Раздел 4. Искусство Древнего Ирана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Искусство Древнего Ирана.



Особенности культурно-исторического развития Ирана в нач. I тыс. до н.э. Иран как посредник в передаче культурных ценностей, территория, где соединяются богатейшая изобразительность Ассирии, Урарту, Элама и искусство иранских племен. Основные верования иранцев, специфика ритуально-культовой практики. Создание в ахеменидский период сложной и тщательно разработанной концепции бытия и мирозздания, в которой отчетливо прослеживаются тенденции к монотеизму, и выработка связанных с данной тематикой новых изобразительных мотивов.

Важность для сложения новых образов художественных завоеваний предшествующего населения Иранского нагорья.

Изобразительное искусство

Формирование стилистики ахеменидского искусства на основе этнического смешения, синкретизма культурных и религиозных представлений различных народов, вошедших в состав Иранской империи. "Ахеменидский" стиль как искусство, наделенное специфически самобытным содержанием при разнородности влияний и участия в создании художественных образов различных народов. Художественные памятники ахеменидского времени как прокламация величия царской власти, империи, религии (прямая связь содержание с политикой и идеологией).

Унифицированный характер искусства и его распространение по всей территории империи как отражение культурного единства "ахеменидского" мира, политической концепции "единого" мира.

Основные черты ахеменидского времени: строгая канонизация формы, доходящая до монотонности художественного образа при отсутствии повествовательности; стремление к симметрии; зеркальное построение сцен; использование декоративных вставок (бронза, цветные пасты); предельная точность детали.

Эволюция ахеменидского рельефа от Пасаргад к Персеполю как постепенное формирование на основе различных формальных языков общего идеологического художественного языка. Персеполь как единый архитектурно-скульптурный комплекс, создавший в полной мере "имперский ахеменидский стиль". Рельефы дворцов Персеполя - связный рассказ о медленном торжественном шествии воинов и покоренных народов (динамика шага и одновременно остановленность ритма как вечная фиксация могущества державы).

Изразцовые рельефы из дворца Артаксеркса П в Сузах как свидетельство о живописной системе ахеменидского искусства.

Скальные гробницы ахеменидских царей в Накш-и-Р устаме - иммитация архитектурно-скульптурных форм парадных царских ансамблей (единство стиля для всех сфер изобразительной культуры).

Произведения торевтики: основные темы, специфика художественно-образной программы.

Глиптика: основные темы, специфика художественно-образной программы.

Памятники: рельеф из Пасаргад, рельефы дворцов Персеполя, изразцовые рельефы из дворца Артаксеркса II в Сузах, скульптурное оформление скальных гробниц в Накш-и-Рустаме, скарабеоид с изображением персиянки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, скарабеоид с изображением персидского воина, поражающего гоплита из собрания Гос. Эрмитажа, скарабеоид с изображением борьбы персидского царя со львами из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, произведения из Амударьинского клада.

Архитектура

Особенности образно-содержательной структуры в архитектуре Древнего Ирана: прокламативность, строжайшая канонизация, стремление к абсолютной симметрии, понимание архитектуры как средства возвеличивания царской власти, империи, религии, тесная связь архитектуры и искусства с политикой и идеологией, создание памятников по четкому идеологическому заказу. Основные строительные материалы, характерные для этого региона - комбинация сырцового кирпича и камня.

Особенности архитектурного облика первого парадного комплекса дворцов и культовых построек эпохи Ахеменидов (местность Пасаргады). Сплав разнородных традиций (урартских, ионийских, мидийских) как отличительная черта архитектуры этой эпохи. Выработка унифицированных форм и художественных канонов, распространявшихся по империи и объединявших локальные местные стили.

Строительство ахеменидских дворцов по единому стандарту (Пасаргады, Персеполь, Сузы, Эребуни и т.д.). Архитектура Персеполя: особенности планировки, основные элементы ансамбля, связь его архитектурно-художественных форм с ритуальными торжествами.

Гробницы в Накш -и-Рустаме и их отличительные черты.

Памятники: Пасаргады (планировка и основные постройки), Персеполь (планировка и основные постройки), гробницы в Накш-и- Рустаме.

