Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фауст Гете: от замысла к завершению.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Родился Гете 1749 «Фауст» — создание шести десятилетий. Он родился в богатой семье франкфуртских. В 1775 году, 7 ноября, Гете по приглашению Карла Августа переехал в Веймар. «Фауста» нередко называют центральным в тв-ве Гете произведением. Осенью 1831 года Гете перевязал и опечатал законченную рукопись, в январе 1832 года снова развернул ее, чтобы внести в нее последние добавления и исправления. Гете завершил «Фауста» и в марте умер. 1 часть была опубликована фрагментарно в 1790 году, полностью — в 1808 году; из второй части печатались отрывки. Что же такое этот «Фауст- подлинно немецкая тема, подготовленная духовным развитием XVIII века. Вопросы, затронутые в Ф.: всемирная история и современность, происхождение Земли, немецкая литературная жизнь, существо человека. Исторический Фауст, живший в 1480—1541 годах, ученый и шарлатан, о котором в 1587 году вышла во Франкфурте ставшая популярной книга — «История доктора Иоганна Фауста, пресловутого кудесника и чернокнижника»,— этот Фауст только иногда выглядывает у Гете посредством народной традиции, обработавшей его образ: Фауст — герой кукольных представлений, и у Гете, в первый раз являясь перед читателем, Фауст — отчасти «кукольный» персонаж. Создавая Фауста, он опирался на свои безмерные мечты и притязания. Ф.- это отброшенный от себя, подвергнутый критике свой «внутренний образ». Сюжет Взят из народной книги, ярмарочного представления истории чернокнижника Фауста. Сюжет, неоднократно обработанный в Средние века, возрожден в 18 в. - Лессинг, Клингер и Мюллер - обращались к его сюжету. У всех общие фабульные черты - продажа души черту, вызов умерших героев, Фауст бывает при дворе королей, папы. Возможно 3 плана рассмотрения «Ф»: автобиографический, морально-этический и социально-исторический. Фауст в своем развитии проходит 3 главных этапа. (Мефистофель пытается удовлетворить желания Фауста в 3 формах.): Любовь к Маргарите; обращение к Елене - заканчивается гибелью Эвфориона; «эпизод моря», когда Ф. посвящает себя деят-сти на пользу общ-ву. Только это поглощает его целиком. Эти три этапа можно рассматривать как моменты в развитии личности и как моменты в развитии общества. Ф вырастает из романа воспитания, из концепции поиска человеком своего места в жизни, но здесь он перерастает в эпопею, в изображении народных судеб в символическом виде. I. Морально-этический план Символ развития общеевропейского сознания. Спор «Пролога» о достоинстве человека, о его месте в жизни пройдет ч/з всю трагедию - в дальнейшем сам Ф. представит т.з. Бога. Мефистофель несет в себе начала скепсиса, цинизма, видит в чел только беспокойное существо, стремящееся в небо, чтоб упасть в грязь. Бог утверждает что даже в беспокойстве своем человек сохраняет достоинство. Ф. выступает символом человеческой личности. Он собственной жизнью должен разрешить этот спор. В этом концепция произведения. В начале трагедии Ф. находится в состоянии душевного кризиса. Фауст появляется в нужную минуту как герой в романе воспитания. Ф. подвергается 3 испытаниям - перед ним 3 цели. 1 эпизод. мир Маргариты- живые наслаждения Здесь он проходит 3 стадии: вино-погребок Ауэрбаха, мир кутил, наслаждения; кухня ведьмы - низменные инстинкты; видит Маргариту - хочет испытать высшее из чувственных наслаждений – л-вь. Маргарита - универсальный символ женщины, ее образ не очень индивидуализирован, все ее поступки идеальны с т. з. женственности. Она собирательный образ всех женских образов Гете: сестра-мать как Лотта, tuchtige Hausfrau как Доротея, преданная возлюбленная как Оттилия. Но при этом Маргарита - только влюбленная. А Фауст с ней лишен титанических черт, он только любовник. Но он не может остановиться только на любви к женщине, поэтому он покидает Гретхен. Это необходимо для развития драмы. Гретхен понимает это и не идет за Фаустом. Ее мир -малый мир. 2 эпизод. Служение искусству. Ф вступает в большой мир, служа красоте в образе Елены. Весь этот эпизод - аллегорич. Бракосочет с Еленой - символ жизни, посвященной ис-ву. Обращение к антич ис-ву как норме всякого ис-ва. Елена - символ ис-ва. После гибели Эвфориона Елена покидает Фауста. Фауст опять отдаляется от жизни, приходит к состоянию первой сцены. 