Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I. Введение в историю культуры.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Программа дисциплины История зарубежной культуры (древний мир) 030600 История Кафедра всеобщей истории Института гуманитарных наук
Москва - 2011 Содержание РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка.. 4 1.1.Соответствие образовательному стандарту. 4 1.2. Предназначение, цели и задачи учебной дисциплины. 4 1.3. Место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи. 6 1.4. Виды деятельности, на которые ориентируется дисциплина. 6 1.6. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений и навыков. 7 Раздел 2. Содержание дисциплины. 8 Часть I. Введение в историю культуры. 8 Тема 1. Введение. Общие проблемы истории культуры.. 8 древнего мира. 8 Часть II. Культура первобытного общества. 11 Тема 2. Происхождение человека и возникновение. 11 символических видов деятельности. 11 Тема 3. Культура первобытных охотников и собирателей. 13 в эпоху верхнего палеолита и мезолита. 13 Тема 4. Первобытная культура эпохи неолита и энеолита. 16 при переходе к производящему хозяйству. 16 Тема 5. Культура поздней первобытности. 21 Часть III. Культура древнего востока. 27 Тема 6. Культура древнего Египта. 27 Тема 7. Культура народов Месопотамии. 33 Тема 8. Культура древних цивилизаций Малой Азии и Закавказья. 38 Тема 9. Культура стран Восточного Средиземноморья. 42 Тема 10. Культура Древнего Ирана и Средней Азии. 47 Тема 11. Культура Древней Индии. 52 Тема 12. Культура Древнего Китая. 58 Часть IV. Культура античности. 66 Тема 13. Культура доантичной Эгеиды. 66 Тема 14. Культура Древней Греции гомеровского периода. 69 Тема 15. Культура Древней Греции VIII-IV вв. до н.э. 72 Тема 16. Эллинистическая культура. 89 Тема 17. Культура Древнего Рима. 95 РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1.Соответствие образовательному стандарту. Программа дисциплины «История зарубежной культуры» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по специальности «история» – по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Учебная дисциплина «История зарубежной культуры» относится к циклу Б.3 «Профессиональный цикл, обязательная часть» Общая трудоемкость дисциплины «История первобытного общества»
1.2. Предназначение, цели и задачи учебной дисциплины. Цель курса «История зарубежной культуры» – выявление основных особенностей развития мировой культуры и искусства. В основу распределения материала по темам положены регионально-хронологический и проблемный принципы, основное внимание уделено археологическим культурам, существовавшим в древности на территории Российской Федерации. В процессе преподавания курса «История зарубежной культуры» на решаются следующие задачи: – изучение исторически конкретных форм развития культуры на разных этапах общественного развития в рамках различных этносов и эпох, опредмеченных в достижениях человечества в различных конкретных сферах общественной жизни: экономике и политике, науке и технике, праве и морали, философии и литературе, искусстве и религии; – выявление закономерностей исторического развития культуры; – знакомство с предметным миром культуры от Древности до настоящего времени; выяснение особенностей различных стилей в искусстве; приобретение навыков анализа произведений искусства; осмысление уникального опыта диалога культур, представление современности как результата культурно-исторического развития человечества. – освоение специального терминологического и понятийного аппарата археологической науки; – формирование навыков критического анализа вещественных источников и извлечения из них исторической информации; – формирование общих приемов исследовательской деятельности: поиска информации, чтения и анализа научного текста; – освоение приемов работы со специальной литературой по истории культуры и культурологии – формирование целостного восприятия процесса развития материальной и духовной культуры человечества,адекватного современному уровню развития археологической науки, и научного мировоззрения; – формирование представлений о своеобразии исторического опыта древних обществ и значении их культурного наследия для современности, понимания их вклада в историческое развитие человечества.