 

1.5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

 

При реализации программы дисциплины «Основы искусства Древнего Востока» используются различные образовательные технологии - во время аудиторных занятий (26 часов) занятия проводятся в виде лекций с использованием ПК и компьютерного проектора (12 часов) и семинарских занятий (14 часов). А самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателя (консультации и помощь в подготовке к семинарским заданиям) (10 часов) и индивидуальную работу студента в библиотеке (36 часов).

При реализации программы дисциплины «Основы искусства Древнего Востока» используются: проблемный метод изложения лекционного материала, обсуждение докладов и дискуссия по наиболее сложным вопросам темы на семинарских занятиях.

Используются следующие типы лекций:

1) вводная, вызывающая интерес к осваиваемой дисциплине-

Раздел 1.ВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА – 1 час;

2) подготовительная, готовящая студента к более сложному материалу -

Раздел 2. ИСКУССТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И СОСЕДНИХ СТРАН (Тема 1. Изобразительное искусство государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода) – 2 час;

Раздел 3.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (Тема 1. Искусство додинастического периода и времени Раннего царства (V- нач. III тыс. до н.э.) – 1 час.

3) проблемная, вводящая новое знание как неизвестное, которое необходимо «открыть» - Раздел 2. ИСКУССТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И СОСЕДНИХ СТРАН (Тема 4.Искусство периода "великих империй" (I тыс. до н.э) - 1 час;

4) лекция-беседа, позволяющая привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учётом особенностей аудитории-

Раздел 2. ИСКУССТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И СОСЕДНИХ СТРАН (Тема 2. Архитектура Месопотамии в III тыс. до н.э.; Тема 3. Развитие искусства во II тыс. до н.э.) – 2 часа;

Раздел 3.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (Тема 2. Искусство Древнего царства (нач. ХХУШ - сер. ХХШ вв. до. н.э.. время III - VI династии; Тема 3.Искусство Среднего царства (2040-1786 гг. до н.э., время XI-XII династий; Тема 4.Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.. время ХУШ-ХХ династий) – 4 часа;

Раздел 4.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ИРАНА – 1 час.

 

Семинарская форма обучения с организацией обсуждения призвана активизировать работу студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях.

При реализации программы дисциплины «Первобытное искусство» используются следующие типы семинаров:

1) прослушивание и обсуждение докладов -

Раздел 2. ИСКУССТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И СОСЕДНИХ СТРАН (Тема 1. Изобразительное искусство государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода) – 2 часа;

Раздел 3.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (Тема 2. Искусство Древнего царства (нач. ХХУШ - сер. ХХШ вв. до. н.э.. время III - VI династии; Тема 4.Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.. время ХУШ-ХХ династий) – 4 часа;

2) семинар-дискуссия -

Раздел 2. ИСКУССТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И СОСЕДНИХ СТРАН (Тема 4.Искусство периода "великих империй" (I тыс. до н.э) – 2 часа;

3) консультация, предполагающая краткое изложение основных вопросов учебного темы и ответы преподавателя на вопросы студентов (ответам отводится до 50 % учебного времени) -

Раздел 2. ИСКУССТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И СОСЕДНИХ СТРАН (Тема 3. Развитие искусства во II тыс. до н.э.) – 2 часа;

Раздел 3.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (Тема 3.Искусство Среднего царства (2040-1786 гг. до н.э., время XI-XII династий; – 2 часа;

Раздел 4.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ИРАНА – 2 часа..

Помимо аудиторных занятий изучение дисциплины предполагает также и самостоятельную работу студентов, связанную с изучением теоретического материала, подготовкой к лекциям и семинарским занятиям. Самостоятельная работа выполняется студентом в библиотеке, а также в домашних условиях. Предусматривается получение студентом профессиональных консультаций и помощи со стороны преподавателя.

 

1.6. СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ.

Система контроля знаний включает промежуточную аттестацию и устный зачёт.

Для промежуточного контроля успеваемости студентов предполагается контрольная работа на двенадцатой неделе. Примерный вариант контрольной включен в УМК для ориентирования студентов и их тренировки (см. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ). Контрольная состоит их двух заданий, каждое оценивается до 5 баллов. Общая сумма баллов за контрольную работу до 10 баллов.