3 эпизод. Служение человечеству. Ф. почувствовал, что «единое счастье - работа», это исторгает у него возглас: «Продлись, мгновенье!» Мефистофель формально выигрывает, Ф. проигрывает т.к. его дело не м.б. завершено, деят-сть на пользу общ-ва - бесконечна. Но если Меф хотел доказать, что чел-ий дух может удовлетвориться конечным, то он оказался неправ, т. к. Ф. нашел конечную и в то же время бесконечную форму деятельности. Поэтому Ф. оправдан. Но нет деят-ти без разрушения: эпизод гибели Филемона и Бавкиды - символ разрушительного начала, ко-ое связано с созиданием. Перед смертью Ф. терзает совесть за всю его деят-сть, но он счастлив. Образ Мефистофеля. «Дух отрицанья, дух сомненья», вторая душа Ф. Одна из них стремиться к конечному (начало Маргариты), а вторая является его отрицанием. Мефистофель - символ отриц как движущего начала. Он характерный чёрт Просвещения, связан с развитием сознания. Наделен умом. Образ Вагнера - ученик и противоположность Ф., «кабинетный ученый» - он верен науке, но далек от жизни. Фауст сам был Вагнером, пока не разочаровался в науке. II. Социально- исторический план. Поскольку чел-ая индивид-сть Ф. изначально обобщена, он является символом человечества. Спор Бога с Мефистофелем о пути и достоинстве человечества вообще. Ф в начале трагедии - стадия, ко-ая хар-ет европ-ую мысль эпохи руссоизма - он разочарован в рассудочном фран-ком Просвещ. Поэтому дерзко отрицает пользу науки и идет на сделку с чертом, обращается к реальной жизни. (Вагнер - сатира на педантичное просветительство). 1э. - типичный руссоист. Но поскольку сам Гете уже отошел от штюрмерства, мир Гретхен изображен объективно, в нем присутствуют отрицательные стороны мещанского общества. 2э. -переход в большой мир, начатый революцией. Эпоха революции в Гер была ознаменована обращ-м к ис-ву. Но Гете отошел уже и от «периода ис-ва», поэтому здесь показана его недостаточность. Покрывало, оставленное Еленой - символ вырождения ис-тва, Эвфорион - недолговечности Kunstperiode. Но человеч дух вышел из этого периода обновленным. 3 э. Эпизод моря - поэтизация прогресса техники, бурно развивающейся после революции. Но этот этап у Гете лишен прекраснодушия. М выступает как символ демонической стороны прогресса в отношении мещанства, крестьян, того, что лежит на пути Ф. т.о., дается ответ на вопрос об отношении Гете к прогрессу. Конец Ф. трагичен. Это поэма о трагическом хар-ре прогресса и в то же время прославлении его. Прогресс приводит если не к более счастливым, то к более достойным формам жизни. «Ф» т.о., явл памятником дух развития европе общ-ва в предреволюц, революц и послереволюц эпохи. III. Художественный план. 1э. - Драма штюрмерского типа. Герой типичный штюрмер, бросающий всем вызов. Зд. Ф. родственен Вертеру, штюрмерский мотив детоубийства. Свободная композиция. Избыток лиризма. 2э. Классицизм. Пластичные, но менее жизненные сюжеты и образы. Антич Елена, антич стих. Союз с античн-ю, а Эвфорион - его плод. 3 э. Новая ли-ра. Тема строительства (Бальзак, Золя) Филемон и Бавкида -символ идеальной супружеской любви, тип реализма 19 в. Хоры ангелов - веяние романтизма. Этот эпизод принадлежит уже классическому реализму. Художественный тип «Ф» Гете назвал трагедией. Но он не придерживался строгости форм. Можно назвать поэмой, как нечто среднее между эпопеей, романом и сказкой. Образ Ф. - символ культуры Нового Времени. Недостатки формы «Ф»: чрезмерный символизм, переходящий в аллегоризм. Возможность множества толкований. Аллегорические сцены в «Ф» - «Вальпургиева ночь», «Кухня ведьмы».
