Немецкий куртуазный эпос: этапы развития, особенности творческих манер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкий куртуазный эпос: этапы развития, особенности творческих манер.



Шванк как народная и литературная художественная форма.

Культура города развивается вместе с самим городом (XI-XIIIвв.). Население разнородно; городская лит-ра вобрала в себя элементы других культур. Влияние куртуазной, клерикальной и народной лит-ры в нечистом виде. Общие черты: 1. Доступна всем; 2. Желание морализаторства; 3. Комизм, сатиризм, часть с ироничной усмешкой; 4. Тип нового лит-го героя – горожанин наделяется традиционными чертами: хитрость, смелость, смекалка, изворотливость – положительные черты. Главное место – жанр новелл комич или сатирич хар-ра на бытовую тему с небольшим колич действующих лиц, с поучительным характером. Во Франции они получили название фабли о, в Германии – шванк. Шванк зародился как народный жанр. Наибольшее развитие получил в бюргерской среде, превратившись в лит-ую худ-ую форму. Создавались в стихотворной форме, затем – в прозаической. В процессе развития тематика изменялась незначительно. Была хар-на либо дидактическая либо сатирическая направленность. Тематика разнообразна, но не выходит за рамки повседневной, частной жизни. Популярная тема – взаимоотношения в семье, присутствует стихия смеха. Самый знаменитый цикл шванков - «Поп Амис», авт. – австриец Штриккер. Собрание самостоятельных сюжетов, ко-ые объединяются образом героя. Гл герой – лицо духовное (священник) – наделяется типичными чертами горожан: плут, пройдоха, обманщик, ищущий выгоду. Композиция – можно назвать «нанизывающей», т.е. сцепление отдельных повествований, в ко-ых рассказывается как Пор Амис обличает духовенство, рыцарство. Раскрывает социальные и моральные пороки общества. Классический пример тому – шванк «невидимая картина». Авт. точно изобличает пороки современности, но не впадает в морализаторство. Все нападки – легки и ироничны, они обличаются в занимательный, интересный сюжет.

Фигурировали типизированные персонажи: 1)горожане; 2)рыцари (бедны, не слишком храбры, стремятся к выгодному браку с горожанкой); 3)крестьяне (грубый, неотёсанный, грязный) Положительный образ крестьянина только в новеллах, где поднимается проблема угнетения соц неравенства; 4) клирик (если это кюре – то он жадный и ленивый, монах - жадный); 5) женщина (хитрая, находчивая, блудливая); 6) девушка (неопытность, глупость); 7) мужчина (1-ый – глупец-рогоносец, 2-ой – защитник своей чести); 8) юноша (весёлый, странствующий, лёгкого характера, странствующий).

С 20-х годов ХVI в. жанр шванка получает новое направление в своём развитии. В это время развиваются целые книги прозаических шванков.

Иоганнес Паули, сб. «В шутку и всерьёз» – книга наставлений и поучений. Они перемежаются с забавными лёгкими историями. Имеют притчевый хар-р. Воздействует поучительными притчами. Часто ссылается на Библию. Большинство написано кратко. В основном показываются негативные стороны жизни горожан: рыцари, клирики, купцы. Персонажи – носители какого-либо порока. Написана прозой, обличение феодалов, ростовщиков, клириков. Связь с бюргерской традицией - сжатая либеральная манера, наполнены дидактическим хар-ром. Стремление поучать читателя ч/з примеры, назидательная манера. Сборник более назидательный, он поучат, а не развлекает.

Со временем читатель устаёт от поучений и поэтому шванки становятся более лёгкие по содержанию. Во 2-ой пол.16в. популярны сб. для увеселения читателя, так как серьезные темы преобладают и др. жанрах. Фарсовые ситуации, комические эффекты. Высмеивание клириков, рыцарства, дворянства. В книгах большое внимание сюжету, событиям. Это уже занимательные истории + непристойные ситуации. Редко затрагиваются сложные социальные проблемы. Жизнь показывается в бытовых деталях, напр.сб. «Дорожная книжка» Ю(Йо)рга Викрама. Жанр шванка повлиял на развитие др. жанров, имеет связь с народной книгой.

Представители: Вольфганг Бютнер, Якоб Шреб (Фрей), Михаэль М(Л)инденер, Мартин Монтан.

Немецкие народные книги: тематика, образы, стиль.

Это анонимные разнообразные по тематике и содержанию книги для массового чтения. Первые печатные народные книги появились в сер. 15 в. Их расцвет приходится на XVIв. И популярность держится до XVIIIв. Источники сюжетов - сказания, истории, шванки, шпрухи, анекдоты, исторические воспоминания, произведения худ. лит-ры, фр. рыцарский роман, произведения героич эпоса. Не все народные книги были народными по происхождению, нек-рые имели авторов аристократического происхождения.

