Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика литературного процесса и социокультурной ситуации в Германии первой половины 19 века. Предпосылки возникновения романтизма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первая треть 19 века – эпоха романтизма. Он является не только лит. направлением, но и мировоззрением, кот. охватывает идеологию и философию. Среди предпосылок романтизма выделяется по Шлегелю в «Аденейских фрагментах»: 1) Французская буржуазная революция (социально-политическая предпосылка); 2) «Наукоучение» Фихте (философская); 3) «Годы учения В. Мейстера» Гёте (лит.предпосылка). 1) Общественные Предпосылки – общая революц. ситуация как в Европе, так и в Америке. 14 июля 1789г. – взятие Бастилии. Фр. Буржуазная революция. Революция провозглашала лозунги «Свобода, равенство и братство», но эти идеи не реализовались, они так и остались лозунгами. Правда, эти лозунги привели к коренному изменению сознания. Лозунги – символ раскрепощения народа. Революция – символ, которую приветствовали Гёте, Кант, Шиллер, Фихте, Клопшток, Гёльдерлин. Но было разочарование вследствие жёсткого якобинского террора, установления диктатуры, последовавшие за революцией. Вся французская история влияла на нем. литературу в дальнейшем. В Америке велась борьба за независимость – идея раскрепощения, внутренней свободы. Романтический, бунтарский дух. Германия же оставалась раздробленной феодальной страной. Политическая и экономическая ситуация нестабильны. В политическом плане революции не свершилось. ФБР повлияла только на настроение, идеологию немецкого общества. 2) Философские предпосылки – Идеалистическая философия. На рубеже 18-19 в.рухнула вера в рацио. В качестве новых методов познания философы 19в. называли интуицию и воображение. Это оказало влияние на литературу. Влияние оказал также и Фихте, кот. в св. трудах «Наукоучение» отрицает объективный мир, утверждает, что некий субъект «Я» созидает мировоззрение. «Я» - это не индивидуум, а нечто абстрактное абсолютное. Фихте вводит понятие «не-Я» - объект, созданный деятельностью «Я». Невозможно понимание окр. мира. У др. йенцев Я – конкретный индивид. Свобода – это не произвол, а реализация творческого потенциала, т.е. свобода возможна только в творчестве, в котором человек раскрывает себя. Свобода тождественна творчеству. Фридрих Шеллинг «Философия искусства», «Система трансцедентального идеализма». Шеллинг создаёт натурфилософию. В центре всего – природа. Природа – это абсолютная творческая субстанция. Она жива и животворяща, заключает в себе тайны, порождает нечто новое. В этом смысле приролда – образец для художника. Художник должен создавать также безотчетно, интуитивно. Всё находится в постоянном движении, не сущ. застывших форм. Искусство - творение гения. Искусство воплощает вещи идеальными, такими, какие они на самом деле, в реальности вещи искажены. Форма искусства – божественная суть, которая заключается в форме вещей. Иммануил Кант: В центре мироздания – субъект как носитель априорного (изначального, бессознательного мышления) мышления. Только субъект в силу своего сознания может понять мир. Объекты соответствуют понятиям. Понятие рождается в голове субъекта. Мироздание – отражение мыслит. деятельности человека. Исходя из этого в литературе романтизма утверждается мысль, что познание мира – это самопознание. «Хочешь познать мир – познай самого себя». 3) Литературные предпосылки – идеи и литература Просвещения. Просвещение в Германии имело глубокие корни, было широко распространено благодаря Гёте и Шиллеру. Деятели Просвещения продолжали успешно творить и в эпоху романтизма. Шлегель говорит о произведении Гёте «Учение Мейстера», литература романтизма связана с Просвещением (сохранило свою эстетическую значимость). Романтики создают культ Гёте. Вскоре (30-е гг 19 века) отношение изменилось: говорили, что его творчество антипоэтично и застывшее. Романтики пришли к полному отрицанию эстетических принципов Просвещения. Можно наблюдать внутреннюю связь между ними. В эпоху позднего Просвещения наблюдаются тенденции романтизма. Уже в самой эпохе Пр-ния мы находим предромантические элементы – например, идея главенства чувства. Штюрмеры и романтики воспевали сильную личность, стремление к прогрессивным преобразованиям, дух. протесту. В творчестве Гёльдерлина также присутствуют черты нового мироздания: космическая безграничность природы, дух природы, дух преобразования, стремление к очищению человека (р. «Гиперион»). В р. «Смерть Эмпедокла» показывает противостояние сильной личности и массы, стремление обрести истину. Жан Поль (Рихтер) – промежуточное положение. Просветительские идеи + влияние античности, но он скептически относился к Пр-ию, изнутри происходит разрушение идеологич установок Гердер – заслуга в разработке фольклорных мотивов, творческого развития народов => выдвигал идею исторического происхождения и развития языка. Принцип историзма – 1 из основных принципов романтиков. Он критиковал Лессинга, т.