Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 30. Искусство Франции 1 пол. 19 В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На протяжении столетия, от Великой буржуазной революции 1789 г. до конца 19 в., французское искусство занимало ведущее место в мировом искусстве. Это было закономерно и обусловлено передовой ролью Франции в политической и общественной жизни Европы. В годы революции широкое распространение получила графика, отображающая ход исторических событий, а также сатирический народный лубок (раскрашенные гравюры), часто обращающийся к языку символов. Революция выдвинула новый вид массового искусства — декоративное оформление революционных празднеств, являвших собой синтез различных искусств. Создаются музеи искусства Франции. Новое, революционное искусство развивалось в упорной борьбе с Королевской Академией, которая в 1793 г. была упразднена по постановлению Конвента. Громадное воздействие на развитие французского искусства оказал Жак Луи Давид (1748—1825) — основоположник революционного классицизма. Картина «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр) ярче всего воплощает его принципы. Она раскрывает трагические противоречия между гражданским долгом и личными чувствами людей. Главные средства художественной выразительности при создании образов: ясный и лаконичный жест, строгий подчеркнуто-энергичный рисунок, четкая светотеневая моделировка, цвет, дополняющий характеристики, сообщают удивительную цельность общему решению. Одно из крупных начинаний Давида — многофигурная композиция «Клятва в зале для игры в мяч» (картина осталась незавершенной, судить о ней можно по эскизу, выставленному в Салоне 1791 г. и хранящемуся в Лувре). Она посвящена событию исторической важности — собранию депутатов 20 июня 1789 г., выдвинувшему требование новой конституции, и вместе с тем словно воплощает символ единства нации, устремленной к свободе, равенству, братству. Композиция полна пафоса и революционного подъема, включает ряд ярких портретов современников. Героический реализм Давида достигает высшего выражения в картине «Смерть Марата» (1791, Брюссель, Музей современного искусства). Разочарованный поражением революции, утратив веру в борьбу за справедливость, художник уходит в мир идеальной красоты. Эти настроения нашли выражение в картине «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (1799, Париж, Лувр) — образце мастерского, но холодного, классицистического искусства начала 19 в. Давид вынужден был писать Наполеона в огромных театрально-декоративных композициях. Основы нового классицистического направления ярко выразил в своем творчестве Клод Никола Леду (1736—1806). Широта его планировочных замыслов, суровая простота форм сооружений отвечали духу 1790-х гг. Леду шел от классики, но в то же время смело ломал ее каноны, отказывался от декоративных деталей и украшений. Основное значение в его архитектуре имели суровые геометрические объемы, подчеркнутые контрастными сопоставлениями и мощной каменной кладкой. Леду создал проект промышленного города Шо при соляных рудниках и частично его осуществил. В основу планировки он положил принцип комплекса изолированных домов с радиальными улицами и центральной площадью. Каждое здание должно было выражать определенную идею, воспитывать человека. В ансамбль входили Дом дружбы, Дом братства, Дом воспитания. Перед революцией Леду выстроил заставы Парижа, превратив их в своеобразные пропилеи на подступах к столице. Одна из самых монументальных — застава Ла Виллет. В живописи господствующим официальным направлением все еще остается классицизм, вырождающийся в реакционный, догматический академизм. Неумолимо клонящийся к упадку, он неожиданно находит новые силы в лице Энгра, ученика Давида. Одна из центральных фигур искусства 19 в.—Жан Огюст Доминик Энгр (1780—1867) - становится убежденным вождем классицизма. Сложное и противоречивое творчество Энгра заключает в себе две основные тенденции. Первая — его постоянные поиски идеала и обращение к античности и Высокому Возрождению в тематических классицистических картинах. Вторая, обусловленная необычайной остротой глаза художника, подмечающего самые характерные черты в окружающих его людях, приводит его к созданию подлинных шедевров реалистического искусства — замечательных портретов как в живописи, так и в рисунке. В подражание итальянским мастерам написана сложная многофигурная композиция «Апофеоз Гомера» (1827, Париж, Лувр), уводящая зрителя в идеальный мир. Художник стремился воплотить в ней тему преемственности классического искусства от Гомера к Пуссену. Однако нарочитая уравновешенность композиции, сухость и холодное аналитическое внимание ко всем ее частям подчеркивают искусственность и некоторую надуманность. Безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Таков портрет знаменитого скрипача Паганини (1819, Париж, Лувр). Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ею связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах «Большая одалиска» (1814, Париж, Лувр), «Источник» (1820—1856, Париж, Лувр); в последней воплощен идеал «вечной красоты». В 20-е гг. прогрессивный романтизм завоевывает передовые позиции, воплощая устремления наиболее революционной части французского общества. В условиях усугубляющихся классовых противоречий прогрессивные романтики проявляют интерес к национальной истории, народному творчеству, ко всему необычному, яркому. Борьбу против догматики классицизма, за искусство, овеянное бурями страстей, возглавил Теодор Жерико (1791 — 1824) — основоположник революционного романтизма. Сам термин «романтизм» был впервые употреблен применительно к его искусству, пронизанному драматизмом, духом протеста против монархии Бурбонов и буржуазной действительности. Отказавшись от античной тематики и сковывающих творческую волю канонов классицизма, Жерико