Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение В историю мировой культуры

Поиск

М. С. КАГАН

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

КНИГА ПЕРВАЯ

Историографический очерк и проблемы современной методологии.

Закономерности культурогенеза, этапы развития культуры традиционного типа

от первобытности к Возрождению

Второе издание

Издательство «Петрополис»

Санкт-Петербург

УДК 814.2

ББК 87.8

К12

М. С. Каган. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Книга первая. Историографический очерк, проблемы современной мето­дологии. Закономерности культурогенеза, этапы развития культуры традиционного типаот первобытности к Возрождению. Санкт-Петербург: ООО «Издательство "Петрополис"», 2003 — 368 с. Второе издание

Федеральная программа книгоиздания России

В книге излагается новая концепция закономерностей развития мировой куль­туры, основанная на их синергетическом осмыслении; это потребовало рассмо­треть вначале различные точки зрения на историю человечества, обосновать понимание автором сущности и строения культуры, сформулировать основ­ные положения синергетикинауки о процессах развития сложных систем, а затем с этих позиций выявить закономерности культурогенеза и пути разви­тия культуры традиционного типа в первобытности, древности и средне­вековье. Во второй части данного труда, в этом же методологическом ключе, рассматриваются те радикальные изменения, которые происходили в культуре на протяжении последних пяти веков, в результате вытеснения традиционной культуры, порожденной мифологическим сознанием, новым типом человеческой деятельности, основанной на творчестве личности, освобождавшейся от подчи­нения мифологическим догмам. Завершается данное исследование анализом про­тиворечий и перспектив развития культуры в XXI веке.

Работа предназначена для всех, кто преподает и кто изучает историю куль­туры в университетах и гимназиях, но может быть интересна и всем, кто стре­мится самостоятельно постичь логику развития человечества

ISBN 5-94656-007-7

© Каган М. С, 2003 © ООО «Издательство "Петрополис"», 2003

КНИГА ПЕРВАЯ.. 1

Содержание 1-го тома. 4

ЛЕКЦИЯ 1: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ... 6

Три подхода к конструированию истории культуры в европейской науке и философии XVIII-XX веков. 6

Трактовка истории культуры в отечественной науке в 60-е-90-е годы XX века. 11

Схема 1. Универсальная модель исторических трансформаций. 15

Схема 2. Модель типов аттракторов. 16

ЛЕКЦИЯ 2: КУЛЬТУРА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СИСТЕМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 18

Культура в системе философских категорий. 18

Схема 3. Опредмечивание и распредмечивание. 22

Слоевое строение культуры.. 22

Схема 4. Строение материальной культуры.. 23

Схема 5. Строение духовной культуры.. 25

Схема 6. Строение художественное культуры.. 25

Схема 7. Обобщающая схема строения культуры.. 26

Схема 8. Модальности. 28

ЛЕКЦИЯ 3: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ... 28

Принципы синергетического изучения антропосоциокультурных систем. 28

Схема 9. по книге «Философия культуры». 29

Схема 10. Форма дистальных отделов конечностей приматов. 34

Схема 11. Структура филогенеза гоминид (по Л. Тобиашу) 35

Принципы периодизации истории культуры.. 38

ЛЕКЦИЯ 4: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА КУЛЬТУРОГЕНЕЗА.. 42

Проблема перехода от биологической формы бытия к социокультурной. 42

Схема 12. Синергетическая идея нелинейного характера развития сложных систем.. 44

Историческая метаморфоза превращения биологической формы бытия в антропосоциокультурную.. 47

Изоморфизм филогенеза и онтогенеза в процессах формирования культуры.. 54

ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ: КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОСТИ КАК ПЕРВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ... 56

Синкретизм первобытной культуры.. 56

Схема 13. 57

Первобытная культура как первая историческая форма традиционной культуры.. 64

ЛЕКЦИЯ 6: РАСПАД ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПУТИ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ.. 66

Синергетический подход к анализу переходной ситуации. 66

Схема 14. Типологии обществ (без гибридных форм) 68

Три пути движения человечества в результате распада первобытного культурного синкретизма. 72

Три пути движения от материальной культуры к духовной. 77

Схема 15. Понимания закономерности развития мировой культуры на первых его этапах. 79

