Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поздний романтизм. Синтез искусств и принцип двоемирия в творчестве Э.Т.А. Гофмана.

Поиск

Заключительный этап романтизма не имел конкретной локализации как ранний – йенский, и гейдельбергский романтизм.

Представители:

Э.Т.А. Гофман, А. Шамиссо, Эйхендорф, ранний Гейне.

Поздний романтизм разрабатывал целый ряд положений раннего романтизма, в частности концепцию гениальной личности.

- Новая тенденция: изолированность гения от толпы. Диссонанс между яркой творческой личностью и безликой толпой. Ощущение жизненного разлада мечты с дейст-тью объясняется тем, что, в конце концов, осознается, что идеал невозможен, недостижим.

- Поздние романтики проявляют скептицизм по отношению к идеалу. Дейст-ть накладывает тяжелые путы, из ко-ых невозможно вырваться. - П. романтизм скептичный, ироничный, лишен первонач оптимизма. - У поздних романтиков наблюдается актуализация современности.

Из й.ром-ма заимствован принцип романтической иронии, который максимально полно воплотился в тв-ве Гофмана.

Идеи и худ принципы Гофмана оказали влияние на послед ли-ру как реалистич (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Демократические идеи позднего Р нашли своё выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя «последним романтиком» (он выходит за рамки собственно Романтизма и подвергает его наследие критическому пересмотру).

Двоемирие, свойственное Гофману обнаруживается также у Адельберта фон Эйхендофа.

Эрнст Теодор Амадей ГОФМАН 1776-1822

- Самый яркий представитель не только позднего Р, но и самый популярный нем романтик.

по образованию юрист, но реализовывал себя творчески в музыке (Гофман – автор первой романтич оперы, создатель ряда зингшпилей, музыкальный критик); он – художник, создатель карикатур; декоратор, создавал росписи в церкви; режиссер-постановщик спектаклей, дирижер; писатель.

В ли-ру вошел уже в зрелом возрасте. Первое его пр-ие было напечатано в муз. газете. Его гл герой – музыкант. Во многих произведениях – герой капельмейстер Крейслер – альтер-эго самого Гофмана, его невоплощенные музыкальные таланты и мечты.

Использование приема «синестезии» показывает талант во многих видах ис-ва. «Синестезия» - восприятие внешнего мира нетипичными каналами связи.

Творчество Г фантастично, даже фантасмагорично. Частый прием – гротеск. Чаще всего обыденность, мир филистиров. Их существование заостряется до абсурда.

Влиял на Эдгара По – психологизм, трагическое нагнетание. Диккенс, Мюссе, Бальзак, Одоевский, Погорельский, Гоголь, Достоевский, Булгаков, Кафка, Зегерс (+новелла «Встреча в пути»), Зюскинд.

«Кавалер Глюк» 1809/ «Воспоминания из 1809» - подзаголовок.

Дебют Г на лит-ной стезе. Проявления основных худ-ых особенностей тв-ва Г.

Принцип двоемирия. Г создает два пласта:

Реальный. События в Берлине, подробные описания быта города, восприятие музыки берлинцами, случайный разговор, прогулка. Три случайные встречи связанные с обсуждением музыки.

Ирреальный. Незнакомец называет себя в закл словах – Кристоф Глюк, но композитор умер задолго до события – 1787. Главная тема – музыка. Проблема истинного тв-ва. Муз жизнь Берлина активна, но музицирование сводится к школярскому воспроизведению нот. Там нет истины, нет настоящей музыки. Зато Глюк способен создать настоящую музыку, основанную на импровизации, новизне.

Мистицизм новеллы. Стремление Гофмана осознать, что такое духовная жизнь чела – продолжение в других новеллах. Явное присутствие автора: - повествование от первого лица (для правдоподобия)

- отождествление с самим Гофманом. Выбор Глюка как гл героя не случаен. Ему принадлежит заслуга реформы оперы, он стремился к соответствию музыкального языка и содержания.

