Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство эпохи Комнинов. 1081-1185Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Период расцвета искусства, высшая точка в развитии классических «византийских» черт. Повышенная одухотворенность образов искусства, полнота выражения религиозных идеалов. Распространение византийской художественной системы по всем православным странам, в некоторые страны Запада (особенно в Италию). Архитектура. О тсутствиепринципиальных новшеств. Усиление значения системы каркаса, появление перспективности стены и утрата ее монолитности, декоративность решения фасадов. Храм Феодоры (мечеть Килиссе-Джами, вторая половина XII в.) и монастырь Пантократора (Зейрек-Джами) (северная церковь - 1118-1143, южная церковь – не позднее 1180 г.) в Константинополе. Гражданское зодчество Константинополя. Влахернский дворец (1150, построен при Мануиле Комнине). Большие размеры и роскошный декор интерьеров. Подражание постройкам Царьграда в некоторых венецианских палаццо. Появление в городах укрепленных районов, выделение общественных зданий из рядовой застройки путем создания вокруг них свободного пространства. Монументальная живопись. Торжество линейного стиля: портреты императора Иоанна II Комнина, императрицы Ирины и Алексея Комнина в южной галерее храма св. Софии в Константинополе ( начало XII в.). Влияние столичного искусства на восточнохристианские страны (мозаики и росписи в соборе Св. Софии в Киеве, фрески церкви Св. Пантелеймона в Нерези 1164 г., церкви Св. Георгия в Курбиново), на искусство Кавказа, на живопись итальянского монастыря Монтекассино. Работа византийских мастеров в Италии в XII в.: мозаики собора в Торчелло, Палатинской капеллы в Палермо (1142-43), собора св. Марка в Венеции и собора в Монреале (1180-е. гг.), собора в Чефалу на Сицилии (1131 – 1148 ), церкви Санта Мариа дель Амиральо (Марторана) в Палермо ( ок. 1143 ). Расцвет иконописи. У стоявшиеся канонические формы, торжественность и величие, повышенная духовность. Законченный символизм форм, подчеркнутая линейная стилизация, густота и плотность красочного слоя. Особая роль иконы в интерьере храма. Предназначенность икон для молитвенного предстояния и поклонения. Византийский предшественник русского иконостаса: эпистилий – сплошной ряд икон, написанных на общих длинных досках («Эпистилий с Деисусом и Двенадцатью праздниками» из монастыря Св. Екатерины на Синае). Переносные мозаичные иконы.Эволюция классического комниновского стиля в иконописи XII в.: от спиритуалистического «классицизма» первой половины XII в. к « динамическому» или « экспрессивному» стилю второй половины столетия (иконы «Сошествие во ад» и «Успение» из монастыря Св. Екатерины на Синае) и « позднекомниновскомуманьеризму » конца XII в. (икона «Благовещение» из монастыря Св. Екатерины на Синае). Образы Богоматери. «Владимирская Богоматерь» (Константинополь, первая треть XII в., привезена на Русь около 1131-1132 гг., в 1155 г. перенесена во Владимир) - лирический иконографический тип Богородицы. Монументальные мозаические иконы начала XII в .: «Богоматерь Одигитрия» (для монастыря Богоматери Паммакаристос в Константинополе, сейчас - в Греческой патриархии в Стамбуле), и «Богоматерь Одигитрия» (из монастыря Хиландар на Афоне) - торжественный характер, сосредоточенность на духовном созерцании. Образы Христа. Константинопольские мозаические иконы: «Христос Пантократор Елеемон» (Милующий) из Гос. музеев Далема в Берлине и «Христос Пантократор» из галереи Боргезе во Флоренции. Виртуозность художественного мастерства, созерцательность. Образы отдельных святых, воинов, святых врачей-бессребренников, святых жен: мозаические иконы второй половины XII в. «Св. Георгий» и «Св. Димитрий» (монастырь Ксеноф на Афоне). Выражение идеального духовного образа и состояния. «Св. Григорий Чудотворец» (Эрмитаж). Интеллектуализм, утонченность письма, хрупкость линий. Монашеские образы: «Лествица Иоанна Лествичника» (XII