Вопрос. Искусство. Предмет Искусства. Виды искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Искусство. Предмет Искусства. Виды искусства.



Вопрос. Искусство. Предмет Искусства. Виды искусства.

Искусство – это творчество по законам красоты. Искусство возникает тогда, когда древний человек способен оценить окружающий мир не только с утилитарных (с практической пользы), но и с эстетических сторон. Древнее искусство проявлось, с одной стороны, в стремлении украсить орудие труда, а с другой стороны, в стремлении отразить опыт трудовой или охотничей деятельности (наскальные рисунок). (Когда у человека появляется стремление к красоте – тогда и появляется искусство.) С самого своего возникновения искусство стало носить профессиональный характер, то есть, среди первобытных людей выделялись те, кто лучше других мог нарисовать, спеть, станцевать, и за это получить «кусок добычи». Отсюда вытекает то, что Искусство соединяет в себе отражение объективной реальности и субъективного отношения творца к этой реальности. К примеру, если посадить четырех художников изображать один и тот же пейзаж или один и тот же портрет, то, перед нами будет четыре различных произведения искусства (4 пейзажа, 4 портрета), потому что каждый вкладывает свое собственное (субъективное) видение мира. Как правило, художники, в широком смысле этого слова, ориентируются на те проблемы, которые интересуют всех людей. И, в то же время, настоящий творец свободен в выборе темы для своего творчества. Разработку теории искусства дает Гегель в своей эстетике. Он противопоставил искусство и науку, говоря о том, что наука мыслит понятиями, а искусство – образами. Художенный образ – это субъективное отражение объективного мира при помощи тех или иных материальных средств: звука в музыке, холста и красок в живописи, камня в архитектуре. Искусство делится за изобразительное и выразительное. Изобразительное искусство – это то искусство, которое отражает реальный мир с помощью конкретных худ.образов (например, живопись, скульптура). Выразительное искусство – это то искусство, которое действует на наше чувство (например, музыка, которая рождает радость или грусть). Архитектура – это декоративно прекладное искусство, которое проявляется через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи; удовлетворяет практические и духовные нужды людей. Литература – это особый вид искусства, потому что она пользуется не материальными средставми (кистями, красками), а словом, непосредственно воздействующим на сознание человека. Поэтому литература имеет огромные неограниченные, по сравнению с другими видами искусства возможности. Автор может свободно переносить повествование из одного времени в другое. Например, рассказывать о прошлом героев, показывать жизнь человека в длительные период времени, а порой даже от рождения до смерти, или даже смену поколений. Литература, как живопись, может создать портрет героя или окружающую его обстановку, кроме этого, передать его мысли и чувства и даже с помощью снов заглянуть в подсознание героев. Этот вид Искусства зависит от читателя. Чем образованней читатель, тем больше мыслей и чувств может возникнуть у него под влиянием чтения. Это позволяет говорить о неисчерпаймости литературного произведения в большей степени, чем другие виды искусства. Искусство может взаимовлиять друг на друга, и, в результате, рождаются синтетические искусства, которые соединяют в себе черты разных видов искусства. Например, теарт – это соединение искусства слова, искусства жеста, искусства живописи, музыки и др. Танец – музыка и пантомима. Кино – живопись, слово, пантомима, музыка и др. Современное искусство стремится к синтезу. Каждые виды искусства имеют свои роды и жанры. В литературе – это эпос, лирика, драма. К эпосу относится роман, повесть, рассказ. К лирике – ода, элегия, сатира, послание, т.е., стихотворные жанры. Драма – трагедия, комедия, мелодрама, водевиль (пьеса с музыкальными номерами, как правило, комического характера). Музыка – контата, симфония, реквием. Живопись – портрет, пейзаж, батальные полотна. Жанровые, т.е., зарисовка какого-то эпизода, в котором участвуют несколько персонажей.


