Искусство варварских королевств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство варварских королевств



ИСКУССТВО ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ

АРХИТЕКТУРА

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

ИСКУССТВО ОТТОНОВСКОЙ ИМПЕРИИ

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ ИТАЛИЯ ИСПАНИЯ

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ ИТАЛИЯ

В IV столетии началось Великое переселение народов — вторжение племён из Северной Европы и Азии на территорию Римской им­перии. Римляне называли их варварами, как и других чужеземцев, говоривших на непонятном языке. Долгое время римлянам удава­лось сдерживать натиск варварских племён. Варвары заключали со­юзы с Римом, селились на пограничных территориях империи и даже слу­жили наёмниками в римской армии. В 395 г. Римская империя была разделена на две части: Западную и Восточную (Византию). Западная Рим­ская империя, ослабленная внутренними противоречиями, не могла проти­востоять варварам. В условиях непрерывных войн нарушались римские за­коны, сокращалась торговля, приходили в упадок города. «Смотри: дороги заняты разбойниками, моря заперты пиратами, всюду война, лагеря, крова­вые ужасы...» — писал современник тех событий. В 410 г. Рим захватили и разграбили германские племена вестготов, в 455 г. — вандалов. В 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и сам стал править Италией, отказавшись от император­ского титула. Западная Римская империя пала; Византии предстояло суще­ствовать ещё тысячелетие.

Наступило Средневековье — историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению, — продолжавшееся почти десять столетий. Великое переселение народов стало одним из источников куль­туры Средних веков наравне с поздней античностью.

Прежде чем искусство Средневековья приняло самобытную и яркую фор­му, должен был пройти период становления новых идеалов и принципов. В этом процессе главную роль играло христианство. Церковь создала духов­ные предпосылки для совместного существования римлян и варваров, спло­тила средневековое общество.

Кроме христианства Средневековье восприняло от античности некото­рые художественные формы, а также ремесленные навыки. Например, приёмы строительства храма, создания мозаики, фрески и книж­ной миниатюры берут своё начало в Древнем мире. Однако использова­ние этого опыта в искусстве ранне­го Средневековья было возможно лишь там, где сохранялась культура античности, т. е. в прежних римских провинциях. На других территориях довольно долго господствовали тради­ции варваров.

Застёжка для одежды. Гунны. IV—V вв.

Гробница короля Теодориха. Около 453—526 гг.

Равенна. Италия.

ПОГРЕБЕНИЕ В ОСЕБЕРГЕ

В Осеберге, на юге Норвегии, было об­наружено хорошо сохранившееся об­ширное королевское погребение (IX в.). Там находились украшенные резьбой разнообразные предметы быта, повозка, несколько саней, а также корабль с приделанной к его носу фигурой фанта­стического существа. Судя по устрашаю­щему облику этой статуи — с огромной пастью и большими клыками, — она должна была отпугивать злых духов.

Резная голова фантастического существа, украшавшая корабль. IX в. Собрание университета, Осло. Норвегия.

цивилизация, в VII—VIII вв. все ещё преобладали варварские традиции и верования.

Североевропейский орнамент со­стоял из спиралей, плетёнок, узлов, образующих бесконечное кру­жево линий. Среди узоров возникали очертания птиц, зверей, людей или демонов: например, льва, обвитого змеёй; причём лапы льва и хвост змеи незаметно пере­ходили в орнамент. Узоры были необычайно выразительны, в них как будто заключалась напряжённая и загадочная жизнь. Эти изображе­ния запечатлели восприятие приро­ды варварами, уподоблявшими мир человеку: землю — плоти, воду — крови, воздух — дыханию, огонь — теплу человеческого тела. Природа одушевлялась, а человек становился органичной частью окружавшего его мира.

