КУЛЬТУРА ДВУРЕЧЬЯ, ВАВИЛОНИИ, ИРАНА И СИРИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КУЛЬТУРА ДВУРЕЧЬЯ, ВАВИЛОНИИ, ИРАНА И СИРИИ



На рубеже IV и III тысячелетий до новой эры в междуречьи Тигра и Евфрата появляются первые государственные образования. Местопроисхождение этих государств называлось Месопотамией. Это Вавилония, северная часть которой называлась Аккад, южная Шумер, Ассирия, Финикия. Множественность различных племён, разноязыкость, миграция населения создали уникальную своебразную культуру древнейших государств.

Основной отраслью экономики Вавилонии было поливное земледелие, основанное на хорошо развитой оросительной системе. Поэтому к началу III тысячелетия до новой эры относится шумерский литературный памятник «Земледельческий альманах», где изложены указания как сохранить плодородие почвы, приостановить процесс засоления земель. Большое значение в хозяйстве государства занимало также и скотоводство, развитие ремёсел и торговли. Выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являлись законы Хаммурапи, увековеченные на черном базальтовом столбе и большом количестве копий судебника на глиняных дощечках. Изложенные 282 статьи законов охватывали почти все стороны жизни вавилонского общества - гражданское, уголовное и административное право.

Несмотря на то, что Вавилония вела продолжительные войны с Ассирией за свою независимость, при Навуходоносоре II она превратилась в процветающую страну. Вавилон становится центром международной торговли, улучшаются оросительные системы, сооружаются новые дворцы, и храмы, например, зиккурат Этеменаки («Вавилонская башня»), разбиваются знаменитые сады Семирамиды. Ни завоевания Вавилона Персией, ни походы Александра, Македонского не принесли разрушительного вреда вавилонской культуре и всей Месопотамии, так как это была одна из древнейших цивилизаций и рождение нового типа сознания. Здесь первобытная культура подвергалась преобразующему воздействию со стороны культуры других древних народов.

Важную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества играла письменность, как новая форма передачи информации и интеллектуальной деятельности. Если в Древнем Египте сохранились грандиозные архитектурные сооружения, то в Месопотамии о прошлом рассказывают лишь письменные памятники - бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, стелах, барельефах, которые сложились по-видимому на основе учётных глиняных фишек, применяемых в торговле. Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась в середине III тысячелетия до новой эры и, помимо документов о хозяйственной отчётности, стала применяться в строительных и закладных надписях, культовых текстах, сборниках посло

виц, в школьных и научных текстах, в названиях гор, минералов, стран, растений, рыб, профессий и так далее. При школах, академиях создавались библиотеки по всем отраслям знаний. Существовали и частные собрания «глиняных книг», но особенно обширными были царские библиотеки. Здесь были систематизированы тексты исторического содержания, хроника, гимны, судебники, заклинания, медицинские и астрономические знания, рецепты и так далее.

Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности является аккадский «Эпос о Гильгамеше», где рассказывается о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования. Огромным интерес представляет старовавилонская «Поэма об Атрахасисе», рассказывающая о сотворении человека и всемирном потопе. О человеке, летающем на орле, рассказывается в «Поэме об Этане», шумерские пословицы изложены в «Поучениях Шуруппаха», повествование о невинном страдальце в «Вавилонской теодицеи» и «Разговоре господина с рабом».

Глубокий след, в том числе и в современной науке, оставила шумеро-вавилонская математика и астрономия, например, система деления круга на 360,° часа на 60 минут и так далее. Создавались знаменитые астрономические школы в разных городах Вавилонии с выдающимися астрономами Набурианом, Киденом, Баросом. Интересно наследие месопотамской цивилизации в области политической теории и практики, военного дела, административных делений (сатрапий).

