Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.



Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков

ПРИМЕРЫ: «Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо».

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность.

ПРИМЕРЫ: многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок).

ПРИМЕРЫ: «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу. Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

ПРИМЕРЫ: Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств

ПРИМЕРЫ: оперное творчество Вагнера и в программная музыка Берлиоза, Шумана, Листа.


Происхождение музыки. Понятие синкретизма

Музыка (греч. musa — муза). Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании. Истоками музыки стали интонация эмоционально-возбужденной речи, пение птиц и любовные зовы животных. Культурными центрами были: Сирия, Вавилон, Палестина, Индия, Китай, Египет, Греция и Рим. Профессиональная музыка началась при храмах, дворе правителей и использовалась в массовых обрядовых действах, праздниках.Синкретизм – первобытная нерасчленённость искусства Появляются первые образцы музыки, предназначенные для слушателей. Развиваются песенные и танцевальные жанры, приобретающие устойчивую форму, вид, строй инструментов. Появляются первые письменные системы фиксации музыки. В эпоху средневековья складывается музыкальная культура нового времени. Происходит объединение профессиональной и фольклорной музыки. Развивалась своя самостоятельная система жанров, форм в Грузии и Армении. В эпоху возрождения развивалась европейская система музыки; хоровое многоголосье, новый импульс получили самые любительские музицирования.

- новые инструменты(виолы -> скрипка, виаланчель)

-(первая половина 19 века) утверждается эпоха музыки романтизма (Гофман, Вебер)

- обостренное внимание к эмоциональному фону личности

- Индивидуализация и драмотизация лирики

Выдвижение темы распада между личностью и обществом

Людвиг Тик, Гофман, Новалис

Людвиг Тик: признавал единство всех искусств, возможность их взаимопереходов, соотносил искусство с поэзией

Его идеи развивал Гофман,говорил о сложных ассоциациях (краски, запахи, ощущения) Музыка--искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена, менее и более значительные изменения, трансформации, контрастные сопоставления (движение во времени музыкальных структур) - составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (ее форма) всегда есть процесс (Б. Асафьев).


 

Вопрос 33. Музыка и поэзия.

Лирика, поэзия – один из трех основных родов литературы, который в наибольшей степени приближается к музыкальному искусству. В Древней Греции, откуда и произошло поэтическое искусство, словесные произведения исполнялись под аккомпанемет лиры или кефары, и древних исполнителей поэтических произведений часто называли певцами. Предпологается, что даже Гомер исполнял свои эпические сказание под аккомпанемент, напевая их. Поэзия близка музыке тем, что и в поэзии, и в музыке используется ритм. То есть, правильное чередование каких-то звуковых отрезков, которые способны оказать наибольшее влияние на человека. Фридрих Ницше в своей работе «Происхождение поэзии» обращал внимание как раз на то, что ритм завораживает человека, подчиняет его себе и тем самым слияние музыки и словесного искусства может оказывать даже гипнотическое воздействие. Многие жанры словесного поэтического искусства изначально были синкритическими, то есть, исполнялись в тесном взаимодействии с музыкальным сопровождением. Например, Ода (даже переводится как песня) жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово "Ода." сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). Впоследствии ода уже не воспринималась как песенное произведение и стало жанров чисто словесного искусства. В русскую поэзию Ода входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна — более близкая традиции барокко (требование "восторга") М. В. Ломоносов, С 17 в. в западно-европейских странах термин "Ода" стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате. (И. С. Бах. "Траурная ода"; Л. Бетховен «Ода к Радости», финал 9-й симфонии) создавались и Оды в виде песен с сопровождением. Другой жанр «баллада» – так же переводится как песенка. Первоначально это было лирическое произведение с острым романтическим сюжетом, произносяшееся на распев. Впоследствии, исполнение под музыку перестало быть обязательным условием баллады. Она так же стала чисто литературным жанром. Широко распространенный жанр «сонет» – так же впереводе на русский язык означает «звучащий», что свидетельствует о том значении, которое придавалось музыкальной основе стиха. Не случайно в поэзии так широко применяются алллитерации и ассонансы – это усиление звучащей стороны поэтического произведения, которое сближает стихотворение с музыкой – «девушка тут же умолкла, сон его легкий лелея, и улыбалась ему, тихие слезы лия.» Это усиление санорного звука «л» придает стихотворению особую музыкальность. Именно благодаря тому, что поэтическое произведение написано с определенным размером и ритмом, а так же с использованием фонетических возможностей речи, очень часто литературные произведения перекладываются на музыку. Так и рождаются песни и романсы. Очень многие романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина. Лирика серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет "серебряный" звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века -- это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. На стихи Ахматовой и Гумилева так же написано много романсов. Во второй половине XIX века в русской поэзии появилось такое явление, как бардовская лирика, которое пародоксально возвращает нас к истокам поэтического творчества. Барды исполняют свои стихотворные произведения под аккомпанемент гитары, создавая сами и музыку, и стихи, и сами и исполняют, так же как и в древности.

