Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Русская философия» (лекция).↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ» КОЛЛЕДЖ
«Русская философия»
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа по дисциплине «Основы философии»
Ростов-на-Дону
Рассмотрено Согласовано на заседании ЦК общегуманитарных, Зам. директора по УР социально-экономических и ___________О.Ю.Крутянская естественнонаучных дисциплин «_____» ____________ 2011 г. Протокол № _____ от «____» __________ 2011 г.
«Утверждаю» Зам.директора по НМР ____________ Н.А. Артеменко «_____» ___________ 2011 г.
Учебно-методическое пособие «Русская философия» по дисциплине «Основы философии» предназначено для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа всех специальностей при изучении данной темы. Пособие составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основании примерной программы дисциплины с учетом специфики учебного заведения.
Составитель: к.филос.н. Жарова М.Н.
Рецензенты: Мерклин В.И.,старший преподаватель кафедры истории и философии РостГМУ Осипова Н.Е., преподаватель дисциплины «История»
Тема: «Русская философия» (лекция).
Исходный уровень знаний студентов для освоения темы. Студент должен: знать: «материализм», «идеализм», «диалектика», «эмпиризм», «рационализм» иметь представление: На лекции рассматриваются следующие вопросы:
1. Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. М.В. Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. 2. Н.А.Радищев и постановка проблемы свободы. П.Я.Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии. 3. Русская религиозная идеалистическая философия (Вл. Соловьев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы. 4. Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы. Марксизм в России (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.). 5. Философская мысль выдающихся русских ученых материалистов (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, В.И.Вернадский, И.И.Мечников, И.П.Павлов и др.). В.Ф.Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) и его вклад в медицину и философию («Очерки гнойной хирургии», «Дух, душа и тело»). 6. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). 7. Судьба русской философии в XX веке. Итоговый уровень знаний. Студент должен иметь представление об исторических и социальных условиях становления русской духовности, ее специфических особенностях, о взаимосвязи русской философской мысли с наукой, религией, искусством, моралью. Студент должен знать основные направления русской философии, ее выдающихся представителей, главные проблемы, разрабатывавшиеся в русской философии и пути их решения.
Таблица 1. Основные этапы развития русской философии
Таблица 2. Основные направления развития русской философии XVIII века
Таблица 3. Основные направления развития русской философии XIX века
Таблица 4. Основные направления развития русской философии конца 19 – 20 веков
Информационный блок Западники и славянофилы в русской философии. Середина XIX века в России – это время образования двух мировоззренческих, философских направлений – славянофильства и западничества. Западничество – движение русской общественной мысли 40-50 гг. 19 в., сторонники которого широко пропагандировали и защищали идею «европеизации» России, начатую еще государственными, политическими и церковными реформами Петра 1. На этом пути, как считали западники, Россия должна в исторически короткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизаций. К середине 40-х годов, под влиянием прежде всего европейской революции 1848 г., западничество, как антифеодальная и антикрепостническая идеология, разделилось на два крыла: умеренно-либеральное (П.В.Анненков, В.Д.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин) и революционно-демократическое (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев). Все философские построения А.И.Герцена пронизывает идея единства – единства природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления, сознательной и бессознательной деятельности, индивида и народа, естествознания и философии, науки и жизни. В политической области Герцен стремится к достижению общества без насилия и антагонизмов. Российское будущее он связывал с идеалами народного социализма. Народничество (60-80 гг. XIX в.) как направление русской философии выросло из учения А.И.Герцена о «русском», т.е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался и оценивался как реакционное, попятное движение в социально-экономическом и культурном отношениях. Сформировалось русское народничество в своих трех вариантах: П.Н.Ткачев – «революционный макиавеллизм» и «якобинство»; П.Л.Лавров – «критически мыслящая личность», претворял в своей деятельности субъективистское начало; М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин – анархизм. Славянофильство – направление русской общественной и философской мысли 40-50-х годов 19 века, выдвинувшее и обосновавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству, т.е. ориентации общественного сознания на западноевропейский (буржуазный) путь развития. Теоретики славянофильства: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Они разрабатывали его философскую основу в духе идей византийской патристики и православия, стремясь таким способом преодолеть односторонний логицизм и рассудочность европейской философии и культуры, противопоставив им учение о единстве духа (ума, чувства и воли). Соборность, или общинность, единство, свобода, любовь – вот ключевые и наиболее плодотворные идеи А.С.Хомякова. И.В.Киреевский разрабатывал принцип целосности – единства истинной духовной и естественно-жизненной сфер жизни человека.