КУЛЬТУРА ИРАНА

Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Её обитатели ещё в III тысячелетии до новой эры создали свою письменность и оригинальную культуру, которую совершенствовали в течение тысячелетий. Государственное образование Элам появилось на рубеже II-III тысячелетий до н.э. Затем с приходом персидских и индийских племён, где вначале доминирующую роль играла Мидия, в последнем тысячелетии до н.э. её сменила мощная Ахеменидская держава. В этот период возник зороастризм, религиозное учение, автором которого был пророк Зороастр. Он провёл кардинальную религиозную реформу с существованием всемогущего бога добра, жизни и правды Ахурамазда и, напротив, бога зла, мрака и смерти Аримана. Сменявшие друг друга завоеватели Ирана по-разному относились к религиозным культам: параллельно возникали, рождались древние религиозные взгляды, иногда усиливалось влияние египетской религии, или вера в богов покорённых народов.

Одним из великих достижений культуры Ирана является древнеперсидская клинопись в 43 знака в отличив от аккадской в 600 знаков.

 

Она употреблялась для царских торжественных надписей на гробницах, колонках, посуде, оружии, печатях. Эти параллельные надписи на разных языках, встречающиеся на Бехустианской скале, в Персеполе, Сузах, Экбатане, Египте рассказывают историкам о могуществе Ахеменидскои державы и царских династиях.

В VI веке до н.э. возник древнеперсидский лунный календарь из 12 месяцев в каждом по 29-30 дней. Название месяцев было связано с важнейшими сельскохозяйственными работами.

Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасагардах, Персеполе и Сузах, а также гробницы персидских царей, чаще всего, вырубленные в скалах или построенных мавзолеях - гробницы царя Кира и наместника Кирии Мавсола. Гробница царя Дария вырублена в скале на высоте 20 метров и украшена обилием скульптурных изображений и надписей. Дворцовые комплексы в Пасагардах, Персеполе и Сузах сооружались на высокой каменистой террасе в 1900 метров над уровнем моря. Строительство в Персеполе продолжалось около 450 лет на территории в 135 тысяч кв.м. Построенный на платформе город был окружён двойной стеной. Площадь парадного дворца Дария составляла 3600 кв.м., а потолки зала поддерживались 72 изящными колоннами высотой в 20 метров. Для строительства дворцов доставлялись самые различные материалы - кедр, слоновая кость, лазурит, самоцветы, золото и ремесленники из 12 стран державы.

Значительных достижений художники Ирана достигли в произведениях торевтики (чеканка, по металлу) и глиптики (резьба на камне), а также в изделиях предметов быта - чаш, вазы, кубки, ритоны из металла и камня. Все эти произведения искусства, созданные мастерами Древнего Ирана, прочно вошли в сокровищницу мировой культуры и оказали влияние на развитие культуры народов Востока.

Терминология:

Хроника - запись исторических событий в хронологической последовательности, летопись, один из основных видов древних сочинений.

Сатрапия - военно-административный округ (провинция).

Ритон - сосуд для питья в виде рога животного из глины, металла, кости.

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

И средневековья

Одной из самых самобытных цивилизаций Востока является индийская. Её вклад в общемировую культуру огромен - она оказала влияние на Формирование культуры соседних стран. В своём развитии индийская культура прошла несколько периодов: хараппский, ведийский, маурьев, кушанский и гуптский. Достижения древних индийцев в различных областях культуры - литературе, искусстве, науке, Философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации.

Большую роль в духовной культуре Индии играла религия - индуизм. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм-многобожие: Индра - бог грозы, Варуна - справедливости и порядка, Агни - домашнего очага и т.д. Не существовало никакого единого верховного божества. Индийцы обожествляли силы природы: растения, горы, реки, верили в загробный мир, делали жертвоприношения, в мифологизированной форме пытались объяснить тайны вселенной, возникновения жизни. Многие черты ведизма вошли в индуизм, где на первый план выдвигается бог-творец со строгой иерархией. Это культы богов Брахмы, Вишну и Шивы (триединство - боги созидания и управления миром, охранителя и разрушителя). Позднее это привело к возникновению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиванизма. Эти оба направления вобрали в себя верования соседних народов.

В ранних индивидуальных текстах говорится о десяти аватарах (превращениях) Вишну. Восьмое превращение в Кришну стало излюбленным персонажем многих сочинений и культ Кришну выделился в самостоятельную ветвь вишнуизма. Культ же Шивы приобрёл и вобрал в себя местные племенные верования, поэтому он предстаёт не только разрушителем, но и божеством плодородия, покровителем скота и т.д.