Эти узоры, по представлениям варваров, обладали магическими свойствами: охраняли читателя или владельца от нечистой силы. Та­кие орнаменты часто встречают­ся на рукоятях мечей, в рукопи­сях из ирландских монастырей. На севере Европы было раз­вито искусство резьбы по кам­ню. Надписями и различными изображениями украшали

большие каменные кресты, кото­рые устанавливали чаще всего на пе­репутьях. Для оформления крестов сначала использовался орнамент из виноградных лоз (это были отго­лоски христианского искусства рим­ских поселений, находившихся в Англии). Позднее в резьбе стали преобладать изображения стилизо­ванных фигурок животных и птиц, вплетённых в замысловатые узоры.

Каменный крест. X в. Ирландия.

АРХИТЕКТУРА

Своей столицей Карл Великий из­брал небольшой городок Ахен (сов­ременная Германия). Новая столица быстро строилась. Были возведены королевский дворец, разнообразные административные здания. Время унесло с собой почти все архитек­турные памятники той эпохи. До на­ших дней сохранилась Ахенская ка­пелла (от лат. capella — «часовня»), считавшаяся одним из прекрасней­ших зданий средневековой Европы. Капелла представляла собой ве­личественное двухэтажное соору­жение высотой около тридцати двух метров. Её нижний, в плане шестнад­цатиугольный этаж олицетворял землю, а верхний, меньший по раз­мерам и в плане восьмиугольный — небо. Первый этаж предназначался для придворных и людей низкого звания. На втором этаже, напротив алтаря, располагался император­ский трон. В куполе капеллы нахо­дилось мозаичное изображение Христа, восседающего на троне в ок­ружении двадцати четырёх старцев и четырёх символов евангелистов — ангела, льва, тельца и орла. Из Италии

*Античность — история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

**Согласно христианской традиции, символами (услов­ными обозначениями) еван­гелистов (авторов жизнеопи­саний Иисуса Христа — Евангелий) служили: ангел — Матфея, лев — Марка, те­лец — Луки, орёл — Иоанна.

Капелла в Ахене. Разрез.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более раз­нообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей — фресок.

Ещё в конце VI в. папа Григорий I говорил об огромном значении изо­бразительного искусства в варвар­ском мире: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмот­ные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах». Таким обра­зом, церковные росписи в раннем Средневековье превращались в «Библию для неграмотных».

Например, в церкви Святого Ио­анна Крестителя (780—790 гг.) в го­роде Мюстере (современная Швей­цария), где находятся старейшие из известных каролингских фресок, на стенах помещался цикл росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заве­тов. Здесь впервые появилось изо­бражение Страшного суда, что поз­же стало одной из характерных черт средневекового искусства. Ав­тор росписей в церкви Святого Ио­анна Крестителя следовал антич­ным традициям и канонам, о чём свидетельствуют строго выдержан­ные пропорции фигур. Но при этом мастер внёс в изображения и своё восприятие окружающего мира. На фресках нет спокойных, уравнове­шенных композиций, свойственных античному искусству. Жесты персо­нажей резки, широкие складки их одежд развеваются, будто подхва­ченные вихрем.

Памятники светской живописи эпохи Каролингов не дошли до на­шего времени. О ней известно толь­ко из воспоминаний современни­ков. Например, имеются сведения, что во дворце Ингельсхейм, при­надлежавшем Людовику Благочес­тивому, сыну Карла Великого, су­ществовали росписи, изображавшие подвиги древних героев; деяния римских императоров; события из истории династии Каролингов.

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство мини­атюры — книжной иллюстрации.

*Фреска (от шпал fresco — «свежий», «сырой») — техника стенной росписи красками, разведёнными на воде, по сырой штукатурке.

Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари — красной краски (minium), которой было принято выделять начало тек­ста. Художники-миниатюристы ча­сто переезжали с места на место. По­этому школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях некоторых городов.

В конце VIII в. под покровитель­ством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. В миниатюрах, созданных здесь, ху­дожники использовали и варвар­ские, и античные традиции. Слож­ное плетение узоров, пурпур и золото придавали миниатюрам ве­ликолепие. Впервые в средневе­ковой Западной Европе в них поя­вились изображения человека — евангелистов в величественных и торжественных позах, как правило с книгой и пером в руках.