Бардовская песня ­– один в трех лицах


 

 

Вопрос. Музыка и Литература XIX века.

Вопрос 34 Литература и музыка в 19 веке

 

Литература и музыка взаимно существовали и влияли друг на друга на всем протяжении развития человечества, но именно в 19 веке их взаимодействие усилилось. Композиторы очень часто за основу своих музыкальных произведений берут тексты известных поэтов и даже прозаиков. Во первых, это касается Романса.
Романс развился из песни; это — продукт новейшего времени. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами. Основные жанровые признаки романса:

1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.

2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.

3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.

4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.

5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение).
Кто же не знает такие романсы как: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновение» на стихи Пушкина. Еще одним способом взаимодействия является опера.

Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») — жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. За основу оперы нередко ложатся литературные произведения: например, опера Бизе «Кармен» написана по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме. При этом прозаическое произведение Мериме послужило лишь толчком для создания либретто (словесная основа для оперы), в котором арии имеют стихотворный характер. То же самое можно сказать и об опере Чайковского «Пиковая Дама», в котором арии тожее стихотворные, хоть и основа тоже прозаическая. Оперы основанные на стихотворном произведении исчесляются десятками. Чайковский «Руслам и Людмила» по Пушкину, «Евгений Онегин». Хотя либретто опер иногда достаточно далеко отстаит от первоисточника. Другим аспектом взаимодействия музыки и литературы является включение музыкальных произведений в литературный текст. Как известно, Лев Толстой был большым знатоком музыки и виртуозом-пианистом. Он знал власть музыки над человеческими сердцами и рассказал об этом в повести «Крейцерова соната». Его любимая героиня Наташа Ростова из романа «Война и Мир» наделена способностью прекрасно петь. Насыщен музыкальными мотивами и роман Тургенева «Дворянское Гнездо. В изображении переживаний Лизы и Лаврецкого в момент зарождения и развития их любви Тургенев часто использует мотив тишины, на-сышая ею и окружающую их природу и их настроения: "ночь была тиха и светла", "все было тихо кругом", Лиза "тихонько подошла к столу...", "была безмолвная, ласковая ночь", "красноватый высокий камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла неподвижная вода, и разговор у них шел тихий". Так сливаются в одну "тихую" сюиту настроения людей и картины природы. Но в это безмолвие вдруг врывается величественная симфония Лемма. Музыкой усиливается и оттеняется эмоциональность произведения. В романе звучит музыка Бетховена, Вебера, Доницетти, Штрауса, Алябьева. Музыку сочиняют сами герои, она отражает их душевное состояние в отдельные моменты, передает окружающую их бытовую атмосферу, дополняя красоту природы, усиливая лиризм и общий поэтический колорит романа.

Чудесно сливаются в романе Тургенева любовь, вдохновение, искусство, красота природы. Нужно перенестись в помещичью усадьбу, в крепостнические нравы того времени, чтобы понять и представить себе все высокое и возвышающее душу моральное и эстетическое значение для тогдашних читателей таких сцен и картин "Дворянского гнезда", как торжественно-страстная музыка Лемма, вдохновленная не только его романтически идеальной любовью, но вдруг вспыхнувшим глубоким и чистым чувством Лизы. Лиризм Тургенева достигает здесь такой же высоты, такой же задушевности, какие присущи лирическим шедеврам Пушкина "На холмах Грузии", "Я вас любил" или стихотворению "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова.


 

Вопрос. Реализм XIX века.

