Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М.В.Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
М.В.Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в философии. М.В.Ломоносов отстаивал идеи деизма и теорию двойственной истины, первым в России воздвигшим «храм любомудрия» и науки. Он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации, а шел от теории, логического обобщения, которое и позволяло строить философию природы на основе материи, которой обусловливается «все, что есть, и происходит в телах». Материя вечна и неуничтожима. Природа же совершенно проста, изначально сотворена во всей своей необходимой полноте и действует на основании естественных законов. Ломоносов составил правила «изобретения» вымыслов», а теория воображения глубоко вскрывала причины заблуждений в сфере научного познания и выявляла истоки эстетического отношения к действительности. Он не мыслил себе духовность иначе, как целостное единство веры, истины и красоты. В философии Ломоносова также уделяется большое внимание этике, морали, нравственности. Он выдвинул атомистическую («корпускулярную») теорию строения вещества, согласно которой все предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад. Отношение к Богу у М.В.Ломоносова – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхестественной силой и возможностями. В.Ф. Войно-Ясенецкий, рассматривая проблему взаимоотношения веры и науки, писал: «Что же касается вопроса o взаимоотношении ее c наукой, то лучше всего дать слово основоположнику нашей науки M. B. Ломоносову. Поскольку еще в его время были люди, стремившиеся поссорить верy c наукой, Ломоносов писал: «Правдa и вера суть две сестры, родные дщери Одного Вcевышнего Родителя, никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду вскинет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого междоусобия» (M. B. Ломоносов). А вот слова M. B. Ломоносова: «Создатель дал роду человеческому две книги; в одной показал Свое величество, a другой - Свою волю. Первая - видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его создания, признал Божественное Всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая - Священное Писание. B ней показано Создателево благоволение к нашему спасению. B сих пророческих и апостольких боговдохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковые учители >. А в книге сложения видимого мира сего суть: физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители. He здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии и химии. Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение праведным, наказание законопреступным и благополучие жития c волею Божиею согласованного. Астрономы открывают храм Божественной силы и великолепия, изыскивают способы их ко временному нашему блаженству, соединенному c благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обе обще удостовеpяют нaс не только токмо в бытии Божием, но и o несказанных к нам Его благодеяниях. Грех всевать плевелы и раздоры» (M. B. Ломоносов). Материалистические взгляды М.В. Ломоносова проявились, прежде всего, в его понимании природы. Причины различных заболеваний М.В. Ломоносов видел преимущественно в окружающей человека среде – негигиеническом образе жизни, антисанитарных обрядах, дурных привычках и т.д. Он писал, что с началом весны, «когда все скверности, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водой и нам… в желудок, в легкие, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, порождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить далее»[1]. Большое внимание М.В. Ломоносов уделял питанию, считая правильный его режим важнейшим оздоровительным условием. Он считал посты серьезным болезнетворным фактором и предлагал изменить их сроки. Он считал, что сроки постов были механически перенесены в Россию из Германии с ее теплым климатом и богатой растительностью. В Греции посты совпадают с пробуждением и расцветом природы, дающим пищу. В России же посты совпадают, как правило, с холодным временем года, когда пищевые запасы и их количество резко понижаются. Различные же обряды, связанные с изменением питания, по мнению Ломоносова, ведут не только к высокой заболеваемости, но и часто смертности. Для устранения причин высокой детской смертности М.В. Ломоносов предложил провести ряд мероприятий государственного масштаба. К ним относится издание книг о лечении «младенческих болезней», продажа доступных по цене лекарств, издание на родном языке наставлений о «повивальном искусстве», организация приюта для внебрачных детей и т.д. Ломоносов говорил о негативных последствиях обряда крещения для здоровья детей. Он писал: «…Невеждам попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властью, чтобы всегда крестили водою летней… Затем, что холодная исшедшему недавно из теплой материнской утробы младенцу, конечно, вредна»[2]. Выходец из народа, М.В. Ломоносов высоко ценил рациональный опыт народной медицины, искусство лекарей, повивальных бабок и т.д. В своем письме графу И.И. Шувалову, вошедшем в историю под названием «О сохранении и размножении российского народа», М.В. Ломоносов писал, в частности, о необходимости резкого увеличения подготовки и выпуска отечественных врачей, докторов медицины и аптекарей. Ломоносова, по инициативе которого в МГУ сразу при открытии его начал работать медицинский факультет, считают основоположником медицинского образования в России. В работе М.В. Ломоносова «Курс историко-физической химии» (1752) выражена точка зрения ученого на живой организм. В живых органических телах «…волокна, протоки, сосуды, соки в них обращающиеся должны все рассматриваться как одно целое». Отсюда следует понимание Ломоносовым болезни. Он считал, что ее следует рассматривать не только как местный, сугубо локальный процесс, а прежде всего как заболевание организма в целом. Находясь на позициях прогрессивного для того времени гуморального направления в патологии, М.В. Ломоносов считал, что болезнь возникает от образующихся в теле нашем «повреждений жидких материй». В области биологии Ломоносов рассматривал проблемы с материалистических позиций. Исходя из своей корпускулярной теории строения мира, Ломоносов выдвинул идею единства строения различных организмов. Организмы «… суть весьма тонкие и невидимые простым глазом пузырьки и трубочки, составляющие твердые части животных и растительных вещей», - писал Ломоносов в «Слове о пользе химии» (1751). Идея движения корпускул, перенесенная на мир животных и растительных организмов, все более принимала форму тезиса об изменчивости данных корпускул. Материалистические взгляды позволили М.В. Ломоносову подойти к рассмотрению этиологии и патогенеза ряда заболеваний, особенно психических. Причину эпидемий он, например, видел не в происках злого духа, а в изменении качества воды, продуктов питания, делающих их причинами заболеваний человека. Отмечая роль микроорганизмов («червей» по действовавшей в 18 в. классификации К. Линнея), Ломоносов фактически сделал шаг к созданию бактериальной теории болезней, утвердившейся в медицине только через два столетия. В противоположность господствовавшему религиозному объяснению различий между животным и человеком, Ломоносов пишет о сходстве, единстве и генетическом родстве жизненных процессов в организме человека. В своей работе «О нечувствительных физических частицах» он писал: «…По словам Ньютона, дыхание одинаково в человеке и животном». Рассматривая неразрывную связь и взаимовлияние различных наук, М.В. Ломоносов особо подчеркивал роль физики и химии в поступательном развитии медицины. Он писал о том, что химия позволяет раскрыть особенности различных процессов в организме, изготовить лекарственные препараты из трав и минералов. «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может»[3]. Естественнонаучные открытия и теоретические обобщения, сделанные М.В. Ломоносовым, позволяли по новому понять и осмыслить многие процессы и явления биологии и медицины. В частности, разработка физических основ горения и окисления позволила глубже понять процесс дыхания. Открытие закона сохранения вещества и движения, внедрение в химию количественного анализа, явились важным этапом в подготовке углубленных биохимических и физиологических исследований организма. Вся передовая медицина второй половины 18 и всего 19 веков испытывала непосредственное влияние материалистической философии М.В. Ломоносова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.009 с.) |