ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ.



СЛОВАРЬ-МИНИМУМ

 

для студентов специальности

«Архитектура»

 

 

Новосибирск 2012

 

 

Сергеев С.К. Философия: Словарь-минимум для студентов по специальностям «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн». – Новосибирск: НГАХА. – 2011. – 33 с.

 

Словарь составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» (ГЭС.Ф.10 – базовая дисциплина цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральная компонента).

Особенностью словаря является расположение материала не по алфавитному принципу, а в последовательности, соответствующей перечню дидактических единиц (тем) минимума содержания дисциплины «Философия». Дидактическая единица вынесена как заглавие раздела (темы), содержание которого составляет минимум категорий и понятий философии, относящихся к данной теме.

 

Рекомендовано

кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирской государственной

архитектурно-художественной академии

 

 

ã Новосибирская государственная

архитектурно-художественная академия, 2012

ã Сергеев С.К., 2012

 

 

Предмет философии

 

ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ – некоторая реальность, действительность, или ее фрагмент, подлежащая изучению.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ – это отношение человека к миру как сложноорганизованная системная реальность.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ– совокупность взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

ФИЛОСОФИЯ– теоретическое мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, система взглядов на мир и место человека в нём, создаваемая на основе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рациональной критики.

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ.

МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ – метод познания, включающий два этапа: 1) движение мысли от конкретного предмета (данного в созерцании, чувственно-образном мышлении) к абстрактному представлению о предмете; при этом формулируются понятия, отражающие отдельные стороны, свойства предмета; 2) движение мысли от абстрактного к конкретному, при котором абстракции рассматриваются как моменты, стороны целого, определяемые его специфическим содержанием.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. genesis – происхождение, становление, развитие) – способ исследования предметов и явлений, основанный на анализе их происхождения, развития. Генетический метод ориентирует на изучение: 1) начальных условий развития; 2) главных этапов развития; 3) основных тенденций, «линий» развития. В исследованиях генетический метод используется в сочетании с др. методами: структурно-функциональным, системным, сравнительно-историческим и т.д.

 

Место и роль философии в культуре

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ заключается в том, что возникновение философии является итогом предшествующего культурно-исторического развития человечества и, одновременно, предпосылкой дальнейшего общественного прогресса.

Философия, однако, возникает не в абстрактной «человеческой культуре». Содержание конкретно-исторической культуры, совокупность норм, ценностей и значений, характерных для данной культуры, в конечном итоге образуют некие «культурные доминанты». «Культурные доминанты» определяют тип мировоззрения, формируемый в культуре. Эти доминанты являются своего рода «ядрами», центрами устойчивости, обеспечивающими целостность мировоззрения на всех его уровнях и во всех типологических вариациях. Формирование теоретического мировоззрения (т.е. философии), следовательно, происходит под влиянием особенностей культурно-исторического мировоззрения, характерного для данной эпохи и данного региона.

Особенности конкретно-исторической культуры определяют характерные черты и особенности философских идей, которые формируются в данной культуре. Считается, что генезис философии происходит относительно независимо в рамках трех культур Древнего Мира – индийской, китайской и греческой. Соответственно, возникает три мировые философские традиции – древнеиндийская, древнекитайская и древнегреческая.

ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ– это специфическое (особое) системно-теоретическое мировоззрение, определяемое особенностями конкретно-исторической культуры, «культурными доминантами», исторически сложившимися в данном обществе (регионе).

 

 

Становление философии

МИФ– исторически первый тип мировоззрения, несистематизированная совокупность взглядов на мир и место человека в нём, характеризующаяся целостностью, доминированием образности, антропоморфизмом, фантастическими элементами и отсутствием критичности.

ФИЛОСОФИЯ– теоретическое мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, система взглядов на мир и место человека в нём, создаваемая на основе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рациональной критики.

 

 

Учение о бытии

СУЩЕЕ– совокупность «единичных вещей».

БЫТИЕ – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. БЫТИЕ – «это то, что есть» (Парменид), существует реально, в отличие от небытия, «того, чего нет».

Под «бытием» понимается «истинное бытие», истинная реальность, ибо все остальное (включая «единичные вещи») имеет внешние причины, а потому не обладает реальным существованием, но лишь существованием обусловленным.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность в себе, а также содержит в себе закономерности и результаты своего развития.

Действительность отличается: 1) от всего кажущегося, мнимого, фантастического; 2) от всего только логического в сознании человека, даже если это логическое правильно отражает действительность; 3) от всего возможного, вероятного, но пока еще не существующего.

