Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Раннехристианское искусство

Поиск

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

Учебно-методическое пособие

для студентов 2 курса заочного отделения

специальности «искусствоведение»

 

Лекции- 16 часов

Семинарские занятия – 4 часа

Отчётность- экзамен

 

Составитель: Т.А. Галеева,

кандидат искусствоведения

доцент кафедры истории искусств

 

Екатеринбург

 

 

Утверждено

Учебно-методической комиссией

факультета искусствоведения и культурологии

13 июня 2004 г.

протокол № 10

Декан: С.Л. Кропотов

 

Цели и задачи курса

 

Курс «Искусство Византии» открывает цикл искусствоведческих предметов, изучаемых студентами 2 курса специальности «искусствоведение» в 3 и 4 семестрах и посвященных искусству Средних веков. Он является фундаментом для освоения истории древнерусского искусства, средневекового искусства восточнохристианского мира и Западной Европы, помогает лучше понять логику развития и своеобразие средневекового искусства Востока.

 

Целью курса является формирование у студентов-искусствоведов целостного представления об универсализме, семиотической многослойности и своеобразии художественной системы византийского искусства в его различных видах и проявлениях, региональных вариантах.

 

В задачи курса входит осмысление преемственности византийского искусства с позднеантичным и эллинистическим искусством, знакомство с его истоками и эволюцией, основными этапами развития, стилистическими и иконографическими особенностями. В процессе освоения материала студенты также знакомятся с основными исследовательскими методами византологии, получают навыки искусствоведческого анализа произведений религиозного искусства.

 

Полноценное освоение византийского искусства требует от студентов значительного объема самостоятельных занятий в течение учебного семестра: обязательного чтения искусствоведческих источников, выполнения самостоятельных письменных работ, активного участия в семинарских и практических занятиях.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Византийский эстетический идеал и его черты: дуализм божественной и земной красоты, иррациональность, невозможность его воплощения в материальной форме, противопоставление духовного и материального. Ориентация духовной культуры Византии на постижение трансцендентной божественной истины. Цели художественного творчества, его каноничность и имперсональность. Изобразительное искусство в оценке христианских богословов, его место в богослужебном ритуале. Предмет искусства, его символический смысл. Основные категории византийской эстетики: образ, символ, канон, духовное наслаждение, прекрасное, безобразное, свет, цвет и др. Этический характер категорий и их воплощения в изобразительном искусстве. Основные функции сакрального изображения. «Мистический материализм» классического византийского искусства. Хронологические и географические границы распространения раннехристианского и византийского искусства. Периодизация.

Историография раннехристианского и византийского искусства. Первые путеводители для паломников - топографические описания «чудес города Рима» (т.н. «мирабилии»). Византийские экфразисы (от греч. ekphrasis - описание) – первый опыт описания и толкования произведений византийского искусства в литературе (Прокопий Кесарийский «О постройках», Никита Хониат «О статуях Константинополя»). Агиографические труды – предшественники биографий художников. Первые словари христианской иконографии к. ХYI-XYIII вв. (т.н. «Эмблематы»).

Ведущая роль отечественных исследователей в становлении византологии как науки в XIX в. Сравнительно-исторический метод Ф.И. Буслаева (1818-1897), разработка им теоретических вопросов иконографии (определение «иконографического типа», разработка «закона типичности»). Иконографический метод Н.П. Кондакова (1844-1925). Создание им основ истории византийского искусства, особая роль в его методологии факта и опытного знания. Обоснование роли эллинистических традиций в формировании византийского искусства в трудах Д.В. Айналова («Эллинистические основы византийского искусства», 1900), его ученика Л. Мацулевича (введение понятия «византийский антик»), работы Е.К. Редина о равеннских мозаиках. Деятельность Русского Археологического института в Константинополе (1895-1914). Участие в его работе Ф.И. Шмита (1877-1941), Н.Л. Окунева (1889-1949), художника Н.К. Клуге (1869-1947) др. Отечественные византологи XX в.: В.Н.Лазарев, А.В.Банк, В.Д. Лихачева, А.П. Каждан, О.С. Попова, О.Е. Этингоф и др.

Первые собрания византийской и поствизантийской иконописи в XIX в.: коллекции епископа Чигиринского Порфирия Успенского, собрание афонских икон П.И.Севастьянова (1811-1867), отделение христианских древностей в Румянцевском музее в Москве. Коллекция византийских и поствизантийских икон Н.П.Лихачева (1862-1937), приобретенная в 1913 г. в Русский музей. Собрание византийских икон в Государственном историческом музее в Москве. Современные византийские коллекции Государственного Эрмитажа (С-Петербург), Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), других российских музеев. Крупнейшие библиотечные коллекции византийских рукописей в России.