черпает вдохновение в образах окружающего мира. Первая самостоятельная картина Жерико «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Париж, Лувр). Она была написана в то время, когда французская армия начинала свой поход в Россию. Отсюда пафос, властная энергия, героика образа. Иной, более драматичный характер носит картина «Раненый кирасир» (1814, Париж, Лувр), задуманная как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен офицер, покидающий поле сражения. В героико-монументальном плане исполнена и самая значительная из картин Жерико «Плот «Медузы» (1818— 1819, Париж, Лувр). В работах, созданных в Англии, сильнее проявляются реалистические тенденции. К острому выражению конкретных жизненных наблюдений стремится он картине «Скачки в Эпсоме» (1821, Париж, Лувр). В сдержанной манере изображает художник в сериях литографий сцены жизни английской бедноты— композиция «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821). Он героизирует образы людей труда (акварели «Пахота в Англии», «Фургон угольщика», 1821). Интерес к внутреннему миру человека проявляет художник в портретах душевнобольных парижского госпиталя. Жерико был полон творческих планов, осуществить которые помешала ранняя смерть. Главой прогрессивных романтиков стал на долгие годы Э. Делакруа.(1798—1863). Он был не только автором множества картин и графических произведений, но и создателем монументально-декоративных росписей. Это был великий колорист, который особое внимание уделял проблеме цвета и научного ее обоснования. Его литературное наследие, в частности «Дневник», который он вел на протяжении почти всей жизни, заключает мысли об искусстве, о задачах и законах его развития. «Резня на Хиосе» (1824, Париж, Лувр), явилась откликом художника на актуальные события того времени — героическую борьбу греческого народа против турецких завоевателей, продолжила начинания Жерико в области работы над общественно-значительными темами современности. Вершиной его творчества стала картина «Свобода, ведущая народ» («28 июля 1830 года», 1830, Париж, Лувр), которая целиком связала Делакруа с революционным движением 1830 г. Это наиболее значительное произведение европейского искусства 19 в., посвященное вооруженному выступлению народа. Яркая эмоциональность, отказ от канонов, расширение круга тем и, в частности, обращение к исторической теме характерны и для скульпторов-романтиков. Со «Свободой» Делакруа перекликается монументальный рельеф Франсуа Рюда (1784—1855) «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза», 1833—1836), украшающий Триумфальную арку на площади Звезды в Париже. С революцией было связано и творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Его искусство оказало громадное воздействие на развитие критического реализма, и прежде всего сатирической графики и карикатуры. В журнале «Карикатюр» он помещает рисунки, высмеивающие власть. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). Отбрасывая все второстепенное, акцентируя основное, Домье создает монументальный стиль в литографиях, раскрывающих эпизоды классовой борьбы рабочих. «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. Ни штрафы, ни тюрьма не сломили художника, который продолжал отстаивать республиканские идеи. Одновременно с Домье выступает группа художников, работавших в области национального пейзажа. Их живопись сыграла важную роль в утверждении реализма в мировом искусстве. Эти художники начали изображать природу своей страны, воспевая красоту и поэтичность окружающего мира, в котором живет и трудится простой человек. В этом огромное значение творчества художников-пейзажистов, получивших название барбизонцев. Их лидером был Теодор Руссо (1812—1867), утверждавший обыденное как значительное, монументальное. Его привлекало в природе все устойчивое, могучее, материальное; он подчеркивал конкретную осязаемость предметов. Ближе других к Руссо был Жюль Дюпре (1811—1889), отличавшийся от своего друга приверженностью к драматически-взволнованным состояниям природы. Более насыщенную, декоративную палитру предпочитал Нарсис Диаз (1807—1876). Особое место в пейзажной живописи Франции занимал Камиль Коро (1796—1875), чье творчество имело лирико-поэтическую направленность. В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). Он не только обратился к родной природе, но главной темой своего творчества избрал жизнь и труд крестьян, которых изображал с необычайной теплотой, проникновенностью и правдивостью. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин»,— скромно говорил он о себе. «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств; другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся эпичностью. Патриархальные воззрения художника нашли выражение в картине «Вечерний звон» («Анжелюс», 1858—1859, Париж, Лувр). С именем Гюстава Курбе (1819—1877) связывают создание новой реалистической эстетики, а также программное утверждение критического реализма во французской живописи. Он начинает изображать своих современников в величину натуры, усиливая материальность, весомость форм. Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнани», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост люди Франции, современники художника. Расширив круг тем, Курбе стремился изображать все то, что он видел своими глазами: людей всех классов и сословий. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, с кем работал и дружил и самого себя, сидящего за мольбертом. Совсем иной характер носит портрет мецената Брюйа, изображенного на прогулке в момент встречи с художником в картине «Здравствуйте, господин Курбе» (1854, Монпелье, Музей Фабр), — это, по существу, жанровая сцена. Тенденция приобретения портретом черт жанровой живописи в дальнейшем будет развита импрессионистами. Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.007 с.) |