Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И Средневековья, культура японииСодержание книги Поиск на нашем сайте
История Китая насчитывает период в семь тысячелетий, начиная с периода неолита. Она восходит к рубежу III-II тысячелетию до н.э., когда в бассейне реки Хуанхэ возникли первые протогородские культуры. Возникновению государства в Древнем Китае предшествовала длительная эпоха родового строя, где в бассейне Хуанхэ сложились неолитические культуры расписной керамики яншао и луншань. Земледелие Китая было связано с возделыванием чумизы и риса. После ослабления раннекитайских государств Шан и Чжоу, на территории Китая образовалось множество мелких государств с высоко развитой культурой; орошаемым земледелием, обработкой металлов, ростом торгово-ремесленных городов, появлением монетной формы денег. С введением правовой и земельной реформы из многочисленных государств выделяется царство Бинь, превратившееся со временем в военно-бюрократическую деспотию. Так называемая эпоха Чжаньо вошла в традицию как классический период в историю духовной культуры Китая. Это было время напряжённого развития интеллектуальной жизни, распространения гуманитарных учений. На улицах и площадях, во дворцах знати происходили идейные диспуты, складывались основные направления философской мысли конфуцианство, даосизм и другие, создавались авторские художественные произведения, возникала критическая философия и теоретическая научная мысль. Однако в глубине массового сознания продолжало господствовать народно-мифологическое мышление, вера в культы общинных богов, связанных с человеческими жертвоприношениями. Здесь идёт постоянная борьба между общинными верованиями и общегосударственными, где изымается мотив бунтарства героев, особенно образ мифического героя-борца с наводнениями Гуня, восставшего против небесного Владыки. Большое значение и развитие в Китае приобрела астрономия. Это точное исчисление солнечного года, открытие кометы Галлея, составление звёздного каталога, умение вычислить лунные и предсказать солнечные затмения. Была установлена периодичность движения небесных светил, связанная позднее с древнекитайской философией дао (пути). Развитию письменности способствовал переход от письма на бамбуковых дощечках к письму на шёлке. Развивалась математика, физика и особенно механика, связанная со строительством. Развитие естественных знаний способствовало утверждению материалистических философских взглядов в натурфилософском сочинении «Книга времён» (Ицзин), где говорилось об изменчивости всего существующего, и развивалась мысль о движении, как объективном свойстве объективного мира. В эпоху Чжаньго происходило сближение культуры всех царств, что способствовало распространению древнекитайской иероглифической письменности. Грамотность охватила довольно широкие слои населения с единым древнекитайским языком. Конфуцианство как философия возникло на рубеже VI-V веков до н.э. Её основоположником является учитель Кун (Кунцзы)-странствующий проповедник, который позднее был обожествлён. Его культ связан с ритуальными жертвоприношениями, а его изречения были записаны его учениками в трактате «Луньюй» (Беседы и суждения), который явился на протяжении многих веков катехизисом конфуцианства и существовал как предмет в китайских школах с зубрёжкой наизусть. Конфуций в своих учениях уделял главное не вопросам бытия, а человеку и человеческому обществу. Конфуцианцы создали каноническую литературу «Книгу перемен», «Книгу песен», «Книгу преданий», якобы отредактированные Конфуцием. Несмотря на то, что конфуцианство претерпевало существенные изменения, оно отличалось сильными пережитками мифологического сознания, верованиями в сверхъестественную силу верховного божества Неба, где каждому живущему отведено определённое место, то есть утверждение общественного неравенства, деление общества на управляющих мужей и управляемый презренный люд. Даосисты напротив резко порицали социальный гнет, осуждали войны, выступали против богатства и роскоши знати, проповедовали возвращение к первобытнообщинному строю, понимали природу как вечное самодвижение материи, состоящей из неделимых частиц. Противниками конфуцианства выступала школа маоистов. Их учение было направлено против засилья наследственной аристократии и требование облегчения положения народных низов. Они требовали прекращения междоусобных войн, признания физического труда как основы жизни. В эпоху борьбы разных философских направлений появляются