Материальная культура древнего Египта, античной Греции и рима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальная культура древнего Египта, античной Греции и рима.



 

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

 

культура долины Нила от Средиземного м. на С. до первого порога на Ю., развивавшаяся со времен неолита (5-4-е тыс. до н. э.) до 4 в. н. э. Зародившись в условиях первобытнообщинного строя, Д. к. оформилась в рабовладельч. деспотии, сложившейся в Египте к кон. 4-го тыс. до н. э. Хотя древние египтяне достигли для своего времени значит. успехов в различных областях культуры в целом, для Д. к. характерна известная застойность. Эта застойность была обусловлена медленностью развития производит. сил и связанных с ними социально-экономич. отношений и сильным влиянием религ. идеологии, способствовавшей длит. сохранению устарелых взглядов и приемов в иск-ве, лит-ре и науке.

Материальная культура. В 5-м тыс. до н. э. в Египте начался переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству. Появились первые с.-х. орудия (мотыга, серп); орудия труда изготовлялись исключительно из камня, дерева и кости. В 4-м тыс. до н. э. впервые началась обработка меди (начиная с Бадарийской культуры), появился примитивный плуг, с нач. 2-го тыс. стала применяться бронза. Железо вошло в широкое употребление лишь к сер. 1-го тыс. до н. э. Больших успехов достигли египтяне в обработке драгоц. металлов - золота и серебра, из к-рых они изготовляли подлинные шедевры художеств. творчества (напр., маска и саркофаг Тутанхамона).

В 5-4-м тыс. развились ткацкие и керамич. произ-ва. В 4-м тыс. уже вырабатывался фаянс (раньше чем в Азии). С 3-го тыс. появляется и стекло.

Огромное значение имела ирригация. Были созданы различные приспособления для поливки полей: журавль (шадуф), позднее - водоподъемное колесо (сакие). Бассейновая система орошения просуществовала в Египте до 19 в. н. э. Пути сообщения проходили в осн. по Нилу. Использовались также вьючные животные (гл. обр. ослы). Для перевозки тяжестей употреблялись салазки. Колесный транспорт применялся с 18 в. до н. э.

Строительное дело и архитектура. На всем протяжении истории Др. Египта осн. материалом для строительства домов служили глина и тростник. Даже дворцы фараонов сооружались из кирпича-сырца. В 3-м тыс. до н. э. овальные и круглые хижины додинастич. периода сменились прямоугольными постройками, иногда двухэтажными с плоской кровлей. С 28 в. до н. э. (III династия) началось строительство царских гробниц (пирамид) из кам. блоков. Только интенсивная эксплуатация подневольного труда рабов и бедняков давала возможность сооружать эти огромные и прочные строения с помощью медных орудий и крайне примитивных технич. приспособлений. С 16 в. до н. э. стали высекаться скальные гробницы фараонов. К этому же времени относятся монументальные храмы (наиболее крупные Карнак и Луксор в Фивах) с огромными колонными залами и открытыми дворами. У входа часто воздвигались пилоны (башни) и обелиски. К ним вели аллеи для процессий, по бокам аллей обычно устанавливались сфинксы.

Скульптура и живопись. Непревзойденные шедевры создали египтяне в пластике. Древнейшие глиняные и костяные статуэтки восходят к неолиту (5-4-е тыс. до н. э.). В кон. 4-го тыс. до н. э. ваятели стали применять камень, а с нач. 3-го тыс. - медь.

Представления о загробной жизни, согласно к-рым Ка, душа умершего, в случае разрушения тела, должна была иметь вместилище для посмертного существования, способствовали развитию скульптурного портрета. При этом цари, вельможи и боги в силу религ. традиций изображались в застывших, условных позах. Зато статуэтки слуг и работников отличались известной динамичностью движений.