На четвёртой, пятой, восьмой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой и тринадцатой неделях у студентов проходят семинарские занятия. Каждый студент делает сообщение из предложенных тем для семинарских занятий либо оппонирует доклад другого студента и участвует в дискуссиях. Работа в семинарах оценивается следующим образом: доклад либо опонирование – до 15 баллов, участие в дискуссиях– до 15 баллов.

На первом занятии студентам даются для подготовки к зачёту список примерных вопросов из списка УМК, которые рассчитаны на определение уровня теоретической и знаточеской подготовки учащегося. Максимальная оценка – 50 балов (за знание фактов – 25 балов, за правильное называние памятников и терминов – 5 балов, за владение научной методологией исследования – 5 балов, за стиль изложения – 15 балов).

Дополнительные 10 баллов отражают посещаемость студентами лекционных курсов.

Максимальное итоговое количество балов за курс – 100, зачет выставляется при оценке не менее 56 баллов.

Студенту, набравшему менее 40 баллов по текущему контролю, даётся возможность до начала промежуточной аттестации по дисциплине выполнить задания, рекомендованные преподавателем для повышения результата по дисциплине. В качестве такого задания предлагается написание рефератов в домашних условиях и выполнение письменной работы в аудитории (см. 1.7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ). Если студент получил незачёт, возникает академическая задолженность по данной дисциплине. Академическая задолженность может быть ликвидирована посредством посредством пересдачи зачёта.

 

1.7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1. История изучения древневосточного искусства

2. Периодизация древневосточного искусства

3. Основные черты древневосточного искусства

4. Основные темы и сюжеты древневосточного искусства

5. Стиль и стилизация в древневосточном искусстве

6. Мифо-ритуальная деятельность и её выражение через искусство в культурах Древнего Востока

7. Основные материалы и технологии, применяемые в архитектуре Месопотамии и соседних с ней стран

8. Основные материалы и технологии, применяемые в архитектуре Египта

9. Изобразительное искусство Додинастического периода в Двуречье

10. Изобразительное искусство Раннединастического периода

11. Изобразительное искусство Аккадского периода

12. Изобразительное искусство позднешумерского периода

13. Архитектура Месопотамии в III тыс. до н.э.: основные типы и особенности художественного решения.

14. Искусство вавилоно-эламской зоны

15. Изобразительное искусство хетто-хурритской зоны

16. Архитектура хетто-хурритской зоны

17. Искусство сиро-палестино-финикийского региона

18. Архитектура Новоассирийского периода

19. Изобразительное искусство Новоассирийского периода

20. Планировка Вавилона в эпоху Нововавилонского царства.

21. Изобразительное искусство Нововавилонского царства.

22. Изобразительное искусство Ахеменидского Ирана

23. Архитектура Ахеменидского Ирана.

24. Ансамбль Персеполя – основные элементы и специфика планировки.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная состоит из двух заданий

Задание № 1 Изобразительное искусство Месопотамии и соседних с ней стран.

Цель задания заключается в выработке у студентов навыков узнавания классических памятников искусства Месопотамии, а не демонстрации механического заучивания изобразительного материала. В ходе контрольной студентам предлагается угадать 10-15 классических памятников искусства (отмечены полужирным курсивом в программе курса), рассматриваемого региона. Ответ на вопрос должен содержать развёрнутую характеристику памятника (точное название; название композиционного цикла, если показываемое произведение является его частью; стилистические особенности, время создания), а не простое его называние. Для подготовки к данному заданию необходимо просмотреть материал лекций и просмотреть альбомы по теме задания. Задание состоит из двух уровней сложности. Первый – угадать памятник месопотамского искусства, второй - выстроить предложенную группу памятников в хронологическом порядке. На угадывание памятника в первом уровне сложности отводиться от 3 до 5 мин., в зависимости от угадываемого изображения, на решение второго уровня сложности отводится 10-15 мин., в зависимости от количества предложенных для распознавания памятников (3-4 памятника). Работа проводится по двум вариантам.

Примерный вариант ответа на задание № 1:

Первый уровень сложности. Студентам показывается Стела Эанатума.

