ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ



ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура происходит от латинского слова cultura -возделывание, воспитание, образование, развитие. Это определённый исторический уровень развития человека и общества, выраженный в различных формах организации жизни и деятельности людей, это совокупность материальных и духовных ценностей. Культуру в настоящее время принято делить на материальную и духовную. Первая это орудия труда, жилища, предметы повседневного быта, одежда, средства транспорта и связи, дизайн, то есть всё то, что создано руками и интеллектом человека» Вторая охватывает сферу сознания, духовного воспроизводства: познание, образование, воспитание, этика, эстетика, наука, мораль, нравственность, право, религия.

Само понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно - экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций, например, античная культура, культура народности майя, культура эпохи феодализма, русская культура, музыкальная культура и так далее, а также особых видов деятельности и жизни человека, например, культура труда, производства, художественная культура, культура дизайна и так далее» В более узком смысле слова чаще всего слово «культура» относят к духовной сфере жизни человека.

Само слово «культура» вошло в обиход со второй половины XVIII века, хотя сходные представления обнаруживаются и на более ранних этапах человеческой истории, например, древние греки, видели понимание культуры в человеческой воспитанности, в позднеримскую эпоху получил распространение иной комплекс значений, близкий к понятию цивилизации, личного совершенствования. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали её соответствие гуманистическому идеалу человека, совершенного духовно и Физически, А в дальнейшем, в XVIII веке, в эпоху Просвещения - её соответствия идеалу просветителей. Французские просветители Вольтер, Тюрго, Кондорсе сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума. Культурность, цивилизованность народов в противоположность варварству первобытных народов состоит, они считали, в разумности их порядков и политических учреждений, измеряется совокупностью их достижений в области науки и искусства. Руссо, напротив, отрицает цивилизацию и считает более высокой культуру и чистоту нравов у народов, находящихся на патриархальной ступени развития.

В процессе исторического развития культуры возникают различные философские взгляды на развитие культуры; морального - Кант, эстетического - Шиллер, романтически-философского - Гегель. Марксистская философия во взглядах на развитие культуры основывается на положениях исторического материализма об общественно-экономических формациях. Культура, является специфической характеристикой развития общества и выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу. Каждой общественно-экономической формации присущ свой тип высоко развитой культуры, что не означает, однако, разрыва в исторических процессах развитии культуры, уничтожения предшествующих достижений культуры или полного отказа от культурного наследия, в том числе и художественного, а также традиций. Создание форм новой культуры возможно только лишь на базе критического освоения достижений культуры прошедших эпох и преемственности в её развитии. Изучение вопросов мировой культуры, возникновение и развитие её различных форм и направлений это знамение времени для ориентации современного человека в сложном переплетении и многоголосии национальных культур настоящего дня.

Терминология:

Дизайн - художественное конструирование промышленных изделий, проектирование современного интерьера, промышленная эстетика.

Цивилизация - определённая ступень развития материальной и духовной культуры.

Гуманизм - мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, утверждение блага человечества.

 

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Древняя история развивалась не только во времени, она перемещалась и в пространстве. То одни, то другие народа становились носителями человеческого прогресса, другие подхватывали эту эстафету человеческого развития, но иногда очаги старых, хотя и великих культур к цивилизаций уходили в небытие или погружались в сумерки. В древности люди знали только то, что совершалось на небольших географических участках, что совершалось на западе или востоке, то есть на расстоянии, им было неизвестно. Видимо, среда древних цивилизаций, были и такие, которые рождались и гибли замкнуто, ничего не передавая будущему, и только старые камни в степях и пустынях, уцелевшие руины и иногда сохранившиеся на них загадочные письмена, свидетельствуют о их былом существовании. Когда, где и почему начинались и развивались эти цивилизации сейчас точно установить невозможно. Лишь в середине XIX века началась серия археологических открытий, и чуть ли не во всех концах земли были обнаружены и открыты очаги материальной культуры незапамятных времён: стоянки первобытного пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты - копья, палицы, дротики, рубила, топоры, иглы, скребки.

