Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Иллюстрации Шмаринова к «Войне и миру» ТолстогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ШМАРИНОВ ДЕМЕНТИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1907-1999), русский художник, мастер книжной иллюстрации традиционно-романтического типа. Одним из выдающихся достижений советской графики в послевоенные годы явилась обширная серия иллюстраций Д. А. Шмаринова к роману Л. Н. Толстого "Война и мир". Своеобразие иллюстраций заключается в том, что наряду с психологически-портретными решениями, здесь первое место занимает показ событий. Психология героев раскрывается в определенной, четко выраженной ситуации. Герои неразрывно связаны с народом, характеризуются этими связями. Читатель берет в руки "Войну и мир" Л. Толстого и много дней, пока длится чтение, его сознание чудесным образом двоится, он живет словно в двух измерениях: сквозь действительную жизнь проступает жизнь книги, порой почти заслоняя действительность. У одних читателей это чувство реальности литературной жизни возникает сильнее, у других слабее. Дементию Шмаринову оно присуще в самой сильной степени. Это чувство пронизывает его иллюстрации, им определяется путь художника, его творческий метод. Образы требуют зрительного воплощения: перед иллюстратором встает задача найти изобразительные средства, способные передать, донести до читателя его видение. Вот тогда-то, в процессе воплощения, и включаются в работу свойственные Шмаринову точность знания, логичность мышления. "Воплощение" начинается для него с внимательнейшего изучения и самого романа, и всего, что стоит за ним, - эпохи и среды, стиля и духа времени. Шмаринов нашел для своей серии четкую графическую манеру: уголь и черная акварель, жесткость и лаконизм рисунка, ясность тона. В этом чуть аскетичном стиле чувствуется школа Д. Кардовского с ее лапидарностью, но еще более чувствуется другое: война, прошедшая через души современников Шмаринова. И это было главное, что принесло ему успех. Не скрупулезный историзм, и не формальное совершенство (хотя все это было!), но поразительное чувство присутствия толстовских героев – недаром портретно-физиономистические решения Шмаринова стали как бы базой, на которую опирались (или от которой отталкивались) последующие иллюстраторы, в том числе и А. Николаев. В шмариновских работах герои Толстого максимально психологически приближены к зрителю – к человеку 40-х–50-х годов, только что отразившему гитлеровское нашествие, – Толстой оказался этому человеку жизненно необходим. Работы Д. Шмаринова – вершина размышлений нашего изобразительного искусства о Толстом в послевоенные десятилетия.
В полной мере талант Шмаринова проявился в иллюстрациях к роману Толстова «Война и Мир». Работая над романом Л.Н.Толстого «Война и мир» на уроках, я использую учебный комплект иллюстраций к роману художника Д.А.Шмаринова. В комплект входят следующие иллюстрации: 1)Дети Ростовых; 2)Бал у Ростовых; 3)Наташа в Отрадном; 4)Первый бал Наташи; 5)Прощание кн.Андрея с отцом; 6)На батарее Тушина; 7) Аустерлицкое небо; 8) Александр в Вишау; 9)Пьер на диване; 10) Пьер на дуэли с Долоховым; 11) Кн.Андрей с Пьером на перевозе; 12) Встреча кн.Андрея со старым дубом; 13) Сцена охоты; 14) Наташа у дядюшки; 15) Пьер на Бородинском поле; 16) Кутузов принимает парад; 17)Кн.Андрей накануне Бородинского сражения; 18)Кутузов после военного совета; 19)Наташа и раненые; 20)Пьер остается в Москве; 21) Расстрел жителей Москвы; 22) Петя Ростов перед боем; 23)Пленный француз среди русских солдат; 24)Наташа после смерти кн.Андрея; 25) Партизаны ведут пленных; 26)Разговор Пьера с Николаем Ростовым; 27) Герои в эпилоге романа. Эти иллюстрации охватывают почти все сюжетные линии романа, начиная с первого появление Наташи со своими братьями и сестрой в день именин в 1806 году. Совершенно очаровательно выглядит Наташа в эпизоде русского танца, который она исполнила перед своим дядюшкой во время осенней охоты. Сам Толтой восхищался своей героиней, и это нашло отражение и в работах Шмаринова: «Где, как? Это в шелку и бархате воспитанная графинушка могла впитать эти русские национальные приемы, жесты танца, но приемы были те самые, неподрожаемые, русские, и все вокруг любуются Наташец» – Лев Толстой. Шмаринов изображает один из самых трагических эпизодов начальных глав романа, когда Пер Безухов, оскорбленный своим другом Долоховым, вызывает его на дуэль, не умея стрелять. Но судьба распорядилась так, что он тяжело ранит Долохова, сам оставшись невредим. И иллюстрация Шмаринова передает в полной мере ужас и отчаяние этого достойного человека, пролившего кровь другого человека. В