Правильный ответ – Стела Эанатума. Регистровая композиция со сценой сражения Лагаша с Уммой, передаётся повествовательность действия, изображение сочетается с текстом надписи. Эанатум выделен объёмом и размером. Раннединастический период, круг памятников, созданных около 2500 г. до н.э.

Второй уровень сложности. Студентам предлагается следующий набор памятников – стела Эанатума, рельеф из дворца Ашшур-нацир-апала, стела Нарам Суэна, рельеф с изображением воина из Хатуссы.

Схема правильного ответа: 1. Сначала студент должен дать стилистическую характеристику каждому памятнику отдельно. Правильно описанные стилистические параметры позволят определить время создания и культуру, к которой относится памятник.

Стела Эанатума – выделение объёмом социально значимых персонажей, передача события во времени и в пространстве, композиционное выделение наиболее важных сцен – Раннединастический Шумер.

Рельеф из дворца Ашшур-нацир-апала - тонкий графичный рельеф, без выявления объёмных решений, большую роль играет плосткостность, обилие точно прочерченных деталей, особенность тематики – Новоассирийская держава.

Стела Нарам-Суэна – изображение правителя выделено объёмом и размером, нет передачи события во времени, статичность как трансляция вечно длящегося события, царь в образе воина-победителя – Аккадское царство.

Рельеф с изображением воина из Хатуссы – грубо обработанный камень, отсутствие деталей, связь изображения с блоком камня – Новохеттское царство.

2. Ориентируясь на результаты, полученные при выполнении первого этапа второго уровня данного задания, далее необходимо расставить памятники в хронологическом порядке: Стела Эанатума – Стела Нарам Суэна – Рельеф с изображением воина из Хатуссы – Рельефы из дворца Ашшур-нацир-апала.

 

Задание № 2. Изобразительное искусство Древнего Египта.

Цель данного задания заключается в выработке у студентов навыков узнавания классических памятников древнеегипетского искусства, а не механического заучивания изобразительного материала. В ходе данного задания студентам предлагается угадать 10-15 классических памятников (из отмеченных полужирным курсивом в программе курса). Ответ на вопрос должен содержать развёрнутую характеристику памятника (точное название; название композиционного цикла, если показываемое произведение является его частью; название пещерного ансамбля, в состав которого входит данное изображение; стилистические особенности, дата), а не простое его называние. Для подготовки к данному заданию необходимо просмотреть материал лекций и просмотреть альбомы по теме контрольной. Задание состоит из двух уровней сложности. Первый – угадать памятник месопотамского искусства, второй - выстроить предложенную группу памятников в хронологическом порядке. На угадывание памятника в первом уровне сложности отводиться от 3 до 5 мин., в зависимости от угадываемого изображения, на решение второго уровня сложности отводится 10-15 мин., в зависимости от количества предложенных для распознавания памятников (3-4 памятника). Работа проводится по двум вариантам.

Примерный вариант ответа на задание № 2:

Первый уровень сложности. Студентам показывается «Палетка Нармера».

Правильный ответ – «Палетка Нармера». Регистровая композиция со сценами победы фараона над врагами, отсутствие повествовательности действия, низкий, плоскостный рельеф. Нармер выделен размером. Додинастический период.

Второй уровень сложности. Студентам предлагается следующий набор памятников – статуя Хефрена, статуя Эхнатона, статуя Рамзеса II, статуя Аменемхета III.

Схема правильного ответа: 1. Сначала студент должен дать стилистическую характеристику каждому памятнику отдельно. Правильно описанные стилистические параметры позволят определить время создания памятника. В данном задание необходимо понимать особенности стилистики отдельных этапов в рамках жёстко канонической художественной культуры.

Стела Хефрена – непроработанная нижняя часть лица, соблюдение баланса между условностью и подобием в образе, скупая декорировка, приоритет простых геометрических форм - Древнее царство.

Статуя Эхнатона - сильно искажённые пропорции тела и лица, сложная линия силуэта, нет стремления к передаче простых объёмов – Новое царство, эпоха Амарны.

Статуя Рамзеса II – условность и плоскостность в передаче черт лица, особый ритм линии силуэта.