В.С.Соловьев (1853 – 1900) Работы Соловьева: «Кризис западной философии (против позитивистов)», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра», «Чтение о Богочеловечестве». Основные идеи: Идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.). идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь) идея прогресса – как всеобщей связи поколений идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество. Идея Бога как выражения добра, Идея «богочеловека» как жизненного пути личности, на котором человек следует добру, нравственности, Богу. Идея Софии – всеобщей Божественной мудрости. София – образ вечной женственности. Центральный образ в философских учениях В.С.Соловьева, С.Булгакова, П.Флоренского. София характеризует художественную, интимно-поэтическую грань идей всеединства. Русская идея, состоящая по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра 1) и «Свободной Руси» (духовные ценности декабристов и Пушкина). Русская идея – это идея особой судьбы и предназначения России. В 19 – начале 20 века эту идею развивали П.Я.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, Н.А. Бердяев. Всеединство – это единство вселенной, всего сущего; это высший онтологический принцип организации бытия, означающий взаимопроникновение и, вместе с тем, взаиморазделенность всех вещей и явлений мира. В онтологии всеединство предстает как благо, истина и красота, в гносеологии – как система цельного знания. В своей философии Вл.Соловьев развивает мысль о том, что сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью, - всеблагой, любящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, который олицетворяет собой положительное всеединство. Философию Вл.Соловьева так и называют: философия положительного единства. Всякое многообразие скреплено божественным единством. В сущем и причастных к нему вещах заключены в единстве благо (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализующееся чувство). Отсюда следует формула Соловьева: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Три абсолютные ценности – благо, истина и красота – всегда образуют единство, смыслом которого является любовь. Любовь – это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь – это воссоединение в Боге, это платоническая любовь по преимуществу, это истинная духовность, что, собственно, и обеспечивает спасение, воскресение человека и вместе с тем приобщение его к вечности, то есть преодоление им смерти. Т.об., философию Вл.Соловьева, по праву можно назвать философией любви. Идеи концепции всеединства Вл.Соловьева развивали С.Н. и Е.Н.Трубецкие, С.Н.Булгаков, Н. Бердяев, Федотов, Флоровский, В.Ф.Эрн, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин. С.Н.Булгаков - философ, культуролог, социолог, политэконом. Он получил образование в Московском университете и был оставлен в качестве преподавателя политэкономии. В это время он придерживался марксистской философии, от идей которой впоследствии отказался. Он был депутатом II государственной думы, а в 1917 г. - член поместного собора, восстановившего патриаршество в России, затем сам становится священником, пройдя путь от религиозной философии к богословию, став в Париже профессором. В своем творчестве Булгаков развивает идеи Соловьева и создает собственную оригинальную систему - социологию, в которой переплетаются космизм, софийность со стихией падшего состояния тварного мира. С.Н. и Е.Н.Трубецкие предприняли попытку создать целостное религиозное мировоззрение, основанное на понимании истории как процесса сотрудничества человека с Богом, как боготворчество. Мир в их понимании должен быть преобразован не насилием, а подлинностью христианского учения. Е. Трубецкой в работе «Смысл жизни»: «Ад – это возможность никогда не умирать». П.Я. Чаадаев считал, что апокалипсис – это характеристика возможного нашего перепада в это состояние, а с другой стороны, способности стать на предел в отказе от мира, с которым срослись, и за этим пределом увидеть свое истинное благо и свой истинный образ, увидеть реальность как она есть. Чаадаев указывал на то, что апокалипсис не есть эпоха, которая наступит и вера в которую была бы знаком какого-то пессимизма или какого-то особого апокалипсического состояния у человека, живущего в точке до апокалипсиса. Н.А.Бердяев (1874 – 1948) – рассматривал многие проблемы, но его интересы концентрировались вокруг проблем внутреннего мира человека, его свободы, взаимоотношений Человека и Бога, т.е. его философия носила экзистенциальную и религиозную направленность. Основные положения философии Бердяева: высшей ценностью в окружающем мире является свобода. Свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека, свобода человека подвергается угрозе извне. Данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления. Общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность, а задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя. Ключевую роль в жизни человека играет также религия. Бог должен быть нравственным символом, примером для человека. Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных». Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек – в роли его раба. Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самом собой. Н. Бердяеввместе с Л. Шестовым стал основоположником философии существования, которая получила свое дальнейшее развитие в работах экзистенциалистов (А. Камю, Г. Марсель и др.). В центре философии Бердяева – проблемы духовности, свободы, творчества, смысла жизни, смерти. Его философия антропоцентрична. В работах "Духовный кризис интеллигенции" и "Кризис искусства" Бердяев стремился убедить своего читателя в том, что только внутренние потенции личности, способные "обнажать" религиозно-мистическую сущность бытия, позволяют обрести подлинную свободу. Единственный выход из духовного кризиса он видел в религиозных исканиях индивида. Естественное состояние человека он видел в одиночестве и отчаянии. Л.И.Шестов (1866 – 1938) – главной темой была проблема человека, его жизнь, его поступки, его права. Человек и человеческая жизнь, по мнению Шестова, уникальны. Жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу. Л. Шестов развивал идеи о том, что путь к подлинной свободе лежит через отрицание и признание мистико-иррационалистических принципов сознания. Абсолютизируя индивидуальную обособленность художника и его нравственной позиции, автор тем самым утверждал независимость личности от каких-либо высших условий бытия, ориентировал сознание на внутреннюю замкнутость, изолированность от общества. В своих работах "Истоки и смысл русского коммунизма", "Русская идея" Бердяев, исследуя истоки и смысл русского коммунизма, приходит к выводу, что коммунизм - это продукт русского национального характера, которому свойственна мессианская идея освобождения человечества и спасения народов от завоевателей. Н. Ф. Федоров - оригинальный философ, развивавший идеи взаимосвязи человека и космоса, создал теорию "общего дела". Согласно теории "общего дела", люди должны объединиться для "дела" воскрешения, в братство, которое победит смерть, организует космическую жизнь, воскресит мертвых. Активный деятельный человек должен подчинить разуму и знанию стихию и преодолеть иррационализм. Федоров создавал свою концепцию в период, когда "цепь" революционных событий, наполненных насилием, достигает своего апогея. Он предлагает коренное изменение типа человека, его менталитета, его деятельности в период войн и революций. Н.Ф. Федоров писал: "Мир, каков он в настоящем, каким он дан нам в опыте, так сказать пассивном, есть только совокупность средств для осуществления того мира, который дан нам в мысли, в представлении…". Он предлагает проект "регуляции природы", сознательного управления эволюцией, который предусматривает и овладение природой, и переустройство самого организма, а в итоге - победу над смертью, воскрешение предков. Свое учение Федоров называл активным христианством. Он считал, что в учении Христа содержится космический смысл - призыв в активному преображению природного, смертного мира в иной, не природный, бессмертный божественный тип бытия (Царствие Небесное). Федоров был убежден, что божественная воля действует через человека как разумно-свободное существо, через единую соборную совокупность человечества. Главная задача при этом: сделаться активным орудием воли Бога, а воля его ясна: возведение мира в православное бессмертное состояние через самого человека. Федоров был убежден, что требование активности человека вытекает из основоположений христианской антропологии. Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937-43 на Соловках). Его творчество многогранно, затрагивает все сферы философии. Это русский философ и ученый, обладавший крайне разносторонними интересами и внесший значительный вклад в философию, лингвистику, математику, культурологию, электротехнику. В частности, он занимался символикой собственного имени, интересовался проблемами сновидений, написал исследование, посвященное иконописи, занимался проблемами пространства в искусстве. Первое образование Флоренского - математическое. Однако, по окончании университета он принял решение отказаться от карьеры математика и изменить сферу деятельности. Флоренский поступил в Духовную академию, где активно занимался историей философии и религии; в 1911 г. он защитил диссертацию, которая впоследствии легла в основу его книги "Столп и утверждение истины" (1914), и получил сан священника. Флоренский оставил после себя подготовленную для энциклопедического словаря "Гранат" краткую характеристику тех философских вопросов, которые его волновали и которые он стремился разрешить. Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики - закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос - начало энтропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т.д.). Знание открывается разуму непосредственно. В будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и другим в области физики и математики. А.И.Ильин – его творчество значительно и многогранно. Рассматривал вопросы природы духовности, сущности творчества, создающего культуру. Н.О.Лосский развивал идею об интуиции как целосном знании, охватывающем и разум, и чувства, и волю, постигающем саму сущность жизни. Принцип интуитивизма Лосского – это «органическое миропонимание», которое включает в единый процесс как природное, так и социальное. Лосский предложил органический идеал реализма в метафизике и интуитивизма в гносеологии.