В 781—789 гг. по заказу Карла Ве­ликого в Ахене было выполнено Евангелие Годескалька, названное так по имени художника. В нём мас­тер увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 г., а также крещение его сына Пипина Папой Адрианом I. Зо­лотые и серебряные буквы до сих пор сияют на пурпурном фоне пер­гамента. Сам Годескальк писал, что золотые буквы символизируют кра­соту небес и вечной жизни.

Через несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе, Туре (со­временная Франция) и других горо­дах. В изображениях постепенно исчезла античная величавость человеческие чувства оживили пер­сонажей миниатюр.

Одним из самых замечательных произведений эпохи Каролингов считается Утрехтская Псалтирь (IX в.). Названа она так по месту хра­нения — в университете города Утрехта в Нидерландах. В ней сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует опреде­лённому псалму. Например, сцена с двумя мастерами у кузнечного гор­на иллюстрирует такой стих псалма: «Слова Бога — чистые слова, как се-

Пергамент. Начало IX в.

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозна­чали европейское искусство X—XII вв. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романско­го» зодчества (от лат. romanus — «римский»). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось. Становление романского искусства в различных странах и об­ластях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Фран­ции период романики завершился в конце XII в., то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Монах Рауль Глабер, автор хро­ник, так писал о начале романского периода: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Ита­лия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий... Мир как будто стряхивал с себя ве­тошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то время почти все епископальные, мона­стырские церкви, посвящённые раз­ным святым, даже маленькие дере­венские часовни были перестроены верующими и стали ещё краше».

Так формировался первый общеев­ропейский стиль: рождалась роман­ская архитектура. Именно архитек­тура, и прежде всего монастырская, заняла ведущее положение в ро­манском искусстве. Крупные мона­стыри обладали тогда громадной властью и богатствами. Сюда стека­лись не только паломники, но и ре­месленники в поисках работы. В монастырях создавались прекрас­ные произведения архитектуры, скульптуры и живописи, призванные утвердить возраставшее значение Церкви в средневековом мире.

Огромную роль в жизни средне­вековых людей играло паломничест­во — путешествие к святым местам. В паломничестве видели покаяние, испытание, средство очищения от грехов. От святынь ждали помощи и чуда — люди верили, что мощи свя­тых могут исцелять болезни и защи­щать от будущих несчастий. Главные христианские святыни находились в Иерусалиме, Риме и на севере Ис­пании, в монастыре Сант-Яго де Компостелла.

Считалось, что в монастыре Сант-Яго де Компостелла (от лат. campus stellae — «место, обозначенное звёз­дами») находится могила Святого Иакова, провозглашённого покрови­телем священной войны за освобож­дение Испании от арабов. На доро­гах к монастырю строили большие паломнические церкви, в которых были реликварии.

Архитектура паломнических церквей подчинялась их главной за­даче — вместить большое количест­во людей, желавших принять участие в богослужениях и поклониться дра­гоценным реликвиям. Именно в ро­манской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Размеры церквей увеличива­лись, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, оби­лие гладких поверхностей, скульп­турный орнамент — характерные черты романской церкви.

В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в непри­ступные крепости. В центре замка находилась каменная башня — донжон. На первом этаже располагались кладовые, на втором — комнаты хо­зяина замка, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выстав­лялся дозор.

За крепостной стеной замка на­ходились многочисленные хозяйственные постройки, конюшни, кухня. Как правило, замок был окружён глу­боким рвом. Мост, перекинутый че­рез ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им входные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появи­лись башни с бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.

По принципу защищённой кре­пости строили и первые города, окружённые стенами и рвами. Вой­ти в город можно было только че­рез укреплённые ворота в массив­ных башнях.

Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер;

Конструкции сводов.

ФРАНЦИЯ

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции: романское искусство формировалось здесь наиболее последо­вательно. Выдающиеся сооружения романского периода были созданы во французских провинциях — Бургундии, Оверни, Провансе и Нор­мандии.