Статуя Аменемхета II – активно проработанный рельеф лица, объёмом обозначены веки, брови, большое внимание уделяется проработке объёмом и светотенью нижней части лица.

2. Ориентируясь на результаты, полученные при выполнении первого этапа второго уровня сложности данного задания, далее необходимо расставить памятники в хронологическом порядке: Статуя Хефрена – Статуя Аменемхета III – Статуя Эхнатона – Статуя Рамзеса II.

 

 

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ).

Цель задания – сформировать навыки профессионального восприятия эстетического своеобразия произведений древневосточного искусства. В итоговой письменной работе студент демонстрирует навыки, полученные во время лекционных и семинарских занятий. Критериями оценки служат осведомлённость в историко-культурном контексте памятника, умение описать его форму и структуру, применяя искусствоведческие термины, корректность теоретических положений к данном произведению, оригинальность выводов, стройность изложения.

1. Искусство Додинастического периода Двуречья: особенности художественно-образной программы (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

2. Искусство Раннединастического периода: особенности художественно-образной программы (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

3. Искусство Аккадского и позднешумерского периодов: герой и эпоха (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

4. Искусство вавилоно-эламского региона во II тыс. до н.э.: особенности художественно-образной программы (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

5. Искусство хетто-хурритского региона во II тыс. до н.э.: особенности художественно-образной программы (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

6. Искусство новоассирийского периода: герой и эпоха (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

7. Искусство Ахеменидского Ирана: герой и эпоха (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

8. Искусство Среднего царства: герой и эпоха (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

9. Искусство рельефа Древнего царства: композиционная структура и семантика (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

10. Искусство рельефов и росписей Нового царства: композиционная структура и семантика (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

11. Искусство Тутмесидов: герой и эпоха (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

12. Искусство Амарны: герой и эпоха (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

13. Художественные особенности искусства Рамесидов (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

14. Художественные особенности сиро-палестино-финикийского региона (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

15. Круглая скульптура Древнего царства: герой и эпоха (на примере развёрнутого описания и сравнения нескольких памятников из числа указанных в УМК)

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ)

Цель данного задания – сформировать у студента целостную систему знания, научить его анализировать, сравнивать и синтезировать информацию.

При чтении литературы студент прорабатывает основные проблемы изучения древневосточного искусства, сверяясь с программой курса. Работая над написанием реферата, необходимо ответить на поставленные в методических указаниях вопросы, обратить внимание на проблемы, выделенные в предлагаемых методических рекомендациях. Разбирая предложенные для анализа работы, студент должен придерживаться следующего плана:

1. тема и цель, поставленная автором для её раскрытия

2. структура текста

3. основные идеи и вывод автора

4. что даёт данная книга студенту в освоении материала курса.

ТЕМЫ:

1. Искусство Древнего Египта периода Раннего и Древнего царств в работе М.Э. Матье «Искусство Древнего Египта» (Матье М.Э. Искусство Древнего Египта/ М.Э. Матье// СПб.: Журнал «Нева», «Летний сад», 2001. С. 33-180).

2. Искусство Древнего Египта периода Среднего царства в работе М.Э. Матье «Искусство Древнего Египта» (Матье М.Э. Искусство Древнего Египта/ М.Э. Матье// СПб.: Журнал «Нева», «Летний сад», 2001. С. 180-262).

3. Искусство Древнего Египта периода Тутмесидов царств в работе М.Э. Матье «Искусство Древнего Египта» (Матье М.Э. Искусство Древнего Египта/ М.Э. Матье// СПб.: Журнал «Нева», «Летний сад», 2001. С. 262-410).

4. Искусство Древнего Египта периода Амарны в работе М.Э. Матье «Искусство Древнего Египта» (Матье М.Э. Искусство Древнего Египта/ М.Э. Матье// СПб.: Журнал «Нева», «Летний сад», 2001. С. 410- 564).

5. Анализ искусства Ахеменидского Ирана в работе В.Г. Луконина «Искусство Древнего Ирана» (Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана/ В.Г. Луконин// Л.: Искусство, 1977. С. 8-101).

