Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика литературного процесса и социокультурной ситуации в Германии первой половины 19 века. Предпосылки возникновения романтизма.

Поиск

Первая треть 19 века – эпоха романтизма. Он является не только лит. направлением, но и мировоззрением, кот. охватывает идеологию и философию. Среди предпосылок романтизма выделяется по Шлегелю в «Аденейских фрагментах»:

1) Французская буржуазная революция (социально-политическая предпосылка);

2) «Наукоучение» Фихте (философская);

3) «Годы учения В. Мейстера» Гёте (лит.предпосылка).

1) Общественные Предпосылки – общая революц. ситуация как в Европе, так и в Америке.

14 июля 1789г. – взятие Бастилии. Фр. Буржуазная революция. Революция провозглашала лозунги «Свобода, равенство и братство», но эти идеи не реализовались, они так и остались лозунгами. Правда, эти лозунги привели к коренному изменению сознания. Лозунги – символ раскрепощения народа.

Революция – символ, которую приветствовали Гёте, Кант, Шиллер, Фихте, Клопшток, Гёльдерлин. Но было разочарование вследствие жёсткого якобинского террора, установления диктатуры, последовавшие за революцией. Вся французская история влияла на нем. литературу в дальнейшем.

В Америке велась борьба за независимость – идея раскрепощения, внутренней свободы. Романтический, бунтарский дух.

Германия же оставалась раздробленной феодальной страной. Политическая и экономическая ситуация нестабильны. В политическом плане революции не свершилось. ФБР повлияла только на настроение, идеологию немецкого общества.

2) Философские предпосылки – Идеалистическая философия. На рубеже 18-19 в.рухнула вера в рацио. В качестве новых методов познания философы 19в. называли интуицию и воображение. Это оказало влияние на литературу. Влияние оказал также и Фихте, кот. в св. трудах «Наукоучение» отрицает объективный мир, утверждает, что некий субъект «Я» созидает мировоззрение. «Я» - это не индивидуум, а нечто абстрактное абсолютное. Фихте вводит понятие «не-Я» - объект, созданный деятельностью «Я». Невозможно понимание окр. мира. У др. йенцев Я – конкретный индивид. Свобода – это не произвол, а реализация творческого потенциала, т.е. свобода возможна только в творчестве, в котором человек раскрывает себя. Свобода тождественна творчеству.

Фридрих Шеллинг «Философия искусства», «Система трансцедентального идеализма».

Шеллинг создаёт натурфилософию. В центре всего – природа. Природа – это абсолютная творческая субстанция. Она жива и животворяща, заключает в себе тайны, порождает нечто новое. В этом смысле приролда – образец для художника. Художник должен создавать также безотчетно, интуитивно. Всё находится в постоянном движении, не сущ. застывших форм. Искусство - творение гения. Искусство воплощает вещи идеальными, такими, какие они на самом деле, в реальности вещи искажены. Форма искусства – божественная суть, которая заключается в форме вещей.

Иммануил Кант:

В центре мироздания – субъект как носитель априорного (изначального, бессознательного мышления) мышления. Только субъект в силу своего сознания может понять мир. Объекты соответствуют понятиям. Понятие рождается в голове субъекта. Мироздание – отражение мыслит. деятельности человека. Исходя из этого в литературе романтизма утверждается мысль, что познание мира – это самопознание. «Хочешь познать мир – познай самого себя».

3) Литературные предпосылки – идеи и литература Просвещения. Просвещение в Германии имело глубокие корни, было широко распространено благодаря Гёте и Шиллеру. Деятели Просвещения продолжали успешно творить и в эпоху романтизма.

Шлегель говорит о произведении Гёте «Учение Мейстера», литература романтизма связана с Просвещением (сохранило свою эстетическую значимость). Романтики создают культ Гёте. Вскоре (30-е гг 19 века) отношение изменилось: говорили, что его творчество антипоэтично и застывшее. Романтики пришли к полному отрицанию эстетических принципов Просвещения.

Можно наблюдать внутреннюю связь между ними. В эпоху позднего Просвещения наблюдаются тенденции романтизма. Уже в самой эпохе Пр-ния мы находим предромантические элементы – например, идея главенства чувства.

Штюрмеры и романтики воспевали сильную личность, стремление к прогрессивным преобразованиям, дух. протесту. В творчестве Гёльдерлина также присутствуют черты нового мироздания: космическая безграничность природы, дух природы, дух преобразования, стремление к очищению человека (р. «Гиперион»). В р. «Смерть Эмпедокла» показывает противостояние сильной личности и массы, стремление обрести истину.

Жан Поль (Рихтер) – промежуточное положение. Просветительские идеи + влияние античности, но он скептически относился к Пр-ию, изнутри происходит разрушение идеологич установок

Гердер – заслуга в разработке фольклорных мотивов, творческого развития народов => выдвигал идею исторического происхождения и развития языка.