Бургундия (Восточная Фран­ция) — один из самых богатых рай­онов страны, в котором были сосре­доточены торговля и ремёсла. В Бургундии построены самые круп­ные и величественные романские соборы Франции, отличавшиеся ве­ликолепным живописным и скульп­турным убранством. Именно бур­гундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позво­лившие уменьшить объём стен, уве­личить вместимость соборов, дос­тигнуть большой высоты сводов.

Церковь Святого Петра и Свято­го Павла в монастыре Клюни (1088—1131 гг.) — типичный при­мер французской романской ар­хитектуры. Сохранились только небольшие фрагменты этой по­стройки, а также описания и рисун­ки. Тогда это была самая большая церковь в Европе. Общая длина хра­ма составляла сто двадцать семь метров, высота центрального не­фа — свыше тридцати метров. Пять высоких башен украшали церковь. Монастырь в Клюни в то время на­зывали «вторым Римом». О богатст­ве и величии монастыря свидетель­ствует, например, тот факт, что в Клюни ежегодно кормили до сем­надцати тысяч бедняков.

В церкви монастыря Клюни со­хранились замечательные резные капители (верхние части колонн) с символическими изображениями семи музыкальных тональностей. В то время молитвы произносились нараспев, чтобы обращение к Богу было «созвучно» музыке небес.

К наиболее известным роман­ским постройкам Бургундии отно­сятся церкви Сен-Лазар в Отене (1112—1132 гг.) и Сен-Мадлен в Везле (1120— 1150 гг.). По преданию, в церкви Сен-Лазар хранились ос­танки Лазаря, воскрешённого Хри­стом, а в храме Сен-Мадлен — ре­ликвии Святой Марии Магдалины.

Романская церковь.

Портал романской церкви.

Изображения располагались длин­ными полосами в два яруса. Сюже­ты росписей были необычайно раз­нообразны. Это сцены из Ветхого и Нового заветов и... эпизоды из басен Эзопа — с вороной и лисицей, по­вешенным крысами котом. В роспи­сях церкви воплотились наиболее важные особенности романской живописи: плоскостные изображе­ния, разномасштабные фигуры; иногда ноги и голова персонажей повёрнуты в противоположные сто­роны, из-за чего позы кажутся неес­тественными.

Романская живопись во Фран­ции широко представлена книжной миниатюрой. Наибольшее количест­во сохранившихся рукописей созда­но в монастырях Южной Франции. В 1028—1072 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была изготовлена иллюстрированная ру­копись комментариев к Апокалипси­су — заключительной книге Нового завета. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличают­ся яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их авто­ром считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чьё имя дошло до нашего времени.

Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые по­явилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически во всей Европе. Особен­но широко украшали ею храмы в Бургундии и Провансе.

К выдающимся памятникам ис­кусства романского периода отно­сятся скульптурные украшения бургундских церквей Сен-Лазар в Отене и Сен-Мадлен в Везле. Рельеф со сценой Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140 гг.) разделён на несколько ярусов. Вверху справа ангелы сопровождают праведников; слева черти тащат грешников в ад; там же взвешивают добрые и дурные поступки людей. В нижнем ярусе по­казаны души, с трепетом ожидаю­щие Суда. Выразительно изображён Суд: ангел и чёрт держат чаши весов, и каждый старается перетянуть весы

в свою сторону. У ног ангела малень­кие человечки прячутся в складки его одежды, в страхе ожидая реше­ния Суда. На рельефе были начерта­ны две фразы: «Так воскреснет тот, кто не вёл безбожную жизнь» и «Пусть содрогнется от ужаса впав­ший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изо­бражённая здесь». Имя мастера, выполнившего эти рельефы, извест­но — сохранилась латинская над­пись: «Гислебертус это сделал».

Другой яркий образец бургунд­ской скульптуры — композиция «Со­шествие Святого Духа» в церкви Сен-Мадлен в Везле (начало XII в.). В центре сцены изображён Хри­стос, наставляющий апостолов, по краям находятся фигурки полуфан­тастических существ: пигмеи, люди с огромными, как у слона, ушами, чу­довища с собачьими головами. Ве­роятно, эти существа символизиро­вали страны, куда проповедники несли христианскую веру.

