Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терминология к теме «Древний Китай и Япония».

Поиск

Протогородские культуры - первые городские культуры. Деспотия - форма неограниченной самодержавной власти.

Комета Галлея - названа в честь Э.Галлея, предсказавшего её появление в 1758 году и доказавшего, что она член Солнечной системы. Катехизис - краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

Каталог - систематизированный перечень предметов, книг, звёзд по определённому признаку и в определённом порядке.

Иконография - строго установленная система изображения персонажей святых или культовых сцен.

Иерархия - расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения.

 


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Античный мир - понятие сложное. Этот термин был введён гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культуры. В исторической науке развитие античного мира рассматривается как история формирования, расцвета, а затем разложения и гибели рабовладельческого строя в бассейне Средиземного моря.

История античной культуры делится на несколько периодов: древнейший, гомеровский, архаический, классический, эллинистический, этрусская культура. Источники античной истории сравнительно скудны и делятся на вещественные и письменные. Для более ранних периодов античной истории памятники материальной культуры являются главными и единственными источниками информации. Для более поздних этапов истории важную роль играют письменные находки: документы, письма, мемуары, речи, а также историческая, художественная, научная и философская литература.

Источники изучения греческого искусства и архитектуры весьма разнообразны: развалины городов, храмов, скульптура, фрески и расписные вазы, изделия художественных ремёсел.

Греки в своих мифах и сказаниях хранили воспоминания о древнейших периодах своей культуры. Особенно яркого развития она достигла в III-II тысячелетии до н.э. на Крите, Трое, островах Средиземного моря, материковой Греции, Микенах, Тиринфе. Цивилизацию эпохи бронзы на Крите называют минойской по имени царя Миноса. Земледелие и скотоводство были ведущими отраслями хозяйства Крита. На рубеже III-II тысячелетия до н.э. возникают первые государственные образования в Кноссе, Фесте, Маллии. Эта эпоха называлась «дворцовой цивилизацией» (по количеству дворцов). Особенно богатым был, раскопанный Эвансом, дворец в Кноссе. Апогей минойской цивилизации приходится на XIV-XV век до новой эры, когда происходит объединение Крита под властью кносских владык и устанавливается господство на Эгейском море. Катастрофа-извержение вулкана на острове Тир, нанесла смертельный удар минойской цивилизации. Племена ахейцев, вторгшихся с Балкан, превратили Крит в провинцию ахейской Греции. Производимые раскопки лишь в XX веке дали науке огромный материал о культуре этого периода. Это архитектурные сооружения, росписи зданий, обработка металлов, производство керамики, посуды, камнерезное дело, строительная техника. Здесь формируются крупные экономические центры и города. Появляются новые эстетические взгляды на создание образа человека в скульптуре, выражающего определённое действие. Используется разнообразный красочный орнамент в оформлении прикладных изделий, дворцовой архитектуры (кносский дворец-лабиринт). Появляется реалистическая тенденция в изображении живого мира. Особенно яркое культурное развитие, судя по раскопкам Шлимана, получили Микены и Тиринф.

Период греческой истории с XI по IX век до н.э. принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения этого периода служат поэмы «Илиада» и «Одиссея». Преемственность в развитии культуры проявилась и в именах богов. Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевлённости природы. Каждое природное явление: река, гора, роща, водоём имели своё божество, такие герои, как Геракл, тоже приобщались к миру богов. Основные греческие боги: это Зевс - властитель грома и молнии, Гея - земли, Плутон - владыка подземного мира, Гефест - бог кузнечного ремесла и вулканического огня, Арес - бог войны, Аполлон с музами - бог искусств, Артемида - охоты, Дионис (Вакх) - животворных сил природы и виноделия, Афина - мудрости и т.д.

Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому, так как под влиянием развития производительных сил зарождалась и частная собственность. Политической формой переходного строя была военная демократия, перерождавшаяся во власть родовой аристократии с возникновением государства.

Художественный стиль этого периода принято называть геометрическим, так как орнаменты на вазах представляют собой равномерно выполненные комбинации из геометрических фигур, но реалистическое изображение человека и животных остаётся традиционным.

