Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «непреодоленного прошлого» в западно-германской лит-ре (В.Бохерт, Г.Бёлль, Г.Грасс, В.Кёппен и др.)

Поиск

Западно-герм. писатели сосредоточили свое внимание на ответственности каждого немца за случившееся. Центр. тема – осознание собственной вины каждым, отдельно взятым человеком. Писатели ФРГ были убеждены: без понимания того, в чем виноват ты лично, невозможно покаяние нации. Они стремились доказать, что доля ответственности за политику нацистов лежит на каждом немце, и за вину, а тем более за преступление, надо платить. Доказательство – тв-во таких писателей, как В.Бохерт, Г.Бёлль, Г.Грасс, В.Кёппен и др.

Наиболее яркр тема непреодоленного прошлого проявилась в тв-ве Вольфганга Кеппена. Его перу принадлежит условная трилогия «Голуби в траве», «Теплица», «Смерть в Риме». Их объединяет общая тематика: - послевоенная западная Г., - реваншизм (неофашизм).

«Смерть в Риме»: тема непреодоленного прошлого персонифицируется в романе в бывшем гитлеровском генерале Юдеане (скрылся после войны за пределы Германии, затем считал возможным вернуться, предвкушал возрождение фашизма.) Кёппен говорил о том, что общ-во уже созрело для принятия Юдеана. Действие происходит в Риме. Рим – родина фашизма, Муссолини, реваншизма. В то же время, Рим – колыбель цивилизации, духовности, античности, искусства.

Символика имен: - Готлиб (Гёц) Юдеан – в нем 2 личности: «маленький Готлиб» комплексами породил Юдеана. - Ева Юдеан – имя жены Гитлера/прародительница человечества. - Адольф, сын Юдеана, – Гитлер/интерпретация имени Адам. - Зигфрид Пфаффрат, племянник Юдеана – эпический герой – внешность и характер не соответствуют. В именах заложено полемическое начало – опровержение того, что лежит на поверхности.

Отцы и дети: по возрасту и не только. Зигфрид испытывает вину за отцов, а их ничто не беспокоит.

Юдеан: во время войны выслеживал немцев и евреев, убивал их в лесу, над могилой. Он – сам смерть. Символ смерти – кот Муссолини. О себе: «Я не ведаю страха», но маленький Готлиб боязливый.

Ева: нордическая фурия – не выполняет предназначения женщины – нет материнских инстинктов, семейных уз.

Адольф: сын Юдеана, дьякон, еще не священник, не решается полностью порвать с семьей.

Чета Кюренбер г: филистеры, пытаются забыть прошлое, но оно их догоняет.

Зигфрид: гл.герой, композитор, в Риме – премьера его музыки, она экспрессионистична, предостережение реваншизма, противостояние фашизму; но те, кому эта музыка предназначалась, не поняли ее. Она выражает состояние Зигфрида: – одиночество, индивидуализм. Но нельзя обвинять З. в пассивности и в пессимизме; - «каждый должен бороться по отдельности, за себя»; - у Г. нет будущего, не нужно давать детям жизнь.

Концовка: Юдеан умер, Адольф побежал за священником, чтобы тот отпустил ему грехи.

Поэтика романа: - травестируются боги; - внутренние монологи для психологизма – отражение всеобщей разорванности и разорванности родственных уз; - композиция – смыслоносительная функция; - монолог Зигфрида – поток сознания, т.к. он не обрел себя, он в смятении, в беспомощности, нет логики, хронологии, связности.

Вольфганг Борхерт – родоначальник антифашистской лит-ры ФРГ. Пережил ужасы фронта, штрафного батальона, к концу войны был смертельно болен и надломлен.

Апрель 1947 – первый сборник рассказов; ноябрь 1947 – второй сборник «В этот вторник», выходит после смерти Б.

Январь 1947 – за 8 дней пишет пьесу «На улице перед дверью», которая вызвала колоссальный резонанс. В ней множество молодых людей узнали себя, увидели отражение собственной судьбы и собственных проблем.

Драма носит подзаголовок «Пьеса, которую никакой театр не захочет ставить, никакая публика – смотреть».

Б. обратился к теме, связанной с судьбами миллионов немцев – к теме возвращения и неприкаянности. Гл.герой – унтер-офицер Бекман «приходит домой и не приходит, потому что для них больше нет дома. Их дома – на улице, перед дверью. Их Германия – ночью на улице, где хлещет дождь».

Тема обманутого поколения, погубленной молодости. Изображение отчаяния молодого человека, брошенного в пекло войны, его одиночество в послевоенном мире. Огромный эмоциональный накал, истерический тон, страстная жалоба в метафорах и аллитерациях, повторах (напоминает экспрессионистов).

Бекман 1000 дней на фронте, стал инвалидом, был в плену – теперь он снова на родине, в Гамбурге, где его никто не ждет. Жена, забыв о нем, живет с другим, ребенок погребен под развалинами дома. Б. остается на улице, мерзнет и голодает. Ему снится, что он пытается покончить с собой, бросившись в Эльбу, но Эльба, насмехаясь над «сопливым самоубийцей», выбрасывает его на берег.

