Проблемы искусства западной европы в средние века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы искусства западной европы в средние века.



Дороманское искусство

Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению

№ 035400 История искусств

Москва 2011

 

 

Проблемы искусства Западной Европы в Средние века. Дороманское искусство

Учебно-методический комплекс

 

Составитель:

Пожидаева А.В.., канд. иск.

 

 

Ответственный редактор:

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры Всеобщей истории искусств

…… 2011, протокол № …

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2010

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Проблемы искусства Западной Европы в Средние века. Дороманское искусство» предназначен для бакалавриата N 035400. Курс входит в вариативную часть общепрофессионального цикла истории искусств и представляет собой неотъемлемый компонент профессионального искусствоведческого образования.

Учебно-методический комплекс «Проблемы искусства Западной Европы в Средние века. Дороманское искусство» включает в себя материалы, необходимые для успешного освоения данной дисциплины — программу курса с аннотацией, пояснительной запиской, тематическим планом и содержанием дисциплины, образовательные технологии, оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, контрольные вопросы по курсу, контрольные работы, список примерных тем рефератов и итоговых работ, а также список литературы, планы практических занятий, рекомендации студенту по организации самостоятельной работы.

 

Аннотация рабочей программы

Дисциплина Проблемы искусства Западной Европы в Средние века. Дороманское искусство является вариативной частью общепрофессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 035400 (История искусств). Дисциплина реализуется на факультете кафедрой Всеобщей истории искусств ФИИ РГГУ.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с
историей и теорией искусства ("предметная область»).

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-1, ОК-19, ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В, ПК-21В, ПК-26 В, ПК-27В, ПК-28В.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме дискуссий, аналитических заданий, докладов, контрольных работ, промежуточный контроль в форме итоговой письменной работы.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 62 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (32 часа), практические занятия (30 часов), самостоятельная работа студента (46 часов).

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи дисциплины: Курс «Проблемы искусства Западной Европы в Средние века. Дороманское искусство» читается студентам IV курса, специальность "история искусств" (общепрофессиональная дисциплина, N 035410).

2. Место дисциплины в структуре ООП: общепрофессиональный цикл Б.3, вариативная часть.

Предшествующие дисциплины: Введение в историю искусства, Основы искусства Древнего Востока, Основы искусства Древней Греции, Основы искусства Византии, Основы искусства Западной Европы в Средние века

Последующие дисциплины: Основы искусства эпохи Возрождения, Основы зарубежного искусства XVII века

Предмет изучения дисциплины – проблематика изучения искусства Раннего Средневековья.

Цель дисциплины:

– дать представление о периодизации дороманского искусства, основных этапах развития архитектуры, монументальной живописи, скульптуры, книжной миниатюры, предметов прикладного искусства;

– выявить взаимосвязи с предшествующим и последующим периодами;

– рассмотреть основные проблемы развития архитектурной и художественной традиции в указанный период.

Задачи дисциплины:

– научить студентов ориентироваться в хронологии искусства западноевропейского Раннего Средневековья;

– научить отличать искусство разных географических ареалов и различных временных этапов в искусстве указанного периода;

– закрепить фактические знания и представления о произведениях средневекового искусства, полученные в предшествующих курсах (“Основы искусства средневекого Запада”);

– познакомить с неизвестными или малоизвестными памятниками Раннего Средневековья, не затронутыми в предшествующих курсах.

Особенность курса – дать студентам углубленные знания о специфических особенностях искусства указанного периода, во время подготовки докладов к семинарским занятиям приучить самостоятельно работать с историческими и литературными источниками и ориентироваться в современной специальной литературе и периодике.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Проблемы искусства Западной Европы в Средние века. Дороманское искусство» входит в базовую часть цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД. Ф. 12, ОПД. Р. 11) по направлению «историк искусств» (бакалавр).

