Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фауст Гете: от замысла к завершению.

Поиск

Родился Гете 1749 «Фауст» — создание шести десятиле­тий. Он родился в богатой семье франкфуртских. В 1775 году, 7 ноября, Гете по приглашению Карла Августа переехал в Веймар.

«Фауста» нередко называют центральным в тв-ве Гете произведе­нием. Осенью 1831 года Гете перевязал и опечатал законченную руко­пись, в январе 1832 года снова развернул ее, чтобы внести в нее последние добавления и исправления. Гете завершил «Фауста» и в марте умер. 1 часть была опуб­ликована фрагментарно в 1790 году, полностью — в 1808 году; из второй части печатались отрывки.

Что же такое этот «Фауст- подлинно немецкая тема, подготовленная духовным развитием XVIII века. Вопросы, затронутые в Ф.: всемирная история и современность, происхождение Земли, немецкая литературная жизнь, существо человека.

Исторический Фауст, живший в 1480—1541 годах, ученый и шарлатан, о котором в 1587 году вышла во Франкфурте ставшая популярной книга — «История доктора Иоганна Фауста, пресловутого кудесника и чернокнижника»,— этот Фауст только иногда выглядывает у Гете посредством народной традиции, обработавшей его образ: Фауст — герой кукольных представлений, и у Гете, в первый раз являясь перед читателем, Фауст — отчасти «кукольный» персонаж.

Создавая Фауста, он опирался на свои безмерные мечты и притязания. Ф.- это отброшенный от себя, подвергнутый критике свой «внутренний образ».

Сюжет

Взят из народной книги, ярмарочного представления истории чернокнижника Фауста. Сюжет, неоднократно обработанный в Средние века, возрожден в 18 в. - Лессинг, Клингер и Мюллер - обращались к его сюжету. У всех общие фабульные черты - продажа души черту, вызов умерших героев, Фауст бывает при дворе королей, папы. Возможно 3 плана рассмотрения «Ф»: автобиографический, морально-этический и социально-исторический.

Фауст в своем развитии проходит 3 главных этапа. (Мефистофель пытается удовлетворить желания Фауста в 3 формах.): Любовь к Маргарите; обращение к Елене - заканчивается гибелью Эвфориона; «эпизод моря», когда Ф. посвящает себя деят-сти на пользу общ-ву. Только это поглощает его целиком.

Эти три этапа можно рассматривать как моменты в развитии личности и как моменты в развитии общества. Ф вырастает из романа воспитания, из концепции поиска человеком своего места в жизни, но здесь он перерастает в эпопею, в изображении народных судеб в символическом виде.

I. Морально-этический план

Символ развития общеевропейского сознания.

Спор «Пролога» о достоинстве человека, о его месте в жизни пройдет ч/з всю трагедию - в дальнейшем сам Ф. представит т.з. Бога. Мефистофель несет в себе начала скепсиса, цинизма, видит в чел только беспокойное существо, стремящееся в небо, чтоб упасть в грязь. Бог утверждает что даже в беспокойстве своем человек сохраняет достоинство. Ф. выступает символом человеческой личности. Он собственной жизнью должен разрешить этот спор. В этом концепция произведения.

В начале трагедии Ф. находится в состоянии душевного кризиса. Фауст появляется в нужную минуту как герой в романе воспитания.

Ф. подвергается 3 испытаниям - перед ним 3 цели.

1 эпизод. мир Маргариты- живые наслаждения Здесь он проходит 3 стадии: вино-погребок Ауэрбаха, мир кутил, наслаждения; кухня ведьмы - низменные инстинкты; видит Маргариту - хочет испытать высшее из чувственных наслаждений – л-вь.

Маргарита - универсальный символ женщины, ее образ не очень индивидуализирован, все ее поступки идеальны с т. з. женственности. Она собирательный образ всех женских образов Гете: сестра-мать как Лотта, tuchtige Hausfrau как Доротея, преданная возлюбленная как Оттилия. Но при этом Маргарита - только влюбленная. А Фауст с ней лишен титанических черт, он только любовник. Но он не может остановиться только на любви к женщине, поэтому он покидает Гретхен. Это необходимо для развития драмы. Гретхен понимает это и не идет за Фаустом. Ее мир -малый мир.