«Сказание о Роговом Зигфриде» - нач 16 в. Источник- восходит к ГЭ легенде о Нибелунгах. Но в народной книге Зигфрид- не лирич герой, а персонаж рыц романа. Образ отважного юноши, ко-ый покидает дом ради любви. Он истинный отважный рыцарь, жаждет подвигов. Его подвиги фантастические (битва с драконом, победа над великаном, отлавливал львов). Он влюбляется в принцессу Фларингунгу, спасает её от заточения в башне, описание подвигов, многочисл авантюр. В 1557 на основе этой народ книги Ганс Сакс создал драматизир-ый вариант «Роговой Зигфрид».

«Фартунат» - поучительная история о разрушительной власти денег. Гл. герой встреает фею, ко-ая предлагает на выбор блага: силу, мудрость, здоровье, богатство, долголетие и красоту. Фортунад выбирает богатство. Он искушен богатством, но его начинают одолевать несчастья: смерть 2-х сыновей. Нравоучит история не только со сказочными мотивами и бюргерского романа. Нач. XVIв. – комич и сатирич книга о силе Уленшпигеля. 1-ое издание – на нижнем наречии не сохранилось. Среди дошедших самое раннее издано в Страстбурге. «Занимательная повесть о Тиле Уленшпигеле». В неё вошло около 100 шванков, где рассказывается о рождении, странствовании, проделках крестьянина Тиль Уленшпигеля. Его многочисленные проделки являются вызовом общ-ву. Он поступает цинично, но он наказывает общ-во за пороки. Образ героя – собирательный, предполагается, что есть его прототип. Он - вольнолюбивый, задорный, беспринципный юноша. Его проделки остроумные, но и циничные, и злые. Проказничает из-за юнош-го азарта + наказывает об-во, выражая соц протест. Хорошо знает горести простых людей, поэтому мстит за крестьян, обездоленных людей. Тиль всегда издевается над князьями, рыцарями, духовенством, купцами, учёными; обманывает обманщиков, крадёт украденное. Все негативные стороны жизни показываются с нарочитой грубоватостью народных выражений. Книга носит острый сатирич хар-р. «Тиль Ул.» был очень популярен в XVIв. Иоганн Фишерт создал стихотворную оболочку книги – «Рифмованный Тиль Уленшпигель». XIXв. – Шарль де Костер «легенда о Тиль Уленшпигеле Ломпе Гудцеге».

«История о докторе Иоганне Фаустате». Редактор – Иоганн Шпис. Истину нужно искать у Бога, а не у дьявола. Чёрт в обличии монаха. Католицизм обрекает. Лютеранство – достаточно извиниться и человек будет прощён. Обработки: -Марло (театральная), -о ученике Фауста – Вагнере, -Булгаков «Мастер и Маргарита», -Гёте, -Т. Манн «Доктор Фаустус».

В XIXв. романтик Альберт фон Шамиссо использовал образ не скудеющего кошелька – «Удивительная история Петра Шлеймеля».

 

Зрелый.(50-60)-

1. Эпоха Лессинга.- просветительский классицизм

2. Яркое развитие сентиментализма (Клопшток)

3. Творчество Виланда (поэзия, Рококо)

Предшественники

К непосредственным предшественникам «Бури и натиска» можно отнести немецких писателей, выразителей так называемой «философии чувства и веры». Это:

- Гаманн. Развивал теорию «оригинального гения» (художник интуитивно постигает окружающий мир). Штюрмеры унаследовали от него помимо непосредственного чувства интерес в народной поэзии.

- Клопшток оказал значительное влияние на Штюрмеров. На них произвел впечатление его энтузиастический культ древнегерманской старины - прославление древних германцев как свободного племени, якобы не знавшего гнета деспотизма.

- Гердер выступил с развернутой философской программой, направленной против рационализма ранних просветителей. Главное для него - прославление природы и чувства. Примером оригинальности творчества считал Шекспира (что было благополучно подхвачено Штюрмерами). Мечтал осуществить на немецкой почве то, что Шекспир осуществил для своего народа.

Основные черты

1. Бунтарство. Как и сентименталисты Англии и Франции, Штюрмеры противопоставляли рассудку чувство. При этом прокламация чувства соединилась у них с пафосом отрицания («Против тиранов!» - характерный эпиграф к «Разбойникам» Шиллера). У штюрмеров не было определенной соц-полит программы, но каждый из них бунтовал против тогдашнего обществен уклада как не соответствующего понятию естественной природы и враждебного естественному человеческому чувству.

