Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра истории и теории христианского искусства↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Положению об УМКД
Кафедра истории и теории христианского искусства
основной образовательной программы по направлению подготовки История искусств
Разработчик (и) УМКД: __ ст. преп. Устинова Ю.В. ________ ______________ __________________________________________________
Москва, 2011 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Положению об УМКД
(наименование дисциплины)
Специальность (специализация) / Направление__035400 История искусств Факультет____________Церковных художеств _______________________ Кафедра______Истории и теории христианского искусства_____________ Курс__3__ Форма обучения____очная_____ Семестр__5-6_____ Общий объем часов на дисциплину______158 Практические занятия (объем часов)_____ Самостоятельная работа (объем часов)______62 Форма контроля __ зачет, экзамен_________
Москва, 2011 Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности__ Искусствоведение_____(направлению 035400 История искусств).
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цели изучения дисциплины: · приобретение знаний по иконографии значительного числа сюжетов христианского Востока и Запада; · уяснение тесной связи иконографии христианского искусства с искусством греко-римской античности; · сравнительное сопоставление иконографии аналогичных сюжетов в искусстве восточно-христианского православного мира с одной стороны, и католической и протестантской Европы - с другой, их расхождений и взаимных влияний; · понимание обусловленности иконографических расхождений догматическими и литургически-обрядовыми различиями Восточной и Западных Церквей; · закрепление навыков верного восприятия условного символического художественного языка средневекового христианского искусства и умения постигать содержание произведений и систематизировать их через знание основных составляющих языка иконографии - иконографических «вокабул» и «формул» · овладевание приемами лингвистико-иконографического метода анализа художественных произведений (метод А.Н. Грабара).
1.2. Задачи изучения дисциплины: · Познакомить слушателей с особенностями и спецификой языка христианской иконографии; · привить глубокое понимание принципов его формирования, основанных на общности иконографического вокабуляра искусства христианского Востока и греко-римского искусства эпохи поздней античности; · упорядочить и углубить знания по иконографии большинства христианских изображений, о хронологических этапах развития иконографии каждого отдельного сюжета в искусстве христианского Востока и Запада; · ввести слушателей в круг проблем, связанных с изучением иконографии памятников христианского средневековья; · изучить основные тенденции и пути развития иконографии христианского искусства Востока и Запада; · углубить базовый понятийный аппарат для проведения иконографического анализа произведений; · освоить методику иконографического анализа по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.
1.3. Место дисциплины в учебном процессе: Дисциплина «Христианская иконография» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр). Для успешного освоения дисциплины необходима хорошая подготовка студента по предметам, преподанным в течение 1 и 2 курсов: истории античного и византийского искусства, истории Древнего мира и Средних веков, истории Церкви, катехизису, догматическому и сравнительному богословию, Св. Писанию, литургике; знание и свободное ориентировании в круге вопросов, вынесенных на экзамены по специальности; обладание природной и развиваемой способностью к сфере научного анализа, пытливостью, активным интересом к расширению знаний. Изучение дисциплины должно основываться на владении культурой мышления и анализа, способности к восприятию информации и обобщению полученных знаний, осознанию целей и выбору путей к их достижению (ОК – 1); на умении грамотно, логически аргументировано, ясно строить устную речь (ОК – 2). Усваивание курса «Основные принципы христианской иконографии» углубляет и суммирует знания студентов по базовым дисциплинам «Раннехристианское и Византийское искусство», «Западноверопейское искусство Средних веков», «Искусство Ренессанса и Нового времени» и «Древнерусское искусство», входящим в общую программу подготовки выпускника по специальности 035400 «История искусств».
Раздел 2. Знания, умения и навыки,
2.1. Студент должен знать: · литературные источники иконографии каждого из изучаемых сюжетов, его художественные истоки и образцы в искусстве предшествующих эпох (если таковые имели место); · хронологические рамки возникновения и развития иконографии сюжета, этапы ее эволюции; · мировоззренческий и богословско-философский контекст, в котором происходило становление иконографии сюжета; · причины, повлиявшие на изменения иконографии; · общие черты и различия в иконографии сюжета в искусстве христианского Востока и Запада; · наиболее значимые памятники изобразительного искусства христианского Востока и Запада, историко-культурный контекст их создания, их семантический и образный строй; · основы методики проведения самостоятельного иконографического анализа произведений по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.