Те же тенденции прослеживаются в живописи и рельефах на стенах гробниц и храмов, а также на изображениях стел и саркофагов. Стремясь передать наиболее характерные признаки, егип. художники не считались с требованиями перспективы и показывали предмет (особенно человеч. фигуру) в нескольких ракурсах одновременно. Попытка полной ломки художеств. традиций и канонов относится ко времени Эхнатона (15-14 вв. до н. э.) (напр., изумительные по изяществу и экспрессии скульптурные портреты царицы Нефертити, ее дочерей, Эхнатона, фрески дворца в Амарне).

Письменность. В 4-м тыс. до н. э. в Египте появилось рисуночное письмо (идеограммы). В дальнейшем нек-рые знаки стали употребляться (по созвучию) для передачи сочетаний 2 или 3 согласных (фонограммы), а в нач. 3-го тыс. выработался алфавит из 24 согласных букв (гласные звуки в егип. письме не передавались). Все три вида иероглифич. знаков (идеограммы, фонограммы и буквы) сосуществовали. После слова, написанного фонетич. знаками, часто ставился детерминатив, определявший категорию понятий, к к-рой оно относится. Наряду с иероглифич. письменностью употреблялись различные виды скорописи: с конца эпохи Древнего царства - иератика, а с 8 в. до н. э. - демотика. Материалом для письма служили папирус, кам. плиты, деревянные доски, острака и пр.

Наука. Др.-егип. наука носила преим. эмпирич. характер. Развитие математич. знаний, начиная с эпохи Древнего царства, объяснялось нуждами централизованного гос-ва с его сложной системой исчисления податей и определения зем. наделов, а также необходимостью точных расчетов для ирригац. и строит. работ. Египтяне впервые ввели десятичную систему исчисления. Сохранились задачи на 4 правила арифметики, с учетом дробных чисел. Была известна арифметич. и геометрич. прогрессия. Исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (p определялось как 3, 16, т. е. с ошибкой на 0,02), а также поверхности простой и усеч. пирамиды. Появились зачатки алгебры (понятие неизвестной величины, уравнение с 2 неизвестными). Разливы Нила и цикл с.-х. работ заставили очень рано накапливать наблюдения над явлениями природы, в т. ч. за движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии и возникновению, возможно еще в 4-м тыс. до н. э., календаря. Год делили на 365 суток (12 месяцев по 30 дней и добавочная пятидневка, без учета лишних часов и минут). Егип. жрецы и писцы, в чьих руках преим. накапливались науч. знания, отмечали положение звезд и группировали их в созвездия. Для ориентировки зданий фиксировалась полярная звезда. Использовались солнечные и водяные часы. Составлялись примитивные геогр. карты и списки городов, с учетом расстояния между ними.

В медицине проводилась специализация (офтальмология, гинекология, ветеринария и пр.). Обычай вскрытия тела при мумификации способствовал ознакомлению с анатомией. Были изучены функции сердца и открыт закон кровообращения. Имелись нек-рые представления о значении мозга. Егип. врачи производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, применяли антисептич. средства, хирургич. шины и т. д. Однако вполне реалистич. представления переплетались с верой в магию и колдовство.

Известные химич. познания использовались при мумификации трупов, приготовлении благовоний, лекарств и в стекольном ремесле (применение примесей окиси цинка, меди, марганца, кобальта при произ-ве цветного стекла).

Лит.ратура была весьма разнообразна по содержанию и по жанрам. Особенно много дошло до нас религ.-магич. сборников, тексты к-рых по представлениям древних египтян должны были обеспечить умершим загробное блаженство ("Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых"), а также гимны богам и ритуальные, т. н. драматич. тексты, предназначенные для мистерий, во время к-рых жрецы играли роль богов. В то же время в егип. лит-ре можно найти проявление скептицизма в отношении офиц. религ. догм; так, в "Разговоре разочарованного со своим духом" подвергается сомнению загробная жизнь.

Начиная с Древнего царства (3-е тыс. до н. э.) сохранились многочисл. автобиографии вельмож, позднее послужившие образцом для приключенч. повести (напр., "Рассказ Синухета"). Записывались мифы, басни, сказки (напр., о потерпевшем кораблекрушение, о 2 братьях, о взятии Яффы), произведения любовной лирики. Весьма популярными были поучения (в т. ч. царей), носившие характер политич. завещаний.