2. Гений - любимый герой. Любимый герой у них у всех - яркая индивидуальность, «гений», «сильный человек», ко-му свойст-ы мятежные устремления, страсти, яркое эмоц восприятие жиз-ых явлений. Особое пристрастие питали к двум персонажам - Прометею и Фаусту. Герой нередко наделен чертами демонизма, окружен ореолом исключ-сти и тайны. Это не исключает того, что он может быть показан в бытовой обстановке.

3. Культ чувства. Взгляд на страсть как на жизнедеят-ую основу в чел. Взгляд на тво-во как на «живопись страсти».

4. Культ природы. Одно из основных требований к художнику - оставаться верным природе, не искажать ее. Природа как начало, противополагаемое обществу, цивилизации. Восстав против законов цивилизации, человеческая личность олицетворяет начало самой природы.

С культом природы и «естественного» связан протест Штюрмеров против просветительских принципов классицизма, против всяких норм и установлений, связывающих тво-во свободного гения. Ис-во - сфера выражения оригинальной, неподражаемой индивидуальности художника (живой пример свободы тво-ва - Шекспир). Протест против рационалистической строгости худо-ых форм находит выражение в 2-х тенденциях стиля: а) книжный язык сближается с разговорной речью, демократизация языка. В драмах Гете и Шиллера - стремление к речевой характеристике персонажей. б) но в то же время культ страсти и гения порождает повышенную экспрессивность

5. Экспрессивность: напряженность и эмоциональность от уровня конфликта до синтаксиса.

6. Ярко выраженные национальные тенденции Возрождается интерес к нем нац старине, к ли-ре XVI в, к средневек миннезангу, германским древностям. Обновления нац-ой ли-ры ищут в народной поэзии, ко-ая, в противопол-ть поэзии книжной, представляется непосредственным проявлением тво-го дара.

У истоков движения «Бури и натиска» возвышается фигура Иоганна Готфрида Гердера одного из выдающихся в XVIII в. мыслителей, теоретика и историка культуры.

Первые свои сочинения «Наброски о новейшей немецкой литературе» и «Критические леса», Гердер под влиянием Лессинга. Наброски возникли в дополнение к Литературным письмам Лессинга, а Леса начинаются с критики его Лаокоона. В статьях «Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов» и «Шекспир» в сборнике «О немецком характере и искусстве «1773; издан совм. с Гёте), программном документе движения «Бури и натиска», Гердер пытается доказать, что вся литература в конечном счете восходит к народным песням. Широкую известность снискал его сборник народного поэтического творчества Народные песни, позднее переименованный в Голоса народов в песнях, составленный из переведенных им песен разных народов и оригинальных стихотворений самого Гердера, Гёте и М.Клаудиуса. Величайший труд Гердера, Идеи к философии истории человечества (1784-1791), остался незавершенным. Программным документом движения «Бури и натиска» стал небольшой сборник «О немецком характере и искусстве» (1773), куда наряду со статьей Гете «О немецком зодчестве» были включены две работы Гердера: «Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов» и «Шекспир». В центре внимания авторов - вопросы истории культуры, осмысление прошлого вообще и национального своеобразия немецкой культуры.

 

Гете (1749-1832)

Родился в Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. Отец его был имперский советник, мать— дочь городского старшины. Гёте получил хорошее домашнее образование. В 1765 отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбурге, где защитил диссертацию на звание доктора права.

Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной и литературой. Писать начал рано. Его ранние произведения подражание. Стихотворение «Hollenfahrt Christi» (1765) примыкает к духовным стихотворениям Крамера (круг Клопштока). Комедия «Die Mitschuldigen» (Совиновники), пастораль «Die Laune des Verliebten» (Каприз влюбленного), стихотворения «К луне», «Невинность» и др. входят в круг литературы рококо. Как и у поэтов рококо, любовь у него — чувственная забава, природа — мастерски выполненная декорация. Перелом намечается в Страсбурге, где Гёте встречается с Гердером, знакомящим его со своими взглядами на поэзию и культуру. Открывает новое: истор подход к иск-ву; нельзя рассматривать, что-то, что позже – лучше (не действует закон отрицания); яз чел-ва- поэзия, надо изучать не только античных авторов, но и народные песни; своя идея самобытного гения- он не терпит никаких канонов; открывает идеи Руссо- протест против сосл. неравенства. Пишет статью о нем. зодчестве, под впечатлением от Страсбургского сабора- это гимн творч свободы гения- манифест штюрмеров. В Страсбурге Гёте находит себя как поэта. Он знакомится с писателями, впоследствии видными деятелями эпохи «Бури и натиска» (Ленц, Вагнер). Заинтересовывается народной поэзией, Оссианом, Гомером, Шекспиром (речь о Шекспире — 1772). Ближайшие годы -интенсивная литературная работа, чему не может помешать юридическая практика, которой Гёте вынужден заниматься из уважения к отцу.

