Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурная ситуация в Германии 17 в. и динамика литературного процесса. Специфика немецкого барокко.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Немецкая литература XVII в. развивается в условиях, коренным образом отличных от условий, существовавших в других европейских странах. К началу века Германия еще не преодолела наследия средневековья — феодальную раздробленность и полит децентрализацию, с ко-ой уже давно покончили Англия, Франция и Испания. Политическая раздробленность пагубно сказывалась на экономике. Отсталость социального развития Германии, слабость немецкого бюргерства, не игравшего сколько-нибудь значительной роли в общественной и политической жизни страны. Отсутствие единого политического центра отразилось и на культурной жизни Германии, ко-ая формировалась вокруг отдельных княжеских дворов и в университетских городах, носила провинциальный характер. В еще большей степени раздробленность страны сказывалась на языке. Образование единой нормы общенац-го лит языка, получившее могучий толчок в период Реформации, затормозилось на целых полтора столетия по сравнению с другими европейскими странами. Ко всем этим отрицательным факторам историч развития Германии относится Тридцатилетняя война (1618—1648), ставшая подлинной национальной катастрофой. Она истребила большую часть населения, разрушила города, уничтожила культурные ценности, привела к экономической разрухе, а долгожданный мир только закрепил феодальную раздробленность страны. Официальной причиной войны была религиозная вражда м/у протестантскими и католическими князьями Германии, но истинные мотивы конфликта носили политич и экономич характер. Постепенно в войну оказались втянутыми почти все европейские страны. Война и ее страшные спутники — голод, эпидемии, пожары — определили и общее трагическое мироощущ, и темы, и образную си-му нем лит XVII ст. Среди идеологических факторов следует выделить прежде всего резко выступившее к этому времени противоречие м/у успехами естественных наук и религ МВЗ. Большинство немецких писателей XVII в. были людьми широко образованными и начитанными. В сознании многих писателей и мыслителей той эпохи научные теории уживались с суевериями, а религ догмы с такими «еретическими» взглядами, как учение Коперника и Галилея. Попытки примирить эти позиции обычно оказывались несостоятельными, отсюда — ощущение кризиса и растерянности перед непостижимой сложностью мироздания и бессилием человеческого разума объяснить ее. Все это еще более усугубляло трагическое мироощущение, порожденное разрушительной и затяжной войной. Другой характерной особенностью идеологической атмосферы Германии XVII в. было возникновение множества религиозно-мистических сект, оппозиционно настроенных по отношению к официальной лютеранской церкви. В Германии соседствовали три религии: лютеранство, католицизм и кальвинизм. Уже сама эта множественность вероучений создавала почву для распространения сект. Вестфальский мир не облегчил жизнь, страна обезлюдела, потеряла культурные запасы. Все эти факторы наложили заметный отпечаток на нем ли-ру, в особенности на лирическую поэзию XVII в., насыщенную религиозно-философскими и нравственными мотивами. Особенности лит развития Гер в XVII в. во многом определяются той культурно-исторической и идеологической ситуацией, которая сложилась в этой стране в предшествующем столетии. Те процессы, которые в Италии, Франции, Англии, Испании привели к созданию великих национальных ли-р, протекали в Германии замедленно и носили более узкий, односторонний характер. Так, неолатинская поэзия, возникшая в Италии в XV в., выступает в Германии в начале XVII в. как своеобразный «ученический» период в творчестве будущих крупных поэтов — М. Опица и А. Грифиуса. Подражание Петрарке, охватившее всю европейскую поэзию в XVI в., проявляется в немецкой лирике лишь в середине следующего столетия. Процесс создания национальной литературы, и в особенности поэзии, осложнялся еще и языковой ситуацией. Отсутствие общенац-ой языковой нормы, крайняя засоренность лексики иностранными (преимущественно фран-ми) словами уже с первых десятилетий XVII в. начинают вызывать тревогу в кругах, озабоченных состоянием нац-ой ку-ры. В 1617 г. в Веймаре было основано первое из многих немецких языковых обществ — «Плодоносящее общество ». Общество оказывало писателям — своим членам поддержку в издании их сочинений. В задачи общества входило формирование светской культуры нового типа в духе общеевропейского ку-го развития. По