В основу курса положено культурно-антропологическое понимание культуры, когда под культурой понимается не «результат» деятельности людей, а сама деятельность человека, преследующего в тех или иных исторических условиях определенные цели, по-разному осмысляющего свою деятельность. Это приводит к отказу от «описательного» подхода, характерного для большинства современных учебников, где история культуры превращается в перечисление наиболее значимых достижений в тех или иных сферах деятельности (наука, образование, искусство). Мы стремились опереться на «понимающе-реконструирующий» подход, где главным является гипотетическая реконструкция не только мировоззрения человека, принадлежащего тому или иному историческому типу культуры, но и типа сознания. История культуры выступает как интегративная комплексная дисциплина, соединяющая достижения ряда научных направлений, изучающих различные сферы культуры (истории философии, религии, политической мысли, литературы, искусств, повседневности). 1.3. Место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи. Курс «История зарубежной культуры» наиболее тесно связан с такими общими и специальными дисциплинами исторического образования как «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История средних веков», «Археология», «Источниковедение» «История исторической науки», а также с социально-экономическими и гуманитарными дисциплинами: «Социология», «Этнология», «Психология», «Историческая психология», «Философия». 1.4. Виды деятельности, на которые ориентируется дисциплина. В результате усвоения материалов дисциплины, студенты получают знания и навыки, необходимые для самостоятельной исследовательской и преподавательской деятельности. 1.5. Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: 1 знать общую периодизацию истории культуры, иметь представление о ее принципах и критериях; 2 знать хронологию и основные факты истории материальной и духовной культуры, специальную терминологию; 3 владеть основными понятиями курса, иметь представление о соотношении отдельных понятий друг с другом; 4 уметь выявлять тенденции и закономерности в развитии материальной и духовной культуры в различных регионах мира; 5 уметь читать и анализировать специальную литературу, характеризовать точку зрения автора по определенной проблеме; 6 ориентироваться в многообразии современной литературы по истории культуры, адекватно оценивать качество информации, представленной в ней. Этот курс позволит будущим историкам получить необходимые для них знания по истории зарубежной культуры, понять ее связь с другими историческими дисциплинами и гуманитарными науками в целом, выработать научный подход к историческому исследованию. Должны быть сформированы следующие компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 1.6. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений и навыков. Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрено проведение итогового зачета в 1-ом семестре. Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, курсовых коллоквиумов, проверки рефератов,письменных контрольных и самостоятельных работ. Раздел 2. Содержание дисциплины. Часть I. Введение в историю культуры. Древнего мира. Европейские понятия «культуры». «Cultura» как магический жест пробуждения плодоносящей силы земли; «cultura» (от «cultus») как обожание, поклонение Творцу; «cultura» (от «culter») как отделение космоса от хаоса, света от тьмы. Внеевропейские понятия культуры: «веда», «вэнь-хуа». Культуры статические и динамические. Идея мимесиса. Проблема культурогенеза. Теория креационизма (Фома Аквинский, неотомисты). Теории эволюционизма в истории культуры (Эпикур, Лукреций, Ч.Дарвин, Г.Спенсер и др.). Теории деградационизма (Платон, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Э.Дарвин и др.) и циклизма (Аристотель, Дж. Вико, Ф.Ратцель). Спады и подъемы культуры в концепции «циклов большой протяженности» (Ф.Бродель). Теория трансформизма (П.Тейяр де Шарден). Культура и природа. Культура, дикость и «варварство» (Л.Морган). Культура и «цивилизация». Энциклопедисты о смысле культуры. Культура в представлении позитивизма (Э.Тайлор и др.). Новые подходы в понимании культуры в культурологии XX в. (О.Шпенглер. А.Тойнби и др.). Культура и ее сущность. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация. Составные части курса истории зарубежной культуры (древний мир): первобытность, Древний Восток, античный мир. Хронологические и географические границы. Единство исторического развития древних обществ и их культурное своеобразие. Проблема первичности и континуитета в культуре первобытных обществ и цивилизаций; формирование мировоззренческих основ. История изучения культуры первобытного общества и древних цивилизаций. Основные направления исследований истории культуры в современный период. Памятники материального и духовного наследия древних обществ: их многообразие и специфика. Письменность, её виды. Дешифровка древних видов письменности. Комплексный подход к изучению истории культуры древнего мира. Культурно-историческое значение наследия древниз обществ и цивилизаций. Учебная литература основная Введение в культурологию. М., 1995. Культурология: История мировой культуры. М, 1998 Учебная литература дополнительная Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология: (Альбом схем):. М., 1998. Культурология. М., 1996. Малюга Ю.Я. Культурология М., 1998. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение М., 1996. Смирнова В.В. Мировая художественная культура: Ч. 1: Культура Древнего Египта, Месопотамии и античного Средиземномория. М., 1995. Справочная литература История мировой культуры: Справ. школьника. М., 1996. Культурология. ХХ век: Т.1-2. СПб., 1998. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. Основная литература Культурология. ХХ век: Антология: [Перевод] /Сост. Левит С.Я. М., 1995. Актуальные проблемы культуры XX в. - М., 1993. Взаимодействие культур Востока и Запада. - Вильнюс, 1992. Генисаретский О. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах // Вестник высшей школы. 1991. - № 9. Гончаренко Н.В, Диалектика прогресса и культуры. - Киев, 1987. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. Зись Д. Я. Виды искусства. - М., 1994; Искусство в системе культуры. - Л., 1987. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. - М., 1989. Кантор К. Тысячеглазый Аргус: искусство и культура. - М., 1990. Категории и понятия культуры. - М., 1985. Культура: Теории и проблемы. - М., 1995. Культура, человек и картина мира. - М., 1987. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1985; Леви-Стросс К. Сырое и вареное (семиотика и искусствометрия). - М., 1972. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. 0 человеческом в человеке. - М., 1991. Розов И.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. - Новосибирск, 1992. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. - М., 1991. Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М., 1990. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - Л., 1989. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. - М., 1988. Тейяр Де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1989. Цивилизация и культура. - М., 1983. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1992. Т.2. М., 1998. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. Интернет-ресурсы Источники on-line «К стране безысходной…» // Портал «Шумер» // http://www.sumer.h15.ru/text.php?t=god «Когда боги, подобно людям…» // Портал «Шумер» // http://www.sumer.h15.ru/text.php?t=god «Когда вверху…» – «Энума элиш» // Портал «Шумер» // http://www.sumer.h15.ru/text.php?t=god «Когда пир устроили боги…» // Портал «Шумер» // http://www.sumer.h15.ru/text.php?t=god «Царицу народов хочу я восславить…» // Портал «Шумер» // http://www.sumer.h15.ru/text.php?t=god «Царь всех обиталищ…» // Портал «Шумер» // http://www.sumer.h15.ru/text.php?t=god Эпос о Гильгамеше. "О все видавшем" со слов Син-леке-уннинни, заклинателя / пер. и прим. И.М. Дьяконова // http://www.lib.ru/POEEAST/gilgamesh.txt Публикации on-line Дьяконов И. М. Афразийские языки // http://www.egyptology.ru/lang/DiakonovIntr.pdf История Востока. Т. 1: Восток в древности // http://kulichki.com/~gumilev/HE1/index.html История всемирной литературы. В 9 тт. Т. 1. М., 1983 // http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp Мифы Вавилонии // Портал «Мир истории» // http://hworld.by.ru/myth/bab/bab.myth.html Мифы Шумера и Аккада // Портал «Мир истории» // http://hworld.by.ru/myth/sumer/sum.myth.html Элиаде М. История веры и религиозных идей // http://psylib.org.ua/books/eliad02/ Мультимедийные ресурсы: Энциклопедии: Вейс Г. Энциклопедия материальной культуры. Раздел 2. Древнейшие народы Азии. CD-ROM. ДиректМедия Паблишинг. ЗАО «Новый Диск». 