АТРИБУТ – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Аристотель отличал «атрибут» от «акциденции». АКЦИДЕНЦИЯ – временное, преходящее, несущественное свойство вещи. Декарт и Спиноза рассматривали атрибут как основное свойство субстанции, отличая его от модуса. Термин «атрибут» употребляется и в современной философии.

ВЕЩЬ – часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна вещь от другой отличается своей качественной определенностью.

В древнегреческой философии, средневековой европейской философии было широко распространено понятие «единичная вещь». «ЕДИНИЧНАЯ ВЕЩЬ» – чувтсвенно-воспринимаемая часть реальности. Гносеологической проблемой становится проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличие вещи от объекта и предмета.

И.Кант ввел философские термины «вещь в себе» и «вещь для нас». ВЕЩЬ В СЕБЕ (ВЕЩЬ САМА ПО СЕБЕ) – вещь, как она существует сама по себе, независимо от нас и нашего познания. ВЕЩЬ ДЛЯ НАС – вещь, как она «дана» нам через чувственное восприятие и мышление, как она раскрывается в нашем познании. В гносеологии И.Канта, единичные вещи (вещи в себе) даны человеку в чувственном опыте как феномены, в мышлении – как ноумены. НОУМЕН – это вещь, как она представлена в сознании человека через чувственное восприятие, опыт. ФЕНОМЕН – вещь, как она представлена в сознании человека через рациональное познание, мышление.

Спорным вопросом гносеологии Канта является вопрос о соотношении ноумена и вещи в себе. То, что феномен не соответствует вещи, какой она является сама по себе, для Канта очевидно: феномены должны пройти обработку в деятельности «трансцендентального субъекта», обработку посредством универсальных, априорных (независящих от индивидуального опыта человека) логических форм: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме». Но как соотносится «ноумен» с «вещью в себе»? Если признать, что ноумен как рационально познанная «вещь для нас» является все же абстрактным, неполным знанием о вещи, то различение Кантом вещей «в себе» и «для нас» имеет выраженную тенденцию агностицизма.

 

ХОЛИЗМ (от греч. holos – целый, весь) – философско-методологический принцип целостности, согласно которому целое всегда больше, чем сумма его частей.

Принцип холизма сформулирован южноафриканским философом Я.Смэтсом в 1926 г., хотя соответствующая позиция известная уже в древнегреческой философии.

 

Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия

МОНИЗМ– философская мировоззренческая позиция, согласно которой существует одно (единое) первоначало, одна первооснова бытия.

ПЛЮРАЛИЗМ – философская мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

ДУАЛИЗМ– философская мировоззренческая позиция, представляющая собой вариант плюрализма, согласно которой в основе бытия лежит два независимых первоначала.

Такого рода дуалистическую онтологию, допускающую два равноправных первоначал Мира, представляет учение Р.Декарта о двух субстанциях – «протяженной субстанции» (материя) и «мыслящей субстанции» (мышление).

МАТЕРИАЛИЗМ – монистическое философское учение, признающее материю первоосновой бытия, материальное единство мира.

Согласно материалистическому монизму, атрибуты материи следующие: 1) субстанциональность, т.е. материя несотворимоста, не имеет внешней причины, является причиной самой себя; 2) пространство и время, т.е. материя имеет «протяженность», длительность, относительную устойчивость; 3) движение, т.е. материя находится в процессе постоянного изменения, развивается от более простых к более сложным формам организации; 4) отражение, т.е. способность материальных образований (тел) в результату взаимодействия между собой создавать и сохранять в своей собственной структуре некий результат («след») произошедшего взаимодействия; 5) системность, т.е. материя обладает потенцией к самоорганизации, саморазвитию как созданию сложных структур из более простых структур (элементов).

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – монистическое философское учение, признающее первоначалом бытия духовную субстанцию (Дух, идеальное, мышление, идея).

При этом материя понимается либо как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией, либо как эманация идеального первоначала и овеществление его в формах своего протяженного и воспринимаемого существами инобытия этого идеального.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское учение, признающее единственной реальностью субъективное идеальное, внутренний мир отдельного человека, «Я».

При этом материя рассматривается как внешняя проекция комплекса человеческих ощущений, сводится к свойству воспринимаемости и лишается статуса объективной реальности.

