Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И Средневековья, культура японии

Поиск

 

История Китая насчитывает период в семь тысячелетий, начиная с периода неолита. Она восходит к рубежу III-II тысячелетию до н.э., когда в бассейне реки Хуанхэ возникли первые протогородские культуры. Возникновению государства в Древнем Китае предшествовала длительная эпоха родового строя, где в бассейне Хуанхэ сложились неолитические культуры расписной керамики яншао и луншань. Земледелие Китая было связано с возделыванием чумизы и риса. После ослабления раннекитайских государств Шан и Чжоу, на территории Китая образовалось множество мелких государств с высоко развитой культурой; орошаемым земледелием, обработкой металлов, ростом торгово-ремесленных городов, появлением монетной формы денег. С введением правовой и земельной реформы из многочисленных государств выделяется царство Бинь, превратившееся со временем в военно-бюрократическую деспотию. Так называемая эпоха Чжаньо вошла в традицию как классический период в историю духовной культуры Китая. Это было время напряжённого развития интеллектуальной жизни, распространения гуманитарных учений. На улицах и площадях, во дворцах знати происходили идейные диспуты, складывались основные направления философской мысли конфуцианство, даосизм и другие, создавались авторские художественные произведения, возникала критическая философия и теоретическая научная мысль. Однако в глубине массового сознания продолжало господствовать народно-мифологическое мышление, вера в культы общинных богов, связанных с человеческими жертвоприношениями. Здесь идёт постоянная борьба между общинными верованиями и общегосударственными, где изымается мотив бунтарства героев, особенно образ мифического героя-борца с наводнениями Гуня, восставшего против небесного Владыки.

Большое значение и развитие в Китае приобрела астрономия. Это точное исчисление солнечного года, открытие кометы Галлея, составление звёздного каталога, умение вычислить лунные и предсказать солнечные затмения. Была установлена периодичность движения небесных светил, связанная позднее с древнекитайской философией дао (пути).

Развитию письменности способствовал переход от письма на бамбуковых дощечках к письму на шёлке. Развивалась математика, физика и особенно механика, связанная со строительством. Развитие естественных знаний способствовало утверждению материалистических философских взглядов в натурфилософском сочинении «Книга времён» (Ицзин), где говорилось об изменчивости всего существующего, и развивалась мысль о движении, как объективном свойстве объективного мира.

В эпоху Чжаньго происходило сближение культуры всех царств, что способствовало распространению древнекитайской иероглифической письменности. Грамотность охватила довольно широкие слои населения с единым древнекитайским языком.

Конфуцианство как философия возникло на рубеже VI-V веков до н.э. Её основоположником является учитель Кун (Кунцзы)-странствующий проповедник, который позднее был обожествлён. Его культ связан с ритуальными жертвоприношениями, а его изречения были записаны его учениками в трактате «Луньюй» (Беседы и суждения), который явился на протяжении многих веков катехизисом конфуцианства и существовал как предмет в китайских школах с зубрёжкой наизусть. Конфуций в своих учениях уделял главное не вопросам бытия, а человеку и человеческому обществу. Конфуцианцы создали каноническую литературу «Книгу перемен», «Книгу песен», «Книгу преданий», якобы отредактированные Конфуцием. Несмотря на то, что конфуцианство претерпевало существенные изменения, оно отличалось сильными пережитками мифологического сознания, верованиями в сверхъестественную силу верховного божества Неба, где каждому живущему отведено определённое место, то есть утверждение общественного неравенства, деление общества на управляющих мужей и управляемый презренный люд.

Даосисты напротив резко порицали социальный гнет, осуждали войны, выступали против богатства и роскоши знати, проповедовали возвращение к первобытнообщинному строю, понимали природу как вечное самодвижение материи, состоящей из неделимых частиц.

Противниками конфуцианства выступала школа маоистов. Их учение было направлено против засилья наследственной аристократии и требование облегчения положения народных низов. Они требовали прекращения междоусобных войн, признания физического труда как основы жизни.