Во многих стоянках обнаружены предметы, родственные художественным произведениям: загадочные знаки, силуэты зверей, человеческие фигурки из камня и кости, резьба на камнях и скалах, большие скульптуры животных. В потайных скалистых пещерах случалось обнаруживать целые музеи первобытной живописи и скульптуры: во Франции - Монтеспан, в Испании - Альтемира, в Африке - пещеры Тассили, в Алжире, Италии, на Дону, в Сибири. Это или изображения животных, или изображений человека, а в более позднее время, при неолите (новый каменный век) целые бытовые сцены из жизни первобытного племени - охоты, сражений, плясок и других обрядов. По данным современной науки, человек верхнего палеолита (раннекамекный век) по своей физической конструкции был близок современному человеку, владел членораздельной речью, умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости, дерева, рога, предназначенные для выживания человеческого рода, так как племенные коллективы жили в основном охотой на крупного зверя.

В первобытном обществе все виды духовной деятельности выражались лишь через искусство, его примитивные традиционные формы. Вначале появляются скульптурные, графические, живописные, геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих, в природе. Изобразительным материалом служили уголь, сажа, минеральные и земляные краски.

Труд создал человека. Труд дал ему неоспоримое превосходство над другими существами на земле, что на протяжении многих тысячелетий гарантировало сохранение человеческого рода в его борьбе за существование. Человек формировал свой духовный мир через наблюдение и познание окружающей его природы, мира зверей, который он знал, постоянно сталкиваясь с ним.

Появляется пиктографический рисуночный тип письма, состоящий из отдельных конкретных знаков, тесно связанных с первобытным изобразительным искусством, и до сих пор у американских индейцев пиктограмма играет роль письменности, Открыв изображение, человек «остановил мгновение» и приобрёл известную власть над временем. Существует много гипотез и взглядов на возникновение различных форм искусства, но ответить на этот вопрос определённо, по-видимому, нельзя, ибо трудно предположить, что, например, послужило толчком к началу изобразительной деятельности, каким образом первобытный человек осознал возможность пластического воспроизведения реально существующих предметов, животных и человека? По-видимому, это плоды длительной эволюции от простых примитивных форм к более сложным, то есть от схематического изображения отдельных предметов и животных к передаче антропологического сходства, композициям, изображению объёмности. Например, танцы, игры, примитивные театрализованные представления, особенно с переодеванием в шкуры зверей, явно связаны с основным видом присваивающей деятельности - охотой и связь между развитием пещерного искусства и охотой прослеживается в большинстве петроглифов.

Трудовая деятельность развила интеллект человека, подвижность руки и сделала её способной к художественному творчеству путём развития мускулов, связок, костей, приспосабливая её к всё более сложным операциям до той степени совершенства к силы волшебства, без которой невозможны картины Рафаэля, скульптуры Микеланджело, игра Паганини.

В эпоху мезолита (среднекаменный век) в жизни человеческого общества происходят значительные перемены: люда группируются в небольшие коллективы и обладают большой подвижностью в освоении близлежащих территорий. Изобретается лук и стрелы, появляются деревянные предметы, утварь, плетёные из лыка и камыша корзины, сумки, ткани, рыболовные сети, первые средства передвижения - плот, лодка. Расширяется диапазон наблюдений в окружающем мире, обогащаются умения, опыт, возрастают потребности человека. В произведениях искусства появляется передача экспрессии, разнохарактерных движений, многофигурные сцены, желание добиться не только внешнего сходства, но и внутреннего смысла происходящего. Это уже дальнейший шаг вперёд в первобытном искусстве по пути освоения и раскрытия явлений действительности.