 

Троица Новозаветная. Сопрестолие. Непринятый Православной церковью способ изображения святой Троицы. Изображался в виде сидящих друг напротив друга Бога-отца и Бога-сына, а Святой Дух изображался в виде голубя.

Рождество, приношение волхвов, успение присвятой богородицы (когда мать иисуса умирает)

_________________________


 

Русская иконопись на жития святых

Иконопись - это живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник видит, а некий прототип, которому он должен следовать. Отсутствуют падающие тени, объём в иконе создаётся с помощью особой штриховки или тона ‒ стилизуются пропорции человеческого тела, стилизуются складки одежд. Для архитектуры используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов.

Житийная икона является попыткой изобразительного единения иконы и жития, словесного и живописного образа.

Все иконы пишутся по определенным канонам. Для иконописи характерны следующие стилистические особенности: - используется особая система изображения пространства; - в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах, или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия; - все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией;

В среднике иконы изображается святой, а на полях иконы в клеймах – эпизоды из его жития. Клейма четко отделяются друг от друга. Расположенные в хронологической последовательности жизни святого они составляют определенный рассказ. В верхнем ряду рассказывается о рождении и о событиях ранних лет святого, в нижнем ‒ о его кончине. Боковые ряды посвящены проявлениям его святости: чудесам, поступкам во имя веры, мученическим подвигам, явлениям после смерти.

Золотой век русской иконописи начался в 80-х годах XIV века. Гениальность русских иконописцев продолжала проявляться в XV и XVI веках, в период расцвета Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи.

Представители русской иконописи: Феофан Грек (1340 - 1410) - учитель Андрея Рублева. Родился в Византии, до приезда на Русь работал в Константинополе. Им написаны знаменитые иконы: Богоматерь Донская - согласно легенде она помогла русским войскам победить в Куликовской битве и других знаменитых сражениях; Преображение.

Андрей Рублёв (1340/1350 - 17.10.1428) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи. Дошедшие до нас иконы: «Троица», «Апостол Павел», «Владимирская богоматерь», «Спас в силах», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим».

Дионисий (ок. 1440 - 1502) - ведущий московский иконописец конца XV - начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Среди дошедших до нашего времени икон известны:, «Богоматерь Одигитрия», «Крещение Господне», «Распятие», «Спас в силах» и житийные иконы митрополитов Петра и Алексея. Житийные иконы писались на Руси с древнейших времен. Но лишь при Дионисии они приобрели ту художественную шлифовку, которая делает их выдающимися образцами древнерусской живописи.

ПРИМЕР: Икона Божией Матери «Экономиссы» представляет собой изображение тронной Богоматери, принимающей приношения.

На иконе Богородица изображена сидящей на престоле с Младенцем на левой руке. Ее главу венчает корона, поддерживаемая в воздухе двумя парящими ангелами. Правая рука Богородицы простерта с жестом благословения к преподобному Афанасию Афонскому, подносящему Пресвятой Деве соборный храм основанной им Лавры.

Приношение Афанасия не только символически изображает плод его деяний во славу Пресвятой Богородицы, но означает и просьбу об особом попечении, покровительстве и заботе о созданной им обители со стороны Божией Матери.

С левой стороны престола Деве Марии предстоит преподобный Михаил Синадский, держащий в руках развернутый свиток со словами приношения и посвящения Лавры Пресвятой Богородице.

 


 

Вопрос. Искусство и Литература Древней Руси.