2.2. Студент должен уметь: · использовать в исследованиях по иконографии базовые знания в области истории искусства, описания и анализа памятников, а также догматического и сравнительного богословия; · воспринимать и анализировать памятники христианского искусства в контексте современного им искусства и общей культурно-исторической ситуации; · анализировать мировоззренческие, философские, богословские, социо-культурные и художественные проблемы христианского искусства; · грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о иконографии памятников христианского искусства; · понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории искусства и иконографии, применять накопленный опыт для решения исследовательских задач; · критически воспринимать научные концепции и методики, применяемые при изучении христианской иконографии; · использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Христианская иконография», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках; для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; для педагогической деятельности; для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов; для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия. · понимать специфику художественно-образной структуры христианского искусства; · различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места их возникновения; · ориентироваться и работать с основными трудами по иконографии и средневековому христианскому искусству.
2.3. Студент должен иметь навыки: · свободно ориентироваться в сюжетах христианского искусства; · безошибочно узнавать и интерпретировать художественное произведение с точки зрения его содержания; · производить самостоятельный иконографический анализ художественного произведения; · атрибутировать памятник на основе анализа его иконографических признаков. Раздел 3. Содержание дисциплины Тема I. Введение. Рекомендации по использованию информационных технологий. Электронное издание Православной Энциклопедии: http://www.pravenc.ru/ База данных электронной библиотеки ПСТГУ по иконам VI-XIX вв.: http://lib.pstgu.ru/cgi-bin/DataStoreCGI.exe/data/base?style=start Ссылки на сайты, на которых размещены материалы (изображения, статьи) по христианской иконографии: http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?begin=on http://www.icon-art.info/gallery.php?lng=ru http://www.bogoslov.ru/topics/28969/index.html http://www.pravoslavie.ru/jurnal/457.htm http://palomnic.org/art/ http://www.sedmitza.ru/text/1066485.html http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/cont.htm http://www.pravoslavieto.com/ikonopis/ http://pravicon.com/ Раздел 6. Итоговый контроль знаний студентов. 6.1. Форма контроля__зачет (5 семестр), экзамен (6 семестр). 6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету): 1. Иконография как пограничная дисциплина между богословием и историей искусства. Иконографическая школа. Методы Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова. 2. Лингвистико-иконографический метод А. Грабара. Понятия «иконографическая формула» и «иконографическая вокабула», «язык иконографии». 3. Искусство поздней античности и раннехристианское искусство: параллелизм иконографических программ и стилевые аналогии. Влияние античных типологических циклов на христианскую иконографию. 4. Изображения императора и триумфальный цикл в официальном римском искусстве и их рефлексы в христианском искусстве. 5. Символические и аллегорические изображения Спасителя в раннехристианском искусстве (Христос-Добрый Пастырь, Христос-Учитель, Христос-Чудотворец). Античные истоки их иконографии. 6. Эволюция облика Спасителя в христианском искусстве. 7. «Спас в силах» и его параллель в иконографии Западной Европы – композиция «Майестас Домини». 8. Особенности иконографии Богоматери в христианском искусстве доиконоборческого периода. 9. «Знаки Приснодевства» Богоматери: эволюция формы и смысла в византийском и древнерусском искусстве VI-XVIII вв. 10. Сложение первоначальной иконографической схемы Рождества Христова в раннехристианском искусстве. Канонические и апокрифические источники иконографии 11. Трансформация раннехристианской иконографии Рождества Христова в юстиниановскую эпоху. Отражение позднеантичной формулы рождества в «классической» иконографии Рождества Христова. 12. Иконография Рождества Христова в западноевропейском искусстве и ее реплики в русском церковном искусстве позднего средневековья и Нового времени. 13. Иконография Рождества Богородицы (Восток и Запад). 14. Композиции, созданные по иконографической формуле рождества: Рождество Иоанна Предтечи, свт. Николая и др. 15. Иконография Преображения Господня на православном Востоке 16. Праздник Преображения и его иконография в искусстве Западной Европы 17. Иконография праздника Вознесения Господня (Восток и Запад). 