2 эпизод. Служение искусству. Ф вступает в большой мир, служа красоте в образе Елены. Весь этот эпизод - аллегорич. Бракосочет с Еленой - символ жизни, посвященной ис-ву. Обращение к антич ис-ву как норме всякого ис-ва. Елена - символ ис-ва. После гибели Эвфориона Елена покидает Фауста. Фауст опять отдаляется от жизни, приходит к состоянию первой сцены.

3 эпизод. Служение человечеству. Ф. почувствовал, что «единое счастье - работа», это исторгает у него возглас: «Продлись, мгновенье!» Мефистофель формально выигрывает, Ф. проигрывает т.к. его дело не м.б. завершено, деят-сть на пользу общ-ва - бесконечна. Но если Меф хотел доказать, что чел-ий дух может удовлетвориться конечным, то он оказался неправ, т. к. Ф. нашел конечную и в то же время бесконечную форму деятельности. Поэтому Ф. оправдан.

Но нет деят-ти без разрушения: эпизод гибели Филемона и Бавкиды - символ разрушительного начала, ко-ое связано с созиданием. Перед смертью Ф. терзает совесть за всю его деят-сть, но он счастлив.

Образ Мефистофеля. «Дух отрицанья, дух сомненья», вторая душа Ф. Одна из них стремиться к конечному (начало Маргариты), а вторая является его отрицанием. Мефистофель - символ отриц как движущего начала. Он характерный чёрт Просвещения, связан с развитием сознания. Наделен умом.

Образ Вагнера - ученик и противоположность Ф., «кабинетный ученый» - он верен науке, но далек от жизни. Фауст сам был Вагнером, пока не разочаровался в науке.

II. Социально- исторический план.

Поскольку чел-ая индивид-сть Ф. изначально обобщена, он является символом человечества. Спор Бога с Мефистофелем о пути и достоинстве человечества вообще.

Ф в начале трагедии - стадия, ко-ая хар-ет европ-ую мысль эпохи руссоизма - он разочарован в рассудочном фран-ком Просвещ. Поэтому дерзко отрицает пользу науки и идет на сделку с чертом, обращается к реальной жизни. (Вагнер - сатира на педантичное просветительство).

1э. - типичный руссоист. Но поскольку сам Гете уже отошел от штюрмерства, мир Гретхен изображен объективно, в нем присутствуют отрицательные стороны мещанского общества.

2э. -переход в большой мир, начатый революцией. Эпоха революции в Гер была ознаменована обращ-м к ис-ву. Но Гете отошел уже и от «периода ис-ва», поэтому здесь показана его недостаточность. Покрывало, оставленное Еленой - символ вырождения ис-тва, Эвфорион - недолговечности Kunstperiode. Но человеч дух вышел из этого периода обновленным.

3 э. Эпизод моря - поэтизация прогресса техники, бурно развивающейся после революции. Но этот этап у Гете лишен прекраснодушия. М выступает как символ демонической стороны прогресса в отношении мещанства, крестьян, того, что лежит на пути Ф. т.о., дается ответ на вопрос об отношении Гете к прогрессу.

Конец Ф. трагичен. Это поэма о трагическом хар-ре прогресса и в то же время прославлении его. Прогресс приводит если не к более счастливым, то к более достойным формам жизни.

«Ф» т.о., явл памятником дух развития европе общ-ва в предреволюц, революц и послереволюц эпохи.

III. Художественный план.

1э. - Драма штюрмерского типа. Герой типичный штюрмер, бросающий всем вызов. Зд. Ф. родственен Вертеру, штюрмерский мотив детоубийства. Свободная композиция. Избыток лиризма.

2э. Классицизм. Пластичные, но менее жизненные сюжеты и образы. Антич Елена, антич стих. Союз с античн-ю, а Эвфорион - его плод.

3 э. Новая ли-ра. Тема строительства (Бальзак, Золя) Филемон и Бавкида -символ идеальной супружеской любви, тип реализма 19 в. Хоры ангелов - веяние романтизма. Этот эпизод принадлежит уже классическому реализму.

