Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэзия ГДР: традиции и новаторство.

Поиск

Уже в 1945г. в поэзии Восточной Германии появились произведения, посвященные расчету с фашизмом.

- 22 баллады Стефана Хермлина сб. «Улицы страха» и в них прозвучала скорбь о великих городах Европы, разгромленными гитлеровцами, четко вырисовывается тема фашизма, трагедия народов, тема борьбы с фашизмом, пример стойкости и мужества - советский народ. Утверждение реализма в его творчестве: ясный, точный, конкретный язык.

- Бертольд Брехт «Баллада о невинных агнцах». (Высмеивание попыток гитлеровцев оправдать на Нюрнбергском процессе свои выступления). В стихах – идея создания единой миролюбивой Германии, тема тяжести послевоенной жизни («Садись за стол», «Когда города наши стали мусором»). В поздней поэзии - жанр песни (забота о детях и будущем страны; «Новые песни для детей»).

- Иоганнес Бехер сб. «Возвращение» (поэт тяжело страдал от разлуки с родиной и в сб. звучит радость увидеть любимую родину.) Сб. «Народ, блуждающий во тьме» (вопрос погибших: за что они умерли; осуждение немцев за пособничество немцев, призыв возродить Германию; сб. трагичен и мрачен, звучит безнадёжность и отчаяние; общественно- политический хар-р.

В 50ые гг. поэзия первая откликнулась на новые соц.-культурные явления в ГДР: контрастное сопротивление старой и новой Германии.

Стихи Бехера, в поздней лирике в поле его зрения народные массы, открывающие путь к социализму, воспевание свободного человека, дружба народов Земли «Хвала творцу» и «Ода к радости». Поэтические сборники: «Защита поэзии», «Поэтическое исповедание», «Власть поэзии», «Поэтический принцип» - о партийности и свободе тв-ва, о сущности реализма, о соотношении новаторства и традиции, внимание худ. мастерству. Цикл гимнов - стиль возвышенный, патетический, торжественный, пророческий.

В 60ые гг. ГДР вступила в фазу строительства соц. общ-ва. В поэзии сохраняется антифашистская, антибуржуазная тематика, отражение современной соц. действительности (стихи И. Бобровского).

И. Бобровский – автор 4ех книг стихов, двух сборников новелл, двух романов «Мельница Левина», «Литовские клавиры». Всю жизнь писал о сарматском крае – между Вислой и Неманом – заселенном немцами, поляками, литовцами. Своеобразный колорит этого края запечатлен в стихах и прозе Б., придавая всему написанному черты живой, конкретной действительности.

Поэзия Б. рождена и питается многими источниками, являет собой факт неразрывного слияния традиции и новаторства. Задача поэзии Б. состоит в том, чтобы уловить неуловимое, поименовать неназванное, дать в стихах словесный образ памяти. Поэтому так сложен синтаксический рисунок, образованный тонкой, ускользающей от поверхностного взгляда связью между словом и образом, поэтому так нелегко порою бывает проникнуть в их образный строй, где ясно слышны мелодии литовского фольклора.

Стихи: «Находить имена», Каунас в 1941», «Монастырь близ Новгорода», «Неман», «Обрыв» (пейзажи той области Литвы, где он был в детстве), «Кассандра», «Памяти Б. П.» (Пастернака), «Ответ».

Особенности лирики: нет рифмы, анжанбеман, верлибр.

В 70ые гг. поиск новых тем и форм, углубление в сферу морального, человеческих отношений в соц. общ-ве.

- Э. Арендт «Огненный стебель», «Память и образ» - философское осмысление человека в истории, отсутствие лирического и эмоционального переживания.

- Ф. Браун сб. «Против симметрического мира», сб. «Тренировка прямой походки». Обращение к Клопштоку, Гёльдерлину и Гёте. Исторические факты, многообразие судеб отдельных людей, исторических личностей, выступающих за революционное преобразование общ-ва.

Борхерт. Сын шк. учителя, он начал писать стихи в юности. Недолгое время после мобилизации в 1941 г. он играл во фронтовом театре. В.Б. имел неосторожность передразнивать фюрера, за что сурово поплатился: его отправили в штрафном батальоне воевать под Москвой. Был ранен, но его обвинили в умышленном причинении себе увечья. Полгода провел он в одиночной камере, ожидая смертной казни. Но затем был помилован и отправлен на Восточный фронт. Под Смоленском попал в плен к партизанам. Бежал, но опять оказался в тюрьме за анекдоты про Гитлера и Геббельса. Весной 45-го снова на фронте, оказался в плену у французов, затем побег. Последние полтора года жизни, когда он смог описать все пережитое, провел в Гамбурге - израненный, нищий, всеми забытый./

Гротеск (рваная шинель, дыр.сапоги, нелепые противогаз.очки), >монолог. речь, практич.исключен истор.контекст. Язык пьесы точен и сух+ изобилует средствами риторики (повторения, образные выражения, аллитерация).

