Сатирическое мастерство Г. Манна (романы «Учитель Гнус» и «Верноподданный») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сатирическое мастерство Г. Манна (романы «Учитель Гнус» и «Верноподданный»)



Учитель Гнус. Автор показывает тирана трусливого и мстительного, видящего в каждом ученике лишь серое, забитое коварное существо. Все помыслы Гнуса (настоящее имя Нусс) сводятся к маниакальной страсти – «поймать с поличным», во что бы то ни стало испортить карьеру тем, кто осмелился назвать его «этим именем». Для него школа распространялась на все дома, на жителей всех возрастов. Страсть к артистке Фрелих и союз с нею довершают деградацию Гнуса: он превращается сначала в завсегдатая, а затем и в содержателя грязного притона. Школа, ко-ая порождена гос пол-ой и олицетворением ко-ой является Гнус, буквально была в смысле преддверием прусской казармы. Гимназический класс, а затем притон в доме у Гнуса – кайзеровская империя в миниатюре, империя, в которой гнусы носят свое имя, как венок победителя, творят преступления во имя того, чтобы сказать: «Ни одного, ни одного человека». Образ Гнуса дан в сатирических, гротескных чертах. Его речь путаная, слова паразиты. Уничтожающе сатиричен Манн во внешних и характерологических деталях. Так, грязный кабак, в котором выступает "артистка Фрелих", носит претенциозное название "Голубой ангел", а уборную певички Гнус, давно потерявший ориентацию в восприятии окружающего и мнящий весь город своими владениями, то и дело именует "классом" или "каталажкой". Если Гнус отбивает у своих учеников всякий интерес к изучаемому произвед, просто превращая его "мелодию" в "звуки разбитой шарманки", то Геслинг идет дальше: например, ловко манипулируя музыкой и текстом оперы Вагнера "Лоэнгрин", он трактует их в шовинистическом духе. Своего героя, для которого "лучший вид эстетического наслаждения" - это витрина колбасного магазина, автор заставляет "теоретизировать" по поводу искусства вообще: роман для Геслинга - "не искусство", зато к "истинно немецкому искусству" он относит портретную живопись, - "конечно, потому, что можно писать портреты кайзера".

Большое место в палитре сатирических красок занимают речевые характеристики персонажей, "говорящие" имена. Основные формы повествования в романе - диалог и монолог, причем последний представлен самыми различными видами публичных выступлений, приобретающих пародийный характер.

Новый период творчества (1910-1918) Генриха Манна стал литературным событием огромного значения прежде всего благодаря появлению романа «Верноподданный». Это произведение принесло своему создателю мировую славу и прочно утвердило его имя во всемирной литературе. Замысел «Верноподданного» возникший в общих чертах еще в 1906 году, вырос как обобщение типических тенденций национального развития. Роман опирался на традиции сатиры 40 годов 19 века, когда верноподданническая «косолапость» буржуазии, ее измена революции сыграли роковую роль в истории страны. Был создан тип империалистического верноподданного. Роман «Верноподданного» впитал в себя и как бы подверг конденсации проблематику лучших произведений Г.Манна

Верноподданный. Опубликован сначала не в Германии, а в России. Против шовинизма и верноподданничества. О герое с самого детства рассказывается. Но это не жанр биографич романа или романа воспитания: герой не меняется в исконных свойствах (вялый, всего боялся, подстраивался под власть отца). Роман балансирует на грани жизнеподобия и карикатурности.

Повествование предельно близко естественной последовательности событий в жизни человека. В романе изображен основной общественный конфликт эпохи. Дидерих проходит ч/з несколько кругов имперского верноподданничества: детская в доме отца-фабриканта, гимназические классы, пивная студенческой корпорации и, наконец, прусская казарма, как высшая школа воспитангия «немецкого мужчины». Главы создают как бы логические ступеньки. Сюжет сводится к истории возвышения Дидериха Геслинга, становление его верноподданнического сознания. Его любимой игрой была игра в тирана. Сходство Геслинга с императором Вильгельмом. Геслинг копирует кайзера: например, говорит: «Я — человек порыва!»