6. Анализ художественно-образной программы шумерского рельефа в работе В.К. Афанасьевой «К проблеме толкования шумерских рельефов». (Афанасьева В.К. К проблеме толкования шумерских рельефов/ В.К.Афанасьева// Культура Востока. Древность и раннее средневековье: сб. статей - Л.: Изд-во «Аврора», 1978. С.19-33).

7. Анализ основных черт древнеегипетского мировоззрения в работах Дж. Уилсона (Франкфорт Г, Франкфорт Г.А. Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека/ Генри Франкфорт и др. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. С.45-121).

8. Анализ основных черт древнеегипетского мировоззрения в работах Т. Якобсена (Франкфорт Г, Франкфорт Г.А. Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека/ Генри Франкфорт и др. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. С.121-201).

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУСОВЫХ РАБОТ

1. Основные типы, их эволюция и эстетические принципы в пластике Древнего Египта (на примере конкретного периода)

2. Основные сюжеты, композиционные приёмы и эстетические принципы в рельефе Древнего Египта (на примере конкретного периода)

3. Рельефы «имперского стиля»: композиционные принципы и семантика визуального языка (на примере конкретной культуры)

4. Формирование хеттского художественного стиля и его ключевые признаки (на примере монументального искусства или искусства малых форм)

5. Формирование художественного стиля ахеменидского искусства и его ключевые признаки (на примере монументального искусства или искусства малых форм)

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 1:

Обязательная

ВейнбергИ.П. Человек в культуре Ближнего Востока/ И.П. Вейнберг. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 186 с.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А,. Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека/ Генри Франкфорт и др. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. 236 с.

Хук С.Г.. Мифология Ближнего Востока/ Самуил Хук. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1991. 184 с.

Дополнительная

Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада/ И.М. Дьяконов. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. 247 с.

Емельянов В.В. Древний Шумер/ В.В. Емельянов. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 368 с.

Ллойд С. Археология Месопотамии/ Сетон Ллойд. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 280 с.

Якобсен Т. Сокровища тьмы/ Торкильд Якобсен. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1995. 293 с.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ К РАЗДЕЛУ 2:

Источники

Когда Анну создал небо. Литература Древней Месопотамии/ Пер. с аккад. Сост. В.К. Афанасьева и И.М. Дьяконов// М.: Алетейа, 2000. 456 с.

Лирическая поэзия Древнего Востока / Сост. И.М. Дьяконов// М.: Наука, 1984. 231 с.

Луна, упавшая с неба: Древняя литература Малой Азии / Сост. В.В. Иванов// М.: Художественная литература, 1977. 317 с.

От начала начал. Антология шумерской поэзии/ Сост. В.К. Афанасьева// СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. 493 с.

Поэзия и проза Древнего Востока. Библиотека всемирной литературы / М.: Художественная литература, 1973. 735 с.

Эпос о Гильгамеше («О всё видевшем») / [отв. ред. В.В. Струве] //Пер. с аккад. и комментарии И.М. Дьяконова // СПб.: Наука, 2006. 212 с.

Литература

Обязательная

Афанаьсева В.К, Луконин В.Г, Померанцев Н.А.. Искусство Древнего Востока/ В.К. Афанасьева, В.Г. Луконин, Н.А. Померанцева // М.: Искусство, Dresden, Ver. der Kunst,1976. 375 с.

Афанаьсева В.К, Луконин В.Г, Матье М.Э. Искусство Древнего Востока/ В.К. Афанасьева, В.Г. Луконин, М.Э. Матье // М.: Искусство, 1968. 458 с.

Всеобщая история архитектуры: В 12 тт. / под общ. ред. А.Власова, Н.Колли, Н.Баранова. Т.1. М.: Изд-во литературы по строительству,1966. 456 с.

Ллойд С. Археология Месопотамии/ Сетон Ллойд// М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 280 с.

Дополнительная

Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии / Е.В. Антонова // М.: Наука, 1984. 262 с.

Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы Древней Анатолии / В.Г. Ардзинба// М.: Наука, 1982, 253 с.

Афанасьева В.К. К проблеме толкования шумерских рельефов/ В.К.Афанасьева// Культура Востока. Древность и раннее средневековье: сб. статей - Л.: Изд-во «Аврора», 1978. С.19-33.

Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве /В.К. Афанасьева // М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. 219 с.

Афанасьева В.К. Литература Древнего Двуречья / В.К. Афанасьева // История всемирной литературы: В 9-тт.. Отв. Ред. И.С. Брагинский.- М.: Наука, 1983 - Т. 1.- С. 82-117.

Афанаьсева В.К. Орёл и Змея в изобразительности и литературе Двуречья / В.К. Афанасьева, // СПб.: Водолей, 2007.

Бернхардт К.-Х. Древний Ливан/ К.-Х. Берхардт// М.:Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. 182 с.

ВейнбергИ.П. Человек в культуре Ближнего Востока/ И.П. Вейнберг// М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 186 с.

Вильхельм Г. Древний народ хурриты/ Гернот Вильхельм // М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1992. 160 с.

Вулли Л. Ур халдеев // Леонард Вулли// Издательство восточной литературы, 1961. 256 с.

Вулли Л. Забытое царство / Леонард Вулли // М.:Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. 168 с.

Герни О.Р. Хетты / Оливер Герни // М.:Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 233 с.

Дандамаева М.М. Древняя Месопотамия/ М.М. Дандамаева// СПБ.: Изд-во Гос. Эрмитажа, ООО «Издательство АРС», 2004. 110 с.

Дандамаева М.М. Новоассирийские рельефы: изображение и текст/ М.М. Дандамаева//Эддуба вечна и постоянна. Материалы конференции, посвящённой 90-летию рождения И.М. Дьяконова: сб. статей/ Гос. Эрмитаж. - СПБ.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005. С.65-74.

Дьяконов И.М. Люди города Ура/ И.М. Дьяконов//М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. 429 с.

Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака/ В.В. Емельянов// СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 272 с.

Емельянов В.В. Древний Шумер/ В.В. Емельянов// СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 368 с.

Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии/ В.В. Емельянов// СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2003. 320 с.

Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности / Юлия Заблоцка// М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. 415 с.

Иванов В.В. Хеттская и хурритская литература / В.В. Иванов // История всемирной литературы: В 9-тт.. Отв. Ред. И.С. Брагинский.- М.: Наука, 1983 - Т. 1.- С. 118-129.

Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон / Эвелин Кленгель-Брандт // М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. 259 с.

Клима И. Общество и культура древнего Двуречья/ И. Клима //Прага: Артия, 1967. 237с.

Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии / И.С. Клочков // М.: Наука,1983. 208 с.

Ковалёв А.А. Месопотамия до Саргона Аккадского. Древнейшие этапы истории/ А.А. Ковалёв// М.: Изд-во РГГУ, 2002. 252 с.

Корниенко Т.В. Первые храмы Месопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху /Т.В. Корниенко// СПб.: Алетейя, 2006. 312 с.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере / Самуэль Крамер // М.: Наука, 1991. 235 с.

Крамер С.Н. Шумеры. Первая цивилизация на земле / Самуэль Крамер // М.: Ценртполиграф, 2003. 381 с.

Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика/ К. Ламберг-Карловски, Дж.Саблов //М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1992. 366 с.

Маккуин Дж.Г. Хетты и их современники в Малой Азии / Джеймс Г. Маккуин // М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. 183 с.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока/ Дж. Мелларт// М.: Наука, 1982.

149 с.

Мифологии Древнего мира. Ред. В.А. Якобсон/ М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. 456 с.

Немировский А. И. Мифы древности: Ближний Восток/ М.: Лабиринт, 2001. 352 с.

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия/ Лео А. Оппенхейм// М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. 319 с.

Пиотровский Б.Б. Искусство Урарту / Б.Б. Пиотровский// Л.: Издательство Гос. Эрмитажа,1962.

Рабинович Е.Г. Сюжет «Гильгамеша» и символика инициации / Е.Г. Рабинович // Вестник древней истории. – 1973. - № 2. – С. 78-86.

Финикийская мифология / Сост. Н.К. Герасимова// СПб.: «Летний сад», Журнал «Нева», 1999. 331 с.

