ТОП 10:

Раздел 5. Учебно-методические материалы.



5.1. Рекомендуемая литература.

5.1.1. Основная:

Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.1-2. Спб, 1914, 1915. Репринт. Изд. М., 1998.

Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001

Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001

Прот. Николай Озолин. Православная иконография Пятидесятницы. Об истоках и эволюции византийского извода. М., 2001.

Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.,1998

 

5.1.2. Дополнительная:

Айналов Д.В. Мозаики IV и V веков. СПб., 1898. С. 73-77.

Алексеев А.И. Сюжет «змея мытарств» в композиции русских икон «Страшного суда» // Церковная археология. СПб., 1998. Вып. 4.

Алпатов М.В.Икона „Сретение" из Троице-Сергиевой лавры // ТОДРЛ, Институт русской литературы, XIV, АН СССР, 1958. С. 557-564.

Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1901. Репринтное изд.: Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992.

Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге / ред. Медведева. СПб., 1995. С. 269-272

Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2003. Гл. 3-7, 10, 11, 15, 18. С. 45-137, 152-159, 213-218, 353-391, 421-457.

Беляев Н.М. Благовещение. Новый памятник греческой иконописи // Seminarium Kondakovianum 1 (1927). P. 215-224.

Буслаев Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М., 1997.

Буслаев Ф.И. Свод изображений из лицевых Апоскалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX. СПб., 1884.

Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. М., 1986

Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сй лавры (1928ной Трпозиция Гостеприимства Авраама. ьез крыльев.ветсвующие трапезниками, место председательствергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева» // Древнерусское искусство. М., 1970. С. 115-155.

Вздорнов Г.И. Троица (антология). М., 1989.

Владышевская Т.Ф. Изображение певцов и песнопений в древнерусской живописи и шитье Музыка Древней Руси // Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. С. 233-247.

Геров Г. «О Тебе радуется» в балканската живопис от XV-XVIII век. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 220-227.

Гордиенко Э.А. «Покров» в новгородском изобразительном искусстве (источники образования типа) // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М., 1983. С. 314-337.

Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000

Грабар А. Фрески лестниц Софии Киевской // Записки Русского Археологического Общества, 1917. №69

Громова Е.Б. История русской иконографии Акафиста. Икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля. М., 2005.

Гукова С.Н. Знаки приснодевства Богоматери // Byzantinoslavica. Vol. LXIII. Prague, 2005. Р. 225–258.

Гусева Э.К. Об иконе преподобного Сергия Радонежского в житии круга Дионисия из Троицкого собора // Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии. М., 1994.

Джурич В.И. Портреты в изображениях рождественских стихир // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н. Лазарева. М., 1973. С. 244-255.

Дувакина Е.В. Проблемы иконографии «О Тебе радуется» в связи с росписью собора Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник 1. М., 1985. С. 187-199.

Дюфрен С. Свеча в сцене Сретения в грузинском искусстве. Тбилиси, 1983.

Жебелев С.А. Оранта. К вопросу о возникновении типа // Seminarium Kondakovianum. Вып.1. Prague, 1927. Р. 1-9.

Иванова С.В. К вопросу об апокрифическом «Евангелии Никодима» как литературном источнике иконы Анастасис // http://www.bogoslov.ru/text/1634727.html

Иванова С.В. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота: к проблеме переименования иконы Воскресения // http://www.bogoslov.ru/text/1641783.html

Иванова С.В. Иконография Пасхи // Временник Зубовского института. Вып. 3. СПб.: Издательство РИИИ, 2009. С. 7-21.

Иванова С.В. Иконография Пасхи: "Сошествие во ад" или "Воскресение"? // http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Icons_12/01195_S_V_Ivanova_Ikonografiya_Paschi.htm или: http://www.bogoslov.ru/text/730084.html

Иванова С.В. Иконография Пасхи: Descensus ad inferos и Anastasis // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. Выпуск 3. Издательство СПбГУ, 2009. С. 172-176.