Период в истории Древней Греции с VIII по VI в. до н.э. называется архаическим. Период больших сдвигов в экономике, изменений в социальном строе и культурной жизни. Архаическая Греция - это ещё деревенский мир с примитивной социальной структурой и преобладанием крестьянского труда. Но в этот период зарождаются будущие высокие достижения греческой культуры. Развитие производительных сил приводит к значительным переменам в сельскохозяйственном производстве, несмотря на

недостаток плодородной земли. Процветают ремёсла, горнорудное дело,

кораблестроение и мореходство, развивается торговля, появляются деньги

и рынки рабов. В политическом отношении рабовладельческая Греция

делилась на сотни городов-государств (полисов), для которых

общегреческие святилища становятся центром экономических и культурных

связей. Особое значение приобретает храм Зевса в Олимпии. Олимпия это не город, а священный округ с многочисленными храмами, ипподромами, гимнасиями, где с 776 года до новой эры устраивались Олимпийские игры, куда на состязания собирались атлеты из самых отдалённых уголков и прекращались военные действия. Женщины на Олимпийские игры не допускались.

В VIII-VI веке расширяется производство, углубляются связи с восточными племенами и Причерноморьем. Классовая борьба порождает новые взгляды на мир и человека. Зарождается «наука всех наук» философия, основоположниками которой были Фалес и Пифагор, а также творчество лирических поэтов Архилоха и Алкея, воинствующая поэзия Тертея, элегическая Сапфо (Сафо), жизнерадостная Анакреонта.

Зарождается греческий театр и драматургия, изобретается способ отливки статуй из металла, развивается математика, астрономия, строительное дело. Становление греческой архитектуры связано со строительством храмов и системой греческих ордеров - строя колонн, где формируются два основных ордера: дорический с простотой и мужественностью форм и ионический с лёгкостью, стройностью и декоративностью в храмовой и гражданской архитектуре. Строительство велось на укреплённых возвышенных местах или центральной площади - агоре. Это храм Аполлона в Дельфах, храм Геры в Пестуме, Артемиды в Эфесе.

Творческие усилия художников-скульпторов были направлены на овладение правильным построением фигуры человека, его анатомии, передачи движений, особенно юноши-атлета, сильного и тренированного с идеальными анатомическими пропорциями, или задрапированной женской фигуры с передачей сильных выразительных движений как в статуе Геры с Самоса, или летящей Нике. Большое развитие получает искусство вазовой росписи, где изображались многофигурные композиции из жизни богов, героев троянской войны, олимпийских состязаний.

Совершенствуется греческая военная организация и морской флот. Воспитание носит спартанский характер, напоминающий военный лагерь, направленный на подготовку идеального воина и гражданина.

Великим достижением архаической эпохи было создание алфавитного письма. Из финикийской слоговой системы греки создали простой способ передачи информации, доступной каждому от аристократа до простонародья.

Классический период в истории Греции охватывает VI-V век до н.э. В 509 году до н.э. была проведена реформа избирательного права - все граждане, независимо от социального положения, обладали равными политическими правами по выборам в народное собрание. Большое значение приобретает полис, обладавший верховным правом собственности на землю. Совершенствуя государственный строй в лице рабовладельческой демократии с конституцией и народным собранием, что создавало благоприятную обстановку для развития античной культуры, греки создали выдающиеся произведения мирового значения. Это наивысший период расцвета Афин, связанный с именем выдающегося деятеля афинской демократии - Перикла.

