Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанры изобразительного искусства

Поиск

АВТОПОРТРЕТ — портрет, написанный с самого себя.

АЛЛЕГОРИЯ — изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы, существа и предметы, обычно наделяются поясняющими их содержание атрибутами.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ — связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

БАТАЛЬНЫЙ — посвященный изображению войны и военной жизни.

БЫТОВОЙ — связанный с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.

ГАЛАНТНЫЙ — разновидность бытового.

ИСТОРИЧЕСКИЙ — один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

КАРИКАТУРА — жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, художественной гиперболы; изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ — посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

НЮ — жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному телу, его художественной интерпретации.

ПАСТОРАЛЬ — изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы.

ПЕЙЗАЖ — изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурный, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический и фантастический (футурологический) пейзаж.

ПОРТРЕТ — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности — автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная, парсуна.

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией.

ШАРЖ — разновидность карикатуры, юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены иподчеркнуты характерные черты человека.


Место искусства в жизни человека. Взаимосвязь всемирной истории и истории искусств.

 

Роль искусства в жизни человека


Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям,а всему человечеству,живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов,флорентийских мозаичных мастеров,Рафаэля и Микеланджело... Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского.
Дух захватывает,когда стараешься разумом охватить все,сотворенное гениями,сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство,творчество. Это утопия,которой,к счастью,никогда не суждено воплотиться в жизнь. Где и когда бы ни жил человек,даже на заре своего развития,он пытался осмыслить окружающий его мир,а значит,стремился понять и образно,доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок,а передача красоты и гармонии мира,восхищение перед совершенными творениями природы.
Человечество не топталось на месте,оно поступательно двигалось вперед и выше,так же развивалось и искусство,сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения,восхищаешься теми высотами,которых достигли художники и поэты,музыканты и архитекторы.
Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством,пластикой и глубоким осознанием роли человека в мире,где ему суждено пройти свой недолгий,но прекрасный,порой трагический путь.
Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: "Слово о полку Игореве",иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека,соборы Владимира,Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли и московским Покровским собором,более известным под именем храма Василия Блаженного,но и свято чтим имена создателей,если они остались в памяти народа,как это случилось с зодчими Бармой и Постником.
Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы,мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру,который доступен вначале только гениям,а потом остальным, учимся понимать,видеть,впитывать в себя красоту,ставшую уже частью и нашей обычной жизни.
Искусство тем и прекрасно,что оно создается избранными,а принадлежит миллионам.
Мы пытаемся понять созданное мастерами,приближаемся к их видению мира. Не это ли главное назначение искусства? Оно предназначено для совершенствования человека.
Всем быть творцами невозможно,но стараться проникнуть в суть творения гения,приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин,архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки,тем лучше для нас и окружающих.
Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.

В XX веке возросла роль кино, телевидения и видео. Они стали главными кумирами молодежи. И прекрасно, если это доброе, гуманное начало, т. е. истинное искусство с вековыми традициями.
Но если на наши экраны шагнет пропаганда насилия, культа силы, зла, мы погибнем вслед за незадачливыми героями этих однодневок-боевиков.
Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.

 

История и искусство

 

Место, роль, значение искусства в разных социально-исторических ситуациях понималось по-разному. Часто бывало так, что искусство понималось как явление подчиненное, служебное: по отношению к государству (эстетика Платона), к религии и морали (средневековье как эпоха господства церкви), к данностям рассудка (рационализм классицизма и Просвещения), к официальной политической идеологии (30-50-е гг. в СССР). Эти мнения односторонни и исторически исчерпаны. С течением времени становилось все яснее, что искусство обладает независимостью (пусть и относительной) от иных явлений общественной жизни, что оно имеет собственное предназначение.

Уникальность, самоценность и свобода искусства были провозглашены немецкой эстетикой рубежа XVIII-XIX вв. (например, И. Кантом). Мыслители и художники эпохи романтизма говорили, что искусство обладает огромной и благой силой воздействия на духовную жизнь личности, общества, человечества. Мыслители-романтики зачастую даже преувеличивали возможности и общественную роль художественной деятельности, ставили искусство над иными формами культуры, включая науку и философию. «Философия, - писал Шеллинг, - достигает высочайших высот, но в эти выси она увлекает как бы частицу человека. Искусство же позволяет целостному человеку добраться до этих высот».[iii] Романтики разработали миф о всесилии искусств. Противоположная точка зрения возникает в ХХ в., и ее яркое проявление – высказывание А. Камю (1957 г.): «Художник должен прежде всего ответить на вопрос… не является ли искусство в наши дни ненужной роскошью?».[iv]

Безусловно, истина лежит посередине. Искусство, чья значимость для человечества огромна и уникальна, в то же время не нуждается в иерархическом возвышении над иными формами человеческой деятельности, оно находится в ряду равноправных ему граней культуры (наука, философия, мораль, политика, нравственно-практическое сознание, личностное общение и т. д.).