К.Э.Циолковский (1857 – 1935) Сторонник идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. Он считал, что основа материи состоит из мельчайших частиц – атомов, которые, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, тело не исчезает совсем – оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. Космос, по его мнению, живой по своей сути и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Он верил в возможности науки и техники, возможность человека покорить космос и общаться с другими цивилизациями. А.Л.Чижевский (1897 – 1964) Создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы (войны, революции). Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, имеющей под собой научную почву. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. В.И.Вернадский (1863 – 1945). Следуя традициям русской материалистической философской мысли (А.В. Ломоносов, А.И.Герцен, Тимирязев и др.), В.И.Вернадский считал, что влияние философии на развитие естественных наук и наук о человеке очень велико. Он писал, что ученый, подойдя к крупным научным обобщениям, неизбежно встречается с философскими понятиями и должен считаться с достижениями философской мысли. В то же время, и философ неизбежно опирается на научные факты, обобщения, гипотезы. Для такого взаимопроникновения науки и философии необходимо многообразие философских идей. Эти идеи Вернадского звучали «еретически» в условиях 20-30 гг. в СССР, когда единственно возможной, истинной считалась только марксистско-ленинская философия. В.И.Вернадский не отрицал значения марксистско-ленинской философии для научного познания. Но он считал ошибочным признание ее как абсолютной истины. Научное знание общезначимо, а в философии общеобязательного нет. Он отмечал, что в истории человеческой мысли нет ни одной эпохи, когда существовало бы только одна-единственная философия. Всегда существуют самые противоположные философские системы. Защита идеи необходимости существования различных философских учений, критика диалектического материализма рассматривалась как покушение на государственную идеологию, советскую систему ценностей. В отличие от большинства «официальных» философов, Вернадский придавал большое значение истории философии, считая ее школой человеческой мысли. Он поддерживал исследования в области истории философии. Вернадский утверждал, что философские системы непрерывно развиваются и существуют во всем своем многообразии. Такие философские системы, как учения Ф.Аквинского, Г.Гегеля, К.Маркса должны рассматриваться не как застывшие, а как дающие начало новым философским знаниям. Он подчеркивал, что характерной чертой начала 20 века является возрождение и усиление идеалистических течений в философии. Эти идеи высказывались Вернадским в различной форме и были обобщены в работе «Записки о выборах члена Академии по отделу философских наук» (1928). Они вызвали резкую критику, доходившую до политических обвинений. Один из главных оппонентов Вернадского академик А.М.Деборин писал, что «…все мировоззрение Вернадского… глубоко враждебно материализму и нашей современной жизни. Нашему социалистическому строительству», Философское творчество Вернадского основывалось на глубоком проникновении в сущность мировых процессов, процессов взаимосвязи человека, земли, космоса. Разрабатывая новую картину мира, Вернадский опирался на данные геохимии, геологии, астрономии, биологии, антропологии. Он продолжил и развил традиции русского космизма. Главное научно-философское учение Вернадского – это учение о ноосфере. Учение о ноосфере В.И.Вернадского изложено в его работах: «Философские мысли натуралиста», «Биосфера» и многочисленных статьях. Ноосфера (от греч. ноос – ум, разум) – понятие, которое ввел в науку Э.Леруа Ноосфера – это область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, в результате которой человек преобразует природу в соответствии со своими интересами и включает в нее все новые планетарные и космические явления. Теория ноосферы. В.И.