2004. Мифы народов мира. CD-ROM. ДиректМедия Паблишинг. ЗАО «Новый Диск». 2006. Цивилизации Древнего Востока. CD-ROM. ДиректМедия Паблишинг. ЗАО «Новый Диск». 2005. Обучающие пособия: История мировых цивилизаций. Часть I. Доиндустриальная эпоха. CD-ROM. Лаборатория мультимедиа ТюмГУ, ЗАО «Новый Диск», 2003. Лекции: Месопотамская цивилизация. Документальные фильмы: Всемирная история живописи. Часть 1. Сквозь завесу времен. DVD-ROM. BBC. 1996. Интернет-ресурсы Публикации on-line Дьяконов И. М. Афразийские языки // http://www.egyptology.ru/lang/DiakonovIntr.pdf История Востока. Т. 1: Восток в древности // http://kulichki.com/~gumilev/HE1/index.html История всемирной литературы. В 9 тт. Т. 1. М., 1983 // http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp Мифы хеттов // Портал «Мир истории» // http://hworld.by.ru/myth/hatti/het.myth.html Элиаде М. История веры и религиозных идей // http://psylib.org.ua/books/eliad02/ Мультимедийные ресурсы: Энциклопедии: Вейс Г. Энциклопедия материальной культуры. Раздел 2. Древнейшие народы Азии. CD-ROM. ДиректМедия Паблишинг. ЗАО «Новый Диск». 2004. Мифы народов мира. CD-ROM. ДиректМедия Паблишинг. ЗАО «Новый Диск». 2006. Цивилизации Древнего Востока. CD-ROM. ДиректМедия Паблишинг. ЗАО «Новый Диск». 2005. Документальные фильмы: Всемирная история живописи. Часть 1. Сквозь завесу времен. DVD-ROM. BBC. 1996. Мультимедийные ресурсы Энциклопедии: Античное искусство: Древняя Греция // Античность: литература и искусство. CD-ROM. ДиректМедия Паблишинг. ЗАО «Новый Диск». 2004. Обучающие пособия: История мировых цивилизаций. Часть I. Доиндустриальная эпоха. CD-ROM. Лаборатория мультимедиа ТюмГУ, ЗАО «Новый Диск», 2003. Лекции: Эллинская цивилизация. Документальные фильмы: Всемирная история живописи. Часть 1. Сквозь завесу времен. DVD-ROM. BBC. 1996. Мультимедийные ресурсы Энциклопедии: Античность: литература и искусство. CD-ROM. ДиректМедия Паблишинг. ЗАО «Новый Диск». 2004. Разделы: Античная литература: Древний Рим. Античное искусство: Древний Рим. Вейс Г. Энциклопедия материальной культуры. CD-ROM. ДиректМедия Паблишинг. ЗАО «Новый Диск». 2004. Раздел 3. Древние народы Европы. Глава 4. Народы Италии. Мифы народов мира. CD-ROM. ДиректМедия Паблишинг. ЗАО «Новый Диск». 2006. Обучающие пособия: История мировых цивилизаций. Часть I. Доиндустриальная эпоха. CD-ROM. Лаборатория мультимедиа ТюмГУ, ЗАО «Новый Диск», 2003. Лекции: Римская цивилизация. Покровский И.А. История римского права. Пг., 1917; М., 2004; CD-ROM. Ч. 1-12. М., 2005. Документальные фильмы: Всемирная история живописи. Часть 1. Сквозь завесу времен. DVD-ROM. BBC. 1996. РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА. РАЗДЕЛ 4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учебная литература: Учебники: Алексеев В.П. Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для студентов вузов по спец. «История». М., 2004. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. ВасильевЛ.С. История Востока: Учеб. для вузов: В 2 т. М., 2003. Введение в культурологию. М., 1995. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996. История Древнего Востока: Учеб. для вузов /Под ред. В.И. Кузищина. М., 2005. История древнего мира /Под. ред. И.М.Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1982. Т.1–3. История Древней Греции /Под ред. В.И. Кузищина. М., 2004. Источниковедение древней Греции эпохи эллинизма/Под ред. В. и. Кузищина. М., 1982. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология: (Альбом схем):. М., 1998. Культурология. М., 1996. Культурология: История мировой культуры. М, 1998 Малюга Ю.Я. Культурология М., 1998. Немировский А.И. История древнего мира: Античность: учеб. для студ. высш. учебн. заведений. М., 2007. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение М., 1996. Смирнова В.В. Мировая художественная культура: Ч. 1: Культура Древнего Египта, Месопотамии и античного Средиземномория. М., 1995. Учебные пособия: Античная литература /Под. ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1980. Блаватский В.Д. Природа и античное общество. М., 1976. Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981. Борухович В.Г. В мире античных свитков. Саратов, 1976. Борухович В.Г. История древнегреческой литературы. Саратов, 1982. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима /Пер. с польск. М., 1988. Виппер Р.Ю. Греция. Ростов-на-Дону, 1995. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996. Генкель Г.Г. Четыре портрета. Уроки истории. М., 1998. Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги. М., 2001. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков /Пер. с фр. СПб., 1898; 1996. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов. М., 2006. Древняя Греция: история, быт, культура (из книг современных ученых) /Сост. Л.С. Ильинская. М., 1997. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология. М., 2005. Залюбовина Г. Т. Архаическая Греция: особенности мировоззрения и идеологии. М., 1992. Ильинская Л. С. Легенды и археология. М., 1988. Исаков А.Я. Пионеры цивилизации. Очерки по истории естествознания, техники и технологий: Учеб. пособие для вузов. Петропавловск-Камчатский, 2004. История Древнего Востока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под. ред. В.И. Кузищина. М., 2007. История Древней Греции: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.И. Кузищина. М., 2006. История греческой литературы /Под ред. С.И. Соболевского, М.Е. Грабарь-Пассек, Ф.А. Петровского. М., 1946–1960. Т. 1–3. Карабущенко П.Л. Римская аристократия и римское право. Астрахань, 1999. Клейменова О.К. Архитепические композиционные структуры в храмовом зодчестве средиземноморской ойкумены. М., 2002. Колобова К.М., Озерецкая Л.Е. Как жили древние греки. М.; Л., 1964. Колобова К.М., Озерецкая Л.Е. Олимпийские игры. Л., 1959. Кругликова И. Т. Античная археология. М., 1984. Круглов Е.А. Очерки по истории государства и права античной Греции. Уфа, 2000. Кучеренко Л.П. Культура народов Древнего Востока: Учеб. пособие для студентов вузов. В 2 ч. Сыктывкар, 2003. Маяк И.Л. Римляне ранней республики. М., 1993. Мифы и религии мира: Учеб. пособие. М., 2004. Молева Н.В. История первобытного общества: Учеб. пособие. Днепродзержинск, 2002. Немировский А.И. Мифы и легенды. Ранняя Италия и Рим. М., 2004. Немировский А.И. Нить Ариадны. Очерки по классической археологии. Воронеж, 1971; 1989. Очерки по истории государства и права античной Греции. Уфа, 2000. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. Любое издание. Самохина Г.С. Древний Рим: основные аспекты политико-правового развития. Петрозаводск, 2004. Сергеев B.C. История Древней Греции. М., 1963. Управителева Л.М. Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования: Учеб. пособие. Барнаул, 2002. Тройский И.М. История античной литературы М., 1947. Федорова Е.В. Латинская эпиграфика. М., 1969. Франчози Д. Институционный курс римского права. М., 2004. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы М., 1971. Яйленко В.П. Художественная культура Древнего Востока: Учеб. пособие. М., 1999. Хрестоматии: Античная литература. Греция. Антология /Сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. Т. 1-2. М., 1989 Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции /Под ред. В.И. Кузищина. СПб., 2000. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учеб. Пособие /Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002. История древнего Рима: Тексты и документы. Ч. 1. М., 2004. Ч. 2. М., 2005. Культурология. ХХ век: Антология: [Перевод] /Сост. Левит С.Я. М., 1995. Литература древнего Востока: Иран, Индия, Китай. Тексты. М., 1984. Хрестоматия по истории Древнего Востока /Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М., 1963. Хрестоматия по истории Древнего Востока /Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980. Ч. 1-2. Хрестоматия по истории Древнего Рима /Под ред. В.И. Кузищина. М 1987. Хрестоматия по истории Древнего Рима /Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителей /Сост. Ю.С. Крушкол, Н.Ф. Мурыгина. Е.А. Черкасова. М„ 1975. Справочная литература: Античная культура /Под ред. В.Н. Ярхо. М., 1995. Археологический словарь /Пер. с англ. М., 1990. Бартошек М. Римское право. Понятия. Термины. Определения /Пер. с чеш. М., 1989. Ботвинник М.Н. и др. Мифологический словарь: Книга для учителя. Любое издание. Буддизм. Словарь. М., 1992. Древняя Греция. Искусство и философия. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека /Под ред. В. Бугромеева. Минск; М., 1995. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., 1996. Искусство стран и народов мира: Энциклопедия. Т. 1-4. М., 1962-1978. История: На заре человечества: Энцикл. М., 2000. История мировой культуры: Справ. школьника. М., 1996. Культурология. ХХ век: Т.1-2. СПб., 1998. Лисовой И.А., К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях /Под ред. А.И. Немировского. Минск, 1996. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. Любкер Фр. Иллюстрированный словарь античности. М., 2005 Любкер Фр. Реальный словарь классической древности /Пер. с нем. Изд. В. Модестова. СПб., 1884. Мифологический словарь /Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1990. Мифы народов мира в 2-х тт. М., 1992. Олимпийская культура: Иллюстрированный словарь-справочник. Екатеринбург, 2004. Рыжов К.В. Все монархи мира. Древний Восток: Энцикл. М., 2006. Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб, 1886; М., 1995. Серви К. Греческая мифология. Афины, 1997. Сердериди Ю.И. Наследие Эллады: Энциклопедия. Краснодар, 2002. Словарь античности /Пер. с нем. М., 1989. Советская историческая энциклопедия. Т. 1-16. М., 1961-1976. Философская энциклопедия. Т. 1-5. М., 1960-1970. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и обра зе. М., 1984. Христианство: энциклопедический словарь. - М., 1993. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.
Программа дисциплины История зарубежной культуры (древний мир) 030600 История Кафедра всеобщей истории Института гуманитарных наук
Москва - 2011 Содержание РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка.. 4 1.1.Соответствие образовательному стандарту. 4 1.2. Предназначение, цели и задачи учебной дисциплины. 4 1.3. Место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи. 6 1.4. Виды деятельности, на которые ориентируется дисциплина. 6 1.6. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений и навыков. 7 Раздел 2. Содержание дисциплины. 8 Часть I. Введение в историю культуры. 8 Тема 1. Введение. Общие проблемы истории культуры.. 8 древнего мира. 8 Часть II. Культура первобытного общества. 11 Тема 2. Происхождение человека и возникновение. 11 символических видов деятельности. 11 Тема 3. Культура первобытных охотников и собирателей. 13 в эпоху верхнего палеолита и мезолита. 13 Тема 4. Первобытная культура эпохи неолита и энеолита. 16 при переходе к производящему хозяйству. 16 Тема 5. Культура поздней первобытности. 21 Часть III. Культура древнего востока. 27 Тема 6. Культура древнего Египта. 27 Тема 7. Культура народов Месопотамии. 33 Тема 8. Культура древних цивилизаций Малой Азии и Закавказья. 38 Тема 9. Культура стран Восточного Средиземноморья. 42 Тема 10. Культура Древнего Ирана и Средней Азии. 47 Тема 11. Культура Древней Индии. 52 Тема 12. Культура Древнего Китая. 58 Часть IV. Культура античности. 66 Тема 13. Культура доантичной Эгеиды. 66 Тема 14. Культура Древней Греции гомеровского периода. 69 Тема 15. Культура Древней Греции VIII-IV вв. до н.э. 72 Тема 16. Эллинистическая культура. 89 Тема 17. Культура Древнего Рима. 95 РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1.Соответствие образовательному стандарту. Программа дисциплины «История зарубежной культуры» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по специальности «история» – по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Учебная дисциплина «История зарубежной культуры» относится к циклу Б.3 «Профессиональный цикл, обязательная часть» Общая трудоемкость дисциплины «История первобытного общества»
1.2. Предназначение, цели и задачи учебной дисциплины. Цель курса «История зарубежной культуры» – выявление основных особенностей развития мировой культуры и искусства. В основу распределения материала по темам положены регионально-хронологический и проблемный принципы, основное внимание уделено археологическим культурам, существовавшим в древности на территории Российской Федерации. В процессе преподавания курса «История зарубежной культуры» на решаются следующие задачи: – изучение исторически конкретных форм развития культуры на разных этапах общественного развития в рамках различных этносов и эпох, опредмеченных в достижениях человечества в различных конкретных сферах общественной жизни: экономике и политике, науке и технике, праве и морали, философии и литературе, искусстве и религии; – выявление закономерностей исторического развития культуры; – знакомство с предметным