ЛЕКЦИЯ 7: КУЛЬТУРА СКОТОВОДОВ-КОЧЕВНИКОВ.. 81

Проблема кочевников в исторической науке. 81

Основные черты культуры скотоводов-кочевников. 83

Военный аспект культуры кочевников. 85

ЛЕКЦИЯ 8: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ.. 87

Проблема культуры Древнего Востока в современной науке. 87

Общая характеристика земледельческой цивилизации. 90

ЛЕКЦИЯ 9: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ (продолжение) 96

Становление рационального слоя культуры в цивилизациях Древнего Востока. 96

Искусство как самосознание культуры земледельцев. 101

ЛЕКЦИЯ 10: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА.. 107

Характеристика материальной культуры античного полиса. 108

Особенности духовной культуры греческого полиса. 114

ЛЕКЦИЯ 11: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА (продолжение) 119

Искусство в системе античной культуры.. 119

Культура Древнего Рима. 124

ЛЕКЦИЯ 13: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение) 138

Фольклорная субкультура. 138

Религиозная субкультура. 141

Взаимоотношения религиозного и эстетического, художественного, научного в средневековой культуре. 145

ЛЕКЦИЯ 14: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение) 150

Светская аристократическая субкультура. 150

Городская светская субкультура. 153

Библиография. 161

1.ТРУДЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ КО ВСЕМУ КУРСУ: 161

2. ТРУДЫ, ЦИТИРУЕМЫЕ И УПОМИНАЕМЫЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ЛЕКЦИЯХ.. 161

В 1-3 ЛЕКЦИЯХ.. 161

В 4-5 ЛЕКЦИЯХ.. 163

В 6-11 ЛЕКЦИЯХ.. 164

В 12-14 ЛЕКЦИЯХ.. 166

Библиография. 310

Содержание 1-го тома

Анонс книги

программ поведения», следовательно, к жизни первых понятие «тра­диционная» относится не в меньшей степени, — полагаю, в несрав­ненно большей! — чем ко вторым. И хотя В. В. Бычков в исследова­нии древнерусской эстетики, практической и теоретической, стремился выявить ее национальное своеобразие, он не мог не заключить, что и на Руси эстетическое сознание «..следовало важнейшему принципу средневековой культуры — традиционализму».

Дальнейшие же судьбы культуры землян разошлись: на азиатско-африканском востоке и востоке Европы, сохранявших земледель­ческую доминанту общественного производства и подчиненную ад­министративным, культовым и военным нуждам изначальную роль городов, соответственно оставался неизменным, при всех его частич­ных «подвижках», инвариантен традиционный тип культуры, как бы ни различались его модификации в разных странах, да и в разных областях одной и той же страны, тогда как Запад — прежде всего запад Европы, а с XVIII века и ее собственные восток и север, и север Американского континента, и расположенная на юге Австралия, а затем, в XIX и XX веках, страны, расположенные и в других гео­графических регионах нашей планеты — противопоставили тради­ционалистскому сознанию право свободной личности на познание, ос­мысление и преобразование мира, природного, социального и культурного. Так возник разрыв между двумя типами культуры — традиционным и инновационным, каноническим и креативистским, кол­лективистски-анонимным и персонально-личностным, основанными на подчинении и на свободе, на монархической и демократической органи­зации социального бытия, опирающихся на мифы и на науку, на мисти­ческую веру и на рациональное знание. Разрыв этот углублялся по мере укрепления стабильности Востока и убыстрения темпа научно-тех­нического развития Запада в ходе осуществлявшихся им одно за дру­гим революционно-демократических преобразований.

Библиография

1.ТРУДЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ КО ВСЕМУ КУРСУ:

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 1-3. М, 1948-1955.

Белькинд Л. Д., Конфедератов И. Я, Шнейберг Я. А. История техники. М.-Л., 1956.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Вейс Г. История цивилизации. Т. 1-3. М., 1999.

Всемирная история. Т. 1-11. М., 1955-1977.

Всеобщая история искусств. Т. 1-6. М., 1960 -1966.

Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М, 1998.

Дьяконов И. М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.

История всемирной литературы. Т. 1-8. М., 1983-1994.

Маркова Л. А. Наука и религия: проблемы границы. СПб., 2000.

Старостин Б. А. Параметры развития науки. М, 1980.

Фукс Э. История эротического искусства. М., 1995.

Шкуратов В. А. Историческая психология. 2-е изд. М., 1997.

Щедрина Г. К. Художественная культура и эстетика. СПб., 1999.