образцу «Плодоносящего общества» позднее возникли другие: «Общество Ели» в Страсбурге (1633), «Немецкое общество» в Гамбурге (1643), «Пастушеский и Цветочный орден» в Нюрнберге (1644). Все эти общества ставили перед собой общую цель — очищение немецкого языка от иностранных и диалектных слов, его приспособление к запросам рождающейся ли-ры — изящной и утонченной. В русле этой деятельности возникают и многочисленные руководства по поэтике. Отсутствие достаточно авторитетной национальной литературной традиции, на которую можно было бы опереться при выработке образцового литературного языка, заставляло многих писателей обращаться к переводам из древних авторов и из европейских писателей нового времени. Эти переводы служили материалом и своего рода «лабораторией» для шлифовки и создания изящного литературного стиля. Вообще для немецких писателей того времени характерны разносторонние культурные контакты с другими странами — Францией, Англией, Италией, Голландией. Периодизация: 1) предвоенный (зарождение новых тенденций появление черт одновременно маньеризма, классицизма и барокко + элементы ренессанса.) Нем. поэзия активно нагоняет то, что не успела в период ренессанса. Гл. фигура этого периода - Мартин Опиц (борьба за права нем. языка) 2) годы самой 30летней войны (складывается 1 Силезская школа, созд. М. Опиц, черты школы- соед. классицизма с барокко, Грифиус, Флеминг выражают барокко. Первые самостоятельные шаги делает поэзия и проза, появляются первые пробы романа, лидирует лирика.) 3) послевоенный (до 90-х гг. доминирует барокко, 2 Силезская школа, созд. Гофмансвальдау. Ударное время нем. романа, перерабатывает традиции испанского романа; Гриммельсгаузен создаёт 1ый образец воспитательного романа, где показывает становление личности на широком соц. поле. 90-ые гг. переходный период, появляются на новом витке классицизм, рококо+ тенденции развития барокко) Периодизация нем ли-ры XVII в. определяется главным историческим событием эпохи — Тридцатилетней войной. - Литература первой половины века целиком стоит под знаком трагических событий войны и того комплекса нравственных, философских и политических идей, который складывается в этих условиях. Это время расцвета,прежде всего лирической поэзии, обнаруживающей большое идейное, жанровое и стилистическое разнообразие. Тогда же активно разрабатываются вопросы поэтической теории. На исходе войны создаются значительные драматические произведения (трагедии Андреаса Грифиуса), в которых насущные вопросы общественной, политической и нравственной жизни облекаются в обобщенную и объективную форму. Вестфальский мир 1648 г., не оправдавший всеобщих надежд и чаяний, является логическим рубежом в литературном развитии. – Ли-ра вт пол векапытается осмыслить итоги войны, ее политические, социальные, нравственные последствия. В этот период заметно усиливается сатирическая струя, получившая отражение в разных жанрах — в лирике (эпиграммы Логау), бытовой комедии (К. Вейзе и К. Рейтер), романе (Гриммельсгаузен). - В последней трети века все более ощутимой становится социальная поляризация литературы. В лирике проступают черты сословно-замкнутой аристократической культуры — формализация внешних приемов, утяжеленная словесная орнаментальность, вычурная метафорика при ограниченном круге тем. Отчасти эти тенденции получают отражение и в галантно-авантюрном романе. Бюргерская линия отчетливо прослеживается в комедии и бытовом романе, которые обретают, в особенности в конце века, грубовато-натуралистические черты. Барокко лучше, чем классицизм мог выразить более контрастную эпоху, алогичность времени. Ростки классицизма появляются в начале века, но как худ. си-ма не складывается - не та почва. Классицизм складывается только к концу 17 в. «школа разума». Особенности нем. барокко: ис-во особенно трагич-ое, суровое, жестокое;сильны мистич религ-ые искания; ярко представлено высокое и низовое барокко;ис-во виртуозной формы, где сама форма несёт смысл; нем. барокко обрамлено чертами классицизма. Общие принципы подхода к слову, образная система, композиционная структура поэтического текста отражают исходные позиции барочного видения мира: его трагическую разорванность и полярность, символическую многоплановость каждого схваченного явления жизни, его динамическое восприятие и изменчивость. С течением времени художественные формы, органически выражающие барочное мировосприятие, утрачивают связь с наиболее жгучими проблемами современности, превращаются в штампы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.01 с.) |