в., монастырь Св. Екатерины на Синае), «Чудо архангела Михаила в Хонех» (XII в., монастырь Св. Екатерины на Синае). Миниатюра. Соотношение иллюстрации и текста, равновесие между ними, графическое единство, черты интимности, дробности формы. Продукция императорского скриптория: роскошные рукописи. Слово Иоанна Златоуста (1078-1081, Париж, Национальная библиотека); Гомилии Григория Назианзина (ок. 1100, Оксфорд, Бодлеянская библиотека). Демократичность рукописей Студийского монастыря: Псалтырь Феодора (1066, Лондон, Британская библиотека), Евангелие от Матфея (1050-75, Флоренция, Лауренцианская библиотека). Стилистические изменения XII в.: усиление декоративных качеств рукописи. Гомилии Иакова Коккиновавского (1130-50, Рим, Ватиканская библиотека). Декоративно-прикладное искусство. Перегородчатые эмали на золоте. Пала Д`Оро (сокровищница собора св. Марка в Венеции). Скульптура: декоративная резьба, каменные рельефные иконы и пластинки резной слоновой кости. Искусство обработки цветного камня. Миниатюрные камеи и резные сосуды из камня - потиры, вазы из агата, сардоникса, сапфира, халцедона. Византийские шелковые ткани. Термины: ассист, Деисус, дьяконник, Елеуса, жертвенник, иконография, канон, католикон, крестово-купольный храм, Одигитрия, Оранта, Панагия, санкирь, средокрестие, темпера, харизматичность Контрольные вопросы: 1. Почему именно крестово-купольный храм становится главной архитектурной формой средневизантийской эпохи? 2. Какие элементы составляют «классическую систему декора» византийского храма? 3. Как меняется место и функции иконы в средневизантийском храме? 4. Как и почему классическая средневизантийская система декора храма адаптируется в церквях Италии? 5. Как изменяется взаимоотношение текста и изображения в иллюминированных рукописях средневизантийского периода?
Y. Искусство эпохи латинских завоеваний. 1204–1261 Захват и разграбление Константинополя в 1204 году участниками четвертого крестового похода. Возникновение на территории империи Латинской империи и зависимых от нее государств: Никейской империи, Эпирского царства и Трапезундской империи. Никея как главная преемница и хранительницей византийской культуры и центр. Повышенный интерес к античной эллинской культуре, понимаемой как национальное наследие. Возрастание значения местных художественных школ (Сербия, Македония) и локальных центров, смещение культуры из столицы в регионы. Эмиграция греческих мастеров в другие восточно-христианские государства. Приобщение латинян к византийской художественной традиции (латинские заказы греческим художникам, учеба западных мастеров у византийских иконописцев, освоение православной иконографии). Сплав византийских и западно-европейских черт и приемов в «искусстве крестоносцев» (художественная продукция мастерских в монастыре Св. Екатерины на Синае, в Иерусалиме, на Кипре). Новый монументализм "искусства около 1200 года». Фрески монастыря Св. Иоанна Богослова на острове Патмос е, церкви Успения Богородицы в Студеницком монастыре в Сербии (1208 – 1209). Преобладающее развитие иконописи и миниатюры. Иконы из монастыря Св. Екатерины на Синае: «Богоматерь Одигитрия " (мозаическая икона), "Христос Пантократор " и «Архангел Михаил " (из одного Деисусного чина), «Свв. Федор Стратилат и Димитрий ". Величественное спокойствие и жизнеутверждающий характер образов. Возникновение житийных икон стандартного типа: с центральным изображением и окружающей его рамой маленьких сцен. Черты литературности и повествовательности, связь с литургическими песнопениями, утверждение положительных ценностей (иконы «Св. Екатерина с житием" и «Св. Николай Мирликийский» из монастыря Св. Екатерины на Синае). Чикаго-Карахиссарский комплекс рукописей: Евангелие из Карахиссар (ГНБ, СПб.). Термины: житийная икона. Контрольные вопросы: 1. Каковы основные последствия эпохи «латинских завоеваний» для византийского искусства? 2. Как меняется иконография иконописи и миниатюры в этот период?
