ТОП 10:

Кафедра истории и теории христианского искусства



ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Положению об УМКД

Негосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» (ПСТГУ)  

 

Кафедра истории и теории христианского искусства

 

Учебно-методический комплекс дисциплины Христианская иконография    

 

 

основной образовательной программы по направлению подготовки
(специальности)

История искусств

 

Разработчик (и) УМКД:__ ст. преп. Устинова Ю.В. ______________________

__________________________________________________

 

 

Москва, 2011


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Положению об УМКД

Негосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» (ПСТГУ)  

 

УТВЕРЖДАЮ Декан   ______________/ «______» _____________________ 20___г.  

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Христианская иконография

(наименование дисциплины)

 

 

Специальность (специализация) / Направление__035400 История искусств

Факультет____________Церковных художеств _______________________

Кафедра______Истории и теории христианского искусства_____________

Курс__3__ Форма обучения____очная_____ Семестр__5-6_____

Общий объем часов на дисциплину______158

Практические занятия (объем часов)_____

Самостоятельная работа (объем часов)______62

Форма контроля __ зачет, экзамен_________

 

Москва, 2011


Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности__ Искусствоведение_____(направлению 035400 История искусств).

 

Раздел 1. Цели и задачи дисциплины

 

1.1. Цели изучения дисциплины:

· приобретение знаний по иконографии значительного числа сюжетов христианского Востока и Запада;

· уяснение тесной связи иконографии христианского искусства с искусством греко-римской античности;

· сравнительное сопоставление иконографии аналогичных сюжетов в искусстве восточно-христианского православного мира с одной стороны, и католической и протестантской Европы - с другой, их расхождений и взаимных влияний;

· понимание обусловленности иконографических расхождений догматическими и литургически-обрядовыми различиями Восточной и Западных Церквей;

· закрепление навыков верного восприятия условного символического художественного языка средневекового христианского искусства и умения постигать содержание произведений и систематизировать их через знание основных составляющих языка иконографии - иконографических «вокабул» и «формул»

· овладевание приемами лингвистико-иконографического метода анализа художественных произведений (метод А.Н. Грабара).

 

1.2. Задачи изучения дисциплины:

· Познакомить слушателей с особенностями и спецификой языка христианской иконографии;

· привить глубокое понимание принципов его формирования, основанных на общности иконографического вокабуляра искусства христианского Востока и греко-римского искусства эпохи поздней античности;

· упорядочить и углубить знания по иконографии большинства христианских изображений, о хронологических этапах развития иконографии каждого отдельного сюжета в искусстве христианского Востока и Запада;

· ввести слушателей в круг проблем, связанных с изучением иконографии памятников христианского средневековья;

· изучить основные тенденции и пути развития иконографии христианского искусства Востока и Запада;

· углубить базовый понятийный аппарат для проведения иконографического анализа произведений;

· освоить методику иконографического анализа по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.

 

1.3. Место дисциплины в учебном процессе:

Дисциплина «Христианская иконография» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр). Для успешного освоения дисциплины необходима хорошая подготовка студента по предметам, преподанным в течение 1 и 2 курсов: истории античного и византийского искусства, истории Древнего мира и Средних веков, истории Церкви, катехизису, догматическому и сравнительному богословию, Св. Писанию, литургике; знание и свободное ориентировании в круге вопросов, вынесенных на экзамены по специальности; обладание природной и развиваемой способностью к сфере научного анализа, пытливостью, активным интересом к расширению знаний. Изучение дисциплины должно основываться на владении культурой мышления и анализа, способности к восприятию информации и обобщению полученных знаний, осознанию целей и выбору путей к их достижению (ОК – 1); на умении грамотно, логически аргументировано, ясно строить устную речь (ОК – 2). Усваивание курса «Основные принципы христианской иконографии» углубляет и суммирует знания студентов по базовым дисциплинам «Раннехристианское и Византийское искусство», «Западноверопейское искусство Средних веков», «Искусство Ренессанса и Нового времени» и «Древнерусское искусство», входящим в общую программу подготовки выпускника по специальности 035400 «История искусств».