Появляется регулярная планировка городов, но основным типом общественного здания остаётся храм при наличии дорийского и ионического ордера. Особое место в истории греческой архитектуры занимает Акрополь, построенный на высоте около 150 метров над уровнем моря и заново воссозданный после войны с Персией. Открывается Акрополь Пропилеями (вход), центром Акрополя являемся Парфенон - главный храм Афины Парфенос, здесь же находится храм Ники Аптерос (бескрылой богини Победы) и Эрехтейон с женскими кариатидами, а на склоне Акрополя располагался театр Диониса. Акрополь - величайшее творение мирового искусства, символизировавшего в общем ансамбле и скульптурных сюжетах борьбу света, добра и цивилизации с силами тьмы, мрака и дикости (архитекторы Иктин и Калликрат, скульптор Фидий). В этот период получает развитие греческая классическая скульптура в творчестве Мирона - «Афина и Марсий», «Дискобол», Поликтета - «Дорифор-копьеносец», Фидия - «Афина Парфенос», «Зефс» в Олимпийском храме, Пэония - богиня победы Нике, Алкамена - «Афродита». Греческое искусство первой половины V века формировалось под влиянием великих греческих живописцев Полигнота и Апполодара. Обращённые к теме человека, сохранились античные описания победных картин Лолигнота с многофигурными композициями, оказавшими большое влияние на развитие греческого искусства.

Несколько ранее и а этот период получает развитие и расцвет древнегреческая литература а одах Пиндара, прославляющего победителей олимпийских игр, Плутарха, Лукиана, Плиния Старшего, а также драматическое искусство и драматургия в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиях Аристофана. Строятся театры под открытым небом, например, Диоса в Афинах, театр в Эпидавре, включающих три составные части «скену», «орхестру» и «театрон».

Получает развитие историческая наука в творчестве Геродота и фукидида, рассказывающих о войнах с Персией, Пелопонесской войне и народах, населяющих бассейн Средиземноморья, а также натурфилософия Гераклита и Анаксогора, математическое понимание мира у Левкиппа и Демокрита, практический софизм у Протагора и Горгия, идеалистическая философия Сократа (по записям Ксенофонта) и Платона. В медицинской науке деятельность Гиппократа, математике Пифагора, в философии, ботанике, физике, искусствоведении, математике Аристотеля, ораторском искусстве Исократа и Демосфена.

Картина греческой культуры была бы неполной, если бы не сказать о греческих праздниках. Они включали состязания, танцы, маскарады, театральные представления, кулачные бои. Их было около 60. К их числу относятся и олимпийские игры один раз в четыре года.

История Греции с IV века до н.э. связана с эллинистическим периодом развития культуры. Он характеризуется потерей политической самостоятельности, непрерывными междоусобными войнами между Афинами, Спартой и Македонией, которые разорили страну. Обострение классовой борьбы также негативно отражалось на развитии греческой культуры. С походами Александра Македонского завершается история классической Греции и начинается эпоха эллинизма.

 

В архитектуре этого периода применяются новые круглые формы, уделяется внимание строительству храмовых и зрелищных сооружений, типа мавзолея в Галикарнасе, алтаря Зевса в Пергаме с фризом длиной в 120 метров, где изображена битва богов и гигантов за обладание миром. В изобразительном искусстве, кроме грандиозных сооружений типа Колоса Родосского, изображающего бога солнца Гелиоса, выдвигаются имена новых скульптурных школ в лице Кефисодота, Тимофея, Скопаса, Лисипта, Праксителя, Скопасу принадлежат трёхфигурная группа Эрос, Патос, Гимерос, танцующие менады; Праксителю - Эрот, отдыхающий сатир, Аполлон Сауроктон, Афродита Книдская, Гермес с младенцем Дионисом; Лисиппу, который является мастером круглой скульптуры, принадлежат скульптуры - отдыхающий Геракл, портреты Сократа, Александра Македонского, а также работы неизвестных авторов - Фарнезский бык, умирающий галл, Бельведерекий торс, портреты Димосфена и Полиевкта, фаюмские портреты.

В литературе получают развитие жизнеописания выдающихся личностей и народов Средиземноморья, философия стоиков и эпикурейцев, наступает расцвет комедийного творчества Менандра.

В эллинистический период большую роль играли города Александрия, Антиохия и особенно Пергам. В библиотеке Пергама хранилось более 200 тысяч рукописей, велась научная работа. Большой интерес представляло также и содержание Александрийской библиотеки. В связи с покорением греческих городов Римом, в художественных произведениях появляются элементы драматизма, пессимизма и безнадёжности, например, в скульптуре Лаокоон (Агесандр, Полидор, Афинодор), Медея и др.

