Развитие немецкой прозы XVII века и творчество Г. Я. К. Гриммельсгаузена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие немецкой прозы XVII века и творчество Г. Я. К. Гриммельсгаузена.



XVII век в Герм ознаменовался утверждением прозаич романа, ко-ое было подготовлено всем предшест развитием нем ли-ры и получило мощные импульсы со стороны других западноевроп лит-р. Фран-ие, исп-ие, англ-ие романы вторгаются в пределы Гер и благ-я трудам переводчиков, среди ко-ых был и реформатор нем. поэзии М.Опиц, находят путь к читателю. Нем романисты, объявляя себя учениками западноевроп писателей, смело вступают с ними в соревнование, и появившиеся на нем почве аналоги основных разновидностей романа отличаются от своих прототипов. Так, 1-ый нем пасторальный роман «Адриатическая Роземунда» (1645) Филиппа Цезена. Роман в Германии, едва зародившись, стремительно утверждает себя в диалектическом взаимодействии с другими жанрами. Если 1-е оригинальные нем романы выходят в 1640-е годы, то к концу века их насчитывается уже сотни, и даже яростным противникам этого жанра приходится признать его необыч популярность. Процесс утверждения сопровождается теоретич изысканиями, в ко-ых наряду с теоретиками участвуют сами авторы романов. Борьба происходит не только между отдельными жанрами.

С самого начала внутри романа складывается своя иерархия, ко-ая в основном соответствует разделению драматических жанров на трагедию и комедию. В многообразии типов немецкого романа можно выделить две линии развития, которые имеют свои признаки. Различие проявляется как в идеологич наполнении, так и в отборе материала, выборе героев, в приемах организации сюжета. Такое параллельное развитие «высокого» и «низкого» романа отвечало требованиям эпохи. Эти две линии в своей противопоставленности дополняют, корректируют друг друга. Если в «высоком» романе действительность представляется в преображенном, идеализир виде, т. е. такой, какой она должна быть, то «низкий» роман, в ко-ром всегда сильна сатирич тенденция, претендует на изображ действит-сти, какова она есть, и эта действит-сть предстает перед читателями как «мир наизнанку». Обе линии исходят, т.о, из барочной МВЗ-ой концепции о несовершенстве мира, его хаотичности.

Ведущим видом этого жанра в Германии становится придворно-исторический роман на сюжеты из древней или библейской истории. Историч материал в таких романах служит, с одной стороны, обоснованием достоверности действия, а с другой — является своеобразным маскарадом, за ко-ым скрываются реальные события и лица соврем-сти. Подобные романы проникнуты идеями прославления и идеализации монарха и высшего дворянства. Поэтому, хотя авторы часто именуют свои произведения «любовными историями», любовь в них подчинена гос интересам, и браки героев, ко-ми завершаются романы, — это династические браки.

Придворно-исторический роман — всегда повествование от третьего лица. Автор уподобляется всевидящему и всезнающему наблюдателю, который творит мир романа, создавая сначала путаницу в действии и персонажах, а затем внося во все ясность. Прием многократного запутывания и последующего распутывания становится основным приемом сюжетосложения.

Классич образцами придворно-историч романа явл-ся «Арминий и Туснельда» Лоэнштейна, «Светлейшая сириянка Арамена», «Римская Октавия» Антона Ульриха Брауншвейгского, «Азиатская Баниза» Циглера.

В к XVII в. этот тип нем романа претерпевает изменения. Его ответвлением становится сравнительно небольшой по объему «галантный» роман. Авторы «галантных» ром пытаются углубить психологич мотивировку поступков героев, усиливают эротич моменты и вводят в качестве героев хотя и идеально добродетельных, но обыкновенных дворян или даже бюргеров, а действие переносят в современность.

Другая линия нем романа, на формирование ко-го оказал воздействие исп-ий плутовской роман и фр-ий бытоописательный роман, уходит корнями в традиции бюрг-ой и гуман-ой сатиры XV—XVI вв. Сатирико-дидактич направление получает в Гер широкое распростр-е и охват-т почти все жанры.