 

Раздел 2. Знания, умения и навыки,
получаемые после усвоения дисциплины

 

2.1. Студент должен знать:

· литературные источники иконографии каждого из изучаемых сюжетов, его художественные истоки и образцы в искусстве предшествующих эпох (если таковые имели место);

· хронологические рамки возникновения и развития иконографии сюжета, этапы ее эволюции;

· мировоззренческий и богословско-философский контекст, в котором происходило становление иконографии сюжета;

· причины, повлиявшие на изменения иконографии;

· общие черты и различия в иконографии сюжета в искусстве христианского Востока и Запада;

· наиболее значимые памятники изобразительного искусства христианского Востока и Запада, историко-культурный контекст их создания, их семантический и образный строй;

· основы методики проведения самостоятельного иконографического анализа произведений по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.

 

2.2. Студент должен уметь:

· использовать в исследованиях по иконографии базовые знания в области истории искусства, описания и анализа памятников, а также догматического и сравнительного богословия;

· воспринимать и анализировать памятники христианского искусства в контексте современного им искусства и общей культурно-исторической ситуации;

· анализировать мировоззренческие, философские, богословские, социо-культурные и художественные проблемы христианского искусства;

· грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о иконографии памятников христианского искусства;

· понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории искусства и иконографии, применять накопленный опыт для решения исследовательских задач;

· критически воспринимать научные концепции и методики, применяемые при изучении христианской иконографии;

· использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Христианская иконография», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках; для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; для педагогической деятельности; для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов; для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия.

· понимать специфику художественно-образной структуры христианского искусства;

· различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места их возникновения;

· ориентироваться и работать с основными трудами по иконографии и средневековому христианскому искусству.

 

2.3. Студент должен иметь навыки:

· свободно ориентироваться в сюжетах христианского искусства;

· безошибочно узнавать и интерпретировать художественное произведение с точки зрения его содержания;

· производить самостоятельный иконографический анализ художественного произведения;

· атрибутировать памятник на основе анализа его иконографических признаков.

Раздел 3. Содержание дисциплины

Тема I. Введение.

Рекомендации по использованию информационных технологий.

Электронное издание Православной Энциклопедии:

http://www.pravenc.ru/

База данных электронной библиотеки ПСТГУ по иконам VI-XIX вв.: http://lib.pstgu.ru/cgi-bin/DataStoreCGI.exe/data/base?style=start

Ссылки на сайты, на которых размещены материалы (изображения, статьи) по христианской иконографии:

http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?begin=on

http://www.icon-art.info/gallery.php?lng=ru

http://www.bogoslov.ru/topics/28969/index.html

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/457.htm

http://palomnic.org/art/

http://www.sedmitza.ru/text/1066485.html

http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/cont.htm

http://www.pravoslavieto.com/ikonopis/

http://pravicon.com/

Раздел 6. Итоговый контроль знаний студентов.

6.1. Форма контроля__зачет (5 семестр), экзамен (6 семестр).

6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету):

1. Иконография как пограничная дисциплина между богословием и историей искусства. Иконографическая школа. Методы Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова.

2. Лингвистико-иконографический метод А. Грабара. Понятия «иконографическая формула» и «иконографическая вокабула», «язык иконографии».

3. Искусство поздней античности и раннехристианское искусство: параллелизм иконографических программ и стилевые аналогии. Влияние античных типологических циклов на христианскую иконографию.

4. Изображения императора и триумфальный цикл в официальном римском искусстве и их рефлексы в христианском искусстве.

5. Символические и аллегорические изображения Спасителя в раннехристианском искусстве (Христос-Добрый Пастырь, Христос-Учитель, Христос-Чудотворец). Античные истоки их иконографии.

