Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская мысль выдающихся русских ученых материалистов (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, С.П. Боткин, И.И.Мечников, И.П.Павлов и др.).

Поиск

Русская материалистическая философия и передовая отечественная наука, в том числе и медицина, находились в состоянии взаимовлияния, тесной взаимосвязи друг с другом. Лучшие представители философии и медицины 19 – начала 20 веков часто решали единые, общие проблемы. К ним следует отнести проблему взаимоотношения организма и среды, проблему происхождения и сущности психики человека и многие другие. Выдающиеся отечественные ученые (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, С.П. Боткин, И.И.Мечников, И.П.Павлов и др.) подходили к этим проблемам с целью изучения их конкретного естественнонаучного механизма.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834 - 1907) – великий русский ученый, химик.

Д.И. Менделеев признавал тесную взаимосвязь науки и философии в исследовании разнообразных проблем человека. Он считал, что научные факты, составляющие основу научных выводов, связаны с человеком, его личностью.

Д.И. Менделеев применил главные идеи эволюционной концепции развития природного мира к проблемам развития общества. Он считал, прогрессивное развитие общества обусловлено его эволюционным развитием. Все социальные изменения должны происходить без резких скачков, без революционных потрясений. Только тогда они будут эффективными. Эти выводы Сеченов И.М. обосновывал не только примерами из социальной жизни, но и из истории природного мира. В основе прогресса общества, по мнению Д.И. Менделеева, должен быть прогресс естественно-научный, технический, промышленный. Интенсивное освоение природных ресурсов Менделеев считал реальным путем достижения подлинного прогресса.

Д.И. Менделеев был материалистом. Он активно выступал против распространенного в конце 19 – начале 20 века спиритизма – религиозно-философского направления, в котором развивались идеи возможности общения с потусторонним миром и разрабатывались соответствующие методы. В своей работе «Материал для суждения о спиритизме» (1876) он показал связь спиритизма и мистики.

Сергей Петрович Боткин (1832 – 1889) – выдающийся врач, создатель крупнейшей в России терапевтической школы, заложивший основы клинико-экспериментального направления в отечественной медицине.

По мнению С.П. Боткина, целостность жизнедеятельности организма обеспечивается нервной системой. В таком подходе к пониманию жизнедеятельности организма проявляется принцип целостности.

С.П. Боткин ввел в медицину новый метод исследования – клинический разбор больных. В его основе лежит отношение к болезни как к явлению, затрагивающему не какой-либо отдельный участок, а весь организм в целом. Порядок клинического разбора предусматривал выявление хода заболевания с последовательным и подробным описанием симптоматики. Диагноз ставился после анализа всей совокупности признаков заболевания. С.П. Боткин обращал особое внимание на посмертное подтверждение диагноза. Обязательное проведение аутопсии после каждого случая смерти больного в клинике внесло значительный вклад в процесс научного познания медицинских проблем.

В соответствии с принципами С.П. Боткина диагностика подобна гипотезе, которая подтверждается или опровергается течением болезни. Главным условием использования этой гипотезы является критическое отношение к ней, т.е. точное знание того, что есть факт, а что – только предположение. Боткин считал, что в процессе установления диагноза необходимо перебирать все возможные варианты (гипотезы).

С.П. Боткин писал: «Болезнь не есть нечто особенное, самостоятельное. Она представляет обычные явления жизни при условиях, невыгодных организму, который или умирает, или в силу своей приспособляемости восстанавливает равновесие, достигая более или менее полного выздоровления, или же остается больным. Только в этом случае сохраняет способность передать болезнь или расположение к ней своему потомству, что обусловливает наследственность болезней».

С.П. Боткин решал проблему этиологии заболеваний с позиций материалистического понимания взаимоотношения организма и среды. Он считал, что «понятие болезни неразрывно связывается с ее причиной, которая исключительно всегда обусловливается внешней средой, действующей или непосредственно на заболевший организм или через его ближайших или отдаленных родственников». Боткин утверждал, что окружающая среда не только формирует структуру и функции организма, но и при определенных условиях наносит им вред, т.е. выступает в роли этиологического фактора болезни. По его мнению, любая болезнь тем или иным образом связана с воздействием внешнего раздражителя, который является первопричиной патологических процессов в организме. Он выступал против взглядов на болезнь как самостоятельный процесс, не связанный с окружающей средой.

Таким образом, в своих работах С.П. Боткин высказывал идеи, важные для формирования материалистической концепции болезни как специфического состояния человека, имеющего определенные материальные причины своего возникновения и развития.

Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) – выдающийся деятель российской и мировой медицины, хирург, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии.

Философские взгляды Н.И. Пирогова в большинстве случаев рассматриваются на основе его высказываний в «Дневнике старого врача», написанном в последние годы его жизни.