Вернадский показал, что кроме литосферы (верхней части земной коры) и атмосферы существует биосфера – сфера «живого вещества» во всех ее проявлениях в океанах и на суше. Между биосферой и литосферой – косной, безжизненной частью земли происходит непрерывный обмен в виде движения атомов. При этом Земля и ее биологическая оболочка тесно связаны с космической средой. Вернадский вводит понятие Лик Земли, т.е. ее «изображение в Космосе, вырисовывающееся извне, со стороны, из дали бесконечных земных пространств». На основе научных данных он делает вывод о том, что биосфера испытывает воздействие космических излучений, она включается в круговорот вещества и энергии. Эта живая природа, связанная с безжизненной частью земли, с космосом, образует, благодаря почве и природным зонам основу, на которой развивается вся жизнь человека и общества – материальная, научная, культурная. Таким образом, человек включается в систему природного, космического круговорота. Научная мысль человека, коллективный разум и коллективный труд всего человечества приводят к тому, что биосфера переходит в новое состояние – ноосферу. По мере эволюции человека усиливается его деятельность по преобразованию окружающей природы. Появляется новая сфера разума – ноосфера. Это сфера жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. Таким образом, формируя ноосферу, расширяя ее границы, человек, его разум включаются в систему космических процессов. Вернадский считал, что в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. Цивилизация уже не может прерваться или уничтожиться, т.к. она – результат мысли и труда людей, она уже природное явление и образует ноосферу. Поэтому человечество должно осознавать себя в общепланетарном масштабе и беречь биосферу, тем самым беречь и сохранять себя. Осознание этого требует не только коллективных усилий ученых разных стран и народов, но и соединения всех познавательных способностей человека, т.е. и наука, и философия, и религия, и искусство должны служить единой цели – познание мира и человека. Вернадский считал, что «философская мысль и религиозное творчество, общественная жизнь и создания искусства теснейшими и непрерывнейшими узами связаны с научным мировоззрением». Таким образом, Вернадский продолжил не только традиции русского космизма, но и идеи В.Соловьева, П.Флоренского, развил идеи философии всеединства, объединяющие философию, науку, религию, искусство. Формула «истина-добро-красота» пронизывает все философское творчество Вернадского послеоктябрьского периода. Ситуационные задачи 1. Л.Н.Толстой писал: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». Какие идеи философско-религиозного учения Л. Толстого содержатся в этом высказывании? Тестовые задания
а) материалистического б) социально-политического в) революционно-демократического г) теологического
а) А.Н.Радищев б) В.И.Вернадский в) М.В.Ломоносов г) А.Л.Чижевский
а) создал мир и определяет законы его развития б) создал мир, но природа развивается по своим законам в) влияет только на духовный мир г) определяет законы природы
а) целостное единство веры, истины и красоты б) познание истинной веры в Бога в) следование нравственным заповедям г) постоянное стремление к познанию истины
а) материя вечна и неуничтожима б) все существующее в мире состоит из материи в) материя состоит из атомов г) законы природы познать в полной мере невозможно 6. Движение русской общественно-философской мысли середины 19 века, сторонники которого пропагандировали идею европейского пути развития России – это а) западничество б) марксизм в) славянофильство г) космизм 7. Направление русской общественно-философской мысли середины 19 века, выдвинувшее идею особой роли России и других славянских стран в мире – это а) западничество б) марксизм в) славянофильство г) космизм 8. По мнению Ф.М. Достоевского христианская религия является а) препятствием общественного развития б) основой человеческой духовности в) основой правового регулирования в обществе г) способом познания мира 9. Идею богочеловечества выдвинул а) Л.Н.Толстой б) Ф.М.Достоевский в) В.С.Соловьев г) Н.А.Бердяев 10. 