Франкфорт Г, Франкфорт Г.А. Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека/ Генри Франкфорт и др. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. 236 с.

Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура/ Ю.Б. Циркин //М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»,1986. 287 с.

Циркин Ю.Б. Мифы Финикии и Угарита / Ю.Б. Циркин // М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 2000. 480 с.

Циркин Ю.Б. История библейских стран / Ю.Б. Циркин // М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», ООО «Транзиткнига», 2003. 574 с.

Шифман И.Ш. Угаритско-финикийская литература / И.Ш. Шифман // История всемирной литературы: В 9-тт.. Отв. Ред. И.С. Брагинский.- М.: Наука, 1983 - Т. 1.- С. 130-137.

Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир/ И.Ш. Шифман //М.: Политиздат, 1987. 2 из. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2007. 216 с.

Шифман И.Ш. Культура древнего Угарита/ И.Ш. Шифман //М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 235 с.

Якобсен Т. Сокровища тьмы/ Торкильд Якобсен. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1995. 293 с.

Amiet P. Art of the Ancient Near East/ Pierre Amiet// New York: Harry N. Abrams, 1977. 618 р.

Black J., Green A. Gods, Demons and Symbols of Ansient Mesopotamia: An Illustarted Dictionary/ Jeremy Black, Antony Green// Ausrin: University of Texas Press, 1992. 192 p.

Collon D. Ancient Near Eastern Art/ Dominique Collon // Berkeley: University of California Press, 1995. 247 p.

Crawford H. Sumer and Sumerians/ Harriet Crawford// Cambridge: University Press, 1991. 182 p.

Frankfort H. The Art and Architecture of the Ancient Orient/ Henry Frankfort// London: Penguin Books, 1970. 456 p.

Нaydar J.H Ugarit. History and Archaeology/ Jamal Hasan Haydar // [б/ м. и изд.], 2003. 80 p.

Jakob-Rost L. Assyrien: die Inschrifen / Lian Jakob-Rost // Berlin: Vorderasatisches Museum, 1982. 32 p.

Jakob-Rost L., Marzahn J. Babylon / Lian Jakob-Rost, Joachim Marzahn // Berlin: Vorderasatisches Museum, 1983. 32 p.

I Fenici /dir. di Sabatino Moscati // Milano: Bompiani, 1988. 670 p.

Marzahn J. The Ishtar Gate // Joachim Marzahn // Mainz: Verlag Philipp von Zabern, 1995. 52 p.

Moorey P.R.S. Ancient Iraq (Assyria and Babylonia) // Oxford: Ashmolean Museum, 1976. 57 p.

Moorey P.R.S. The Biblical Lands / Peter Roger Stuart Moorey// New York: Peter Bedrick Books, 1991. 151 p.

Moortgat A. The Art of Ancient Mesopotamia // Anton Moortgat // London: Phaidon Publishers, 1969. 356 p.

Oates J. Babylon/ Joan Oates // London: Thames and Hudson, 1986. 163 p.

Oates J. Nimryd:an Assyrian imperial city revealed/ Joan Oates // London: British School of Archeology in Iraq, 2001. 309 p.

Parrot A. Sumer: The Dawn of Art / Andre Parrot // New York: Golden Press, 1961. 397 p.

Parrot A. Art of Assyria/ Andre Parrot // New York: Golden Press, 1961. 383 p.

Parrot A. Assyria / Andre Parrot // Paris: Gallimard, 1969. 426 p.

Parrot A. Mari, the capital fabuieuse / Andre Parrot // Paris: Payot, 1974. 217 p.

Справочные издания

Бертман С. Месопотамия. Энциклопедический справочник/ Стивен Бертман// М.: Вече, 2007. 416 с.

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь/ У. Брей, Д. Трамп// М.:Прогресс, 1990. 368 с.

Мифы народов мира: в 2 т. [гл.ред.С.А. Токарев]. М.: Рос.Энцкл.: Олимп, 1987-1988. Т.1: А-К. 1987. 671 с.; Т.2: К-Я. 1988. 719 с.

Мифологический словарь. [гл.ред.Е.М. Мелетинский]. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.

Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь.[гл.ред.Т.Х. Стародуб] / Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.148 с.)