к. в его «Лакооне» недооценена роль чувства и воображения в творч. процессе. Он воспринял идеи Руссо о натур. человеке, утверждал идею единения человека и природы. Он обратился к изучению фольклора, что было продолжено гельдербергской школой романтиков. Романтики базируют культуру и на отрицании, и на продолжении идей Пр-ния. Они провозгласили Кальдерона «Жизнь есть сон», Шекспира «Буря». Все, что жизнеспособно переходит в след этап. Периодизация: 1) Ранний романтизм или Йенский. (вт. пол. 90-х гг. 18в. – 1802) 2) Гейльдербергский романтизм (1806-1815) 3) поздний романтизм (1815-1830) Начиная с 30-х гг – критика романтического движения. В творчестве Гегеля, Бюхнера, Гейне, поэтов «Молодой Германии», в лит-ре Бидермайера. На смену эпохи романтизма приходит эпоха реализма. Но реализм не получил в Германии широкого распространения вплоть до 20-го века (Т.Манн). Романтизм очень Ярко проявился во многих видах искусства. Живопись: Гаспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге, Фридрих Оберберг. Музыка: Франц Шуберт, Карл Мария Вебер, Роберт Шуман, Ф. Мендельсон-Бартольди, Рихард Вагнер (произведения мифологичны, любимый композитор Гитлера).
Эстетика йенского романтизма. Понятие универсальной романтической иронии: теория и художественная практика. Периодизация лит.процесса: 1)ранний/йенский р.(Вт.пол.90-х 18в.-1802) 2)гейдельбергский р-м(1806-1815) 3)поздний романтизм(1815-1830) В 1 и 2 лежат истор. и геогр.принципы. Учитывается его локализация.С 30-х г. Начинается критика р.Критикует группа «Молодая Германия»(Гейне, Гегель). На смену р. Так и не пришёл в Германии реализм, лишь отдельные его реалист. тенденции. Только в 20 веке – Т.Манн. Йенская школа романтизма. Представители: Фридрих Шлегель – главный теоретик романтизма в целом. Август Вильгельм Шлегель – теретик, систематизатизировал идеи брата и др. романтиков. Средней мастер слова. Переводчик. Людвиг Тик – самая многогранная личность Й.Р-ма. Драматург, прозаик, издатель, переводчик. Новалис (Фр. фон Гартенберг) – самый знаменитый – поэзия, проза – мистицизм, увлечение натурфилософией. Их творчество формировалось вокруг йенского универа. Главные идеи изложены в Манифестах: «Берлинские и венские чтения» (А.В. Шлегель), «Фрагменты» (Новалис). «Фрагменты» (Фр. Шлегель) Особенность раннего романтизма: носил теоретический характер. Именно теоретические программы имели большее значение, чем литературные произведения. Литература носила экспериментальный характер. Эстетика йенского романтизма: 1) Принцип историзма в искусстве. Для романтиков античная культура не является абсолютной эстетической догмой, не идол, а один из возможных вариантов, ориентиров. Поэтому признается культурная, художественная значимость любой эпохи. Они реабилитировали Средневековье, оно – основа творчества многих романтиков. Обостренное восприятие современности. Поэтизация Средневековья как «золотого века» ис-ва и культуры. Ср-вье идеологизированное, опоэтизированное. История воспринималась ими как процесс. Нет замкнутых систем, культура – череда сменяющихся событий. Развитие исторического романа (Вальтер Скотт «Айвенго»). Примеры: Новалис «Генрих фон Офтердинген», Фр. Шлегель «Фрагменты», Л.Тик «Странствия Франца Штернбальда», «Белокурый Экберт» Критика филистерства. Филистер – обыватель, мещанин. Главное для него бытовое счастье – поесть, поспать. Самое главное у человека – духовное развитие. С презрением относились к власти вещей над сознанием и чувствами. Они требуют от себя и от других одухотворенности. Для них главное – свобода духа. Примеры: Л.Тик «Кот в сапогах», В.Г. Вакенродер «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Берглингера», Ф. Шлегель «Люцинда», Л.Тик «Странствия Франца Штернбальда». Культ гениальной личности. Романтический герой – исключительное явление. Превозносили гениев, т.к. в их творчестве звучит пафос исключительности. Идея возвышения над толпой филистеров, стремление к идеальному. Бунтарь против всего низменного. Примеры: Л.Тик «Странствия Франца Штернбальда», В.Г. Вакенродер «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иозефа Берглингера», Новалис «Генрих фон Офтердинген.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.27 (0.007 с.) |