Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. Искусство Древнего Египта.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специфика историко-культурного развития Древнего Египта. Гомогенный и герметичный характер древнеегипетской культуры. Более прочный и менее ограниченный характер власти (по сравнению с Месопотамией) и отражение этих факторов в культуре. Сложение в Египте заупокойного культа и погребального обряда и их влияние на развитие культуры. Понятия «Ка», «Ба», «Маат», «Рен», «Хеб-сед». Огромная и приоритетная роль религиозных воззрений в формировании художественного образа. Каноничность как главное художественное качество искусства Египта. Монументальность формы при чувстве гармоничного равновесия, симметричность пропорций и тщательность взаиморасположения элементов как основополагающие черты египетского искусства. Сакральная значимость иероглифики и ее связь с изобразительными темами. Освоение эстетических качеств твёрдого камня как отличительная черта египетского искусства. Тема 1. Искусство додинастического периода и времени Раннего царства (V- нач. Штыс. до н.э.). 1. Эпоха додинастики Рубеж V - нач. IV тыс. до н.э. - заселение Северного Египта и Нильской долины. Бадарийская культура - использование камня для создания сосудов как начало освоения эстетики этого материала. Сложение живописных основ в керамике амратского и герзейского периодов (сер. -вторая пол. IV тыс. до н.э.). Использование росписи белой краской по красному фону в амратской керамике. Герзейская керамика – роспись фиолетово-красной краской по желтоватому фону. Основные темы росписи: охота, ритуальные танцы; обрядовые сцены, связанные с плодородием и заупокойным культом. Роспись из гробницы вождя в Иеракомполе как памятник монументального искусства эпохи додинастики: сочетание традиций неолитических изображений и новых художественных черт. Антропоморфная и зооморфная скульптура додинастики: особенности художественного решения и функции. Позднедодинастические церемониальные палетки как выработка новых технических и эстетических принципов построения образа в камне. Особенности построения композиции и ритмической организации сюжета. Художественные черты "Палетки Нармера" (разномасштабность согласно социальному положению, расположение фигур по регистрам, пропорциональная соразмерность и замкнутость композиционных построений, условность в передаче фигуры на плоскости) как свидетельство сложения системы древнеегипетского канона. Специфика показа исторического события и особенности композиционного решения «Палетки Нармера». Памятники: блюдо с изображением охотника с собаками, сосуд с изображением обрядовой сцены из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, статуэтки с изображением гиппопотама, статуэтка женщины с сосудом на голове, статуэтка мужчины из Махасны, роспись из гробницы вождя в Иеракомполе, шиферные плитки с изображением животных из собрания Гос. Эрмитажа, «Охотничья плита», "Палетка с шакалами", "Палетка Нармера".
2. Эпоха Раннего царства (3000 - 2800 гг. до н.э., время I и II династий). Завершение сложения единого египетского государства. Культура Раннего царства как основа для формирования специфики художественно-образной программы древнеегипетского искусства. Роль культа умершего царя (тождественность умершего царя богу Осирису. Мемфис – ведущий художественный центр. Возникновение в эпоху Раннего царства статуй, связанных с погребальным культом и хеб-седным ритуалом, и особенности их содержательной программы. Появление новых изобразительных черт (монументальнось формы, фронтальность композиции, вписанность в каменный блок, отбрасывание второстепенных признаков). Сложение изобразительного принципа лаконичности художественной формы при многозначности смысла. Пластика Раннего царства: основные темы и стилистические приёмы. Памятники. Статуя фараона Хасехема, статуэтка вельможи из Берлинского музея, статуэтка обнажённой девушки из Лувра, стела фараона Джета. Архитектура Раннего царства Основные черты египетской архитектуры: устойчивость иконографических схем, символические концепции форм зодчества, их связь со сложившейся мифологической традицией. Роль религиозных воззрений в формировании художественного облика древнеегипетских сооружений. Основные строительные материалы в Древнем Египте (твердые породы камня, кирпич-сырец), местные приемы их обработки и использования. Строечно-балочная система как ведущий тип конструкции каменных монументальных сооружений Египта. Масштабные и пропорциональные закономерности в древнеегипетской архитектуре. Особенности градостроительства Древнего Египта: круглая форма плана древнейших городов и варианты ее интерпретации. Погребальные сооружения Раннего царства. Мастаба и особенности композиции ее подземных и надземных помещений. Некрополи в Саккаре и Абидосе. Мастаба царицы Хер-нейт – основные элементы, строительная техника, система декорирования. Абидосские кенотафы – особенности художественно-образной программы. Памятники: мастаба Хемака, мастаба царицы Хер-нейт Тема 2. Искусство Древнего царства (нач. ХХУШ - сер. ХХШ вв. до. н.