Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие немецкой прозы XVII века и творчество Г. Я. К. Гриммельсгаузена.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
XVII век в Герм ознаменовался утверждением прозаич романа, ко-ое было подготовлено всем предшест развитием нем ли-ры и получило мощные импульсы со стороны других западноевроп лит-р. Фран-ие, исп-ие, англ-ие романы вторгаются в пределы Гер и благ-я трудам переводчиков, среди ко-ых был и реформатор нем. поэзии М.Опиц, находят путь к читателю. Нем романисты, объявляя себя учениками западноевроп писателей, смело вступают с ними в соревнование, и появившиеся на нем почве аналоги основных разновидностей романа отличаются от своих прототипов. Так, 1-ый нем пасторальный роман «Адриатическая Роземунда» (1645) Филиппа Цезена. Роман в Германии, едва зародившись, стремительно утверждает себя в диалектическом взаимодействии с другими жанрами. Если 1-е оригинальные нем романы выходят в 1640-е годы, то к концу века их насчитывается уже сотни, и даже яростным противникам этого жанра приходится признать его необыч популярность. Процесс утверждения сопровождается теоретич изысканиями, в ко-ых наряду с теоретиками участвуют сами авторы романов. Борьба происходит не только между отдельными жанрами. С самого начала внутри романа складывается своя иерархия, ко-ая в основном соответствует разделению драматических жанров на трагедию и комедию. В многообразии типов немецкого романа можно выделить две линии развития, которые имеют свои признаки. Различие проявляется как в идеологич наполнении, так и в отборе материала, выборе героев, в приемах организации сюжета. Такое параллельное развитие «высокого» и «низкого» романа отвечало требованиям эпохи. Эти две линии в своей противопоставленности дополняют, корректируют друг друга. Если в «высоком» романе действительность представляется в преображенном, идеализир виде, т. е. такой, какой она должна быть, то «низкий» роман, в ко-ром всегда сильна сатирич тенденция, претендует на изображ действит-сти, какова она есть, и эта действит-сть предстает перед читателями как «мир наизнанку». Обе линии исходят, т.о, из барочной МВЗ-ой концепции о несовершенстве мира, его хаотичности. Ведущим видом этого жанра в Германии становится придворно-исторический роман на сюжеты из древней или библейской истории. Историч материал в таких романах служит, с одной стороны, обоснованием достоверности действия, а с другой — является своеобразным маскарадом, за ко-ым скрываются реальные события и лица соврем-сти. Подобные романы проникнуты идеями прославления и идеализации монарха и высшего дворянства. Поэтому, хотя авторы часто именуют свои произведения «любовными историями», любовь в них подчинена гос интересам, и браки героев, ко-ми завершаются романы, — это династические браки. Придворно-исторический роман — всегда повествование от третьего лица. Автор уподобляется всевидящему и всезнающему наблюдателю, который творит мир романа, создавая сначала путаницу в действии и персонажах, а затем внося во все ясность. Прием многократного запутывания и последующего распутывания становится основным приемом сюжетосложения. Классич образцами придворно-историч романа явл-ся «Арминий и Туснельда» Лоэнштейна, «Светлейшая сириянка Арамена», «Римская Октавия» Антона Ульриха Брауншвейгского, «Азиатская Баниза» Циглера. В к XVII в. этот тип нем романа претерпевает изменения. Его ответвлением становится сравнительно небольшой по объему «галантный» роман. Авторы «галантных» ром пытаются углубить психологич мотивировку поступков героев, усиливают эротич моменты и вводят в качестве героев хотя и идеально добродетельных, но обыкновенных дворян или даже бюргеров, а действие переносят в современность. Другая линия нем романа, на формирование ко-го оказал воздействие исп-ий плутовской роман и фр-ий бытоописательный роман, уходит корнями в традиции бюрг-ой и гуман-ой сатиры XV—XVI вв. Сатирико-дидактич направление получает в Гер широкое распростр-е и охват-т почти все жанры. Выдающимся нем сатириком XVII в. является Иоганн Михаэль Мошерош. В своем гл-м произвед «Диковинные и истинные видения Филандера фон Зиттенвальда», 1-я часть ко-го явл-ся переработкой «Сновидений» исп-го писателя Франсиско Кеведо, а 2-я — полностью оригинальной, Мошерош выступает