Выдающимся нем сатириком XVII в. является Иоганн Михаэль Мошерош. В своем гл-м произвед «Диковинные и истинные видения Филандера фон Зиттенвальда», 1-я часть ко-го явл-ся переработкой «Сновидений» исп-го писателя Франсиско Кеведо, а 2-я — полностью оригинальной, Мошерош выступает достойным учеником нем гуманистов. Он критикует нравы своего времени. Его книга построена как путешествие героя по Германии времен Тридцатилетней войны. Странствуя, Филандер попадает даже в преисподнюю, перед его взором проходит вереница человеческих пороков: ложь, беззаконие, казнокрадство, прелюбодеяние, сквернословие, погоня за иноземной модой и т. д. Гневно и страстно Мошерош выступает против войны, несущей его родине неисчислимые страдания и бедствия. Мошерош, как истинный писатель барокко, обнаруживает живой интерес к слову, к изменчивости, подвижности, неуловимости его смысла. Игра слов является основной особенностью его стиля. Слова переплетаются разными оттенками значений, незаметно переходят из одной части речи в другую.

Трудно определить жанр книги Мошероша. Она объединяет серьезную проповедь, сатирический памфлет, сатирические жанровые зарисовки, назидательные притчи, ученый комментарий. Благодаря единому образу рассказчика она до некоторой степени близка к жанру романа.

Крупнейшим автором романа был Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен. Все произведения Гриммельсгаузена выходили под различными псевдонимами, обычно анаграммами имени писателя. Лишь в XIX в. удалось установить имя автора «Симплициссимуса» и некоторые данные его биографии. Гриммельсгаузен родился в имперском городе Гельнгаузене в Гессене, в семье зажиточного бюргера. Подростком он был затянут в водоворот Тридцатилетней войны. Военными дорогами исходил почти всю Герм, оказываясь то в одном, то в другом враждующем лагере, был конюхом, обозным, мушкетером, писарем. Войну закончил секретарем полковой канцелярии, потом часто менял занятия: был то сборщиком налогов и податей, то трактирщиком, то управляющим имения. С 1667 г. и до конца жизни он занимал должность старосты небольшого прирейнского городка Ренхен, недалеко от Страсбурга, где были созданы почти все его произведения.

В 1668 г. вышел ром«Затейливый Симплициус Симплициссимус», затем последовали несколько его продолжений и другие «симплицианские» произвед: «Симплицию наперекор, или Пространное и диковинное жизнеописание прожженной обманщицы и побродяжки Кураже», «Шпрингинсфельд», «Волшебное птичье гнездо», «Симплицианский вечный календарь» и др. Гриммельсгаузен писал также пасторальные и «историч» романы («Целомудренный Иосиф», «Дитвальд и Амелинда»).

Тво-во Гриммельсгаузена представляет собой худ синтез всего предшествующего развития нем повествовательной прозы и разнообразных иноязыч лит влияний, прежде всего испанского плутовского романа. Романы Гриммельсгаузена — яркий пример своеобразия немецкого барокко.

Вершиной тво-ва Гриммельсгаузена является роман «Симплициссимус». Действие романа необычайно насыщено событиями. Роман «Симплициссимус» написан в форме автобиографии героя-рассказчика. Рассказчик повествует о своих злоключениях с того момента, когда в его жизнь в глухой затерянной деревушке врывается война с ее неумолимой жестокостью. Рассказчик намного старше героя и умудрен опытом, что дает ему право судить и оценивать поступки последнего. Герой — как бы постоянный объект наблюдений рассказчика. Объективация героя поддерживается размышлениями Симплиция, ко-ый всегда обращается к себе во втором лице, как к постороннему. Четкая временная дистанция между рассказчиком и героем позволяет автору органически включать в худ ткань романа сведения по истории, географии, ли-ре и одновременно критиковать действительность, подвергать ее сатирич осмеянию, «со смехом правду говорить». Т.о. сочетаются и выполняются хар-ные для ли-ры барокко функции: сатирическая, дидактическая, информативная, символическая.

Автор «Симплициссимуса» почти нигде не заявляет о себе. Он по сути своей анонимен и является потусторон наблюдателем, ко-му мир открыт в пространстве и времени. Все суждения о герое и жизни вообще подаются в романе в форме пословиц, поговорок, риторич сентенций, т. е. «вечных истин».