1. Ранний штюрмерский период. 70-75.участник движения бури и натиска.

В эти годы пишется «Фауст», к 72 создал законченный текст- «Urfaust»- 1-ая версия.

Лирика этого периода- сентименталист. 2 тенденции: традиция интимного стих-ия, стилизованное под народ песню; филос. гимн, написанный верлибром (все держится на анжабемане)

70-71гг.- ранний цикл «Зазенгеймские песни», деревня под Страсбургом, некотрые стих. стали популярными, народными: «Дикая розочка», «Фульский король», «Свидание и разлука», «Майская песня»- о любви, о творце, мироздании, вознесение духа человека.

Философские гимны- «Ганимед», много спинозизма.

«Прометей» - манифест штюр-го движения- выраж бунт-ий дух, вызов диктату, тирании, вызов судьбе.

Первым значительным произведением Гёте этой новой поры является « Гёц фон Берлихинген ». Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере историч хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует наци-ую старину, драматизируя историю рыцаря XVI в., сколько в том, что эта драма, возникая за пределами лит-ры рококо, вступает также в противореч с ли-ой Просвещ. Образ борца за социальную справедливость — типичнейший образ ли-ры Просвещ — получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавл крестьянское восстание; когда последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революц движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и личность находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии «с матерью-природой». Значение символа имеет заключ сцена пьесы: выходит из темницы в сад, видит безгранич небо, его окружает оживающая природа.

«Страдания юного Вертера»

«Страдания юного Вертера» (1774) — роман в письмах, самое совершенное создание Гёте периода «Бури и натиска». «Вертер» дал автору мировую славу. В романе изображён конфликт м/у чел-м и миром, принявший форму любовной истории. Книга о любви, концентрация мысли и чувств. В.- образ того, что можно сказать о любви. Глубокий филос-ий смысл. Проблема личности и общ-ва, роли худ-а, иск-ва и жизни, как трудно выжить художнику. Соц-псих. роман в эпистолярной форме. В. открывает галерею лишних людей, не находит место в этом мире.

Истинный образец сентиментального штюрмерского героя. Гл. гений- способность чувствовать. Идеал В.- руссоист. идеал. Огромную роль играет ландшафт, действие начинается весной+ спинозизм (концепция панентеизма- Бог во всем). Сопоставлены 2 взгляда на мир: тонкий ранимый В. и твердо стоящий на ногах, рационалист. Альберт.

Веймарский период 75-1832

Веймарский классицизм (ВК) - это новая эстетическая программа, сформированная Гете и Шиллером под воздействием кризиса движения «Буря и Натиск» в 80-е годы.

ВК - последний этап в развитии немецкого просвещения.

Общая идея ВК: программа просветительского гуманизма. Воспитание личности худ-ми средствами.

Философская основа: Гете - стихийный материализм, отдаленно связанный со Спинозой, освоенным ч/з Гердера, Винкельман (теоретик Просвещения); Шиллер - «критический метод» Канта.

Выделяют два периода ВК:

Если в период «Бури и Натиска» Гете утверждал необходимость непосредственного единства ис-ва и природы, то теперь он их резко разграничивает. Художественное произведение - не копия природы, он стоит над природой. Художник, проникая вглубь вещей, стремится к художественной правде.

«Ифигения». Ифигения — героиня одноимённой драмы — спасает своего брата Ореста и его друга Пилада, ко-ых как чужестранцев ждёт смерть на берегах Тавриды, тем, что предаёт свою и их судьбу в руки Тоанта — царя Тавриды, отказываясь от иных, предложенных Пиладом, путей спасения. Этим поступком она снимает с рода Тантала тяготеющее над ним проклятие. Своеволие Тантала искуплено Ифигенией, отрекающейся от своеволия. Наряду с Ифигенией Орест — глубоко знаменательная фигура. В начале драмы он, гонимый фуриями, объят зловещим беспокойством. конец драмы приносит ему исцеление. В его душе, обновленной Ифигенией, Орест, подобно Вертеру, надеялся найти освобож-е в смерти; подобно Прометею, он видел в олимпийцах существ, враждебных чел-у; подобно многим персонажам эпохи «Бури и натиска», он не в силах был нигде обрести «отдыха и покоя». Ифигения исцеляет его. В финале пьесы он действует как ей подобный. Орест — двойник Гёте, преодолевающего «Бурю и натиск».