 

В эпоху неолита от охоты и собирательства, что не всегда обеспечивало стабильное существование человека, он переходит к скотоводству и земледелию, где природные условия способствовали этому, путём приручения диких животных и отбор полезных злаков и плодов. От присваивающих форм производства, человек переходит к воспроизводящим. Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий труда, разнообразие их форм. Появление и развитие гончарного производства, строительного дела говорят об оседлом образе жизни, домашнем очаге и варёной пище. Человек начинает думать о явлениях природы, закономерностях в ней, о существовании сверхъестественных сил. В оформлении бытовых предметов появляется орнамент, знаки-символы, элементы анимизма. Здесь выделяется трипольская культура (Правобережная Украина), культура племён лесных районов Европы и Азии, а в наскальных росписях пустыни Сахары появляются элементы анатомически правильного изображения человеческого тела, стремление передать определённую позу, жест, объём.

Терминология:

Антропология - биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его расе.

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры методом раскопок.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

Петроглиф - насечка, резьба рисунков на камнях, скалах и т.д.

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, обычно геометрических фигур.

Анимизм - система фантастических представлений о наличии у человека, животных, растений - души, воодушевление природы.

Экспрессия - выразительность (сила чувств, переживаний).

Эволюция - процесс изменения, развития в природе и обществе от простых форм к более сложным.

 

КУЛЬТУРА ИРАНА

Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Её обитатели ещё в III тысячелетии до новой эры создали свою письменность и оригинальную культуру, которую совершенствовали в течение тысячелетий. Государственное образование Элам появилось на рубеже II-III тысячелетий до н.э. Затем с приходом персидских и индийских племён, где вначале доминирующую роль играла Мидия, в последнем тысячелетии до н.э. её сменила мощная Ахеменидская держава. В этот период возник зороастризм, религиозное учение, автором которого был пророк Зороастр. Он провёл кардинальную религиозную реформу с существованием всемогущего бога добра, жизни и правды Ахурамазда и, напротив, бога зла, мрака и смерти Аримана. Сменявшие друг друга завоеватели Ирана по-разному относились к религиозным культам: параллельно возникали, рождались древние религиозные взгляды, иногда усиливалось влияние египетской религии, или вера в богов покорённых народов.

Одним из великих достижений культуры Ирана является древнеперсидская клинопись в 43 знака в отличив от аккадской в 600 знаков.

 

Она употреблялась для царских торжественных надписей на гробницах, колонках, посуде, оружии, печатях. Эти параллельные надписи на разных языках, встречающиеся на Бехустианской скале, в Персеполе, Сузах, Экбатане, Египте рассказывают историкам о могуществе Ахеменидскои державы и царских династиях.

В VI веке до н.э. возник древнеперсидский лунный календарь из 12 месяцев в каждом по 29-30 дней. Название месяцев было связано с важнейшими сельскохозяйственными работами.

Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасагардах, Персеполе и Сузах, а также гробницы персидских царей, чаще всего, вырубленные в скалах или построенных мавзолеях - гробницы царя Кира и наместника Кирии Мавсола. Гробница царя Дария вырублена в скале на высоте 20 метров и украшена обилием скульптурных изображений и надписей. Дворцовые комплексы в Пасагардах, Персеполе и Сузах сооружались на высокой каменистой террасе в 1900 метров над уровнем моря. Строительство в Персеполе продолжалось около 450 лет на территории в 135 тысяч кв.м. Построенный на платформе город был окружён двойной стеной. Площадь парадного дворца Дария составляла 3600 кв.м., а потолки зала поддерживались 72 изящными колоннами высотой в 20 метров. Для строительства дворцов доставлялись самые различные материалы - кедр, слоновая кость, лазурит, самоцветы, золото и ремесленники из 12 стран державы.

Значительных достижений художники Ирана достигли в произведениях торевтики (чеканка, по металлу) и глиптики (резьба на камне), а также в изделиях предметов быта - чаш, вазы, кубки, ритоны из металла и камня. Все эти произведения искусства, созданные мастерами Древнего Ирана, прочно вошли в сокровищницу мировой культуры и оказали влияние на развитие культуры народов Востока.