Письменный период древнерусского искусства начинается в X веке, когда греческие монахи Кирилл и Мефодий внедрили в Киевской руси азбуку, которой мы пользуемся до настоящего времени (она даже называется Кириллица). Это было связанно с крещением Руси. Первоначально, культурными центрами, в которых и была сосредоточенна письменность, были монастыри. Одним из древнейших жанров было летописание. В каждом монастыре существовали грамотные писцы, которые записывали в книге значительтные события или какие-то легенды, истории, описание князей. Каждая запись начиналась с датировки от сотворения мира. Летописи создавались в каждом монастыре свои. В XII веке монах Киево-Печерской лавры Нестр на основе частных летописей создал книгу, которая называется «Повесть минувших лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжити». Сейчас этот памятник древнерусской литературы получит называние «Повесть временных лет». В эту книгу входит не только события русской истории, но и переводы из везантийских источников. Фактически, это первая история Руси от дней ее формирования, до периода феодальной раздробленности. Начинается она с рассказа о призвании варягов. Рассказывается и о смерти Олега от своего коня, и об убийстве Игоря, о княжении его жены Ольги, и о Ярославе Мудром и пр. «Повесть временных лет» дошла до нас в Лаврентиевской летописи XIV века. (то что Нестр записывал, было утрачено, но сама летопись с его книги переписывалась. И вот она, переписанная в монастыре святого Лаврентия, и дошла до нас). Подленным шедевром древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» (примерно в 1195). У этого произведения была очень драматическая судьба. Найдено оно было только в XVIII веке графом Мусиным-Пушкиным. Он сделал выписки, то есть, он переписал несколько раз это произведение и даже подарил один переписанный вариант Екатерине II. Его даже издали в 1800 году. В 1812 году пожар уничтожил этот сборник, в котором находилось «Слово о полку Игореве» и, поэтому, на всем протяжении XIX века, были споры, не потделка ли это великолепное произведение. Много сил и энергии отдал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев для того, что бы доказать его подленность и сейчас сомнений в подленности не осталось. Интересно то, что повесть рассказывает о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев. Игорь решил отправится на половцев не заручивший поддержкой всех князей, а позвал только своего брата Всеволода, который княжил в Курске. Поход с самого начала был неудачным. Об этом говорило, и затмение солнца, и грай воронов, которые кричали вслед Игорю, и волки, которые выли, но Игорь ни на что не смотрел. Далее описывается сражение иИоря с половцами. В первый день они победили половцев, но расслабились, отдыхая после битвы, и на следующий день огромное полчище половцев захвотило игорево воиско. Игорь мог бы спастись, но он возвращается на поле боя, что бы помочь своему брату Всеволоду. Всеволод погиб, а Игоря взяли вплен. Непродуманный поступок Игоря открыл половцам путь на Русскую землю. Центральное место занимает «Золотое слово Святослава» - киевского князя – отца Игоря. Сначало ему приснился сон, в котором он видит поражение русских воиск, а затем он обращается ко всем своим сыновьям, которых у него было аж восемь, с призывом не помнить былых обид и объединиться, что бы спасти землю русскую. Это слово имело очень важное значание как раз на кануне татаро-монгольского нашествия. Очень интересным элементом «Слова о полку Игореве» является плач Ярославны, молодой жены князя Игоря. Он построен на основе фольклерных пречитаний: она обращается к ветру, к Непру, к солнцу. Заканчивается «Слово..» тем, что князь Игорь бежит из плена, несмотря на то, что в плену ему было неплохо: к нему относились с почетом. И родная земля принимает его с радостью, несмотря на то, что он столько горя ей принес. Главная особенность «Слова о полку Игореве» – это необыкновенная поэтичность и лиризм, а споры об авторе слова продолжаются до сих пор. В связи с ведением Христианства в древнерусской литературе появляется такой жанр, как житие. Первоначально, жития возникли в древнегреческой литературе, а в русской литературе были переводными. Но затем по образцу древнегреческих житий стали создаваться и русские жития. Одним из первых образцов жанра были «Сказания о Борисе и Глебе». Это первое житие о святых великомученниках. Далее, «Житие Александра Невского». Это житие о воинских подвигах конкретного человека. И «Житие Сергия Радонежского», рассказывающее о реальном христианском подвижнике, который основал монастырь (Сергиев Пасад), ставший центром русского христианства. «Житие Сергия Радонежского» написано Епифанием Примудрым – очень талантливым писателем, который прославился «плетением словес». То есть, умением очень хорошо выражать свои мысли. Общим для житийного жанра является то, что в нем рассказывается о прижизненных или посмертных чудесах, которые должны убеждать читателя в святости героя. Как правило, древнерусская литература была анонимна, поэтому важно знать этих немногих авторов. Особое место занимает «Повесть о Петре и Февронии», которая написана Ермолай-и-Размом. (это имя у него такое). В этой повести используется сказочный сюжет. В честь Петра и Февронии был учрежден «День Любви» 7 июля, в противовес «Дню Святого Валентина» у католиков. В период москвовской Руси уже писатели не скрывали своего авторства, одним из известнейших авторов того времени был иван Грозный, прославившийся своей перепиской с Андреем Курбским. В XVII «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Очень яркоя выразительная стилистика, использование даже кое-где нецензурных выражений, когда он описывает своих врагов, потрясает силой веры протопопа, готового идти на смерть ради своих убеждений. И, в конце концов, его, кстати, сожгли, что явилось подтверждением жития. Древнерусское искусство ярко выразило себя и в архитектуре. XI, XII век – это киевский собор Святой Софии, построенный по образцу знаменитой Софии в Константинопле, Десятинная церковь в Киеве. Подленными шедеврами древнерусской архитектуры являются соборы города Владимира и Суздоля. Среди них храм Покрова на Нерли. Снаружи он кажется очень лакончиным и миниатюрным, но внутри производит впечатление своей объемностью и высотой. Кроме того, он расположен на ровном месте на берегу реки Нерль, при этом весеннии разливы этой реки всегда доходят только до порога этой церкви, никогда ее не затапливая. Новгородские храмы славятся не только своей архитектурой, но и фресковой живописью Деонисия. Подленными произведениями искусства являются древнерусский рукописные книги, написанные на пергамене, украшенные великолепными миниатюрами (иллюстрациями). Большое влияние на древнерусское искусство оказывает Древняя Греция, позднее Италия (московский кремль – итальянские зодчии, среди которых Фиорованти. Среди русских зодчих – это Барма и Постник, строители храма Покрова на Красной Площади, изветного под именем «Храм Василия Блаженного». Ну, и, конечно, древнерусская иконопись. Андрей Рублев (Троица (в третьяк галерее), Деонисий, Феофан Грек