22. Шиллер (1759-1805). Шиллер родился 1759г в г Марбах-на-Неккаре в семье полкового фельдшера. Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, в 1773 г. Шиллер поступил в элитную военную академию, где посвятил себя сначала юриспруденции, а затем медицине. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. В 1780 году он получил пост полкового врача в Штутгарте. В 1789 г он был назначен профессором истории и философии в университете Йены. Веймар в 1799 г, издавать несколько ли-ых журналов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, умер от туберкулёза. Известнейшие баллады Шиллера — Кубок, Перчатка, Поликратов перстень и Ивиковы журавли. Мир известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к ко-ой написал Л ван Бетховен. «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь», «Дон Карлос, инфант испанский», драматическая трилогия «Валленштейн», «Орлеанская дева», «Мария Стюарт», «Мессинская невеста», «Вильгельм Телль», «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга). 1)Период «Бури и натиска». Драмы «Разбойники»( 1781), «Заговор Фиеско в Генуе», «Луиза Миллер», «Кварство и любовь», «Дон Карлос». Важную роль в тв-ве сыграло знакомство с Кернером: отказ от бунтарства «Бури инатиска», т.к. Кернер способствовал формиро-ю программы мирных реформ. 1-я драма « Разбойники» написана в духе идейных и худ-ых принципов «БИН», эпиграф «На тиранов», тема враждующих братьев традиционна для Штюрмеров (Клингер «Близнецы»), в центре бунтарь-одиночка Карл Моор, кот. против порабощенных беспомощных немцев, даже покидает семью, открыто объяв-ий войну общ-ву. Индивидуал-кий протест Шиллера и его гер. Протест Карл выражен в диалогах и монологах, но не выражен в действии. На первый план выходит другой конфликт – м/у братьями Карлом и Францем – ко-му придается большой общественный и филос-ий смысл (2 хар-ра наделены чертами, выражающими разные соц тенденции). Еще один конфликт – м/у Карлом и разбойниками. Идея республики явилась самым ярким отражением русо-ой идеи народоправства в нем лит. Опора на антич также. Карл видит пример в великих героях древности, о кот. он читал у Плутарха, он сокрушался, что потухла «искра Прометея». Песня о Гекторе и Андромахе проходит ч/з всю драму. Источник драмы - рассказ Шубарта «Из истории человеческого сердца». Стилистическая особенность драмы - сочетание патетики и бытовой прозы. Монологи Карла риторичны, насыщены усложненными книжными оборотами, но, вписанные в будничный бытовой план, они приобретают большую убедительность. Мещанская трагедия «Коварство и любовь». Феод тирания показана здесь в её типично нем форме княжеского деспотизма. «Коварство и любовь» развивает тему «Новой Элоизы» Руссо, обычную в семейном романе и мещанской драме XVIII в. Гл герой - не коварный соблазнитель, а напротив того, выразитель идей автора. Трагедия Шиллера коснулась общественных противоречий. Луиза Миллер- порстая девушка, дочь музыканта, гибнет в столкновении с сильным миром. Она незнатного происхождения, скромная, с чувством достоинства. Действие в нем герцогстве, показан феод. гнет. Сын 1 министра Фердинанд отсаивает свою любовь к Луизе и готов на любые жертвы, чтобы сломить сопротивление отца. Секретарь Вурм готов на любую подлость. Их гибель, Ф. и Л., как обличение неправедных порядков и кастовых предрассудков+ гимн, утверждающий достоинство человека. 