последствии, Пьер много раз благодарил бога за то, что не убил человека, который на мгновение показался его врагом. Пьер постоянно показан в таких сомнениях, мечтаниях. «Пьер на Бородинском поле» – это так же момент, когда он переосмысливает свою жизнь, видя кровь, раны, героическую или бессмысленную гибель солдат. «Ночь в отрадном» – Наташа, сидя на подоконнике, любуется весенней ночью, которая кажется ей необыкновенно прекрасной на столько, что хочется или петь, или улететь, а князь Андрей, которого мы не видем на иллюстрации, но знаем по тексту, услышав эти признания Наташи «какая ночь…», почувствовал ее искренность, непосредственность, почувствовал ее непосредственность, живость, искренность и душа его возрадилась к жизни в первые после смерти жены. ПРИМЕРЫ: В полной мере иллюстративна "Наташа после смерти князя Андрея" (1953), "привязанная" к конкретному тексту литературного произведения. И ", верность гениальному созданию писателя меньше всего определяется этой буквальной точностью. Только глубокое личное "сопереживание", не боящееся разбередить в душе воспоминания о собственных утратах, острая память художника, сохранившая зрительное представление о близком, горячо любимом человеке, в минуту отчаяния могли подсказать Шмаринову и эту абсолютную, мертвую застылость всей фигуры, и бессмысленный механический жест рук, и отсутствие всякого выражения на лице, более страшное, чем слезы, чем гримаса горя. Лишь ход внутренних ассоциаций мог привести к этому сходству Наташи с умирающей птицей, у которой изломанное тело уже неподвижно и жизнь трепещет только в вытянутой шее и невидящих глазах. Только непроизвольная интуиция способна была создать этот контраст между тяжеловесным равнодушным спокойствием старинной дедовской мебели, фамильного портрета XVIII века, переживших не одно поколение, и напряжением живого человеческого горя, не подвластного никакому времени. Но вот что характерно: между эмоциональным интуитивным чувством и рационалистически точной "верностью" у Шмаринова нет никакого противоречия. Они тесно связаны между собой, питают друг друга, не существуют в отрыве одно от другого. По крупинкам собирая малейшие авторские указания, относящиеся к герою, его внешности, манере поведения, разыскивая портреты исторических лиц, возможных прототипов литературных персонажей, проверяя по натуре каждый жест, изучая все, что только можно изучить, Шмаринов не просто собирает материал - он, подобно талантливому артисту, вживается в образ героя, переживает движения его внутренней жизни, "влезает в его кожу" и начинает воспринимать мир его глазами, чувствовать его чувствами. Образ материализуется, обрастает плотью, приобретает конкретность. И в какой-то счастливый миг все, что было накоплено кропотливым долгим трудом, свободно переплавляется, сама душа художника творит легко и раскрепощенно, воплощая на листе бумаги то, что жило в ней и представлялось внутренним взором. Иллюстрации Д.А.Шмаринова имеют многочисленные достоинства. Они выполнены в технике черной акварели, с последующей доработкой углем; графичны, изящны и вместе с тем в них есть та «весомость», которая перекликается с сочной, полнокровной словесной живописью Л.Н.Толстого. Иллюстрации представляют собой единое драматургическое целое, отражающее важнейшие стороны содержания и композиции романа «Война и мир». По этим иллюстрациям можно проследить основные события жизни и этапы духовного развития любимых героев Толстого: Андрея Болконского, Пьера, Наташи; на многих иллюстрациях мы видим представителей аристократического и военного Петербурга; часты изображения солдат обеих армий, партизан, показанных не только в батальных сценах, но и в суровом военном быту. Очень удачны портретные изображения большинства главных героев романа. Художник Д.А.Шмаринов учитывал саму манеру портретных характеристик Толстого; изображение героя связывалось с определенной сюжетной или психологической ситуацией, в которую он поставлен. Персонажи романа на рисунках Д.А.Шмаринова, как и у Толстого, нередко показаны в общении в природой, причем, пейзаж каждый раз по-новому оттеняет переживания героя (достаточно вспомнить «неодетую весну» на иллюстрации, изображающей беседу Пьера с кн.Андреем на перевозе, или пышно зазеленевший дуб на другой иллюстрации - к эпизоду возвращения князя Андрея из Отрадного).
Работам Шмаринова присущи реалистическая точность изобразительной интерпретации литературных произведений, убедительность передачи драматических ситуаций и социально-психологических характеристик его героев: иллюстрации к книгам «Преступление и наказание» Ф. М.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.168 (0.007 с.) |