Иванова С.В. Типология жеста: «захват запястья» // http://www.bogoslov.ru/text/656054.html

Иванова С.В. Флаг в руках Христа: хоругвь, лабарум, орифламма? // http://www.bogoslov.ru/text/1655238.html

Игумен Илларион (Алфеев). Христос Победитель ада. СПб., 2001

Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // Православный Собеседник. Казань, 1887. Июль. С.290-309; Сентябрь. С.3-29.

Квливидзе Н.В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее литературные параллели // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998. С. 49-56.

Кирпичников А.И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве // Труды VI Археологического съезда в Одессе. Одесса, 1888. С. 191-249

Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: связи греческой иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. Спб., 1913.

Костецкая Е.А. К иконографии Воскресения Христа // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1928. T.2. 61-70.

Кочетков И.А. «Спас в силах»: развитие иконографии и смысл // Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии: сборник статей. М., 1994. С. 45-68.

Кочетков И.А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство Небесного Царя») // ТОДРЛ. Т. XXXVIII. Л., 1985. С. 185-209.

Крутова М.С. Святитель Николай в древнерусской письменности. М., 1997.

Кызласова Л.И. История открытия и изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков: методы, идеи, теории). М., 1985

Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи. Изображение Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. Спб., 1911.

Лихачева В.Д. К вопросу об иконографии Рождества Иоанна Предтечи (Икона Рождество Иоанна Предтечи из Государственного Эрмитажа и Рождество Богоматери из Баварского музея в Мюнхене и Синайского монастыря св. Екатерины) // Известия на Института за Изкусствознание, XIII, 1969. C.191-198.

Лосский В.Н. Икона Преображения Господня // Журнал Московской Патриархии, 1975. №8. С. 74.

Малицкий Н.В. К истории композиции Ветхозаветной Троицы // Seminarium Kondakovianum 2 (1928). 33-48

Матюшкина М.Л., Павлова К.Н. Методологический аспект работы А.Н. Грабара «Император в византийском искусстве» // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998. С. 139-147.

Мацулевич Л.А. Две иконы Рождества Богоматери из собрания С.П. Рябушинского // Русская икона: сборник. СПб., 1914. Т.3. С. 167-176.

Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999.: Протоевангелие Иакова.

Нерсесян Л.В. Вознесение монахов и падение ангелов. Об одном иконографическом мотиве в русских иконах «Страшного Суда» XVI века // Искусствознание. 1998. №2.

Нерсесян Л.В. К вопросу о происхождении и символическом содержании иконографии «О Тебе радуется» // Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь (к столетию А.Н. Грабара). СПб., 1999.

Овчинников А.Н. Шиферное «Распятие» XIII века // Символика христианского искусства. М., 1999. С. 206-223.

Орлова М.А. О формировании иконографии рождественской стихиры «Что Ти принесем, Христе…» // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. Спб., 1995. С. 127-140.

Патр. Сергий Старгородский. Воскресение Христово в отличие от Воскрешения Лазаря // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата 10 (1952). С. 15-23.

Паттерсон-Шевченко Н. Служители святой иконы // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси: сборник статей. М., 1996. С.133-144.

Плугин В.А. Андрей Рублев – «Воскрешение Лазаря» // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Сборник статей в честь В.Н. Лазарева. М.. 1973. С. 300-309.

Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон / текст и комментарии А.М. Крюкова // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси: сборник статей. М., 1996. С.164-475.

Покровский Н.В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884 год). Одесса, 1887. Т. 3.

Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях (по рукописям Соловецкой библиотеки). Спб., 1891.

Прот. Александр Салтыков. Вопросы церковного искусства на Стоглавом Соборе 1551 года // Искусство христианского мира: сборник статей. М., ПСТБИ, 1999. Вып. 3. С. 32-52

Прот. Александр Салтыков. Иконография «Троицы» Андрея Рублева // Древнерусское искусство. М., 1984. С. 77-86.

Прот. Георгий Дробот. Фигура пастуха в иконе Рождества Христова // Православная икона. Канон и стиль: к богословскому рассмотрению образа. М., 1996. С. 329-340.