Западноевропейское византиноведение. Раскопки римских катакомб с XYI в. Первое большое исследование катакомб А.Бозио «Подземный Рим» («Roma sotteranea», 1632). Негативное отношение к византийскому наследию в эпоху Просвещения. Активное археологическое изучение раннехристианского искусства в первой половине XIX в. Расцвет иконографического метода в трудах Дидрона (Didron. Manuel d`iconographie chretienne. 1845), де Росси (G.B.de Rossi. La Roma sotternea cristiana. 1864-1877), Р. Гаруччи (R.Garucci. Stoia dell`arte cristiana. 1872-1880), М. Байе. Исследования ученых XX в. Поиск восточных корней византийского искусства И. Стржиговски (Strzygowsky J. Orient oder Rom. Beiträge zur Geschichte der spätantiken und frühristlichen Kunst. 1901). Осознание роли византийского искусства для судеб европейского в работах О.Демуса, использовавшего духовно-исторический метод (Demus O. Byzantine Art and the West. 1970). А.Н. Грабар - ученик Н.П. Кондакова, продолживший традиции отечественного византиноведения в эмиграции (L’age d’or de Justinien. Gallimard, 1966; Le premier art chretien. 200 - 395. 1966; то же на англ. яз.: The Beginnings of Christian Art, 200 - 395. 1967; Christian Iconography. A Study of Its Origins. 1968). Становление христианского средневекового города, его церковной топографии в исследованиях Р. Краутхаймера (Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. 1965; Three Christian Capitals. Topography and Politics. 1983). Исследования К. Вейцмана о византийской миниатюре и античных традициях в иконографии (Illustration in Roll and Codex. A Study of the Origin and Method of Text Illustration. 1947; Spätantike und früchristliche Buchmalerei. 1977; Studies in classical and Byzantine manuscript illumination. 1971). Социально-историческая методология Х.Бельтинга: соотношение иконописного творчества с литургикой и теологией, рассмотрение средневекового религиозного образа в социальном контексте (Belting H. Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. München, 1993).

Контрольные вопросы:

1. Какой исследовательский метод являлся ведущим в 19 веке? Назовите его основные методологические установки, имена крупнейших ученых.

2. Каков вклад в византиноведение О.Демуса?

3. Как оценивали византологи 20 века роль античного наследия в становлении византийского искусства?

I. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

Ранние христианские апологеты о роли искусства в христианском культе: Климент Александрийский (род. ок.150 – ок. 213), Ориген (ок. 185- ок. 254). Влияние взглядов св. Августина (354-430) на осознание церковью функций религиозного искусства и природы сакрального образа, на развитие иконографии.

Македонское «Возрождение».

Условность термина «возрождение”. Византийские писатели этого периода об искусстве. Почитание императора как священной особы, стоящей на вершине иерархической системы. Деятельность патриарха Фотия (820-891). «Мириобиблион» как свод сведений о двухстах восьмидесяти произведениях древних и византийских авторов. Зачатки рационализма в сочинениях Михаила Пселла (1018-ок. 1097) и его ученика Иоанна Итала. Зарождение в монастырской среде противоположной тенденции - мистического учения Симеона Нового Богослова (949—1022), аскета и противника книжной учености. Сложение канона как всеобщей системы норм (набора моделей произведений искусства), направленной на воплощение в искусстве сложнейших философско-религиозных концепций.

Архитектура IХ-ХI вв. Роль Константинополя как главного художественного центра империи. Опора после восстановления иконопочитания на народные течения и монастырское искусство (миниатюры «Хлудовской псалтири», вторая половина IX в., Москва, Гос. Исторический музей). Воздействие восточных образцов на константинопольское зодчество (церковь Аттик-Джами). Окончательный переход к типу крестовокупольного храма.

Генезис крестовокупольного храма. Различные теории его происхождения. Г. Милле: крестовокупольный храм - результат развития столичной архитектуры YI-YIII столетий. Й. Стржиговский: в основе крестовокупольного храма иранские, армянские и сирийские сооружения II в. н.э. Н. Брунов: крестовокупольный храм сформировался из купольных базилик. Р. Краутхаймер: крестовокупольный храм — детище позднеюстиниановской эпохи, сочетающее свойства традиционной столичной архитектуры и архитектуры мартириев. А. Комеч: крестовокупольный тип храма известен с Y в., бытовал на периферии, никакой связи с купольными базилики не имел, развитие связано с изменением литургии в конце YI — начале YII в.

