Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собственно философия и поэтика

Поиск

Как и роман Гете, «Генрих фон Офтердинген» - это р. воспитания. При этом Новалис использует тот же принцип - писать по законам самой жизни, вести рассказ шаг за шагом, по внутренним, медленно открывающимся мотивам. История Офтердингена - история того, как входит в мир новая душа, как мир проходит ч/з эту душу. Путь Офтердингена - это путь приобщения к таинству поэзии. Как и Вильгельм Мейстер, Офрердинген хочет найти свое призвание и утвердиться в нем. Но Мейстер стоит перед мучительным выбором: поэзия или ремесло, и его тянут то в одну, то в другую сторону. А для Офтердингена выбор не столь категоричен, его практически нет. Он встречает множество людей разных профессий - купцов, горнорабочего, воина, поэта - и открывает свою поэзию в каждой профессии. Все человеческие занятия соответствуют друг другу. И Офтердинген, ко-му все пророчат судьбу поэта, собственно не должен останавливаться на какой-то одной профессии, ему положено все профессии и призвания вобрать в себя, так как, по представлениям Новалиса. Они все сливаются воедино в призвании поэта.

Средоточие романа - сказка Клингзора, содержащая смысл всего романа в сжатом виде. Сказка прокламирует войну с поэтически бесплодным соврем миром и возвращение к миру чудес, в Золот. век. На земле имеют силу зло и тьма, против них люди должны вести долгую борьбу, в ко-ой поэзия будет воодушевлять их. Сама природа больна и темна, нужно врачевать ее и воспитывать. «Воспитание земли» (так называется один из фраг Новалиса) - это коллективный труд чел-ва, обращенный на землю, на строительство ку-ры сред-ми, добытыми из богатства природы. По сохранившимся страницам 2-ой части, последняя и высшая роль Офтердингена: ему суждено быть миссией природы, избавляющим от зла, вошедшего в нее. Сын плотника воспитывается как поэт, становится пророком, магом, спасителем огрубевшего, забывшего о дух-ти мира. В р. важны мотивы впавшего в ночь, одичавшего естества, темных сил космоса. Новалис предвидит в романе выход из ада, возвращение Золотого века. Отсюда концепция времени у Новалиса. Эпоха, описанная в романе - XIII век, далекое. По Новалису, чем глубже мы погружаемся в первичное, тем ближе мы к будущему. В первичном лежит вся полнота времен, следовательно, и будущее, самое отдаленное, там лежит. Т.о., роман Нов - и созерцание давно минувшего, и угадывание того, что предстоит, причем то и другое связано. Зол. век - и в пр, и в буд.

О его наступлении (в прошлом) говорится в сказке, которую рассказывают Генриху купцы, причем Зол век связан с легендарной Атлантидой (у Новалиса - страна поэтов). Эта сказка предсказывает буд судьбу Генриха, а королем Атлантиды во 2-ой части должен был оказаться Клингзор.

В романе велико значение философских диалогов. Все персонажи судят, обобщают, нечто проповедуют. Люди и их дела видны преимущественно сквозь речи, ко-ми они обмениваются, сквозь диалоги. У Новалиса философствуют все - купцы, женщина с Востока, старик рудокоп, старик отшельник, поэт Клингзор. Так женщина с Востока, которую встречает Генрих в саду у замка рыцаря, вместо того чтобы рассказать о себе осуждает войну и проповедует мир (философствует о войне и мире). Каждый персонаж заодно и мыслитель. Философский стиль способствует тому, что вещи, события, люди становятся как бы незаконченными, податливыми на изменения, не замкнутыми в навсегда им предуказанный контур.

И, наконец о важнейшем философском символе Новалиса, прочно закрепившимся потом в мир ли-ре. Голубой цветок! Голубой цветок появляется в романе впервые во внутреннем монологе Генриха, предваряющем его сон. Весь путь Генриха - это поиск Голубого цветка. Отец его тоже когда-то видел этот цветок во сне. В одном из фрагментов Новалиса видим: «Цветок - символ тайны нашего духа». Поскольку роман, мягко говоря, незакончен, каких-то более конкретных толкований образа голубого цветка, кажется, нет. Есть смутные указания на то, что Цветок - это некая девушка, а в более глобальном смысле - Вечная женственность (тут важно, что в немецком это die Blume).