Прот. Николай Озолин. «Троица» или «Пятидесятница»? // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Автор-сост. Н.К. Гаврюшин. М., 1993. С. 375-384.

Прот. Николай Озолин. Два аспекта иконологии Л.А. Успенского // Искусство Христианского Мира: сборник статей. Вып. 3. М., 1999. С. 9-13.

Прот. Николай Озолин. Несколько слов о лингвистических приемах в иконографическом методе А.Н. Грабара // Искусство Христианского Мира: сборник статей. Вып. 2. М., 1998. С. 5-9.

Протоиерей Николай Погребняк. Встреча с Богом: Иконография Сретения Господня // Московские Епархиальные ведомости. №1-2, 2006

Ретковская Л.С. О появлении и развитии композиции «Отечество» в русском искусстве XIV-XVI веков // Древнерусское искусство XV – начала XVI вв. М., 1963. С. 235-262.

Рубан Ю. И. Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования). СПб., 1994

Саенкова Е.М. Сцены детства в житийных иконах св. Николая и праздник его рождества 29 июля // Искусство Христианского мира: сборник статей. Т. VI. М., 2002. С. 81-88.

Саенкова Е.М. Чин Воздвижения Креста Успенского собора и московская интерпретация иконографии праздника // Искусство христианского мира, 7 (2003). С. 184-195.

Сарабьянов В.Д. «Страшный Суд» в росписях Снетогорского монастыря во Пскове и его историческая основа // Проблеми на изкуството. София, 1996.

Сахаров В. Апокрифические и легендарные сказания о Пресвятой Деве Марии, особенно распространенные в Древней Руси // Христианское чтение. Спб, 1883. №3-4, С. 281-331; №7-8, С. 63-69.

Седова Р.С. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М., 1993.

Сергий, архиепископ Владимирский. Святой Андрей Юродивый и праздник Покрова Пресвятыя Богородицы. Спб., 1898.

Скабалланович М. Православные праздники. Пятидесятница. Киев, 1916. Сергиев Посад, 1995.

Скабалланович М. Христианские праздники. Рождество Христово. Киев, 1916 , Сергиев-Посад, 1995

Смирнова Э.С. «Спас Златая риза». К иконографической реконструкции чтимого образа XI века // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси: сборник статей. М., 1996. С. 159-182.

Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII-начало XV века. М., 1976. С. 104-113, 222-227, 332-334.

Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского. М., 1995.

Успенский Л.А. Икона Рождества Христова // Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1950. №5. С. 15.

Успенский Л.А. Исихазм и гуманизм. Палеологовский расцвет // Богословие иконы Православной Церкви. С.263-287.

Успенский Л.А. На путях к единству? // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Автор-сост. Н.К. Гаврюшин. М., 1993. С. 350-374.

Успенский Л.А. По поводу иконографии Сошествия Святого Духа (отд. оттиск). М., 1992.

Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. Богородичный цикл. С.42-57. Предтеченский цикл. С. 62-80.

Цодикович В.К. Семантика иконографии «Страшного Суда» в русском искусстве XV-XVI вв. Ульяновск, 1995.

Чугреева Н. «Слово плоть бысть». Икона Рождества Христова // Православная икона. Канон и стиль: к богословскому рассмотрению образа. М., 1996. С. 321-329

Шалина И.А. «Христос во гробе» и Нерукотворный Образ на Константинопольской плащанице // Шалина И.А. Реликвии в Восточнохристианской Церкви. М., 2005. С. 113-132.

Шалина И.А. Иконография Воздвижения Креста в византийской и древнерусской иконографии // Шалина И.А. Реликвии в Восточнохристианской Церкви. М., 2005. С. 133-218.

Шалина И.А. Псковские иконы «Сошествия во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.

Шалина И.А. Символический замысел и византийские источники древнерусской иконографии Покрова Богоматери // Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской Церкви. М., 2005. С. 349-382

Шмит Ф.И. Благовещение // Известия Русского археологического института в Константинополе. София, 1911. Т. 15.

Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. М., 2000.

Archipr. Nicolas Ozoline. Quelques remarques sur l’image de la patene de Riha // Conferences Saint-Serge 1994. P. 303-308.

Arсhipr. Nicholas Ozolin. The Icon of the Nativity // Concern 4, 1974. P. 3-22.

D.С. Shorr. The Iconographic Development of the Presentation in the Temple // Art Bulletin, 1946, March. P. 17-32. Переиздано в: Литвинов А.Е. Открытие иконы «Сретение» Андрея Рублева. М., 2000. С. 168–169.

Delbruck R. Probleme der Lipsanothek in Brescia // Theophania 7 (1952). P. 29-96.

Dufrenne S. L’Illustration des Psaultiers grecs du Moyen Age. Paris, 1966.

Feraudy de R. L’ icone de la Transfiguration / Abbay de Bellofontaine, serie “Spiritualite orientale” 23 (1978).

Frolow A. Les reliquaries de la Vraie Croix. Paris, 1965.

Frolow A. La relique de la Vraie Croix. Recherches sur le developpement d’une culte. Paris, 1961

Frolow A. Une sculpture pre-romane du cloitre d’Elne // Cahiers Archeologiques 4 (1949). P. 61-70.

Garidis M.K. Etudes sur le Judement Dernier Post-Byzantin du XVe á la fin du XIXe siecle. Iconographie – Esthetique. Thessaloniki, 1985.

Georgievskij-Druzinin E. Les fresques du monastere de Therapon. Etude de deux themes iconographiques // L’art byzantin chez les slaves. Recueil Uspenski. Paris, 1932. V. 2. P. 121-134.

Goldfrank D.M. Who put the Snake on the Icon and the Tollbooths in the Snake? - A problem of Last Judement Iconography // Harvard Ukranian Studies. V. 5. Cambridge, Mass., 1995.

Grabar A. Ampules de Terre Sainte. Paris, 1958

Grabar A. Essai sur les plus anciennes representations de la “Resurrection du Christ” // Monuments et Memoires. №63. Paris, 1980. Р.105-141

Grabar A. L’Art de la fin de l’Antiquite et du Moyen Age. III. Art profane – Les fresques des escaliers a Sainte-Sophie et l’iconographie imperiale Byzantine. P. 251-265.

Grabar A. L’Hodigitria et l’Eleusa // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1974. №10. Р.8-11.

Grabar A. Le premier art chretien (200-395). Gallimard, 1966.

Grabar A. Les fresques des Saintes femmes au tombeau a Doura // Cahiers Archeologiques 8 (1956). P. 9-26.

Grabar A. Les images de la Vierge de Tendresse. Type iconographic et theme // Зограф. Београд, 1975. №6. С. 25-30.

Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. Paris, 1994. P. 5-250

Grabar A. Une source d’inspiration de l’iconographie byzantine tardive: les ceremonies du culte de la Vierge // Cahiers Archeologiques, 25. Paris, 1976.

Grillmeier A. Der Logos am Kreuz. Munchen, 1956.

Jerphanion G. de. Epiphanie et theophanie. Le Bapteme de Jesus dans la liturgie et dans l’art chretien // La Voix des Monuments. Paris, 1930. P. 165-188.

Kartsonis A. The Emancipation of the Crucifiction // Byzance et les images. Louvre, 1994. P. 151-189.

Kartsonis А. Anastasis. The making of an Image. Princeton University Press, 1986.

Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l’Enfance de la Vierge dans l’Empire Byzantine et en Occident. V. 1-2. Bruxelles, 1964.

Lafontaine-Dosogne J. Iconography of the Cycle of the Life of the Virgin // The Kariye Djiami and its Intellectual Background. Vol. 4. Princeton, 1975.

Lafontaine-Dosogne J. Les Cycles de la Vierge dans l’eglise de Decani - l’Enfance, Dormition et Akathiste // Дечани и византиjске уметности средином XIV века. Меhдународни научни скуп поводом 650 година манастира Дечана. Септембар 1985. Београд, 1989. 307-318.