Единство утилитарной и образной системы крестовокупольного храма в соответствии с духом византийского мировоззрения и характером культового действия. Возможность создавать большое количество вариантов, менять масштабы здания при неизменности центрального ядра. Крестовокупольная система храма как идеальное решение конструктивных проблем (погашение распора системой взаимноуравновешенных сводов, локализация его в определенных точках при помощи контрфорсов); как удобное решение функциональных задач (приспособленность для нужд проведения литургии, превратившейся в пышную мистерию); как ясное воплощение идеи феодальной иерархии, иерархической «лествицы» в строгом соподчинении пространственных зон. Подкупольное пространство и алтарная часть храма как главное средоточие культового действия.

Константинопольская архитектурная школа в Х-ХII вв. Широкое распространение храма на четырех колоннах. Совершенство его структуры, определенность стилистических принципов, превращение в обязательный образец. Неа (Новая церковь) Василия Македонянина (867-886, посвящена Христу, Богоматери, св. Николаю, архангелам и Илье пророку, разрушена во время латинских завоеваний). Описание в «Экфразисе” патриарха Фотия. Северная церковь (храм Богородицы) монастыря Константина Липса (908) - усиление идеи центричности и пространственной слитности. Погребальная церковь Романа Лекапина (930-е гг., Будрум-Джами). Церковь Христа Акаталепта (середина или вторая половина IХ в., Календер-джами). Церковь Феодосия (середина или вторая половина IХ в., перестроена в ХI или ХII в., Гюльджами). Храм Спаса Всевидящего (мечеть Эски-Имарет, не позднее 1087 г.) - вертикализм интерьера, ажурность стен.

Воздействие столичной архитектуры на храмовое зодчество провинций: церкви Панагии Халкеон в Салониках (1024), св. Апостолов и св. Феодоров в Афинах (1049), Панагии Горгоэпикос в Афинах, северная (Теотокос) церковь монастыря Хосиос Лукас в Фокиде (первая половина XI в.).

Особый вариант постройки крестовокупольного типа — греческий храм на восьми опорах: католикон монастыря Хосиос Лукас в Фокиде, храм Успения Богородицы монастыря Дафнии близ Афин, Неа Мони на острове Хиос (все XI в). Выразительность системы кладки, сочетание каменных блоков и кирпича, украшение наружных стен декоративными узорами.

Основные принципы монастырского зодчества: комплексность; наличие крепостной стены и башен; наличие выраженного центра - католикона, стоящего в середине двора, и окруженного кельями; подчинение композиции ансамбля рельефу местности. Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос (основан в 1088 г.). Монастыри Афона (полуостров Халкидика). Лавра св. Афанасия ( католикон - 961 г.) - образец для всех афонских церквей. Триконхиальная форма плана, одноглавие, широкий нартекс на западе. Подчеркнутая монументальность храмов Афона, массивность стен, крепостной характер, наличие только одного входа.

Монументальная живопись Сложение и разработка системы внутренней декорации крестовокупольного храма, символизировавшей божественную вселенную. Мозаики апсиды и купола церкви Св. Софии в Салониках (ок. 885 г.) как образец раннего стиля послеиконоборческого времени (привязанность к восточным и народным истокам). Мозаики апсиды храма Св. Софии в Константинополе (867), реставрация купола церкви Успения Богоматери в Никее (ок. 867). О. Демус о классической системе украшения византийского храма. Строгая иерархия в расположении сюжетов. Связь декора храма с литургическим действом, преобладание кругового движения (идея цикличности времени). Византийский иконографический канон. Иконография Богоматери. Иконография Иисуса Христа. Закрепление в IX-XI вв. иконографической традиции в образцах (прорисях) — устных и письменных. Сложная световая партитура интерьера храма. Специфическое понимание света в византийской художественной традиции. Светоносная система византийской живописи (золотые фоны и нимбы, ассист, светоносность самого мозаичного материала). Феномен обратной перспективы.

Эволюция монументальной живописи: от утонченности антикизированного стиля второй половины IX века (мозаики апсиды и вимы храма Св. Софии в Константинополе) к спиритуалистичности конца IX—Х века (мозаики Св. Софии в Константинополе второй половины Х в.).