В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности: это проявляется и в сюжетах, и в мане­ре исполнения. В Провансе не встре­чается такого обилия скульптурных изображений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам входов, часто помещали большие фигуры святых. По сравнению со скульптурами из Бургундии в позах и движениях этих святых было боль­ше естественности. Типичным при­мером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Тро­фим (XII в.) в Арле.

ГЕРМАНИЯ

XI—XII столетия для Германии бы­ли временем жестоких междоусобных войн, борьбы императоров с папством.

Наиболее полно и ярко роман­ский стиль в Германии воплотился в архитектуре. В XI—XII вв. началось строительство крупных соборов в городах на Рейне — в Вормсе, Шпейере, Майнце. Собор в Вормсе (1181 — 1234 гг.) был похож на неприступ­ную крепость. Его толстые гладкие стены, узкие окна, массивные баш­ни выглядели суровыми и величест­венными. В Германии сохранились и памятники светской архитектуры того времени — феодальные замки и крепости.

На рубеже XII—XIII столетий в Германии существовал так называе­мый «переходный стиль», в котором сочетались романские и готические черты (см. статью «Готическое искус­ство»). Например, в соборе в Бамберге (1185 г. — XIII в.) суровость глад­кой поверхности стены нарушили декоративные аркады и множество окон; башни стали менее массивны­ми; фасады, покрытые рельефами, потеряли былую строгость.

Романская живопись Германии почти не сохранилась. Но то, что дошло до нашего времени, свиде­тельствует о расцвете этого искусст­ва в романский период. Особенно

Собор в Вормсе. 1181 —1234 гг.

Германия.

ярко это проявилось в миниатюре. На рубеже XII—XIII вв. в одном из ба­варских монастырей была создана рукопись Carmina Burana — сборник светских стихотворений, в котором впервые в средневековом западноев­ропейском искусстве была изоб­ражена природа. Сцены, представ­ленные на миниатюрах, окружал орнамент из деревьев с разнооб­разными зверями и птицами.

Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в. Сначала это были рельефные встав­ки, а позднее — развёрнутые компо­зиции. Деревянные раскрашенные распятия (обычно их вешали в про­лёте арки над алтарём), украшения светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг подчёркивали отличие мира Божественного, воплощённого в Церкви, от окружающего греховно­го мира. Изображения кажутся отре­шёнными от земного существования, они условны, обобщены.

Примером может служить соз­данное в Брауншвейге распятие (около 11б0 г.), на котором сохрани­лась подпись мастера: «Имервард сделал меня». Христос представлен властелином мира, победившим смерть и страдания. Крест — это символ воскресения, победы, а не орудие мученической смерти. Такое прочтение образа изменилось лишь в конце XII в., когда на первый план выступила человеческая природа Христа, идея мученичества.

Выдающимся памятником скульп­туры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (около 1230 г.). Несмотря на то что композиция оставалась плоскост­ной, образы, созданные художни­ком, очень жизненны — возникает впечатление, что даже выражение их лиц меняется.

На грани светского и религиоз­ного искусства находится надгробие короля Рудольфа Швабского в собо­ре Мерзебурга. (Рудольф Швабский погиб в 1080 г. под Мерзебургом, сражаясь против германского императора Генриха IV.) На бронзовой плите король предстаёт в полный рост с державой и скипетром в ру­ках. Плоскостность, бесплотность, симметричность изображения, что характерно для романского стиля, а также застывший, непроницаемый взгляд короля — всё в этом памятни­ке должно было подчёркивать вели­чие и святость погибшего монарха. В этот период в Германии поя­вился один из первых в средневеко­вом искусстве светских памятни­ков. В 1166 г. Генрих Лев, герцог Саксонский, поставил перед зам­ком Дапквардероде в Брауншвейге фигуру бронзового льва — памятник собственному могуществу. В родо­вом гербе герцога Саксонского был изображён лев, по образцу которо­го и отлили изваяние.

ИСКУССТВО ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.052 с.)