Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материальная культура древнего Египта, античной Греции и рима.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
культура долины Нила от Средиземного м. на С. до первого порога на Ю., развивавшаяся со времен неолита (5-4-е тыс. до н. э.) до 4 в. н. э. Зародившись в условиях первобытнообщинного строя, Д. к. оформилась в рабовладельч. деспотии, сложившейся в Египте к кон. 4-го тыс. до н. э. Хотя древние египтяне достигли для своего времени значит. успехов в различных областях культуры в целом, для Д. к. характерна известная застойность. Эта застойность была обусловлена медленностью развития производит. сил и связанных с ними социально-экономич. отношений и сильным влиянием религ. идеологии, способствовавшей длит. сохранению устарелых взглядов и приемов в иск-ве, лит-ре и науке. Материальная культура. В 5-м тыс. до н. э. в Египте начался переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству. Появились первые с.-х. орудия (мотыга, серп); орудия труда изготовлялись исключительно из камня, дерева и кости. В 4-м тыс. до н. э. впервые началась обработка меди (начиная с Бадарийской культуры), появился примитивный плуг, с нач. 2-го тыс. стала применяться бронза. Железо вошло в широкое употребление лишь к сер. 1-го тыс. до н. э. Больших успехов достигли египтяне в обработке драгоц. металлов - золота и серебра, из к-рых они изготовляли подлинные шедевры художеств. творчества (напр., маска и саркофаг Тутанхамона). В 5-4-м тыс. развились ткацкие и керамич. произ-ва. В 4-м тыс. уже вырабатывался фаянс (раньше чем в Азии). С 3-го тыс. появляется и стекло. Огромное значение имела ирригация. Были созданы различные приспособления для поливки полей: журавль (шадуф), позднее - водоподъемное колесо (сакие). Бассейновая система орошения просуществовала в Египте до 19 в. н. э. Пути сообщения проходили в осн. по Нилу. Использовались также вьючные животные (гл. обр. ослы). Для перевозки тяжестей употреблялись салазки. Колесный транспорт применялся с 18 в. до н. э. Строительное дело и архитектура. На всем протяжении истории Др. Египта осн. материалом для строительства домов служили глина и тростник. Даже дворцы фараонов сооружались из кирпича-сырца. В 3-м тыс. до н. э. овальные и круглые хижины додинастич. периода сменились прямоугольными постройками, иногда двухэтажными с плоской кровлей. С 28 в. до н. э. (III династия) началось строительство царских гробниц (пирамид) из кам. блоков. Только интенсивная эксплуатация подневольного труда рабов и бедняков давала возможность сооружать эти огромные и прочные строения с помощью медных орудий и крайне примитивных технич. приспособлений. С 16 в. до н. э. стали высекаться скальные гробницы фараонов. К этому же времени относятся монументальные храмы (наиболее крупные Карнак и Луксор в Фивах) с огромными колонными залами и открытыми дворами. У входа часто воздвигались пилоны (башни) и обелиски. К ним вели аллеи для процессий, по бокам аллей обычно устанавливались сфинксы. Скульптура и живопись. Непревзойденные шедевры создали египтяне в пластике. Древнейшие глиняные и костяные статуэтки восходят к неолиту (5-4-е тыс. до н. э.). В кон. 4-го тыс. до н. э. ваятели стали применять камень, а с нач. 3-го тыс. - медь. Представления о загробной жизни, согласно к-рым Ка, душа умершего, в случае разрушения тела, должна была иметь вместилище для посмертного существования, способствовали развитию скульптурного портрета. При этом цари, вельможи и боги в силу религ. традиций изображались в застывших, условных позах. Зато статуэтки слуг и работников отличались известной динамичностью движений. Те же тенденции прослеживаются в живописи и рельефах на стенах гробниц и храмов, а также на изображениях стел и саркофагов. Стремясь передать наиболее характерные признаки, егип. художники не считались с требованиями перспективы и показывали предмет (особенно человеч. фигуру) в нескольких ракурсах одновременно. Попытка полной ломки художеств. традиций и канонов относится ко времени Эхнатона (15-14 вв. до н. э.) (напр., изумительные по изяществу и экспрессии скульптурные портреты царицы Нефертити, ее дочерей, Эхнатона, фрески дворца в Амарне). Письменность. В 4-м тыс. до н. э. в Египте появилось рисуночное письмо (идеограммы). В дальнейшем нек-рые знаки стали употребляться (по созвучию) для передачи сочетаний 2 или 3 согласных (фонограммы), а в нач. 3-го тыс. выработался алфавит из 24 согласных букв (гласные звуки в егип. письме не передавались). Все три вида иероглифич. знаков (идеограммы, фонограммы и буквы) сосуществовали. После слова, написанного фонетич. знаками, часто ставился детерминатив, определявший категорию понятий, к к-рой оно относится. Наряду с иероглифич. письменностью употреблялись различные виды скорописи: с конца эпохи Древнего царства - иератика, а с 8 в. до н. э. - демотика. Материалом для письма служили папирус, кам. плиты, деревянные доски, острака и пр. Наука. Др.