Живописные ансамбли Греции: южная церковь монастыря Хосиос Лукас в Фокиде, Неа Мони на Хиосе, церковь Успения Богоматери в монастыре Дафни (близ Афин). Архаические черты в мозаиках Хосиос Лукас (начало XI в.). Тесная связь между росписью и архитектурой в мозаиках церкви Неа Мони (ок. 1050 г.). Близость к константинопольской школе мозаик монастыря Дафни.

Иллюминированная книга. Роскошные рукописи императорских скрипториев IX-начала Х века (подражание эллинизированным рукописями раннего христианства и работами александрийской школы). Кодекс Григория Назианзина (между 880 и 886 гг., Парижская национальная библиотека). Повествовательность, разрушение старых пространственных представлений (разномасштабность фигур и архитектуры в пределах изображения, сочетание прямой и обратной перспективы), нежные красочные полутона, мягкие складки, разработанные пейзажи. Парижская псалтирь (начало Х в., Париж, Национальная библиотека). Близость александрийскому прототипу: объемность фигур, действенная связь между ними, разработанность пейзажных фонов, подробность и обстоятельность повествования. Изменение стиля иллюминирования на рубеже Х и XI веков. Возрастание духовного напряжения, отход от монументальных форм. Новые отношения изображения и текста, равновесие иллюстраций и текста, их образное и графическое единство. Распространение маргинальных иллюстраций на полях, дробление листа на мелкие изображения, вплетение фигур в текст, дробность мелких изображений, черты интимности. Свиток Иисуса Навина (сер. X в., Рим, Ватиканская библиотека). Христианская топография Косьмы Индикоплова ( последняя четверть IX в. Рим, Ватиканская библиотека ). Минологий Василия II (ок. 986 г., Рим, Ватиканская библиотека). Изживание антикизирующего стиля:господство отвлеченных золотых фонов, превращение деревьев, холмов, построек в символические знаки, усиление торжественности и репрезентативности, нарастание застылости и фронтальности поз, ярко выраженное графическое начало.

Иконопись. Малочисленность памятников эпохи «македонского возрождения». Перелом первой половины XI в. Новая концепция образа: строгость и аскетичность ликов, крупные симметричные черты лица, огромные глаза, неподвижность фигур, тяжеловесность пропорций, обобщенность форм.

Термины: ассист, Деисус, дьяконник, Елеуса, жертвенник, иконография, канон, католикон, крестово-купольный храм, Одигитрия, Оранта, Панагия, санкирь, средокрестие, темпера, харизматичность

Контрольные вопросы:

1. Почему именно крестово-купольный храм становится главной архитектурной формой средневизантийской эпохи?

2. Какие элементы составляют «классическую систему декора» византийского храма?

3. Как меняется место и функции иконы в средневизантийском храме?

4. Как и почему классическая средневизантийская система декора храма адаптируется в церквях Италии?

5. Как изменяется взаимоотношение текста и изображения в иллюминированных рукописях средневизантийского периода?

 

Термины: житийная икона.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные последствия эпохи «латинских завоеваний» для византийского искусства?

2. Как меняется иконография иконописи и миниатюры в этот период?

 

YI. Поздневизантийский период (1261–1453)

Отвоевание в 1261 году Михаилом VIII Палеологом Константинополя, восстановление империи. Правление императорской династии Палеологов (1261-1453). Последний расцвет византийского искусства на фоне утраты былого могущества и потери многих территорий. Падение международного престижа Византии.

«Палеологовский Ренессанс» (рубеж XIII-XIV веков)

Возрастание роли точных наук, гуманистические тенденции в общественном сознании. Усиление личностного начала в форме мистического индивидуализма. Ослабление канонической системы художественного языка. Возрастание светского начала: интерес к реальным бытовым и историческим реалиям, к сценам повествовательного характера (акцентирование мотива трапезы в сюжетах «Брак в Канне», «Тайная вечеря», «Троица»). Актуализация античного наследия: широкое заимствование архитектурных и пейзажных мотивов, линейной перспективы, сложная цветовая палитра, классические пропорции тела. Рождение индивидуальных художнических стилей (подписные работы). Разнообразие направлений, символическая изобретательность иконографии, обилие новых сюжетов и композиций, многоаспектность их толкований, множественность стилистических вариантов. Тесная связь искусства с богословской мыслью. Активные контакты с Италией.

