Раздел 3. Искусство Древнего Египта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Искусство Древнего Египта.



Специфика историко-культурного развития Древнего Египта. Гомогенный и герметичный характер древнеегипетской культуры. Более прочный и менее ограниченный характер власти (по сравнению с Месопотамией) и отражение этих факторов в культуре. Сложение в Египте заупокойного культа и погребального обряда и их влияние на развитие культуры. Понятия «Ка», «Ба», «Маат», «Рен», «Хеб-сед». Огромная и приоритетная роль религиозных воззрений в формировании художественного образа. Каноничность как главное художественное качество искусства Египта. Монументальность формы при чувстве гармоничного равновесия, симметричность пропорций и тщательность взаиморасположения элементов как основополагающие черты египетского искусства. Сакральная значимость иероглифики и ее связь с изобразительными темами. Освоение эстетических качеств твёрдого камня как отличительная черта египетского искусства.

Тема 1. Искусство додинастического периода и времени Раннего царства (V- нач. Штыс. до н.э.).

1. Эпоха додинастики

Рубеж V - нач. IV тыс. до н.э. - заселение Северного Египта и Нильской долины.

Бадарийская культура - использование камня для создания сосудов как начало освоения эстетики этого материала.

Сложение живописных основ в керамике амратского и герзейского периодов (сер. -вторая пол. IV тыс. до н.э.). Использование росписи белой краской по красному фону в амратской керамике. Герзейская керамика – роспись фиолетово-красной краской по желтоватому фону. Основные темы росписи: охота, ритуальные танцы; обрядовые сцены, связанные с плодородием и заупокойным культом.

Роспись из гробницы вождя в Иеракомполе как памятник монументального искусства эпохи додинастики: сочетание традиций неолитических изображений и новых художественных черт.

Антропоморфная и зооморфная скульптура додинастики: особенности художественного решения и функции.

Позднедодинастические церемониальные палетки как выработка новых технических и эстетических принципов построения образа в камне. Особенности построения композиции и ритмической организации сюжета.

Художественные черты "Палетки Нармера" (разномасштабность согласно социальному положению, расположение фигур по регистрам, пропорциональная соразмерность и замкнутость композиционных построений, условность в передаче фигуры на плоскости) как свидетельство сложения системы древнеегипетского канона. Специфика показа исторического события и особенности композиционного решения «Палетки Нармера».

Памятники: блюдо с изображением охотника с собаками, сосуд с изображением обрядовой сцены из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, статуэтки с изображением гиппопотама, статуэтка женщины с сосудом на голове, статуэтка мужчины из Махасны, роспись из гробницы вождя в Иеракомполе, шиферные плитки с изображением животных из собрания Гос. Эрмитажа, «Охотничья плита», "Палетка с шакалами", "Палетка Нармера".

 

2. Эпоха Раннего царства (3000 - 2800 гг. до н.э., время I и II династий).

Завершение сложения единого египетского государства. Культура Раннего царства как основа для формирования специфики художественно-образной программы древнеегипетского искусства. Роль культа умершего царя (тождественность умершего царя богу Осирису. Мемфис – ведущий художественный центр. Возникновение в эпоху Раннего царства статуй, связанных с погребальным культом и хеб-седным ритуалом, и особенности их содержательной программы. Появление новых изобразительных черт (монументальнось формы, фронтальность композиции, вписанность в каменный блок, отбрасывание второстепенных признаков). Сложение изобразительного принципа лаконичности художественной формы при многозначности смысла.

Пластика Раннего царства: основные темы и стилистические приёмы.

Памятники. Статуя фараона Хасехема, статуэтка вельможи из Берлинского музея, статуэтка обнажённой девушки из Лувра, стела фараона Джета.

Архитектура Раннего царства

Основные черты египетской архитектуры: устойчивость иконографических схем, символические концепции форм зодчества, их связь со сложившейся мифологической традицией. Роль религиозных воззрений в формировании художественного облика древнеегипетских сооружений. Основные строительные материалы в Древнем Египте (твердые породы камня, кирпич-сырец), местные приемы их обработки и использования. Строечно-балочная система как ведущий тип конструкции каменных монументальных сооружений Египта. Масштабные и пропорциональные закономерности в древнеегипетской архитектуре.

Особенности градостроительства Древнего Египта: круглая форма плана древнейших городов и варианты ее интерпретации.

