Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекции 26, 27. Искусство ИспанииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конец 16 — первая половина 17 в. — период блестящего расцвета испанской культуры. В Испании подъем искусства наступает позднее, чем в передовых для того времени странах Европы — Италии и Нидерландах. Католическая религия, игравшая большую роль в жизни Испании, оказывала сильное влияние на изобразительное искусство, на его тематику. Только в Испании могло существовать искусство, «от которого пахло землей», и наряду с этим изысканно утонченное, болезненно хрупкое искусство для «посвященных». На протяжении столетий (8—15 вв.), проходивших под знаком национально-освободительной борьбы (реконкисты) испанского народа с завоевателями-маврами, в Испании сложились формы государственности, общественные отношения и ярко выраженные черты национального характера. Реконкиста сформировала народную основу культуры, так как ее движущей силой были народные массы города, крестьянство, рано освободившееся от крепостной зависимости и осознавшее свои гражданские права. Большое влияние на развитие испанского искусства оказали арабская культура и искусство, отличавшиеся живописностью, декоративностью, динамичностью. В конце 15 — начале 16 в. города Валенсия, Севилья, Толедо стали центрами новой, ренессансной культуры, свободолюбивые идеалы которой также оказали огромное воздействие на формирование сознания испанского народа. Испания, втянутая при Карле V и Филиппе II в мировую политику, завоевав Америку, вышла из многовековой изоляции, соприкоснулась с пере- довой Европой. Испанское искусство второй половины 16 в. несет печать мрачного величия и трагизма. В Испании распространялось проникшее из Италии течение маньеризма, сохранялись пережитки готики. Подъем национального реалистического искусства начался с конца 16 в.Особое место в испанской живописи второй половины 16 — начала 17 в. занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541 — 1614), художник философского мышления и мятежных порывов. Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни — острый кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 в. Самое значительное произведение Эль Греко периода расцвета - «Погребение графа Оргаса» (1586—1588, Толедо, церковь Сан-Томе) - раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Творчество Эль Греко подготовило новый этап в развитии психологических проблем испанской живописи, открыло новый путь решения живописных задач. Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи в борьбе с идеализирующим придворным направлением, наступил в первой половине 17 в. Главными очагами реализма стали Севилья и Валенсия, в их художественной жизни ярко проявились передовые веяния. Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был Хусепе Рибера (ок. 1591 —1652), живописец и график.В однофигурных композициях Рибера шел от этюдов с натуры: изображал рыбаков, уличных бродяг. Темпераментная лепка пастозным мазком придает пластическую силу суровым фигурам его героев в рубищах и нищенских лохмотьях. К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы», (1626, Санкт-Петербург, Эрмитаж). С середины 1630-х гг. живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее, образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Св. Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж). В «Св. Инессе» (1641, Дрезден, Картинная галерея) лицо девушки-мученицы написано широко и свободно. Рибера часто изображал людей из народа, используя композиционные приемы парадного портрета. В «Хромоножке» (1642, Париж, Лувр) он сочетает элементы парадного портрета и жанра. Художественные идеалы Испании 17 в. по-другому воплотились в творчестве Франсиско Сурбарана (1598 —ок. 1664). Он писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах (цикл картин из жизни святого Бонавентуры, 1629). В Испании уже в начале 17 в. распространился обычай писать фрукты, цветы и предметы кухонного обихода. Наиболее характерное из того, что было создано в этом жанре, принадлежит Сурбарану. «Натюрморт с четырьмя сосудами» (1632—1634, Мадрид, Прадо); «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633, Флоренция, собрание Контини-Бонакосси). В конце жизни Сурбарана характер его искусства изменился. В образах появились мягкость, теплота, нежность; в «Отрочестве Марии» (ок. 1660 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж) запечатлена скромная девочка— воплощение кротости и душевной чистоты. Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильва Веласкеса (1599—1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. Через долгие годы придворной службы он пронес идеи гуманизма, верность демократической традиции испанской культуры, любовь к простым людям. Веласкес — один из первых мастеров валерной живописи. Виртуозный мазок разнообразен. Валеры не только обогащают цвета, которыми пользовался Веласкес, но и моделируют формы, окутывают их мерцающей световоздушной средой. В ранний период творчества (1617—1621) он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи — «бодегонес», изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевен, в кухнях. В 1623 г. Веласкес переехал в Мадрид, где жил около 40 лет; он получил место придворного живописца. В портрете короля Филиппа IV (Мадрид, Прадо) он воплотил распространенный в испанском обществе идеал достойной личности, исполненной самообладания и чувства чести. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Он написал большую картину на современную историческую тему—«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). В поколенном парадном портрете Филиппа IV (1644, Нью-Йорк, Музей Фрик) он утверждает новые принципы реалистического портрета. С блеском воспроизведенный великолепный костюм лишь обостряет впечатление заурядности, душевной инертности и безволия короля. Во время второй поездки в Италию Веласкес написал портрет папы Иннокентия X (1650, Рим, гелерея Дориа-Памфили). По беспощадности и многогранности характеристики, по блеску живописного воплощения это один из лучших реалистических портретов в мировом искусстве. Портрет Иннокентия X открывает поздний этап творчества Веласкеса, когда он написал ряд великолепных произведений. («Инфанта Маргарита», ок. 1660 г., Мадрид, Прадо; Киев, Музей западного и восточного искусства, портрет ученика и слуги мавра Хуана Парехи, 1649, Солсбери, собрание Раднор, серия портретов шутов и карликов, «Венера с зеркалом», 1657, Лондон, Национальная галерея, «Менины» или «Фрейлины», 1656, Мадрид, Прадо, «Пряхи» 1657, Мадрид, Прадо). Открытия Веласкеса в области цвета и света, его могучий реализм оказали влияние на живопись 18—19 вв. С середины 17 в. испанское искусство утратило непосредственную связь с жизнью. В нем усилились черты идеализации, внешней эффектности, обнаружились мистические тенденции. Последним крупным живописцем севильской школы, где живопись дольше сохраняла верность реализму, был Бартоломео-Эстебан Мурильо (1617—1682). Экономический и политический упадок Испании тяжело отразился на всех областях жизни. К концу 17 — началу 18 в. в испанском искусстве утвердился стиль барокко со свойственными ему пышной декоративностью и театральностью. Франсиско Гойя (1746-1828) - испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1773 художник работал в Мадриде, в 1776-1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений ("Зонтик", 1777, "Игра в пелоту", 1779, "Игра в жмурки", 1791, - все - Прадо, Мадрид). С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке ("Семья герцога Осуна", 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1799 -"первый живописец короля". Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании "старого порядка". Уродство ее моральных, духовных и политических основ он раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов "Капричос" (80 листов с комментариями художника, 1797-1798). В 1790-х - начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности ("Маха одетая" и "Маха обнаженная", обе - Прадо, Мадрид). С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете "Семья Карла IV" (1800, Прадо, Мадрид). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции ("Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", обе - около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов "Бедствия войны" (82 листа, 1810-1820). В загородном доме "Кинто дель Сордо" ("Дом глухого"), стены он расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь"). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (22 листа, 1820-1823). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине "Похороны сардинки" (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов "Тавромахия" (1815). С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается до сих пор. Лекция 28. ИСКУССТВО РОССИИ 18 в. (ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА) XVIII век был временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры, обусловленного коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, которые осуществлялись Петром I. В отличие от средневековой эпохи, когда искусство носило культовый характер, в XVIII веке стали интенсивно развиваться его светские формы. Строительство новой столицы России — Санкт-Петербурга - и других городов, повлекло за собой развитие декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые придавали неповторимую красоту архитектурным ансамблям, способствуя формированию искусства первой половины и середины XVIII века. Оно складывалось на основе национальных традиций, но впитывало в себя творчески претворенные черты европейских художественных стилей — классицизма XVII века, а в дальнейшем — барокко. Петр I приглашал иностранцев в Россию, но вместе с тем заботился о воспитании русских художников. В первой четверти XVIII века широко практиковалось «пенсионерство» — посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии. Именно так было с И. Н. Никитиным, А. М. Матвеевым, И. К. Коробовым и другими художниками и архитекторами. Приглашая иностранцев в Россию, их