ТОП 10:

Христос коронует Генриха II и Кунигунду. Миниатюра из «Книги евангельских чтений Генриха II». Между 1002 и 1014 гг. Государственная библиотека, Мюнхен. Германия.



теми же аббатами. Выдающимся про­изведением мастеров Эхтернаха стал «Золотой кодекс» (1045—1046 гг.), над миниатюрами которого работа­ли несколько художников. Крупные формы, строгая композиция, вели­чие и возвышенность образов гово­рят о высоком уровне мастерства живописцев, их богатом опыте, зна­нии позднеантичного, византийско­го и каролингского искусства.

В период правления Отгонов по­явились первые произведения сред­невековой скульптуры: изображе­ния распятия Христа, Богоматери, святых. Наиболее ранними её образ­цами стали реликварии — сосуды для хранения реликвий.

Искусство империи Отгонов сыг­рало огромную роль в становлении романского стиля. В Германии этот стиль полностью сложился уже к се­редине XI столетия.

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозна­чали европейское искусство X—XII вв. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романско­го» зодчества (от лат. romanus — «римский»). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось. Становление романского искусства в различных странах и об­ластях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Фран­ции период романики завершился в конце XII в., то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Монах Рауль Глабер, автор хро­ник, так писал о начале романского периода: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Ита­лия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий... Мир как будто стряхивал с себя ве­тошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то время почти все епископальные, мона­стырские церкви, посвящённые раз­ным святым, даже маленькие дере­венские часовни были перестроены верующими и стали ещё краше».

Так формировался первый общеев­ропейский стиль: рождалась роман­ская архитектура. Именно архитек­тура, и прежде всего монастырская, заняла ведущее положение в ро­манском искусстве. Крупные мона­стыри обладали тогда громадной властью и богатствами. Сюда стека­лись не только паломники, но и ре­месленники в поисках работы. В монастырях создавались прекрас­ные произведения архитектуры, скульптуры и живописи, призванные утвердить возраставшее значение Церкви в средневековом мире.

Огромную роль в жизни средне­вековых людей играло паломничест­во — путешествие к святым местам. В паломничестве видели покаяние, испытание, средство очищения от грехов. От святынь ждали помощи и чуда — люди верили, что мощи свя­тых могут исцелять болезни и защи­щать от будущих несчастий. Главные христианские святыни находились в Иерусалиме, Риме и на севере Ис­пании, в монастыре Сант-Яго де Компостелла.

Считалось, что в монастыре Сант-Яго де Компостелла (от лат. campus stellae — «место, обозначенное звёз­дами») находится могила Святого Иакова, провозглашённого покрови­телем священной войны за освобож­дение Испании от арабов. На доро­гах к монастырю строили большие паломнические церкви, в которых были реликварии.

Архитектура паломнических церквей подчинялась их главной за­даче — вместить большое количест­во людей, желавших принять участие в богослужениях и поклониться дра­гоценным реликвиям. Именно в ро­манской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Размеры церквей увеличива­лись, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, оби­лие гладких поверхностей, скульп­турный орнамент — характерные черты романской церкви.

В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в непри­ступные крепости. В центре замка находилась каменная башня — донжон. На первом этаже располагались кладовые, на втором — комнаты хо­зяина замка, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выстав­лялся дозор.

За крепостной стеной замка на­ходились многочисленные хозяйственные постройки, конюшни, кухня. Как правило, замок был окружён глу­боким рвом. Мост, перекинутый че­рез ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им входные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появи­лись башни с бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.

По принципу защищённой кре­пости строили и первые города, окружённые стенами и рвами. Вой­ти в город можно было только че­рез укреплённые ворота в массив­ных башнях.

Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер;

Конструкции сводов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.004 с.)