YI. Поздневизантийский период (1261–1453) Отвоевание в 1261 году Михаилом VIII Палеологом Константинополя, восстановление империи. Правление императорской династии Палеологов (1261-1453). Последний расцвет византийского искусства на фоне утраты былого могущества и потери многих территорий. Падение международного престижа Византии. «Палеологовский Ренессанс» (рубеж XIII-XIV веков) Возрастание роли точных наук, гуманистические тенденции в общественном сознании. Усиление личностного начала в форме мистического индивидуализма. Ослабление канонической системы художественного языка. Возрастание светского начала: интерес к реальным бытовым и историческим реалиям, к сценам повествовательного характера (акцентирование мотива трапезы в сюжетах «Брак в Канне», «Тайная вечеря», «Троица»). Актуализация античного наследия: широкое заимствование архитектурных и пейзажных мотивов, линейной перспективы, сложная цветовая палитра, классические пропорции тела. Рождение индивидуальных художнических стилей (подписные работы). Разнообразие направлений, символическая изобретательность иконографии, обилие новых сюжетов и композиций, многоаспектность их толкований, множественность стилистических вариантов. Тесная связь искусства с богословской мыслью. Активные контакты с Италией. Строительная деятельность в Константинополе. Восстановление и реставрация дворцовых построек, возведение новых (дворец Текфур-Серай). Возрастание роли наружной декорации в светских и культовых зданиях XIV века, живописное расположение архитектурных объемов, применение двухцветной кладки для обработки фасадов, наличие ниш и арок сложного профиля, тройных окон и килевидных арочек. Живописное сочетание построек с рельефом местности. Церковь Спасителя монастыря Хора (Кахрие-Джами, перестроена под покровительством Феодора Метохита, завершена в 1320 году), южная церковь архитектурного комплекса Фетхие-Джами (после 1315), эксонартекс Молла-Гюрани (1320), церковь Марии Паммакаристос (мечеть Фетхие-Джами, нач. 14 в.). Провинциальные постройки: церковь Панагии Паригоритиссы в Арте (1282-1289 или 1294-96), католикон монастыря Хиландар на Афоне (1293), церковь св. Феодоров в Мистре (ок. 1295), церкви св. Апостолов (1312-1315) и св. Екатерины (конец XIII в.) в Салониках, церковь св. Климента в Охриде (1294-1295). Разрушение целостной системы монументальной декорации храмов. Мозаики и фрески Кахрие-Джами (1315-20) - центральный памятник ранней палеологовской живописи. Возросшая интимность образов, их подвижность и взволнованность, выраженное эмоциональное начало, интерес к индивидуальной характеристике персонажей, свободная интерпретация иконографического канона. Фрески пареклесия. Стилистическая близость живописному ансамблю Кахрие-Джами мозаик церкви Марии Паммакаристос (мечеть Фетие-Джами, ок. 1304-08). Выдвижение иконописи на одно из первых мест в художественной системе храма. Тяготение иконы к станковой форме. Изменение алтарной преграды. Мозаичные иконы как связующее звено между монументальной декорацией и малыми формами искусства ("Диптих со сценами Двенадцати Праздников", Музео дель Опера дель Дуомо во Флоренции; " Четыре святителя" и "Св. Федор Стратилат ", Эрмитаж, С.-Петербург). Вытеснение их к середине XIV века темперными иконами. Иконы начала XIV столетия, вышедшие из константинопольских мастерских: "Двенадцать апостолов", "Богоматерь с Младенцем» (ГМИИ им. А. С. Пушкина), двусторонние иконы "Христос Психосостер (Душеспаситель) " с "Распятием " на обороте и " Богоматерь Психосострия (Душеспасительница)" с "Благовещением " на обороте (Галерея икон, Охрид), " Богоматерь Одигитрия " (Византийский музей в Фессалониках). Правильные пропорции фигур, гибкость движения, статуарность форм, ритмическая размеренность композиции, пространственность, изысканность цветовой гаммы. Момент зрелищности, занимательности. Одухотворение реального мира человеческого бытования. "Позднепалеологовский период" (вторая половина XIV - первая половина XV в.). Конечный период истории византийского искусства. Сохранение творческой жизни несмотря на трудности политического и материального характера. Широта художественных связей. Церковные дебаты середины XIV века. Споры исихастов и гуманистов о природе Фаворского света и обожении человека. Григорий Палама и его богословская концепция Божественной сущности и Божественных энергий, учение об исихии как пути к наиболее глубокому духовному созерцанию. Победа исихазма на соборе 1351 г. и его воздействие на искусство Византии и соседних стран: нарастание мистицизма, интерес к внутренней жизни человека, его личным и индивидуальным ощущениям, отрешенность, аскетичность живописного стиля. Новый подъем в искусстве, опирающийся на духовные ценности. Отражение исихастской и гуманистической концепций в искусстве ренессансной Италии. Важные очаги художественного творчества