Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лирика Андреаса Грифиуса: жанры, проблематика, поэтика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самым выдающимся поэтом, выходцом из Силезии, самым крупным немецким поэтом XVII в. был Андреас Грифиус (1616—1664), прославившийся и как драматург. Как и многие его современники, Грифиус начал с латинских стихов. Его первый опыт — латинская поэма на библейский сюжет « Неистовство Ирода и слезы Рахили» косвенно отражает тяжелые впечатления военных лет. Тогда же Грифиус переводит на немецкий язык латинские драмы и стихотворения современных авторов. Первый сборник его немецких стихов вышел в 1637 г. в польском городке Лисса и содержал 31 сонет, в том числе знаменитые «Слезы отечества. В 1639 г. в Лейдене вышел другой сборник — «Воскресные и праздничные сонеты» (100 сонетов). Слава и признание пришли к Грифиусу в последние годы жизни. Он был принят в «Плодоносящее общество». За год до смерти, в 1663 г. Грифиус выпустил полное собрание своих сочинений, ко-ое было в дальнейшем дополнено посмертным изданием, предпринятым его сыном Христианом. Большая часть стихотворений Грифиуса так или иначе связана с суровой реальностью войны, с бедствиями, обрушившимися на родную страну. К этой главной теме примыкает и характерная для мировоззрения эпохи барокко идея бренности и суетности земных благ, которая звучит во многих сонетах как первого, так и последующих сборников. Преходящей видится ему и женская красота, обреченная на быстрое увядание. Традиционный мотив быстротечной юности, звучавший еще у Ронсара, приобретает в стихах Грифиуса трагическую окраску. Мысль о неизбежной старости и смерти, которая служила для ренессансного поэта импульсом к наслаждению радостями земного бытия, у барочного поэта — свидетеля жестоких и кровавых событий — порождает глубоко пессимистический вывод: тщетны попытки изменить ход судьбы. Единственное, что остается человеку — это стойкость перед лицом страданий, верность своему нравственному долгу, постоянство в убеждениях. Этим путем он может преодолеть зыбкость и текучесть всего сущего и приобщиться к вечности. Многие сонеты Грифиуса носят автобиографический характер. Грифиус описывает свое физическое и душевное состояние, перенесенные муки и отчаяние выразительными, а порой даже натуралистич красками. Большинство сонетов завершается страстной мольбой, обращенной к небу, — поддержать в нем силу духа, вселить мужество и надежду. В поздний период тв-ва Грифиус охотно обращается к жанру оды, ко-ый получает у него разнообразные строфические и композиционные формы. Кроме них он писал также обширные стихотворения, не связанные какой-либо строгой жанровой формой, обычно посвященные все тем же трагическим темам войны. В МВЗ Грифиуса тесно переплетались такие противоречивые элементы, как глубокая религиозность, философия стоицизма и преклонение перед открытиями в области естественных наук. Поэтика Грифиуса отличается напряженной и суровой выразительностью. Каждый сонет заключает в себе сложный многоплановый смысл; отвлеченные нравственные категории облекаются в пластически осязаемые формы. Каждое иносказание сохраняет целостное, неразделимое двуединство смысла и образа. Обильная метафорика никогда не выглядит внешним украшением. Грифиус широко пользуется привычными риторическими приемами — цепочками синонимических перечислений, варьированием различных тем, повторами, риторическими вопросами, обращениями, антитезами. В XVIII в. Грифиус разделил общую судьбу поэтов барокко — они были решительно отвергнуты рационалистической поэтикой просветительского классицизма, и интерес к его поэзии оживился лишь в конце XIX—начале XX столетия. Лирическое творчество Грифиуса было высоко оценено выдающимся немецким поэтом-коммунистом Иоганнесом Бехером, издавшим антологию поэзии Тридцатилетней войны под многозначительным названием «Слезы отечества», заимствованным из сонета Грифиуса. В лирике Грифиуса, непревзойденного мастера немецкого сонета, Бехер услышал мотивы, созвучные трагическим событиям второй мировой войны.
