Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема «непреодоленного прошлого» в западно-германской лит-ре (В.Бохерт, Г.Бёлль, Г.Грасс, В.Кёппен и др.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Западно-герм. писатели сосредоточили свое внимание на ответственности каждого немца за случившееся. Центр. тема – осознание собственной вины каждым, отдельно взятым человеком. Писатели ФРГ были убеждены: без понимания того, в чем виноват ты лично, невозможно покаяние нации. Они стремились доказать, что доля ответственности за политику нацистов лежит на каждом немце, и за вину, а тем более за преступление, надо платить. Доказательство – тв-во таких писателей, как В.Бохерт, Г.Бёлль, Г.Грасс, В.Кёппен и др. Наиболее яркр тема непреодоленного прошлого проявилась в тв-ве Вольфганга Кеппена. Его перу принадлежит условная трилогия «Голуби в траве», «Теплица», «Смерть в Риме». Их объединяет общая тематика: - послевоенная западная Г., - реваншизм (неофашизм). «Смерть в Риме»: тема непреодоленного прошлого персонифицируется в романе в бывшем гитлеровском генерале Юдеане (скрылся после войны за пределы Германии, затем считал возможным вернуться, предвкушал возрождение фашизма.) Кёппен говорил о том, что общ-во уже созрело для принятия Юдеана. Действие происходит в Риме. Рим – родина фашизма, Муссолини, реваншизма. В то же время, Рим – колыбель цивилизации, духовности, античности, искусства. Символика имен: - Готлиб (Гёц) Юдеан – в нем 2 личности: «маленький Готлиб» комплексами породил Юдеана. - Ева Юдеан – имя жены Гитлера/прародительница человечества. - Адольф, сын Юдеана, – Гитлер/интерпретация имени Адам. - Зигфрид Пфаффрат, племянник Юдеана – эпический герой – внешность и характер не соответствуют. В именах заложено полемическое начало – опровержение того, что лежит на поверхности. Отцы и дети: по возрасту и не только. Зигфрид испытывает вину за отцов, а их ничто не беспокоит. Юдеан: во время войны выслеживал немцев и евреев, убивал их в лесу, над могилой. Он – сам смерть. Символ смерти – кот Муссолини. О себе: «Я не ведаю страха», но маленький Готлиб боязливый. Ева: нордическая фурия – не выполняет предназначения женщины – нет материнских инстинктов, семейных уз. Адольф: сын Юдеана, дьякон, еще не священник, не решается полностью порвать с семьей. Чета Кюренбер г: филистеры, пытаются забыть прошлое, но оно их догоняет. Зигфрид: гл.герой, композитор, в Риме – премьера его музыки, она экспрессионистична, предостережение реваншизма, противостояние фашизму; но те, кому эта музыка предназначалась, не поняли ее. Она выражает состояние Зигфрида: – одиночество, индивидуализм. Но нельзя обвинять З. в пассивности и в пессимизме; - «каждый должен бороться по отдельности, за себя»; - у Г. нет будущего, не нужно давать детям жизнь. Концовка: Юдеан умер, Адольф побежал за священником, чтобы тот отпустил ему грехи. Поэтика романа: - травестируются боги; - внутренние монологи для психологизма – отражение всеобщей разорванности и разорванности родственных уз; - композиция – смыслоносительная функция; - монолог Зигфрида – поток сознания, т.к. он не обрел себя, он в смятении, в беспомощности, нет логики, хронологии, связности. Вольфганг Борхерт – родоначальник антифашистской лит-ры ФРГ. Пережил ужасы фронта, штрафного батальона, к концу войны был смертельно болен и надломлен. Апрель 1947 – первый сборник рассказов; ноябрь 1947 – второй сборник «В этот вторник», выходит после смерти Б. Январь 1947 – за 8 дней пишет пьесу «На улице перед дверью», которая вызвала колоссальный резонанс. В ней множество молодых людей узнали себя, увидели отражение собственной судьбы и собственных проблем. Драма носит подзаголовок «Пьеса, которую никакой театр не захочет ставить, никакая публика – смотреть». Б. обратился к теме, связанной с судьбами миллионов немцев – к теме возвращения и неприкаянности. Гл.герой – унтер-офицер Бекман «приходит домой и не приходит, потому что для них больше нет дома. Их дома – на улице, перед дверью. Их Германия – ночью на улице, где хлещет дождь». Тема обманутого поколения, погубленной молодости. Изображение отчаяния молодого человека, брошенного в пекло войны, его одиночество в послевоенном мире. Огромный эмоциональный накал, истерический тон, страстная жалоба в метафорах и аллитерациях, повторах (напоминает экспрессионистов). Бекман 1000 дней на фронте, стал инвалидом, был в плену – теперь он снова на родине, в Гамбурге, где его никто не ждет. Жена, забыв о нем, живет с другим, ребенок погребен под развалинами дома. Б. остается на улице, мерзнет и голодает. Ему снится, что он пытается покончить с собой, бросившись в Эльбу, но Эльба, насмехаясь над «сопливым самоубийцей», выбрасывает его на берег. Герои – полковник, директор кабаре, фрау Хлам – сытые, самодовольные, отлично