10 Жизненный путь человека, на котором он следует заповедям Бога в учении Ф.М. Достоевского называется путь а) человекобожества б) всеединства в) богочеловечества г) непротивления злу насилием 11. Жизненный путь человека, на котором он отвергает Бога, всякие авторитеты, считает себя в праве делать все, что хочется, в учении Ф.М.Достоевского называется а) человекобожества б) всеединства в) богочеловечества г) непротивления злу насилием 12.Ф.М.Достоевский является в русской философии представителем направления а) теологического б) славянофильство в) космизм г) западничество 13. Идея непротивления злу насилием принадлежит а) Ф.М.Достоевскому б) В.С.Слловьеву в) Н.А.Бердяеву г) Л.Н.Толстому 14. В основе идеи непротивления злу насилием лежит мысль о том, что а) насилие осуждается христианской религией б) смерть и насилие – главное зло на земле в) применение насилия трудно ограничить г) можно достичь цели другими средствами 15. Согласно учению Л.Н.Толстого, смысл жизни человека – это а) самосовершенстование б) служение Богу в) труд на благо общества г) стремление к знаниям 16. Основоположник философии всеединства в русской философии а) Н.А.Бердяев б) П.А. Флоренский в) В.С.Соловьев г) С.Н.Булгаков 17. Объединение и гармония всех сторон бытия – это главная идея философии а) толстовства б) всеединства в) славянофильства г) западничества 18. Нравственность является главным аспектом жизни человека; низшим ее уровнем является право, а высшим – любовь. Это одна из главных идей учения а) Л.Н.Толстого б) М.В.Ломоносова в) В.С.Соловьева г) В.И.Ленина 19. Согласно учению В.С. Соловьева, всю полноту бытия определяет единство трех абсолютных ценностей а) вера, добро, истина б) вера, благо, красота в) добро, вера, красота г) благо, истина, красота 20. В учении Вл.Соловьева Бог - это а) благо б) истина в) любовь г) милосердие 21. Высший онтологический принцип организации бытия, означающий взаимопроникновение и вместе с тем взаиморазделенность всех вещей и явлений мира в русской философии обозначается понятием а) богочеловечество б) всеединство в) София г) человекобожество 22. Область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, в результате которой человек преобразует природу соответственно своим интересам и включает в нее все новые планетарные и космические являения В.И.Вернадский назвал а) социум б) экосистема в) биосфера г) ноосфера 23. Направление в русской философии, которое рассматривало космос, природный мир и человека как единое взаимосвязанное целое – это а) космизм б) всеединство в) марксизм г) славянофильство 24. Представителем русского космизма не является а) К.Э.Циолковский б) В.И.Вернадский в) А.Л.Чижевский г) Д.И. Менделеев 25. Философ, считавший, что свойства материи позволяют считать жизнь на Земле не единственной во Вселенной – это а) К.Э.Циолковский б) А.Л.Чижевский в) В.С.Соловьев г) В.И.Вернадский 26. «Жизнь – это неотъемлемая черта космического бытия», - считал а) В.С.Соловьев б) А.Л.Чижевский в) К.Э.Циолковский г) В.И.Вернадский 27. Космос К.Э.Циолковский понимал как область мироздания, а) в которой существуют другие разумные миры б) для дальнейшего распространения разумной деятельности человека в) оказывающую влияние на жизнедеятельность человека г) недоступную для научного познания 28. Самым значимым элементом космоса, оказывающим влияние на все формы жизни на Земле, согласно теории А.Л.Чижевского, является а) Луна б) кометы в) Солнце г) Млечный путь 29. Согласно теории А.Л.Чижевского, активность Солнца влияет на а) состояние здоровья человека б) поведение животных в) природные явления г) состояние всего живого на Земле 30 Материалистическое понимание психической жизни человека предложил в своем учении а) И.Н.Сеченов б) В.И.Вернадский в) И.П.Павлов г) И.И.Мечников 31. В.И.Ленин считал, что для переустройства общества на принципах всеобщего равенства и справедливости необходимо а) постепенное демократическое реформирование общества б) просве
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 4715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.149.55 (0.021 с.) |