Терминология:

Хроника - запись исторических событий в хронологической последовательности, летопись, один из основных видов древних сочинений.

Сатрапия - военно-административный округ (провинция).

Ритон - сосуд для питья в виде рога животного из глины, металла, кости.

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

И средневековья

Одной из самых самобытных цивилизаций Востока является индийская. Её вклад в общемировую культуру огромен - она оказала влияние на Формирование культуры соседних стран. В своём развитии индийская культура прошла несколько периодов: хараппский, ведийский, маурьев, кушанский и гуптский. Достижения древних индийцев в различных областях культуры - литературе, искусстве, науке, Философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации.

Большую роль в духовной культуре Индии играла религия - индуизм. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм-многобожие: Индра - бог грозы, Варуна - справедливости и порядка, Агни - домашнего очага и т.д. Не существовало никакого единого верховного божества. Индийцы обожествляли силы природы: растения, горы, реки, верили в загробный мир, делали жертвоприношения, в мифологизированной форме пытались объяснить тайны вселенной, возникновения жизни. Многие черты ведизма вошли в индуизм, где на первый план выдвигается бог-творец со строгой иерархией. Это культы богов Брахмы, Вишну и Шивы (триединство - боги созидания и управления миром, охранителя и разрушителя). Позднее это привело к возникновению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиванизма. Эти оба направления вобрали в себя верования соседних народов.

В ранних индивидуальных текстах говорится о десяти аватарах (превращениях) Вишну. Восьмое превращение в Кришну стало излюбленным персонажем многих сочинений и культ Кришну выделился в самостоятельную ветвь вишнуизма. Культ же Шивы приобрёл и вобрал в себя местные племенные верования, поэтому он предстаёт не только разрушителем, но и божеством плодородия, покровителем скота и т.д.

Наибольшей популярностью из огромного числа религиозно-философских сочинений выделяется «Бхагавадгита». Это часть эпической поэмы «Махабхарата», где даются наставления о высокой морали, чувстве долга, судьбе человека, о мирском и божественном.

Буддизм в Индии сложился значительно позднее, перешагнув границы государства он утвердился во многих странах Азии. Суддхартха Шакьямуни (отшельник) создатель буддийского учения родился в 563 году до новой эры. В 40 лет он достиг «просветления» и стал называться Буддой (просветленным). В буддизме существует доктрина о спасении, постижение которой называется нирваной. Достигнуть нирваны могут лишь монахи, но стремиться к её постижению должен каждый верующий. Для этого необходимо следовать четырём благородным истинам. Он изложил в них причины человеческих страданий и наметил путь освобождения от них. Жизнь-это страдание, которое возникает в связи со стремлением к земному существованию и его радостям. Отказаться от желаний и следовать праведным взглядам, образу мыслей и образу жизни, самоуглублению. Нравственный аспект в буддизме занимает особое место. Буддизм не признавал существования бога-творца, бога-созидателя. Преодолеть земные страдания можно не через социальные условия, а лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я». В маурьев период оформились два направления буддизма: махаяны (большой путь) и хинаяны (узкий путь). Одним из важнейших элементов в учении махаяны являлось понятие о бодхисатве, человеке приблизившемуся к постижению нирваны.