жившие при фашизме и после него. Каждая встреча Б. с равнодушными обывателями наносит ему все новые удары, все более тяжелые нравственные травмы. Круг замыкается, ему снова снится Эльба, и мимо него проходят образы его «убийц». Криком отчаяния и безысходности заканчивается пьеса. Бекман не смог бы устроиться, начать жизнь среди приспособленцев, ничему не научившихся, ничего не вынесших из уроков войны. Он оказался среди них аутсайдером, слабым в борьбе за выживание. В образе Б. выражены неприятие общества, а также сознание собственной совиновности. Важное место занимает персонаж Другой – постоянный собеседник и спутник Б., некая его часть. Другой старается представить жизнь в радостном свете, внушить Б. веру, надежду, удержать его от самоубийства. Он – «говорящий да», оптимист. В пьесе действует персонифицированная река Эльба, Бог в виде слезливого старика, в которого никто больше не верит, Смерть в лице похоронных дел мастера. Рассказы Б., как и пьеса, носят автобиографический характер («Одуванчик»: заключенный сорвал одуванчик во дворе нюрнбергской тюрьмы, за что на неделю лишен прогулок; «В этот вторник»: солдат в смоленском госпитале, который видит, как санитары вносят больных и выносят трупы). Он пишет об окопном аде; жизни за тюремной решеткой; о разрушенных городах «Биллбрук»; о муках голода «Хлеб»; о любви, омраченной фронтовыми кошмарами «Останься, жираф»; о страданиях детей «Ведь ночью крысы спят» и др. Всему этому причина – война. Лейтмотив многих рассказов – войны вызываются преступной и корыстной деятельностью людей. Генрих Бёлль - с первых своих книг изображает войну и фронт, пристально вглядывается в действительность послевоенной западной Германии и обнаруживает в ней тревожные симптомы непреодолённости прошлого. Роман «Где ты был, Адам» 1951 - хар-ки гитлеровской захватнической войны, концепция бессмысленности. Безжалостен в обрисовке участников войны, вводит целую галерею фашистских вояк. Всем строем романа и даже эпиграфом Бёлль отвергает возможность оправдания фашизма. В прозе главенствует принцип вариации, фуги, возвращение к одному и тому же образу, воспоминания, постоянная прикованность к главному. Широко развёрнута общественно-нравственная проблематика, тема ответственности за трагедию. Война в изображении писателя – мировая катастрофа, болезнь человечества, которая уничтожает и разрушает личность. Фашизм – бесчеловечная и подлая идеология, он спровоцировал трагедию мира в целом и трагедию каждой отдельной личности. Гл. герой – солдат, бывший архитектор, Файнхальс, пройдя войну, погибает на пороге собственного дома с вывешенным белым флагом. Гюнтер Грасс в своих романах в пародийно-гротескном виде изображал нацизм и тех, кто его поддерживал. «Жестяной барабан»: гл. герой – Оскар Мацерат, пациент сумасшедшего дома. Перестал расти в 3 года, чтобы не вступать во взрослую жизнь, и не стать лавочником, а тем более солдатом. Он выстукивает палочками на барабане все, что видит и слышит: выражает свое миросозерцание не в слове, а в барабанной дроби. Для него характерно невыразимое отвращение к окружающему миру. Он – маленький палач, все, даже самые близкие – марионетки в его жестоких играх. Он любит прятаться под столы, юбки, чтобы наблюдать потаенную жизнь. Барабан – способ общения с миром. Но если традиционно барабан призывает маршировать дружным строем, то дробь Оскара дестабилизирует окружающую жизнь, вносит хаос и беспокойство. Мир для О. – вместилище порока, грязи, преступления. На зло, творимое людьми, О. отвечает манией разрушения. Стиль: много пикантных ситуаций. Соленые шутки Грасса выдержаны в народном вкусе, когда смех заставляет забыть страх, когда хохочут во всю глотку, чтобы жизнь не казалась чересчур тошной. Семейный очаг должен быть крепостью и защитой. Но семья Мацератов далека от нравственных стандартов. У Грасса свой подход к семейному идеалу: Г. – большой мир без морали, поэтому семья не может стать оазисом морали – большое и малое связаны. В «Ж.Б.» история 20 в. изображена как соло на барабане. Парадокс – никто не видит мир правильнее, чем совершенно неправильный герой, который наблюдает мир со своеобразной дистанции, снизу, «из-под трибун». Роман по времени действия охватывает перв.пол. 20 в.: 1ая Мир. война, поражение, инфляция, фашизм, война, разгром. Но хоть здесь и фигурирует уйма персонажей, происходит масса событий, по-настоящему ничто как бы не движется: повествование откуда началось, там и закончилось (сумасшедший дом). «Мое столетие» - изображение 20 в. глазами Грасса. Замысел – постижение общего через частное. Герои: солдат, продавец грамм. пластинок, журналистка, художник-еврей, нацистский фотограф, молодожены, священнослужитель, покойная матушка Грасса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.100.82 (0.011 с.) |