Погребальные сооружения Раннего царства. Мастаба и особенности композиции ее подземных и надземных помещений. Некрополи в Саккаре и Абидосе. Мастаба царицы Хер-нейт – основные элементы, строительная техника, система декорирования. Абидосские кенотафы – особенности художественно-образной программы.

Памятники: мастаба Хемака, мастаба царицы Хер-нейт

Тема 2. Искусство Древнего царства (нач. ХХУШ - сер. ХХШ вв. до. н.э.. время III - VI династии).

Особенности историко-культурного развития Древнего царства. Сложение единого комплекса архитектуры, пластики и расписанного рельефа (при главенстве архитектуры). Представления о богах и их функциях в эпоху Древнего царства. Культ умершего фараона: основные черты и значение. Осирический царский ритуал. Появление «Текстов пирамид».

Общие черты скульптуры Древнего царства: статичность, стремление к подчинению образа геометрическим формам каменного блока (даже при работе с мягкими материалами), идея колоссальности, простота изобразительных и многозначность содержательных категорий. Основные материалы и технология их обработки, применяемые в скульптуре Древнего царства. Применение раскраски и инкрустации статуй как средства усиления условности и магической выразительности. Формирование и развитие разнообразных типов статуй: стоящие с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне, читающие или записывающие писцы и т.д.

Особенности выражения сходства в древнеегипетском искусстве (попытка совместить представления об облике умершего и предельную обобщенность идеальных человеческих типов в состоянии расцвета жизненных сил). Скульптурное изображение как создание в камне неразрушимой оболочки для души. Достижение в эпоху Древнего царства идеальной меры в изображении и конкретных черт, и символического обобщения. "Портретные" решения в эпоху IV династии.

Время VI династии - приостановление развития творческих процессов, появление провинциальных (и географически, и технически) школ как следствие начала распада страны.

Мелкая пластика Древнего царства: основные темы и особенности стилистических приёмов.

Сложение в гробничных комплексах рельефных композиций как последовательных циклов символически освещающих загробный культ (соединение реального и магического, временного и вечного в тематике. Основные сюжеты, используемые в рельефах. Применение двух техник в рельефе: низкий барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Особенности изобразительного построения египетского рельефа (плоскостная манера исполнения, отделение фигур друг от друга ритмическими цезурами, использование вертикальной проекции, выделение размером социально значимых персонажей). Символическая роль локального цвета. V - VI династии - время расцвета рельефного искусства. Появление контррельефа и новые изобразительные качества, связанные с ним. Взаимосвязь вербального и визуального текстов.

Росписи Древнего царства: основные материалы и технологические приёмы, специфика цветовой гаммы.

Памятники: статуя фараона Джосера, сфинкс фараона Хефрена, статуя фараона Хефрена, статуя фараона Микерина с богинями, статуи зодчего Рахотепа и его жены Нофрет, статуя зодчего Хемиуна, статуя царского писца Каи, статуя сановника Каапера (т.наз. "сельский староста"), деревянные рельефы из мастабы зодчего Хесира, фрагменты росписи из гробницы зодчего Нефермаат и его жены Итет, рельефы из мастабы вельможи Ти, рельефы из мастабы Птахотепа, рельефы из мастаба Ахетхотепа.

Архитектура Древнего царства

Сложение нового типа погребальных сооружений – пирамиды. Заупокойный комплекс Джосера: основные элементы ансамбля, планировка, декоративное оформление. Эволюция египетских пирамид: ступенчатая пирамида фараона Джосера, пирамида Снофру в Медуме, «ломаная» пирамида Снофру в Дашуре, «классическая» пирамида Снофру в Дашуре, гизехский комплекс. Основные строительные материалы и технологические приёмы, используемые при строительстве пирамид и их эволюция. Составные части пирамидных погребальных комплексов (пристань, нижний храм, дорога восхождения, поминальный храм, пирамиды-спутницы, дворы) и их архитектурное решение. Специфика декоративного оформления. Возникновение колонн с декоративными (лотосовидными и папирусовидными) капителями. Поминальные храмы фараона Хефрена: основные принципы планировки, специфика использования свето-теневых эффектов, роль скульптуры в оформлении.

Заупокойные ансамбли фараонов V-VI династий: примение планировочной схемы, сложившейся в IV династию, особенности в использовании материалов и в декоративном оформлении.