Римские элегии. Центр образ «Элегий» — поэт (Гёте), преиспол-ый языч рад-ю жизни, приобщающ к миру антич ку-ры, видящ мир глазом скуль-ра. Он отдаётся радостям чувств-ой л-ви, но л-вь теперь истолков-ся не как сила, сближающ чел-а со смертью, но как явл-е, свидетельст-ее о прочности земных связей. Герой «Элегий» берёт у жизни всё, что она может ему дать, не порывается к недоступному.

«Эгмонт». Фоном для трагедии «Эгмонт» служит борьба Нидерландов с испанским господством. Однако Эгмонт, поставленный в положение борца за нац-ую независимость. Живя мгновением, он отрекается от посягательства на волю судьбы, на волю истории. Такова эволюция образа борца за лучшую действ-ть в тво-ве Гёте. На смену умеющему бороться и ненавидеть Гёцу является Эгмонт, предоставляющ жизни идти своим установл путем и погибающий в результате своей беспечности.

«Торквато Тассо». В 1790 Гёте заканчивает драму «Торквато Тассо», в которой показано столкновение двух натур: поэта Тассо, не умеющего подчинить себя законам окруж-ей среды, и придворного Антонио, добровольно след-го этим законам, нашедшего душевный мир в отказе от посягательств на нормы придвор быта. Попытки Тассо противопост воле двора волю своего независимого «я» оканч-ся неудачей, ко-ая вынуждает его в финале пьесы признать житейскую мудрость Антонио. Драма вводит нас в психич мир самого Гёте — бывшего штюрмера, подчин-ся законам веймарского двора.

- «Ночная песнь путника», баллада «Лесной царь», На озере, Природа, Морское плавание.

О, зачем твоей высокой властью (отношения с Шарлоттой фон Штейн)

«Годы учения Вильгельма Мейстера»

Сын зажиточных бюргеров Вильгельм Мейстер отказывается от актёрской карьеры, ко-ую он было избрал как единственно позволяющую бюргеру развить все его физич и дух дарования, стать независ-м в условиях феод-го окруж-я, даже играть заметную роль в жизни страны. Он отказывается от своей мечты и кончает тем, что, преодолев свою бюргерскую гордость, отдаёт себя всецело в распоряжение некоего тайного двор-го союза, ко-ый стремится сплотить вокруг себя людей, имеющих основания бояться революц-го переворота. ВМ не только не посягает на феод-ую действит-ть, но даже готов рассматр свой сценический путь как некоторое «своеволие» по отношению к ней, поскольку он пришёл к театру, окрыленный стремлением возвыситься над этой действительностью, развить в себе желающего господства бюргера.

Характерен подзаголовок романа «Годы странствований Вильгельма Мейстера» — «Отрекающиеся», намекающий на «союз отрекающихся», к ко-му принадлежит основная масса действующих лиц романа (Мейстер, Ленардо, Ярно-Монтан и др.). Члены союза обязуются отречься от посягательств на существующий полит строй, они учатся обуздывать свои порывы, добровольно принимая на себя выполнение различных обетов.

Немецкий «Роман воспитания». И. В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (ВМ)(подробнее)

- роман большой дороги: множество внешних событий и приключений, нередко опасных для героя; воспитательный р; р о художнике; элементы нравоучит семейно-бытового р; автобиографический р; философский роман >получается универсальный р.

Чувствуется биографич основа: Вильгельм - Гете, увлечение кукольным театром, открытие Шекспира под влиянием Гердера, тоска по Италии, воплощенная в Миньоне, занятие театром.

Тема романа - юноша, вступающий в жизнь. Он не способен перевоплощи играет только те роли, ко-ые ему нравятся. Постановка «Гамлета» - поворотный пункт в жизни Вильгельма; открытие того, что образ героя не соответствует его личности, убивает в нем актерский жар. > исцеление от прекраснодушия. Начинает видеть в актерах простых, мелких людей. Аврелия тоже играет только себя. Ее смерть совпадает с концом его театр призвания. «Признания прекрасной души» - это тоже бегство от жизни, но к религии. > критич взгляд на свою жизнь > оценивает значимость практич деят-ти.

«От жизни для ис-ва к ис-ву жизни, к жизни как ис-ву - таков путь Вильгельма». К концу романа Вильгельм понимает, что он не актер и должен избрать себе практич деят-сть, чтобы сделать из самой жизни произвед ис-ва. Во 2-ой части Вильгельм путешествует в поисках своего призвания и находит его в хирургии. 3-я часть должна была изображать эту деят-сть. Вся трилогия должна была показать, как человек нашел себя, как Вильгельм стал «мастером».