Стабильным и более устойчивым становится образование в 2-3 степенях, которое совершалось в гимнасиях, где мальчиков с семилетнего возраста учили чтению, письму, счёту, рисованию, гимнастике. С 12 лет они были обязаны посещать палестру с физический подготовкой и грамматической школой, где знакомили с сочинениями поэтов, историков, математикой, астрономией. С 15-17 лет обучали риторике, логике, этике, философии, началам военного дела.

Больших успехов достигла эллинистическая наука: математика Звклида, астрономия, где существовало предположение о вращении планет вокруг Солнца, а также широко были представлены медицинские знания по изучению анатомии человека. Греческая наука определялась деятельностью профессиональных учёных в математике Евдокса и его учеников, открывших общую теорию пропорций. Был составлен каталог звёздного неба и открыта первая обсерватория.

Многочисленные образы античной мифологии получили разнообразные толкования в художественных произведениях искусства XVII-XIX веков.

Терминология:

Мемуары - литературные воспоминания в форме записок о прошлых событиях, участником которых был автор.

Гимнасий - учебно-воспитательное учреждение для афинских юношей, которые наряду с гимнастикой изучали политику, философию, литературу.

Акрополь - укреплённая часть античного греческого города.

Ипподром - место для конских бегов и скачек.

Натурфилософия - философия природы, учение, особенностью которого является умозрительное истолкование жизни природы.

Стоицизм - философия Зенона, направление в философии античного общества, колебавшееся между материализмом и идеализмом.

Эпикуреец - последователь философии Эпикура, ставящий выше всего личное удовольствие и чувственные наслаждения. Менада - в Древней Греции исступлённая жрица Вакха, вакханка.

 


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

История Рима начинается как история небольшой родовой общины на Тибре, где с VIII по VI век до н.э. идёт процесс разложения родового строя. На развитие ранней римской культуры большое влияние оказали этруски, которые населяли Италию, а также глубокие разносторонние связи с Грецией. Постепенно расширялась территория Рима. Став главой Латинского союза, он объединил 47 общин во главе с народным собранием. Постоянная борьба патрициев и плебеев приводила к волнениям и восстаниям, а поэтому последние требовали от народного собрания письменных законов («3аконы XII таблиц»), защищающих права плебеев с отрицанием всяких привилегий и запрещающим продавать землю храмам, духовенству и иностранцам. Частые восстания рабов и угнетаемой сельской бедноты (восстание Спартака) против эксплуатации вызывали понимание у римской аристократии необходимости проведения реформ и уступок, которые возглавляли братья Гракхи. К концу VI века до н.э. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой с высшим органом власти - сенатом, находившимся в руках патрициев.

Объединение Италии под властью Рима создавало благоприятные условия для развития рабовладельческой экономики, особенно в развитии сельского хозяйства. Во время сенатской республики один за другим к тиранической власти приходят консулы Сулла, Гай Юлий Цезарь, Цицерон. Междоусобная борьба между консулами, убийства, заговоры ослабляли и подрывали государственную власть. Для развития римской культуры большое значение имело завоевание греческих городов на юге Италии, что ускорило процесс приобщения Рима к высоким достижениям греческой культуры, которая завоевывает всё более прочные позиции.

Художники, следуя греческим образцам, изображали сцены из греческих мифов. Вырабатывали свой стиль в области портрета - точная реалистическая передача внешнего облика, а также и внутреннего содержания изображаемой модели. Широкое распространение получает образование и греческий язык как литературный, так и разговорный. Римские учёные Варрон, Лукреций, Цицерон создали теорию вечно движущихся атомов и естественного происхождения Вселенной без вмешательства богов. Исповедовалась философия стоиков, эпикурейцев, астрологические предсказания, выделилась поэзия Катулла «неотерики». Особенно много для развития римской культуры сделал Цицерон, который был не только блестящим оратором, но и оставил после себя много теоретических трудов «Парадоксы», «Академики», «О респубке» и другие.