 

ПРИМЕРЫ: Примерами могут послужить такие художники как Перов, Крамской, Поленов, Ге.

Ге "Тайная Вечеря" и «Христос в гефсиманском саду» (1863), Крамской «Христос в Пустыне». Творчество художника отличается новизной трактовки евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем. Картина написана согласно его настроению и пониманию евангельской истории. Художник не идеализировал образ Иисуса Христа, а показал его как реального человека, совершившего подвиг во имя человечества. Главной в этой картине стала для художника тема раскола в кругу единомышленников. Основной принцип картины - это принцип психологизма, которому соответствуют и композиционное и колористическое решения.

А. Иванов "Явление Христа Народу". Принялся за осуществление монументального программного произведения "Явление Христа народу" (1837-57), выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения. Эта картина стала жизненным подвигом художника. В ней, как и в раннем замечательном произведении "Аполлон, Гиацинт и Кипарис", художник выразил свои мысли о влиянии божественного и возвышенного на преображение человека. Основное содержание сюжета картины - начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе "лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных", собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына. Все в картине подчинено идейному замыслу художника, каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл. Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и трактовки темы. Работая над картиной он глубоко вдумывался в сюжет, детально изучая тему, делал множество этюдов и зарисовок, менял первоначальную композицию и ее подробности.

_______________________________________________________

Билет. Основные понятия классицизма, нашедшие выражение в искусстве, литературе XVIII века.