Субъективный идеализм следует отличать от СОЛИПСИЗМА – философской позиции, исходящей из существования одного-единственного субъекта, единственной реальности – своего собственного «Я».

 

Пространство, время

ПРОСТРАНСТВО – это положение вещей «одна подле другой».

ВРЕМЯ – это положение вещей «одна после другой».

По Аристотелю, время связано с движением: где нет движения, нет и времени. Мы распознаем время, «когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее», так что у Аристотеля «теперь», «настоящее» понимается как субъективное, личное восприятие того, что имело место «сначала» и «потом».

Августин, говоря о прошлом и будущем, подчеркивал, что «прошлого уже нет, будущего еще нет», поэтому представление о прошлом и будущем – не представление о реальности, а, скорее, наши субъективные воспоминания (прошлое) и ожидания (будущее).

Время, по И.Канту, «не есть что-то объективное и реальное, не субстанция, не отношение (двух последовательных состояний вещи)», а субъективная способность человеческого ума, необходимая для упорядочения чувственных восприятий. По Канту, время субъективно, существует лишь в сознании субъекта (человека).

Гегель, напротив, рассматривал время как объективное, не зависящее от сознания. Время, по Гегелю, это – всеобщее «теперь», совокупность множества «теперь». Совокупность изменчивых состояний вещей, как они предстают перед нами фрагментарно, воспринимаются в каждый миг настоящего, есть объективный процесс, объективная «длительность» вещи в ее историческом существовании.

Э.Фромм рассматривает настоящее как точку, «где прошлое встречается с будущим». Настоящее – «точка соединения» прошлого и будущего. Прошлое всегда существует в настоящем как его состоявшаяся причина, как его реализовавшаяся предпосылка. Будущее также всегда присутствует в настоящем, потому что настоящее содержит причины, предпосылка возможности будущего того или иного варианта развития событий. Из такого понимания объективной связи прошлого и будущего через настоящее возникает идея принципиальной познаваемости будущего. Футурология – наука, рассматривающая будущее как предмет исследования и претендующая на знание (предсказание) вариантов будущего.

 

Детерминизм и индетерминизм

ДЕТЕРМИНИЗМ – принцип, согласно которому каждое явление имеет свою причину. Детерминизм – это философское учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности.

Центральным вопросом детерминизма является вопрос о существовании и действии законов. Если в природе и обществе существуют причинно-следственные взаимосвязи между явлениями, то это означает существование объективных законов, поскольку закон – это объективная существенная взаимосвязь между предметами, явлениями, процессами. Только признание существования объективных законов, основанное на признании принципа детерминизма, позволило развивать классическую науку, целью которой как раз и является познание объективных законов природы, общества и мышления.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ. Причина– это взаимодействие элементов некоторого целостного объекта (или двух объектов), обусловливающее изменения объекта. Следствие– это изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах (частях целого) или различных целостных предметах в результате их взаимодействия. Таким образом, отношение причинности является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает как причина, а другое – как следствие.

ОТНОШЕНИЕ ПРИЧИННОСТИ– это такая генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое «причиной», при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое явление, называемое «следствием».

Важным признаком отношения причинности является наличие между двумя явлениями отношения производства (порождения). Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает существование следствия, генетически обусловливает существование следствия.

 

Человек, общество, культура

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – философское учение о природе и сущности человека.

Суть антропологического подхода современной западной философии сводится к попытке определить основы и сферы «собственно человеческого» бытия, человеческой индивидуальности, творческих возможностей человека. Исходя из человека, ставится задача объяснить как собственную природу человека, так и смысл и значение окружающего мира.

Основоположником современной западной философской антропологии считается Макс Шелер (1874 – 1928).

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское учение об обществе как целостной системе, исторических формах и структурах общества, общественных процессах и их закономерностях.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – философское учение об историческом процессе, смысле истории и направлении исторического развития, последовательности исторических эпох и критерии общественного прогресса.

Становление философии истории как самостоятельного раздела философии связано с философскими учениями Ф.М.Вольтера, Дж.Вико, И.Г.Гердера и особенно – Г.В.Ф.Гегеля.

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ – философское учение о культуре во всем объеме ее исторического становления, о сущности, структуре и функциях культуры.

Возникновение философии культуры датируется концом 18 – началом 19 в. Выделение культуры в самостоятельный предмет философского анализа определил возникновение ряда новых философских дисциплин, таких как философия языка, философия религии, философия мифа, философия науки, философия права, герменевтика.