Прочные знания в области истории искусства, умение применять их в процессе изучения других гуманитарных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности, связаны со следующими общекультурными компетенциями, которые должны быть уже в достаточной степени сформированы у студентов, начинающих изучать данный курс:

 

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

·

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства,

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

ПК-6В владеет достаточным историко-культурным и методологическим фундаментом для продолжения образования в теоретико-методологической сфере и области актуального искусства

ПК-7 способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ,

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории,

ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

ПК-11В способен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия; формирование у учащихся ценностных ориентиров,

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления,

ПК-12В способен применять в организационно-управленческой деятельности современный уровень знаний и представлений об искусстве, социальной роли и функциях художественного наследия,

ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры,

ПК-14В способен к утверждению и пропаганде социальной и научной значимости культурного наследия, памятников искусства в средствах массовой информации, готов к культурно-просветительской деятельности в музеях,

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации,

ПК-16В владеет основами атрибуции, способен к перспективному анализу комплектования музейных коллекций,

ПК-17В готов к практической экскурсионной деятельности (подготовка и проведение тематической экскурсии по экспозиции),

ПК-20В Готов к участию в подготовке каталогов выставочных (экспозиционных) проектов,

ПК-23В Способен анализировать художественный проект и экспозицию, логически верно и ясно излагать свое мнение,

ПК-26В Владеет знаниями и современными научными представлениями о проблемах истории и теории искусства в выбранной сфере,

ПК-28В способен налаживать профессиональные контакты, адаптировать знания по истории зарубежного искусства к разным аспектам социальной деятельности,

 

Результаты обучения:

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

-- основной круг памятников архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дороманского периода,

-- основную проблематику изучения периода,

-- общую периодизацию искусства Западного Средневековья и периодизацию внутри периода.

уметь:

-- правильно локализовать произведение искусства указанного периода хронологически и географически,

-- дать грамотный анализ памятника с точки зрения иконографии и стиля, с конечной целью – его правильной атрибуции.

владеть:

-- понятийным аппаратом медиевистики,

-- началами стилистического и иконографического анализа.

Важной предпосылкой для этого, безусловно, является знание иностранных языков (хотя бы одного, на уровне университетского курса), поскольку статьи по общим вопросам медиевистики и отдельным памятникам, публикующиеся в специальной периодике (а именно, на них следует ориентироваться на семинарских занятиях), на русский язык, как правило, не переводятся.

 

4. Структура дисциплины (тематический план)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 62 ауд.часа

 

№ п/п   Раздел дисциплины Семестр     Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
              лекции прак­тичес­кие заня­тия семи­нары само­стоятель­ная работа    
  Введение: периодизация дороманского периода и его место в истории искусства Средних веков. Понятие «малых ренессансов»   1-2         Проверка аналитических заданий
  Искусство варварских королевств: географический и временной ареал     3-6         Оценка докладов
  Каролингский ренессанс: архитектура, живопись, ДПИ     4-8         Оценка докладов
  Малое римское возрождение и пасхалиевский ренессанс: специфика, типология памятников       9-10         Оценка докладов
  Оттоновский ренессанс. Феномен и сопутствующие явления в искусстве Европы     11-14         Оценка докладов
6. Первый романский стиль – его рождение и связь с предшествующим периодом   14-15          
  Подготовка доклада             Консультации предподавателя
  Работа над курсовой       1-15         Проверка курсовой работы

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры  
 
Аудиторные занятия (всего) 62/1, 75
В том числе: - -
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего) 46/1.25  
В том числе: - -
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
     
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет  
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

 

Тема К Образовательные технологии Оценочные средства Пороговый уровень освоения Повышенный уровень Освоения
  Введение: периодизация дороманского периода и его место в истории искусства Средних веков. Понятие «малых ренессансов»6 часов ОК-1, ОК-19, Вводная лекция, дискуссия дискуссия    
  Искусство варварских королевств: географический и временной ареал 8 часов ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В Лекция-беседа, аналитические задания Аналитические задания    
  Каролингский ренессанс: архитектура, живопись, ДПИ 12 часов ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В Проблемная лекция, аналитические задания Аналитические задания    
  Малое римское возрождение и Пасхалиевский ренессанс: специфика, типология памятников. 8 часов ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В Проблемная лекция, аналитические задания, дискуссия Дискуссия, аналитические задания    
  Оттоновский ренессанс. Феномен и сопутствующие явления в искусстве Европы 16 часов ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В Лекция-беседа, дискуссия Дискуссия    
  Первый романский стиль – его рождение и связь с предшествующим периодом 12 часов ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В Лекция-беседа, дискуссия дискуссия    
  Итого 62 часа          