Lange A. The Ressurection // Pictural Library of Eastern Church Art, 1967. Vol. 16

Lathoud R.P.D. La theme iconographique du Pokrov de la Vierge // L’art Byzantin chez les Slaves. Requel 3. Paris, 1932. P. 302-314.

Leroy J. Les manuscripts syriaques a peinture. Paris, 1964. P. 355-368.

Loerke M.-М.-О. Hollenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten.Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen. Fakultat I (Philosophie, Sport, Kunstwissenschaften) der Universitat Regensburg. Regensburg, 2003.

Louis R. La visite des Saintes femmes au tombeau dans le plus ancien art chretien // Memoires de la Societe des antiquaries de France. №9 (3), 1954.

Mâle E. La resurrection de Lazare dans l’art // Revue des arts 1 (1951). P. 44-52

Martin J.B. The Dead Christ on the Cross in Byzantine Art // Late Classical and Medieval Studies in Honour of A. Friend. Princeton, 1955. P. 189 sq.

Meyendorff J. Dieu a souffert dans la chaire // Le Christ dans la theologie Byzantine. Paris, 1969. P. 91-120

Millet G. Doura et Baqauat. La parabole des Vierges // Cahiers Archeologiques 8 (1956). P. 1-8.

Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile au XIV-e et XVI-e siecles d’apres les monuments de Mistra, de la Macedonie et du Mont-Athos. Paris, 1916. P. 67-93, 255-290, 489-516

Myslivec J. Dve ikony Pokrova // Byzantinoslavica, 6. Praha, 1935.

Myslivec J. Liturgicke hymny jako namety ruskych ikon // Byzantinoslavica 3. 1931. 462-499

Mаsseron A. Saint Jean Baptiste dans l’Art. Paris-Grenoble, 1957.

Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. New-York, 1982. Р. 69-76, 76-104, 145-148, 153-164, 164-168, 176-180,189-193, 194-199, 209-213

Panowsky E. Imago pietatis // Festschrift M.J. Friedlander. Leipzig, 1927. S. 261-308

Papadopulos S.A. Essai d’interprétation du thême iconographique de la Paternité dans l’art Byzantin // Cahiers Archeologiques 18 (1968). P. 121-136.

Perkins A. The Art of Doura-Europos. Oxford, 1973.

Ristow G. Die Geburt Christi // Ikonographia Ecclessiae Orientalis. Recklinghausen, 1963.

Ristow G. Die Taüfe // Ikonographia Ecclesiae Orientalis. Recklinghausen, 1965.

Rostowzew M. Doura-Europos and its Art. Oxford, 1955.

Sakopulo M. Les linteaux coptes // Cahiers Archeologiques 9 (1957), 99-115.

Schrade W. Zur Ikonographie der Himmelfahrt Christi // Vortäge Warburg 1928-1930. S. 66-190.

Sdrakas E.D. Johannes der Tаüfer in der Kunst des christlichen Ostens. Munchen, 1943.

Ševčеnko N.P. The Life of Saint Nicolas in Byzantine Art. Torino, 1983.

Stefanescu J.O. L’illustration des liturgies dans l’art de Byzance et de l’Orient. Bruxelles, 1936. P. 183-184.

Tsuji S. Les portes de S. Sabine. Particularites de l’ iconographie de l’ Ascension // Cahiers Archeologiques 13. Paris, 1962. P. 13-28.

Velmans T. Une illustration inedite de l’Acathiste et l’iconographie des hymnes liturgiques a Byzance // Cahiers Archeologiques. 22. Paris, 1972. P. 161-162.

Walter Ch. L’iconograhpie des Conciles dans la tradition Byzantine. Paris, 1970.

Weitzmann K. Metamorphosis icon or miniatures on Mont Sinai // Старинар 20 (1969).

Weitzmann K. The Mandylion and Constantine Porphirogennetos // Cahiers Archeologiques XI. 1960. Р. 163-184.