ОБЩЕСТВО – это форма совместного существования людей, совокупность или система отношений между людьми, возникающих в результате взаимодействия, совместной жизнедеятельности людей.

 

Человек и природа

Общество и его структура

Смысл человеческого бытия

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – 1) философское понятие, задачей которого является определение того, что придает жизни человека целостность, и что может быть одновременно понято разумом; 2) ответ на вопрос, в чем ценность прожитой человеком жизни.

Философское понятие «смысл жизни» связано с вопросом здравого смысла «Зачем живет человек?», но не сводится к ответу на этот вопрос. Философский вопрос о смысле жизни – это вопрос, поставленный на ином уровне, превышающем уровень обыденного понимания и размышления.

Подобно тому, как смысл, формирующийся в нашем мышлении, отличается от осмысливаемой вещи из материального мира, так «смысл жизни» является идеальным по природе в отличие от жизни как материального процесса. «Смысл жизни» принадлежит к сфере существенного (эйдетического) бытия, а не вещественного бытия. Поэтому постижение смысла жизни отдельным человеком связано с размышлением о жизненных поступках и установках, отношении человека к «своему и иному», однако не может быть сведено к сумме отдельных событий, достижению человеком материально-вещественного состояния «на жизненном пути».

В исследовании проблемы смысла жизни сложились два подхода – онтологический и гносеологический. Первый подход связан с платоновской традицией анализировать смысл жизни человека как «эйдос» с позиции рационального мышления. Второй подход – с неокантианской теорией ценности. И.Кант и неокантианцы принципиально отошли от онтологизма первой позиции, понимая под смыслом жизни ценность прожитой жизни для самого человека, окружающих людей и общества в целом. Вопрос о смысле жизни сводится к вопросу о том, как следует оценивать общие цели жизни? (Ради чего стоит жить? Какие цели следует перед собой ставить (а какими пренебрегать)? В чем истинное предназначение человека?).

Одна из самых трудных проблем человека может быть сформулирована следующим образом. Разум и труд радикально отличают человека от животного, но они же приносят ему сознание своей противоречивости и принципиальной незавершенности. С одной стороны, человека отличает непрерывное творение новых потребностей, что обычно не свойственно животным. Человек как индивид ориентирован на бесконечный прогресс. С другой стороны, только человек знает, что он конечен, и осознание своей приближающейся физической смерти осложняет смысложизненную проблему. Две характеорстики – стремление к бесконечности и знание своей конечности – составляют конфликт в разуме (душе, природе) человека. Не выходит ли, что человек рождается только для того, чтобы, осознав бесконечность своих потенциальных возможностей и потребностей, узнать об их принципиальной неосуществимости в полном объеме?

 

Насилие и ненасилие

 

Свобода и ответственность

СВОБОДА – способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, осуществлять выбор своих действий и поступков.

Понятие «свобода» связано с понятиями необходимости, ответственности, отчуждения, а также понятием «свободы воли».

Гегель различал негативную «свободу от» и позитивную «свободу для». Негативная свобода, понимаемая как способность человека совершать произвольное, ничем не обусловленное действие (способность к произволу как ничем не ограниченному действию), связана с волевым началом в человеке. Позитивная свобода как способность человека совершать целенаправленное действие, осуществлять целенаправленный выбор, связана с разумом, рационально обоснованной целью. М.Вебер считал целерациональной действие высшим типом социального действия.

 

Вера и знание

ВЕРА – оценивание высказываний (знания) как истинных без достаточных логических и фактических обоснований.

ЗНАНИЕ – 1) результат процесса познания, обычно выраженный в языке или какой-либо знаковой форме и допускающий истинностную оценку (А.Л.Никифоров); 2) результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания, форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения (И.Т.Касавин). ЗНАНИЕ – идеальное выражение в знаковой форме свойств и связей действительности.

В древнегреческой философии рассматривалась проблема соотношения знания («эпистема») и мнения («докса»). Античные мыслители относили мнение к чувственно воспринимаемому изменчивому мру вещей, а знание – к умопостигаемому миру вечных и неизменных сущностей.

Для философов Средневековья главной проблемой становится проблема разграничения знания и веры. Знание понималось как то, что может быть рационально обосновано, постулаты веры принимались как истинные без всякого обоснования.

Философия ХХ века ставит проблему демаркации (разграничения) различных видов знания: отличие научного знания от других видов знания (обыденного, философского, религиозного, мифологического и др.).