Теория аббата о воспитании: свои ошибки предпочтительнее, чем чужие истины, истина приобретается только ценой собственных исканий. Нужно верить в человеческую природу и предоставить человеку право на заблуждение. > Мораль, направленная против всякой морали. В рамках своей теории аббат помогает Мейстеру в его театральной деятельности.

Специфика романа: Поэтизация самих исканий, мысль о необходимости блужданий. ВМ - прославление годов учения, они в любом случае приносят пользу. Ис-во, в дан случае теат-ое, формирует жизнь, подготавливает чел-а к практич деят-сти.

Ирония над «бюргерским сынком», над его штюрмерскими чертами, когда Вильгельм свои прихоти выдает за нечто роковое, говорит о судьбе, инстинкте (ко-ый его обманывает - Фридриха он принимает за Марианну). иронически показан театральный путь Мейстера, т. к. он не актер.

Система образов.

«Весь роман- это утверждение необходимости случайного», также и в образах. Случайные встречи обусло-ны внутр необходимостью. Герои показаны объективно, но при всей своей самостоят-сти, они тяготеют к центру, к герою. С худ-ой т. з. они нужны для полного раскрытия образа героя. Все герои учат Вильгельма, сознательно или бессознательно.

Миньона - отчуждена от мира, воплощенная «прекрасная душа», ей свойственна «неправильность», наличие инстинкта, в практической жизни беспомощна. Ее образ романтичен, но воплощение романтического начала имеет реалистические обоснования, а не ореол загадочности, как у романтиков.

Филина - воплощенная женственность, воплощение обаяния светского общества 18 в., устремлена вовне, в общество, противостоит «прекрасным душам», которые только могут расстроить общество. труппа распадается, когда ее покидает Филина. Легкомысленна, противопоставлена типу Hausfrau.

В Миньоне воплощены соредоточенность Вильгельма в самом себе, его покорность внутренним влечениям. Но в нем есть и интерес к людям. В ходе своего развития Вильгельм отделяется от Миньоны и приходит к Филине, Миньона чахнет, когда Вильгельм изменяет своей романтич сущности и умирает. когда он обручается с Терезой.

Наличие одного центра в романе и является характерным признаком воспитательного романа.

- это история образования героя, морального обретения себя. Герой в начале - существо с богатыми, но смутными задатками. семья изображается только в начале романа (как у Филдинга)

- принцип композиции: «семейные встречи»: в 1-й ч герой проходит ч/з мир близкий ему, но холодный, но уже со 2-й ч он окружен на своем жизн-ом пути своими близкими друзьями. Черты фр-го филос-го р. В нем человек выступает по отношению к обществу, как полит целому, а не просто маленькому кружку действующих лиц. Эпизод «башни» - спорный и «искусственный» - вырастает из концепции семейного романа. « Здесь - максимальное выражение того, что весь мир вокруг героя повернут к нему».

Любимая тема романа 18 в. - внутренняя гармония частного и общего интересов (начиная с «Робинзона Крузо») наиболее ярко выражена в ВМ. «Естественное влечение души Вильгельма приводит его к «миру с миром», а самого Гете - к кл-му, к «Ифигении», к гармонии м/у стихийным и разумным».

ВМ - роман, переходный к роману 19 в. Форма его архаична: обстоятельность, замедленность. Гете приходит к осознанию гибельности исключ-го индивид-ма (арфист), поэтому изображение внутр-го принимает у него роковой хар-р. Так, ВМ приближается к романтич роману, где тема зависимости личности от роковых сил становится главной.

 

Сюжет

Взят из народной книги, ярмарочного представления истории чернокнижника Фауста. Сюжет, неоднократно обработанный в Средние века, возрожден в 18 в. - Лессинг, Клингер и Мюллер - обращались к его сюжету. У всех общие фабульные черты - продажа души черту, вызов умерших героев, Фауст бывает при дворе королей, папы. Возможно 3 плана рассмотрения «Ф»: автобиографический, морально-этический и социально-исторический.

Фауст в своем развитии проходит 3 главных этапа. (Мефистофель пытается удовлетворить желания Фауста в 3 формах.): Любовь к Маргарите; обращение к Елене - заканчивается гибелью Эвфориона; «эпизод моря», когда Ф. посвящает себя деят-сти на пользу общ-ву. Только это поглощает его целиком.