Перейдя границы Индии буддизм принёс в другие страны традиции индийской образованности как религиозного, так и светского характера: с санскрита (литературная обработка древнеиндийского языка) переводились на другие азиатские языки многие литературные и другие сочинения. Древнеиндийская литература по праву занимает одно из самых почётных мест в мировой литературе. Это прежде всего связано с творчеством Калидасы. Историю древнеиндийской литературы можно разделить на несколько периодов, но подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», авторство первой приписывается мудрецу Вьясе. Основная тема «Махабхараты» - соперничество двух царских родов, в основе повествования «Рамаяны»рассказ о победе добра над злом, о человеческой верности Рамы и Ситы. Эти повествования повлияли на сюжеты других произведений - драму «Шакунтала» и поэму «Мегхадута». Среди санскритских произведений выделяется сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанный на фольклорном материале. В Индии возникла теория литературы и поэзии, литература на религиозной буддийской традиции «Жизнеописания Будды», литература на тамильском языке в виде изречений «Курал».

В Древней Индии высокого уровня достигло развитие философии, Это в первую очередь материалистическая школа локаяты, считая источником познания чувственное восприятие, а также атомистическое учение вайшешика (теория атомов и пустоты), разработка учения йоги о человеческой психологии, идеалистическая философия Шанкара - веданта.

Возник древнеиндийский театр со специальными трактатами по драматургии, со своим индивидуальным лицом, отличным от древнегреческого театра.

Из архитектурных памятников и памятников изобразительного искусства выделяются, созданные в кушано-гуптскую эпоху дворца, пещерные комплексы в Карле (около Бомбея), индуистский храм в Санчи, возникло несколько скульптурных школ как культовых, так и светских. Наиболее известными памятниками древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Анжанты (сцены из жизни Будды), где древние индейцы продемонстрировали знание секрета стойких красок и грунтов,

Впечатляющими были успехи древних индейцев в математике, астрономии, медицине. Их открытия предвосхитили многое из того, к чему позднее пришла европейская наука нового времени. Имя Арьябхаты связано с открытиями линейного уравнения, создание десятичной системы исчисления. Система обозначения чисел легла в основу современной арифметики, учение об абстрактном числе и цифровая система высокого уровня легли в основу алгебры, современная терминология в математике имеет индийское происхождение: цифра, синус, корень и т.д.

Древнеиндийские трактаты по астрономии: свидетельствуют о высоком уровне астрономических знаний и гипотез, например, о вращении Земли вокруг своей оси. Древнеиндийская медицина занималась аюрведой (наука о долголетии), изучала свойства трав, влияние климата на здоровье человека, применяла хирургические операции.

Высокое развитие получила наука о языке (лингвистика), игравшая большую роль в индийской устной традиции. Такое высокое и разностороннее развитие индийской культуры оказало огромное влияние на развитие культуры соседних народов Восточной Азии, а также и европейскую культуру.

Средневековье - длительный и сложный период индийской истории с VII по XVII века. В этот период ясно обозначились те традиции индийской культуры, которые характерны и для современной Индии. Междоусобные войны, нашествия иноземцев, раздробленность страны не помешали созидательному подъёму: были построены новые города, дворцово-парковые ансамбли, где раскрылись лучшие черты художественного дарования индийского народа. Грандиозные по масштабам индийские средневековые комплексы Эллоры и острова Элефанта сооружались с VII по XVIII века. в честь прославления индийских богов. Двух - трёхэтажные залы, нескончаемые галереи, многоколонные террасы, стены с обилием горельефов и скульптуры, где изображены боги и герои эпических поэм, говорят об ощущении драматизма и сложности передаваемых образов. Боги Вишну и Шива, олицетворяющие всё разнообразие сил природа, изображались в облике многоголовых и многоруких существ. Особенно впечатляет изображение трёхликого Шивы-царя танцев, ритмом своих движений, осуществляющего вращение Вселенной,

Выдающимися памятниками средневековой индийской архитектуры являются ансамбль Мамалпурама недалеко от Мадраса и храм Дхармараджаратха. Первый состоит из пяти наземных храмов, вырубленных в скалах, и производит впечатление причудливого города. Второй, также высеченный из скал, представляет собой ступенчатую пирамиду, украшенную по углам и сторонам кровли шлемовидными шатрами. Ансамбль в Махабалипураме дополнен огромным рельефом (высота 9м. длина 27м.) и называется «Нисхождение Ганга на землю» с осознанием сложного единого ритма и глубокого смысла единения людей, животных и природы.