Классицизм как направление в искусстве возник во Франции в XVII веке и оттуда распространился по всей Европе. Теоретиком классицизма по праву считается Николя Буало, который в своем трактате «Поэтическое искусство» определил основные принципы и правила, которым должны следовать пиатели: подражание античным образцам, следование канонам классического искусства и разионаллизм. В России своего наивысшего успеха классицизм достиг уже в первой половине XVIII веке. Само слово «классицизм» означает «образцовый, достойный изучения». Французские классицисты в первую очередь обращали внимание на античность, считая, что учеба у представителей Эллады (Древней Греции) и Древнего Рима является путем к совершенству. Классицизм во Франции возник в эпоху абсолютной монархии, культа короля Людовика XIV. В России абсолютная монархия сформировалась в послепетровское время, поэтому и классицизм в это время оказался искусством, наиболее приспособленным к действительности. В ХVIII веке русская литература отказывается от подчинения христианским ценнотям и преобретает светский характер. Главное в искусстве классицизма – это воспевание монархии и служение ей. Поэтому, Идейный смысл произведения заключался в дидактизме (нравоучительный характер), в главенстве долга перед государством и подчинение личного общественному. В то же время, русский классицизм был более связан с действительностью, чем французский. В частности, было меньше сюжетов на античные темы, больше на исторические, связанные с русской историей. Первый этап русского классицизма связан с послепетровской эпохой с именами Кантемира и Ломоносова. Кантемир писал сатиры, то есть, такие стихотворные произдвения, в которых он обличал всякого рода недостатки общества или отдельного человека и противопоставлял им какие-то идеальные нравоучительные понятия. Но, конечно, главную роль в становлении русского классицизма сыграл Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов – человек универсальных талантов, но больше всего он прославился в химии, физике и литературе. В 1739 году, находясь в Германии на стажировке, он, помимо отчетов по физике и химии, прислал трактат о русском языке и оду «На взятие Хотина», в которой впервые продемонстрировал на практике принципы классицизма. Эта ода воинская, то есть, в ней воспевается победа русской армии над турками. Следуя принципам воспевания монархии он главную роль в этой победе отводит императрице Анне Иоановне, безудержно воспевая ее мудрость, смелость, отвагу. Он воспевает силу русского оружия «под мудрым анниным крылом». Передает свой собственный восторг, охвативший его при известии о победе над турками. Эта победа и христианских ценностей. «Даже месяц, символ мусульманства, стыдливо спрятался над тучами, символизируя победу христианства». Эта ода патриотическая и монархическая, что так же тесно связанно с классицизмом. Среди од Ломоносова выделяется ода «На день восшествия на пристол Императрици Елизаветы Петровны». Меняется императрица (была Анна, теперь Елизавета), меняются и взгляды Ломоносова, потому что для него главное – воспеть монархию, в этом и проявляется классицизм. Анна Иоановна была воинственной, и он воспевал воинские подвиги, а Елизавета Петровна, дочка Петра, взойдя на престол поклялась, что за время ее правления будет мирное время. И Ломоносов начинает свою оду с воспевания мира, «возлюбленной тишины». Он призывает Елизавету Петровну быть достойной дочерью своего великого отца, и, так же как и он, способствовать расцвету наук. В этой оде выражаются, и общегосударственные идеи, и его общие мысли. Устав от засилия иностранцев, он, в стихотворной форме пытается убедить Елизавету Петровну в том, что бы она способствовала расцвету наук, и тогда, он уверен в том, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», то есть своих собственных ученых, а не тех, кого призывают из-за границы, потому что они не могут так любить Россию, как русские граждане. В одах Ломоносова используются принципы «трех штилей»

· Высокого – с элементами старинной книжности. (Ода Ломоносова «День восшвествия на пристол Императрицы Елизаветы Петровны», где он называет ее дщерь Петра.