Н.И. Пирогов принадлежал к числу естествоиспытателей, имевших стихийное, не до конца осознаваемое убеждение в первичности объективной реальности внешнего мира, отражаемого нашим сознанием.

Рассматривая внешнюю среду в качестве первоосновы психической деятельности, Н.И. Пирогов писал: «Все обнаруживаемое в нас бытие, обнаруживается посредством ощущений, т.е. посредством связи с внешним миром». Он резко выступал против тех, кто признавал существование ощущений и сознания «без присутствия вещества», т.е. без материального субстрата – мозга.

Н.И. Пирогов признавал возможность познания действительности при помощи показаний органов чувств и деятельности мышления. Он подразделял ощущения на внешние и внутренние, предвосхитив тем самым учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова об экстеро- и интерорецепции.

С этих же позиций Пирогов рассматривал и проблему бессознательной (автоматической) деятельности нервных центров. Он говорил о материальной детерминированности мышления, о его обусловленности, в конечном счете, миром внешних материальных впечатлений. Пирогов писал: «Что же касается до бессознательного мышления, то и тут, во многих случаях, кажущаяся нам бессознательность есть только следствие привычки и опыта. Что было в начале жизни узнано нами постепенно и сознательным опытом, то впоследствии, сделавшись нам известным и привычным, кажется бессознательным, и мы пользуемся потом плодами этого знания, не сознавая, что обладаем им посредством долгого опыта». Пирогов рассматривал автоматическую деятельность психики как проявление рефлекторной деятельности.

Проблему соотношения физиологического и психического Н.И. Пирогов рассматривал в плане их органического единства, видя материальную обусловленность субъективного (психического) мира человека. Он писал: «…Ни воля, ни мысль, ни совесть человека не произвольны, но свободны в границах, определенных известными органическими и психическими законами… Ни желания, ни хотения наши не могут быть произвольными, хотя и кажутся нам таковыми… А свобода – не видимая и не ощущаемая нами цель».

Принцип нервизма, т.е. взгляд на организм как на единую, функционально взаимосвязанную систему, испытывающую влияние внешней и внутренней среды, лежит в основе всех естественнонаучных взглядов Пирогова и его лечебной практики.

Исходя из интегрирующей и координирующей роли нервной системы в жизнедеятельности организма, Пирогов пришел к решению вопроса об общем обезболивании при проведении хирургических операций и других насущных вопросов теоретической и практической медицины.

В «Началах общей военно-полевой хирургии» и других произведениях он говорит об особо важном значении нарушений центральной нервной системы в развитии всевозможных заболеваний.

Называя себя приверженцем эмпирического направления в науке, он в то же время говорил о недопустимости механического противопоставления индукции и дедукции опыта и теории, так как они, в конечном счете «берут за исходную точку своих суждений факт».

Жизнь и смерть, физиологическое и патологическое, здоровье и болезнь рассматривались Пироговым в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Жизнь понималась им как совокупность («собрание») отправлений, противодействующих смерти. Рассматривая развитие организма с позиций эволюционного учения, Пирогов стремился выявить взаимосвязи и взаимопереходы физиологического и патологического. Например, травматический отек, возникающий сразу же после повреждения ткани, рассматривался Пироговым как нормальная местная реакция травмированной ткани. Но в зависимости от ряда условий он может либо прекратиться, либо перерасти в патологический процесс.

Пытаясь определить, объяснить природу сознания, Пирогов предположил существование особого рода атомов (органических), наделенных свойствами, обеспечивающих наивысшие проявления жизнедеятельности организмов. Сами эти «органические атомы», по его мнению, появляются по воле «вечного разума», наделившего эти атомы мыслительными способностями. Но, говоря о существовании «мирового ума», он не смог объяснить его материальной неопределенности. В своем «Дневнике старого врача» он пишет: «Да где же мировой мозг? Мысль без мозга, без слов! Разве это не абсурд в устах врача?».

В своей монументальной работе «Анналы…» Пирогов не только проанализировал и обобщил свой научный и клинический опыт, но и заложил основы новой гуманистической этики. «Быть, а не казаться» - это стало главным девизом всей жизни и деятельности Н.И. Пирогова как врача и великого ученого.

Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905) – великий русский ученый, основоположник отечественной физиологии, создатель учения о рефлексах головного мозга. Рефлекторная теория деятельности нервной системы является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины.

Работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», посвященная вопросам физиологии высшей нервной деятельности, была воспринята современниками как сочинение философское. Представители цензуры усмотрели в ней покушение на религиозную доктрину о бессмертии духа и признание «в человеке одной лишь материи».

Философ К. Кавелин сделал вывод, что после этой книги следует полностью отделить психологию как опытную позитивную науку от всякой философии. Сам Сеченов стремился обособиться от философии, считая, что философия ведет к умозрительности, что нужно превратить психологию в самостоятельную опытную науку.

