Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Многообразие философских направлений и школ.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многообразие философских школ и направлений, характерное для всех исторических времен, в том числе и для нашего, породило два крайних взгляда в оценке этого явления: скептицизм и догматизм. Скептики рассматривают многообразие философских систем как очевидное доказательство тщетности, несостоятельности философии в поисках истины и видят в истории философии историю человеческих заблуждений. Догматики, напротив, полагают, что познать истину можно, но сделать это способна только одна единственная, их собственная философия (философская система). На самом же деле существование многообразных философских теорий, по-разному объясняющих природу и сущность явлений, отнюдь, не является симптомом кризиса в философии, тупиковой ситуацией, свидетельством бесплодности философской мысли в познании тайн бытия. Напротив, разнообразие философских концепций служит доказательством богатства идей и плодотворности философских исследований. Опыт духовного развития человечества (особенно в XX столетии) свидетельствует о том, что плюрализм научных воззрений является необходимым условием успешного развития теории. Здесь можно привести следующие аргументы: однообразие обедняет науку. Любая философская доктрина, объявившая себя истиной в последней инстанции, всезнающей, способной объяснить «все и вся», на самом деле таковой не оказывается, и рано или поздно обречена на догматизм. И в принципе можно сказать, что многообразие лежит в основе развития не только философии, но и природы, социальных систем, духовной культуры. Это многообразие мы наблюдаем и в истории Жизни на Земле, и в смене общественных форм, и в истории религии и искусства. Наиболее глубоко оценил смысл и истину многообразия философских школ и направлений Г. Гегель: на диалектическом осмыслении этого многообразия он построил свою философскую систему. Великий немецкий философ увидел в многообразии философских концепций их единство. Существовала и существует одна философия, - подчеркивал Гегель, - но она обнаруживает себя не сразу, а раскрывается исторически в процессе перехода от односторонних, абстрактных определений и взглядов к более полному и конкретному содержанию философского знания о мире. Новая, более совершенная философская теория не отвергает полностью предшествующую, а преодолевает ее ограниченность, развивая ее рациональные стороны на следующем витке познания. На этом принципе, в частности, построены гегелевские «Лекции по истории философии». Принцип многообразия (плюрализма) и толерантности (терпимости к разным точкам зрения) убедительно демонстрирует развитие современной философской мысли. В XX веке значительные философские идеи разрабатываются не в одной какой-либо доминирующей теории, а в многочисленных и разнообразных по своей проблематике и методам исследования философских направлениях и школах. Поэтому новейшей философии удалось открыть и разработать новые области исследования, такие, например, как философия жизни, философия культуры, психоаналитическая философия, философский мистицизм и иррационализм, философия науки и техники, философская герменевтика, философия диалога, экофилософия, философия глобальных проблем, философские проблемы информационной цивилизации и др. По-новому осмысливаются такие традиционные области философского знания как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология.
Вопросы для самопроверки: 1. В чем отличия философии и науки? 2. В чем сходства и отличия философии, религии и искусства? 3. Почему имеет место многообразие философских направлений и школ? 4. Какие новые области исследования открываются и разрабатываются в новейшей философии?
Литература по теме:
1. Анокова Н.В. История религий - Учебное пособие. – М., Маркет ДС, 2007. 2. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004. 3. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009. 4. Никифоров А. Философия науки: история и методология. - М., 1998. 5. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.
Практические задания:
Задание 1. На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.
Задание 2. Французский философ Р. Декарт замечал: «Философия... распространяется на все доступное для человеческого познания». Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?
Задание 3. Русский философ В. Соловьев писал: «Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений». Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?
Задание 4. Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.01 с.) |