В эпоху борьбы разных философских направлений появляются первые произведения поэтического творчества. Это великий китайский поэт Цюй Юань, создавший исповедь-оду «Скорбь изгнанника» и чуский поэт Сун Юй, создавший любовную поэзию в одах «Распутный Дэнту» и «Горы высокие Тан».

Вся история Древнего Китая отличается жестокой борьбой за власть и подчинение народа. Император Цинь Шихуанди возвёл Великую китайскую стену для защиты от северных соседей. Как китайский народ, так и непокорных соседей обращали в рабство или возлагали на них тяжёлые трудовые повинности. Империя Хань, пришедшая на смену Цинь, превратилась в сильное централизованное государство. Производство железа, никеля, бронзы, лаковых изделий, шёлка открывали торговые и дипломатические связи по Великому шёлковому пути в Среднюю Азию. Дальнейшая история империи Хань связана с народными восстаниями и дворцовыми переворотами, с укреплением ханьско-римской торговли не только по шёлковому пути, но и по морю. Социальные противоречия рабовладельческой империи Хань привели её к упадку, особенно после народного восстания «жёлтых повязок». Однако в период расцвета империи был усовершенствован лун

но-солнечный календарь, астрономами отмечено существование солнечных пятен. Был изобретён компас, сконструирован первый в мире сейсмограф и небесный глобус, описано 2500 звёзд, разработана теория Земли и безграничности Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, отрицательные числа, уточнили значение р (пи).

Медицинский каталог перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Конец эпохи отмечен изобретением механического двигателя, использующего силу падающей воды, водяного насоса, усовершенствованием плуга, созданием грядковой культуры земледелия, чередованием посевов и удобрением земель.

Великим вкладом в общечеловеческую культуру является не только создание шёлкового производства, но и изобретение бумаги из древесного волокна. В эпоху Хань появились первые словари, крупные произведения художественной прозы. Это Фундаментальное произведение 130-томная история Китая, «Исторические записки», в которых прослеживается суть исторических перемен. Среди поэтов выделяется Сыма Сянжу, воспевший могущество империи и самодержца Уди. Получила развитие любовная лирика-«Красавица», «Плач о седой голове», «Песнь о моей обиде», и лишь в редких произведениях выражается бунтарский дух народа - «Восточные ворота», «К востоку от кургана Пинмен».

В цинь-ханскую эпоху сложились основные особенности традиционной китайской архитектуры. Появляются зачатки портретной живописи, монументальной скульптуры, зарождаются театральные зрелища, что привело к возникновению литературной драмы.

Конфуцианство к началу новой эры приходит к расколу. Большое значение приобретает даосистская религия и материалистическая Философия Ван Чуна о единстве, вечности и материальности мира, а буддизм пришёл в Китай с началом новой эры.

В III веке империя Хань после восстания рабов пала и Китай вступил в раннее средневековье. Более полутора веков в стране царила смута, вызванная вторжением кочевников. Юг и север страны стали разными государствами. Необходима была нравственная опора для поддержания власти правителей. Такой религиозной опорой стал буддизм, привнесённый из Индии проповедниками. Благодаря умению приспосабливаться к социальной среде, проповеди милосердия, всеобщего равенства богатых и бедных, всемерному поощрению добрых дел; буддизм быстро распространился и занял прочные позиции.

Одновременно с буддизмом возникли неизвестные ранее образцы монументального зодчества в виде огромных пещерных монастырей, пагод, храмовой скульптуры. Гигантские скальные монастыри и до сих пор являются художественными музеями национальной культуры с явным влиянием буддийской религии, где божества представлены спасителями заблудших, сост

радательными и милосердными. Большой художественный интерес представляют подземные галереи усыпальницы императора Цинь Шихуанди, где была размещена огромная армия терракотовых солдат и лошадей в натуральную величину, а также бронзовые колесницы, запряженные лошадьми и управляемые возницами. Но как считают учёные, это лишь небольшая часть процессии, сопровождавшая императора «Поднебесной» в загробный мир.