Основная проблема, обсуждаемая в философии науки ХХ в. в связи с понятием знания, это – проблема отношения научного знания к реальности.

СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И ЗНАНИЯ. В средневековой европейской философии по вопросу о соотношении знания и веры было три позиции. Первые две позиции исходят из совместимости знания и веры, третья – из несовместимости.

1. Постулаты веры предшествуют знанию и служат отправным пунктом при построении рациональных рассуждений (Августин, Ансельм Кентерберийский): «верую, чтобы понимать» – принцип первой позиции.

2. Знание должно предшествовать вере и использоваться для обоснования ее постулатов (Абеляр): «понимаю, чтобы веровать».

3. Поскольку знание и вера несовместимы, догматы веры невозможно рационально обосновать, т.е. знание может быть обосновано рационально, вера не нуждается в рациональном обосновании (Тертуллиан): «верую, потому что абсурдно».

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ – знание, раскрывающее внутренние структуры предметов и явлений, характеризующееся системностью и методичностью. Под «системностью» научного знания понимается не фрагментарный, а максимально возможный целостный, всесторонний его характер, под «методичностью» – применение целенаправленных познавательных процедур, методов научного познания. Отличительными особенностями научного знания являются: 1) непротиворечивость, 2) эмпирическую подтверждаемость, 3) логическую или эмпирическую обоснованность. Концепции и утверждения, не обладающие этими характеристиками, лежат за пределами научного знания.

ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ – знание, опирающееся на здравый смысл и личный опыт человека, существующее в форме чувственных образов и наглядных представлений о вещах, фрагментарное и не раскрывающее сущности вещей.

 

Понимание и объяснение

ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ. В обычном словоупотреблении не проводится четкого различия между объяснением и пониманием. Немецкий философ И.Г.Дройзен обратил внимание, что в слове «понимание» содержится психологический момент, которого нет в слове «объяснение». Дройзен считал, что процесс объяснения максимально объективен, т.е. ОБЪЯСНЕНИЕ некоторого явления опирается на сущность, внутреннюю структуру, указание причин этого явления. ПОНИМАНИЕ, во-первых, включает ЗНАНИЕ (знание того, как объяснить) сущности, внутренней структуры, причин явления, во-вторых, СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА к этому ЗНАНИЮ.

Дройзен сформулировал дихотомию объяснения и понимания.

ДИХОТОМИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ – противоположность между объяснением и пониманием, и противопоставление на этой основе объяснения как метода естественных наук и понимания как метода гуманитарных наук.

В философии науки противопоставление метода естественных наук методу гуманитарных наук, различение метода естественных наук как основанного на объяснении и метода гуманитарных наук как основанного на понимании, получило название «программы методологического дуализма».

 

Критерии научности

ВЕРИФИКАЦИЯ – процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки. Суждение счистается верифицируемым, если его можно проверить прямым наблюдением или экспериментом.

 

Рост научного знания

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА (И.Лакатос) –

Три элемента научно-исследовательской программы:

1) ядро исследовательской программы

2) позитивная эвристика

3) негативная эвристика

ЯДРО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ – это жесткая неизменная часть программы, состоящая из совокупности фундаменталных теоретических принципов, конкретно-научных и метафизических допущений об онтологической природе исследуемой области и общей стратегии ее изучения.

ПАРАДИГМА (Т.Кун) – совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации результатов научных исследований.

Согласно Куну, развитие науки проходит следующие этапы: предпарадигмальный этап; этап «нормальной науки», характеризующийся наличием устойчивой и принятой научным сообществом парадигмы; этап кризиса господствующей парадигмы, когда обнаруживаются «аномалии», факты, не объяснимые в рамках принятой парадигмы; этап «научной революции» как этап смены старой парадигмы на новую.

 

Наука и техника

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – философская дисциплина, изучающая технику как особый феномен культуры, глобальные проблемы, порожденные научно-техническими революциями, техническое знание и их влияние на человека.

Термин «философия техники» был введен Э.Каппом, его книга «Основания философии техники» вышла в Германии в 1877 г. Русский инженер П.К.Энгельмейер в начале ХХ в. написал работу «Философия техники». С 1960-х гг. философские исследования техники приобрели статус самостоятельной философской дисциплины, когда была сформирована программа философского комплексного, междисциплинарного анализа техники как сложного фактора развития человеческой цивилизации. Таким образом, философия техники становится самостоятельной философской дисциплиной, когда техника начинает рассматриваться в контексте общества и культуры.

