Искусство эпохи Комнинов. 1081-1185 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство эпохи Комнинов. 1081-1185



Период расцвета искусства, высшая точка в развитии классических «византийских» черт. Повышенная одухотворенность образов искусства, полнота выражения религиозных идеалов. Распространение византийской художественной системы по всем православным странам, в некоторые страны Запада (особенно в Италию).

Архитектура. О тсутствиепринципиальных новшеств. Усиление значения системы каркаса, появление перспективности стены и утрата ее монолитности, декоративность решения фасадов. Храм Феодоры (мечеть Килиссе-Джами, вторая половина XII в.) и монастырь Пантократора (Зейрек-Джами) (северная церковь - 1118-1143, южная церковь – не позднее 1180 г.) в Константинополе.

Гражданское зодчество Константинополя. Влахернский дворец (1150, построен при Мануиле Комнине). Большие размеры и роскошный декор интерьеров. Подражание постройкам Царьграда в некоторых венецианских палаццо. Появление в городах укрепленных районов, выделение общественных зданий из рядовой застройки путем создания вокруг них свободного пространства.

Монументальная живопись. Торжество линейного стиля: портреты императора Иоанна II Комнина, императрицы Ирины и Алексея Комнина в южной галерее храма св. Софии в Константинополе ( начало XII в.). Влияние столичного искусства на восточнохристианские страны (мозаики и росписи в соборе Св. Софии в Киеве, фрески церкви Св. Пантелеймона в Нерези 1164 г., церкви Св. Георгия в Курбиново), на искусство Кавказа, на живопись итальянского монастыря Монтекассино. Работа византийских мастеров в Италии в XII в.: мозаики собора в Торчелло, Палатинской капеллы в Палермо (1142-43), собора св. Марка в Венеции и собора в Монреале (1180-е. гг.), собора в Чефалу на Сицилии (1131 – 1148 ), церкви Санта Мариа дель Амиральо (Марторана) в Палермо ( ок. 1143 ).

Расцвет иконописи. У стоявшиеся канонические формы, торжественность и величие, повышенная духовность. Законченный символизм форм, подчеркнутая линейная стилизация, густота и плотность красочного слоя. Особая роль иконы в интерьере храма. Предназначенность икон для молитвенного предстояния и поклонения. Византийский предшественник русского иконостаса: эпистилий – сплошной ряд икон, написанных на общих длинных досках («Эпистилий с Деисусом и Двенадцатью праздниками» из монастыря Св. Екатерины на Синае). Переносные мозаичные иконы.Эволюция классического комниновского стиля в иконописи XII в.: от спиритуалистического «классицизма» первой половины XII в. к « динамическому» или « экспрессивному» стилю второй половины столетия (иконы «Сошествие во ад» и «Успение» из монастыря Св. Екатерины на Синае) и « позднекомниновскомуманьеризму » конца XII в. (икона «Благовещение» из монастыря Св. Екатерины на Синае).

Образы Богоматери. «Владимирская Богоматерь» (Константинополь, первая треть XII в., привезена на Русь около 1131-1132 гг., в 1155 г. перенесена во Владимир) - лирический иконографический тип Богородицы. Монументальные мозаические иконы начала XII в .: «Богоматерь Одигитрия» (для монастыря Богоматери Паммакаристос в Константинополе, сейчас - в Греческой патриархии в Стамбуле), и «Богоматерь Одигитрия» (из монастыря Хиландар на Афоне) - торжественный характер, сосредоточенность на духовном созерцании. Образы Христа. Константинопольские мозаические иконы: «Христос Пантократор Елеемон» (Милующий) из Гос. музеев Далема в Берлине и «Христос Пантократор» из галереи Боргезе во Флоренции. Виртуозность художественного мастерства, созерцательность. Образы отдельных святых, воинов, святых врачей-бессребренников, святых жен: мозаические иконы второй половины XII в. «Св. Георгий» и «Св. Димитрий» (монастырь Ксеноф на Афоне). Выражение идеального духовного образа и состояния. «Св. Григорий Чудотворец» (Эрмитаж). Интеллектуализм, утонченность письма, хрупкость линий. Монашеские образы: «Лествица Иоанна Лествичника» (XII в., монастырь Св. Екатерины на Синае), «Чудо архангела Михаила в Хонех» (XII в., монастырь Св. Екатерины на Синае).