Так, искусство взаимодействует с политикой: все мы знаем времена жестокого контроля и цензуры в сфере искусства, господство в нем идеологических установок, диктуемых властью, что, безусловно, ограничивает либо сводит на нет свободу творца.

Существует точка зрения, которая провозглашает абсолютную автономность искусства от других сфер культуры (в особенности от политики, идеологии, социальной жизни). Она реализуется в лозунгах «чистое искусство» или «искусство для искусства». Так, по словам С. Булгакова, истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно «само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон». Приверженцы этих позиций ориентируются на полную изоляцию искусства от внехудожественной реальности. В критике такого подхода Н. А. Бердяев справедливо утверждал, что свобода художника не может быть беспредметной. «Все сферы человеческого творчества, - полагает мыслитель, - …имеют единое духовное питательное лоно», искусство – «не просто сладкие звуки, а служение».[v] Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий, мировоззрение определенной эпохи.

Искусство и религия Существуют целые периоды в истории, по отношению к которым можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению. Это искусство средних веков, буддистское и мусульманское искусство. Задача подобной художественной деятельности и ее плодов - приближение человека к Богу.[2] У религиозного искусства свои черты: оно символично, канонично, чаще всего обезличено.

Характерным примером религиозного искусства и его особенностей является русская православная икона, при создании которой, как полагают верующие, рукой иконописца водит Бог. Это влечет за собой индифферентное отношение к конкретному автору произведения.

В иконописании органично реализовано стремление в земных образах, материальными средствами передать сверхреальное. Каждый тип иконы («Богоматерь Одигитрия», «Преображение», «Благовещение» и др.) строится по сложившимся канонам, большинство из которых в России восходят к византийским образцам. Иконописцы, и средневековые, и современные, намеренно отступают от законов привычной нам линейной перспективы, часто работают чистым, локальным цветом, в их произведениях отсутствует светотеневая моделировка, реальные портретные и пейзажные черты и т. д. Благодаря такому подходу иконописное произведение, в отличие от работы светского живописца, становится не отражением, зеркалом реального мира, а символом, знаком, посредством которого человек соприкасается с Богом. «Несхожесть» мира на иконе и мира реального – нарочитая, ведь икона – символ мира вечного, горнего.

Связь искусства и философии очень глубокая: искусство, как и философия, является самосознанием культуры. Мировоззрение, философия определенной эпохи отражаются в искусстве и символизируются им. Особенно это хорошо заметно в практике модернизма начала ХХ века. В России XIX века в литературных произведениях часто не только поднимались философские вопросы, но и формировались картина мира, философская система (так, например, можно говорить о философии Ф. М. Достоевского, которая запечатлена в его художественных произведениях).

Искусство и техника также взаимодействуют, что особенно ярко проявляется в наше время (примерами могут служить фотография, кино, телевидение, эстрада и т. д.) Так, театр сегодня – не только игра актеров и работа режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля.

Искусство и наука В античности, когда не существовало еще дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин «tehne» означал и науку, и ремесло, и искусство. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство в строгости мышления не нуждается. Цель науки - познание мира рациональными методами, а для искусства познание действительности - лишь одна из функций.

Знаменитый испанский социолог и философ Х. Ортега-и-Гассет рассматривает искусство и науку как взаимно незаменимые сферы жизнедеятельности. По его словам, «трагедия науки порождает искусство». Там, где беспомощен научный метод, возникает метод художественный. По мнению философа, художник воссоздает не просто вещи в своих произведениях, но ту питательную среду, которая позволяет длиться вечно жизни этих вещей.[vi]

Научный метод проявляет себя в абстрагировании и обобщении. Художественный – в конкретизации и индивидуализации. Научная закономерность или научный вывод апеллируют лишь к сознанию, исключают всякую двусмысленность, неясность. Наличие последних в работе ученого свидетельствует о ее незавершенности. Произведение художника допускает бесчисленное множество толкований и в этом смысле неисчерпаемо. Каждое поколение включает сообщение художника в контекст своего опыта, своей культуры, своей системы ценностей. «Способность прямого воздействия на подсознание и сверхсознание зрителя представляет одну из самых характерных черт искусства, придает ему особую убедительность, избавляет художника от необходимости логических доказательств истинности своего сообщения о мире и человеке».[vii]

По мысли Гегеля, «более глубокий интерес к художественным произведениям вызывается тем, что содержание расширяется и открывается по-иному даже в пределах тех же самых форм. Все естественно существующее есть нечто абсолютно единичное с любой его стороны и в любой его точке. Представление же обладает в себе определением всеобщности, и все то, что восходит к нему, уже благодаря этому получает характер всеобщности в отличие от природной разрозненности».[viii]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.012 с.)