В ходе своих исследований физиологии нервной деятельности Сеченов пришел к выводу о «родстве психических явлений с так называемыми нервными процессами…, актами чисто соматическими»[4]. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движении.. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактором является мышечное движение»[5].

Он обосновал материалистическое понимание психической жизни человека, ее вторичность. Сеченов считал, что чувственный опыт человека (ощущения) – это только первый шаг в познании человеком окружающего мира, т.к. сложные психические процессы не сводятся только к ощущениям, они обретают собственную сложную жизнь.

И.М. Сеченов создал концепцию о единстве организма и внешней среды, которая стала одним из основополагающих элементов теоретической базы материалистической физиологии.

Опираясь на многие клинические данные, И.М. Сеченов показал, что «нельзя выводить всю психическую жизнь человека из деятельности одного только фактора – духовной организации человека, оставляя в стороне внешние воздействия». «Среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию… Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него»[6].

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) – выдающийся отечественный невролог, психиатр, психолог, внесший большой вклад в исследование анатомии, физиологии и патологии нервной системы, развитие рефлексологии, организатор и руководитель Психоневрологического института (1908) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

В ходе своей научной деятельности В.М. Бехтерев с материалистических позиций исследовал проблемы сознания и психической деятельности человека. В своих исследованиях личности человека он опирался на данные комплексных анатомо-физиологических и психологических обследований. Он придерживался материалистичес-ких взглядов на природу психической деятельности человека, согласно которой основой психики являются анатомо-физиологические особенности нервной системы.

Целью его фундаментальных исследований в области нейрофизиологии было раскрытие закономерностей деятельности головного мозга, подтверждение идеи о том, что мозг и другие отделы нервной системы являются основой психической, духовной жизни человека.

Используя в своей практической и научной работе метод гипноза, В.М. Бехтерев пришел к выводу об ошибочности господствовавших в конце 19 века взглядов на гипноз как на болезнь, чаще всего связанную с последствиями нервного потрясения или шока (Ж.М. Шарко). По мнению Бехтерева, состояние гипноза есть ненормальное состояние мозга, или, другими словами, - искусственно вызванная истерия. Исследуя проблему методов лечебного воздействия на психику человека, Бехтерев пришел к выводу, что главным методом такого воздействия является не гипноз, а внушение, т.е. целенаправленное словесное воздействие на психику больного, которое проводится в лечебных целях.

В созданной В.М. Бехтеревым энциклопедии «Основы учения о функциях мозга» был введен новый научный термин – неврология. В ней обобщались знания об анатомии и физиологии нервной системы, которая признавалась основой всей психической жизни человека.

Илья Ильич Мечников (1845 – 1916) – выдающийся русский биолог, патолог, иммунолог и бактериолог, создатель фагоцитарной теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии. Он создал крупную научную школу российских микробиологов, иммунологов и патологов.

На формирование его материалистических взглядов как ученого оказали большое влияние работы физиолога Я. Молешотта, философа Л. Фейербаха, Ч. Дарвина. И.И. Его научные открытия и теории внесли большой вклад в материалистическое понимание проблем жизни и смерти.

Основные положения фагоцитарной теории иммунитета являются материалистическим обоснованием идеи о существовании противоборства противоположностей на микроуровне организации жизни на Земле.

В последние годы жизни И.И. Мечников создает «теорию ортобиоза, т.е. правильной жизни, основанной на изучении человеческой природы и на установление средств к установлению ее дисгармоний».

На основании микробиологических исследований, Мечников утверждал, что современный ему человек может жить не менее 100 лет. Смерть до этого возраста является следствием болезни, появляющейся как результат негативного воздействия микробов кишечной флоры, отравляющих организм своими токсинами. Старость, по мнению И.И. Мечникова, излечивается, подобно любому заболеванию, с помощью определенных лекарственных средств.

И.И. Мечников написал ряд статей на философские темы, которые были объединены «общей мыслью и направлены к установлению рационального миропонимания». В ранних статьях он писал о «дисгармонии человеческой природы и отсутствии прочных устоев» у людей. В заключительных статьях он рассуждает о долголетии – вечной мечте каждого человека, недостижимого и притягательного явления.

Долголетие Мечников рассматривает как нечто совершенно естественное и доступное человеку. Он попытался проникнуть в тайны продления жизни, исследуя процессы пищеварения и создавая теорию ортобиоза.

Николай Алексеевич Северцов (1827 – 1885) – выдающийся отечественный биолог, один из основоположников экологии, внесший значительный вклад в развитие эволюционной теории.

Н.А. Северцов считал, что философия и наука – это различные формы познания, каждая со своими методами и задачами, причем философия не должна вторгаться в сферу науки, т.к. предназначение философии – в осмыслении достижений науки. Он пришел к выводу, что исследование наследственности в живой природе может дать богатый материал для философского осмысления проблем устройства мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.009 с.)