Миниатюра. Соотношение иллюстрации и текста, равновесие между ними, графическое единство, черты интимности, дробности формы. Продукция императорского скриптория: роскошные рукописи. Слово Иоанна Златоуста (1078-1081, Париж, Национальная библиотека); Гомилии Григория Назианзина (ок. 1100, Оксфорд, Бодлеянская библиотека). Демократичность рукописей Студийского монастыря: Псалтырь Феодора (1066, Лондон, Британская библиотека), Евангелие от Матфея (1050-75, Флоренция, Лауренцианская библиотека). Стилистические изменения XII в.: усиление декоративных качеств рукописи. Гомилии Иакова Коккиновавского (1130-50, Рим, Ватиканская библиотека).

Декоративно-прикладное искусство. Перегородчатые эмали на золоте. Пала Д`Оро (сокровищница собора св. Марка в Венеции). Скульптура: декоративная резьба, каменные рельефные иконы и пластинки резной слоновой кости. Искусство обработки цветного камня. Миниатюрные камеи и резные сосуды из камня - потиры, вазы из агата, сардоникса, сапфира, халцедона. Византийские шелковые ткани.

Термины: ассист, Деисус, дьяконник, Елеуса, жертвенник, иконография, канон, католикон, крестово-купольный храм, Одигитрия, Оранта, Панагия, санкирь, средокрестие, темпера, харизматичность

Контрольные вопросы:

1. Почему именно крестово-купольный храм становится главной архитектурной формой средневизантийской эпохи?

2. Какие элементы составляют «классическую систему декора» византийского храма?

3. Как меняется место и функции иконы в средневизантийском храме?

4. Как и почему классическая средневизантийская система декора храма адаптируется в церквях Италии?

5. Как изменяется взаимоотношение текста и изображения в иллюминированных рукописях средневизантийского периода?

 

Y. Искусство эпохи латинских завоеваний. 1204–1261

Захват и разграбление Константинополя в 1204 году участниками четвертого крестового похода. Возникновение на территории империи Латинской империи и зависимых от нее государств: Никейской империи, Эпирского царства и Трапезундской империи. Никея как главная преемница и хранительницей византийской культуры и центр. Повышенный интерес к античной эллинской культуре, понимаемой как национальное наследие. Возрастание значения местных художественных школ (Сербия, Македония) и локальных центров, смещение культуры из столицы в регионы. Эмиграция греческих мастеров в другие восточно-христианские государства. Приобщение латинян к византийской художественной традиции (латинские заказы греческим художникам, учеба западных мастеров у византийских иконописцев, освоение православной иконографии). Сплав византийских и западно-европейских черт и приемов в «искусстве крестоносцев» (художественная продукция мастерских в монастыре Св. Екатерины на Синае, в Иерусалиме, на Кипре).

Новый монументализм "искусства около 1200 года». Фрески монастыря Св. Иоанна Богослова на острове Патмос е, церкви Успения Богородицы в Студеницком монастыре в Сербии (1208 – 1209).

Преобладающее развитие иконописи и миниатюры. Иконы из монастыря Св. Екатерины на Синае: «Богоматерь Одигитрия " (мозаическая икона), "Христос Пантократор " и «Архангел Михаил " (из одного Деисусного чина), «Свв. Федор Стратилат и Димитрий ". Величественное спокойствие и жизнеутверждающий характер образов. Возникновение житийных икон стандартного типа: с центральным изображением и окружающей его рамой маленьких сцен. Черты литературности и повествовательности, связь с литургическими песнопениями, утверждение положительных ценностей (иконы «Св. Екатерина с житием" и «Св. Николай Мирликийский» из монастыря Св. Екатерины на Синае). Чикаго-Карахиссарский комплекс рукописей: Евангелие из Карахиссар (ГНБ, СПб.).

Термины: житийная икона.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные последствия эпохи «латинских завоеваний» для византийского искусства?

2. Как меняется иконография иконописи и миниатюры в этот период?

 

YI. Поздневизантийский период (1261–1453)

Отвоевание в 1261 году Михаилом VIII Палеологом Константинополя, восстановление империи. Правление императорской династии Палеологов (1261-1453). Последний расцвет византийского искусства на фоне утраты былого могущества и потери многих территорий. Падение международного престижа Византии.

«Палеологовский Ренессанс» (рубеж XIII-XIV веков)

Возрастание роли точных наук, гуманистические тенденции в общественном сознании. Усиление личностного начала в форме мистического индивидуализма. Ослабление канонической системы художественного языка. Возрастание светского начала: интерес к реальным бытовым и историческим реалиям, к сценам повествовательного характера (акцентирование мотива трапезы в сюжетах «Брак в Канне», «Тайная вечеря», «Троица»). Актуализация античного наследия: широкое заимствование архитектурных и пейзажных мотивов, линейной перспективы, сложная цветовая палитра, классические пропорции тела. Рождение индивидуальных художнических стилей (подписные работы). Разнообразие направлений, символическая изобретательность иконографии, обилие новых сюжетов и композиций, многоаспектность их толкований, множественность стилистических вариантов. Тесная связь искусства с богословской мыслью. Активные контакты с Италией.