Строительная деятельность в Константинополе. Восстановление и реставрация дворцовых построек, возведение новых (дворец Текфур-Серай). Возрастание роли наружной декорации в светских и культовых зданиях XIV века, живописное расположение архитектурных объемов, применение двухцветной кладки для обработки фасадов, наличие ниш и арок сложного профиля, тройных окон и килевидных арочек. Живописное сочетание построек с рельефом местности. Церковь Спасителя монастыря Хора (Кахрие-Джами, перестроена под покровительством Феодора Метохита, завершена в 1320 году), южная церковь архитектурного комплекса Фетхие-Джами (после 1315), эксонартекс Молла-Гюрани (1320), церковь Марии Паммакаристос (мечеть Фетхие-Джами, нач. 14 в.).

Провинциальные постройки: церковь Панагии Паригоритиссы в Арте (1282-1289 или 1294-96), католикон монастыря Хиландар на Афоне (1293), церковь св. Феодоров в Мистре (ок. 1295), церкви св. Апостолов (1312-1315) и св. Екатерины (конец XIII в.) в Салониках, церковь св. Климента в Охриде (1294-1295).

Разрушение целостной системы монументальной декорации храмов. Мозаики и фрески Кахрие-Джами (1315-20) - центральный памятник ранней палеологовской живописи. Возросшая интимность образов, их подвижность и взволнованность, выраженное эмоциональное начало, интерес к индивидуальной характеристике персонажей, свободная интерпретация иконографического канона. Фрески пареклесия. Стилистическая близость живописному ансамблю Кахрие-Джами мозаик церкви Марии Паммакаристос (мечеть Фетие-Джами, ок. 1304-08).

Выдвижение иконописи на одно из первых мест в художественной системе храма. Тяготение иконы к станковой форме. Изменение алтарной преграды. Мозаичные иконы как связующее звено между монументальной декорацией и малыми формами искусства ("Диптих со сценами Двенадцати Праздников", Музео дель Опера дель Дуомо во Флоренции; " Четыре святителя" и "Св. Федор Стратилат ", Эрмитаж, С.-Петербург). Вытеснение их к середине XIV века темперными иконами. Иконы начала XIV столетия, вышедшие из константинопольских мастерских: "Двенадцать апостолов", "Богоматерь с Младенцем» (ГМИИ им. А. С. Пушкина), двусторонние иконы "Христос Психосостер (Душеспаситель) " с "Распятием " на обороте и " Богоматерь Психосострия (Душеспасительница)" с "Благовещением " на обороте (Галерея икон, Охрид), " Богоматерь Одигитрия " (Византийский музей в Фессалониках). Правильные пропорции фигур, гибкость движения, статуарность форм, ритмическая размеренность композиции, пространственность, изысканность цветовой гаммы. Момент зрелищности, занимательности. Одухотворение реального мира человеческого бытования.

"Позднепалеологовский период" (вторая половина XIV - первая половина XV в.). Конечный период истории византийского искусства. Сохранение творческой жизни несмотря на трудности политического и материального характера. Широта художественных связей. Церковные дебаты середины XIV века. Споры исихастов и гуманистов о природе Фаворского света и обожении человека. Григорий Палама и его богословская концепция Божественной сущности и Божественных энергий, учение об исихии как пути к наиболее глубокому духовному созерцанию. Победа исихазма на соборе 1351 г. и его воздействие на искусство Византии и соседних стран: нарастание мистицизма, интерес к внутренней жизни человека, его личным и индивидуальным ощущениям, отрешенность, аскетичность живописного стиля. Новый подъем в искусстве, опирающийся на духовные ценности. Отражение исихастской и гуманистической концепций в искусстве ренессансной Италии.

Важные очаги художественного творчества поздней Византии - Салоники, Мистра, Эпирское царство, Трапезунд, Афон. Салоники. Воздействие столичного искусства (росписи в приделе св. Евфимия в базилике св. Димитрия, 1303 и церкви св. Апостолов, ранее Богоматери, 1312 -1315 в Салониках). Афон: фрески монастыря Протатон (приписываются Мануилу Панселину). Трапезунд: следование старым образцам. Эпирское царство: Церковь Панагии Паригоритиссы в Арте (XIII в).