ТЕХНИКА – 1) система средств и процедур производства продукта труда, внеприродных вещей; 2) совокупность умений и навыков, составляющих особенности (профессиональные особенности) того или иного вида человеческой деятельности (напр., техника рисунка, техника проектирования, техника пошива одежды, техника выпечки хлеба, техника устного счета, техника ведения дискуссии, техника запоминания информации и т.п.).

Античные мыслители понимали под «techne» широкий набор видов деятельности – от ремесленного труда до творчества скульптора. При этом в основе техники, технической деятельности лежали два принципа: 1) подражание природе – процесс создания вещи человеком подобен процессу возникновения и становления вещи в природе; 2) совершенствование природы – процесс создания того, чего в природе нет, или совершенствования природных объектов для удовлетворения потребностей человека. В Новое время термин «техника» означал совокупность средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но, прежде всего – производству орудий труда и машин.

ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ – это область создаваемого, находящегося в процессе становления, обретающего свое существование артефакта.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ – 1) знание, на основе непосредственного применения которого возможно создание некоторого продукта; 2) знание, выступающее в качестве связующего между эмпирическим и теоретическим знанием.

Техническое знание (греч. techne) представляет собой как бы связующее звено между опытным знанием (греч. empeirtia) и знанием теоретическим (греч. episteme). В техническом знании сочетаются экспериментально-опытные данные с рационально поставленными задачами и обоснованными логико-математическими решениями. Специфической чертой технического знания является его направленность на производство и конструирование.

 

Будущее человечества

БУДУЩЕЕ – один из трех (наряду с настоящим и прошлым) модусов времени.

Э.Фромм рассматривает настоящее как точку, «где прошлое встречается с будущим». Настоящее – «точка соединения» прошлого и будущего. Прошлое всегда существует в настоящем как его состоявшаяся причина, как его реализовавшаяся предпосылка. Будущее также всегда присутствует в настоящем, потому что настоящее содержит причины, предпосылка возможности будущего того или иного варианта развития событий. Из такого понимания объективной связи прошлого и будущего через настоящее возникает идея принципиальной познаваемости будущего. Футурология – наука, рассматривающая будущее как предмет исследования и претендующая на знание (предсказание) вариантов будущего.

 

СЛОВАРЬ-МИНИМУМ

 

для студентов специальности

«Архитектура»

 

 

Новосибирск 2012

 

 

Сергеев С.К. Философия: Словарь-минимум для студентов по специальностям «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн». – Новосибирск: НГАХА. – 2011. – 33 с.

 

Словарь составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» (ГЭС.Ф.10 – базовая дисциплина цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральная компонента).

Особенностью словаря является расположение материала не по алфавитному принципу, а в последовательности, соответствующей перечню дидактических единиц (тем) минимума содержания дисциплины «Философия». Дидактическая единица вынесена как заглавие раздела (темы), содержание которого составляет минимум категорий и понятий философии, относящихся к данной теме.

 

Рекомендовано

кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирской государственной

архитектурно-художественной академии

 

 

ã Новосибирская государственная

архитектурно-художественная академия, 2012

ã Сергеев С.К., 2012

 

 

Предмет философии

 

ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ – некоторая реальность, действительность, или ее фрагмент, подлежащая изучению.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ – это отношение человека к миру как сложноорганизованная системная реальность.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ– совокупность взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

ФИЛОСОФИЯ– теоретическое мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, система взглядов на мир и место человека в нём, создаваемая на основе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рациональной критики.

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ.

МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ – метод познания, включающий два этапа: 1) движение мысли от конкретного предмета (данного в созерцании, чувственно-образном мышлении) к абстрактному представлению о предмете; при этом формулируются понятия, отражающие отдельные стороны, свойства предмета; 2) движение мысли от абстрактного к конкретному, при котором абстракции рассматриваются как моменты, стороны целого, определяемые его специфическим содержанием.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. genesis – происхождение, становление, развитие) – способ исследования предметов и явлений, основанный на анализе их происхождения, развития. Генетический метод ориентирует на изучение: 1) начальных условий развития; 2) главных этапов развития; 3) основных тенденций, «линий» развития. В исследованиях генетический метод используется в сочетании с др. методами: структурно-функциональным, системным, сравнительно-историческим и т.д.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.047 с.)