Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малое римское возрождение и Пасхалиевский ренессанс: специфика, типология памятников. 8 часов

Поиск

Италия VI-IX веков, соотношение “варварской” и “классической” компонент в разных памятниках. Византийские мастера в Италии. Значение иконоборчества и меценатства пап-греков и сирийцев. “Малое римское возрождение” и Пасхалиевский ренессанс – попытка возродить иконографические и стилистические особенности раннего христианства. Два стилистических «крыла» в живописи указанного периода – выживание Античности и рождение Средневековья. Фрески Кастельсеприо, Чивидале и Санта Мария Антиква. Римские мозаики VII-IX веков: использование раннехристианских иконографических схем и сложение средневекового стиля.

Аналитические задания:

1) В предложенных парах изображений выделите раннехристианские и раннесредневековые памятники. Аргументируйте свой выбор и сформулируйте признаки стиля.

2) Слайд-тест: разделите изображения на 4 группы: а) Раннехристианский Рим и Равенна б) варварская Европа в) малый Римский ренессанс г) Британские острова и Ирландия

 

 

5. Оттоновский ренессанс. Феномен и сопутствующие явления в искусстве Европы 16 часов

Искусство Оттоновской империи. Вторичный по отношению к каролингам характер “возрождения” - "абсолютизация" каролингской архитектуры. Влияние Византии. Немногочисленные образцы скульптуры - распятия, реликварии, рельефы бронзовых дверей - основные типы станковой скульптуры Германии последующих веков.

Живопись: роль каролингских образцов и византинизирующие тенденции. Выделение человеческой фигуры из пейзажно-архитектурного фона. Появление новых экспрессивных средств. Книжная миниатюра Германии – сложение школ, формирование новых иконографических решений. Школы Райхенау, Трира, Регенсбурга, Кельна. Широкое использование персонификаций – наследие античного искусства.

Вопросы для дискуссии:

1) Чем отличается Оттоновское возрождение от каролингского а) в области культуры

Б) в области архитектуры

В) в области изобразительного искусства

 

6. Первый романский стиль – его рождение и связь с предшествующим периодом 12 часов

Понятие «романского стиля» и специфика определения «первого романского стиля». Политико-культурная ситуация в Европе второй половины 10-первой половины 11 в. Рост монастырей, грегорианская реформа. Строительство после 1000 г. Сохранение римской традиции сводчатой архитектуры и роль Ломбардии в этом. Новый тип конструкции: монолитно-оболочная. Ведущий тип постройки – монастырская церковь. Паломнические храмы - источник возникновения единой типологии построек в разных странах. Почитание реликвий и его влияние на храмовую архитектуру. “Первый романский стиль” - поиски универсального типа церковного здания. Роль бургундской и пиренейской школ в архитектуре.

Дороманская миниатюра Испании и Англии – пример региональной специфики развития, определяющей содержательно и формально стиль.

Вопросы для дискуссии:

1) Каковы общие черты и различия в оттоновской архитектуре и архитектуре первого романского стиля?

2) Как можно объяснить специфические черты испанской и английской миниатюры X-XI вв?

Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Проблемы искусства Западной Европы в Средние века. Дороманское искусство» используются различные образовательные технологии — во время аудиторных занятий (62 часа) занятия проводятся в виде лекций с использованием ПК и компьютерного проектора, самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании доклада и курсовой работы) - 8 часов и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке (38 часов).

Во время лекций используются: проблемный метод изложения лекционного материала, дискуссия, аналитические задания, во время семинаров -- доклады и их обсуждение, презентации.

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Система текущего контроля знаний включает дискуссии, аналитические задания, доклады, система промежуточной аттестации — написание итоговой письменной работы. Дискуссии и аналитические задания являются частью лекционных и практических занятий, доклады делают учащиеся на 6 семинарских занятиях, контрольные работы проходят на 6, 8 и 15 неделе обучения.

Требования к студентам включают в себя посещение 60% лекций и семинаров, активное участие в дискуссиях и беседах, выполнение аналитических заданий, выступление с докладом, написание всех контрольных работ. Итоговая оценка проставляется на последней неделе обучения (1 семестр) с учётом результатов текущего и промежуточного контроля.