Строительная деятельность в Константинополе. Восстановление и реставрация дворцовых построек, возведение новых (дворец Текфур-Серай). Возрастание роли наружной декорации в светских и культовых зданиях XIV века, живописное расположение архитектурных объемов, применение двухцветной кладки для обработки фасадов, наличие ниш и арок сложного профиля, тройных окон и килевидных арочек. Живописное сочетание построек с рельефом местности. Церковь Спасителя монастыря Хора (Кахрие-Джами, перестроена под покровительством Феодора Метохита, завершена в 1320 году), южная церковь архитектурного комплекса Фетхие-Джами (после 1315), эксонартекс Молла-Гюрани (1320), церковь Марии Паммакаристос (мечеть Фетхие-Джами, нач. 14 в.).

Провинциальные постройки: церковь Панагии Паригоритиссы в Арте (1282-1289 или 1294-96), католикон монастыря Хиландар на Афоне (1293), церковь св. Феодоров в Мистре (ок. 1295), церкви св. Апостолов (1312-1315) и св. Екатерины (конец XIII в.) в Салониках, церковь св. Климента в Охриде (1294-1295).

Разрушение целостной системы монументальной декорации храмов. Мозаики и фрески Кахрие-Джами (1315-20) - центральный памятник ранней палеологовской живописи. Возросшая интимность образов, их подвижность и взволнованность, выраженное эмоциональное начало, интерес к индивидуальной характеристике персонажей, свободная интерпретация иконографического канона. Фрески пареклесия. Стилистическая близость живописному ансамблю Кахрие-Джами мозаик церкви Марии Паммакаристос (мечеть Фетие-Джами, ок. 1304-08).

Выдвижение иконописи на одно из первых мест в художественной системе храма. Тяготение иконы к станковой форме. Изменение алтарной преграды. Мозаичные иконы как связующее звено между монументальной декорацией и малыми формами искусства ("Диптих со сценами Двенадцати Праздников", Музео дель Опера дель Дуомо во Флоренции; " Четыре святителя" и "Св. Федор Стратилат ", Эрмитаж, С.-Петербург). Вытеснение их к середине XIV века темперными иконами. Иконы начала XIV столетия, вышедшие из константинопольских мастерских: "Двенадцать апостолов", "Богоматерь с Младенцем» (ГМИИ им. А. С. Пушкина), двусторонние иконы "Христос Психосостер (Душеспаситель) " с "Распятием " на обороте и " Богоматерь Психосострия (Душеспасительница)" с "Благовещением " на обороте (Галерея икон, Охрид), " Богоматерь Одигитрия " (Византийский музей в Фессалониках). Правильные пропорции фигур, гибкость движения, статуарность форм, ритмическая размеренность композиции, пространственность, изысканность цветовой гаммы. Момент зрелищности, занимательности. Одухотворение реального мира человеческого бытования.

"Позднепалеологовский период" (вторая половина XIV - первая половина XV в.). Конечный период истории византийского искусства. Сохранение творческой жизни несмотря на трудности политического и материального характера. Широта художественных связей. Церковные дебаты середины XIV века. Споры исихастов и гуманистов о природе Фаворского света и обожении человека. Григорий Палама и его богословская концепция Божественной сущности и Божественных энергий, учение об исихии как пути к наиболее глубокому духовному созерцанию. Победа исихазма на соборе 1351 г. и его воздействие на искусство Византии и соседних стран: нарастание мистицизма, интерес к внутренней жизни человека, его личным и индивидуальным ощущениям, отрешенность, аскетичность живописного стиля. Новый подъем в искусстве, опирающийся на духовные ценности. Отражение исихастской и гуманистической концепций в искусстве ренессансной Италии.

Важные очаги художественного творчества поздней Византии - Салоники, Мистра, Эпирское царство, Трапезунд, Афон. Салоники. Воздействие столичного искусства (росписи в приделе св. Евфимия в базилике св. Димитрия, 1303 и церкви св. Апостолов, ранее Богоматери, 1312 -1315 в Салониках). Афон: фрески монастыря Протатон (приписываются Мануилу Панселину). Трапезунд: следование старым образцам. Эпирское царство: Церковь Панагии Паригоритиссы в Арте (XIII в).