Новелла вышла в муз газете, позже включена как заглавная в сборник «Фантазии в манере Калло» «Золотой горшок» - «сказка из новых времен» - подзаголовок.

Композиция, архитектоника. 12 частей – вигилий. Вегилия – ночная стража (из римских времен.) – ночное время повествования, авторское время. Смысл – в четвертой вигилии – ночь это особое время суток, темнота. Темнота пробуждает творческие способности, заглядывание за черты таинственности. Сон – подтверждение существования мира духов.

Двоемирие: Основные события в Дрездене/ ирреальные в таинственной стране Атлантиде. Персонажи принадлежат и к реальности, и к фантастике. Архивариус Ленгорст – чудак, связан с пауками, алхимик = Князь саламандр, князь духов. Тир дочери, змейки: Серпентина (средняя) – очаровала Ансельма.

Средство для проникновения в мир природы – любовь. Ансельмо понимает язык природы: куст бузины, ветер, солнечные лучи. Рассказ об Атлантиде, о событиях: история огненной лилии. Действующие лица – растения, духи, химические элементы – идея неразрывности всего сущего. Взаимоотношения м/у реальными и ирреал – ч/з героев-энтузиастов, Ансельмо. Он наивен, восприимчив, впечатлителен, неуклюж как ребенок, забавный.

Мир филистеров – Вероника. Юная особа, веселая, привлекательная, добропорядочная. Мечта – счастливое замужество с Ансельмо.

В начале – душевная привязанность между Ансельмо и Вероникой. В финала – Вероника становится госпожой надворной советницей с Геебрандтом. отношения Г к семье. Для мещан: брак – средство повышения соц статуса, нет лирич чувств, нет любви. Для «истинных музыкантов»: Ансельмо и Серпентина – глубок чувства. Настоящий духовный брак – только в фантастическом мире.

Финал: свадебный подарок – золотой горшок с лилией. Зол горшок – противовес голубому цветку Новалиса. Обыденность разбивает все человеческие стремления, возвращает нас на землю, разочарование, обусловленное поздним романтизмом.

Мир сказки Гофмана обладает ярко выраженными признаками романтического двоемирия, ко-ое воплощается в произведении различными способами. Двоемирие реализуется в си-ме персонажей, а именно в том, что персонажи четко различаются по принадлежности или склонности к силам добра и зла. В «Золотом горшке» эти две силы представлены, например, архивариусом Линдгорстом, его дочерью Серпентиной

Новелла «Песочный человек» 1818

Рассказ «Песочный человек» был впервые напечатан в 1-й ч сб «Ночные рассказы», в ко-ом объединены произвед, отражающие интерес Гофмана к «ночной стороне души», к подсознательному, иррац в чел-ой психике, насыщенные «кошмарами и ужасами». Гофмана привлекает тема безумия, преступления, таинственные, патологические душевные состояния. Образ Песочного человека, ко-ым пугают детей и ко-ый по вечерам сыплет им в глаза песок, чтобы они быстрее засыпали, заимствован из народных сказок. Из немецкого фольклора заимствован также мотив продажи глаз. В рассказе использованы реальные факты и лица. Описанные Гофманом алхимические опыты действительно производились в Германии в начале XIX века. Прототипом адвоката Коппелиуса было реальное лицо – военный советник И.-Г. Шефнер (1736-1820).

-Главный герой – Натанаель. Он уверен, что над ним властвуют демонические силы. Ему рассказывали сказку о песочном человека. Отождествление песочного человека из сказки с адвокатом Коппелиусом, ко-ый общался с отцом Натанаэля. Позже встреча с торговцем барометрами и оптикой Копполой, напоминавшего адвоката Коппелиуса. Торговец был связан с создателем механической куклы.