Иконопись. Возрастание значения моленного образа как важнейшего факта церковного культа. Возрождение принципов классицизма на основе преображения красоты и насыщения ее Божественным светом. Прямое влияние «паламизма». Увеличение размеров икон. Икона "Христос Пантократор" (создана в Константинополе около 1363 г. для монастыря Пантократора на Афоне, Эрмитаж, С.-Петербург) - образ победы и праздничности. Икона "Св. Григорий Палама" (ГМИИ им. А. С. Пушкина) - уникальный образ популярного исторического персонажа эпохи. Икона " Архангел Михаил" (Византийский музей в Афинах) - крупный масштаб, царственность образа. "Успение" (Эрмитажа, С-Петербург) - уравновешенная композиция, сложный архитектурный фон, акцент на символике Божественного света. Икона из Успенского собора Московского Кремля "Похвала Богоматери с Акафистом на полях" (третья четверть XIV в.).

Эволюция позднепалеологовского стиля в последней четверти XIV в. Усиление монументализации форм, психологизации образов (" Высоцкий чин " – поясной Деисус из семи икон, исполнен в Константинополе в 80-х - начале 90-х гг. XIV в., вывезен между 1387 и 1395 гг. на Русь, в Высоцкий монастырь в Серпухове, по заказу игумена прп. Афанасия Высоцкого, ГТГ, Москва). Преображение классики, одухотворение стиля, верность пропорций, осязаемость форм, пластическое и живописное совершенство ("Донская Богоматерь " Феофана Грека, ГТГ, Москва, на обороте – "Успение "). Утверждение возможности личного Богообщения. В 80-х гг. XIV в.- нарастание поэтичности и душевности образа (фрески церкви Вознесения монастыря Раваница, около 1387 г.; икона " Богоматерь Одигитрия ", т.н. «Пименовская», создана в 80-х гг. XIV в. в Константинополе, привезена на Русь митрополитом Пименом в 1388 г., ГТГ, Москва). Влечение к выразительности хрупких форм и утонченности камерных образов.

Книжная миниатюра. Р ост книжной продукции на рубеже XIII и XIV веков. Увлечение эллинством, изготовление списков сочинений древних авторов. Важная роль императорского скриптория. Интерес к портретным изображениям и пространственному построению миниатюры. Греческая рукопись Акафиста (ГИМ, Син. 429, изготовлена в Константинополе в 50– 60-х гг. XIV в.): объемность форм, плотность материи, яркая красочность, сложность ракурсов, экспрессия взглядов и жестов, интенсивность света, приподнятые интонации и вдохновенность.

Мистра (основана около 1249 года в Пелопоннесе близ Спарты) - наиболее значительный культурный центр XV столетия. Светские постройки: дворцовый комплекс XIII-XV веков. Храмовое строительство на основе греческих традиций. Воздействие столичного зодчества: храм Панагии Одигитрии – Афендико ( ок. 1308г.). Особенности архитектурной композиции храмов Мистры: сочетание базиликальной планировки нижнего яруса с крестовокупольным зданием в верхнем этаже (перестройка церкви св. Димитрия, начало XV в.; монастырь Пантанасса, 1428). Стремление к декоративности и расчлененности фасадов, яркость окраски, асимметричность композиции. Живописная школа Мистры. Расцвет фресковой живописи в конце XIV— начале XV столетия. Отход от монументальных форм и утверждение графических принципов. Главные храмовые циклы: фрески монастырей Перивлептос (конец XIV-начало XV в.) и Пантанасса (1428—1445).

Поздняя иконопись. "Распятие " (Успенский собор Московского Кремля, 20-30-е гг. XV в.) - выносная, двусторонняя икона (оборотная сторона иконы, на лицевой – "Богоматерь Одигитрия", переписана в XVII в.), характерный образец стиля живописи XV в. (мелкость форм, хрупкость пропорций, обостренная выразительность). Икона " Троица Ветхозаветная, или «Гостеприимство Авраама " (Эрмитаж, С.-Петербург, вторая четверть XV в.).

Завоевание Византии в 1453 г. турками, прекращение навсегда существования государства. Поствизантийская художественная традиция. Вклад Византии в мировое искусство. Влияние его на искусство балканских стран и Древней Руси, Закавказья и стран Западной Европы. Значение Византии в становлении искусства Ренессанса в Италии.

Термины: исихазм, палаццо, палимпсест, синергия, фреска

Контрольные вопросы:

 

1. Как новый политический и социальный климат повлиял на развитие поздневизантийского искусства?

2. Как меняется иконография поздневизантийской живописи?