· Среднего – с использованием литературных слов, употребляемых культурными людьми. (Фонвизит в рече Стародума и Милона используется как высокий, так и средний штиль)

· Низкого – просторечные слова, выражения, используемые в комедиях, сатирах, эпиграммах и тд. (У Простоковой и Метрофанушки используется низкий штиль (нешто).

 

Русский классицизм широко проявил себя и в драматургие (пьесы). Для драматургии классицизма свойственна «теория трех единств» разработаннаяп Николя Буало

· Единство времени

· Единство места

· Единство действия

Сущность заключалась в следующем: действие в драматическом произведении должно развиваться на протяжении одних суток, а чаще всего с утра до вечера одного дня. В одном месте, а конкретнее, либо на главной городской площади, либо во дворце вельможи персонажей должно быть мало. Каждый из них выражает одну черту характера, и часто это подчеркивается говорящими именами. Например, комедия Фонвизина «Недоросль» написа по законам классицизма. Действие происходит в доме госпажи простаковой в течении одного дня, и персонажи носят знаменательные фамилии, отражающие суть их характера: отрицательные Скотинины и Простаковы, положительные – Правдин, Милон. Основными жанрами классицизма являются оды, сатиры, комедии и трагедии. Помимо комедий Фонвизина большой популярностью пользовались комедии Капниста «Ябеда», в которой высмеивается такой порок, как корпуция. Трагедии писал Алексанлр Сумароков на темы русской истории. Например, «Сенав и Трувор», «Хорев» и «Дмитрий Самозванец» смутное время. Именно в XVIII веке сформировался русский театр, руководил которым Федор Волков. Классицизм развивался не только в литературе, но еще и в живописи и архитектуре. Лучше здания Санкт Петербурка построены в стиле классицизма, например Зимний Дворец, архитектор Расстрелли. В Москве Дом Пашкова (библиотека напротив кремля), архитектор Казаков. В живописи парадные портреты со всеми регалиями важных вельмож, например портреты Боровиковского, Рокотов, Брюлова. В частности, следуя принципам классицизма, Брюлов пишет картину «Последний день Помпеи»


 

Вопрос. Живопись и Литература

Живопись и Литература очень часто взаимодействуют друг с другом, несмотря на большые отличия. Во первых, можно сказать, что в некоторых литературных произведения речь идет о произведениях в живописи, которые фатально влияют на судьбу героя. Например, «Портрет Дориана Грея» Оскар Уальда. Это мистика филосовского произведения, которая говорит о том, как грехи и пороки влияют на его судьбу. Похожая проблематика и в повести Гоголя «Портрет». В этой повести говорится о судьбе художника Чарткова, талантливого человека, который изменил своему таланту ради того, что бы стать модным и знаменитым. Но это не принесло ему пользы. Он теряет свой талант и заканчивается повесть тем, что он скупает произведения молодых талантливых художников, сжигает их и сходит с ума. В романе Достоевского «Идиот» автор не только сам рисует словесный портрет Настасьи Филипповны, но и описывает то влияние, которое оказал на князя Мышкина живописный портрет героини. Все-таки, между живописью и литературой существуют очень большые отличия, позволяющие судить о природе этих двух видов искусства. Живопись способна изобразить портрет конкретного героя, и, при этом обращает внимание не только на главное, на его лицо, но и на мелочи, типа одежды, складок, фон, в то время, как писатель свободен от этих второстепенных деталий. Он может не обращать на них внимание. Читатель сам дорисовывает тот или иной характер. Например, Пушкин не описывает внешность Онегина. Он говорит, что Онегин такой, как все светские юноши того времени – модник. То же самое касается и Татьяны: «Дика, печальна молчалива, как лань лесная боязлива» - а мы уже сами додумываем ее внешность. Лев Толстой выделяет какую-то одну деталь героя: лучистые глаза княжны Марии, неуклюжую фигуру Пъера Безухова и так далее. Живопись способна запечатлить только один миг, а литература показывает события в протяженности. Из-за этого недостатка в живописи сущетвует, например, в русской иконописи икона с клЕймами (то есть, главное изображение, например, Сергия Радонежского, а вокруг него клеймы – моменты из жизни) Сравнить батальные полотна художника Верещагина или Делакруа (художники баталисты) или, допустим, Бородинское сражение в романе Война и Мир, который изображает последовательно все события бородинской битвы. Художник может выразить только те эмоции, которые выражены на лице человека, а писатель может рассказать о его чувствах, мыслях переживаниях, что так же сведетельствует о том, что предмет изображения в литературе намного шире, чем в живописи. Порой только словесный комментарий к произведению живописи позволяет понять о чем идет речь в самой картине.