Мастабы Древнего царства – изменения в системе планировки, появление новых элементов и строительных материалов.

Появление в V дин. храмов Солнца: основные элементы, особенности планировки, семантика архитектурных форм.

Памятники: пирамида Джосера в Саккара, пирамиды Снофру, гизехский комплекс пирамид Хеопса, Хефрена, Микерина, пирамида Ниусерра, храм Ниусерра в Абусире

Тема 3. Искусство Среднего царства (2040-1786 гг. до н.э., время XI-XII династий).

Объединение страны после I Переходного периода, идеология возрождения абсолютной царской власти. Распространение культа Осириса на культ мертвых вообще и влияние этих процессов на выработку новых изобразительных мотивов. Усиление нравственных моментов в религиозных представлениях. Возвышение Фив.

1. XI династия.

Сложение основных стилистических особенностей основных художественных центров – фиванского (столичного) и мастерских номархов Среднего Египта.

Ориентация на художественные решения Древнего царства в скульптуре: предельная геометризация форм, обобщённая трактовка тела и черт лица, жёсткость зональной раскраски, использование локальных цветов.

Рельефы – основные стилистические приёмы и тематика.

Росписи гробниц номархов: невысокое качество исполнения, введение новых сюжетов, яркость красочной гаммы, сочетающаяся с росписью архитектурных деталей.

 

2. XII династия.

Культурный подъём, рост городов, усиление значения Египта среди окружавших его стран, новые эстетические задачи.

Расширение назначений ритуальных статуй фараона в XII династию (помимо заупокойных и хеб-седных, появляются статуи в храмах, наряду с изображениями богов).

Новшества в скульптуре XII династии: усиление пластических моментов за счет использования контраста светотени и фактурных возможностей материала, придание образу большей индивидуальности за счёт сложной моделировки мускулатуры и деталей лица (рта, подбородка и глаз). Портретные решения Среднего царства как более сложное сочетание конкретных, индивидуальных черт и духовного содержания. Изменение иконографии портретов фараонов во второй половине XII династии: иные очертания и складки головного платка, короны, новая форма урея.

Мелкая культовая пластика в эпоху Среднего царства. Появление деревянных многофигурных моделей-макетов.

Популярность контррельефа, выразительность и изящность контура как особенность формальных черт рельефов XII династии.

Росписи местных центров Среднего царства. Приобретение живописью самостоятельного значения и появление чисто живописных приемов (связь фона с цветовой гаммой композиции, использование оттенков, колористическое обогащение изображения за счет наложения цвета на цвет). Более сложная система изобразительных и содержательных программ росписей и рельефов Среднего царства (включение многообразных соотношений конкретного и сакрального мира). Появление новых сюжетов. Росписи гробницы Хнумхотепа II: тонко найденные цветовые сочетания, определённость жизненность в передаче животных, сложные позы, отсутствие контурных линий.

Памятники: черная статуя в красной короне Ментухотепа II, стела Хунена, рельефы “Белой капеллы”, голова Сенусерта II, статуя Аменемхета III, гробница Хнумхопета П в Бени-Хасане.

Архитектура Среднего царства

Заупокойный храм Ментухотепа I в Дейр-эль –Бахри: основные элементы, особенности планировки и декоративного оформления.

Архитектура гробниц номархов XI дин.: характерные черты планировочного и декоративного решений.

Культовое строительство в период XII династии: «Белая капелла» Сенусерта I. Появление «хаторической» капители.

Возобновление строительства пирамид при фараонах XII династии. Особенности пирамидного строительства Среднего царства: уменьшение размера царской гробницы, применение кирпича-сырца и изменение способа кладки, особенности системы облицовки. Заупокойный комплекс Аменемхета II в Хаваре: особенности планировки и художественного решения (небывалая масштабность, монументальность).

Архитектура гробниц номархов в период XII дин.: основные элементы, особенности планировки и декора.

Памятники: заупокойный храм Ментухотепа I в Дейр-эль –Бахри, гробницы Бакта III и Ахтоя в Бени-Хасане, «Белая капелла» Сенусерта I, пирамида Сенусерта I в Лиште, пирамида Сенусерта II в Лахуне, заупокойный комплекс Аменемхета II в Хаваре, гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.019 с.)