Weitzmann K. The origin of the Threnos // Festschrift Panowsky 1. S. 476-490, 161-166.

Wenger A. L’Assomption de la Vierge dans la tradition Byzantine de VI-X siecles // Archives de l’Orient chretien, 1955.

Wessel K. Abendmahl und Apostelcommunion // Ikonographia Ecclesiae Orientalis. Recklinghausen, 1964.

Wessel K. Die Kreuzigung // Ikonographia Ecclesiae Orientalis. Recklinghausen, 1966.

Wortley J. Hagia Skepe and Pokrov Bogoroditsi. A Curious Coincidence // Annalecta Bollandiana, 89. 1976. P. 149-154.

Wratislaw-Mitrovič L. et N. Okunev. La Dormition de la Saint Vierge dans la peinture medievale orthodoxe // Byzantinoslavica. III. 1931. P. 34-80.

 

Рекомендации по использованию информационных технологий.

Электронное издание Православной Энциклопедии:

http://www.pravenc.ru/

База данных электронной библиотеки ПСТГУ по иконам VI-XIX вв.: http://lib.pstgu.ru/cgi-bin/DataStoreCGI.exe/data/base?style=start

Ссылки на сайты, на которых размещены материалы (изображения, статьи) по христианской иконографии:

http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?begin=on

http://www.icon-art.info/gallery.php?lng=ru

http://www.bogoslov.ru/topics/28969/index.html

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/457.htm

http://palomnic.org/art/

http://www.sedmitza.ru/text/1066485.html

http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/cont.htm

http://www.pravoslavieto.com/ikonopis/

http://pravicon.com/

Раздел 6. Итоговый контроль знаний студентов.

6.1. Форма контроля__зачет (5 семестр), экзамен (6 семестр).

6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету):

1. Иконография как пограничная дисциплина между богословием и историей искусства. Иконографическая школа. Методы Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова.

2. Лингвистико-иконографический метод А. Грабара. Понятия «иконографическая формула» и «иконографическая вокабула», «язык иконографии».

3. Искусство поздней античности и раннехристианское искусство: параллелизм иконографических программ и стилевые аналогии. Влияние античных типологических циклов на христианскую иконографию.

4. Изображения императора и триумфальный цикл в официальном римском искусстве и их рефлексы в христианском искусстве.

5. Символические и аллегорические изображения Спасителя в раннехристианском искусстве (Христос-Добрый Пастырь, Христос-Учитель, Христос-Чудотворец). Античные истоки их иконографии.

6. Эволюция облика Спасителя в христианском искусстве.

7. «Спас в силах» и его параллель в иконографии Западной Европы – композиция «Майестас Домини».

8. Особенности иконографии Богоматери в христианском искусстве доиконоборческого периода.

9. «Знаки Приснодевства» Богоматери: эволюция формы и смысла в византийском и древнерусском искусстве VI-XVIII вв.

10. Сложение первоначальной иконографической схемы Рождества Христова в раннехристианском искусстве. Канонические и апокрифические источники иконографии

11. Трансформация раннехристианской иконографии Рождества Христова в юстиниановскую эпоху. Отражение позднеантичной формулы рождества в «классической» иконографии Рождества Христова.

12. Иконография Рождества Христова в западноевропейском искусстве и ее реплики в русском церковном искусстве позднего средневековья и Нового времени.

13. Иконография Рождества Богородицы (Восток и Запад).

14. Композиции, созданные по иконографической формуле рождества: Рождество Иоанна Предтечи, свт. Николая и др.

15. Иконография Преображения Господня на православном Востоке

16. Праздник Преображения и его иконография в искусстве Западной Европы

17. Иконография праздника Вознесения Господня (Восток и Запад).

18. Русский праздник Покрова Богородицы и Богородичные святыни храма во Влахернах. Первые памятники с изображением Покрова XII-XIII вв.

19. Два иконографических извода Покрова в древнерусском искусстве XIV-XV вв.

20. Сложение «общерусского» извода Покрова в XV-XVI вв.