 


 

Вопросы. Романтизм

Отличительные черты
Необычность характеров, исключительность обстоятельств.
Трагический поединок личности и судьбы.
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя.
Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному.
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Романтизм возник в конце 18 века как реакция на французские революции, когда на смену феодализму приходит буржуазия, а вместе с ней и новые понятия демократии. Литература этого периода демонстрирует свое призрение к буржуазному строю, основанному на власти денег, на карьеризме и приспособленчестве. Фактически, романтизм – это искусство протеста. Призирая современную буржуазную реальность, они предлагают вторую, собственную, вымышленную реальность, поэтому возникает такое понятие «романтическое двоемирие». Эта вторая реальность у каждого из романтиков разная, в зависимости от их представление идеального. Очень часто романтики устремлялись в прошлое, видя там сильные, яркие характеры и противопоставляя эти характеры современности. В частности, именно с романтизмом было связанно развитие исторического романа и само понятие «историзма». Очень был популярен английский писатель Вальтер Скот. Его романы были популярны не только в Европе, но и в России, в частности Печерин, герой романа Лермонтова, перед дуэлью с восторгом и наслаждением перечитывает роман «пуретане» и даже восклицает, что: «хорошо бы если бы на том свете автору платили деньги за каждую минуту удовольствия, которую получали его читатели на этом свете.» Самый известные его романы «Айвенго», «Роб Рой». Он показал, что биография героя зависит от движения исторический событий. То есть, он описывает какие-то политические конфликты, например в «Пуританах» он описывает конфликт между католиками и протестантами. Сильные, значительные и необыкновенные характеры создает и Виктор Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» Действие происходит в средние века, описывается строительство этого собора, его мистическое состовляющее, архитектурные достойнства и противоречия.(он производил не гармоническое впечатление, а не только отчищал, но и пугал). На фоне этого загадочного и мистического собора происходят загадочные трагические события, когда в человеке проявляются чувства, о которых он и не подозревал. Наприме, Клод Фроло, архидьякон этого собора, который рещил посвятить свою жизнь Богу, влюбляется в циганку Эсмиральду так, что кажется помешенным. Что бы избавиться от этой любви, он решает обвенить эсмиральду в колдовстве и казнить ее. В противовес Клоду Фроло уродливый звоняр Квазимодо, любит возвышенно, чисто и самоотверженно и умирает возле трупа Эсмиральды, когда клод Фролов все-таки добился своего и казнил ее. Таким образом, мы можем сказать, что для романтизма характерны исключительные характеры в исключительных ситуациях. Главное для романтизма. Главное для романтизма – не разум, а чувства. Сильные, непостижимые страсти, которые могут изменить коренным образом жизнь человека, а может быть даже и сломать эту жизнь. Уничтожить.

 

Романтическое двоемирие!