*** конспект: «Генрих» - энциклопедия идейных и художественных исканий раннего романтизма.

Композиция: развитие сюжета зачастую предсказано, нет авантюрных поворотов, ни одна важная тема не вводится внезапно, но словно вырастает из повествования: Генриху предначертано стать поэтом, но он станет им еще не скоро; однако во всей первой части звучат рассуждения о благородстве и всемогуществе поэзии; встреча с Матильдой и всепоглощающая любовь предваряется сном о голубом цветке. => Динамика устремленности вдаль, энергия главного течения.

Концепция характера: действие лиц не основано на социальной, сословной, профессиональной принадлежности. Каждый выступает носителем определенной темы и ее философ. истолкованием. В этом – ценность персонажей. Матильда – любовь, Клингсор – поэзия, рудокоп – природа и ее сознание, отшельник – история.

Новаторство: полифоническая композиция р, развитие композиции не ч/з внешнюю событийность, а ч/з движение идей, переплетение мотивов.

Сказка Клингсора: попытка ран романтизма создать свою мифологию. Сочетание элементов антич, восточ, древнегерм. Мифов с субъективной аллегорией. О приходе нового времени, о наступлении века свободы, гармонии и поэзии.

Людвиг Тик « Странствия Франца Штернбальда » 1798.

Само название говорит об использовании автором хронотопа дороги. Ученик Дюрера идет в Италию ч/з многие страны. События – 16 век. География событий обширная, но это странствия духа. Географич. реалии не важны, это история становления героя. Влияние романа-воспитания Просвещ, опора на Гёте «Годы учения Мейстера». Различия: у Гёте сфера ис-ва одна из многочис жизн сфер, занимает не доминирующее положение, тв-во Мейстера направлено на преобразование окр. среды. Для Ш. искусство – единственная форма бытия человека.

- отличие Ш. от остальных романтических героев, он слишком наивен.

Фр. Ш. странствует, т.к. им руководит томление. Понятие «философия томления». Томление – стремление к идеалу, тоска по прекрасному, божья искра, данная только избранным.

Разнообразие стран для критериев национального искусства, сопоставление северного и южного искусства. Постоянные споры Ф.Ш. и его собеседников: Голландия – Лука Лейденский: апологет замкнутого национального искусства. Ориентир – традиции и природа своей страны. Дюрер – необходимо сопоставлять свои взгляды с чужими. Он – инициатор путешествия.

Италия: произведения художников, без вступления их в действие романа. Сопровождает Франа Ш. Флориан, юноша, представитель противопол отнош к ис-ву. Ис-во не работа, а легкое вдохновение. С помощью соблазна Франц утверждается в правильности своего выбора.

Роман не завершен. Ис-во для Франца связано с религией.

Тема любви: отголоски средневек ли-ры. Л-вь Франца – л-вь-мечта, воспоминание о юной девушке.

Изображ чувств: мысль и чувства – гл предметы изображ в р. Песня – как отклик на эмоции Франца.

Роман и лирический, и эпический. Лирика пробуждается природой. Природа – вдохновение для художника. Мир социума практически не разработан. 16 век – век искусства, золотой век постижения истины.

Роман – цепочка впечатлений. Основа раннеромантического романа. Влияние на йенцев. «Странствия…» - один из вариантов «Анти-Мейстера». Изменение отношения к Гёте со временем.

Подчеркивается лирическая стихия.

Роман Тика повествует о пути в Италию юного художника, восхищенного творчеством божественного Рафаэля. В пути он встречается с любителями искусства; молодые люди пишут и читают свои стихи, поют песни, считая, что в песне слова совсем не обязательны — музыка передает настроение полнее. История странствий Франца прерывается рассказами его спутников-странников, усиливая возвышенно-романтическое настроение. Странствуя, познает себя, искусство и мир не только Штернбальд.

Философия Шеллинга и идеи Вакенродера лежат в основе размышлений главного героя и тех, у кого он учится жизни и мастерству. Тема природы как основы всего сущего возникает неоднократно. Слова «я слушаю», «я слышу» передают стремление «вчувствоваться» в природу, познать ее тайны, поднять то покрывало Изиды, которое скрывало смысл сущего в повести Новалиса. Франц размышляет о малых силах отдельного человека, противопоставляя их вечности, ибо его сердце изнемогает в стремлении к Абсолюту. Природа наделяется свойствами человека: она способна чувствовать. Одна из героинь говорит Штернбальду, что она видела, как под руками недобрых людей увядали растения, как будто испытывая страх.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.61.243 (0.012 с.)