18. Русский праздник Покрова Богородицы и Богородичные святыни храма во Влахернах. Первые памятники с изображением Покрова XII-XIII вв. 19. Два иконографических извода Покрова в древнерусском искусстве XIV-XV вв. 20. Сложение «общерусского» извода Покрова в XV-XVI вв. 21. Модификации иконографии Покрова в искусстве XVII - начала ХX вв. 22. Тема Покрова Богоматери в искусстве Западной Европы. 23. Сложение триумфальной композиции «Анастасис» в ранневизантийском искусстве, позднеантичные истоки ее иконографии. Символика жеста «захват запястья» 24. Трактовка темы Воскресения в католическом средневековом искусстве: сложение композиций «Сошествие Христа во ад» и «Восстание Христа от Гроба». 25. Эволюция иконографии «Анастасис» под влиянием западных прототипов в поздневизантийский период. Апокрифические источники о Сошествии Христа во ад. 26. Развернутые изображения «Воскресения – Сошествия во ад» в русском искусстве XVI-XVII вв. 27. Литургическая традиция празднования Пятидесятницы и особенности ранней иконографии праздника. Первоначальные композиции Вознесения-Пятидесятницы и их поздние реплики в искусстве Западной Европы и Армении. 28. «Классическая» иконография Пятидесятницы: создание самостоятельной композиции на основе античной формулы учительства. Эволюция imago clipeata с исходящими лучами 29. «Адресаты» апостольской проповеди в композиции Пятидесятницы, эволюция их изображения. 30. Модификации иконографии Пятидесятницы в русском искусстве XVII века 31. Особенности иконографии Пятидесятницы в искусстве Западной Европы 32. Праздники с общей иконографической формулой «встречи» - краткий обзор сюжетов и их характеристика 33. Иконография Сретения в восточно-христианском искусстве 34. «Очищение Блаженной Марии» и «Представление Господа в храме» как параллель композиции «Сретения» в искусстве Западной Европы 35. Иконография Благовещения в раннехристианском искусстве 36. Иконография Благовещения на Православном Востоке в IX-XVI вв. 37. «Благовещение Устюжское» - особенности извода 38. Иконография Благовещения на Западе 39. Иконография праздника Введение во Храм на Востоке и на Западе 40. Особенности иконографии Воскрешения Лазаря в раннехристианском искусстве 41. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Византии и Древней Руси 42. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Западной Европы 43. Иконография праздника Вход Господень в Иерусалим в искусстве православного Востока 44. «Вход Господень в Иерусалим» в искусстве Западной Европы 45. Иконография композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» 46. Иконография Тайной вечери на Востоке 47. Иконография Тайной вечери на Западе 48. Иконография Евхаристии – «Причащение апостолов» 49. Иконография теофании у Мамврийского дуба: от «Гостеприимства Авраама» до «Ветхозаветной Троицы» 50. Вариации темы Св. Троицы в искусстве Востока и Запада. «Троица Новозаветная»: Распятие в лоне Отчем, Отечество, Сопрестолие, т.н. «Соипостасные» образы Троицы. 51. Иконография композиции «Положение во Гроб» в восточно-христианском искусстве 52. Тема Положения во Гроб в искусстве Западной Европы 53. Иконография праздника Успение Пресвятой Богородицы в восточно-христианском искусстве. 54. «Успение Богоматери» на Западе. Вознесение Богоматери – «Санта Мария Ассунта» 55. Иконография праздника Крещение Господне – Богоявление на Востоке 56. Иконография Крещения в искусстве Западной Европы 57. Особенности иконографии Распятия до иконоборчества 58. Эволюция иконографии Распятия в послеиконоборческий период 59. Западноевропейская иконография Распятия 60. Иконография Крестовоздвижения 61. Тема Страшного Суда в раннехристианском искусстве 62. Сложение византийского извода Страшного Суда 63. Иконография Страшного Суда в древнерусском искусстве XV-XVII вв. 64. «Страшный Суд» в романском и готическом искусстве 65. Вариации темы Страшного Суда в эпоху Возрождения
Программа составлена: (должность, ФИО)______ст. преп. Устинова Ю.В.___________ ____________ Подпись
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры, протокол № __ от «__» ______ 20__г.
Заведующий кафедрой (ФИО)______________ ____________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Положению об УМКД
Кафедра истории и теории христианского искусства
основной образовательной программы по направлению подготовки История искусств
Разработчик (и) УМКД: __ ст. преп. Устинова Ю.В. ________ ______________ __________________________________________________
Москва, 2011 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Положению об УМКД
(наименование дисциплины)
Специальность (специализация) / Направление__035400 История искусств Факультет____________Церковных художеств _______________________ Кафедра______Истории и теории христианского искусства_____________ Курс__3__ Форма обучения____очная_____ Семестр__5-6_____ Общий объем часов на дисциплину______158 Практические занятия (объем часов)_____ Самостоятельная работа (объем часов)______62 Форма контроля __ зачет, экзамен_________
Москва, 2011 Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности__ Искусствоведение_____(направлению 035400 История искусств).