Принцип историзма – 1 из основных принципов романтиков.

Он критиковал Лессинга, т.к. в его «Лакооне» недооценена роль чувства и воображения в творч. процессе. Он воспринял идеи Руссо о натур. человеке, утверждал идею единения человека и природы. Он обратился к изучению фольклора, что было продолжено гельдербергской школой романтиков.

Романтики базируют культуру и на отрицании, и на продолжении идей Пр-ния. Они провозгласили Кальдерона «Жизнь есть сон», Шекспира «Буря». Все, что жизнеспособно переходит в след этап.

Периодизация:

1) Ранний романтизм или Йенский. (вт. пол. 90-х гг. 18в. – 1802)

2) Гейльдербергский романтизм (1806-1815)

3) поздний романтизм (1815-1830)

Начиная с 30-х гг – критика романтического движения. В творчестве Гегеля, Бюхнера, Гейне, поэтов «Молодой Германии», в лит-ре Бидермайера.

На смену эпохи романтизма приходит эпоха реализма. Но реализм не получил в Германии широкого распространения вплоть до 20-го века (Т.Манн).

Романтизм очень Ярко проявился во многих видах искусства.

Живопись: Гаспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге, Фридрих Оберберг.

Музыка: Франц Шуберт, Карл Мария Вебер, Роберт Шуман, Ф. Мендельсон-Бартольди, Рихард Вагнер (произведения мифологичны, любимый композитор Гитлера).

 

Эстетика йенского романтизма. Понятие универсальной романтической иронии: теория и художественная практика.

Периодизация лит.процесса:

1)ранний/йенский р.(Вт.пол.90-х 18в.-1802)

2)гейдельбергский р-м(1806-1815)

3)поздний романтизм(1815-1830)

В 1 и 2 лежат истор. и геогр.принципы. Учитывается его локализация.С 30-х г. Начинается критика р.Критикует группа «Молодая Германия»(Гейне, Гегель). На смену р. Так и не пришёл в Германии реализм, лишь отдельные его реалист. тенденции. Только в 20 веке – Т.Манн.

Йенская школа романтизма. Представители:

Фридрих Шлегель – главный теоретик романтизма в целом.

Август Вильгельм Шлегель – теретик, систематизатизировал идеи брата и др. романтиков. Средней мастер слова. Переводчик.

Людвиг Тик – самая многогранная личность Й.Р-ма. Драматург, прозаик, издатель, переводчик.

Новалис (Фр. фон Гартенберг) – самый знаменитый – поэзия, проза – мистицизм, увлечение натурфилософией.

Их творчество формировалось вокруг йенского универа.

Главные идеи изложены в Манифестах: «Берлинские и венские чтения» (А.В. Шлегель), «Фрагменты» (Новалис). «Фрагменты» (Фр. Шлегель)

Особенность раннего романтизма: носил теоретический характер. Именно теоретические программы имели большее значение, чем литературные произведения. Литература носила экспериментальный характер.

Эстетика йенского романтизма:

1) Принцип историзма в искусстве.

Для романтиков античная культура не является абсолютной эстетической догмой, не идол, а один из возможных вариантов, ориентиров. Поэтому признается культурная, художественная значимость любой эпохи.

Они реабилитировали Средневековье, оно – основа творчества многих романтиков. Обостренное восприятие современности. Поэтизация Средневековья как «золотого века» ис-ва и культуры. Ср-вье идеологизированное, опоэтизированное.

История воспринималась ими как процесс. Нет замкнутых систем, культура – череда сменяющихся событий. Развитие исторического романа (Вальтер Скотт «Айвенго»).

Примеры: Новалис «Генрих фон Офтердинген», Фр. Шлегель «Фрагменты», Л.Тик «Странствия Франца Штернбальда», «Белокурый Экберт»

Критика филистерства.

Филистер – обыватель, мещанин. Главное для него бытовое счастье – поесть, поспать. Самое главное у человека – духовное развитие. С презрением относились к власти вещей над сознанием и чувствами. Они требуют от себя и от других одухотворенности. Для них главное – свобода духа.

Примеры: Л.Тик «Кот в сапогах», В.Г. Вакенродер «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Берглингера», Ф. Шлегель «Люцинда», Л.Тик «Странствия Франца Штернбальда».

Культ гениальной личности.

Романтический герой – исключительное явление. Превозносили гениев, т.к. в их творчестве звучит пафос исключительности. Идея возвышения над толпой филистеров, стремление к идеальному. Бунтарь против всего низменного.

Примеры: Л.Тик «Странствия Франца Штернбальда», В.Г. Вакенродер «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иозефа Берглингера», Новалис «Генрих фон Офтердинген.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.27 (0.007 с.)