 

Литература Австрии:.

Художественный мир И.Бахман

Австрийская писательница Ингеборг Бахман (1926 -1973). За свою не слишком долгую жизнь она снискала известность как поэт, прозаик и радиодраматург, получила ряд престижных литературных премий. Однако из текстов, составивших два ее стихотворных сборника, на русский язык переведена лишь незначительная часть. Родилась в Каринтии, в учительской семье. В 1945-1950 изучала философию, психологию, филологию и право в университетах Инсбрука, Граца и Вены. В студенческие годы познакомилась с П. Целаном. В 1949 защитила в Вене диссертацию по критическому анализу философии Хайдеггера. Испытала глубокое влияние Витгенштейна и его философии языка. Работала на радио, в начале 1950-х стала писать радиопьесы.

Вошла в литературное объелинение «Группа 47» (1953), тогда же впервые приехала в Рим, где впоследствии большей частью и жила. В середине 1950-х читала лекции в университетах Германии и США. Сотрудничала с Хансом Вернером Хенце, написала либретто его балета «Идиот» (1955), оперы «Принц Гомбургский» (1960, по драме Клейста), Хенце сочинил музыку к радиопьесе Бахман «Цикады» (1955).

В 1958-1963 была близка с Максом Фришем, болезненно пережила разрыв с ним. Обстоятельства их связи вошли в роман Бахман «Малина» (1971, первая часть задуманной трилогии «Дела смерти»; экранизир. в 1990 Вернером Шрётером, сценарий Эльфриды Елинек), а сама она стала прототипом героини фришевского романа «Назову себя Гантенбайн»(1964).

Ночью с 25 на 26 сентября 1973 в римской квартире Бахман произошел пожар (она заснула, не потушив сигареты). Через три недели писательница скончалась в больнице, причины ее смерти с точностью не установлены. Похоронена в Клагенфурте.

Произведения: Отсроченное время, Призыв к Большой Медведице, Сделка со сновидениями (радиопьеса), Цикады, Первозданный край, Добрый бог c Манхэттена, Принц Гомбурский (либретто оперы Хенце), Маленький лорд (либретто комической оперы Хенце),Тридцатый год (новеллы) Малина (роман), Синхрон (новеллы).

Поэзия Пауля Целана.

П. Целан – крупнейший австрийский поэт послевоенного поколения. Первая подборка – 1947, журнал «Агора» (Бухарест), первый сборник – 1948 (Вена). 1952 – сб. «Маяк и память».

Поэзия Целана сосредоточила в себе основные черты лит. течений первой пол. века. Экспрессионизм: нервный, изломанный лирический герой под гнетом всех катастроф. Сюрреализм: тяготение к подсознательному, ирреальному.

Классическая поэтика представлялась ему несостоятельной. После Освенцима писать стихи традиционным размером и с привычной рифмовкой невозможно.

Ц. обращается к верлибру, использует смелые ассоциации, переиначивает поэтические образы и устойчивые символы (влияние Мандельштама).

Из лит. жанров ему ближе всего элегия. Память – доминанта поэзии Ц., которая стремится преодолеть прошлое и вместе с тем сознает, что фашистский кошмар будет преследовать его пожизненно.

Особенность текстов: у Ц. равно значимы слова и паузы между словами.

Ц. также заимствует жанровое определение из музыки. Это прежде всего фуга. Он многократно повторяет, варьируя, один и тот же мотив, который озвучивают несколько голосов («Фуга смерти»).

Отсутствие знаков препинания делает поток сознания нерасторжимым. Анафоры подчеркивают всевластие воспоминаний. Экзистенциальный мотив «бытия к смерти».

Ц. думал и писал о смерти. Он не мог забыть утрат. Даже в стихах о любви, запечатлевших счастливые мгновения, смерть притаилась рядом, чтобы напомнить о себе в момент, когда лирический герой воспарит над реальностью.

Слово и поступок у него сливаются воедино. Он покончил с собой, бросившись с моста в реку в Париже. Причина: возможно, австрийский феномен. Австрия – страна пограничная, стыковка нескольких культур. Ц. жил, принадлежа всем и никому одновременно. Эта пограничная пространственная ситуация перешла в иную, тоже пограничную, между жизнью и смертью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.74 (0.012 с.)