Наибольшей популярностью из огромного числа религиозно-философских сочинений выделяется «Бхагавадгита». Это часть эпической поэмы «Махабхарата», где даются наставления о высокой морали, чувстве долга, судьбе человека, о мирском и божественном.

Буддизм в Индии сложился значительно позднее, перешагнув границы государства он утвердился во многих странах Азии. Суддхартха Шакьямуни (отшельник) создатель буддийского учения родился в 563 году до новой эры. В 40 лет он достиг «просветления» и стал называться Буддой (просветленным). В буддизме существует доктрина о спасении, постижение которой называется нирваной. Достигнуть нирваны могут лишь монахи, но стремиться к её постижению должен каждый верующий. Для этого необходимо следовать четырём благородным истинам. Он изложил в них причины человеческих страданий и наметил путь освобождения от них. Жизнь-это страдание, которое возникает в связи со стремлением к земному существованию и его радостям. Отказаться от желаний и следовать праведным взглядам, образу мыслей и образу жизни, самоуглублению. Нравственный аспект в буддизме занимает особое место. Буддизм не признавал существования бога-творца, бога-созидателя. Преодолеть земные страдания можно не через социальные условия, а лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я». В маурьев период оформились два направления буддизма: махаяны (большой путь) и хинаяны (узкий путь). Одним из важнейших элементов в учении махаяны являлось понятие о бодхисатве, человеке приблизившемуся к постижению нирваны.

Перейдя границы Индии буддизм принёс в другие страны традиции индийской образованности как религиозного, так и светского характера: с санскрита (литературная обработка древнеиндийского языка) переводились на другие азиатские языки многие литературные и другие сочинения. Древнеиндийская литература по праву занимает одно из самых почётных мест в мировой литературе. Это прежде всего связано с творчеством Калидасы. Историю древнеиндийской литературы можно разделить на несколько периодов, но подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», авторство первой приписывается мудрецу Вьясе. Основная тема «Махабхараты» - соперничество двух царских родов, в основе повествования «Рамаяны»рассказ о победе добра над злом, о человеческой верности Рамы и Ситы. Эти повествования повлияли на сюжеты других произведений - драму «Шакунтала» и поэму «Мегхадута». Среди санскритских произведений выделяется сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанный на фольклорном материале. В Индии возникла теория литературы и поэзии, литература на религиозной буддийской традиции «Жизнеописания Будды», литература на тамильском языке в виде изречений «Курал».

В Древней Индии высокого уровня достигло развитие философии, Это в первую очередь материалистическая школа локаяты, считая источником познания чувственное восприятие, а также атомистическое учение вайшешика (теория атомов и пустоты), разработка учения йоги о человеческой психологии, идеалистическая философия Шанкара - веданта.

Возник древнеиндийский театр со специальными трактатами по драматургии, со своим индивидуальным лицом, отличным от древнегреческого театра.

Из архитектурных памятников и памятников изобразительного искусства выделяются, созданные в кушано-гуптскую эпоху дворца, пещерные комплексы в Карле (около Бомбея), индуистский храм в Санчи, возникло несколько скульптурных школ как культовых, так и светских. Наиболее известными памятниками древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Анжанты (сцены из жизни Будды), где древние индейцы продемонстрировали знание секрета стойких красок и грунтов,

Впечатляющими были успехи древних индейцев в математике, астрономии, медицине. Их открытия предвосхитили многое из того, к чему позднее пришла европейская наука нового времени. Имя Арьябхаты связано с открытиями линейного уравнения, создание десятичной системы исчисления. Система обозначения чисел легла в основу современной арифметики, учение об абстрактном числе и цифровая система высокого уровня легли в основу алгебры, современная терминология в математике имеет индийское происхождение: цифра, синус, корень и т.д.

Древнеиндийские трактаты по астрономии: свидетельствуют о высоком уровне астрономических знаний и гипотез, например, о вращении Земли вокруг своей оси. Древнеиндийская медицина занималась аюрведой (наука о долголетии), изучала свойства трав, влияние климата на здоровье человека, применяла хирургические операции.