3. Какую роль играли частные заказчики в развитии поздней византийской архитектуры?

4. Каково влияние исихазма на позднепалеологовскую живопись.

Примерные темы курсовых работ по курсу «Искусство Византии» (темы могут быть переформулированы, дополнены, изменены, но обязательно по согласованию с преподавателем)

  1. Эстетические взгляды каппадокийцев и их влияние на ранневизантийское искусство.
  2. Истоки и генезис иконографии раннехристианского искусства.
  3. Семантика и стилистика росписей римских катакомб.
  4. Скульптурный декор древнеримских саркофагов (палеохристианских и языческих) в контексте развития позднеантичной скульптуры.
  5. Сравнительная характеристика иконографического и стилистического аспектов скульптурных рельефов языческих и раннехристианских саркофагов.
  6. Саркофаг Юния Басса: иконография, стиль, семантика.
  7. Позднеантичная древнеримская пластика как источник иконографических схем, сюжетов, образов для палеохристианского искусства - типологическая характеристика.
  8. Значение императорской темы в живописи и скульптуре древнего Рима для формирования раннехристианского искусства.
  9. Иконографическая и теологическая программа мозаик базилики Санта Мария Маджоре в Риме.
  10. Типология раннехристианских базилик: столичный и провинциальный варианты.
  11. Христологический цикл базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне: иконографические и стилистические особенности.
  12. Византийское искусство в оценке западноевропейских и русских ученых: методы и теории (выбрать одну научную школу или исследователя, или период – 18 век, 19 век, 20 век и т.д.).
  13. Античные традиции в византийском искусстве.

Проблему можно рассмотреть на примере развития искусства конкретного периода (раннехристианское искусство, эпоха Юстиниана, «македонское возрождение», «палеологовский ренессанс»).

  1. Место изобразительного искусства в византийском богослужебном ритуале.
  2. Дионисий Ареопагит и его влияние на византийское искусство (можно рассматривать в отдельности концепции цвета, света, образа, иерархии).
  3. Символика византийского крестово-купольного храма (на конкретных примерах).
  4. Константинополь — главный художественный центр Византийской империи от эпохи Юстиниана до эпохи Комнинов.
  5. Происхождение раннехристианской базилики и ее эволюция.
  6. Софийский собор в Константинополе: конструктивные особенности и символика архитектурных форм.
  7. Теория иконы Иоанна Дамаскина и ее воплощение в живописи средневизантийского периода.
  8. Система украшения и иконографический репертуар византийских иллюстрированных псалтырей.
  9. Принципы искусства “Македонского Возрождения”.
  10. Византийские эмали: техника, иконография, стилистика.
  11. Византийские плащаницы – литургический и символический смысл, художественно-технологические особенности.
  12. Семантика образа Христа-Пантократора в византийской живописи.
  13. Стилистический и иконографический анализ одной или группы икон.
  14. Сравнительная иконография отдельного святого в византийской, западноевропейской и древнерусской живописи.
  15. Тема страшного суда в византийском искусстве.
  16. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах.
  17. Ангельская иерархия в византийской живописи.
  18. Тема евхаристической жертвы Христа в византийской живописи.
  19. Исихазм и его влияние на поздневизантийское искусство.
  20. Влияние византийской живописи на Проторенессанс в Италии.

 

 

Литература по курсу

Обязательная литература

Книги:

1. Алпатов М.В. Этюды по истории искусства. В 2-х т. — М., 1967. Т. 1.

2. Арган Дж. К. Раннехристианское искусство // Арган Дж. К. История итальянского искусства. В 2-х т. Т.1. — М., 1990. С. 86-110.

3. Арсланов В.Г. История западного искусствознания ХХ века. — М., 2003.

4. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. — М., 1995.

5. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX—XII веков. Очерки. — М., 1978.

6. Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. — М., 2002.

7. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. В 3 т. — М.-Л., 1935. Т. 2.

8. Брунов Н. И. Византийская архитектура // Всеобщая история архитектуры. В 12-ти т. Т. 3. — М.-Л., 1966.

9. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. — М., 1977.

10. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. — Киев, 1991.

11. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т.1. Раннее христианство. Византия. — М.-СПб., 1999.

12. Всеобщая история искусств. В 6-ти т. — М., 1960. Т. 2. Кн. 1.

13. Грабар А. Император в византийском искусстве. — М., 2000.

14. Даркевич В.П. Светское искусство Византии: произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X—XIII вв. — М., 1975.