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

ТЕМЫ

1. Введение 6 часов

Дороманское искусство. Объяснение понятия. Периодизация. Географический ареал термина. Конец Античности и судьба Западной Римской империи. История взятий Рима варварами. Образование варварских королевств. Варвары как наследники культуры Поздней Античности и Раннего христианства. Понятие «малых средневековых ренессансов». Проблема образца для каждого из них. Малый римский ренессанс. Его связь с Восточной римской империей. Образование империи Карла Великого. Каролингский ренессанс, его временные и географические границы. Образование Священной римской империи. Географические и временные границы оттоновского ренессанса. Понятие «первый романский стиль», его значение и сосуществование с оттоновским ренессансом. Дороманское искусство как колыбель первого большого стиля Средневековья.

Вопросы для дискуссии:

1) Чем отличаются «малые ренессансы» от итальянского Возрождения XV-XVI веков?

2) Как связаны понятия «Раннее христианство» и «Романское искусство» с искусством Европы V- пер.пол.XI веков?

 

2. Искусство варварских королевств: географический и временной ареал 8 часов

Проблема соотношения в формировании средневекового стиля собственного наследия варварских народов и античных образцов. Три географических зоны: Италия, континентальная Европа севернее Альп, Британские острова. Удаленность от Рима как критерий оценки причастности к античной традиции.

Раннесредневековое искусство вне Рима. Варварские королевства: пути усвоения основ христианства и элементов латинской культуры. Разная степень ассимиляции варваров в латинской среде и ее влияние на искусство раннесредневековых королевств. Сложение локальных школ и традиций. Особое положение меровингской Франции.

Монастыри как единственная централизующая сила культуры. Программа средневекового образования и ее воплощение в жизнь.

Архитектура: примитивизация раннехристианских построек, смешение разнородных влияний. Различная степень удаленности от Рима и убывание архитектурной грамотности (Ломбардия, меровингская Франция, Пиренейский полуостров - вестготы и Астурийское королевство).

Сведение скульптуры к малым формам. Живопись: взаимодействие классической иконографической традиции и варварских линейно-графических орнаментальных структур. Книжная миниатюра Северной Италии, меровингской Франции ("импорт" римских памятников и отсутствие собственной фигуративной традиции).

Особый статус Ирландии в раннесредневековом мире. Нортумбрийско-ирландская школа – вариант развития изобразительно-иллюстративного принципа вне рамок классического искусства.

Темы аналитических заданий:

1) На основе предложенного зрительного ряда сформулируйте критерии, по которым Вы бы отнесли данный памятник к одному из трех географических ареалов искусства варварского периода.

2) Расположите изображения из предложенного зрительного ряда по мере убывания признаков античной традиции а) в архитектуре (ордер и своды)

Б) в изобразительном искусстве (изображение человека, среда)

3. Каролингский ренессанс: архитектура, живопись, ДПИ 12 часов

Каролингский ренессанс - первая сознательная попытка политического и культурного возрождения Империи. Унификация религиозной, прежде всего монастырской, жизни, распространение традиции переписывания книг.

Архитектура: новые черты в базилике – появление крипт и обхода, двойная ориентация. Оформление западного фасада, изменения в восточной части храма. Монастырские комплексы регулярной планировки. Центрические здания и их образцы. Ориентация на раннехристианский Рим и Италию.

Отказ от иконопочитания и его последствия для изобразительного искусства – отход от жестких иконографических схем, смешение сакральных и “научных” иконографических элементов. Придворные и монастырские школы книжной миниатюры. Устойчивые черты стиля западноевропейской миниатюры, складывающиеся в каролингском искусстве. Основные черты декоративно-прикладного искусства каролингов.

Аналитические задания:

1) Сравните 2 пары книжных миниатюр и определите их принадлежность к одной из школ каролингской миниатюры. Аргументируйте свой выбор

2) Сравните план раннехристианской и каролингской базилики. Перечислите отличия, объясните их.

3) Сравните планы Ахенской капеллы и ц.Сан Витале в Равенне. Перечислите и объясните сходные и отличные признаки.

4) Из предложенного ряда из 10 изображений выберите относящиеся к варварскому и каролингскому периоду. Аргументируйте ваш выбор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.056 с.)