Высокое развитие получила наука о языке (лингвистика), игравшая большую роль в индийской устной традиции. Такое высокое и разностороннее развитие индийской культуры оказало огромное влияние на развитие культуры соседних народов Восточной Азии, а также и европейскую культуру.

Средневековье - длительный и сложный период индийской истории с VII по XVII века. В этот период ясно обозначились те традиции индийской культуры, которые характерны и для современной Индии. Междоусобные войны, нашествия иноземцев, раздробленность страны не помешали созидательному подъёму: были построены новые города, дворцово-парковые ансамбли, где раскрылись лучшие черты художественного дарования индийского народа. Грандиозные по масштабам индийские средневековые комплексы Эллоры и острова Элефанта сооружались с VII по XVIII века. в честь прославления индийских богов. Двух - трёхэтажные залы, нескончаемые галереи, многоколонные террасы, стены с обилием горельефов и скульптуры, где изображены боги и герои эпических поэм, говорят об ощущении драматизма и сложности передаваемых образов. Боги Вишну и Шива, олицетворяющие всё разнообразие сил природа, изображались в облике многоголовых и многоруких существ. Особенно впечатляет изображение трёхликого Шивы-царя танцев, ритмом своих движений, осуществляющего вращение Вселенной,

Выдающимися памятниками средневековой индийской архитектуры являются ансамбль Мамалпурама недалеко от Мадраса и храм Дхармараджаратха. Первый состоит из пяти наземных храмов, вырубленных в скалах, и производит впечатление причудливого города. Второй, также высеченный из скал, представляет собой ступенчатую пирамиду, украшенную по углам и сторонам кровли шлемовидными шатрами. Ансамбль в Махабалипураме дополнен огромным рельефом (высота 9м. длина 27м.) и называется «Нисхождение Ганга на землю» с осознанием сложного единого ритма и глубокого смысла единения людей, животных и природы.

 

 

С приходом мусульманских завоевателей-феодалов в XII-XIII веках, с их нетерпимостью к местной религии, они начали строить мусульманские культовые здания-мавзолеи, мечети, минареты, медресе. Эта эпоха правления Великих моголов привнесла новые эстетические принципы в зодчество, живопись, прикладные искусства. Здесь начинает соединяться и взаимовлиять синтез двух культур. Началом такого синтеза двух архитектурных стилей можно считать сооружение в Дели мечети Куват ул-Ислам с минаретом и башней Кутб-Минар с конструктивной ясностью и чистотой линий. Величайшими архитектурными постройками периода Великих моголов являются мавзолей Агра и Фатхпур-Сикри и мавзолей Тадж-Махал с их прекрасными парковыми ансамблями, которые практически являются последними замечательными произведениями индийского зодчества.

Искусство периода Великих моголов характеризуется блестящим расцветом книжной миниатюры, предназначенной для иллюстрации сочинений правителей на историко-героические сюжеты. По мере эволюции она всё больше стремилась к изображению реальной жизни современников, представленных то мудрыми, то устрашающими, то равнодушными ко всему земному.

В седую древность уходят своими корнями истоки индийской музыки. В отличии от европейской, она не обогатилась гармонией. В музыке Индии растворились самые разные проявления Севера, Востока и Юга страны, религиозные песнопения индоарийских племён и ведического национального эпоса. Индийская музыка по традиции передавалась не посредством нотного письма, а только устным путём от учителя к ученику.

Специфика индийского классического танца определяется индийской мифологией. Техника танца описана древнейшими руководствами, из которых «Натьяшастра» существует около двух тысячелетий. Основным стилем танца является бхаратнатьям, так как он соответствует наиболее древним текстам о танце. Танцевальная культура Индии включает разнообразные танцы: от праздничных - до сбора урожая, от рождения ребёнка - до ритуального характера.

Первый век нашей эры считается временем блестящего расцвета индийского классического театра. Главными в театре считались пьесы героического характера и социальные с похождениями куртизанок. Содержание театральных представлений - события военной, общественно-политической жизни страны, легендарные подвиги героев народного эпоса, любовные приключения. Вообще многие достижения индийской цивилизации оказались настолько живучими, что прочно вошли в мировой общекультурный фонд.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.2.222 (0.013 с.)