Герои – полковник, директор кабаре, фрау Хлам – сытые, самодовольные, отлично жившие при фашизме и после него. Каждая встреча Б. с равнодушными обывателями наносит ему все новые удары, все более тяжелые нравственные травмы. Круг замыкается, ему снова снится Эльба, и мимо него проходят образы его «убийц». Криком отчаяния и безысходности заканчивается пьеса.

Бекман не смог бы устроиться, начать жизнь среди приспособленцев, ничему не научившихся, ничего не вынесших из уроков войны. Он оказался среди них аутсайдером, слабым в борьбе за выживание. В образе Б. выражены неприятие общества, а также сознание собственной совиновности.

Важное место занимает персонаж Другой – постоянный собеседник и спутник Б., некая его часть. Другой старается представить жизнь в радостном свете, внушить Б. веру, надежду, удержать его от самоубийства. Он – «говорящий да», оптимист.

В пьесе действует персонифицированная река Эльба, Бог в виде слезливого старика, в которого никто больше не верит, Смерть в лице похоронных дел мастера.

Рассказы Б., как и пьеса, носят автобиографический характер («Одуванчик»: заключенный сорвал одуванчик во дворе нюрнбергской тюрьмы, за что на неделю лишен прогулок; «В этот вторник»: солдат в смоленском госпитале, который видит, как санитары вносят больных и выносят трупы). Он пишет об окопном аде; жизни за тюремной решеткой; о разрушенных городах «Биллбрук»; о муках голода «Хлеб»; о любви, омраченной фронтовыми кошмарами «Останься, жираф»; о страданиях детей «Ведь ночью крысы спят» и др. Всему этому причина – война. Лейтмотив многих рассказов – войны вызываются преступной и корыстной деятельностью людей.

Генрих Бёлль - с первых своих книг изображает войну и фронт, пристально вглядывается в действительность послевоенной западной Германии и обнаруживает в ней тревожные симптомы непреодолённости прошлого.

Роман «Где ты был, Адам» 1951 - хар-ки гитлеровской захватнической войны, концепция бессмысленности. Безжалостен в обрисовке участников войны, вводит целую галерею фашистских вояк. Всем строем романа и даже эпиграфом Бёлль отвергает возможность оправдания фашизма. В прозе главенствует принцип вариации, фуги, возвращение к одному и тому же образу, воспоминания, постоянная прикованность к главному. Широко развёрнута общественно-нравственная проблематика, тема ответственности за трагедию.

Война в изображении писателя – мировая катастрофа, болезнь человечества, которая уничтожает и разрушает личность. Фашизм – бесчеловечная и подлая идеология, он спровоцировал трагедию мира в целом и трагедию каждой отдельной личности. Гл. герой – солдат, бывший архитектор, Файнхальс, пройдя войну, погибает на пороге собственного дома с вывешенным белым флагом.

Гюнтер Грасс в своих романах в пародийно-гротескном виде изображал нацизм и тех, кто его поддерживал.

«Жестяной барабан»: гл. геройОскар Мацерат, пациент сумасшедшего дома. Перестал расти в 3 года, чтобы не вступать во взрослую жизнь, и не стать лавочником, а тем более солдатом. Он выстукивает палочками на барабане все, что видит и слышит: выражает свое миросозерцание не в слове, а в барабанной дроби. Для него характерно невыразимое отвращение к окружающему миру. Он – маленький палач, все, даже самые близкие – марионетки в его жестоких играх. Он любит прятаться под столы, юбки, чтобы наблюдать потаенную жизнь. Барабан – способ общения с миром. Но если традиционно барабан призывает маршировать дружным строем, то дробь Оскара дестабилизирует окружающую жизнь, вносит хаос и беспокойство. Мир для О. – вместилище порока, грязи, преступления. На зло, творимое людьми, О. отвечает манией разрушения.

Стиль: много пикантных ситуаций. Соленые шутки Грасса выдержаны в народном вкусе, когда смех заставляет забыть страх, когда хохочут во всю глотку, чтобы жизнь не казалась чересчур тошной.

Семейный очаг должен быть крепостью и защитой. Но семья Мацератов далека от нравственных стандартов. У Грасса свой подход к семейному идеалу: Г. – большой мир без морали, поэтому семья не может стать оазисом морали – большое и малое связаны.

В «Ж.Б.» история 20 в. изображена как соло на барабане. Парадокс – никто не видит мир правильнее, чем совершенно неправильный герой, который наблюдает мир со своеобразной дистанции, снизу, «из-под трибун». Роман по времени действия охватывает перв.пол. 20 в.: 1ая Мир. война, поражение, инфляция, фашизм, война, разгром. Но хоть здесь и фигурирует уйма персонажей, происходит масса событий, по-настоящему ничто как бы не движется: повествование откуда началось, там и закончилось (сумасшедший дом).

«Мое столетие» - изображение 20 в. глазами Грасса. Замысел – постижение общего через частное. Герои: солдат, продавец грамм. пластинок, журналистка, художник-еврей, нацистский фотограф, молодожены, священнослужитель, покойная матушка Грасса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.100.82 (0.011 с.)