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цели изучения дисциплины: · приобретение знаний по иконографии значительного числа сюжетов христианского Востока и Запада; · уяснение тесной связи иконографии христианского искусства с искусством греко-римской античности; · сравнительное сопоставление иконографии аналогичных сюжетов в искусстве восточно-христианского православного мира с одной стороны, и католической и протестантской Европы - с другой, их расхождений и взаимных влияний; · понимание обусловленности иконографических расхождений догматическими и литургически-обрядовыми различиями Восточной и Западных Церквей; · закрепление навыков верного восприятия условного символического художественного языка средневекового христианского искусства и умения постигать содержание произведений и систематизировать их через знание основных составляющих языка иконографии - иконографических «вокабул» и «формул» · овладевание приемами лингвистико-иконографического метода анализа художественных произведений (метод А.Н. Грабара).
1.2. Задачи изучения дисциплины: · Познакомить слушателей с особенностями и спецификой языка христианской иконографии; · привить глубокое понимание принципов его формирования, основанных на общности иконографического вокабуляра искусства христианского Востока и греко-римского искусства эпохи поздней античности; · упорядочить и углубить знания по иконографии большинства христианских изображений, о хронологических этапах развития иконографии каждого отдельного сюжета в искусстве христианского Востока и Запада; · ввести слушателей в круг проблем, связанных с изучением иконографии памятников христианского средневековья; · изучить основные тенденции и пути развития иконографии христианского искусства Востока и Запада; · углубить базовый понятийный аппарат для проведения иконографического анализа произведений; · освоить методику иконографического анализа по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.
1.3. Место дисциплины в учебном процессе: Дисциплина «Христианская иконография» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр). Для успешного освоения дисциплины необходима хорошая подготовка студента по предметам, преподанным в течение 1 и 2 курсов: истории античного и византийского искусства, истории Древнего мира и Средних веков, истории Церкви, катехизису, догматическому и сравнительному богословию, Св. Писанию, литургике; знание и свободное ориентировании в круге вопросов, вынесенных на экзамены по специальности; обладание природной и развиваемой способностью к сфере научного анализа, пытливостью, активным интересом к расширению знаний. Изучение дисциплины должно основываться на владении культурой мышления и анализа, способности к восприятию информации и обобщению полученных знаний, осознанию целей и выбору путей к их достижению (ОК – 1); на умении грамотно, логически аргументировано, ясно строить устную речь (ОК – 2). Усваивание курса «Основные принципы христианской иконографии» углубляет и суммирует знания студентов по базовым дисциплинам «Раннехристианское и Византийское искусство», «Западноверопейское искусство Средних веков», «Искусство Ренессанса и Нового времени» и «Древнерусское искусство», входящим в общую программу подготовки выпускника по специальности 035400 «История искусств».
Раздел 2. Знания, умения и навыки,
2.1. Студент должен знать: · литературные источники иконографии каждого из изучаемых сюжетов, его художественные истоки и образцы в искусстве предшествующих эпох (если таковые имели место); · хронологические рамки возникновения и развития иконографии сюжета, этапы ее эволюции; · мировоззренческий и богословско-философский контекст, в котором происходило становление иконографии сюжета; · причины, повлиявшие на изменения иконографии; · общие черты и различия в иконографии сюжета в искусстве христианского Востока и Запада; · наиболее значимые памятники изобразительного искусства христианского Востока и Запада, историко-культурный контекст их создания, их семантический и образный строй; · основы методики проведения самостоятельного иконографического анализа произведений по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.
2.2. Студент должен уметь: · использовать в исследованиях по иконографии базовые знания в области истории искусства, описания и анализа памятников, а также догматического и сравнительного богословия; · воспринимать и анализировать памятники христианского искусства в контексте современного им искусства и общей культурно-исторической ситуации; · анализировать мировоззренческие, философские, богословские, социо-культурные и художественные проблемы христианского искусства; · грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о иконографии памятников христианского искусства; · понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории искусства и иконографии, применять накопленный опыт для решения исследовательских задач; · критически воспринимать научные концепции и методики, применяемые при изучении христианской иконографии; · использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Христианская иконография», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках; для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; для педагогической деятельности; для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов; для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия. · понимать специфику художественно-образной структуры христианского искусства; · различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места их возникновения; · ориентироваться и работать с основными трудами по иконографии и средневековому христианскому искусству.
2.3. Студент должен иметь навыки: · свободно ориентироваться в сюжетах христианского искусства; · безошибочно узнавать и интерпретировать художественное произведение с точки зрения его содержания; · производить самостоятельный иконографический анализ художественного произведения; · атрибутировать памятник на основе анализа его иконографических признаков. Раздел 3. Содержание дисциплины Тема I. Введение.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.008 с.) |