достойным учеником нем гуманистов. Он критикует нравы своего времени. Его книга построена как путешествие героя по Германии времен Тридцатилетней войны. Странствуя, Филандер попадает даже в преисподнюю, перед его взором проходит вереница человеческих пороков: ложь, беззаконие, казнокрадство, прелюбодеяние, сквернословие, погоня за иноземной модой и т. д. Гневно и страстно Мошерош выступает против войны, несущей его родине неисчислимые страдания и бедствия. Мошерош, как истинный писатель барокко, обнаруживает живой интерес к слову, к изменчивости, подвижности, неуловимости его смысла. Игра слов является основной особенностью его стиля. Слова переплетаются разными оттенками значений, незаметно переходят из одной части речи в другую. Трудно определить жанр книги Мошероша. Она объединяет серьезную проповедь, сатирический памфлет, сатирические жанровые зарисовки, назидательные притчи, ученый комментарий. Благодаря единому образу рассказчика она до некоторой степени близка к жанру романа. Крупнейшим автором романа был Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен. Все произведения Гриммельсгаузена выходили под различными псевдонимами, обычно анаграммами имени писателя. Лишь в XIX в. удалось установить имя автора «Симплициссимуса» и некоторые данные его биографии. Гриммельсгаузен родился в имперском городе Гельнгаузене в Гессене, в семье зажиточного бюргера. Подростком он был затянут в водоворот Тридцатилетней войны. Военными дорогами исходил почти всю Герм, оказываясь то в одном, то в другом враждующем лагере, был конюхом, обозным, мушкетером, писарем. Войну закончил секретарем полковой канцелярии, потом часто менял занятия: был то сборщиком налогов и податей, то трактирщиком, то управляющим имения. С 1667 г. и до конца жизни он занимал должность старосты небольшого прирейнского городка Ренхен, недалеко от Страсбурга, где были созданы почти все его произведения. В 1668 г. вышел ром«Затейливый Симплициус Симплициссимус», затем последовали несколько его продолжений и другие «симплицианские» произвед: «Симплицию наперекор, или Пространное и диковинное жизнеописание прожженной обманщицы и побродяжки Кураже», «Шпрингинсфельд», «Волшебное птичье гнездо», «Симплицианский вечный календарь» и др. Гриммельсгаузен писал также пасторальные и «историч» романы («Целомудренный Иосиф», «Дитвальд и Амелинда»). Тво-во Гриммельсгаузена представляет собой худ синтез всего предшествующего развития нем повествовательной прозы и разнообразных иноязыч лит влияний, прежде всего испанского плутовского романа. Романы Гриммельсгаузена — яркий пример своеобразия немецкого барокко. Вершиной тво-ва Гриммельсгаузена является роман «Симплициссимус». Действие романа необычайно насыщено событиями. Роман «Симплициссимус» написан в форме автобиографии героя-рассказчика. Рассказчик повествует о своих злоключениях с того момента, когда в его жизнь в глухой затерянной деревушке врывается война с ее неумолимой жестокостью. Рассказчик намного старше героя и умудрен опытом, что дает ему право судить и оценивать поступки последнего. Герой — как бы постоянный объект наблюдений рассказчика. Объективация героя поддерживается размышлениями Симплиция, ко-ый всегда обращается к себе во втором лице, как к постороннему. Четкая временная дистанция между рассказчиком и героем позволяет автору органически включать в худ ткань романа сведения по истории, географии, ли-ре и одновременно критиковать действительность, подвергать ее сатирич осмеянию, «со смехом правду говорить». Т.о. сочетаются и выполняются хар-ные для ли-ры барокко функции: сатирическая, дидактическая, информативная, символическая. Автор «Симплициссимуса» почти нигде не заявляет о себе. Он по сути своей анонимен и является потусторон наблюдателем, ко-му мир открыт в пространстве и времени. Все суждения о герое и жизни вообще подаются в романе в форме пословиц, поговорок, риторич сентенций, т. е. «вечных истин». Образ главного героя Симплиция Симплициссимуса многоплановый, но на протяжении всего романа он сохраняет свою стр-ную цельность, выполняя основную сюжетообразующую фу-ию. Колесо Фортуны, образ ко-ой не раз возникает на стр-х книги, как бы движет сюжет и определяет композицию романа. Герой то взлетает на гребне удачи, то летит на дно пропасти, причем «удача», как любой образ в