Социальная борьба особенно резко отражена в "Речениях Ипусера", проникнутых нескрываемой ненавистью к восставшим нар. массам. Ист. лит-ра представлена погодными записями Палермского камня и надписями, анналами царей (Тутмоса III, Рамсеса II и др.). В 4 в. до н. э. жрец Манефон составил обзор истории Египта на греч. языке.

Судя по изображениям в гробницах, были весьма распространены музыка и пение как в быту, так и при богослужении. Египтянам были известны муз. инструменты: струнные (арфа, лютня), ударные (систр, тамбурины, барабан) и духовые (флейты, трубы).

Д. к. оказала значит. влияние на культуру народов Куша, азиат. стран, позднее на Грецию и Рим.

После завоевания Др. Египта Александром Македонским религия, иск-во и лит-ра Др. Греции, смешавшись с местной, образовали синкретическую эллинистическую культуру, воздействие к-рой ярче всего проявилось в городах Дельты, особенно в Александрии.

В 4 в. н. э. христианство полностью одержало победу над язычеством. Одновременно с этим иероглифич. письменность (считавшаяся языческой) была заменена коптским алфавитом. С этого времени начинается ср.-век. егип. культура (коптская, а позднее арабская).

 

ЕГИПЕТ (КРАТКО)

Культура древнего Египта

Культура Древнего Египта развивалась в долине Нила. От неё сохранилось гораздо больше памятников, чем от культуры Месопотамии, так что она изучена сегодня намного полнее. Объясняется это, как и многие особенности самой культуры Египта, природными условиями.
Египет, в отличие от Месопотамии, расположен не на равнине из песка и глины, а в долине, которую за миллионы лет вырезал себе Нил в коренных породах северной Африки. Её длина около 1000 километров, ширина от 1 до 20 километров. За пределами долины Нила лежат иссушающие пустыни, которые занимают 96 % площади Египта. Перед впадением в море Нил течёт по плоскому побережью и разливается на сотни рукавов, образуя знаменитую дельту. Дождей практически не бывает, земледелие возможно только за счёт полива из реки. Нил каждое лето разливается с редкостной регулярностью — всегда 19 июля. Вода несёт с собой большое количество ила, который является эффективным естественным удобрением; это обеспечивает высокое плодородие заливаемых угодий. Коренные берега Нила прорезаны в камне, имеют форму террас. По берегам растут леса, финиковые и кокосовые пальмы, в самой воде у берегов папирус, в дельте ещё и лотос. В Египте достаточно материалов для строительства и ремесла, множество месторождений меди, золота, других полезных ископаемых, камня. Иначе говоря, здесь, в отличие от Месопотамии, имеется всё необходимое для жизни. Высказаны предположения, что именно этим объясняется длительная самоизоляция Египта и не слишком интенсивная внешняя торговля.
Ещё одно отличие от Месопотамии — моноэтническое население. В долине Нила с очень давних времён жили люди, исстари говорившие на одном языке и считавшие себя одним народом. Видимо, поэтому здесь возникла первая в истории система единого национального государства, просуществовавшая во много раз дольше всех других.
Это произошло около 3300 – 3000 гг. до н.э.Примерно в это время начинают делать папирусные свитки, разрабатывается система иероглифов, осваивается счёт. Для фараонов, жрецов, вельмож возводят монументальные гробницы-мастабы, в них пытаются сохранять мумифицированные тела покойных. Тогда же формируется особый менталитет, в котором царь — воплощение бога Гора, божественный владыка Обеих Земель.
Несмотря на сложную историю, включавшую упадки и расцветы, завоевания иностранцами и новые возвышения, Египет в течение тридцати веков (с 4-го тыс. до н.э. до 332 г. до н.э.) сохранял преемственность и своеобразие своей культуры. Её достижения позднее вместе с месопотамскими вошли в предпосылки античной культуры. 332 год до н.э. — это год завоевания Египта Александром Македонским, когда эпоха исконной, древней культуры сменилось эллинистическим периодом.
