Лирика Андреаса Грифиуса: жанры, проблематика, поэтика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лирика Андреаса Грифиуса: жанры, проблематика, поэтика.



Самым выдающимся поэтом, выходцом из Силезии, самым крупным немецким поэтом XVII в. был Андреас Грифиус (1616—1664), прославившийся и как драматург. Как и многие его современники, Грифиус начал с латинских стихов. Его первый опыт — латинская поэма на библейский сюжет « Неистовство Ирода и слезы Рахили» косвенно отражает тяжелые впечатления военных лет. Тогда же Грифиус переводит на немецкий язык латинские драмы и стихотворения современных авторов. Первый сборник его немецких стихов вышел в 1637 г. в польском городке Лисса и содержал 31 сонет, в том числе знаменитые «Слезы отечества. В 1639 г. в Лейдене вышел другой сборник — «Воскресные и праздничные сонеты» (100 сонетов). Слава и признание пришли к Грифиусу в последние годы жизни. Он был принят в «Плодоносящее общество». За год до смерти, в 1663 г. Грифиус выпустил полное собрание своих сочинений, ко-ое было в дальнейшем дополнено посмертным изданием, предпринятым его сыном Христианом.

Большая часть стихотворений Грифиуса так или иначе связана с суровой реальностью войны, с бедствиями, обрушившимися на родную страну.

К этой главной теме примыкает и характерная для мировоззрения эпохи барокко идея бренности и суетности земных благ, которая звучит во многих сонетах как первого, так и последующих сборников.

Преходящей видится ему и женская красота, обреченная на быстрое увядание. Традиционный мотив быстротечной юности, звучавший еще у Ронсара, приобретает в стихах Грифиуса трагическую окраску. Мысль о неизбежной старости и смерти, которая служила для ренессансного поэта импульсом к наслаждению радостями земного бытия, у барочного поэта — свидетеля жестоких и кровавых событий — порождает глубоко пессимистический вывод: тщетны попытки изменить ход судьбы. Единственное, что остается человеку — это стойкость перед лицом страданий, верность своему нравственному долгу, постоянство в убеждениях. Этим путем он может преодолеть зыбкость и текучесть всего сущего и приобщиться к вечности. Многие сонеты Грифиуса носят автобиографический характер. Грифиус описывает свое физическое и душевное состояние, перенесенные муки и отчаяние выразительными, а порой даже натуралистич красками. Большинство сонетов завершается страстной мольбой, обращенной к небу, — поддержать в нем силу духа, вселить мужество и надежду. В поздний период тв-ва Грифиус охотно обращается к жанру оды, ко-ый получает у него разнообразные строфические и композиционные формы. Кроме них он писал также обширные стихотворения, не связанные какой-либо строгой жанровой формой, обычно посвященные все тем же трагическим темам войны.

В МВЗ Грифиуса тесно переплетались такие противоречивые элементы, как глубокая религиозность, философия стоицизма и преклонение перед открытиями в области естественных наук.

Поэтика Грифиуса отличается напряженной и суровой выразительностью. Каждый сонет заключает в себе сложный многоплановый смысл; отвлеченные нравственные категории облекаются в пластически осязаемые формы. Каждое иносказание сохраняет целостное, неразделимое двуединство смысла и образа. Обильная метафорика никогда не выглядит внешним украшением. Грифиус широко пользуется привычными риторическими приемами — цепочками синонимических перечислений, варьированием различных тем, повторами, риторическими вопросами, обращениями, антитезами.

В XVIII в. Грифиус разделил общую судьбу поэтов барокко — они были решительно отвергнуты рационалистической поэтикой просветительского классицизма, и интерес к его поэзии оживился лишь в конце XIX—начале XX столетия. Лирическое творчество Грифиуса было высоко оценено выдающимся немецким поэтом-коммунистом Иоганнесом Бехером, издавшим антологию поэзии Тридцатилетней войны под многозначительным названием «Слезы отечества», заимствованным из сонета Грифиуса. В лирике Грифиуса, непревзойденного мастера немецкого сонета, Бехер услышал мотивы, созвучные трагическим событиям второй мировой войны.

 

12. Мистическая литература в Германии 17 века

В немецкой поэзии 17 века, и прежде всего в поэзии периода Тридцатилетней войны, отразилась и трагедия народа, и его неуклонное стремление к миру. Одна из традиционных тем барокко – тема бренности, непрочности, суетности земного бытия, смерти – была очень распространена в немецкой поэзии 17 века. Иногда в смерти виделось единственное спасение от ужасной, грозящей действительности, а надежду и прибежище человек часто искал в вере, религии, поэтому не случайно в немецкой поэзии барокко сильны религиозные, мистические тенденции.

В Германии мистическая ли-ра носила преимущественно оппозиционный характер по отношению к ортодоксальной церкви и была связана с поисками некоего нового, «истинного» христианства. Большое влияние на поэзию барокко оказал философ мистик Бёме, который, несмотря на мистицизм, строил свою си-му на опыте матем-х и естест-ых наук и явился предшественником Спинозы. В поэзии мистические идеи нашли свое высшее выражение в творчестве Ангелуса Силезиуса, автора замечательных поэтических афоризмов. Католическая поэзия достигла своей вершины в творчестве Фридриха Шпее, протестантская – в церковных песнях Пауля Герхардта. Религиозно-оппозиционные авторы, такие, как И. Арндт, И. В. Андрэе, Я. Бёме, Д. Чепко, Силезуис, К. Кульман, Г. Ар­нольд, и другие, связывали критику церковной ортодоксии, равно как и совре­менной действительности, с поиском «истинного христианства».