Betthausen Р., Häntzsche Th., Krenzlin U., Röessler D. Europaeische Kunstgeschichte in Daten. Dresden, 1984.

Geschichte der Kunst: Malerei, Plastik, Architektur im europäischen Kontext. Stuttgart-München-Dusseldorf-Leipzig. 1996.

Hauser A. Sozialgeschichte der Kunst und Literatur. Bd. 1-2. München, 1953.

Honour H., Fleming J. Weltgeschichte der Kunst. München, 1992.

Konersmann R. (Hg). Kulturphilosophie. 2. Aufl. Leipzig, 1998.

Pischel G. Grosse Kunstgeschichte der Welt: Malerei-Plastik-Architektur-Kunsthandwerk. München, 1983 (6-te Aufl.)

Schafer R. Klang und Krach: Eine Kulturgeschichte des Hörens. Fr. am Main, 1988.

Schnaase С. Geschichte der bildenden Künste. I-VIII. В., 1843-1864.

Stein W. Kulturfahrplan. Die wichtigsten Daten der Kulturgeschichte von Anbeginn bis 1975. München-Berlin-Wien, 1977.

Toynbee A. J. A Study of History. V. 1-12. L., 1934-1961. Zeittafel der Weltgeschichte. 1999.

В 1-3 ЛЕКЦИЯХ

Авдеев Р. Философия информационной цивилизации. М., 1996.

Альтернативные пути к ранней государственности. Международный симпозиум. Владивосток, 1995.

Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1970.

Анохин П. К. Кибернетика функциональных систем. М., 1998.

Антология исследования культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.-СПб., 2000.

Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур: Философско-методологический анализ современных за­рубежных концепций. Л., 1967.

Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.

Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. 2-е изд. М., 1983.

Бранский В. П. Теоретические основания социальной синергетики. Петербургская социология, 1997, № 1.

Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград, 1999.

Бычков В. В. Русская средневековая эстетика X1-XVII веков. 2-е изд. М., 1995.

Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Си­нергетика и теория социальной самоорганизации. СПб., 1999.

Вико Дж. Основания новой науки о природе наций. М.-Киев, 1994.

Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, геополитике, макросоциологии, анализу мировых систем и ци­вилизаций. Вып. 1. Новосибирск, 2000.

Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Г. В. Ф.Гегель. Соч. Т. 8. М.-Л., 1935.

Гегель Г. В Ф. Лекции по эстетике. Г. В. Ф. Гегель. Соч. Т. 12-14. М-Л., 1935-1958.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. Гобозов И. А. Введение в философию истории. М, 1993. Гречко П. К. Концептуальные модели истории. М., 1995. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политичес­кие отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М., 1991. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-СПб., 1998. Добиаш-Рождественская О. Я. Культура западно-европейского сред­невековья. Научное наследие. М., 1998.

Дульнев Г. Н. Введение в синергетику. СПб., 1998. Знамеровская Т. П. Направление, творческий метод и стиль в искус­стве. Л., 1975.

Ивин А. А. Введение в философию истории. М.,1997. Израитель В. Я. Проблемы формационного анализа общественного развития. Горький, 1975.

Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. Л., 1933. Исследования по общей теории систем. М., 1969. История европейского искусствознания: Вторая половина XIX века-начало XX века. Кн. 1-2. М., 1969.

История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропо­социогенеза. М., 1983.

1стор1я cbìtoboì культури. Культурнi регiони. Киiв, 1997.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

Капица С. П.. Курдюмов С. В., Малиновский Г. Г. Синергетика и про­гнозы будущего. М., 1997.

Кармин А. С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997.

Карнаух В. К. Исторические формы волн цивилизации. СПб., 1997.

Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.

Касавин И. Т. Традиции и интерпретации: фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.

Качановский Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М., 1971.

Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. (Проблемы теории исторического процесса.) M., Î981.

Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1972.

Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М, 1936.

Конрад Н. И. Запад и Восток. М, 1972.

Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1899.

Культурология / Под научн. ред. проф. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.

Культурология: История мировой культуры / Под ред. проф. А. Н. Мар­ковой. М., 1995.

Лебедев В. Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997.

Лооне Э. Современная философия истории. Таллин, 1980.

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

Маркарян Э. С. Наука о культуре и императивы эпохи. М, 2000.

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К. и Эн­гельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.

Маслов С. Ю. Теория дедуктивных систем и ее применения. М., 1986.

Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989.

Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.

Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955.

Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человечес­кого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1935.

Нестурх М. Ф. Происхождение человека. 2-е изд. М., 1970.

Осмысливая мировой капитализм (И. Валлерстайн и миросистемный подход в современной западной литературе). Сб. статей. М., 1997.

Очерк русской философии истории: Антология. М., 1996.

Пелипенко А. А., Яковлев И. Г. Культура как система. М., 1998.

Пивоев В. М. Культурология: Введение в историю и философию куль­туры. Ч. 1. Петрозаводск, 1997.

Политическая культура: теория и национальные методы. М., 1994.

Политическая наука. Теоретико-методологические и историко-культур­ные исследования. М., 1996.

Померанц Г. С. С птичьего полета и в упор. В: Arbor Mundi. Мировое древо. The World Tree. M., 1992.

Постижение культуры: Концепции, дискуссии, диалоги. М., 1998.

Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1999.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с приро­дой. М., 1986.

Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

Руссо Ж.-Ж. Избр. сочинения. Т. 1. М., 1961.

Савельева И. M., Полетаев А. В. История и время. В поисках утрачен­ного. М., 1997.

Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. Ч. 1—3. СПб., 1997-1999.

Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории куль­туры. СПб., 1998.

Семенникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. Брянск, 1998.

Синергетика: человек, общество. М., 2000.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1999.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Сб. М., 1995.

Трёльч Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории. М., 1994.

Тюрго А. Р. Ж. Избранные философские произведения. М., 1937.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Философия истории. М, 1999.

Философия истории. Антология. М., 1995.

Философия культуры: становление и развитие. 2-е изд. СПб., 1998.

Флиер А. Я. Культура как основа национальной идеологии России. М, 2000.

Фурье Ш. Избранные сочинения, Т. 3. М., 1953.

Хрестоматия по культурологии. Т. 1-2. СПб., 1999-2000.

Цивилизация. Культура. Личность. М., 1995.

Чернокозов А. И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1997.

Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936.

Шичалин Ю. А. Античность. Европа. История. М., 1999.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Образ и действительность. М.— Пг., 1923.

Яковец Ю. В. История цивилизаций. 2-е изд. М., 1997.

Янсон Х. В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. М., 1996.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Childe V. G. Man Makes Himself. L., 1936.

Dinzelbacher P. (Hg). Europäische Mentalitätsgeschichte. Hauptthemen in Einzeldarstellungen. Stuttgart, 1993.

Friedet E. Kulturgeschichte der Neuzeit. Die Krisis der europäischen Seele von der schwarzen Pest bis zum ersten Weltkrieg. 7. Aufl. Bd. 1-2. München, 1987.

Goldschmidt W. Man's Way. A Preface to the Understanding of Human Society. N.-Y., 1959.

Hellwald Fr. von Kulturgeschichte in ihrer natürlichen Entwicklung bis zur Gegenwart. Augsburg, 1875.

Jenks Chr. Culture. L. and N.-Y., 1993.

Kugler F. Handbuch der Geschichte der Malerei. В., 1837.

Kroeber A. L. Configurations of Culture Growth. Berkley, 1944

Lenski G. Human Societies: A Macrolevel Introduction to Sociology. N-Y-St. Louis-San Francisco-Dusseldorf-London-Mexico—Panama-Sydney-Toronto, 1970.

Lévi-Strauss Cl. Race et histoire. Unesco, 1952, rédition 1987.

Malinowski В. The Dynamics of Culture Change. New Haven, 1945.

Namenwirth J. Z, Weber R. Ph. Dynamics of Culture. Boston-London-Sydney-Wellington, 1987.

A New Philosophy of History. Ed. By F. Ankersmit and H. Kellner. L., 1995.

Pomian Kr. Sur l'histoire. P., 1999.

The Philosophy of History in Our Time. An Anthology. Selected and Edited by Hans Meyerhof. N.-Y., 1959.

Steward J. H. Theory of Culture Change: The Methodology of Multilinear Evolution. Illinois, 1955.

Weber A. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. München, 1963.

White L. The science of culture. N.-Y, 1949.

White L. The Evolution of Culture: The Development of Civilization the Fall of Rome. N.-Y, 1949.

В 4-5 ЛЕКЦИЯХ

Абрамова 3. А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966.

Авдеев А. Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытно­общинном строе. М.-Л., 1959.