12. Мистическая литература в Германии 17 века В немецкой поэзии 17 века, и прежде всего в поэзии периода Тридцатилетней войны, отразилась и трагедия народа, и его неуклонное стремление к миру. Одна из традиционных тем барокко – тема бренности, непрочности, суетности земного бытия, смерти – была очень распространена в немецкой поэзии 17 века. Иногда в смерти виделось единственное спасение от ужасной, грозящей действительности, а надежду и прибежище человек часто искал в вере, религии, поэтому не случайно в немецкой поэзии барокко сильны религиозные, мистические тенденции. В Германии мистическая ли-ра носила преимущественно оппозиционный характер по отношению к ортодоксальной церкви и была связана с поисками некоего нового, «истинного» христианства. Большое влияние на поэзию барокко оказал философ мистик Бёме, который, несмотря на мистицизм, строил свою си-му на опыте матем-х и естест-ых наук и явился предшественником Спинозы. В поэзии мистические идеи нашли свое высшее выражение в творчестве Ангелуса Силезиуса, автора замечательных поэтических афоризмов. Католическая поэзия достигла своей вершины в творчестве Фридриха Шпее, протестантская – в церковных песнях Пауля Герхардта. Религиозно-оппозиционные авторы, такие, как И. Арндт, И. В. Андрэе, Я. Бёме, Д. Чепко, Силезуис, К. Кульман, Г. Арнольд, и другие, связывали критику церковной ортодоксии, равно как и современной действительности, с поиском «истинного христианства». Протестантская поэзия нашла свое высшее выражение в церковной песне, материал для которой — сюжеты и темы — авторы заимствовали из Библии и псалтыря. В противоположность реформаторской общинной песне она сосредоточивала внимание на индивидуальном переживании в религии. В этом протестантская церковная песня подготовила движение пиетизма, возникшее в последней трети столетия. Приближение к человеку евангелической веры привело к разработке светской тематики. Религиозные вопросы все теснее переплетались в церковной песне с опытом и проблемами повседневной жизни. В песнях о смерти и утешении, возникших в 1-ой пол. столетия, значительную роль играла война, в более позд. пе-од преобладали тексты, отражавшие мирную жизнь, в них воспевались любовь к ближнему, рождение, свадьба, праздники и природа. В центр протестантской церковной песни выдвигалось чувство благоговения верующего. Форма этих песен проста, слова доходчивы. Поэтическое наследие Пауля Герхарта включает церковные песни, а также стихотворения на случай на нем яз и на лат. Его сочинения собраны в книге «Духовные напоминания Пауля Герхарта» (1667). Первое опубликованное произведение Герхарта, относится к 1647 году; оно называется «Упражнение благочестия в песне».В стихотворениях Герхарта бог предстает милосердным отцом, но одновременно и собеседником верующего, с ко-ым можно вести свободный диалог. В его стихотворения и песни вовлеч малознач. и повседневные события и вещи, они выражают восхищение природой, цветением деревьев и лугов, животным миром, дождем и солнцем, днем и ночью. Многие стихотворения Пауля Герхарта стали популярными народными песнями. Наиболее крупной фигурой был Якоб Бёме, простой сапожник, родом из Силезии, не получивший никакого систематического образования, но приобщившийся к философии путем самостоятельного чтения. Отвергая всякие официальные авторитеты в обл как научного познания, так и богословия, Бёме считал, что человек может постигнуть тайны природы, бога и мироздания интуитивно, без посредничества церкви и ее служителей. Его пантеистически окрашенное учение, отмеченное проблесками стихийно-диалектического мышления, опиралось на идеи натурфилософов XVI в. Оно оказало значительное влияние на силезских поэтов середины и конца XVII в. — Ангелуса Силезиуса и Квиринуса Кульмана. Бёме писал по-немецки. Его главное сочинение «Аврора, или Восходящая утренняя заря» может считаться в равной мере философским трудом и памятником художественной прозы. Основной вопрос, волновавший Бёме,— вопрос об отношении человека к богу и природе. Для Бёме «вся природа»— истинная наставница человека. Иоганнес Шефлер, публиковавший свои стихи под именем Ангелус Силезиус. Имя Ангелус он принял, перейдя в католичество. МВЗ Шефлера получило отражение в его гл поэт сб «Херувимский странник», написанном в основной своей части до обращения в католичество. Ангелус Силезиус утверждает равенство человека и бога, нерасторжимое единство и одновременно противоположность этих двух начал. Сб. состоит из афористически заостренных двустиший, написанных александрийским стихом и построенных на антитезах. При этом члены противопоставления оказываются в двух полустишиях, разделенных цезурой. Композиционная симметрия контрастирует со смысловым противопоставлением. Искусное варьирование опорных слов, иногда меняющихся местами в соседних стихах — характерный прием композиционной техники барокко, внешне напоминающий перестановку фигур в калейдоскопе. Но у Ангелуса Силезиуса это отнюдь не формальная игра, эти приемы несут в себе глубокий смысл, подтверждая взаимосвязанность и взаимопроницаемость основных философских понятий. Последним поэтом мистико-пантеистического направления с элементами социальной утопии был Квиринус Кульман силезец по происхождению, он скитался из страны в страну, пытаясь вербовать себе приверженцев, побывал в Нидерландах, Англии, Риме с безумным намерением обратить в свою веру папу, в Турции (с фантастическим проектом обратить в христианство турецкого султана) и окончил свои дни в России, где по доносу пастора Немецкой слободы в Москве был схвачен как еретик и сожжен на костре. Кульман выпустил несколько сб, разных по жанру: эпиграммы, сонеты на библейские сюжеты, собрание афоризмов, цитат и пословиц на моральные темы, собрание поучительных историй«из жизни высоких и низких особ». Характерная для его современников универсальная ученость сочетается у Кульмана с пристрастием к чисто барочным эффектам — к броским и исключительным ситуациям, натуралистическим описаниям кровавых преступлений, картин разврата, к сверхъестественным и фантастическим происшествиям. Главный поэтический сборник Кульмана «Псалтырь» вышел в в Амстердаме. В центре внимания поэта — вопрос о свободе воли, который он решает в духе картезианской философии, но при этом причудливо сплетает его с идеей своего «избранничества», ниспровержения «ложных» религий и утверждения своего вероучения. Поэтика Кульмана отличается использованием разнообразных выразительных средств — сложной символики, игры многозначностью слов, нагромождения риторических фигур, прерывистым синтаксисом, восклицаниями, перечислениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.135 (0.008 с.) |