Важнейшим фактором, определявшим особенности египетской культуры, была религия. В отличие от Месопотамии, религиозные нормы и идеи были в Египте несравненно более влиятельны. Древние египтяне были язычниками. Они верили, что их страна создана богами. Считалось, что ими же созданы ремёсла, искусство, письменность, счёт и магия.
Боги были антропоморфны (похожи на людей) или соединяли черты человека и животного: Анубис — человек с головой шакала, Гор — с головой сокола, Мут — женщина с головой львицы и т.п. Были и зооморфные боги, например, скарабеи — навозные жуки, богиня Баст (Бастет) — кошка, Хатор — небесная корова. Самые почитаемые боги: Амон (Ра), бог солнца; Анубис — покровитель мёртвых; Гор — бог неба, солнца, покровитель царской власти; Осирис — владыка подземного царства, умиравший каждую осень и воскресавший зимой; Сет — повелитель сил зла; Исида — богиня семейной любви и верности, покровительница мудрости и магии, близкая к Иштар-Астарте-Иннане, ипостась единой богини любви. Высоко почитался бог мудрости Тот, покровитель литературы, писцов, лекарей и магов.
Богом при жизни считался царь Египта, называвшийся фараоном. Его скульптуры ставились в храмах, ему возносились молитвы. Считалось, что даже вся судьба Египта зависела от земного и загробного благополучия фараона.
Древнеегипетская мифология объясняла возникновение и устройство мира и, главное, место и судьбу человека в нём. Мировосприятие и менталитет жителей Древнего Египта включали в себя представления о том, что каждый человек имеет душу, которая может жить и после смерти земного тела. Поэтому очень многие аспекты земной жизни были подчинены заботам о последующей судьбе души. Загробная жизнь мыслилась точно такой же, как и земная, как простое продолжение известной всем повседневной жизни. Это одна из причин, почему в Египте сохранилось так много артефактов древней культуры: в могилу старались поместить всё, что необходимо для жизни. Если что-либо не помещалось, в могилу укладывали модель (например, большого корабля или повозки) или рисовали этот предмет на стенах погребальной камеры, на саркофаге и т.п. По той же причине египтяне стремились сохранить и тело умершего. Для этого они разработали технологию мумификации трупов, настолько эффективную, что мумии сохранились до наших дней.
Ряд сюжетов и образов египетской мифологии, вслед за месопотамскими, вошли в христианскую религию. Это представления о посмертном суде, о возможности вечной жизни души в благоденствии (у христиан — «во спасении, в вечном блаженстве»), о воскрешении бога после мучительной смерти. Специалисты указывают, что в христианской иконографии образ Исиды с младенцем Гором перевоплотился в Богоматерь с младенцем Иисусом, повергающий Сета Гор стал Георгием Победоносцем, шакалоголовый Анубис — святым Христофором Псеглавцем.
Египтяне выращивали ячмень, полбу, лён, виноград и многие садовые фрукты. Разводили они и домашних животных: овец, коз, ослов, позднее лошадей и верблюдов. Для охоты использовались собаки.
Ремесленники Древнего Египта успешно использовали ресурсы своего края и достигли замечательного мастерства.
Строители и камнерезы возвели знаменитые пирамиды и храмы с замечательными скульптурами, барельефами и резьбой. Самые знаменитые из них: пирамида Хеопса в Гизе (высотой 147 метров) и сфинкс, храмы в Карнаке, Луксоре и Абу-Симбеле, заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут. Именно зодчие Древнего Египта создали классические архитектурные формы: пирамида, пилон, колонный зал, обелиск (первоначально символизировавший солнечный луч). Многие скульптуры были замечательно реалистичными и точными портретами. Всемирно известен, например, бюст Нефертити — жены фараона Аменхотепа IV (Эхнатона).
В гробницах найдены различные изделия из меди, изготовленные как литьём, так и ковкой. Из меди делались инструменты (топоры, пилы, долота и проч.), оружие, сосуды (кувшины, чаши и т.п.), статуи, украшения. Позднее медь сменила бронза. Утварь и крашения тщательно отделывались.