Художественный тип «Ф»

Гете назвал трагедией. Но он не придерживался строгости форм. Можно назвать поэмой, как нечто среднее между эпопеей, романом и сказкой. Образ Ф. - символ культуры Нового Времени. Недостатки формы «Ф»: чрезмерный символизм, переходящий в аллегоризм. Возможность множества толкований. Аллегорические сцены в «Ф» - «Вальпургиева ночь», «Кухня ведьмы».

 

22. Шиллер (1759-1805).

Шиллер родился 1759г в г Марбах-на-Неккаре в семье полкового фельдшера. Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, в 1773 г. Шиллер поступил в элитную военную академию, где посвятил себя сначала юриспруденции, а затем медицине. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. В 1780 году он получил пост полкового врача в Штутгарте.

В 1789 г он был назначен профессором истории и философии в университете Йены. Веймар в 1799 г, издавать несколько ли-ых журналов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, умер от туберкулёза.

Известнейшие баллады Шиллера — Кубок, Перчатка, Поликратов перстень и Ивиковы журавли. Мир известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к ко-ой написал Л ван Бетховен.

«Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь», «Дон Карлос, инфант испанский», драматическая трилогия «Валленштейн», «Орлеанская дева», «Мария Стюарт», «Мессинская невеста», «Вильгельм Телль», «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга).

1)Период «Бури и натиска». Драмы «Разбойники»( 1781), «Заговор Фиеско в Генуе», «Луиза Миллер», «Кварство и любовь», «Дон Карлос». Важную роль в тв-ве сыграло знакомство с Кернером: отказ от бунтарства «Бури инатиска», т.к. Кернер способствовал формиро-ю программы мирных реформ. 1-я драма « Разбойники» написана в духе идейных и худ-ых принципов «БИН», эпиграф «На тиранов», тема враждующих братьев традиционна для Штюрмеров (Клингер «Близнецы»), в центре бунтарь-одиночка Карл Моор, кот. против порабощенных беспомощных немцев, даже покидает семью, открыто объяв-ий войну общ-ву. Индивидуал-кий протест Шиллера и его гер. Протест Карл выражен в диалогах и монологах, но не выражен в действии. На первый план выходит другой конфликт – м/у братьями Карлом и Францем – ко-му придается большой общественный и филос-ий смысл (2 хар-ра наделены чертами, выражающими разные соц тенденции). Еще один конфликт – м/у Карлом и разбойниками. Идея республики явилась самым ярким отражением русо-ой идеи народоправства в нем лит. Опора на антич также. Карл видит пример в великих героях древности, о кот. он читал у Плутарха, он сокрушался, что потухла «искра Прометея». Песня о Гекторе и Андромахе проходит ч/з всю драму. Источник драмы - рассказ Шубарта «Из истории человеческого сердца».

Стилистическая особенность драмы - сочетание патетики и бытовой прозы. Монологи Карла риторичны, насыщены усложненными книжными оборотами, но, вписанные в будничный бытовой план, они приобретают большую убедительность.

Мещанская трагедия «Коварство и любовь». Феод тирания показана здесь в её типично нем форме княжеского деспотизма. «Коварство и любовь» развивает тему «Новой Элоизы» Руссо, обычную в семейном романе и мещанской драме XVIII в. Гл герой - не коварный соблазнитель, а напротив того, выразитель идей автора. Трагедия Шиллера коснулась общественных противоречий. Луиза Миллер- порстая девушка, дочь музыканта, гибнет в столкновении с сильным миром. Она незнатного происхождения, скромная, с чувством достоинства. Действие в нем герцогстве, показан феод. гнет. Сын 1 министра Фердинанд отсаивает свою любовь к Луизе и готов на любые жертвы, чтобы сломить сопротивление отца. Секретарь Вурм готов на любую подлость. Их гибель, Ф. и Л., как обличение неправедных порядков и кастовых предрассудков+ гимн, утверждающий достоинство человека.

2)Период «Веймарского классицизма». Во второй половине 1780-х в творчестве Шиллера происходит перелом

«Письма об эстетическом воспитании» Шиллера - попытка осмыслить роль ис-ва и прекрасного вообще (Французская революция). Видит возможность решения полит проблемы эстетпутем, т. к. «путь к свободе ведет только ч/з красоту». Искусство - орудие воспитания народа.