произведениях барокко, не однозначна, а многолика. Чем удачливее Симплиций, тем дальше он от своей истинной сущности, тем ближе к нравственному падению, и, наоборот, потерпев поражение, испытывая физические страдания, он приближается к пониманию истинных ценностей. В основе «Симплициссимуса» заложена идея испытания. На своем пути познания мира Симплиций сталкивается с самыми различными людьми — праведниками и злодеями. Его постоянными спутниками в романе становятся Херцбрудер как олицетворение добра и Оливье, отпетый негодяй и злодей. Симплиций испытывает на себе их разнонаправленные влияния. Но во всех злоключениях Симплиций остается верен своей человеческой сути; будучи не в силах активно противостоять злу, он не может и примириться с ним, и душа его жаждет добра и справедливости. Все переходные состояния героя — добровольного шута, удачливого ландскнехта, бродяги, авантюриста — это только маски, внешняя видимость. При всей жизненной конкретности этот образ получает символическое обобщение. Симплиций — один из «малых сил», ко-ых носит вихрь войны и ко-ые хотят найти хоть какую-нибудь точку опоры в этом неустойчивом мире. Судьба героя становится философской притчей о жизни чел-ой. Ч/з жизненные испытания проходит не только герой, испытанию подвергаются и абстр-ые моральные ценности. Гриммельсгаузен создает в «Симплициссимусе» свою модель мира, ко-ая включает и элементы народной фантазии, например, подводное царство горного озера. Основным местом действия в романе является простор под открытым небом: поле, лес, река, горы, долины, проселочные дороги, где протекает жизнь народа. Гриммельсгаузену удалось дать широкую панораму народной жизни, народных бедствий во время войны. Картины разорения крестьянских дворов, грабежей, убийств, насилий при всей обобщенности и художественной многозначности имеют силу конкретного факта, увиденного очевидцем. В своем протесте против войны и соц угнетения Гриммельсгаузен выступает как представитель соц низов. Это проявляется и в его неизменном сочувствии крестьянству, наиболее притесняемому сословию немецкого общества XVIIв. В начале романа мальчик Симплиций распевает песню, услышанную им от своих родителей. Эта подлинная народная песня XVI в., включенная писателем в роман, является гимном крестьянскому созидательному труду и всему крестьянскому сословию. Для Гриммельсгаузена крестьянин, труженик и кормилец, — основа всей жизни, символ ее неистребимости. В этом отношении важен образ «батьки», приемного отца Симплиция. «Батька» всего дважды появляется на страницах романа: в самом начале, когда читатель становится свидетелем жуткой картины разорения крестьянской усадьбы и пыток, учиненных над крестьянами ландскнехтами, а также в конце романа. Несмотря на перенесенные пытки и потерю всего имущества, «батька» остается на своем клочке земли, который он возделывает в поте лица своего. «Симплициссимус» — роман огромного соц значения. Он с необыкновенной полнотой отражает противоречивую кризисную эпоху нем истории. Идеи и худ достижения этого романа Гриммельсгаузен развивает в других произведениях, тематически связанных с «Симплициссимусом». Значительным явлением в истории немецкой литературы конца XVII в. стал роман Кристиана Рейтера «Шельмуфский» (1696), повествующий о «преопасных» и «прелюбопытных» путешествиях героя на суше и на море. Роман развивает антимещанскую тему сатирических комедий писателя (Шельмуфский — старший сын госпожи Шлампампе в написанной ранее комедии «Честная женщина из Плесина»). Роман Рейтера — едкая сатира на немецкое бюргерство и сферу его духовной жизни. Заслугой Рейтера является возвращение сатире главного ее оружия — смеха, притом смеха веселого, жизнеутверждающего. Эта установка на сатирическое освещение действительности говорит о близости писателя к новым просветительским идеям. В лице Шельмуфского и других многочисленных персонажей Рейтер высмеивает немецкого мещанина с его стремлением попасть в высшее общество, с его галломанией, погоней за модой. Комический эффект достигается благодаря разительному контрасту между жалкой повседневностью немецкого бюргера и иллюзорным миром его фантазии, благодаря противоречию между действительным положением вещей и выдумкой героя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.92.107 (0.014 с.) |