э.. время III - VI династии). Особенности историко-культурного развития Древнего царства. Сложение единого комплекса архитектуры, пластики и расписанного рельефа (при главенстве архитектуры). Представления о богах и их функциях в эпоху Древнего царства. Культ умершего фараона: основные черты и значение. Осирический царский ритуал. Появление «Текстов пирамид». Общие черты скульптуры Древнего царства: статичность, стремление к подчинению образа геометрическим формам каменного блока (даже при работе с мягкими материалами), идея колоссальности, простота изобразительных и многозначность содержательных категорий. Основные материалы и технология их обработки, применяемые в скульптуре Древнего царства. Применение раскраски и инкрустации статуй как средства усиления условности и магической выразительности. Формирование и развитие разнообразных типов статуй: стоящие с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне, читающие или записывающие писцы и т.д. Особенности выражения сходства в древнеегипетском искусстве (попытка совместить представления об облике умершего и предельную обобщенность идеальных человеческих типов в состоянии расцвета жизненных сил). Скульптурное изображение как создание в камне неразрушимой оболочки для души. Достижение в эпоху Древнего царства идеальной меры в изображении и конкретных черт, и символического обобщения. "Портретные" решения в эпоху IV династии. Время VI династии - приостановление развития творческих процессов, появление провинциальных (и географически, и технически) школ как следствие начала распада страны. Мелкая пластика Древнего царства: основные темы и особенности стилистических приёмов. Сложение в гробничных комплексах рельефных композиций как последовательных циклов символически освещающих загробный культ (соединение реального и магического, временного и вечного в тематике. Основные сюжеты, используемые в рельефах. Применение двух техник в рельефе: низкий барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Особенности изобразительного построения египетского рельефа (плоскостная манера исполнения, отделение фигур друг от друга ритмическими цезурами, использование вертикальной проекции, выделение размером социально значимых персонажей). Символическая роль локального цвета. V - VI династии - время расцвета рельефного искусства. Появление контррельефа и новые изобразительные качества, связанные с ним. Взаимосвязь вербального и визуального текстов. Росписи Древнего царства: основные материалы и технологические приёмы, специфика цветовой гаммы. Памятники: статуя фараона Джосера, сфинкс фараона Хефрена, статуя фараона Хефрена, статуя фараона Микерина с богинями, статуи зодчего Рахотепа и его жены Нофрет, статуя зодчего Хемиуна, статуя царского писца Каи, статуя сановника Каапера (т.наз. "сельский староста"), деревянные рельефы из мастабы зодчего Хесира, фрагменты росписи из гробницы зодчего Нефермаат и его жены Итет, рельефы из мастабы вельможи Ти, рельефы из мастабы Птахотепа, рельефы из мастаба Ахетхотепа. Архитектура Древнего царства Сложение нового типа погребальных сооружений – пирамиды. Заупокойный комплекс Джосера: основные элементы ансамбля, планировка, декоративное оформление. Эволюция египетских пирамид: ступенчатая пирамида фараона Джосера, пирамида Снофру в Медуме, «ломаная» пирамида Снофру в Дашуре, «классическая» пирамида Снофру в Дашуре, гизехский комплекс. Основные строительные материалы и технологические приёмы, используемые при строительстве пирамид и их эволюция. Составные части пирамидных погребальных комплексов (пристань, нижний храм, дорога восхождения, поминальный храм, пирамиды-спутницы, дворы) и их архитектурное решение. Специфика декоративного оформления. Возникновение колонн с декоративными (лотосовидными и папирусовидными) капителями. Поминальные храмы фараона Хефрена: основные принципы планировки, специфика использования свето-теневых эффектов, роль скульптуры в оформлении. Заупокойные ансамбли фараонов V-VI династий: примение планировочной схемы, сложившейся в IV династию, особенности в использовании материалов и в декоративном оформлении. Мастабы Древнего царства – изменения в системе планировки, появление новых элементов и строительных материалов. Появление в V дин. храмов Солнца: основные элементы, особенности планировки, семантика архитектурных форм. Памятники: пирамида Джосера в Саккара, пирамиды Снофру, гизехский комплекс пирамид Хеопса, Хефрена, Микерина, пирамида Ниусерра, храм Ниусерра в Абусире Тема 3. Искусство Среднего царства (2040-1786 гг. до н.