6. Эволюция облика Спасителя в христианском искусстве.

7. «Спас в силах» и его параллель в иконографии Западной Европы – композиция «Майестас Домини».

8. Особенности иконографии Богоматери в христианском искусстве доиконоборческого периода.

9. «Знаки Приснодевства» Богоматери: эволюция формы и смысла в византийском и древнерусском искусстве VI-XVIII вв.

10. Сложение первоначальной иконографической схемы Рождества Христова в раннехристианском искусстве. Канонические и апокрифические источники иконографии

11. Трансформация раннехристианской иконографии Рождества Христова в юстиниановскую эпоху. Отражение позднеантичной формулы рождества в «классической» иконографии Рождества Христова.

12. Иконография Рождества Христова в западноевропейском искусстве и ее реплики в русском церковном искусстве позднего средневековья и Нового времени.

13. Иконография Рождества Богородицы (Восток и Запад).

14. Композиции, созданные по иконографической формуле рождества: Рождество Иоанна Предтечи, свт. Николая и др.

15. Иконография Преображения Господня на православном Востоке

16. Праздник Преображения и его иконография в искусстве Западной Европы

17. Иконография праздника Вознесения Господня (Восток и Запад).

18. Русский праздник Покрова Богородицы и Богородичные святыни храма во Влахернах. Первые памятники с изображением Покрова XII-XIII вв.

19. Два иконографических извода Покрова в древнерусском искусстве XIV-XV вв.

20. Сложение «общерусского» извода Покрова в XV-XVI вв.

21. Модификации иконографии Покрова в искусстве XVII - начала ХX вв.

22. Тема Покрова Богоматери в искусстве Западной Европы.

23. Сложение триумфальной композиции «Анастасис» в ранневизантийском искусстве, позднеантичные истоки ее иконографии. Символика жеста «захват запястья»

24. Трактовка темы Воскресения в католическом средневековом искусстве: сложение композиций «Сошествие Христа во ад» и «Восстание Христа от Гроба».

25. Эволюция иконографии «Анастасис» под влиянием западных прототипов в поздневизантийский период. Апокрифические источники о Сошествии Христа во ад.

26. Развернутые изображения «Воскресения – Сошествия во ад» в русском искусстве XVI-XVII вв.

27. Литургическая традиция празднования Пятидесятницы и особенности ранней иконографии праздника. Первоначальные композиции Вознесения-Пятидесятницы и их поздние реплики в искусстве Западной Европы и Армении.

28. «Классическая» иконография Пятидесятницы: создание самостоятельной композиции на основе античной формулы учительства. Эволюция imago clipeata с исходящими лучами

29. «Адресаты» апостольской проповеди в композиции Пятидесятницы, эволюция их изображения.

30. Модификации иконографии Пятидесятницы в русском искусстве XVII века

31. Особенности иконографии Пятидесятницы в искусстве Западной Европы

32. Праздники с общей иконографической формулой «встречи» - краткий обзор сюжетов и их характеристика

33. Иконография Сретения в восточно-христианском искусстве

34. «Очищение Блаженной Марии» и «Представление Господа в храме» как параллель композиции «Сретения» в искусстве Западной Европы

35. Иконография Благовещения в раннехристианском искусстве

36. Иконография Благовещения на Православном Востоке в IX-XVI вв.

37. «Благовещение Устюжское» - особенности извода

38. Иконография Благовещения на Западе

39. Иконография праздника Введение во Храм на Востоке и на Западе

40. Особенности иконографии Воскрешения Лазаря в раннехристианском искусстве

41. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Византии и Древней Руси

42. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Западной Европы

43. Иконография праздника Вход Господень в Иерусалим в искусстве православного Востока

44. «Вход Господень в Иерусалим» в искусстве Западной Европы

45. Иконография композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня»

46. Иконография Тайной вечери на Востоке

47. Иконография Тайной вечери на Западе

48. Иконография Евхаристии – «Причащение апостолов»

49. Иконография теофании у Мамврийского дуба: от «Гостеприимства Авраама» до «Ветхозаветной Троицы»

50. Вариации темы Св. Троицы в искусстве Востока и Запада. «Троица Новозаветная»: Распятие в лоне Отчем, Отечество, Сопрестолие, т.н. «Соипостасные» образы Троицы.