15. Дворжак М. Живопись катакомб. Начала христианского искусства // Дворжак М. История искусства как история духа.— СПб., 2001.

16. Демус О. Византийские мозаики. — М., 2001.

17. Искусство Византии в собраниях Советского Союза. — Л., 1975.

18. История европейского искусствознания / Под ред. Б.Р. Виппера. Ч.I. — M., 1963; Ч.П. — М., 1965.

19. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. YI-XX века. — М., 2002.

20. Колпакова Г. Искусство Византии. ─ СПб., 2004.

21. Колпакова Г. Искусство Византии. Поздний период 1204-1453. ─ СПб., 2004.

22. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х- начала ХII в. — М., 1987.

23. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2-х т. — СПб., 1914— 1915.

24. Лазарев В.Н. История византийской живописи. 2-е изд. — М., 1986.

25. Лихачева В.Д. Искусство Византии IY — XY вв. — Л., 1981.

26. Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX –XY вв. в собраниях Советского Союза. — М., 1977.

27. Медведев И.П. Мистра: Очерки истории и культуры поздневизантийского города. — Л., 1973.

28. Нессельштраус Ц. Г. Раннехристианское искусство // Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. — СПб.: Азбука, 2000. С. 27- 88.

29. Полевой В.М. Искусство Греции. В 3-х т. Т.2 (Средние века). — М., 1973.

30. Райс Т. Искусство Византии. — М., 2002.

31. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи.— М., 1975.

32. Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство средних веков: Византия, Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Украина и Белоруссия. — М., 1975.

33. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. — СПб., 1993.

34. Шуази О. История архитектуры. — М., 1937.

35. Эттингоф О.Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. — М., 2000.

36. Якобсон А.Л. Закономерности развития средневековой архитектуры IX—XY вв. — Л., 1987.

37. Якобсон А.Л. Закономерности развития раннесредневековой архитектуры.— Л., 1983.

 

Статьи:

38. Аверинцев С. Золото в системе символов ранневизантийского искусства // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. — М., 1973.

39. Бернштейн Б. Традиция и канон. Два парадокса //Советское искусствознание 80. Вып. 2. — М., 1981.

40. Брунов Н. И. Византийская архитектура // Всеобщая история архитектуры. В 12-ти т. Т. 3. — М.-Л., 1966.

41. Данилова И.Е. О византийской иконе XIY века «Благовещение» из ГМИИ им. А.С.Пушкина // Античность. Средние века. Новое время. — М., 1977

42. Комеч А. И. Византийская архитектура IV — 1й пол. VII вв. // Культура Византии. Т. 1. — М., 1984. С. 573 – 596.

43. Комеч А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве // Искусство Западной Европы и Византии. — М., 1978. С. 209 – 223.

44. Комеч А.И. Храм на четырех колоннах и его значение в истории византийской архитектуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Сб. статей в честь В.Н. Лазарева. — М., 1973. С.64 –77.

45. Лазарев В. Н. Равеннские мозаики // Византийская живопись. — М., 1971.

46. Лазарев В. Н. Фрески Кастельсеприо // Византийская живопись. — М., 1971.

47. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973. С. 6 – 15.

48. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Там же. С.16 – 22.

49. Попова О. С. Искусство первых веков христианства // Очерки истории искусства. — М., 1987. С. 211 - 241.

50. Попова О. С. Искусство Византии // Очерки истории искусства. — М., 1987. С. 211 — 303.

51. Попова О.С. Свет в византийском и древнерусском искусстве // Советское искусствознание`77. Вып. 1. — М., 1978.

52. Щенникова Л. Деисус в византийском искусстве // Вопросы искусствознания. 1994. № 2-3.

53. Якобсон А. Л. Византийская архитектура 2й пол. VII — XII вв. // Культура Византии. Т. II. — М., 1989. С. 496 - 520.

54. Якобсон А. Л. Византийское зодчество эпохи Палеологов XIII — 1й пол. XV вв. // Культура Византии. Т. III. — М., 1989. С. 484 – 509.

Дополнительная литература:

Источники:

  1. Агафий. О царствовании Юстиниана / Пер., вступ. ст. и примеч. М.В. Левченко. — М.-Л., 1943.
  2. Ареопагит Дионисий. О небесной иерархии. — СПб., 1997.
  3. Ареопагит, Псевдо-Дионисий. О небесной иерархии. — М., 1994.
  4. Багрян


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.161 (0.017 с.)