миром культуры от Древности до настоящего времени; выяснение особенностей различных стилей в искусстве; приобретение навыков анализа произведений искусства; осмысление уникального опыта диалога культур, представление современности как результата культурно-исторического развития человечества. – освоение специального терминологического и понятийного аппарата археологической науки; – формирование навыков критического анализа вещественных источников и извлечения из них исторической информации; – формирование общих приемов исследовательской деятельности: поиска информации, чтения и анализа научного текста; – освоение приемов работы со специальной литературой по истории культуры и культурологии – формирование целостного восприятия процесса развития материальной и духовной культуры человечества,адекватного современному уровню развития археологической науки, и научного мировоззрения; – формирование представлений о своеобразии исторического опыта древних обществ и значении их культурного наследия для современности, понимания их вклада в историческое развитие человечества.
В основу курса положено культурно-антропологическое понимание культуры, когда под культурой понимается не «результат» деятельности людей, а сама деятельность человека, преследующего в тех или иных исторических условиях определенные цели, по-разному осмысляющего свою деятельность. Это приводит к отказу от «описательного» подхода, характерного для большинства современных учебников, где история культуры превращается в перечисление наиболее значимых достижений в тех или иных сферах деятельности (наука, образование, искусство). Мы стремились опереться на «понимающе-реконструирующий» подход, где главным является гипотетическая реконструкция не только мировоззрения человека, принадлежащего тому или иному историческому типу культуры, но и типа сознания. История культуры выступает как интегративная комплексная дисциплина, соединяющая достижения ряда научных направлений, изучающих различные сферы культуры (истории философии, религии, политической мысли, литературы, искусств, повседневности). 1.3. Место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи. Курс «История зарубежной культуры» наиболее тесно связан с такими общими и специальными дисциплинами исторического образования как «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История средних веков», «Археология», «Источниковедение» «История исторической науки», а также с социально-экономическими и гуманитарными дисциплинами: «Социология», «Этнология», «Психология», «Историческая психология», «Философия». 1.4. Виды деятельности, на которые ориентируется дисциплина. В результате усвоения материалов дисциплины, студенты получают знания и навыки, необходимые для самостоятельной исследовательской и преподавательской деятельности. 1.5. Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: 1 знать общую периодизацию истории культуры, иметь представление о ее принципах и критериях; 2 знать хронологию и основные факты истории материальной и духовной культуры, специальную терминологию; 3 владеть основными понятиями курса, иметь представление о соотношении отдельных понятий друг с другом; 4 уметь выявлять тенденции и закономерности в развитии материальной и духовной культуры в различных регионах мира; 5 уметь читать и анализировать специальную литературу, характеризовать точку зрения автора по определенной проблеме; 6 ориентироваться в многообразии современной литературы по истории культуры, адекватно оценивать качество информации, представленной в ней. Этот курс позволит будущим историкам получить необходимые для них знания по истории зарубежной культуры, понять ее связь с другими историческими дисциплинами и гуманитарными науками в целом, выработать научный подход к историческому исследованию. Должны быть сформированы следующие компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 1.6. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений и навыков. Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрено проведение итогового зачета в 1-ом семестре. Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, курсовых коллоквиумов, проверки рефератов,письменных контрольных и самостоятельных работ. Раздел 2. Содержание дисциплины. Часть I. Введение в историю культуры.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.221 (0.014 с.) |