Китайская деревянная архитектура средневековья отличается воздушностью, нарядностью, узорчатой резьбой и плавностью ритмов изогнутых крыш. Средневековье в Китае это не только длительный период в его истории, но и время высокого духовного подъёма, расцвета художественной жизни, строительство дворцово-парковых резиденций. В это время возникли новые жанры литературы - роман, новелла, расцвели эпос, музыка и театр, ваяние и зодчество, живопись и художественные ремёсла. Китайские художники стремились познать окружающий мир, обращаясь к образам природы. Они развили жанровую живопись, портрет, создавали пейзажные композиции, изобрели фарфор и книгопечатание с помощью разборного шрифта.

Путём длительных поисков китайцам удалось найти национальную форму живописи: картины-свитки, где использовалась чёрная тушь, а светлые поверхности воспринимались как воздушное пространство. В изображении широко практиковалось сочетание цветов-птиц, растений-насекомых.

В эпоху правления династии Мин, в связи с новым экономическим и духовным подъёмом, появились новые города с прекрасными архитектурными комплексами и созданием в Нанкине Академии художеств, основной задачей которой было подражание живописи классических периодов Тан и Сун.

Роскошь китайского градостроительства поражала современников и представлялась земным раем с величественными дворцами и храмами, тенистыми лабиринтами парков, закованными в мрамор каналами, искусственными гротами и цветниками. Особенно тщательно обустраивались резиденции императоров в Нанкине и Пекине. Города не создавали впечатление утомительного однообразия, а архитектурные сооружения и парковые ансамбли «Запретного города» и «Храма Неба» (Тяньтань), символизирующих почитание земли и неба, как дарителей урожая, являются выдающимися достижениями мировой архитектуры. В северных районах Китая было сильно влияние ламаистского тибетского стиля с суровостью форм и террасной композицией горных храмов.

На протяжении веков трудолюбивый и угнетённый китайский народ, обладавший творческой фантазией и тонким декоративным вкусом, создал великое самобытное искусство и культуру - зодчество, скульптуру, живопись и замечательные творения садово-парковой культуры.

КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

Японские культурные ценности обладают достаточным значением в истории культуры, хотя, ввиду островного положения Японии, остались неизвестными в других странах. Японская цивилизация молода, она сложилась в результате слияния этнических переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японию от материка. Культура первых японских общин характеризуется поливным земледелием, связанным с возделыванием риса и обработкой металлов бронзы и железа.

Возникновение японской государственности связано с III-VI вв.н.э., период с IV по VII век носит название курганного («Кофундзидай»). Среди предметов погребального культа обнаружено большое количество глиняной пластики (ханива). Из памятников раннеяпонской письменности сохранились мифологические летописные своды «Кодзики» и «Нихон сёки».

Культ предков имел особое значение для японской религии-синтоизма, связанного с мифологией о богине культа Солнца Аматэрасу. Божества-первородки считались защитниками родов, выводивших своё происхождение. Чтобы преодолеть идеологическую раздробленность, освящённую родами и религиозными культами синто, японцы пришли к религии классового общества - буддизму. Вероучение буддизма формировало новый тип личности, лишённой родовой привязанности и являлось цементирующей силой, обеспечивающей единство государства. Развивается и материальный комплекс новой религии: начинается строительство храмов, производство скульптуры и предметов культа. Самым большим культовым сооружением был храм Тодайдзи («Золотой павильон»), возведённый из дерева на территории 90 га (выс.49,57х50 м). В дальнейшем, в строительстве культовых сооружений появляется стремление к миниатюризации построек в сочетании с местной иконографической традицией. К 710 году было завершено строительство японской столицы Нара с чёткой планировкой улиц. Также были проведены многочисленные правовые реформы: 4 статьи о владении рабами, территориальном делении, переделе земли, отмене трудовой повинности. Было введено универсальное феодальное законодательство «Тайхоре», утверждавшее институты управления государством. Летописные своды «Кодзики» и «Никон секи» также утверждают государственную идеологию, где история делится на эру богов и императоров.

Средневековая японская поэзия известна всему миру. Это стихотворные антологии «Кайфусо» и «Манъёсю» (китайский язык и манъегана),а затем антология на японском языке «Кокинсю». Но затем дальнейшее развитие самобытной японской культуры принадлежало будущему.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.192 (0.008 с.)