация, а вместе с тем здоровая рабочая сила имеют важнейшее значение для конкурентоспособности и продуктивности страны. Необходимо улучшать объем и качество общего начального образования населения, что способствует повышению эффективности каждого отдельного работника.

Необходимо повышать качество высшего образования и профессиональной подготовки технических кадров. Это имеет решающее значение для развития цепочек создания стоимости в производственном процессе.

Нужно развивать рыночную эффективность и продуктивность бизнеса. Развитый конкурентный рынок способствует выгодному обмену товаров и услуг в экономике.

Важно и дальше развивать рынок труда, чтобы работники использовались в производственной деятельности наиболее эффективным образом. Рынки труда должны быть гибкими и обеспечивать действенную связь между стимулами для работников и их деятельностью.

Необходимо совершенствование финансовой системы Казахстана. Должна сформироваться рыночная финансовая инфраструктура для привлечения долгосрочных инвестиций.

Для внедрения новых технологий в Казахстане необходимо повышать готовность бизнеса и населения к использованию передовых технических разработок. Доступ к интернету и связанным с ним информационным ресурсам будет значительно облегчен и расширен в плане географии охвата по всей стране.

Необходимо повышать долю отечественных производителей как на внешнем, так и внутреннем рынках. С учетом направленности Программы на развитие производств на территории Республики Казахстан надо повышать доступ товаров на внешние рынки и, в особенности, рынки макрорегиона, снижая дискриминационные барьеры.

Важно повышать уровень развития бизнеса, включая общее качество предпринимательской среды, а также качество стратегий отдельно взятых фирм. Данный компонент необходимо развивать через стимулирование развития кластеров, а также создавая условия для улучшения качества стратегий фирм (брендинг, маркетинг, встраивание в цепочки создания добавленной стоимости, производство уникальных и сложных товаров).

Необходимо повышать уровень научно-исследовательских работ для создания благоприятной среды, которую поддерживают государственный и частный сектора. В частности, это подразумевает достаточные инвестиции в научные исследования, особенно со стороны бизнеса, высококачественные исследовательские институты, сотрудничество между университетами и промышленностью в исследованиях, а также защиту интеллектуальной собственности.

Все показатели Казахстана в индексе Doing business также должны быть улучшены. Для этого нужно сократить количество процедур по получению разрешений на строительство, привлечение иностранной рабочей силы в рамках реализации стратегических проектов, удешевить подключение к коммунальным услугам и, в частности, к электроэнергии, уменьшить издержки, связанные с ведением международной торговли. Необходимо упростить ведение международной торговли в части сокращения требований при экспортно-импортных операциях. Немаловажным фактором является внедрение информационных систем, которые способствуют сокращению времени при предоставлении и получении разрешительных документов на экспорт и импорт. Исходя из международного опыта, внедрение Единого электронного окна и электронного декларирования товаров намного упрощает осуществление экспортно-импортных операций. Также необходимо снизить транспортные издержки участников внешнеэкономической деятельности. Важно повысить качество кредитования, которое должно осуществляться финансовыми институтами с учетом более доступной и достоверной информации о кредитоспособности заемщиков (физических или юридических лиц) в финансовой системе. Необходимо повышать эффективность и полноценность функционирования института банкротства. Должен повышаться коэффициент возврата средств вследствие процесса реорганизации, ликвидации или принудительного взыскания задолженности.

В результате принятые меры должны содействовать привлечению иностранных инвестиций, улучшению бизнес-среды, а также развитию конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.019 с.)