Эти три этапа можно рассматривать как моменты в развитии личности и как моменты в развитии общества. Ф вырастает из романа воспитания, из концепции поиска человеком своего места в жизни, но здесь он перерастает в эпопею, в изображении народных судеб в символическом виде.

I. Морально-этический план

Символ развития общеевропейского сознания.

Спор «Пролога» о достоинстве человека, о его месте в жизни пройдет ч/з всю трагедию - в дальнейшем сам Ф. представит т.з. Бога. Мефистофель несет в себе начала скепсиса, цинизма, видит в чел только беспокойное существо, стремящееся в небо, чтоб упасть в грязь. Бог утверждает что даже в беспокойстве своем человек сохраняет достоинство. Ф. выступает символом человеческой личности. Он собственной жизнью должен разрешить этот спор. В этом концепция произведения.

В начале трагедии Ф. находится в состоянии душевного кризиса. Фауст появляется в нужную минуту как герой в романе воспитания.

Ф. подвергается 3 испытаниям - перед ним 3 цели.

1 эпизод. мир Маргариты- живые наслаждения Здесь он проходит 3 стадии: вино-погребок Ауэрбаха, мир кутил, наслаждения; кухня ведьмы - низменные инстинкты; видит Маргариту - хочет испытать высшее из чувственных наслаждений – л-вь.

Маргарита - универсальный символ женщины, ее образ не очень индивидуализирован, все ее поступки идеальны с т. з. женственности. Она собирательный образ всех женских образов Гете: сестра-мать как Лотта, tuchtige Hausfrau как Доротея, преданная возлюбленная как Оттилия. Но при этом Маргарита - только влюбленная. А Фауст с ней лишен титанических черт, он только любовник. Но он не может остановиться только на любви к женщине, поэтому он покидает Гретхен. Это необходимо для развития драмы. Гретхен понимает это и не идет за Фаустом. Ее мир -малый мир.

2 эпизод. Служение искусству. Ф вступает в большой мир, служа красоте в образе Елены. Весь этот эпизод - аллегорич. Бракосочет с Еленой - символ жизни, посвященной ис-ву. Обращение к антич ис-ву как норме всякого ис-ва. Елена - символ ис-ва. После гибели Эвфориона Елена покидает Фауста. Фауст опять отдаляется от жизни, приходит к состоянию первой сцены.

3 эпизод. Служение человечеству. Ф. почувствовал, что «единое счастье - работа», это исторгает у него возглас: «Продлись, мгновенье!» Мефистофель формально выигрывает, Ф. проигрывает т.к. его дело не м.б. завершено, деят-сть на пользу общ-ва - бесконечна. Но если Меф хотел доказать, что чел-ий дух может удовлетвориться конечным, то он оказался неправ, т. к. Ф. нашел конечную и в то же время бесконечную форму деятельности. Поэтому Ф. оправдан.

Но нет деят-ти без разрушения: эпизод гибели Филемона и Бавкиды - символ разрушительного начала, ко-ое связано с созиданием. Перед смертью Ф. терзает совесть за всю его деят-сть, но он счастлив.

Образ Мефистофеля. «Дух отрицанья, дух сомненья», вторая душа Ф. Одна из них стремиться к конечному (начало Маргариты), а вторая является его отрицанием. Мефистофель - символ отриц как движущего начала. Он характерный чёрт Просвещения, связан с развитием сознания. Наделен умом.

Образ Вагнера - ученик и противоположность Ф., «кабинетный ученый» - он верен науке, но далек от жизни. Фауст сам был Вагнером, пока не разочаровался в науке.

II. Социально- исторический план.

Поскольку чел-ая индивид-сть Ф. изначально обобщена, он является символом человечества. Спор Бога с Мефистофелем о пути и достоинстве человечества вообще.

Ф в начале трагедии - стадия, ко-ая хар-ет европ-ую мысль эпохи руссоизма - он разочарован в рассудочном фран-ком Просвещ. Поэтому дерзко отрицает пользу науки и идет на сделку с чертом, обращается к реальной жизни. (Вагнер - сатира на педантичное просветительство).

1э. - типичный руссоист. Но поскольку сам Гете уже отошел от штюрмерства, мир Гретхен изображен объективно, в нем присутствуют отрицательные стороны мещанского общества.

2э. -переход в большой мир, начатый революцией. Эпоха революции в Гер была ознаменована обращ-м к ис-ву. Но Гете отошел уже и от «периода ис-ва», поэтому здесь показана его недостаточность. Покрывало, оставленное Еленой - символ вырождения ис-тва, Эвфорион - недолговечности Kunstperiode. Но человеч дух вышел из этого периода обновленным.