Развитие строительной техники, инженерной мысли, изобретение бетона, купольной сводчатой архитектуры дало возможность вести в Риме широкое строительство - Форум, Табулярий (архив), храмы римских богов и др.

Восстание рабов и движение бедноты, борьба провинций за общие права со всеми нанесли смертельный удар рабовладельческой республике. Начинается новая страница в истории Рима - история империи. Гай Юлий Цезарь практически ещё раньше становится императором Рима и, несмотря на убийство, был причислен к лику богов.

Эпоха империи получила название «золотого века» римской литературы и искусства. При последовавшем за Цезарем правлении Августа, возник кружок Мецената, объединявшего всё талантливое в сфере искусства. Это прежде всего связано с расцветом римской поэзии и литературы Вергилия «Буколики», «Георгики», которые связаны с сельской темой, земледелием, предсказанием «золотого века» Рима. Знаменитая «Энеида» с любовью царя Энея и Дидоны, Горация, писавшего любовные стихи и сатиры, высмеивающие пороки римского общества; Овидия, прославившегося любовной поэзией - «Метаморфозы», «Фасты» (римский календарь), «Наука любви».

Появляется большое количество исторических трудов Тита Ливия, Дионисия Галикарнакского, научных трудов по этнографии. Была составлена карта империи, трактаты Витрувия по архитектуре, сочинения по грамматике, литературоведению. Особенно быстро развивалось строительство по возведению дорог, водопроводов, храмов римских богов.

В изобразительном искусстве получил распространение новый канделябровый стиль, то есть внутренние стены украшались мифологическими, историческими, бытовыми сценами, натюрмортами, гирляндами из цветов в подражание греческим мастерам. Вообще надо заметить, что творения греческих мастеров дошли до нас, чаще всего, в римских копиях. Примеры этого стиля обнаружены в раскопках городов Помпеи, Стабии и Геркулануме, похороненных в древности под толстым слоем вулканического пепла во время извержения Везувия.

В архитектуре в это время ведётся строительство грандиозных сооружений - форум Траяна, Пантеон, храм Венеры, мавзолей Адриана и др. Скульптура более не раскрашивается, мелкие детали портрета передаются резцом, обнажённые части полируются до блеска, волосы и одежда остаются матовыми. Большое распространение получает настенный рельеф.

Начало новой эры характеризуется борьбой сенатской оппозиции с императорами. Материалы об этом времени сохранились у философа Сенеки, Эпиктета, историков Тацита и Светония, Плиния Старшего, сатирика Ювенала. Особенно жестоким в их сочинениях представлен Нерон, правление которого связано с цепью убийств, провокаций, пожаров. Римская империя продолжала вести непрерывные войны в Европе и Азии за расширение своих владений. Это момент высшего расцвета рабовладельческой формации. Однако, если провинции в этот период переживают расцвет, то есть растёт производство металлических и керамических изделий, развивается металлургия, виноградарство, строятся города, расширяется торговля со странами Востока,

то в центре империи идет спад экономического производства, надвигается кризис рабовладельческого способа хозяйствования. Кроме наступления «варваров» на границах империи, всё более широкое распространение получает новая религия - христианство. Особенно большого расцвета достигают провинции при династии императоров Антонинов-Траяне, Пии, Марке Аврелии, когда укрепляются культурные и экономические связи с окраинами, а после ограбления греческих городов, греко-римская культура становится единой.

Кроме Тацита, историю римских воин писал Аппиан. Плутарх прославился жизнеописаниями знаменитых римских и греческих деятелей, Лукиан пародировал сочинения о фантастических путешествиях, большой популярностью пользовался эпистолярный жанр (переписка) письма Плиния Младшего, из латинских романов Апулея «Метаморфозы».

Во II веке новой эры значительное развитие получает наука в лице Птолемея, который создал всемирно известные труды по гелиоцентрической системе, оптике, математике, географии, составившего каталог более 1600 звёзд. Врач Гален обосновал открытие и значение нервной системы и кровообращения. Бурными темпами развивалось строительство - амфитеатр Флавиев (Колизей), полуторакилометровый мост через Дунай, начинает применятся оконное стекло.