51. Иконография композиции «Положение во Гроб» в восточно-христианском искусстве

52. Тема Положения во Гроб в искусстве Западной Европы

53. Иконография праздника Успение Пресвятой Богородицы в восточно-христианском искусстве.

54. «Успение Богоматери» на Западе. Вознесение Богоматери – «Санта Мария Ассунта»

55. Иконография праздника Крещение Господне – Богоявление на Востоке

56. Иконография Крещения в искусстве Западной Европы

57. Особенности иконографии Распятия до иконоборчества

58. Эволюция иконографии Распятия в послеиконоборческий период

59. Западноевропейская иконография Распятия

60. Иконография Крестовоздвижения

61. Тема Страшного Суда в раннехристианском искусстве

62. Сложение византийского извода Страшного Суда

63. Иконография Страшного Суда в древнерусском искусстве XV-XVII вв.

64. «Страшный Суд» в романском и готическом искусстве

65. Вариации темы Страшного Суда в эпоху Возрождения

 

Программа составлена: (должность, ФИО)______ст. преп. Устинова Ю.В.___________ ____________

Подпись

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры, протокол № __ от «__» ______ 20__г.

 

 

Заведующий кафедрой

(ФИО)______________ ____________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Положению об УМКД

Негосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» (ПСТГУ)  

 

Кафедра истории и теории христианского искусства

 

Учебно-методический комплекс дисциплины Христианская иконография    

 

 

основной образовательной программы по направлению подготовки
(специальности)

История искусств

 

Разработчик (и) УМКД:__ ст. преп. Устинова Ю.В. ______________________

__________________________________________________

 

 

Москва, 2011


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Положению об УМКД

Негосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» (ПСТГУ)  

 

УТВЕРЖДАЮ Декан   ______________/ «______» _____________________ 20___г.  

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Христианская иконография

(наименование дисциплины)

 

 

Специальность (специализация) / Направление__035400 История искусств

Факультет____________Церковных художеств _______________________

Кафедра______Истории и теории христианского искусства_____________

Курс__3__ Форма обучения____очная_____ Семестр__5-6_____

Общий объем часов на дисциплину______158

Практические занятия (объем часов)_____

Самостоятельная работа (объем часов)______62

Форма контроля __ зачет, экзамен_________

 

Москва, 2011


Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности__ Искусствоведение_____(направлению 035400 История искусств).

 

Раздел 1. Цели и задачи дисциплины

 

1.1. Цели изучения дисциплины:

· приобретение знаний по иконографии значительного числа сюжетов христианского Востока и Запада;

· уяснение тесной связи иконографии христианского искусства с искусством греко-римской античности;

· сравнительное сопоставление иконографии аналогичных сюжетов в искусстве восточно-христианского православного мира с одной стороны, и католической и протестантской Европы - с другой, их расхождений и взаимных влияний;

· понимание обусловленности иконографических расхождений догматическими и литургически-обрядовыми различиями Восточной и Западных Церквей;

· закрепление навыков верного восприятия условного символического художественного языка средневекового христианского искусства и умения постигать содержание произведений и систематизировать их через знание основных составляющих языка иконографии - иконографических «вокабул» и «формул»

· овладевание приемами лингвистико-иконографического метода анализа художественных произведений (метод А.Н. Грабара).

