Раннехристианское искусство до 313 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннехристианское искусство до 313 года.



Основные формы и функции христианского искусства до принятия Миланского эдикта. Взаимодействие его с официальным искусством поздней римской империи. Живопись катакомб как основной вид искусства этого периода. Сигнитивный характер (определение В.Вейдле) катакомбной живописи. Истоки раннехристианской символики. Сосуществование старого античного художественного языка и нового средневекового. Тяготение к плоскостности, отказ от нюансированного цвета, элементы обратной перспективы, декоративный принцип организации композиции. Основные памятники: Катакомбы Св. Калиста: крипта пап (III век); крипта Луцины (сер. III века). Катакомбы Домициллы. Катакомбы Присциллы: новозаветные сцены; образ оранты. Катакомбы на Via Latina (320—350 гг.): ветхозаветные сцены; адаптация античных сюжетов к новому содержанию («Подвиги Геракла» - спасение и бессмертие души). Катакомбы святых Марцеллина и Петра (вторая половина III века): «История пророка Ионы» (середина III века) – воплощение идеи Спасения; ка бикула со сценой Грехопадения (первая половина IV века).

Скульптура. Отход от статуарности и пластичности. Рельефы саркофагов - важный вид христианского изобразительного искусства до 313 года. Зависимость стилистики саркофагов от современной позднеантичной скульптуры. Нарастание условности. Основные сюжеты и иконографические схемы: сцены из Ветхого и Нового Заветов, символы-знаки, аллегории. Римские саркофаги: с аркофаг Домициллы (т. н. саркофаг Страстей, сер. IV в., Музеи Ватикана); с аркофаг Юния Басса (сер. IV век, Рим, сокровищница Ватиканского собора св. Петра) – использование принципа типологического сопоставления сцен Ветхого и Нового Заветов; Саркофаг с Добрым пастырем (ок. 253-260, Христианский музей Ватикана). Рельефы из слоновой кости (консульские диптихи, ларцы, пиксиды). Резьба по дереву (базилика Санта Сабина)

Христианский комплекс в Дура Европос (III в.). Росписи баптистерия комплекса. Опора на наследие искусства древнего Востока (плоскостность изображения, контурность рисунка, локальность цвета). Синагога в Дура Европос — уникальный пример иудейского храма, украшенного циклом росписей на библейские сюжеты.

Раннехристианское искусство после принятия христианства. Легализация христианства в 313 году (Миланский эдикт) и его последствия для развития искусства. Значение Иерусалима и его памятников (храм Гроба Господня, ок. 335 г.). Основание Константинополя как столицы христианского мира. Церковь Иоанна Крестителя в Студийском монастыре (строительство начато в 463). Падение Западной Римской империи (476) и влияние этого события на развитие христианской культуры и искусства. Возникновение монашества в Египте в I - II веках. Деятельность членов «Каппадокийского кружка» (Василия Кесарийского, Григория Нисского, Григория Назианзина) во второй половине IV века, их взгляды на роль и задачи искусства. Концепции небесной и земной иерархии, света и цвета Дионисия Ареопагита (возможно, Петр Ивер, 412-488).

 

Архитектура Рима. Широкомасштабное строительство храмов после 313 года. Типология культовых сооружений: базилики и центрические здания - по планировочному решению; собственно храмы, баптистерии, мавзолеи, мартирии - по функциональным признакам. Раннехристианские базилики: символика архитектурных форм и священная топография. Базилики Рима. Строительная техника и материалы. Взаимовлияния столичного зодчества и архитектуры восточных частей империи (Сирии, Египта, Палестины, Иерусалима). Монументальность и масштабность, мозаичный декор. Базилики Т-образного типа: Сан-Пьетро фуори ле мура (Ватиканский собор св. Петра, ок. 320/21-329, пятинефная базилика, воздвигнутая Константином Великим на месте могилы апостола Петра); Сан-Паоло фуори лемура (ок. 384/386 - 402/403, построена на месте захоронения апостола Павла; Сан Джованни ин Латерано (начата между 313-314 годами, храм епископов Рима, а затем римских пап до переезда в Ватикан); Санта Мария Маджоре (между 400 и 430 годами, первая церковь, посвященная Богоматери).