При Антонинах улучшается положение рабов: право их наказывать решает суд. Ухудшается положение крестьянства, обременённого налогами. Всё это сказалось на умонастроениях людей: большую роль стала играть магия, астрология, демонология. Среди простого народа растёт протест против развращённости и пресыщенности имущих классов, что способствует распространению христианства, ибо в судьбе Христа простой человек видел образец жизни и смерти и царство Божие для всех людей на земле. Деградация сельского хозяйства, резкий упадок развития ремёсел и торговли, низкий уровень грамотности, огрубление нравов, борьба за власть, пессимизм, наступление «варваров»- всё это были существенные признаки кризиса рабовладельческого Рима.

Несмотря на разруху и обеднение империи, в этот период были построены грандиозные сооружения в честь римских императоров: термы Каракаллы - сложный архитектурный комплекс, вмещающий одновременно 1800 человек, с бассейнами, ваннами, спортивными площадками, магазинами, библиотеками, а при, Диоклетиане возводятся термы на 3200 человек. Появляются памятники, связанные с христианской религией - катакомбы, подземные галереи для захоронений.

Император Константин в 306 году прекращает гонение на христиан и в Никее созывает собор для выработки единого вероучения. Появляются виднейшие представители христианской философии: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин, Амвросий и другие, но старые языческие культы про

должают долго сохраняться среди сельского населения наряду с христианством.

В поздней римской империи создаётся огромный бюрократический аппарату во взаимоотношениях богатых и бедных слоев населения уже просматриваются черты феодального общества и христианство в IV веке становится господствующей религией.

Христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывает основы средневекового богословия. После признания в 313 году н.э. христианства государственной религией, начинается строительство христианских храмов-базилик по типу административных зданий, где большое развитие получила монументальная фресковая живопись.

Император Константин переносит свою столицу в Константинополь, а усилившиеся готы в 410 году взяли штурмом и разграбили Рим. Это было началом нарождающейся эпохи феодализма.

Терминология:

Консул - в Древнем Риме в эпоху республики - титул двух выборных высших должностных лиц, в период империи - почётное звание.

Меценат - римский государственный деятель, прославившийся покровительством искусству, в современном значении покровитель искусства.

Пантеон - у древних греков и римлян храм, посвящённый всем богам.

Астрология - учение, согласно которому события земной жизни можно пред сказывать по расположению небесных светил.

Термы - общественные бани в Древнем Риме, являющиеся также местом для занятий спортом, собраний, увеселений.

 

 

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

На рубеже IV-V столетий происходит напряжённая борьба во всех сферах политической и духовной жизни обеих частей римской империи. Восточная империя выступает как важнейший очаг раннесредневековой культуры в V-VII веках. Она вошла в историю под именем «Византии», где были заложены основы художественного развития восточно-христианского мира. Именно в этот период на смену античному мировоззрению приходит средневековое (жители Восточной империи именовали её по-гречески «Ромейской державой»).

Распространенным видом зодчества начального периода является культовое строительство - храмы, монастырские комплексы, гробницы, а также монументальная живопись и книжная миниатюра (иллюстрация), так как книга занимала важное место в христианском богослужении, где евангельские тексты читались священником в процессе литургии. Уже в IV веке широкое распространение получил кодекс-рукопись из отдельных листов, скреплённых в виде книги (на смену свитку), например, Венская Библия.

Примерно с V века, как особый вид христианского искусства, развивается иконопись с «портретом» священного персонажа. Через монументальную живопись христианство пытается создать на земле образ некоего идеального небесного мира. Излюбленной техникой монументальной живописи в Византии была мозаика, которая преобладала в оформлении культового интерьера на библейские и евангельские темы.