 

 

С приходом мусульманских завоевателей-феодалов в XII-XIII веках, с их нетерпимостью к местной религии, они начали строить мусульманские культовые здания-мавзолеи, мечети, минареты, медресе. Эта эпоха правления Великих моголов привнесла новые эстетические принципы в зодчество, живопись, прикладные искусства. Здесь начинает соединяться и взаимовлиять синтез двух культур. Началом такого синтеза двух архитектурных стилей можно считать сооружение в Дели мечети Куват ул-Ислам с минаретом и башней Кутб-Минар с конструктивной ясностью и чистотой линий. Величайшими архитектурными постройками периода Великих моголов являются мавзолей Агра и Фатхпур-Сикри и мавзолей Тадж-Махал с их прекрасными парковыми ансамблями, которые практически являются последними замечательными произведениями индийского зодчества.

Искусство периода Великих моголов характеризуется блестящим расцветом книжной миниатюры, предназначенной для иллюстрации сочинений правителей на историко-героические сюжеты. По мере эволюции она всё больше стремилась к изображению реальной жизни современников, представленных то мудрыми, то устрашающими, то равнодушными ко всему земному.

В седую древность уходят своими корнями истоки индийской музыки. В отличии от европейской, она не обогатилась гармонией. В музыке Индии растворились самые разные проявления Севера, Востока и Юга страны, религиозные песнопения индоарийских племён и ведического национального эпоса. Индийская музыка по традиции передавалась не посредством нотного письма, а только устным путём от учителя к ученику.

Специфика индийского классического танца определяется индийской мифологией. Техника танца описана древнейшими руководствами, из которых «Натьяшастра» существует около двух тысячелетий. Основным стилем танца является бхаратнатьям, так как он соответствует наиболее древним текстам о танце. Танцевальная культура Индии включает разнообразные танцы: от праздничных - до сбора урожая, от рождения ребёнка - до ритуального характера.

Первый век нашей эры считается временем блестящего расцвета индийского классического театра. Главными в театре считались пьесы героического характера и социальные с похождениями куртизанок. Содержание театральных представлений - события военной, общественно-политической жизни страны, легендарные подвиги героев народного эпоса, любовные приключения. Вообще многие достижения индийской цивилизации оказались настолько живучими, что прочно вошли в мировой общекультурный фонд.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

Японские культурные ценности обладают достаточным значением в истории культуры, хотя, ввиду островного положения Японии, остались неизвестными в других странах. Японская цивилизация молода, она сложилась в результате слияния этнических переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японию от материка. Культура первых японских общин характеризуется поливным земледелием, связанным с возделыванием риса и обработкой металлов бронзы и железа.

Возникновение японской государственности связано с III-VI вв.н.э., период с IV по VII век носит название курганного («Кофундзидай»). Среди предметов погребального культа обнаружено большое количество глиняной пластики (ханива). Из памятников раннеяпонской письменности сохранились мифологические летописные своды «Кодзики» и «Нихон сёки».

Культ предков имел особое значение для японской религии-синтоизма, связанного с мифологией о богине культа Солнца Аматэрасу. Божества-первородки считались защитниками родов, выводивших своё происхождение. Чтобы преодолеть идеологическую раздробленность, освящённую родами и религиозными культами синто, японцы пришли к религии классового общества - буддизму. Вероучение буддизма формировало новый тип личности, лишённой родовой привязанности и являлось цементирующей силой, обеспечивающей единство государства. Развивается и материальный комплекс новой религии: начинается строительство храмов, производство скульптуры и предметов культа. Самым большим культовым сооружением был храм Тодайдзи («Золотой павильон»), возведённый из дерева на территории 90 га (выс.49,57х50 м). В дальнейшем, в строительстве культовых сооружений появляется стремление к миниатюризации построек в сочетании с местной иконографической традицией. К 710 году было завершено строительство японской столицы Нара с чёткой планировкой улиц. Также были проведены многочисленные правовые реформы: 4 статьи о владении рабами, территориальном делении, переделе земли, отмене трудовой повинности. Было введено универсальное феодальное законодательство «Тайхоре», утверждавшее институты управления государством. Летописные своды «Кодзики» и «Никон секи» также утверждают государственную идеологию, где история делится на эру богов и императоров.

