ТОП 10:

Застёжка-фибула. Франки. VII—VIII вв.



*Базилика — прямоуголь­ное в плане здание, разде­ленное столбами или колоннами на продольные части— нефы.

храмы, восстанавливали разрушен­ные здания.

Король франков Хлодвиг (около 481—511 гг.) из династии Меровингов оттеснил вестготов и расширил границы своего государства, в ко­тором господствовали теперь две культуры — античная и варварская. Франкские мастера считались искус­ными ювелирами, умели хорошо обрабатывать металл.

Из архитектурных памятников, созданных франками, сохранились в основном церковные постройки. Одна из самых древних — баптис­терий (крещальня) во французском городе Пуатье. Это почти квадратное здание, сложенное из кирпича и мелкого камня. Его строители явно подражали римским образцам — карниз здания напоминает антич­ный антаблемент (балочное пере­крытие).

На франкских рельефах VII— VIII вв. изображены и христианские мученики, и причудливые, фантасти­ческие животные — эти образы от­ражали мировоззрение варваров в предшествующую эпоху и лишь не­много изменились под воздействи­ем христианской религии, превра­тившись в чертей и злых духов.

Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи пе­реписывали древние рукописи и со­ставляли новые, как церковного, так и светского содержания. Книги в то время очень высоко ценились, поэ­тому их украшению уделяли огром­ное внимание. Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или бла­городных металлов со вставками из драгоценных камней. В оформле­нии книг помимо сложного орна­мента часто использовали мотивы раннехристианского искусства — венки, кресты, фигурки ангелов и птиц вокруг райского дерева. Буква порой становилась частью изобра­жения: например, латинскую букву «Т» включали в сцену распятия. Ино­гда целые строчки писали буквами в виде рыб или птиц.

В Англии, Ирландии и Скандина­вии, куда почти не дошла римская

ГРОБНИЦА КОРОЛЯ ТЕОДОРИХА

В Равенне в 20-х гг. VI столетия закончили строительство гроб­ницы короля остготов Теодориха. Это двухэтажное здание, сло­женное из крупных прямоугольных каменных блоков. Подражая римским зодчим, мастера стремились увенчать гробницу купо­лом, но для этого им не хватило ни знаний, ни опыта. Поэтому завершает сооружение огромный камень, выдолбленный в фор­ме купола. Его доставили с противоположного берега Адриати­ческого моря, подвесив между двумя кораблями. Он является одним из самых больших монолитов в мире, когда-либо исполь­зованных в строительстве: его толщина — один метр, окруж­ность — тридцать три метра, а вес — около трёхсот тонн.

Гробница короля Теодориха. Около 453—526 гг.

Равенна. Италия.

ПОГРЕБЕНИЕ В ОСЕБЕРГЕ

В Осеберге, на юге Норвегии, было об­наружено хорошо сохранившееся об­ширное королевское погребение (IX в.). Там находились украшенные резьбой разнообразные предметы быта, повозка, несколько саней, а также корабль с приделанной к его носу фигурой фанта­стического существа. Судя по устрашаю­щему облику этой статуи — с огромной пастью и большими клыками, — она должна была отпугивать злых духов.

Резная голова фантастического существа, украшавшая корабль. IX в. Собрание университета, Осло. Норвегия.

цивилизация, в VII—VIII вв. все ещё преобладали варварские традиции и верования.

Североевропейский орнамент со­стоял из спиралей, плетёнок, узлов, образующих бесконечное кру­жево линий. Среди узоров возникали очертания птиц, зверей, людей или демонов: например, льва, обвитого змеёй; причём лапы льва и хвост змеи незаметно пере­ходили в орнамент. Узоры были необычайно выразительны, в них как будто заключалась напряжённая и загадочная жизнь. Эти изображе­ния запечатлели восприятие приро­ды варварами, уподоблявшими мир человеку: землю — плоти, воду — крови, воздух — дыханию, огонь — теплу человеческого тела. Природа одушевлялась, а человек становился органичной частью окружавшего его мира.

Эти узоры, по представлениям варваров, обладали магическими свойствами: охраняли читателя или владельца от нечистой силы. Та­кие орнаменты часто встречают­ся на рукоятях мечей, в рукопи­сях из ирландских монастырей. На севере Европы было раз­вито искусство резьбы по кам­ню. Надписями и различными изображениями украшали

большие каменные кресты, кото­рые устанавливали чаще всего на пе­репутьях. Для оформления крестов сначала использовался орнамент из виноградных лоз (это были отго­лоски христианского искусства рим­ских поселений, находившихся в Англии). Позднее в резьбе стали преобладать изображения стилизо­ванных фигурок животных и птиц, вплетённых в замысловатые узоры.

Каменный крест. X в. Ирландия.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.005 с.)