Протестантская поэзия нашла свое выс­шее выражение в церковной песне, материал для которой — сюжеты и те­мы — авторы заимствовали из Библии и псалтыря. В противоположность реформаторской общинной песне она сосредоточивала внимание на индиви­дуальном переживании в религии. В этом протестантская церковная песня подготовила движение пиетизма, возникшее в последней трети столетия.

Приближение к человеку евангелической веры привело к разработке свет­ской тематики. Религиозные вопросы все теснее переплетались в церковной песне с опытом и проблемами повседневной жизни. В песнях о смерти и уте­шении, возникших в 1-ой пол. столетия, значительную роль играла война, в более позд. пе-од преобладали тексты, отражавшие мирную жизнь, в них воспевались любовь к ближнему, рождение, свадьба, праздники и природа. В центр протестантской церковной песни выдвигалось чувство благоговения верующего. Форма этих песен проста, слова доходчивы.

Поэтическое наследие Пауля Герхарта включает церковные песни, а также стихотворения на случай на нем яз и на лат. Его сочинения собраны в книге «Духовные напоминания Пауля Гер­харта» (1667). Первое опубликованное произведение Герхарта, относится к 1647 году; оно называется «Упражнение благочестия в песне».В стихотворениях Герхар­та бог предстает милосердным отцом, но одновременно и собеседником верую­щего, с ко-ым можно вести свободный диалог. В его стихотворения и песни вовлеч малознач. и повседневные события и вещи, они выражают восхищение природой, цветением деревьев и лугов, животным миром, дождем и солнцем, днем и ночью. Многие стихотворения Пауля Герхарта стали популяр­ными народными песнями.

Наиболее крупной фигурой был Якоб Бёме, простой сапожник, родом из Силезии, не получивший никакого систематического образования, но приобщившийся к философии путем самостоятельного чтения. Отвергая всякие официальные авторитеты в обл как научного познания, так и богословия, Бёме считал, что человек может постигнуть тайны природы, бога и мироздания интуитивно, без посредничества церкви и ее служителей. Его пантеистически окрашенное учение, отмеченное проблесками стихийно-диалектического мышления, опиралось на идеи натурфилософов XVI в. Оно оказало значительное влияние на силезских поэтов середины и конца XVII в. — Ангелуса Силезиуса и Квиринуса Кульмана.

Бёме писал по-немецки. Его главное сочинение «Аврора, или Восходящая утренняя заря» может считаться в равной мере философским трудом и памятником художественной прозы. Основной вопрос, волновавший Бёме,— вопрос об отношении человека к богу и природе. Для Бёме «вся природа»— истинная наставница человека.

Иоганнес Шефлер, публиковавший свои стихи под именем Ангелус Силезиус. Имя Ангелус он принял, перейдя в католичество. МВЗ Шефлера получило отражение в его гл поэт сб «Херувимский странник», написанном в основной своей части до обращения в католичество. Ангелус Силезиус утверждает равенство человека и бога, нерасторжимое единство и одновременно противоположность этих двух начал.

Сб. состоит из афористически заостренных двустиший, написанных александрийским стихом и построенных на антитезах. При этом члены противопоставления оказываются в двух полустишиях, разделенных цезурой. Композиционная симметрия контрастирует со смысловым противопоставлением. Искусное варьирование опорных слов, иногда меняющихся местами в соседних стихах — характерный прием композиционной техники барокко, внешне напоминающий перестановку фигур в калейдоскопе. Но у Ангелуса Силезиуса это отнюдь не формальная игра, эти приемы несут в себе глубокий смысл, подтверждая взаимосвязанность и взаимопроницаемость основных философских понятий.

Последним поэтом мистико-пантеистического направления с элементами социальной утопии был Квиринус Кульман силезец по происхождению, он скитался из страны в страну, пытаясь вербовать себе приверженцев, побывал в Нидерландах, Англии, Риме с безумным намерением обратить в свою веру папу, в Турции (с фантастическим проектом обратить в христианство турецкого султана) и окончил свои дни в России, где по доносу пастора Немецкой слободы в Москве был схвачен как еретик и сожжен на костре.

Кульман выпустил несколько сб, разных по жанру: эпиграммы, сонеты на библейские сюжеты, собрание афоризмов, цитат и пословиц на моральные темы, собрание поучительных историй«из жизни высоких и низких особ». Характерная для его современников универсальная ученость сочетается у Кульмана с пристрастием к чисто барочным эффектам — к броским и исключительным ситуациям, натуралистическим описаниям кровавых преступлений, картин разврата, к сверхъестественным и фантастическим происшествиям. Главный поэтический сборник Кульмана «Псалтырь» вышел в в Амстердаме. В центре внимания поэта — вопрос о свободе воли, который он решает в духе картезианской философии, но при этом причудливо сплетает его с идеей своего «избранничества», ниспровержения «ложных» религий и утверждения своего вероучения.

Поэтика Кульмана отличается использованием разнообразных выразительных средств — сложной символики, игры многозначностью слов, нагромождения риторических фигур, прерывистым синтаксисом, восклицаниями, перечислениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.255 (0.022 с.)