2)Период «Веймарского классицизма». Во второй половине 1780-х в творчестве Шиллера происходит перелом «Письма об эстетическом воспитании» Шиллера - попытка осмыслить роль ис-ва и прекрасного вообще (Французская революция). Видит возможность решения полит проблемы эстетпутем, т. к. «путь к свободе ведет только ч/з красоту». Искусство - орудие воспитания народа. Опираясь на учение Канта, Шиллер утверждает, что в истинно прекрасном произведении все должно зависеть от формы и ничего от содержания. Движение Шиллера к классицизму. Отправным пунктом можно считать «Дон Карлос» и переезд в Веймар. Уже в 1788 в журнале Виланда написал стих. «Боги Греции», в кот. в концепции Винкельмана провозглашает человечный характер греч. мифологии и всей греч. культуры. С созданием философ. стихов («Художники») занимается историей(«История Тридцатилетней войны» (1791-93)).Тогда же у Шиллера возник замысел драмы на ту же тему «Валленштейн». Занимался философией, влияние Канта. «Письма об эстетическом воспитании человека» 1795(мысль о решающей роли ис-ва в воспитании человека, путь к внутренней свободе лежит ч/з воздействие красоты). Вслед за «Валленштейном» он написал «Марию Стюарт»1801, «Орлеанскую деву»1802, «Мессинскую невесту»1803, «Вильгельм Тель»1804. "Маpию Стюаpт" Шиллеp писал, имея в виду конкpетных актеpов Веймаpского театpа, с ко-ми у него установились тесные связи. Действие тpагедии сосpедоточено вокpуг последних тpех дней жизни шотландской коpолевы. Маpия Стюаpт томится в тюpем замке. Уже в 1-ых сценах ей объявляют, что участь ее пpедpешена. Пpишедший к ней стpаж повелевает: "Сведите ваши счеты с небесами." Тут-то и завязывается тpагический узел. Шиллеp сpазу же намекает, какая ожесточенная полит боpьба велась и ведется вокpуг шотландской коpолевы, под знаменем ко-ой собpались все силы, пpотивобоpствующие Англии. Действие начинается с того, когда приговор уже вынесен. По сюжету Марии 25 лет (реальной же было 44), т.о. две королевы в неравных условиях: Елизавета- на вершине власти, Мария- в тюрьме, она во власти лицемерной Елизаветы, и потому оправданы ее попытки вырваться на свободу. В этой борьбе она с достоинством, в сцене с Елизаветой Марии сначала оправдывается и просит, но столкнувшись с непримиримостью, начинает обличать ее, понимая, что это будет стоить ей жизни. Характеристики придворных оч выразительны. Тpагедия поpажает пpостотой стp-pы, мастеpством психологического анализа. " Вильгельм Телль ". Вильгельм Телль привлек внимание Шиллера по подсказке Гете. Искусный стрелок Т., пронзающий по приказу тирана Геслера яблоко, положенное на голову своему сыну Вальтеру, - фольклоробраз, имеющий хождение в легендах многих народов мира, однако в новой истории прочно соотнесенный с борьбой швейцарского народа за освобождение от австрийского гнета. В Германии XVIII в. имя Т. звучало как символ патриотизма, мужества и свободолюбия. В самом начале драмы Т. - единственный, кто осмеливается спасти от гнева тирана Баумгартена, убившего человека из свиты Геслера за попытку надругаться над женой. Он же из тех немногих, кто не желает воздавать честь шляпе Геслера, из-за чего и вынужден в качестве наказания прострелить яблоко на голове сына. Внешне смиренный, Т. не случайно говорит, что может положиться лишь на себя. Это человек безукоризненного этического сознания, тяготящийся мыслью о необходимости убийства даже как акта самообороны смертельно оскорбленного человека. Потому в финале, когда в дом Т. приходит в одежде монаха убийца своего дяди императора Паррицида, Т. с ужасом отворачивается от него, хотя и не выдает его швейцарцам. Новаторская задача- гл. герой- народ. Заглавный герой только как 1 из участников изображаемых событий, более того в 1-ых сценах Телль проявляя лчное мужество держится обособленно, не примыкая к тайному союзу, созданному для сопротивления с австрийцами. Он не присутствует на сходке посланцев трех кантонов, когда на горной поляне Рютли они дают клятву объединиться для борьбы за свои права. Эта клятва- одна из центр-х сцен драмы. В ней отражение духа великой фр революции. Изображая народное восстание шиллер подчеркивает: швейцарцы ведут борьбу против чужеземного ига, of восстановление старинных, патриархальных порядков, они не намерены посягать на соц структуру общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.012 с.) |