ТОП 10:

Страница ирландской рукописи. VIII в.



*Баптистерий — помеще­ние, в котором проводился обряд крещения. Часто это отдельное здание, круглое или многоугольное в плане, увенчанное куполом.

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ

На Рождество 800 г, в Латеранской базилике в Риме папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814 гг.) «корону римских цезарей». В Западной Европе возродилась империя. Карл, император и на­местник Бога на земле, отныне должен был заботиться о спокойствии и про­цветании своих подданных. Под его владычеством оказалась значительная часть территории прежней Западной Римской империи. Образ этого влас­тителя, запечатлённый в легендах и сказаниях, превратился в символ спра­ведливости и могущества. Со времён Карла Великого европейские госуда­ри стали называть себя королями (от лат. Karolus — «Карл»).

При Каролингах — так называлась династия, основанная Карлом Мартеллом, дедом Карла Великого, — ан­тичность провозглашалась идеалом государственности и культуры. На документах ставили печать с изобра­жением ворот Рима и надписью: «Обновление Римской империи». Строители в своих сооружениях подражали античной архитектуре, порой просто заимствуя колонны и другие детали из древних зданий. Миниатюристам образцом служила

Карл Великий. Конная статуя. Около 870 г. Лувр, Париж.

римская живопись. «Каролингский ренессанс» (от франц. renaissance — «возрождение») — так назвали ис­следователи искусство этой эпохи.

АРХИТЕКТУРА

Своей столицей Карл Великий из­брал небольшой городок Ахен (сов­ременная Германия). Новая столица быстро строилась. Были возведены королевский дворец, разнообразные административные здания. Время унесло с собой почти все архитек­турные памятники той эпохи. До на­ших дней сохранилась Ахенская ка­пелла (от лат. capella — «часовня»), считавшаяся одним из прекрасней­ших зданий средневековой Европы. Капелла представляла собой ве­личественное двухэтажное соору­жение высотой около тридцати двух метров. Её нижний, в плане шестнад­цатиугольный этаж олицетворял землю, а верхний, меньший по раз­мерам и в плане восьмиугольный — небо. Первый этаж предназначался для придворных и людей низкого звания. На втором этаже, напротив алтаря, располагался император­ский трон. В куполе капеллы нахо­дилось мозаичное изображение Христа, восседающего на троне в ок­ружении двадцати четырёх старцев и четырёх символов евангелистов — ангела, льва, тельца и орла. Из Италии

*Античность — история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

**Согласно христианской традиции, символами (услов­ными обозначениями) еван­гелистов (авторов жизнеопи­саний Иисуса Христа — Евангелий) служили: ангел — Матфея, лев — Марка, те­лец — Луки, орёл — Иоанна.

Капелла в Ахене. 788—805 гг. Германия.

Интерьер капеллы в Ахене. 788—805 гг. Германия.

для отделки капеллы привезли ан­тичные мраморные колонны, а так­же облицовочные плиты из дворца короля Теодориха в Равенне. Освя­щённая в 805 г. капелла служила не только церковью. Здесь хранились собранные Карлом Великим дра­гоценные христианские реликвии. 28 января 814 г. в капелле похоро­нили самого Карла.

В другом сохранившемся памят­нике архитектуры эпохи Каролингов — воротах монастыря в Лорше (современная Германия), построен­ных около 800 г., — своеобразно пе­реплелись античные и варварские мотивы, что было характерно для ис­кусства того времени. Сооружение напоминало римскую триумфальную арку с тремя пролётами. Над аркой помещался Надвратный зал, назначение которого неизвестно. Стены здания были облицованы раз­ноцветными плитами, что придава­ло ему нарядный, праздничный вид. Ахенская капелла и монастыр­ские ворота в Лорше — замеча­тельные, но нетрадиционные по­стройки раннего Средневековья. Типичной для того времени была архитектура многочисленных мона­стырей, в которых была сосредото­чена политическая и культурная жизнь. Особенности зодчества оп­ределялись здесь варварскими тра­дициями: монастырские храмы — невысокие здания с толстыми сте­нами — напоминали крепости.

Капелла в Ахене. Разрез.

Монастырские ворота. Около 800 г.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.004 с.)