 

1.2. Задачи изучения дисциплины:

· Познакомить слушателей с особенностями и спецификой языка христианской иконографии;

· привить глубокое понимание принципов его формирования, основанных на общности иконографического вокабуляра искусства христианского Востока и греко-римского искусства эпохи поздней античности;

· упорядочить и углубить знания по иконографии большинства христианских изображений, о хронологических этапах развития иконографии каждого отдельного сюжета в искусстве христианского Востока и Запада;

· ввести слушателей в круг проблем, связанных с изучением иконографии памятников христианского средневековья;

· изучить основные тенденции и пути развития иконографии христианского искусства Востока и Запада;

· углубить базовый понятийный аппарат для проведения иконографического анализа произведений;

· освоить методику иконографического анализа по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.

 

1.3. Место дисциплины в учебном процессе:

Дисциплина «Христианская иконография» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр). Для успешного освоения дисциплины необходима хорошая подготовка студента по предметам, преподанным в течение 1 и 2 курсов: истории античного и византийского искусства, истории Древнего мира и Средних веков, истории Церкви, катехизису, догматическому и сравнительному богословию, Св. Писанию, литургике; знание и свободное ориентировании в круге вопросов, вынесенных на экзамены по специальности; обладание природной и развиваемой способностью к сфере научного анализа, пытливостью, активным интересом к расширению знаний. Изучение дисциплины должно основываться на владении культурой мышления и анализа, способности к восприятию информации и обобщению полученных знаний, осознанию целей и выбору путей к их достижению (ОК – 1); на умении грамотно, логически аргументировано, ясно строить устную речь (ОК – 2). Усваивание курса «Основные принципы христианской иконографии» углубляет и суммирует знания студентов по базовым дисциплинам «Раннехристианское и Византийское искусство», «Западноверопейское искусство Средних веков», «Искусство Ренессанса и Нового времени» и «Древнерусское искусство», входящим в общую программу подготовки выпускника по специальности 035400 «История искусств».

 

Раздел 2. Знания, умения и навыки,
получаемые после усвоения дисциплины

 

2.1. Студент должен знать:

· литературные источники иконографии каждого из изучаемых сюжетов, его художественные истоки и образцы в искусстве предшествующих эпох (если таковые имели место);

· хронологические рамки возникновения и развития иконографии сюжета, этапы ее эволюции;

· мировоззренческий и богословско-философский контекст, в котором происходило становление иконографии сюжета;

· причины, повлиявшие на изменения иконографии;

· общие черты и различия в иконографии сюжета в искусстве христианского Востока и Запада;

· наиболее значимые памятники изобразительного искусства христианского Востока и Запада, историко-культурный контекст их создания, их семантический и образный строй;

· основы методики проведения самостоятельного иконографического анализа произведений по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.

 

2.2. Студент должен уметь:

· использовать в исследованиях по иконографии базовые знания в области истории искусства, описания и анализа памятников, а также догматического и сравнительного богословия;

· воспринимать и анализировать памятники христианского искусства в контексте современного им искусства и общей культурно-исторической ситуации;

· анализировать мировоззренческие, философские, богословские, социо-культурные и художественные проблемы христианского искусства;

· грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о иконографии памятников христианского искусства;

· понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории искусства и иконографии, применять накопленный опыт для решения исследовательских задач;

· критически воспринимать научные концепции и методики, применяемые при изучении христианской иконографии;

· использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Христианская иконография», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках; для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; для педагогической деятельности; для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов; для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия.

· понимать специфику художественно-образной структуры христианского искусства;

· различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места их возникновения;

· ориентироваться и работать с основными трудами по иконографии и средневековому христианскому искусству.

 

2.3. Студент должен иметь навыки:

· свободно ориентироваться в сюжетах христианского искусства;

· безошибочно узнавать и интерпретировать художественное произведение с точки зрения его содержания;

· производить самостоятельный иконографический анализ художественного произведения;

· атрибутировать памятник на основе анализа его иконографических признаков.

Раздел 3. Содержание дисциплины

Тема I. Введение.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.49 (0.03 с.)