Бианки В. Л. Асимметрия мозга животных. Л., 1985.

Бианки В. Л., Филиппова Е. Б. Асимметрия мозга и пол. СПб., 1997.

Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 1926.

Бьерре Й. Затерянный мир Калахари. М., 1964.

Волшебный рог: Мифы, легенды и сказки бушменов Хадзапи. М., 1962.

Геннеп ван А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

Геодакян В. А. Асинхронная асимметрия // Журнал высш. нервн. дея­тельности, 1993. Т. 43, вып. 3.

Долуханов П. М. Истоки этноса. СПб., 2000.

Дольник В. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компа­нии птиц и зверей. М., 1994.

Елизаренкова Т. Я. Мифология Ригведы // Ригведа. М., 1972.

Еремеев А. Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. Курс лекций в двух частях. Саранск, 1997.

Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

Иванов В. В. Чет и нечет. М., 1978.

История первобытного общества. Общие вопросы: Проблемы антропо­социогенеза. М, 1983.

Князева Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.

Королева 3. А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977.

Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. М., 1918.

Ладыгина-Котc H. H. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М, 1930.

Липc Ю. Происхождение вещей. М., 1964.

Локвуд Д. Я. Я — абориген. М., 1971.

Лот А. К другим Тассили: Новые открытия в Сахаре. Л., 1984.

Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М, 1974.

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М, 1976.

Мелетинский E. M. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.

Мириманов В. К. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

Мифы и сказки Древнего Египта. СПб., 1993.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1982.

Мозг и разум. М.-СПб., 1994.

Нестурх М. Ф. Происхождение человека. 2-е изд. М., 1970.

Нуаре Л. Орудие труда и его значение в истории развития человече­ства. Гос. издат. Украины, 1925.

Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.

Плеханов Г. В. Письма без адреса. В сб.: Плеханов Г. В. Литература и искусство. М., 1948.

Попович М. В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

Ранние формы искусства. М., 1972.

Семенов Ю. И. На заре человеческой истории. М, 1989.

Симонов П. В., Ершов П. М, Вяземский Ю. П. Происхождение духов­ности. М, 1989.

Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976.

Степин В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволю­ция. М., 2000.

Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М, 1985

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1980.

Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1972.

Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994.

Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия: Предыстория философии. Л., 1971.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. М., 1998.

Eccles J. С. Evolution du cerveau et creation de la conscience. A la recherche de la vraie nature de l'homme. P., 1994.

В 6-11 ЛЕКЦИЯХ

Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к пор­трету греческой цивилизации. СПб., 1998.

Античность как тип культуры. М., 1988.

Античный полис. Л., 1979.

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Вос­тока. М., 1976.

Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семанти­ческий анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.

Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.

Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

Башилов В.. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972.

Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.

Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. 2-е изд. М., 1983.

Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия — космос кочевника, земледельца и горца. М., 1999.

Геродот. История. Л., 1972.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. М., 1994.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. М, 1995.

Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.

Граков Б. Н. Скифы. М, 1971.

Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980.

Гумилев Л. Н. Хунну: Степная трилогия. СПб., 1993.

Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. М., 1984.

Древнегреческие поэты в биографиях и образцах. СПб., 1895.

Древний мир глазами современников и историков. Книга для чтения в двух частях. М., 1994.

Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб., 1999.

Завитухина М. П. Пазырык: Древняя самобытная культура алтайских кочевников // Курьер ЮНЕСКО. Январь 1977.

Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции. VIII-V вв. до н.э. Л., 1985.

Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. 2-е изд. М., 1995.

История Древнего Востока. Изд. 2-е. М., 1988.

Каган М. С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л., 1961.

Кинжалов Р. В. Культура древних майя. Л., 1971.

Ковалевская В. Б. Конь и всадник: Пути и судьбы. М., 1977.

Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства (X— VI вв. до н. э.). Л., 1958.

Кравцова М. Е. Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического ана­лиза. Антология художественных переводов. СПб., 1994.

Крадин Н. Н. Кочевые общества (проблемы формационной характе­ристики). Владивосток, 1992.

Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993.

Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрун­зе, 1986.

Культура Востока: Древность и раннее средневековье. Л., 1978.

Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. В пяти книгах. М., 1963. 1980.

Лукреций. О природе вещей. М, 1958.

Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. М.-Л., 1957.

Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.

Марков Г. Е. Кочевники Азии: Структура хозяйства и общественной организации. М., 1976.

Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М, 1982.

