Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 18. Искусство северного возрождения. Нидерланды

Поиск

В Италии открытие нового отношения к миру происходило через отрицание средневековых представлений и возрождение идеалов античности, а в других европейских странах культура этого периода еще многими корнями связана со средневековьем. В отличие от итальянского искусства, которое стремилось к идеальному, искусство стран, расположенных севернее Италии, более остро откликается на вопросы cовременности. Недаром именно на Севере большое распространение получила гравюра как один из самых доступных видов искусства. В отличие от итальянского Ренессанса, где искусство развивалось в содружестве всех видов — архитектуры, скульптуры, живописи, на севере новые веяния получили воплощение в живописи и графике. Стиль архитектуры и скульптуры, за немногими исключениями, оставался готическим. Художники Северного Возрождения, в отличие от итальянских, впитали в себя такое качество готического искусства, как интерес к реальному миру, окружающему человека. Искусство Нидерландов, Германии было более демократичным. Оно самобытно, характеризуется глубокой связью с фольклором, широким использованием фантастики. Особо выделяет северное Возрождение наличие гротеска и сатиры, что свидетельствует о высоком социальном звучании этого искусства. Своеобразие искусства Северного Возрождения в том, что оно более явно, чем в Италии, связано с традициями поздней готики. Искусству северных стран не свойственен пафос итальянской живописи, прославляющий могущество человека-титана. Здесь поэтизируется мир будничной жизни и простых вещей. В искусстве Северного Возрождения человек — не вершина творения, а лишь одно из свидетельств могущества Творца. Северное Возрождение не дало нам такого решительного переворота в культуре, как итальянское, но тем не менее интерес к реальному миру и человеку и здесь изменил формы художественного творчества.

Искусство Северного Ренессанса зародилось в Нидерландах и обрело свою совершенную форму в творчестве Яна Ван Эйка (ок. 1390—1441). С этим именем связано появление неизвестной для искусства Севера формы живописи — станковой картины, а также новой техники масляной живописи.

Одной из наиболее известных картин Ван Эйка является, «Мадонна канцлера Роллена» (ок. 1435), изображающая Марию с младенцем и поклоняющегося ей заказчика — канцлера Роллена в небольшой капелле, через аркады которой открывается бескрайний пейзаж с рекой. Другая его знаменитая картина — свадебный портрет итальянского купца Джованни Арнольфини и его жены. Хотя в первой картине изображено поклонение Богоматери, а во второй таинство брачной клятвы, они близки друг другу. Персонажи замирают в удивлении перед неисчерпаемой красотой реального мира.

Для человека XV в. действительность в общем и каждая деталь в отдельности были носителями большой духовной ценности. Каждый предмет, изображенный Ван Эйком, помимо привычного содержания несет в себе другое, тайное. Картина предстает как стройная система символов.

Самое знаменитое произведение Яна Ван Эйка — Гентский алтарь (г. Гент; церковь св. Бавона). Работу над ним он начал вместе со своим старшим братом Губертом, а после его смерти трудился еще над шедевром в течение шести лет. Гентский алтарь представляет собой двухъярусный складень с 10 сценами. На его наружных стенках изображены картины повседневной, будничной жизни, а на внутренних — жизни праздничной, ликующей (створки открывались только по праздничным дням).

По-иному относился к действительности Рогир ван дер Вейден (ок. 1400-1464). Ему окружающий мир представлялся не целостным и гармоничным, а полным тревоги и беспокойства. В картине «Святой Лука, рисующий Мадонну» (1435-1440) художник обращает наше внимание на главных персонажей — мадонну с младенцем и евангелиста. Особо выделен образ Святого Луки, в нем читаются светлая духовность, проникновенный ум.

Во второй половине XV в. из нидерландского искусства исчезает вера в гармоническое совершенство мира, в единство человека и природы. Самый крупный мастер этого времени — Гуго ван дер Гус (ок. 1435-1482), выполнивший алтарь Портинари. Центральная створка изображает сцену поклонения младенцу Христу. В эту эпоху возникает искусство Иеронима Босха, (1450/60-1516). Его загадочное творчество, полное иносказаний и точных жизненных наблюдений, уходит своими корнями в народную культуру и в готическое средневековое искусство. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Босх в многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч ("Искушение Св.Антония", Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи "Воз сена", "Сад наслаждений", "Поклонение волхвов" - все в Прадо, Мадрид; "Корабль дураков", Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры П. Брейгеля Старшего. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников ХIХ-ХХ веков. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в живописной традиции.

Бок о бок с великими творили и другие талантливые мастера: Петрус Кристус, Дирк Боутс, Ганс Мемлинг. Лишь спустя три поколения появился гениальный Питер Брейгель Старший, прозванный «Мужицким» (1525/1530-1569). Питер Брейгель Старший или "Мужицкий" (около 1525/30-1569), нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен ("Битва Масленицы и Поста", 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни ("Крестьянская свадьба", "Крестьянский танец", - обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом ("Избиение младенцев", Хэмптон-корт, Лондон; "Перепись в Вифлееме", 1566, Музей старинного искусства, Брюссель, "Сорока на виселице", 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт, "Безумная Грета", 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; "Слепые", 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства.

Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, он создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В его творчестве органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей ("Сумрачный день", "Возвращение стад", "Охотники на снегу" - все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Это художник-философ, пересмотревший ренессансные взгляды на устройство мироздания. Возникает представление о мире наизнанку, получившее выражение, например, в картине «Фламандские пословицы», где множество мелких фигурок разыгрывают народные пословицы, высмеивающие нелепости жизни человека. Прекрасна его пейзажная серия «Месяцы» (1565). В последние годы Брейгель чаще обращался к многофигурным композициям, при этом он никогда не выделял какого-либо героя или отдельную судьбу. В картине «Крестьянский танец» (1566) дана конкретная сцена, которую ему часто приходилось наблюдать в жизни. Картины «Слепые» (1568), «Обезьяны на окне» воспринимаются как иносказание. Искусство Брейгеля представляет собой вершину нидерландского Ренессанса и его трагический финал. Брейгель как человек эпохи Возрождения составил собственное представление о мире, которое охватывает все стороны действительности, проникнутое философским и социальным содержанием; создал художественный мир, тесно связанный со стихией народного творчества, возродив многие приемы Иеронима Босха. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.14 (0.009 с.)