ТОП 10:

Монастырь Клюни. XI—XII вв. Франция.



Множество верующих шли сюда по­клониться святыням. Славились эти церкви и богатым скульптурным уб­ранством, покрывавшим всю по­верхность стен.

Для архитектуры Оверни (Цент­ральная Франция) характерны мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми сте­нами скульптурные украшения ис­пользовались скупо. Например, цер­ковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне (XII в.) снаружи была оформлена не­глубокими нишами, небольшими скульптурными вставками и камен­ными плитками разных оттенков. Только в конце XII в. на её южном портале поместили рельеф с изо­бражением Христа во «славе» и сце­нами из Нового завета.

На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло рим­ское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями — всё сви­детельствует о том, что традиции древней культуры здесь не были за­быты. Храмы Прованса богато укра­шены скульптурой, но она не покры­вает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а появляется только на капителях и по сторонам порталов.

Своеобразная архитектурная шко­ла сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Нормандские архитекторы долго использовали де­ревянные перекрытия — своды поя­вились здесь только в конце XI в. — и почти не применяли скульптурные украшения. Церкви Нормандии, по­хожие на крепости, отличались просторными внутренними поме­щениями, большими башнями, расположенными по сторонам фаса­дов и в центре здания.

Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII в. Представление о ней даёт оформление монастырской церкви в Сен-Савен-сюр-Гартан (ко­нец XI в. — 1115 г.) в Пуату. Все внут­ренние поверхности этого неболь­шого здания покрывали фрески, созданные несколькими мастерами.

Собор Нотр-Дам ла Гранд. Первая половина XII в. Пуатье. Франция.

Миниатюра из Псалтири Людовика Святого. Около 1 258 г. Национальная библиотека, Париж. Франция.

Романская церковь.

Портал романской церкви.

Изображения располагались длин­ными полосами в два яруса. Сюже­ты росписей были необычайно раз­нообразны. Это сцены из Ветхого и Нового заветов и... эпизоды из басен Эзопа — с вороной и лисицей, по­вешенным крысами котом. В роспи­сях церкви воплотились наиболее важные особенности романской живописи: плоскостные изображе­ния, разномасштабные фигуры; иногда ноги и голова персонажей повёрнуты в противоположные сто­роны, из-за чего позы кажутся неес­тественными.

Романская живопись во Фран­ции широко представлена книжной миниатюрой. Наибольшее количест­во сохранившихся рукописей созда­но в монастырях Южной Франции. В 1028—1072 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была изготовлена иллюстрированная ру­копись комментариев к Апокалипси­су — заключительной книге Нового завета. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличают­ся яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их авто­ром считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чьё имя дошло до нашего времени.

Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые по­явилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически во всей Европе. Особен­но широко украшали ею храмы в Бургундии и Провансе.

К выдающимся памятникам ис­кусства романского периода отно­сятся скульптурные украшения бургундских церквей Сен-Лазар в Отене и Сен-Мадлен в Везле. Рельеф со сценой Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140 гг.) разделён на несколько ярусов. Вверху справа ангелы сопровождают праведников; слева черти тащат грешников в ад; там же взвешивают добрые и дурные поступки людей. В нижнем ярусе по­казаны души, с трепетом ожидаю­щие Суда. Выразительно изображён Суд: ангел и чёрт держат чаши весов, и каждый старается перетянуть весы

в свою сторону. У ног ангела малень­кие человечки прячутся в складки его одежды, в страхе ожидая реше­ния Суда. На рельефе были начерта­ны две фразы: «Так воскреснет тот, кто не вёл безбожную жизнь» и «Пусть содрогнется от ужаса впав­ший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изо­бражённая здесь». Имя мастера, выполнившего эти рельефы, извест­но — сохранилась латинская над­пись: «Гислебертус это сделал».

Другой яркий образец бургунд­ской скульптуры — композиция «Со­шествие Святого Духа» в церкви Сен-Мадлен в Везле (начало XII в.). В центре сцены изображён Хри­стос, наставляющий апостолов, по краям находятся фигурки полуфан­тастических существ: пигмеи, люди с огромными, как у слона, ушами, чу­довища с собачьими головами. Ве­роятно, эти существа символизиро­вали страны, куда проповедники несли христианскую веру.

В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности: это проявляется и в сюжетах, и в мане­ре исполнения. В Провансе не встре­чается такого обилия скульптурных изображений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам входов, часто помещали большие фигуры святых. По сравнению со скульптурами из Бургундии в позах и движениях этих святых было боль­ше естественности. Типичным при­мером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Тро­фим (XII в.) в Арле.

ГЕРМАНИЯ

XI—XII столетия для Германии бы­ли временем жестоких междоусобных войн, борьбы императоров с папством.

Наиболее полно и ярко роман­ский стиль в Германии воплотился в архитектуре. В XI—XII вв. началось строительство крупных соборов в городах на Рейне — в Вормсе, Шпейере, Майнце. Собор в Вормсе (1181 — 1234 гг.) был похож на неприступ­ную крепость. Его толстые гладкие стены, узкие окна, массивные баш­ни выглядели суровыми и величест­венными. В Германии сохранились и памятники светской архитектуры того времени — феодальные замки и крепости.

На рубеже XII—XIII столетий в Германии существовал так называе­мый «переходный стиль», в котором сочетались романские и готические черты (см. статью «Готическое искус­ство»). Например, в соборе в Бамберге (1185 г. — XIII в.) суровость глад­кой поверхности стены нарушили декоративные аркады и множество окон; башни стали менее массивны­ми; фасады, покрытые рельефами, потеряли былую строгость.

Романская живопись Германии почти не сохранилась. Но то, что дошло до нашего времени, свиде­тельствует о расцвете этого искусст­ва в романский период. Особенно







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.004 с.)