3 э. Эпизод моря - поэтизация прогресса техники, бурно развивающейся после революции. Но этот этап у Гете лишен прекраснодушия. М выступает как символ демонической стороны прогресса в отношении мещанства, крестьян, того, что лежит на пути Ф. т.о., дается ответ на вопрос об отношении Гете к прогрессу.

Конец Ф. трагичен. Это поэма о трагическом хар-ре прогресса и в то же время прославлении его. Прогресс приводит если не к более счастливым, то к более достойным формам жизни.

«Ф» т.о., явл памятником дух развития европе общ-ва в предреволюц, революц и послереволюц эпохи.

III. Художественный план.

1э. - Драма штюрмерского типа. Герой типичный штюрмер, бросающий всем вызов. Зд. Ф. родственен Вертеру, штюрмерский мотив детоубийства. Свободная композиция. Избыток лиризма.

2э. Классицизм. Пластичные, но менее жизненные сюжеты и образы. Антич Елена, антич стих. Союз с античн-ю, а Эвфорион - его плод.

3 э. Новая ли-ра. Тема строительства (Бальзак, Золя) Филемон и Бавкида -символ идеальной супружеской любви, тип реализма 19 в. Хоры ангелов - веяние романтизма. Этот эпизод принадлежит уже классическому реализму.

Художественный тип «Ф»

Гете назвал трагедией. Но он не придерживался строгости форм. Можно назвать поэмой, как нечто среднее между эпопеей, романом и сказкой. Образ Ф. - символ культуры Нового Времени. Недостатки формы «Ф»: чрезмерный символизм, переходящий в аллегоризм. Возможность множества толкований. Аллегорические сцены в «Ф» - «Вальпургиева ночь», «Кухня ведьмы».

 

22. Шиллер (1759-1805).

Шиллер родился 1759г в г Марбах-на-Неккаре в семье полкового фельдшера. Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, в 1773 г. Шиллер поступил в элитную военную академию, где посвятил себя сначала юриспруденции, а затем медицине. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. В 1780 году он получил пост полкового врача в Штутгарте.

В 1789 г он был назначен профессором истории и философии в университете Йены. Веймар в 1799 г, издавать несколько ли-ых журналов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, умер от туберкулёза.

Известнейшие баллады Шиллера — Кубок, Перчатка, Поликратов перстень и Ивиковы журавли. Мир известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к ко-ой написал Л ван Бетховен.

«Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь», «Дон Карлос, инфант испанский», драматическая трилогия «Валленштейн», «Орлеанская дева», «Мария Стюарт», «Мессинская невеста», «Вильгельм Телль», «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга).

1)Период «Бури и натиска». Драмы «Разбойники»( 1781), «Заговор Фиеско в Генуе», «Луиза Миллер», «Кварство и любовь», «Дон Карлос». Важную роль в тв-ве сыграло знакомство с Кернером: отказ от бунтарства «Бури инатиска», т.к. Кернер способствовал формиро-ю программы мирных реформ. 1-я драма « Разбойники» написана в духе идейных и худ-ых принципов «БИН», эпиграф «На тиранов», тема враждующих братьев традиционна для Штюрмеров (Клингер «Близнецы»), в центре бунтарь-одиночка Карл Моор, кот. против порабощенных беспомощных немцев, даже покидает семью, открыто объяв-ий войну общ-ву. Индивидуал-кий протест Шиллера и его гер. Протест Карл выражен в диалогах и монологах, но не выражен в действии. На первый план выходит другой конфликт – м/у братьями Карлом и Францем – ко-му придается большой общественный и филос-ий смысл (2 хар-ра наделены чертами, выражающими разные соц тенденции). Еще один конфликт – м/у Карлом и разбойниками. Идея республики явилась самым ярким отражением русо-ой идеи народоправства в нем лит. Опора на антич также. Карл видит пример в великих героях древности, о кот. он читал у Плутарха, он сокрушался, что потухла «искра Прометея». Песня о Гекторе и Андромахе проходит ч/з всю драму. Источник драмы - рассказ Шубарта «Из истории человеческого сердца».

Стилистическая особенность драмы - сочетание патетики и бытовой прозы. Монологи Карла риторичны, насыщены усложненными книжными оборотами, но, вписанные в будничный бытовой план, они приобретают большую убедительность.

Мещанская трагедия «Коварство и любовь». Феод тирания показана здесь в её типично нем форме княжеского деспотизма. «Коварство и любовь» развивает тему «Новой Элоизы» Руссо, обычную в семейном романе и мещанской драме XVIII в. Гл герой - не коварный соблазни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.072 с.)