Средневековая японская поэзия известна всему миру. Это стихотворные антологии «Кайфусо» и «Манъёсю» (китайский язык и манъегана),а затем антология на японском языке «Кокинсю». Но затем дальнейшее развитие самобытной японской культуры принадлежало будущему.

 

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Античный мир - понятие сложное. Этот термин был введён гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культуры. В исторической науке развитие античного мира рассматривается как история формирования, расцвета, а затем разложения и гибели рабовладельческого строя в бассейне Средиземного моря.

История античной культуры делится на несколько периодов: древнейший, гомеровский, архаический, классический, эллинистический, этрусская культура. Источники античной истории сравнительно скудны и делятся на вещественные и письменные. Для более ранних периодов античной истории памятники материальной культуры являются главными и единственными источниками информации. Для более поздних этапов истории важную роль играют письменные находки: документы, письма, мемуары, речи, а также историческая, художественная, научная и философская литература.

Источники изучения греческого искусства и архитектуры весьма разнообразны: развалины городов, храмов, скульптура, фрески и расписные вазы, изделия художественных ремёсел.

Греки в своих мифах и сказаниях хранили воспоминания о древнейших периодах своей культуры. Особенно яркого развития она достигла в III-II тысячелетии до н.э. на Крите, Трое, островах Средиземного моря, материковой Греции, Микенах, Тиринфе. Цивилизацию эпохи бронзы на Крите называют минойской по имени царя Миноса. Земледелие и скотоводство были ведущими отраслями хозяйства Крита. На рубеже III-II тысячелетия до н.э. возникают первые государственные образования в Кноссе, Фесте, Маллии. Эта эпоха называлась «дворцовой цивилизацией» (по количеству дворцов). Особенно богатым был, раскопанный Эвансом, дворец в Кноссе. Апогей минойской цивилизации приходится на XIV-XV век до новой эры, когда происходит объединение Крита под властью кносских владык и устанавливается господство на Эгейском море. Катастрофа-извержение вулкана на острове Тир, нанесла смертельный удар минойской цивилизации. Племена ахейцев, вторгшихся с Балкан, превратили Крит в провинцию ахейской Греции. Производимые раскопки лишь в XX веке дали науке огромный материал о культуре этого периода. Это архитектурные сооружения, росписи зданий, обработка металлов, производство керамики, посуды, камнерезное дело, строительная техника. Здесь формируются крупные экономические центры и города. Появляются новые эстетические взгляды на создание образа человека в скульптуре, выражающего определённое действие. Используется разнообразный красочный орнамент в оформлении прикладных изделий, дворцовой архитектуры (кносский дворец-лабиринт). Появляется реалистическая тенденция в изображении живого мира. Особенно яркое культурное развитие, судя по раскопкам Шлимана, получили Микены и Тиринф.

Период греческой истории с XI по IX век до н.э. принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения этого периода служат поэмы «Илиада» и «Одиссея». Преемственность в развитии культуры проявилась и в именах богов. Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевлённости природы. Каждое природное явление: река, гора, роща, водоём имели своё божество, такие герои, как Геракл, тоже приобщались к миру богов. Основные греческие боги: это Зевс - властитель грома и молнии, Гея - земли, Плутон - владыка подземного мира, Гефест - бог кузнечного ремесла и вулканического огня, Арес - бог войны, Аполлон с музами - бог искусств, Артемида - охоты, Дионис (Вакх) - животворных сил природы и виноделия, Афина - мудрости и т.д.

Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому, так как под влиянием развития производительных сил зарождалась и частная собственность. Политической формой переходного строя была военная демократия, перерождавшаяся во власть родовой аристократии с возникновением государства.

Художественный стиль этого периода принято называть геометрическим, так как орнаменты на вазах представляют собой равномерно выполненные комбинации из геометрических фигур, но реалистическое изображение человека и животных остаётся традиционным.

Период в истории Древней Греции с VIII по VI в. до н.э. называется архаическим. Период больших сдвигов в экономике, изменений в социальном строе и культурной жизни. Архаическая Греция - это ещё деревенский мир с примитивной социальной структурой и преобладанием крестьянского труда. Но в этот период зарождаются будущие высокие достижения греческой культуры. Развитие производительных сил приводит к значительным переменам в сельскохозяйственном производстве, несмотря на

недостаток плодородной земли. Процветают ремёсла, горнорудное дело,

кораблестроение и мореходство, развивается торговля, появляются деньги

и рынки рабов. В политическом отношении рабовладельческая Греция

делилась на сотни городов-государств (полисов), для которых

общегреческие святилища становятся центром экономических и культурных

связей. Особое значение приобретает храм Зевса в Олимпии. Олимпия это не город, а священный округ с многочисленными храмами, ипподромами, гимнасиями, где с 776 года до новой эры устраивались Олимпийские игры, куда на состязания собирались атлеты из самых отдалённых уголков и прекращались военные действия. Женщины на Олимпийские игры не допускались.

В VIII-VI веке расширяется производство, углубляются связи с восточными племенами и Причерноморьем. Классовая борьба порождает новые взгляды на мир и человека. Зарождается «наука всех наук» философия, основоположниками которой были Фалес и Пифагор, а также творчество лирических поэтов Архилоха и Алкея, воинствующая поэзия Тертея, элегическая Сапфо (Сафо), жизнерадостная Анакреонта.

Зарождается греческий театр и драматургия, изобретается способ отливки статуй из металла, развивается математика, астрономия, строительное дело. Становление греческой архитектуры связано со строительством храмов и системой греческих ордеров - строя колонн, где формируются два основных ордера: дорический с простотой и мужественностью форм и ионический с лёгкостью, стройностью и декоративностью в храмовой и гражданской архитектуре. Строительство велось на укреплённых возвышенных местах или центральной площади - агоре. Это храм Аполлона в Дельфах, храм Геры в Пестуме, Артемиды в Эфесе.

Творческие усилия художников-скульпторов были направлены на овладение правильным построением фигуры человека, его анатомии, передачи движений, особенно юноши-атлета, сильного и тренированного с идеальными анатомическими пропорциями, или задрапированной женской фигуры с передачей сильных выразительных движений как в статуе Геры с Самоса, или летящей Нике. Большое развитие получает искусство вазовой росписи, где изображались многофигурные композиции из жизни богов, героев троянской войны, олимпийских состязаний.

Совершенствуется греческая военная организация и морской флот. Воспитание носит спартанский характер, напоминающий военный лагерь, направленный на подготовку идеального воина и гражданина.

Великим достижением архаической эпохи было создание алфавитного письма. Из финикийской слоговой системы греки создали простой способ передачи информации, доступной каждому от аристократа до простонародья.

Классический период в истории Греции охватывает VI-V век до н.э. В 509 году до н.э. была проведена реформа избирательного права - все граждане, независимо от социального положения, обладали равными политическими правами по выборам в народное собрание. Большое значение приобретает полис, обладавший верховным правом собственности на землю. Совершенствуя государственный строй в лице рабовладельческой демократии с конституцией и народным собранием, что создавало благоприятную обстановку для развития античной культуры, греки создали выдающиеся произведения мирового з



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.2.222 (0.016 с.)