Мифы и сказки Древнего Египта. СПб., 1993.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1980.

Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Пути развития феода­лизма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М., 1972.

Переводчикова Е. В. Язык звериных образов. Очерки искусства евра­зийских степей скифской эпохи. М., 1994.

Петров М. К. Античная культура. М., 1997.

Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. М., 1971.

Проблемы скифской археологии. М., 1971.

Радциг С. И. История древнегреческой литературы. 4-е изд. М., 1977.

Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М., 1985.

Романов В. Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии. М., 1991.

Россовская В. А. Время и его измерение. М.-Л., 1933.

Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское вре­мя. М.-Л., 1960.

Сайко Э. В. Древнейший город: Природа и генезис. Ближний Восток. IV-II тысячелетия до н. э. М., 1996.

Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.

Смирнов А. П. Скифы. М., 1966.

Смирнов К. Ф. Савроматы: Ранняя история и культура сарматов. М., 1964.

Смирнов К. Ф., Кузьмина Е. Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. М., 1977.

Становление и развитие раннеклассовых обществ: город и государство. Л., 1986.

Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. Л., 1967.

Сулейменов О. Аз и Я: Книга благонамеренного читателя. Алма-Ата, 1975.

Удальцова 3. В. Византийская культура. М., 1988.

Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1986.

Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М., 1976.

Фицджеральд С. П. Китай: Краткая история культуры. СПб., 1998.

Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.-Л., 1958.

Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963.

Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.

Чайлд Г. Прогресс и археология. М., 1949.

Чингис-хан. Сб. СПб., 1998.

Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История античной литературы. 2-е изд. М., 1972.

Шнирельман В. А. Происхождение скотоводства (культурно-историчес­кая проблема). М., 1980.

Шнирельман В. А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства. В: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21.

Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). М.-Л., 1961.

Geschichte des wissenschaftlichen Denkens im Altertum. В., 1982. Henze W. Ornament. Dekor und Zeichen. Dresden, 1958. Luidi Ph., Huber H. Ornamente. Ornaments. München, 1983.

В 12-14 ЛЕКЦИЯХ

Аверинцев С. С, Ахутин А., Библер В. С, Гуревич А. Я., Рабинович В. Л. Проблемы эпохи Средневековья: Культурологические штудии. М, 1998.

Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. M -Л., 1939.

Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семанти­ческий анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.

Бартольд В. В. Культура мусульманства. М., 1998.

Бахтин M. M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средне­вековья и Возрождения. М., 1965.

Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демогра­фической истории Франции. М, 1991.

Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977.

Бычков В. В. Русская Средневековая эстетика XI-XVIII вв. 2-е изд. М., 1995.

Вебер М. Город. В сб.: М. Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Византийская литература. М., 1974.

Григорьева Т. П. Дао и Логос: Встреча культур. М., 1992.

Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

Гуревич А, Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М., 1984.

Гуревич А. Я, Средневековый мир: Культура безмолвствующего боль­шинства. М., 1990.

Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. М., 1994.

Даркевич В. П. Народная культура средневековья: Светская празднич­ная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М., 1988.

Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средне­вековья: Научное наследие. М., 1986.

Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.

Живая история Востока: Познавательные и занимательные очерки о ярких героях, незабываемых событиях, воинской славе, экзотике и блеске средневекового Востока. М., 1998.

Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века. В: Богословие в куль­туре Средневековья. Киев, 1992.

Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979.

Иванов К. А. Многоликое средневековье. М, 1996.

Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.

Кравцова А. И. История культуры Китая. СПб., 1999.

Культура и искусство западноевропейского Средневековья. М., 1981.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М, 1992.

Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

Лихачев Д. С., Панченко А. М. Смеховой мир Древней Руси. М., 1976.

Локвуд Д. Я. Я — абориген. М., 1971.

Марчукова С. М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе. СПб., 1999.

Медведев А. В. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатерин­бург, 1999.

Мелетинский Е. М. Средневековый роман: Происхождение и класси­ческие формы. М, 1983.

Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М, 1995.

Михайлов А. А. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

Никольский Н. М. История русской церкви. М.-Л., 1931.

Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975.

Опыт тысячелетия: Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996.

Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. М., 1999.

Потанин Г. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. М, 1899.

Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М, 1979.

Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего Средневековья до Воз­рождения. Л., 1987.

Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.

Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монаше­ства. М., 1998.

Сулейменов О. Аз и Я. Книга благонамеренного читателя. Алма-Ата, 1975.