Еще одним способом отрицания пошлой современной действительности была мистика. Мир оказывается сложным, неоднозначным. И буквально за углом могут оказаться маги, волшебники, феи и колдуньи. Появляется жанр сказки, в которой действие происходит в обычном городе, в современной действительности, но стоит открыть дверь или повернуть за угол, так ты оказывается в сказочном мире. Дейсвительность как бы раздваивается. Возникают герои-двойники. Это характерно для сказок Гофмана «Золотой Горшок, Щелкунчик», «Мышиный Король». Произведения Перро «Золушка», «Кот в сопогах», Андерсон «Снежная Королева» – Кай и Герда встречаются со Снежной Королевой, которая увозит их в свое царство, и только любовь Герды возвращает его к нормальной к жизни. Опять же любовь. Спасает все любовь. В России ярким представителем мистического романтизма стал Василий Андреевич Жуковский. В его балладах соединяется реальность и мистика. Например, в балладе «Светлана», написанной по мотивом баллады немецкого поэта-романтика Бюргера, героиня, оплакивая своего безвести пропавшего на войне возлюбленного, бросает вызов самому богу, требуя от него, что бы он вернул жениха живим или мертвым. И вот ночью появляется всадник, который мчит светлану через поля, реки и леса в том краю, где он нашел приют в могиле «Савон, крест и шесть досок». Кончается баллада страшной пляской мертвецов, которая так же была характерна для мистического романтизма «кости в кости застучали». Эта мистическая эстетика была очень привлекательна для читательниц. Собствено, Татьяна Ларина являлась поклонником романтизма. Героями являются обычно творческие персонажи (поэт, музыкант, художник). Они как бы возвышаются над реальностью. Главные качества героя – это фантазия, которая позволяет придумать и диковенные страны, минувшие исторические эпохи. Поиски идеала в путешествиях, то есть, побег от реальности. И в этом направлении главным писателем является английский поэт Байрон, а главное его произведение – это «Поломничество Чальд Гарольда». Влияние этой поэму на мировую литературу трудно переоценить. Даже появился такой термин «байранизм», который отражает нового героя, которого открыл байрон. В этой поэме отражаются собственные впечатления Байрона от путешествия в Португалию, Испанию, Албанию, Герцию и Турцию, но путешествует как бы не сам автор, а его Герой по имени Гарольд, который явился первым образцом романтически непрекаянных странников (не может найти себе места в жизни) и лишних людей. Он презирает всех и это откладывает трагически отпечаток на его судьбу. С Чальдом Гарольдом Пушкин не раз сравнивал Евгения Онегина, но больше влияние Байрона проявилось в его юных поэмах, таких как «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане». Главные герои этих произведений очень похожи, хотя и носят разные имена. Главное в том, что они презирают светское общество, отправляются путешествовать, пытаются найти любовь среди простых любовь «естественный челочек», но и тут не находят упокоения. Например, в «Цыгане» Олеко влюбляется в цыганку Зимфиру, но полностью не может преодалеть свои предрасудки, и поэтому его изногяют из цыганского табура, усиливая трагический акцент. Для романтизма характерен интерес к национальной жизни, поэтому очень много у того же Байрона произведений, посвященных экзотике восточных стран «Корсар», «Гяур – (изменник)». Это стремление познать экзотических мир присутствует и в русской литературе. Для русской литературы таким миров был Кавказ. У Лермонтова «Кавказский пленниик», «Мцири», «Демон», противопоставляют красоту природы, силу простых характеров. Очень выразительно сказал об этом стремлении романтиков к неизведонному немецкий поэт Гейне: «Я хочу подняться в горы, где живут простые люди, где привольно веит ветер, где дышать свободно будет.» Романтизм в живописи. Делакруа – французский живописец, баталист, часто повторяет сюжеты Байрона. Например, «Резня в Хеосе», «Свобода на Барикадах». Поэты-романтики и художники испытывали тягу к изображению ситуации, пограничных между жизнью и смертью, когда человек подвергается испытаниям, когда проявляется его воля к жизни. Делакроа пишет картины и на экзотические темы «Алжирские женщины», «Еврейская свадьба в Марокко», «Заклинатель Змей».


Вопрос. Музыка романтизма.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков

ПРИМЕРЫ: «Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо».

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.041 с.)