э., время XI-XII династий). Объединение страны после I Переходного периода, идеология возрождения абсолютной царской власти. Распространение культа Осириса на культ мертвых вообще и влияние этих процессов на выработку новых изобразительных мотивов. Усиление нравственных моментов в религиозных представлениях. Возвышение Фив. 1. XI династия. Сложение основных стилистических особенностей основных художественных центров – фиванского (столичного) и мастерских номархов Среднего Египта. Ориентация на художественные решения Древнего царства в скульптуре: предельная геометризация форм, обобщённая трактовка тела и черт лица, жёсткость зональной раскраски, использование локальных цветов. Рельефы – основные стилистические приёмы и тематика. Росписи гробниц номархов: невысокое качество исполнения, введение новых сюжетов, яркость красочной гаммы, сочетающаяся с росписью архитектурных деталей.
2. XII династия. Культурный подъём, рост городов, усиление значения Египта среди окружавших его стран, новые эстетические задачи. Расширение назначений ритуальных статуй фараона в XII династию (помимо заупокойных и хеб-седных, появляются статуи в храмах, наряду с изображениями богов). Новшества в скульптуре XII династии: усиление пластических моментов за счет использования контраста светотени и фактурных возможностей материала, придание образу большей индивидуальности за счёт сложной моделировки мускулатуры и деталей лица (рта, подбородка и глаз). Портретные решения Среднего царства как более сложное сочетание конкретных, индивидуальных черт и духовного содержания. Изменение иконографии портретов фараонов во второй половине XII династии: иные очертания и складки головного платка, короны, новая форма урея. Мелкая культовая пластика в эпоху Среднего царства. Появление деревянных многофигурных моделей-макетов. Популярность контррельефа, выразительность и изящность контура как особенность формальных черт рельефов XII династии. Росписи местных центров Среднего царства. Приобретение живописью самостоятельного значения и появление чисто живописных приемов (связь фона с цветовой гаммой композиции, использование оттенков, колористическое обогащение изображения за счет наложения цвета на цвет). Более сложная система изобразительных и содержательных программ росписей и рельефов Среднего царства (включение многообразных соотношений конкретного и сакрального мира). Появление новых сюжетов. Росписи гробницы Хнумхотепа II: тонко найденные цветовые сочетания, определённость жизненность в передаче животных, сложные позы, отсутствие контурных линий. Памятники: черная статуя в красной короне Ментухотепа II, стела Хунена, рельефы “Белой капеллы”, голова Сенусерта II, статуя Аменемхета III, гробница Хнумхопета П в Бени-Хасане. Архитектура Среднего царства Заупокойный храм Ментухотепа I в Дейр-эль –Бахри: основные элементы, особенности планировки и декоративного оформления. Архитектура гробниц номархов XI дин.: характерные черты планировочного и декоративного решений. Культовое строительство в период XII династии: «Белая капелла» Сенусерта I. Появление «хаторической» капители. Возобновление строительства пирамид при фараонах XII династии. Особенности пирамидного строительства Среднего царства: уменьшение размера царской гробницы, применение кирпича-сырца и изменение способа кладки, особенности системы облицовки. Заупокойный комплекс Аменемхета II в Хаваре: особенности планировки и художественного решения (небывалая масштабность, монументальность). Архитектура гробниц номархов в период XII дин.: основные элементы, особенности планировки и декора. Памятники: заупокойный храм Ментухотепа I в Дейр-эль –Бахри, гробницы Бакта III и Ахтоя в Бени-Хасане, «Белая капелла» Сенусерта I, пирамида Сенусерта I в Лиште, пирамида Сенусерта II в Лахуне, заупокойный комплекс Аменемхета II в Хаваре, гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.009 с.) |