первые произведения поэтического творчества. Это великий китайский поэт Цюй Юань, создавший исповедь-оду «Скорбь изгнанника» и чуский поэт Сун Юй, создавший любовную поэзию в одах «Распутный Дэнту» и «Горы высокие Тан». Вся история Древнего Китая отличается жестокой борьбой за власть и подчинение народа. Император Цинь Шихуанди возвёл Великую китайскую стену для защиты от северных соседей. Как китайский народ, так и непокорных соседей обращали в рабство или возлагали на них тяжёлые трудовые повинности. Империя Хань, пришедшая на смену Цинь, превратилась в сильное централизованное государство. Производство железа, никеля, бронзы, лаковых изделий, шёлка открывали торговые и дипломатические связи по Великому шёлковому пути в Среднюю Азию. Дальнейшая история империи Хань связана с народными восстаниями и дворцовыми переворотами, с укреплением ханьско-римской торговли не только по шёлковому пути, но и по морю. Социальные противоречия рабовладельческой империи Хань привели её к упадку, особенно после народного восстания «жёлтых повязок». Однако в период расцвета империи был усовершенствован лун но-солнечный календарь, астрономами отмечено существование солнечных пятен. Был изобретён компас, сконструирован первый в мире сейсмограф и небесный глобус, описано 2500 звёзд, разработана теория Земли и безграничности Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, отрицательные числа, уточнили значение р (пи). Медицинский каталог перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Конец эпохи отмечен изобретением механического двигателя, использующего силу падающей воды, водяного насоса, усовершенствованием плуга, созданием грядковой культуры земледелия, чередованием посевов и удобрением земель. Великим вкладом в общечеловеческую культуру является не только создание шёлкового производства, но и изобретение бумаги из древесного волокна. В эпоху Хань появились первые словари, крупные произведения художественной прозы. Это Фундаментальное произведение 130-томная история Китая, «Исторические записки», в которых прослеживается суть исторических перемен. Среди поэтов выделяется Сыма Сянжу, воспевший могущество империи и самодержца Уди. Получила развитие любовная лирика-«Красавица», «Плач о седой голове», «Песнь о моей обиде», и лишь в редких произведениях выражается бунтарский дух народа - «Восточные ворота», «К востоку от кургана Пинмен». В цинь-ханскую эпоху сложились основные особенности традиционной китайской архитектуры. Появляются зачатки портретной живописи, монументальной скульптуры, зарождаются театральные зрелища, что привело к возникновению литературной драмы. Конфуцианство к началу новой эры приходит к расколу. Большое значение приобретает даосистская религия и материалистическая Философия Ван Чуна о единстве, вечности и материальности мира, а буддизм пришёл в Китай с началом новой эры. В III веке империя Хань после восстания рабов пала и Китай вступил в раннее средневековье. Более полутора веков в стране царила смута, вызванная вторжением кочевников. Юг и север страны стали разными государствами. Необходима была нравственная опора для поддержания власти правителей. Такой религиозной опорой стал буддизм, привнесённый из Индии проповедниками. Благодаря умению приспосабливаться к социальной среде, проповеди милосердия, всеобщего равенства богатых и бедных, всемерному поощрению добрых дел; буддизм быстро распространился и занял прочные позиции. Одновременно с буддизмом возникли неизвестные ранее образцы монументального зодчества в виде огромных пещерных монастырей, пагод, храмовой скульптуры. Гигантские скальные монастыри и до сих пор являются художественными музеями национальной культуры с явным влиянием буддийской религии, где божества представлены спасителями заблудших, сост радательными и милосердными. Большой художественный интерес представляют подземные галереи усыпальницы императора Цинь Шихуанди, где была размещена огромная армия терракотовых солдат и лошадей в натуральную величину, а также бронзовые колесницы, запряженные лошадьми и управляемые возницами. Но как считают учёные, это лишь небольшая часть процессии, сопровождавшая императора «Поднебесной» в загробный мир. Китайская деревянная архитектура средневековья отличается воздушностью, нарядностью, узорчатой резьбой и плавностью ритмов изогнутых крыш. Средневековье в Китае это не только длительный период в его истории, но и время высокого духовного подъёма, расцвета художественной жизни, строительство