- Образ/мотив глаз – связаны осн события. Олимпия – красива, но у нее безжизненный взгляд. Образ глаз приобретает демонический смысл. Женские образы: Олимпия – идеальна, но у нее безжизненный, холодный взгляд. Клара – не красавица, но взгляд ее бездонно голубых глаз – привлекательность, жизнелюбие. Эстетика ужаса: образ автомата – Олимпия, замены человека автоматом.

 

Литературный процесс в 1830-1850 гг. в Германии. Бидермайер. Группа «Молодая Германия».

ЛИТЕРАТУРА 1820 -1850 гг.

Победа над Наполеоном в 1815 году привела к созданию на Венском конгрессе нового гос-го образования – Немецкого Союза. Доминирующее положение в нем получили Пруссия и Австрия, но в целом вошедшие в него 38 немецких земель сохранили независимость. Начала проводиться политика стабильности, получившая после военной разрухи огромную поддержку в народе. 1815-1848 гг. – эпоха Реставрации. Идеолог нового порядка – австр канцлер Клеменс Венцель Непомук Лотар фон Меттерних (1773185 9).

В 1830-ые годы, в пору освободительных движений в Польше, Греции и других странах, немецкая оппозиция обрела надежду на демократические перемены, однако в действительности происходит ужесточение цензуры. Так, с 1835 года на территории Германии вводится запрет сочинений «Молодой Германии», Гейне, Бёрне и др. Возрастает эмиграция: вынуждены бежать Бюхнер, Гейне, Гервег, Фрейлиграт, Маркс. В целом интеллектуальная деят-сть политизируется (возникают теории «научного коммунизма», повлиявшие и на ли-ру).

1848 год – «весна народов», волна революционных выступлений по всей Европе. В марте 1848 г. предпринята попытка революционного переворота в Германии, но уже к концу года основные очаги восстания подавлены. Власти пошли на незначительные уступки: были смещены наиболее радикальные министры (в том числе Меттерних), созван так называемый общенемецкий франкфуртский парламент, введено подобие конституции в ряде земель, сняты некоторые ограничения по цензуре.

Главные лит-ые явления эпохи 1820—1850 годов — бидермайер и «Молодая Германия» — представляют собой 2 варианта реакции на соц ситуацию своего времени. а также на предшествующую эпоху романтизма. bieder – простодушный; Biedermeier – обыватель, филистер.

Понятие «бидермайер» берет начало от фамилии вымышленного персонажа из сб Людвига Эйхродта и Адольфа Куссмауля «Стихотворения швабского школьного учителя Готлиба Бидермайера и его друга Горация Тройхерца». Стихи этого карикатурного героя, ограниченного и самодовольного филистера, представляли собой пародию на произведения швабских романтиков. Т.о., слово «бидермайер» изначально обрело пародийный смысл. К 1900 году понятие уже лишилось негативной коннотации и стало употребляться в смысле «старое доброе время». При этом произошло расширение хронологич рамок употреб-я термина: слово использовалось для обозначения стиля в ис-ве эпохи Реставрации, отличающегося удобством и практичностью. Бидермайер представляет собой уход от романтических страстей и абстракций в сферу частной жизни, стремление к уюту и стабильности в кругу близких людей. Отсюда — аполитичность, местный патриотизм, любовное внимание к подробностям, вера в добро и гармонию, самоограничение, покорность судьбе, соблюдение во всем середины, умиротворение. Переосмысливается фу-ия ис-ва и роль художника в сравнении с романтич восприятием: насмену идее мессианства приходит идея того, что ис-во призвано изнутри гармонизировать отношения человека и окружающ (природного и соц) мира. Эти особенности нашли отражение в творчестве следующих писателей.

В Германии: Аннета фон Дросте-Гюльсгоф (Хюльсхоф), Эдуард Мёрике, Пауль Хейзе;

В Австрии: Фердинанд Раймунд, Франц Грильпарцер, Николаус Ленау, Иоганн Непомук Пестрой, Адальберт Штифтер и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.008 с.)