В эпоху правления Юстиниана наблюдается большая строительная активность, так как возводятся новые дворцы и храмы в столице и других центрах. Не случайно Константинополь называли Царьградом, то есть столицей всех городов. Среди построек особенно выделялись Золотые ворота, Большой императорский дворец, ипподром, морской маяк. К моменту сооружения святой Софии, в разных концах империи был накоплен немалый строительный опыт. Главные усилия зодчих были направлены на разработку купольного храма, то есть создания главного грандиозного храма христианской «ойкумены» с воплощением идеи централизации и могущества империи. Собор святой Софии, воздвигнутый на одном из холмов Константинополя, поражал современников и последующие поколения своими грандиозными масштабами и убранством интерьера, выполненного золотистыми купольными мозаиками, облицовкой мраморных стен, оформлением амвона в серебре и драгоценных камнях. Это передавало историю возникновения вселенной в христианском толковании.

Конец VII начало IX века вошёл в историю Византии как «тёмное время». Империя отчаянно сопротивлялась нашествиям соседних племён и натиску славянских народов. Поэтому во внутренней жизни страны происходили сложные процессы. Это было связано с нарождающимися феодальными отно

шениями и средневековыми богословскими ересями, связанными с иконоборчеством, то есть отрицанием иконопоклонения.

Но с победой иконопочитания возросло значение светской культуры: так расширяются архитектурные комплексы Большого дворца, получает расцвет книжная миниатюра, а развитие взглядов на искусство рассматривается главным образом из нужд богословия и принадлежит монастырям. Долгая внутренняя борьба завершилась в 843 году победой иконо-почитателей и получила название средневизантийской или «второго золотого века». Несмотря на бурные потрясения VII начала IX века, Византия оставалась централизованным государством, и новые феодальные отношения складывались очень медленно. Отличительной чертой внутренней жизни Византии была её связь с прошлым могуществом Рима.

В церковной литературе использовались образы, сравнения, стихотворные размеры, рождённые античной словесностью. Высшие деятели церкви не пренебрегали светской учёностью, и церковь не имела монопольного права на образование. В XI веке высшая школа в Константинополе переживала необычайный расцвет. Но эрудиция византийских учёных, обращённая в прошлое, сковывала ум - в ней не ощущалось современное дыхание жизни.

В культовом зодчестве намечается уменьшение размеров храмов, предназначенных для небольшого количества верующих, и основой культового зодчества становится кресто-купольный храм.

Большое значение в византийской культуре имели прекрасно выполненные древние рукописи, которые в глазах византийца обладали высшей правдой, например, кодекс «Слов» Григория Назианзина с хорошо иллюстрированными миниатюрами.

Выдающееся искусство византийской мозаики оказало огромное влияние на соседние страны, куда приглашались византийские мастера для выполнения работ.

В XII столетии происходят значительные сдвиги в развитии литературы: более живым становится литературный слог, появляется любовный роман, героический военный эпос. В иконографических схемах наметилось интимное, одухотворённое начало - «Владимирская богоматерь», «Путеводительница», «0ранта», новая форма иконостаса «Деисус», эмали на золоте, изделия из слоновой кости.

В 1204 году крестоносцы четвёртого крестового похода захватили и разграбили Константинополь. Это был удар, от которого Византия в полной мере уже не могла оправится и как целая империя прекратила своё существование, а на её территории возникла Латинская империя, образованная крестоносцами. Византийские деятели культуры, спасаясь от крестоносцев, рассеялись по владениям Никеи, куда стекались старинные рукописи и лучшие умы государства. Там заложены основы культурного подъ

ёма, который последовал за отвоеванием Константинополя Михаилом Палеологом. Подъём византийской культуры на рубеже XIII-ХIV веков, прежде всего, связан с духовной борьбой за национальное самоутверждение. Философия, литература, искусство ностальгически обращаются к далёкому прошлому. Тем не менее, византийское искусство испытывает новый подъём: оно становится взволнованным и «проникнуто трогательной жизненностью.

Восстановление империи сопровождалось строительной деятельностью по восстановлению Царьграда: обновлялись церкви, росписи, восстанавливались укрепления, монастыри. Получает развитие иконопись, фресковая живопись (иконы «Двенадцать апостолов», «Благовещение»), возникают новые художественные школы, необычайно возрастает роль книжной продукции греко-римской культуры.