21. Модификации иконографии Покрова в искусстве XVII - начала ХX вв.

22. Тема Покрова Богоматери в искусстве Западной Европы.

23. Сложение триумфальной композиции «Анастасис» в ранневизантийском искусстве, позднеантичные истоки ее иконографии. Символика жеста «захват запястья»

24. Трактовка темы Воскресения в католическом средневековом искусстве: сложение композиций «Сошествие Христа во ад» и «Восстание Христа от Гроба».

25. Эволюция иконографии «Анастасис» под влиянием западных прототипов в поздневизантийский период. Апокрифические источники о Сошествии Христа во ад.

26. Развернутые изображения «Воскресения – Сошествия во ад» в русском искусстве XVI-XVII вв.

27. Литургическая традиция празднования Пятидесятницы и особенности ранней иконографии праздника. Первоначальные композиции Вознесения-Пятидесятницы и их поздние реплики в искусстве Западной Европы и Армении.

28. «Классическая» иконография Пятидесятницы: создание самостоятельной композиции на основе античной формулы учительства. Эволюция imago clipeata с исходящими лучами

29. «Адресаты» апостольской проповеди в композиции Пятидесятницы, эволюция их изображения.

30. Модификации иконографии Пятидесятницы в русском искусстве XVII века

31. Особенности иконографии Пятидесятницы в искусстве Западной Европы

32. Праздники с общей иконографической формулой «встречи» - краткий обзор сюжетов и их характеристика

33. Иконография Сретения в восточно-христианском искусстве

34. «Очищение Блаженной Марии» и «Представление Господа в храме» как параллель композиции «Сретения» в искусстве Западной Европы

35. Иконография Благовещения в раннехристианском искусстве

36. Иконография Благовещения на Православном Востоке в IX-XVI вв.

37. «Благовещение Устюжское» - особенности извода

38. Иконография Благовещения на Западе

39. Иконография праздника Введение во Храм на Востоке и на Западе

40. Особенности иконографии Воскрешения Лазаря в раннехристианском искусстве

41. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Византии и Древней Руси

42. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Западной Европы

43. Иконография праздника Вход Господень в Иерусалим в искусстве православного Востока

44. «Вход Господень в Иерусалим» в искусстве Западной Европы

45. Иконография композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня»

46. Иконография Тайной вечери на Востоке

47. Иконография Тайной вечери на Западе

48. Иконография Евхаристии – «Причащение апостолов»

49. Иконография теофании у Мамврийского дуба: от «Гостеприимства Авраама» до «Ветхозаветной Троицы»

50. Вариации темы Св. Троицы в искусстве Востока и Запада. «Троица Новозаветная»: Распятие в лоне Отчем, Отечество, Сопрестолие, т.н. «Соипостасные» образы Троицы.

51. Иконография композиции «Положение во Гроб» в восточно-христианском искусстве

52. Тема Положения во Гроб в искусстве Западной Европы

53. Иконография праздника Успение Пресвятой Богородицы в восточно-христианском искусстве.

54. «Успение Богоматери» на Западе. Вознесение Богоматери – «Санта Мария Ассунта»

55. Иконография праздника Крещение Господне – Богоявление на Востоке

56. Иконография Крещения в искусстве Западной Европы

57. Особенности иконографии Распятия до иконоборчества

58. Эволюция иконографии Распятия в послеиконоборческий период

59. Западноевропейская иконография Распятия

60. Иконография Крестовоздвижения

61. Тема Страшного Суда в раннехристианском искусстве

62. Сложение византийского извода Страшного Суда

63. Иконография Страшного Суда в древнерусском искусстве XV-XVII вв.

64. «Страшный Суд» в романском и готическом искусстве

65. Вариации темы Страшного Суда в эпоху Возрождения

 

Программа составлена: (должность, ФИО)______ст. преп. Устинова Ю.В.___________ ____________

Подпись

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры, протокол № __ от «__» ______ 20__г.

 

 

Заведующий кафедрой

(ФИО)______________ ____________

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.051 с.)