В книге доминирует гипербола и гротеск. Гротескны не только персонажи, но в том числе многие эпизодические сцены. Роман для Геслинга не ис-во, зато к истинно нем ис-ву он относит портретную живопись – конечно потому что можно писать портреты кайзера. «Верноподданный» явился результатом глубочайшего проникновения автора в реальную дейст-сть, в нем содержалась объективная истина о сущности империи. Образ Дидериха Гесслинга построен с помощью таких принципов типизации, ко-ые заставляли читателя как бы «сопереживать» события, обогатившие Дидериха жизненным опытом, быть свидетелем столкновений, ко-ые способствовали тому, чтобы из хилого ребенка вырос грозный верноподданный. Военная служба завершила процесс духовного формирования личности Гесслинга. В ее безликости была ее сущность. Дидерих был превращен в послушное орудие власти, его научили повиноваться с радостью и готовностью. Писатель шел по линии заострения образа, т.е. такого принципа типизации, при котором происходит обнажение социальной сущности характера. Дидерих жил и действовал как бы в двух параллельных планах: в реальной жизни по нормам трусости, подлости и, в своих фантазиях – в своей вольной интерпретации событий. Так, грубо спущенный с лестницы Мальманом, он расценивает это как урок жизни. С помощью врача он увильнул от военной службы, зато каким краснобаем предстал он перед «новотевтонцами»: его ушибла лошадь, полковой врач посоветовал ему предупредить родных, капитан, прощаясь с ним, плакал. Дидрих способен перевоплощаться в зависимости от ситуации. Его ха-р в бесхарактерности. Геселингу свойственны внутренняя бедность и ограниченность, костность и неспособность к развитию. Нет единой линии поведения, поступки диктует не сам человек, а обстоятельства. Главное — реактивность; не мысли, а установка. Существо натуры героя — страх. Г.Манн считал, что страх — причина большинства катастроф. Надо верить в свой разум, а немецкий народ этого часто лишён, т.к. привык следовать за великими. Финал романа - это не только сатирический апофеоз верноподданничества, но прежде всего символическое утверждение могущественный социальных сил.

 

42. Основные тенденции литературного развития Германии и Австрии в 1\2 20 в.

В тесной связи с общественной ситуацией находилось философское развитие Германии и Австрии. Идеологическим знамением этого времени стала философия Ницше, влияние котрой проникло во все сферы общественной и культурной жизни страны. Ницше считал, что современная ему дейст-сть породила презреннейшего чел-а, ко-го даже не хватает на презрение к самому себе. Филос-ая си-ма соединяет идеи воли к власти, вечного возвращения и сверх-человека. Он считал, что только «лучшие», «высшие» люди наделены внутренней свободой, «способностью к самоопределению, к осознанию себя центром мироздания», «стаду» же наихудшим не суждено стать самим собой. Его идеями увлекались многие писатели: Т. и Г. Манн, Р. Киплинг, Э. Синклер. Особенное влияние на нем писателей. Скептические отзывы о нем мещанской действ-ти противопост миру мистических переживаний (Георге). 1. 1-ая МВ – Германия – очаг. Распространение экспрессионизма. Ли-ра «потерянного поколения» - межнациональное явление. Э.М. Ремарк, А.Цвейг, Э.Хемингуэй, Р.Олдингтон «Смерть героя», Онри Барбюс, Луи Фердинан Селин «Путешествие на краю ночи». 2. Распад Австро-Венгрии 1918 год нашел воплощение у австрийских авторов. 3. Распр-е нацизма. 4. Становление фашизма 33год. 5.ВМВ. 6. Экономический кризис. Нем лит интенсивно развивалась. Экспрессионизм – самое мощное явление в Герм и Австрии. Лит-ра нем эмиграции (2.5 тыс.писателей). Тяжело переносили эмиграцию, многие покончили жизнь самоубийством. Центры эмиграции: Париж, Лондон, Прага, Латиноамерик страны, сша и др. Актуальные темы: тема 2х Германий, преступление фашизма, фронтовые события, надежды на будущее.

43. Эрих Мария Ремарк и литература «потерянного поколения».

Э.М. Ремарк родился в семье переплетчика в Оснабрюке. В 1916 году добровольно пошел на фронт, сражался рядовым. Из фронтового опыта вырастет его антивоенная проза, переведенная на языки мира. После войны Ремарк работал учителем, художником по эскизам надгробий, органистом, редактором рекламного издания, спортивным журналистом, писал рекламные тексты и бульварные романы.

Успех Ремарку принес роман «На западном фронте без перемен»(1929) – поразительно простая и правдивая книга о войне, о тех ее жертвах, что вошли в историю как «потерянное поколение».

Продолжением фронтовой тематики у Ремарка станут романы «Возвращение»(1931) и «Три товарища». Ремарк отвергал войну, был антифашистом. Автор сторонился политики. Показателен в этом плане роман «Триумфальная арка»(1946), в котором антифашистское сопротивление предстает как индивидуальный акт мести.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.)