Реализм в литературе и искусстве – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов. В начале 19 в. романтизм несравненно глубже, чем просветительский Реализм. 18 в., изобразил внутренний мир человека, выявляя конфликты и антиномии личности, открывая её "субъективную бесконечность". Романтизм также внедрил в искусство принцип историзма и народности. Возникший в 30-е гг. 19 в. критический Реализм. имел генетические связи с романтизмом; оба направления объединяло разочарование в итогах буржуазной революции и отрицательное отношение к утвердившемуся капиталистическому строю. Стендаль и О. Бальзак во Франции, Ч. Диккенс в Великобритании создали панорамные полотна жизни буржуазного общества, обнажая "скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий" (Бальзак) и улавливая их социальную основу. Н. В. Гоголь в России изобразил кризис всего поместно-крепостнического строя, декрадацию помещичьего класса, драматическую судьбу маленького человека. Ведущим жанром реалистической литературы остаётся роман. Его действие концентрируется вокруг таких мотивов, как борьба за самоутверждение личности в собственническом мире, махинации дельцов, бедствия обездоленных. Р. показал растлевающее влияние материальных благ на нравы, разрушение естественных связей между людьми, превращение брака в коммерческую сделку. Критический дух Р. 1-й половине 19 в. не означал, однако, отсутствия положительных идеалов у писателей; сила их критики обусловлена присущим им гуманизмом и верой в прогресс. Главным достижением реализма первой половины 19 века является во первых, типизация характеров и показ зависимости человека от условий его жизни. От социальных факторов. Например, Пушкин, показывая в романе «Евгений Онегин» типичного молодого дворянина, всю первую главу посвещает тому, что бы показать, как характер Онегина формируется в зависимости от того, как его воспитывали и чему его учили в дворянской семье. Продолжает традиции Пушкина Лермонтов, говоря в предисловиях к своему роману «Герои Нашего Времени» о типичности характера Печерина: «Это портрет сотканный из пороков и предрассудков целого поколения в полном их развитии.» В Европе главным реалистом был Оноре де Бользак, который в цикле романов «Человеческая комедия» рассказал о том, как буржуазное общество разрушает человеческие отношения в романах «Гапсек», «Отец Горио». В Англии великим писателем реалистом стал Диккенс, который дал целую галерею очень интересных человеческих типов. Не случайно его романы назваются по именам главным героев «Давид Копперфильд», «Приключения Оливера Твиста(о сироте, который попадает на дно жизни». В середине 19 в. Р. изменяется. Если у Стендаля, Бальзака и Диккенса человек мог противостоять неблагоприятным условиям, то во 2-й половине века Р. на Западе изображает преимущественно отчуждение личности, её нивелировку, утрату характера, воли, сопротивляемости среде, что особенно выразительно показано У. Теккереем(Ярморка тщеславия – судьба девушки сироты, которая хитростью добивается в жизни все Ребека Шарм) и Г. Флобером. Однако этому отчуждению отчасти в Великобритании (Дж. Элиот), но особенно в России (Тургенев, Л. Толстой) противостояло утверждение высокой человечности, борьба за гуманные идеалы. Глубина философской проблематики в творчестве Толстого и Достоевского, широчайший охват социальной действительности, сострадание к судьбам "униженных и оскорбленных", тонкость психологического анализа поставили этих писателей и вместе с ними всю русскую литературу на вершину Р. 19—20 вв. Герои Толстого и Достоевского – это не просто продукты определенной социальной среды. Это люди, ищущие смысла жизни, стремящиеся противостоять свинцовым мерзостям жизни, обрести гармонию в душе. Русские писатели несмотря на глубочайшую критику современности все же пытались найти идеал человеческой личности, хотя не всегда это им удавалось. В последнюю треть 19 в. история литературы на Западе прошла под знаком натурализма, крупнейшим представителем которого был Э. Золя. В 80-е гг. в творчестве А. П. Чехова зарождается новая форма Р. — с предельным устранением авторских оценок, совершенно объективным изображением повседневной действительности. Вместе с тем Чехов поднялся над натуралистическим бытописательством в силу глубокого лиризма, присущего его творчеству и, оставаясь подлинным гуманистом, выразил отношение к существующим общественным условиям посредством скептической усмешки, горького юмора. Реалистические тенденции проявляются и в живопии. В середине XIX века среди выпускников Петербурской академии художеств оказалась целая группа художников, которые оргазнизовали товарищество передвижных выстовок. В следствии чего получили название «Передвижников.» Они стремились, что бы их искусство было ближе к народу, поэтому вместо академических сужетов на античные темы изображали жизнь простых людей. Например, Репин «Бурлаки на Волге», Перов «Тройка» (три маленьких ребенка тянут зимой неподъемную бадью с водой), «Проводы покойника», Совицкий «Ремонтные работы на железной дороге». Темы их полотен перекликались с реалистическими произведениями Гоголя, Некрасова и других писателей реалистов. Реалистические тенденции проявлялись и в музыке, композиторов так называемой «Могучей Кучки», куда входили Мусоргский «Хованьщина», Бородин «Князь Игорь», Кюи, которые писали произведения на реалистическо-исторические темы.


 

Стендаль, бальзак, дикенс, пушкин, лермонтов гоголь – первая половина.

Вторая половина – флобер и элиот



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.018 с.)