Опираясь на учение Канта, Шиллер утверждает, что в истинно прекрасном произведении все должно зависеть от формы и ничего от содержания.

Движение Шиллера к классицизму. Отправным пунктом можно считать «Дон Карлос» и переезд в Веймар. Уже в 1788 в журнале Виланда написал стих. «Боги Греции», в кот. в концепции Винкельмана провозглашает человечный характер греч. мифологии и всей греч. культуры. С созданием философ. стихов («Художники») занимается историей(«История Тридцатилетней войны» (1791-93)).Тогда же у Шиллера возник замысел драмы на ту же тему «Валленштейн».

Занимался философией, влияние Канта. «Письма об эстетическом воспитании человека» 1795(мысль о решающей роли ис-ва в воспитании человека, путь к внутренней свободе лежит ч/з воздействие красоты). Вслед за «Валленштейном» он написал «Марию Стюарт»1801, «Орлеанскую деву»1802, «Мессинскую невесту»1803, «Вильгельм Тель»1804.

"Маpию Стюаpт" Шиллеp писал, имея в виду конкpетных актеpов Веймаpского театpа, с ко-ми у него установились тесные связи. Действие тpагедии сосpедоточено вокpуг последних тpех дней жизни шотландской коpолевы. Маpия Стюаpт томится в тюpем замке. Уже в 1-ых сценах ей объявляют, что участь ее пpедpешена. Пpишедший к ней стpаж повелевает: "Сведите ваши счеты с небесами." Тут-то и завязывается тpагический узел. Шиллеp сpазу же намекает, какая ожесточенная полит боpьба велась и ведется вокpуг шотландской коpолевы, под знаменем ко-ой собpались все силы, пpотивобоpствующие Англии. Действие начинается с того, когда приговор уже вынесен. По сюжету Марии 25 лет (реальной же было 44), т.о. две королевы в неравных условиях: Елизавета- на вершине власти, Мария- в тюрьме, она во власти лицемерной Елизаветы, и потому оправданы ее попытки вырваться на свободу. В этой борьбе она с достоинством, в сцене с Елизаветой Марии сначала оправдывается и просит, но столкнувшись с непримиримостью, начинает обличать ее, понимая, что это будет стоить ей жизни. Характеристики придворных оч выразительны. Тpагедия поpажает пpостотой стp-pы, мастеpством психологического анализа.

" Вильгельм Телль ". Вильгельм Телль привлек внимание Шиллера по подсказке Гете. Искусный стрелок Т., пронзающий по приказу тирана Геслера яблоко, положенное на голову своему сыну Вальтеру, - фольклоробраз, имеющий хождение в легендах многих народов мира, однако в новой истории прочно соотнесенный с борьбой швейцарского народа за освобождение от австрийского гнета.

В Германии XVIII в. имя Т. звучало как символ патриотизма, мужества и свободолюбия.

В самом начале драмы Т. - единственный, кто осмеливается спасти от гнева тирана Баумгартена, убившего человека из свиты Геслера за попытку надругаться над женой. Он же из тех немногих, кто не желает воздавать честь шляпе Геслера, из-за чего и вынужден в качестве наказания прострелить яблоко на голове сына. Внешне смиренный, Т. не случайно говорит, что может положиться лишь на себя. Это человек безукоризненного этического сознания, тяготящийся мыслью о необходимости убийства даже как акта самообороны смертельно оскорбленного человека. Потому в финале, когда в дом Т. приходит в одежде монаха убийца своего дяди императора Паррицида, Т. с ужасом отворачивается от него, хотя и не выдает его швейцарцам. Новаторская задача- гл. герой- народ. Заглавный герой только как 1 из участников изображаемых событий, более того в 1-ых сценах Телль проявляя лчное мужество держится обособленно, не примыкая к тайному союзу, созданному для сопротивления с австрийцами. Он не присутствует на сходке посланцев трех кантонов, когда на горной поляне Рютли они дают клятву объединиться для борьбы за свои права. Эта клятва- одна из центр-х сцен драмы. В ней отражение духа великой фр революции. Изображая народное восстание шиллер подчеркивает: швейцарцы ведут борьбу против чужеземного ига, of восстановление старинных, патриархальных порядков, они не намерены посягать на соц структуру общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.012 с.)