поздней Византии - Салоники, Мистра, Эпирское царство, Трапезунд, Афон. Салоники. Воздействие столичного искусства (росписи в приделе св. Евфимия в базилике св. Димитрия, 1303 и церкви св. Апостолов, ранее Богоматери, 1312 -1315 в Салониках). Афон: фрески монастыря Протатон (приписываются Мануилу Панселину). Трапезунд: следование старым образцам. Эпирское царство: Церковь Панагии Паригоритиссы в Арте (XIII в). Иконопись. Возрастание значения моленного образа как важнейшего факта церковного культа. Возрождение принципов классицизма на основе преображения красоты и насыщения ее Божественным светом. Прямое влияние «паламизма». Увеличение размеров икон. Икона "Христос Пантократор" (создана в Константинополе около 1363 г. для монастыря Пантократора на Афоне, Эрмитаж, С.-Петербург) - образ победы и праздничности. Икона "Св. Григорий Палама" (ГМИИ им. А. С. Пушкина) - уникальный образ популярного исторического персонажа эпохи. Икона " Архангел Михаил" (Византийский музей в Афинах) - крупный масштаб, царственность образа. "Успение" (Эрмитажа, С-Петербург) - уравновешенная композиция, сложный архитектурный фон, акцент на символике Божественного света. Икона из Успенского собора Московского Кремля "Похвала Богоматери с Акафистом на полях" (третья четверть XIV в.). Эволюция позднепалеологовского стиля в последней четверти XIV в. Усиление монументализации форм, психологизации образов (" Высоцкий чин " – поясной Деисус из семи икон, исполнен в Константинополе в 80-х - начале 90-х гг. XIV в., вывезен между 1387 и 1395 гг. на Русь, в Высоцкий монастырь в Серпухове, по заказу игумена прп. Афанасия Высоцкого, ГТГ, Москва). Преображение классики, одухотворение стиля, верность пропорций, осязаемость форм, пластическое и живописное совершенство ("Донская Богоматерь " Феофана Грека, ГТГ, Москва, на обороте – "Успение "). Утверждение возможности личного Богообщения. В 80-х гг. XIV в.- нарастание поэтичности и душевности образа (фрески церкви Вознесения монастыря Раваница, около 1387 г.; икона " Богоматерь Одигитрия ", т.н. «Пименовская», создана в 80-х гг. XIV в. в Константинополе, привезена на Русь митрополитом Пименом в 1388 г., ГТГ, Москва). Влечение к выразительности хрупких форм и утонченности камерных образов. Книжная миниатюра. Р ост книжной продукции на рубеже XIII и XIV веков. Увлечение эллинством, изготовление списков сочинений древних авторов. Важная роль императорского скриптория. Интерес к портретным изображениям и пространственному построению миниатюры. Греческая рукопись Акафиста (ГИМ, Син. 429, изготовлена в Константинополе в 50– 60-х гг. XIV в.): объемность форм, плотность материи, яркая красочность, сложность ракурсов, экспрессия взглядов и жестов, интенсивность света, приподнятые интонации и вдохновенность. Мистра (основана около 1249 года в Пелопоннесе близ Спарты) - наиболее значительный культурный центр XV столетия. Светские постройки: дворцовый комплекс XIII-XV веков. Храмовое строительство на основе греческих традиций. Воздействие столичного зодчества: храм Панагии Одигитрии – Афендико ( ок. 1308г.). Особенности архитектурной композиции храмов Мистры: сочетание базиликальной планировки нижнего яруса с крестовокупольным зданием в верхнем этаже (перестройка церкви св. Димитрия, начало XV в.; монастырь Пантанасса, 1428). Стремление к декоративности и расчлененности фасадов, яркость окраски, асимметричность композиции. Живописная школа Мистры. Расцвет фресковой живописи в конце XIV— начале XV столетия. Отход от монументальных форм и утверждение графических принципов. Главные храмовые циклы: фрески монастырей Перивлептос (конец XIV-начало XV в.) и Пантанасса (1428—1445). Поздняя иконопись. "Распятие " (Успенский собор Московского Кремля, 20-30-е гг. XV в.) - выносная, двусторонняя икона (оборотная сторона иконы, на лицевой – "Богоматерь Одигитрия", переписана в XVII в.), характерный образец стиля живописи XV в. (мелкость форм, хрупкость пропорций, обостренная выразительность). Икона " Троица Ветхозаветная, или «Гостеприимство Авраама " (Эрмитаж, С.-Петербург, вторая четверть XV в.). Завоевание Византии в 1453 г. турками, прекращение навсегда существования государства. Поствизантийская художественная традиция. Вклад Византии в мировое искусство. Влияние его на искусство балканских стран и Древней Руси, Закавказья и стран Западной Европы. Значение Византии в становлении искусства Ренессанса в Италии. Термины: исихазм, палаццо, палимпсест, синергия, фреска Контрольные вопросы:
1. Как новый политический и социальный климат повлиял на развитие поздневизантийского искусства? 2. Как меняется иконография поздневизантийской живописи? 3. Какую роль играли частные заказчики в развитии поздней византийской архитектуры? 4. Каково влияние исихазма на позднепалеологовскую живопись.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.013 с.) |