дворцово-парковых резиденций. В это время возникли новые жанры литературы - роман, новелла, расцвели эпос, музыка и театр, ваяние и зодчество, живопись и художественные ремёсла. Китайские художники стремились познать окружающий мир, обращаясь к образам природы. Они развили жанровую живопись, портрет, создавали пейзажные композиции, изобрели фарфор и книгопечатание с помощью разборного шрифта. Путём длительных поисков китайцам удалось найти национальную форму живописи: картины-свитки, где использовалась чёрная тушь, а светлые поверхности воспринимались как воздушное пространство. В изображении широко практиковалось сочетание цветов-птиц, растений-насекомых. В эпоху правления династии Мин, в связи с новым экономическим и духовным подъёмом, появились новые города с прекрасными архитектурными комплексами и созданием в Нанкине Академии художеств, основной задачей которой было подражание живописи классических периодов Тан и Сун. Роскошь китайского градостроительства поражала современников и представлялась земным раем с величественными дворцами и храмами, тенистыми лабиринтами парков, закованными в мрамор каналами, искусственными гротами и цветниками. Особенно тщательно обустраивались резиденции императоров в Нанкине и Пекине. Города не создавали впечатление утомительного однообразия, а архитектурные сооружения и парковые ансамбли «Запретного города» и «Храма Неба» (Тяньтань), символизирующих почитание земли и неба, как дарителей урожая, являются выдающимися достижениями мировой архитектуры. В северных районах Китая было сильно влияние ламаистского тибетского стиля с суровостью форм и террасной композицией горных храмов. На протяжении веков трудолюбивый и угнетённый китайский народ, обладавший творческой фантазией и тонким декоративным вкусом, создал великое самобытное искусство и культуру - зодчество, скульптуру, живопись и замечательные творения садово-парковой культуры. КУЛЬТУРА ЯПОНИИ Японские культурные ценности обладают достаточным значением в истории культуры, хотя, ввиду островного положения Японии, остались неизвестными в других странах. Японская цивилизация молода, она сложилась в результате слияния этнических переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японию от материка. Культура первых японских общин характеризуется поливным земледелием, связанным с возделыванием риса и обработкой металлов бронзы и железа. Возникновение японской государственности связано с III-VI вв.н.э., период с IV по VII век носит название курганного («Кофундзидай»). Среди предметов погребального культа обнаружено большое количество глиняной пластики (ханива). Из памятников раннеяпонской письменности сохранились мифологические летописные своды «Кодзики» и «Нихон сёки». Культ предков имел особое значение для японской религии-синтоизма, связанного с мифологией о богине культа Солнца Аматэрасу. Божества-первородки считались защитниками родов, выводивших своё происхождение. Чтобы преодолеть идеологическую раздробленность, освящённую родами и религиозными культами синто, японцы пришли к религии классового общества - буддизму. Вероучение буддизма формировало новый тип личности, лишённой родовой привязанности и являлось цементирующей силой, обеспечивающей единство государства. Развивается и материальный комплекс новой религии: начинается строительство храмов, производство скульптуры и предметов культа. Самым большим культовым сооружением был храм Тодайдзи («Золотой павильон»), возведённый из дерева на территории 90 га (выс.49,57х50 м). В дальнейшем, в строительстве культовых сооружений появляется стремление к миниатюризации построек в сочетании с местной иконографической традицией. К 710 году было завершено строительство японской столицы Нара с чёткой планировкой улиц. Также были проведены многочисленные правовые реформы: 4 статьи о владении рабами, территориальном делении, переделе земли, отмене трудовой повинности. Было введено универсальное феодальное законодательство «Тайхоре», утверждавшее институты управления государством. Летописные своды «Кодзики» и «Никон секи» также утверждают государственную идеологию, где история делится на эру богов и императоров. Средневековая японская поэзия известна всему миру. Это стихотворные антологии «Кайфусо» и «Манъёсю» (китайский язык и манъегана),а затем антология на японском языке «Кокинсю». Но затем дальнейшее развитие самобытной японской культуры принадлежало будущему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.192 (0.008 с.) |