-егип. наука носила преим. эмпирич. характер. Развитие математич. знаний, начиная с эпохи Древнего царства, объяснялось нуждами централизованного гос-ва с его сложной системой исчисления податей и определения зем. наделов, а также необходимостью точных расчетов для ирригац. и строит. работ. Египтяне впервые ввели десятичную систему исчисления. Сохранились задачи на 4 правила арифметики, с учетом дробных чисел. Была известна арифметич. и геометрич. прогрессия. Исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (p определялось как 3, 16, т. е. с ошибкой на 0,02), а также поверхности простой и усеч. пирамиды. Появились зачатки алгебры (понятие неизвестной величины, уравнение с 2 неизвестными). Разливы Нила и цикл с.-х. работ заставили очень рано накапливать наблюдения над явлениями природы, в т. ч. за движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии и возникновению, возможно еще в 4-м тыс. до н. э., календаря. Год делили на 365 суток (12 месяцев по 30 дней и добавочная пятидневка, без учета лишних часов и минут). Егип. жрецы и писцы, в чьих руках преим. накапливались науч. знания, отмечали положение звезд и группировали их в созвездия. Для ориентировки зданий фиксировалась полярная звезда. Использовались солнечные и водяные часы. Составлялись примитивные геогр. карты и списки городов, с учетом расстояния между ними. В медицине проводилась специализация (офтальмология, гинекология, ветеринария и пр.). Обычай вскрытия тела при мумификации способствовал ознакомлению с анатомией. Были изучены функции сердца и открыт закон кровообращения. Имелись нек-рые представления о значении мозга. Егип. врачи производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, применяли антисептич. средства, хирургич. шины и т. д. Однако вполне реалистич. представления переплетались с верой в магию и колдовство. Известные химич. познания использовались при мумификации трупов, приготовлении благовоний, лекарств и в стекольном ремесле (применение примесей окиси цинка, меди, марганца, кобальта при произ-ве цветного стекла). Лит.ратура была весьма разнообразна по содержанию и по жанрам. Особенно много дошло до нас религ.-магич. сборников, тексты к-рых по представлениям древних египтян должны были обеспечить умершим загробное блаженство ("Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых"), а также гимны богам и ритуальные, т. н. драматич. тексты, предназначенные для мистерий, во время к-рых жрецы играли роль богов. В то же время в егип. лит-ре можно найти проявление скептицизма в отношении офиц. религ. догм; так, в "Разговоре разочарованного со своим духом" подвергается сомнению загробная жизнь. Начиная с Древнего царства (3-е тыс. до н. э.) сохранились многочисл. автобиографии вельмож, позднее послужившие образцом для приключенч. повести (напр., "Рассказ Синухета"). Записывались мифы, басни, сказки (напр., о потерпевшем кораблекрушение, о 2 братьях, о взятии Яффы), произведения любовной лирики. Весьма популярными были поучения (в т. ч. царей), носившие характер политич. завещаний. Социальная борьба особенно резко отражена в "Речениях Ипусера", проникнутых нескрываемой ненавистью к восставшим нар. массам. Ист. лит-ра представлена погодными записями Палермского камня и надписями, анналами царей (Тутмоса III, Рамсеса II и др.). В 4 в. до н. э. жрец Манефон составил обзор истории Египта на греч. языке. Судя по изображениям в гробницах, были весьма распространены музыка и пение как в быту, так и при богослужении. Египтянам были известны муз. инструменты: струнные (арфа, лютня), ударные (систр, тамбурины, барабан) и духовые (флейты, трубы). Д. к. оказала значит. влияние на культуру народов Куша, азиат. стран, позднее на Грецию и Рим. После завоевания Др. Египта Александром Македонским религия, иск-во и лит-ра Др. Греции, смешавшись с местной, образовали синкретическую эллинистическую культуру, воздействие к-рой ярче всего проявилось в городах Дельты, особенно в Александрии. В 4 в. н. э. христианство полностью одержало победу над язычеством. Одновременно с этим иероглифич. письменность (считавшаяся языческой) была заменена коптским алфавитом. С этого времени начинается ср.-век. егип. культура (коптская, а позднее арабская).
ЕГИПЕТ (КРАТКО) Культура древнего Египта Культура Древнего Египта развивалась в долине Нила. От неё сохранилось гораздо больше памятников, чем от культуры Месопотамии, так что она изучена сегодня намного полнее. Объясняется это, как и многие особенности самой культуры Египта, природными условиями.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Культура Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка.
Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.015 с.) |