В 1453 году, под ударами турок и других восточных народов, практически перестала существовать Византийская империя.

Терминология:

Евангелия - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Христа.

Библия - разнохарактерные сочинения и мифы о сотворении мира, состоит из Ветхого завета (Священное писание) и Нового завета.

Ойкумена - населённая человеком часть земли, описание встречается у Гекатея Милетского, включавшего в понятие ойкумены Европу.

Литургия - христианское церковное богослужение.

Амвон - в христианском храме - возвышение, на котором совершается часть богослужения.

Иконоборчество - социально-политическое и религиозное движение, направленное против культа икон.

Ереси - особое вероучение в христианстве, отклоняющееся от официальной церковной доктрины.

 

КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Средневековье - период во всемирной истории, следующий за историей Древнего мира к предшествующий новой истории. Понятие это появилось у итальянских гуманистов (Бьондо и др.), а марксизм рассматривал это время как эпоху зарождения, развития и крушение Феодализма. Гуманистам Возрождения средневековье представлялось мрачным, невежественным, далёким от совершенных созданий античной культуры. Тем не менее, средние века были временем, когда зарождались современные нации, формировалась их культура, создавалась литература на национальных языках, закладывался фундамент современной цивилизации. Средневековье создало стройную картину мира, но в силу исторических условий представления о мироздании, приобрело религиозную Форму. Религия была важным Фактором в формировании феодальной культуры. Мировые религии были не только культом, но и системой права, политической доктриной, морально - этическим учением и Философией.

Память о могуществе Рима неослабно жила в среде феодальных властителей. Античная философия питала средневековое богословие. Из античного мира феодализм унаследовал христианство. Официальным языком Западной Европы стала заимствованная у Рима латынь. Начало средневековья ещё жило отблесками минувшего времени на основе контактов с Римским государством. Ещё существовали риторические школы, где учили красноречию и языческим наукам. Возводились постройки в подражание древним, но авторитет античности постепенно падает. Сужается круг образованных людей, меняется направленность познания, центр книжной учёности перемещается в монастыри.

В художественном творчестве получают развития прикладные искусства: Филигранный (вид ювелирной, изящной техники) и полихромный (многоцветный) стиль. Появляется новый тип средневековой книги - кодекс с украшающими её страничными миниатюрами (рукописи Вергилия в Ватиканской библиотеке), а затем и иллюстрированные книги религиозного содержания - Евангелие, литургические книги и др. Большое развитие получает храмовая христианская архитектура, - строительство базилик, церквей, соборов.

Эпоха VIII-IX веков в Западной Европе получила название «каролингской» (по имени Карла Великого), когда были о объединены все христианские народы Европы. Оживление культурной жизни при дворе Карла Великого называли «каролингским возрождением, так как Карл Великий много сделал для просвещения своем страны: расширялась сфера образования, создавались кружки образованных людей - учёных, поэтов, художников, историков из Италии и Британии, расширялись монастырские библиотеки. При дворе Карла была основана Палатинская дворцовая

школа (академия), руководимая учёным и философом Алкуином, где учился сам император и его приближенные. При монастырях основывались школы, где наряду со Священным писанием читали и древних языческих писателей. Вырабатывается новый тип гражданских сооружений - средневековый замок. Получает развитие книжная живопись в «Евангелии Годескалька», «Источнике жизни» и других произведениях, богато декоративно украшаются оклада книг.

Несмотря на глубокий кризис X века, после распада власти Каролингов, в Европе завершается оформление поземельных, феодальных отношений. Возникают предпосылки отделения ремесла от сельского хозяйства. Формируются новые народности-французы, немцы, итальянцы. Устанавливается иерархия сословий (расположение званий, чинов в порядке подчинения).

В архитектуре и изобразительном искусстве формируется романский стиль, связанный с древнеримской культурой, с простотой, строгостью, массивностью и внушительнос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.226 (0.015 с.)