Центрические постройки: мавзолеи, мартириумы, баптистерии, их античные прототипы. Баптистерии: форма октагона или круга, выделение колоннами центрального кругового пространства с купольным перекрытием, кольцевой обход с односкатным перекрытием. Мавзолеи: использование античных архитектурных форм, сходство с композицией баптистерия, круг как основа плана. Латеранский баптистерий ( неоднократно перестраивался ), мавзолей Св. Констанции (ок. 350 г., построен для захоронения дочерей императора Константина Констанции и Елены) и церковь Сан-Стефано-Ротондо (468-483, мозаики 523-530) – наиболее древние центрические сооружения в Риме.

Архитектура провинций. Сирийская архитектурная школа и ее новаторский характер (новое понимание внутреннего пространства, двухбашенная композиция западного фасада). Базилики в Кальб-Лузе (к. V в.), в Турманине ( V в.). Мартирий Симеона Столпника (Калат-Семан, 476-490). Греческая ротонда св. Георгия в Салониках (4 в.).

Изобразительное искусство. А ктивное заимствование художественных форм, сюжетов и тем из позднеантичного искусства. Формирование культа Христа и его иконографии, преобладание иконографии Христа-императора в больших базиликах. Расширение круга тем и сюжетов из Ветхого и Нового Заветов. Дидактические и просветительские функции христианского искусства. Символические и “исторические» типы сюжетных композиций в декорации храма. Отход от античных художественных приемов, нарастание условности, схематизации. Формирование устойчивых черт в стилистике и иконографии.

Мозаики Рима: широкое использование мозаики для декорирования храмов, изменение техники и местоположения мозаики по сравнению с античными прототипами. Мавзолей Св. Констанции: а) репрезентативные сцены в конхах полуциркульных ниш; б ) декоративно-символическиесцены на своде кольцевого обхода. Соединение античной изобразительной манеры с христианской символикой. Церковь Св. Пуденцианы (между 401-417 гг.): стилистическая близость изобразительному искусству позднего Рима. Церковь Санта Мария Маджоре (432-440): крупнейший сохранившийся памятник раннехристианского изобразительного искусства. Повествовательность ветхозаветных сцен на стенах центрального нефа. Символический характер композиций на центральной арке. Церковь Св. Косьмы и Дамиана (526-530): нарастание уплощенности пространства, разномасштабность фигур, симметричность композиции. Круглая пластика: изображения Христа в образе «Доброго Пастыря» (IV в., Рим, Латеранский музей).

Искусство Равенны. Преобладание базиликального типа храма без трансепта, использование кирпичной техники, античных мраморных архитектурных деталей. Стилистические, иконографические, колористические особенности равеннских мозаик. Их значение в эволюции изобразительного искусства, влияние на средневековое искусство Италии. Памятники Равенны эпохи последних императоров (402-476): Мавзолей Галлы Плацидии (440), “Православный” (неонианский) баптистерий (первая четв. V в.).

Раннехристианские рукописи. Переход от свитка к кодексу и смена соотношений между текстом и изображением. Влияние позднеантичных манускриптов. Кодекс Вергилия (конец IV – начало V в., Рим, Ватикан, Апостолическая библиотека), «Илиада» Гомера ( конец V – начало VI в., Милан, Амброзианская библиотека). Кведлинбургская Итала (после 400 г., Рим, на латинском языке. Берлин, Государственная библиотека).

Термины: абсида (апсида), а лтарь, алтарная преграда, амвон, аркбутан, атриум, б азилика, баптистерий, византийский антик, Евхаристия, кабикула, капелла, кодекс, конха, купол, мартирий, мозаика, нартекс, неф, парус, хоры

 

 

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности иконографической программы римских катакомб?

2. Каковы основные архитектурные элементы раннехристианской базилики и их символика?

3. Каковы основные темы, стилистические и иконографические особенности сохранившихся мозаик Рима?

4. Каковы стилистические особенности раннехристианской миниатюры?

 

II. Ранневизантийское искусство VI—VIII веков (10 часов)

Расцвет византийской государственности, духовной и культурной жизни империи в эпоху царствования Юстиниана (527—565). Союз духовной и светской власти, первенствующая роль императора.

Архитектура как ведущий вид искусства. Строительные материалы: плинфа, густой цемяночный раствор, тесаный камень или мрамор. Конструктивная простота и эффективность византийского метода возведения сводов и куполов. Упразднение классического ордера, главенство арочно-сводчатого принципа. Разработка купольного типа храма. Использование опыта сирийских и малоазийских архитекторов. Символика храма.