Древнеегипетские ювелиры в громадных количествах делали всевозможные бусы и ожерелья из цветного стекла, подвески, а также разнообразные украшения из золота, меди, электрона и полудрагоценных камней. Во многих украшениях виртуозно сочетаются золото и цветное стекло. Шедевром ювелирного искусства является саркофаг фараона Тутанхамона, отлитый из золота и полностью повторявший облик фараона.
Очень многое делалось из дерева: корабли, мебель, статуэтки, сельскохозяйственные орудия, молотки каменщиков, колонны храмов и т.п.
Высокого мастерства достигли мастера Древнего Египта в обработке кожи, в ткачестве изо льна и шерсти. Сохранилось также множество гончарных изделий, всевозможных керамических сосудов и скульптур. Типично местным было применение папируса, из которого строили лодки и суда, а также делали материал для письма.
Основную массу населения составляли свободные люди, хотя были и рабы. Считается, что рабами становились пленённые во время войн иноземные воины. Рядовые работники подчинялись чиновникам и надсмотрщикам. Вся работа тщательно фиксировалась в письменных документах, чем занимались специальные чиновники-писцы. Все чиновники, от рядовых до самых высокопоставленных вельмож, находились на службе у фараона. Особое сословие составляли жрецы многочисленных храмов, посвящённых различным богам.
Жрецы очень рано начали наблюдать за небом, чтобы определять смены сезонов, предугадывать разливы Нила. В египетских храмах сохранились древние карты звёздного неба, где звёзды объединены в созвездия. Жрецы умели даже предсказывать солнечные затмения. На основе своих наблюдений жрецы составили солнечный календарь, который лежит в основе современных европейских календарей.
Фараоны издавна начали строгий учёт своих владений, и прежде всего земли; для описи всех земель их измеряли, что требовало развития геометрии. Геометрические знания и вычисления применялись в строительстве пирамид и храмов, в сооружении ирригационных систем. Египтяне пользовались десятиричной системой исчисления, знали простые дроби. Египетская математика, как и месопотамская, не знала доказательств и выводов, аксиом и теорем. Каждая решаемая задача была уникальной, и изучение математики сводилось к запоминанию ранее найденных решений задач.
Египетские медики довольно много знали о строении человеческого тела. Несомненно, эти знания в значительной степени были получены при бальзамировании умерших. Египтяне догадывались о роли и значении головного мозга. В древнеегипетских текстах перечисляются многие известные сегодня заболевания. Были выработаны и методы лечения. Правда, врачи большей частью были жрецами, и лечение включало в себя очень большую долю молитв и магических процедур.
Всё это, и прежде всего учёт, требовало письменности. Египтяне почти одновременно с шумерами развили систему письма. Её основой были и остались иероглифы — знаки-картинки. Древнеегипетские иероглифы сумел расшифровать французский учёный Ж.Ф. Шампольон.
На папирусных свитках, на стенах усыпальниц и храмов сохранилось множество текстов. Среди них множество хозяйственных документов, а также записей о важных событиях. Наибольший объём имеют тексты, связанные с религией. Так, на стенах гробниц записывались сведения о земной жизни похороненного. В усыпальницах записывались также своеобразные подсказки — фразы, которые надлежало произносить во время суда над душой в загробном царстве. Эти тексты в совокупности составили так называемые «Тексты пирамид» и более позднюю «Книгу мёртвых». Записаны также многочисленные мифы, жизнеописания, сказки, исторические произведения, поучения. О трактатах научного характера уже упоминалось. Сохранились и тексты философской направленности, например, «Разговор разочарованного со своей душой». Тексты Древнего Египта содержит яркие и точные образы, имеет несомненные литературные достоинства.
Культура Древнего Египта, как и Древней Месопотамии, изучалась греческими мудрецами и римскими мыслителями, она является одной из предпосылок становления культуры античного мира.

 

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Культура Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка.

 

Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.013 с.)