Образ главного героя Симплиция Симплициссимуса многоплановый, но на протяжении всего романа он сохраняет свою стр-ную цельность, выполняя основную сюжетообразующую фу-ию. Колесо Фортуны, образ ко-ой не раз возникает на стр-х книги, как бы движет сюжет и определяет композицию романа. Герой то взлетает на гребне удачи, то летит на дно пропасти, причем «удача», как любой образ в произведениях барокко, не однозначна, а многолика. Чем удачливее Симплиций, тем дальше он от своей истинной сущности, тем ближе к нравственному падению, и, наоборот, потерпев поражение, испытывая физические страдания, он приближается к пониманию истинных ценностей.

В основе «Симплициссимуса» заложена идея испытания. На своем пути познания мира Симплиций сталкивается с самыми различными людьми — праведниками и злодеями. Его постоянными спутниками в романе становятся Херцбрудер как олицетворение добра и Оливье, отпетый негодяй и злодей. Симплиций испытывает на себе их разнонаправленные влияния. Но во всех злоключениях Симплиций остается верен своей человеческой сути; будучи не в силах активно противостоять злу, он не может и примириться с ним, и душа его жаждет добра и справедливости. Все переходные состояния героя — добровольного шута, удачливого ландскнехта, бродяги, авантюриста — это только маски, внешняя видимость. При всей жизненной конкретности этот образ получает символическое обобщение. Симплиций — один из «малых сил», ко-ых носит вихрь войны и ко-ые хотят найти хоть какую-нибудь точку опоры в этом неустойчивом мире. Судьба героя становится философской притчей о жизни чел-ой. Ч/з жизненные испытания проходит не только герой, испытанию подвергаются и абстр-ые моральные ценности.

Гриммельсгаузен создает в «Симплициссимусе» свою модель мира, ко-ая включает и элементы народной фантазии, например, подводное царство горного озера. Основным местом действия в романе является простор под открытым небом: поле, лес, река, горы, долины, проселочные дороги, где протекает жизнь народа. Гриммельсгаузену удалось дать широкую панораму народной жизни, народных бедствий во время войны. Картины разорения крестьянских дворов, грабежей, убийств, насилий при всей обобщенности и художественной многозначности имеют силу конкретного факта, увиденного очевидцем.

В своем протесте против войны и соц угнетения Гриммельсгаузен выступает как представитель соц низов. Это проявляется и в его неизменном сочувствии крестьянству, наиболее притесняемому сословию немецкого общества XVIIв. В начале романа мальчик Симплиций распевает песню, услышанную им от своих родителей. Эта подлинная народная песня XVI в., включенная писателем в роман, является гимном крестьянскому созидательному труду и всему крестьянскому сословию.

Для Гриммельсгаузена крестьянин, труженик и кормилец, — основа всей жизни, символ ее неистребимости. В этом отношении важен образ «батьки», приемного отца Симплиция. «Батька» всего дважды появляется на страницах романа: в самом начале, когда читатель становится свидетелем жуткой картины разорения крестьянской усадьбы и пыток, учиненных над крестьянами ландскнехтами, а также в конце романа. Несмотря на перенесенные пытки и потерю всего имущества, «батька» остается на своем клочке земли, который он возделывает в поте лица своего.

«Симплициссимус» — роман огромного соц значения. Он с необыкновенной полнотой отражает противоречивую кризисную эпоху нем истории. Идеи и худ достижения этого романа Гриммельсгаузен развивает в других произведениях, тематически связанных с «Симплициссимусом».

Значительным явлением в истории немецкой литературы конца XVII в. стал роман Кристиана Рейтера «Шельмуфский» (1696), повествующий о «преопасных» и «прелюбопытных» путешествиях героя на суше и на море. Роман развивает антимещанскую тему сатирических комедий писателя (Шельмуфский — старший сын госпожи Шлампампе в написанной ранее комедии «Честная женщина из Плесина»). Роман Рейтера — едкая сатира на немецкое бюргерство и сферу его духовной жизни. Заслугой Рейтера является возвращение сатире главного ее оружия — смеха, притом смеха веселого, жизнеутверждающего. Эта установка на сатирическое освещение действительности говорит о близости писателя к новым просветительским идеям.

В лице Шельмуфского и других многочисленных персонажей Рейтер высмеивает немецкого мещанина с его стремлением попасть в высшее общество, с его галломанией, погоней за модой. Комический эффект достигается благодаря разительному контрасту между жалкой повседневностью немецкого бюргера и иллюзорным миром его фантазии, благодаря противоречию между действительным положением вещей и выдумкой героя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.013 с.)