Постройки Константинополя. Церковь Сергия и Вакха (ок. 525-527 г.,в настоящее время - Кючук Айя София, т.е. Малая святая София, зодчие - Анфимий из Трал, Исидор из Милета). Воплощение новых архитектурно-композиционных идей купольного центрического здания. Х рам св. Софии (532 – 537, после 1453 г. – Айя София, зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета) - главная церковь Византийской империи, одновременно, придворный храм императора, церковь византийского патриарха и просто храм. Использование строительной техники Древнего Рима, смелость художественного замысла, величественный масштаб. Наглядное воплощение идеи централизации и могущества империи, иерархического мироустройства. Возведение центрального купола на парусах. Погашение распора системой полукуполов, экседр и апсиды, скрытая система контрфорсов. Аскетичность внешнего вида св. Софии, яркость и роскошь интерьера. Подвижность пространства храма, пластичность очертаний архитектурных элементов. Дематериализация пространства. Принцип балдахинности (определение А.Комеча). Другие столичные постройки: церковь св. Ирины (532), церковь св. Апостолов (536 – 546).

Столичная школа монументальной живописи. Малочисленность и фрагментарность памятников. Мозаичный ансамбль церкви Успения в Нике (разрушена во время войны 1917—1922 годов). Живописный стиль, высокое мастерство, тонкий художественный вкус, знание античных образцов (никейские ангелы). Фрески ломбардской церкви Санта Мария Форис Портас в Кастельсеприо (VII—VIII вв.) и церкви Санта Мария Антиква в Риме (VII—начало VIII в.).

Художественная школы Равенны. Базилика Сан Аполлинаре Нуово (519): мозаики центрального нефа. Арианский баптистерий (около 500): особенности архитектуры, размещения мозаических композиций и их иконографии.

Памятники Равенны периода византийского экзархата (555-751). Церковь Сан Витале ( 526-547): тип центрического здания, целостный художественный ансамбль интерьера. Мозаики алтаря и пресбитерия. Сложная символическая программа, объединенная идеей жертвенности, спиритуализм образов. Сан Аполлинаре ин Классе (осв. в 549 г.): архитектурная композиция, мозаики апсиды. Рельефы епископской кафедры Максимиана в архиепископской капелле.

Провинциальное искусство. Архитектура и мозаики церквей в Салониках: Хосиос Давид (конец V - начало VI в.), св. Димитрия. Церковь св. Иоанна в Эфесе (VI в.). Мозаики Синая и Кипра.

Книжная миниатюра. Роскошные пурпурные кодексы: Венская библия (Венский Книга Бытия, исполнена, вероятно, в Антиохии в середине VI века, Вена Национальная библиотека) - наиболее обширный цикл раннехристианских иллюстраций; рукопись труда греческого врача Диоскорида «Гербарий» (ок. 512 г., Вена, Национальная библиотека). Евангелие из Россано (6 в., сокровищница собора в Россано, Италия), сирийское Евангелие Рабулы (586 г., Флоренция, библиотека Лауренциана).

Иконопись. Истоки иконописи: погребальные портреты эллинистической эпохи, портретные изображения римских императоров. Малочисленность сохранившихся икон этого времени. Особое место памятников, происходящих из монастыря св. Екатерины на Синае: «Богоматерь с младенцем», «Иоанн Креститель» (Киев, Музей западного и восточного искусства), «Св. Петр», «Богоматерь с младенцем, двумя ангелами, св. Феодором и св. Георгием» (Синай). Восточная школа: икона «Сергий и Вакх» (VI в. (?), Киев, Музей западного и восточного искусства), коптские иконы: «Христос и св. Мина» (VI в., Париж, Лувр), «Епископ Авраам» (VI в., Берлин, Государственные музеи). Иератическая застылость, линейное решение.

Термины: алтарная преграда, амвон, купольная базилика, скрипторий, хоры, э нкаустика

Контрольные вопросы:

1. Какова типология ранневизантийской архитектуры?

2. Каково значение художественной школы Равенны?

3. Как изменяется стиль и система декора ранневизантийских рукописей по сравнению с раннехристианскими?

4. Каково значение восточной художественной традиции в сложении стиля ранневизантийской иконописи?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.018 с.)