Тихомиров М. Н. Древнерусские города. 2-е изд. М., 1956.

Удальцова 3. В. Византийская культура. М., 1988.

Фитцджеральд С. П. Китай: Краткая история культуры. СПб., 1998.

Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства. СПб., 1999.

Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.

Хрестоматия по истории Средних веков. Т. 1-2. М., 1953.

Художественный язык средневековья. М., 1982.

Чалоян В. К. Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. М., 1968.

Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. М, 1998.

КАГАН Моисей Самойлович

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ - КНИГА ПЕРВАЯ

Историографический очерк, проблемы современной методологии. Закономерности культурогенеза, этапы развития культуры традиционного типаот первобытности к Возрождению

Второе издание

Компьютерное макетирование Г. В. Шевчук Корректор Н. Б. Старостина

Лицензия ЛП № 000238 от 18 августа 1999 г. Сдано в набор 7.04.00. Подписано в печать 20.11 03. Формат 60 х 90 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 23. Тираж 3000 экз. Заказ № 7

ООО «Издательство "Петрополис"»

190000 Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 7/15 «А», пом. 5-Н.

M. С. К А Г А Н

Содержание 2-й книги

Схема 17

Дальнейший ход истории показал, что именно европейский путь, и в само­стоятельном развитии, и в органическом синтезе с другими, отвечал требо­ваниям аттрактора — императивной логике научно-технического прогрес­са, преобразовывавшего общественное бытие; только в XIX веке аттрактор этот стал очевиден, когда новый социальный порядок и новый тип культуры победили в Европе и в Америке после четырехсот лет мучительного перехо­да, чреватого революциями и контрреволюциями, межнациональными и межконфессиональными войнами, противоборством религии и науки, совер­шенствованием и разрушением машин, внутрифилософскими и внутри­художественными конфликтами. Правда, этот аттрактор многие мыслители и целые слои общества не хотели признавать и пытались оказывать упорное сопротивление его действию, наивно-романтически полагая, что его можно перебороть, что можно вернуть общество к средневековому состоянию, к мифологическому сознанию, к ремесленному типу производства, однако ат­трактор доказывал — и в Германии, и в Испании, и в России, а в XX веке и в большей части государств Азии и Африки — свою неодолимость и обще­человеческий масштаб своего действия.

Неудивительно, что процесс европеизации азиатских, африканских и американских стран проходил, проходит и будет всегда проходить болез­ненно, однако степень его драматизма, нередко перерастающего в траге­дию, зависит только от умения согласовывать нововведения со специфи­ческими национальными культурами, а в ряде случаев и племенными традициями; противоположные друг другу решения этой проблемы пред­ставляют сегодня Япония и Афганистан...

Становление персоналистской культуры до сих пор характеризуется исто­риками односторонне, в соответствии с их приверженностью той или иной методологической концепции: историками марксистской ориентации — как процесс экономический и политический, противниками материалистического понимания истории — либо как движение в основе своей религиозно-реформационное, либо как ренессансные преобразования светской духовной культуры, научной, художественной и философской, либо как процесс, имев­ший гуманистическую доминанту в романских странах и религиозную в гер­манских, либо как формирование ценностного самосознания человека в Рос­сии (так называемый «философско-антропологический» подход). Между тем, применение того же системно-синергетического подхода, который позволил в первой книге данного «Введения...» обозначить закономерности развития предшествующего этапа истории культуры, показывает, что происходившее в Европе в XV-XV111 веках ее радикальное преобразование было многоуровне­вым, многосторонним и потому нелинейным. Чтобы выявить логику этого

процесса, трактуя его не суммативно, а системно-синергетически, нужно— аналогично сделанному в свое время в анализе процесса перехода от перво­бытности к цивилизации — обосновать необходимость и достаточность описываемых частей изучаемой культурной системы и их динамические взаи­моотношения, определяющие нелинейный характер ее развития.

Важно иметь здесь в виду, что усложнение данной системы и расши­рение спектра возможностей творческой деятельности личности вело к возрастанию различий в развитии культур разных стран Европы, рас­ширяя «нелинейный» характер данного процесса; это ясно видно и при сопоставлении Северного Возрождения и Южного, романского, и в осо­бенностях национальных путей развития в пределах того и другого. (Быть может, следует согласиться с предложением группы владивостокских историков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.68.167 (0.015 с.)