обязывали не только исполнять работы по договору, но и обучать русских. Русское искусство первой половины XVIII века принято разделять на три временных этапа: Петровская эпоха (первая четверть XVIII века), конец 1720-х — начало 1740-х и 1740-е — 1750-е годы. Первый этап характеризуется, развитием светских форм изобразительного искусства, созданием новой системы художественного образования, решением градостроительных задач. Второй этап — время, когда петровские реформы приносят ощутимые плоды в области архитектуры и изобразительного искусства, когда возвращаются из-за границы и начинают работать многие петровские пенсионеры, закладываются основы развития искусства середины XVIII столетия. Третий этап представляет собой период дальнейшего подъема национальной художественной культуры, определенный возврат к традициям искусства Древней Руси, расцвет архитектуры барокко. Крупным архитектором петровской эпохи был Доменико Трезини (ок. 1670—1734), соорудивший Петропавловский собор (1712 — 1733) и Петровские ворота в Петропавловской крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий (1722—1742), главного административного учреждения страны, и Гостиный двор (1723— 1735, находился недалеко от здания Двенадцати коллегий, не сохранился). Здания, построенные Трезини, способствовали формированию приемов русского барокко. Они отличались рациональностью планов и конструкций, а также умеренным пластическим убранством фасадов. С именем И. К. Коробова (1700—1747) связаны большие работы в Адмиралтействе, проводившиеся в 1730-х годах. П. М. Еропкин (ок. 1698—1740) был выдающимся градостроителем. Общая направленность строительства середины XVIII века принципиально другая, чем в начале столетия. В эти годы подъема дворянской культуры определяющими были дворцовые и церковные сооружения. Крупнейшим архитектором того времени был Франческо-Бартоломео Растрелли(1700—1771), сына известного скульптора. Самыми характерными его постройками стали три больших комплекса — Екатерининский дворец (1752 — 1756) в Царском Селе, Зимний дворец (1754—1762) и Смольный монастырь (1748—1764) в Петербурге, представляющие собой как бы три типа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря. В Древней Руси скульптура, в отличие от живописи, находила небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В первой половине XVIII века постепенно осваиваются все жанры станковой и монументальной скульптуры. Прежде всего начинает развиваться монументально-декоративная пластика, тесно связанная с ар-хитектурой. Под руководством архитектора И. П. Зарудного создавался резной декор Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, церкви Архангела Гавриила в Москве (Меншикова башня). Б.-К. Растрелли (1675 —1744) явился первым мастером скульптуры в России. Большой известностью пользуется его бронзовый бюст Петра I (1723—1730), бюст А. Д. Меншикова. Самое значительное произведение Растрелли — конный памятник Петру I. Живопись первой половины XVIII столетия представлена новыми для русского искусства жанрами - историческим, батальным, портретом, натюрмортом, миниатюрой. Широкое распространение получает монументально-декоративная живопись. В станковой живописи основными материалами становятся холст и масляные краски. В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи — парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту или «узорочью». И. Н. Никитин и А. М. Матвеев быстрее других преодолели иконописные влияния и создали произведения нового времени. Середина XVIII века — время подъема и возрождения национальных традиций — в области живописи представлена именами И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в движении кисти и мазке петровских пенсионеров сменяется у мастеров середины столетия большей традиционностью письма, нарочитостью. Локальность цветовых пятен в полотнах Антропова, архаизм композиции Вишнякова, статика Аргунова связывают их произведения с искусством конца XVII века. В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она отражала успехи политического и культурного строительства русского государства. Она существовала в форме книжной иллюстрации, а также самостоятельных станковых произведений, исполненных в жанре баталии, городского пейзажа, портрета и т. д. Мастером гравюры начала XVIII века был Алексей Федорович Зубов(1682 — после 1750). В середине XVIII века обширную серию видов Петербурга создал М.И. Махаев. При помощи камеры-обскуры он фиксировал контуры изображений, а затем сочинял свои композиции — панорамы Невы с кораблями, виды отдельных зданий вдоль этой реки и каналов. Вместе с совершенствованием «ученой» гравюры в русском искусстве XVIII столетия получает развитие народная картинка — лубок, резавшийся вначале на дереве, позднее — на меди. Именно в ней, сохранявшей традиционные сюжеты и в то же время, затрагивавшей злободневные вопросы, отчетливее всего проявилась сатирическая тенденция в изобразительном искусстве всего XVIII века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.27 (0.014 с.) |