Иконопись. Возрастание значения моленного образа как важнейшего факта церковного культа. Возрождение принципов классицизма на основе преображения красоты и насыщения ее Божественным светом. Прямое влияние «паламизма». Увеличение размеров икон. Икона "Христос Пантократор" (создана в Константинополе около 1363 г. для монастыря Пантократора на Афоне, Эрмитаж, С.-Петербург) - образ победы и праздничности. Икона "Св. Григорий Палама" (ГМИИ им. А. С. Пушкина) - уникальный образ популярного исторического персонажа эпохи. Икона " Архангел Михаил" (Византийский музей в Афинах) - крупный масштаб, царственность образа. "Успение" (Эрмитажа, С-Петербург) - уравновешенная композиция, сложный архитектурный фон, акцент на символике Божественного света. Икона из Успенского собора Московского Кремля "Похвала Богоматери с Акафистом на полях" (третья четверть XIV в.).

Эволюция позднепалеологовского стиля в последней четверти XIV в. Усиление монументализации форм, психологизации образов (" Высоцкий чин " – поясной Деисус из семи икон, исполнен в Константинополе в 80-х - начале 90-х гг. XIV в., вывезен между 1387 и 1395 гг. на Русь, в Высоцкий монастырь в Серпухове, по заказу игумена прп. Афанасия Высоцкого, ГТГ, Москва). Преображение классики, одухотворение стиля, верность пропорций, осязаемость форм, пластическое и живописное совершенство ("Донская Богоматерь " Феофана Грека, ГТГ, Москва, на обороте – "Успение "). Утверждение возможности личного Богообщения. В 80-х гг. XIV в.- нарастание поэтичности и душевности образа (фрески церкви Вознесения монастыря Раваница, около 1387 г.; икона " Богоматерь Одигитрия ", т.н. «Пименовская», создана в 80-х гг. XIV в. в Константинополе, привезена на Русь митрополитом Пименом в 1388 г., ГТГ, Москва). Влечение к выразительности хрупких форм и утонченности камерных образов.

Книжная миниатюра. Р ост книжной продукции на рубеже XIII и XIV веков. Увлечение эллинством, изготовление списков сочинений древних авторов. Важная роль императорского скриптория. Интерес к портретным изображениям и пространственному построению миниатюры. Греческая рукопись Акафиста (ГИМ, Син. 429, изготовлена в Константинополе в 50– 60-х гг. XIV в.): объемность форм, плотность материи, яркая красочность, сложность ракурсов, экспрессия взглядов и жестов, интенсивность света, приподнятые интонации и вдохновенность.

Мистра (основана около 1249 года в Пелопоннесе близ Спарты) - наиболее значительный культурный центр XV столетия. Светские постройки: дворцовый комплекс XIII-XV веков. Храмовое строительство на основе греческих традиций. Воздействие столичного зодчества: храм Панагии Одигитрии – Афендико ( ок. 1308г.). Особенности архитектурной композиции храмов Мистры: сочетание базиликальной планировки нижнего яруса с крестовокупольным зданием в верхнем этаже (перестройка церкви св. Димитрия, начало XV в.; монастырь Пантанасса, 1428). Стремление к декоративности и расчлененности фасадов, яркость окраски, асимметричность композиции. Живописная школа Мистры. Расцвет фресковой живописи в конце XIV— начале XV столетия. Отход от монументальных форм и утверждение графических принципов. Главные храмовые циклы: фрески монастырей Перивлептос (конец XIV-начало XV в.) и Пантанасса (1428—1445).

Поздняя иконопись. "Распятие " (Успенский собор Московского Кремля, 20-30-е гг. XV в.) - выносная, двусторонняя икона (оборотная сторона иконы, на лицевой – "Богоматерь Одигитрия", переписана в XVII в.), характерный образец стиля живописи XV в. (мелкость форм, хрупкость пропорций, обостренная выразительность). Икона " Троица Ветхозаветная, или «Гостеприимство Авраама " (Эрмитаж, С.-Петербург, вторая четверть XV в.).

Завоевание Византии в 1453 г. турками, прекращение навсегда существования государства. Поствизантийская художественная традиция. Вклад Византии в мировое искусство. Влияние его на искусство балканских стран и Древней Руси, Закавказья и стран Западной Европы. Значение Византии в становлении искусства Ренессанса в Италии.

Термины: исихазм, палаццо, палимпсест, синергия, фреска

Контрольные вопросы:

 

1. Как новый политический и социальный климат повлиял на развитие поздневизантийского искусства?

2. Как меняется иконография поздневизантийской живописи?

3. Какую роль играли частные заказчики в развитии поздней византийской архитектуры?

4. Каково влияние исихазма на позднепалеологовскую живопись.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.019 с.)