 

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:

  1. Живопись Малого Римского Ренессанса. Фрески и мозаики. Эволюция тем и стиля. Византийское иконоборчество и Италия. 4 часа

Доклады:

А. (фрески ц.Санта Мария Антиква в Риме(6-8вв), фрески в Кастельсеприо, римские иконы)

 

Б. мозаики цц.Сант Аньезе, Сан Марко, Сан Лоренцо, Санта Мария ин Домника, капеллы св.Венанция в Латеранском баптистерии, капеллы св.Зенона ц.Санта Прасседе в Риме).

Задание 1. Расположите предложенные иллюстрации в порядке убывания антикизирующих черт. Сравните ваш ряд с хронологическим. Попытайтесь сделать вывод на основе сравнения.

Задание 2. Рассмотрите эволюцию апсидной композиции церкви Косьмы и Дамиана в Риме на примере мозаик Пасхалиевского Ренессанса. Сделайте выводы об изменениях в композиции, восприятии светотени, колорите.

Литература к семинару:

Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до истории искусства. – М., 2003

Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994

Лазарев В.Н. Фрески Кастельсеприо (К критике теории Вейцмана о «Македонском Ренессансе») – Византийский временник, 53, с.366ff

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Grabar A., Nordenfalk C. Early medieval painting from the 4 to 11 Century. – Lausanne, 1957

Hubert J., Porcher J., W.F.Volbach L'Europe des Invasions. - P., 1971

Hubert J., Porcher J., W.F.Volbach L'Empire carolingien. - P., 1968

Oakeshott W. Die Mosaiken von Rom. – Leipzig, 1967

 

2. A, б Ирландская и английская миниатюра 7-9 веков. Специфика христианского пути Британских островов. Роль привозных образцов. Собственная орнаментальная художественная традиция и возникновение христианской образности. 6 часов

Доклады:

А.( Евангелиарий Августина, Золотой Кентерберийский и Амиатинский кодекс)

Б. (, книга из Дарроу, Линдисфарнское евангелие, евангелие Чад, евангелие из Эхтернахта, Келлская книга).

Литература к семинару:

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Шкунаев С.В. Средневековая ирландская миниатюра. – Панорама искусств, 6, 1983, с.85-106

Alexander J.J. Insular Manuscripts 6th to 9th Centuries. – Lnd, 1978

Alexander J.J. Medieval illuminators and their methods of work. – Lnd; New Haven, 1992 (p.72-80)

Nordenfalk C. Celtic and Anglo-Saxon painting. – Lnd 1977

3. Дворцовая (палатинская) школа миниатюры при дворе Карла Великого. 2 часа

Доклады:

1) Сравнение группы Венского евангелия (Венское (коронационное) евангелие, Ахенское евангелие) и рукописей группы аббатисы Ады (евангелие Ады, Суассонское, Харлейское и др).

2) Составляющие каролингского ренессанса: Раннее христианство, Византия, Северная Италия.

Литература к семинару:

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. – М., 1970, сс.221-242

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М.,1998, сс. 43-51

Beckwith J. Early Medieval Art (Carolingian, Ottonian, Romanesque). - Lnd, 1974

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

Hubert J., Porcher J., W.F.Volbach L'Empire carolingien. - P., 1968

 

  1. Утрехтская псалтирь и реймская школа каролингской миниатюры. 2 часа

Доклады:

Утрехтская псалтирь, ее структура и происхождение

Копии Утрехтской псалтири. Рукопись как носитель изобразительных схем и способов связи изображения и текста от 5 к 13 в. Понятие копии в Средние века.

Задание 1. Выстроите в хронологическом порядке копии Утрехтской псалитири. Аргументируйте свой выбор.

Задание 2. Сравните иллюстрации к соответствующим псалмам из Утрехтской псалтири и 3 ее копий. Сделайте выводы относительно изменений иконографии и стиля.

Литература к семинару:

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. – М., 1970, сс.221-242

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М.,1998, сс. 43-51

Alexander J.J. Medieval illuminators and their methods of work. – Lnd; New Haven, 1992 (p.72-94)

Beckwith J. Early Medieval Art (Carolingian, Ottonian, Romanesque). - Lnd, 1974

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

DeWald E.T. The Illustrations of the Utrecht Psalter, Princeton, 1932

 

  1. Турская школа каролингской миниатюры 2 часа

Доклад:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.01 с.)